Положение о порядке обучения детей с ОВЗ

Приложение №1
к приказу № 455 от 06.02.2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в МБОУ ДО ГДДТ г.Шахты
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность МБУ ДО ДДТ по реализации
дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ.
1.2. Нормативные правовые акты, на основе которых организуется обучение лиц с
ОВЗ:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
 Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, утвержденные письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица,
имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые
препятствуют освоению образовательных программ без создания
специальных условий для получения образования: неслышащие,
слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и
поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
 Ребенок - инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
 Адаптированная образовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2. Цель и задачи
2.1. Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
дополнительного образования.
2.2. Задачи:
 Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей, с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом характера течения
заболевания, рекомендаций лечебно - профилактического учреждения.
 Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в их
социальной адаптации; расширение их жизненного пространства,
кругозора и подготовка к полноценной жизни в обществе.
 Обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса.
3. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ
3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов ГДДТ организует образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий обучающихся.
3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учётом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе
получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции.
3.3. Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в

здание ГДДТ, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
3.4. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут
быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.5. В целях доступности получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
ГДДТ обеспечивает:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
 адаптацию официального сайта МБОУ ДО ГДДТ в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту
доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
 размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
 присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь;
 выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт
или аудиофайлы);
 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию ГДДТ располагающему местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося.
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
 дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с
учетом размеров помещения);
 предоставление
надлежащих
звуковых
средств
воспроизведения
информации.
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,
материально-технические
условия,
предусматривающие
возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и
другие помещения ГДДТ, а также их пребывания в указанных помещениях
(наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное
понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел
и других приспособлений).
По согласованию с родителями (законными представителями) дети с ОВЗ и
дети-инвалиды могут быть приняты на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам без создания специальных условий.

3.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается как малыми
группами, так и группами до 15 человек.
3.7. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных группах.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
может проводиться индивидуальная работа как в МБОУ ДО ГДДТ, так и по месту
жительства.
3.8. Форму организации обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов родители (законные представители) учащегося
согласовывают с администрацией ГДДТ.
3.9. Выбор формы организации обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья зависит от особенностей психофизического развития и возможностей
обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения
заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии,
возможностей
доставки
обучающегося в ГДДТ и отсутствия противопоказаний для занятий в детском
коллективе.
3.10. Содержание дополнительного образования детей и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.
3.11.
Содержание адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера
течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей.
3.12. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной
общеобразовательной общеразвивающей программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, а детиинвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.13. В случае обучения по адаптированным общеобразовательным
общеразвивающим программам в ГДДТ создаются специальные условия для
получения образования лиц с ОВЗ, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными
категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии.
3.14. Кроме реализации дополнительных общеобразовательных программ, в
ГДДТ могут осуществляться проекты, программы и разовые формы работы с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
4. Адаптация дополнительной общеобразовательной программы
4.1.
Образовательная
деятельность
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам
должна осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных

программ, при необходимости адаптированных для обучения указанных
учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а
также
педагогическими
работниками,
прошедшими
соответствующую
переподготовку.
4.2. Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
4.2.1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
4.2.2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности.
4.2.3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ
дополнительной общеобразовательной программы:
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии
и/или
психологопедагогического консилиума;
 составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом
особенностей каждого ребенка;
 обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных
особенностей ребенка; коррекционная направленность учебновоспитательного
процесса;
соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование
современных
педагогических
технологий,
в
том
числе
информационных,
компьютерных для оптимизации образовательной деятельности,
повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей
с ОВЗ.
4.2.4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ
(обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
воспитательных,
культурно-развлекательных
мероприятиях,
конкурсах,
выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);
4.2.5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам
правового обеспечения и иным аспектам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».