№ п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 6 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 7 1.3.2 Содержание учебного плана 8 10 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 11 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 12 12 12 14 15 17 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Сделай сам» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, содержание программы направлено этнокультурное воспитание и сохранение народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия России и Ростовской области. Руководствуясь Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены темы по изучению государственных символов Российской Федерации Организация с дошкольниками творческой деятельности, творческие работы и задания где дошкольники могут больше узнать о своей Родине, способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны. 1.1.1. Направленность и вид программы Направленность программы – художественная. Вид программы – модифицированная. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. 3 1.1.2 Новизна, актуальность программы Актуальность и целесообразность данной программы заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремлённее. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема знаний. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное Сделай сам. Коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку. Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, Сделай сам, а точнее быть немного волшебниками. Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть поделок - это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением. 1.1.3. Отличительные особенности программы: Отличительная особенность программы: В настоящей программе систематизирован и обобщен современный учебный и методический материал с учетом достижений и российских традиций в области творчества, развития культуры, техники, прикладного искусства, и социальной сферы. 4 1.1.4 Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Период 5-6 лет называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. К 7 у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева – справа». Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как «шире – уже», «больше – меньше», «короче – длиннее». Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину. К 7 годам постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять чтолибо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Программа рассчитана на 1 год обучения (72 ч). Год обучения 1-й обучения год Кол-во часов в неделю 2 Режим занятий Объем программы 2 раза в неделю по 1 ч. 72 1.1.6 Форма обучения. Форма обучения – очная. 5 Таблица 1. Количество обучающихся в группах 15 В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса 1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности. 2. Повторность и усложнение материала. 3. Вариативность выполнения заданий детьми. 4. Взаимосвязь всех видов деятельности. 1.1.8 Режим занятий: 1-й год обучения –– 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. 1.2.2 Основные задачи программы: Образовательные: формировать у детей интерес к разнообразным видам декоративноприкладного искусства; познакомить с новыми техниками и технологиями, умение применять их на практике. формировать умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе; обучить правилам безопасной работы с разными материалами и инструментами. Развивающие: 6 развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и логическое мышление, зрительную память; развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: формировать у детей умение трудиться в коллективе; воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность; воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами; воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны, культурному наследию своего народа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам» была разработана в 2019 году и ежегодно обновляется. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план Таблица 2. № 1 1.1 1.2 1.3 Разделы Введение в программу Работа с бумагой и картоном Изготовление плоской аппликации из бумаги по образцу. Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур Беседа на тему: Государственные символы моей страны. Количество часов теори практи Всего я ка часов 1 Формы аттестации, диагностики, контроля 15 1 15 4 4 Презентация работы 5 5 Презентация работы 6 6 Беседа 7 2. 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 Воспитываем и познаем Создание бумажной народной куклы Создание одежды для бумажной народной куклы Работа с бросовым материалом Конструирование игрушек из бросовых материалов Изготовление поделок из одноразовой тарелки Подставка под чашку из старых дисков Работа с пластилином Изготовление из пластилина Насекомых и зверей Работа в технике мазок пластилином: Животные Донской земли Выполнение лепной картины Итоговое занятие Итого: 1 1 6 3 7 4 Презентация работы 3 3 Беседа 3 20 23 1 6 7 Презентация работы 1 6 7 Игра 1 8 9 Выставка 3 1 22 8 25 9 Беседа 1 7 8 Игра 1 7 8 Выставка 1 72 Игра 8 1 64 1.3.2 Содержание учебного плана Раздел: Введение в программу Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год. Введение в программу. Практика: Рассмотрение материала для будущей работы Работа с бумагой и картоном Тема 1.1: Изготовление плоской аппликации из бумаги по образцу. Теория: Ознакомление с понятиями и аналогами для работы с аппликацией. Практика: Вырезание простых закрытых форм, форм с прорезными элементами, составление работы из простых силуэтов. Вырезание простых силуэтов по готовым аналогам. Тема 1.2: Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур 8 Теория: Техника безопасности работы с ножницами Практика: Вырезание по готовым аналогам несложной аппликации. Тема 1.3: Беседа на тему: Государственные символы моей страны. Теория: Знакомство с символами России, история символов России. История изменения символов России с течением времени. Воспитываем и познаем Тема 2.1 Рассказ о старорусских народных праздниках Теория: Ознакомление с народными праздниками, историей и культурой родного края. Практика: Подготовка работ на тему народных праздников. Тема 2.2 Выполнение работы по мотивам старорусских народных праздников Практика: Подготовка работ на тему народных праздников, Подготовка материалов, выбор праздника, заготовка и покраска форм. Работа с бросовым материалом Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок. Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение материала Тема 3.1: Конструирование игрушек из бросовых материалов Теория: Виды поделок, подготовка материалов. Практика: Создание основы, добавление мелких деталей, покраска декоративных элементов Тема 3.2: Изготовление поделок из одноразовой тарелки Теория: Обработка поверхности, подготовка материалов, обзор аналогов. Практика: Нанесение изображения, обработка деталей, добавление декоративных элементов. Тема 3.3: Подставка под чашку из старых дисков Теория: Подготовка дисков, изучение аналогов. Практика: Покраска форм декорирование элементами. Работа с пластилином Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок. Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение материала Тема 4.1: Изготовление из пластилина насекомых и зверей 9 Теория: Подготовка деталей изучение аналогов Практика: Лепка деталей с последующим формированием работы. Тема 4.2: Работа в технике мазок пластилином: Животные Донской земли Теория: Ознакомление с аналогами, выбор схем и шаблонов, ознакомление с видами животных Донского края. Практика: Работа с шаблоном, нанесение пластилина на готовый шаблон. Тема 4. 3: Выполнение лепной картины Теория: Виды работ, выбор формы, выбор шаблона. Практика: нанесение пластилина на шаблон, доработка форм. Итоговое занятие Подведение итогов, просмотр работ. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: у детей сформируется интерес к разнообразным видам декоративноприкладного искусства; дети познакомятся с новыми техниками и технологиями, научатся применять их на практике; у детей сформируются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе; дети будут знать правила безопасной работы с разными материалами и инструментами. Метапредметные результаты у детей будет развита познавательная и творческая активность, фантазия, образное и логическое мышление, зрительная память; у детей будет развита мелкая моторика пальцев рук. Личностные результаты: у детей будет сформировано умение трудиться в коллективе; развиты усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность; дети будут проявлять трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами; дети познакомятся с культурой своей страны, культурным наследием своего народа. 10 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования имеющий профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы. Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается самообразованием, изучая литературу по декоративно-прикладному направлению, размещает свои авторские материалы на образовательных сайтах, в сетевых сообществах и личных сайтах, демонстрируют уровень своей квалификации на профессиональных конкурсах, фестивалях. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение: -светлый, просторный класс, -шкафы и стеллажи, -проектор и экран для презентаций, -большой стенд для лучших работ, А также принадлежности и материалы для детей Таблица 3. Индивидуальная принадлежность Халат Нарукавники Групповая принадлежность Карандаши простые Цветная бумага Ножницы Скрепки Акриловая краска Салфетки декупажные Шпаклевка латексная Цветной картон Шпатель Клей ПВА Пластилин Коврик для пластилина Резак Природные материалы 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещен в Приложении 1. 2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТЕСТАЦИИ Наблюдение, выставки, беседа, защита работы, презентация работы, групповая оценка работ, выставка. 2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Таблица 4. Результаты Критерий Показатель степень владения на практике уровень техниками и сформированности Предметные приёмами навыков в области степень результаты декоративноцелесообразности прикладного применения творчества приёмов и техник в работе с различными материалами количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок уровень развития степень развития фантазии и фантазии, Метапредметные образного мышления, результаты мышления, воображения воображения 12 Форма отслеживания результата наблюдение наблюдение журнал, раздел «Творческие достижения» наблюдение уровень устойчивости интереса к занятиям уровень сформированности личностных качеств Количество посещённых занятий Активность участия в выставках и конкурсах степень аккуратности при изготовлении поделок Личностные результаты степень увлечённости и уровень сформированности заинтересованности работой навыков кол-во посещённых коллективного культурновзаимодействия массовых мероприятий степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися журнал портфолио наблюдение журнал, раздел «Массовые мероприятия» наблюдение наблюдение 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В программе используются следующие методы обучения: Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.) Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.) изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося и т.д.) В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в 13 выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. 14 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Зайцева А., Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных. Изд-во Эксмо, 2016. 2. Зайцева А., 75 изумительных снежинок из бумаги. Изд-во Эксмо, 2015. 3. Казак А. А., Казак Н. В. Цветы на платке. Москва, ВЛАДОС, 1995. 4. Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск. Карелия.2009. 5. Нагибина М. И. Чудеса из ткани Сделай сам. Ярославль. Академия развития. 2014. 6. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий Сделай сам /пер. с нем. – М.: Мой Мир Гмб и К о КГ, 2012 7. Cубочева Е. «Жостово». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ, 2015 8. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. 9. Сергей Коваченко Большая пластилиновая книга Изд-во Эксмо, 2021. 10. Рони Орен Секреты пластилина Изд-во Махаон, 2014. 2018 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1. 1. Авторы: Людмила Сеньшова, Ольга Чтак «Пластилиновая лаборатория Чевостика 2» 2019г. 2. Кабаченко С. «Как слепить из пластилина любое животное за 10 минут. Звери, птицы, насекомые» Издательство ЭКСМО 2022г. 3. Земченок С.О. Лепим из пластилина: смотри и повторяй Издательство АСТ 2022г. 4. М.В. Адамчик Книга Азбука из пластилина, Лепим из пластилина. Развитие ребенка. Издательство АСТ, Харвест 2022г. 5. Литвинова О. Рисование, лепка, аппликация с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР. с 3 до 4 лет. ФГОС. Методический комплект программы Нищевой Н. В. Издательство Детство-Пресс 2021г. 6. Маврина Лариса Викторовна Первое творчество. Выпуск 3. Мои первые аппликации. Издательство Стрекоза 2020г. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. http://stranamasterov.ru/node/1364 «Страна мастеров» (портал) обращение (19.05.23) 2. https://infourok.ru/ Образовательный портал «Инфоурок» (сайт). обращение (19.05.23) 3. https://learningapps.org/ Сервис для создания интерактивных упражнений (обращение 19.05.23) 15 4. https://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-poplastilinografi-dlja-detei-5-7-let.html Международный образовательный портал (обращение 19.05.23) 5. https://www.art-talant.org/publikacii/2052-krughkovaya-deyatelynosty-veselyyplastilin Арт - талант Академия развития творчества (обращение 19.05.23) 6. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/20414-rabochaya-programma-volshebnyjplastilin.html Дошколенок Ру. Сайт для воспитателей детских садов (обращение 19.05.23) 7. https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-obshchera-82.html Образовательная площадка «Мультиурок» (обращение 19.05.23) 8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141934-volshebnyj-mirapplikacii Образовательный портал «Продленка» (обращение 19.05.23) 16 2.6. ПРИЛОЖЕНИЯ. Календарный учебный график Приложение 1. п/ п Дата по плану Дата по факту Тема занятия Введение в программу Колво Примечания часов 1 Изготовление плоской аппликации из бумаги по образцу. 4 Презентация работы Изготовление плоскостной аппликации из геометрических фигур 5 Беседа Защита работы Беседа на тему: Государственные символы моей страны. 6 Презентация работы Создание бумажной народной куклы 4 Беседа Защита работы Создание одежды для бумажной народной куклы 3 Презентация работы Конструирование игрушек из бросовых материалов 7 Презентация работы Изготовление поделок из одноразовой тарелки 7 Беседа Защита работы Подставка под чашку из старых дисков 9 Презентация работы 17 Изготовление из пластилина Насекомых и зверей 9 Презентация работы Работа в технике мазок пластилином: Животные Донской земли 8 Беседа Защита работы Выполнение лепной картины 8 Групповая оценка работ Итоговое занятие 1 Игра 18 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)