Приложение №1 к приказу № 455 от 06.02.2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ ДО ГДДТ г.Шахты 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность МБУ ДО ДДТ по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. 1.2. Нормативные правовые акты, на основе которых организуется обучение лиц с ОВЗ: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, утвержденные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09. 1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении: Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами). Ребенок - инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 2. Цель и задачи 2.1. Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. 2.2. Задачи: Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей, с ограниченными возможностями здоровья, с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебно - профилактического учреждения. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в их социальной адаптации; расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к полноценной жизни в обществе. Обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса. 3. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ 3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов ГДДТ организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. 3.3. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание ГДДТ, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 3.4. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 3.5. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами ГДДТ обеспечивает: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптацию официального сайта МБОУ ДО ГДДТ в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию ГДДТ располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося. б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации. в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и другие помещения ГДДТ, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). По согласованию с родителями (законными представителями) дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут быть приняты на обучение по дополнительным общеобразовательным программам без создания специальных условий. 3.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается как малыми группами, так и группами до 15 человек. 3.7. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в МБОУ ДО ГДДТ, так и по месту жительства. 3.8. Форму организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов родители (законные представители) учащегося согласовывают с администрацией ГДДТ. 3.9. Выбор формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в ГДДТ и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе. 3.10. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. 3.11. Содержание адаптированных дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей. 3.12. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, а детиинвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 3.13. В случае обучения по адаптированным общеобразовательным общеразвивающим программам в ГДДТ создаются специальные условия для получения образования лиц с ОВЗ, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии. 3.14. Кроме реализации дополнительных общеобразовательных программ, в ГДДТ могут осуществляться проекты, программы и разовые формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 4. Адаптация дополнительной общеобразовательной программы 4.1. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам должна осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, при необходимости адаптированных для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. 4.2. Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает: 4.2.1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ. 4.2.2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. 4.2.3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и/или психологопедагогического консилиума; составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей каждого ребенка; обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ. 4.2.4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.); 4.2.5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам правового обеспечения и иным аспектам.