№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 7 1.3.2 Содержание учебного плана 8 11 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 11 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 12 12 13 15 18 19 Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Танцевальное искусство – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. 1.1.1. Направленность программы и вид программы Общеобразовательная, общеразвивающая программа «Танцевальный дилижанс» имеет художественную направленность. Вид программы модифицированная. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмичное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного типа творчества помогут ребенку развивать свои творческие способности. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, 3 осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.) Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях; а также, организациях отдыха детей и их оздоровления»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы Существующие программы музыкально-ритмичного воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-6 лет. Актуальность программы: Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или 4 иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме, и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 1.1.3. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является реальная возможность для каждого ребенка найти любимое дело, понять и оценить собственные возможности. В процессе освоения материала нужно учитывать принцип «от простого к сложному». Данная программа осуществляется на таких принципах как: - Принцип сознательности и активности – обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность. - Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе. - Принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений. - Принцип наглядности – ИКТ включает в работу максимальное количество органов зрительной, слуховой и тактильный - Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь. 1.1.4. Адресат программы Общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный дилижанс» предназначена для детей 5 – 7 лет. В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности и способность самовыражения. Учащимся не обязательно иметь специальную физическую подготовку и танцевальные навыки. Обучаться в объединении могут все желающие данной возрастной категории, не имеющие медицинских противопоказаний. 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень – общекультурный (ознакомительный). Данная программа разработана на один год обучения объемом 72 часа. 5 1.1.6. Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс представляет собой организованную деятельность педагога и учащихся, имеет развивающий характер, предусматривает групповые и индивидуальные занятия, базируется на развивающих методах обучения детей, основывается на социальном заказе общества и отображает региональные особенности и традиции. 1.1.8. Режим занятий Учебные занятия проводятся по группам, подгруппам, всем составом объединения одновременно. Таблица 1 Год обучения Кол-во часов Режим Кол-во часов Кол-во в неделю занятий в год обучающихся 1-й год 2 2 раза в 72 15 человек обучения неделю по 1 часу 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1. Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразию и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. 1.1.2. Основные задачи программы: Обучающие: Обучить детей танцевальным движениям. 6 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Развивающие: Развивать творческие способности детей. Развивать музыкальный слух и чувство ритма в различных жанрах танцевального искусства. Развивать воображение, фантазию. Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. Воспитывающие: Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план № Название темы 1 Введение в программу Диагностика Ритмическая гимнастика Азбука музыкального движения Элементы классического танца Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Воспитываем и познаем Постановочная и репетиционная работа. Участие в 2 3 4 5 6 7 8 Таблица 2 Формы диагностики и контроля Анкетирование, тестирование Общее кол-во часов 2 Теория Практи ка 1 1 7 1 6 Тестирование 4 1 3 Беседа, опрос 10 2 8 10 2 8 10 2 8 6 3 3 20 1 19 Беседа, тестирование Беседа, тестирование Беседа, тестирование Педагогическое наблюдение Просмотр видеоматериалов, обсуждение 7 9 конкурсах «Дебют». Итоговое занятие ИТОГО: 3 1 2 72 14 58 Опрос, тестирование 1.3.3. Содержание учебного плана 1. Введение в программу Теория. Беседа «Танец – это радость». Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Практика. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка 2. Ритмическая гимнастика Теория. Беседа «Характер музыки, темп, строение музыкального произведения» Практика. Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»); Прыжковые движения – на двух нлгах на месте, продвижением вперед прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки. Упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); Упражнения на гибкость, плавность движений; Имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат», и т.д.). - уметь передать динамику настроения. Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации. 3. Азбука музыкального движения Теория. Беседа «Характер музыки» - воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх; Практика. Упражнения на обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмичных движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков; 8 Упражнения на развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.); Упражнения на развитие выразительности «Трансформеры», «Солдаты», «Перестроения» и др.; Упражнения на развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове; Упражнения на развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя различные виды движений «Образные шаги», «танцевальные рисунки», «Я - взрослый» и др. 4. Элементы классического танца Теория. Беседа «Классика – основа всех сценических танцев». Терминология классического танца Практика. Освоение и отработка движений: Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6 Культура движения рук Упражнения на развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию – шаги и бег в характере классического танца; Упражнения на развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д. 5. Элементы народного танца Теория. Беседа «Особенности и манера исполнения народного танца». Терминология народного танца Практика. Упражнение «гармошка». Каблучные упражнения «Веревочка» в сочетании с пристукиванием Простой и сложный «ключ» «Притопы», «дробилки», «ковырялочки», «моталочки». Упражнения на формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; Упражнения на развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ. 6. Элементы эстрадного танца 9 Теория. Беседа «Яркость и живописность эстрадного танца». Терминология эстрадного танца. Практика. Простые шаги с элементами: приставной шаг; приставной шаг с хлопком на 4; приставной шаг с каблуком на 4; приставной шаг с хлопком и каблуком на 4; приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4; приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4. «Уголок» на приставных шагах. «Уголок» с хлопком на 4. «Уголок» с каблуком на 4. «Уголок» с хлопком и каблуком на 4. 7. Воспитываем и познаем. Теория: Беседы: «Как прекрасен этот мир»; «Твори добро», «Разговор о Важном». Практика: Досуговое мероприятие «Мир профессий». Проведение развлекательно-познавательной программы «Подарок для Деда Мороза». Викторина «Моя семья – мое здоровье». 8. Постановочная и репетиционная работа. Теория. Основные понятия: репетиция номера, утренник, номер (из чего состоит), ответственность, дисциплинированность, чувство ансамбля, костюм, артист, чувство сплочённости и др. Основные понятия организации сценического пространства. Терминология и техника исполнения Работа в ансамбле, работа в паре. Практика. Организация и динамика сценического пространства. Простой и сложный рисунок концертного номера. Практика: грамотное выполнение танцевальных элементов, перестроений, отработка танцевальных номеров. Постановочная работа над танцевальными номерами. 8. Итоговое занятие Подведение итогов реализации программы. Аттестация. 10 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Метапредметные. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения. Более совершенным становится чувство ритма и хорошая ориентировка в пространстве. Предметные. В результате освоения программы учащиеся проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Осваивается необходимый объём движений классического, народного танцев, а также танцев современного направления 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1. Кадровое обеспечение Программа «Танцевальный дилижанс» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 1.5.2. Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в свободном для перемещения зале. В распоряжении коллектива: 1. Лаборатория технических средств: музыкальная аппаратура, USB-флеш-накопитель; ноутбук, видеоматериалы; 2. Костюмы для концертных номеров. 3. Форма для занятий: купальник, лосины, юбка, шорты, футболка, специальная обувь. 11 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график размещен в Приложении 1. 2.2. Формы контроля и аттестации Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у учащихся ответственности за результат своего труда, самоконтроля и самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык самоанализа. Итоги, контроль и аттестация происходят путем тестирования, анкетирования, при помощи открытых и отчетных занятий и т.д. Используются следующие виды контроля: вводная диагностика (позволяет определить исходный уровень физической подготовки); текущая (определяет успешность усвоения программного материала); итоговая аттестация (определяет уровень знаний, навыков и умений, полученных при освоении программы). Виды контроля Время Цель проведения Формы контроля проведения Вводный контроль В начале Определение исходного Беседа, опрос, анкетирование, учебного уровня физического развития тестирование, собеседование года детей и их творческих способностей Текущий контроль В течении Определение степени Педагогическое наблюдение, опрос , всего усвоения учащимися анализ выполненных практических учебного учебного материала. заданий (комплекс элементов, года Определение готовности к движений), участие в мероприятиях усвоению нового материала. различного уровня. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль По итогам Определение степени Опрос, выполнение практических первого усвоения учащимися заданий педагога, участие в полугодия учебного материала. конкурсах. Определение промежуточных результатов обучения. 12 По итогам учебного года Итоговый контроль Определение изменения Контрольное занятие, участие в уровня развития учащихся, их мероприятиях и конкурсах творческих способностей. различного уровня. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы. 2.3. Диагностический инструментарий Диагностический процесс предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянное сопровождение образовательного процесса. Мониторинг результатов обучения по программе «Маленькие звездочки» Показатели Теоретические знания по основным разделам учебного плана программы Владение специальной терминологией Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Теоретическая подготовка Соответствие теоретических знаний программным требованиям - практически не усвоил теоретическое содержание программы; - овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой; - объем усвоенных знаний составляет более 0,5; - освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период Осмысленность - не употребляет и правильность специальные использования термины; 13 Число баллов Методы диагностики 0 Наблюдение, тестирование, опрос 1 2 3 0 Наблюдение, собеседование специальной терминологии - знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; - сочетает специальную терминологию с бытовой; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка Практические умения и навыки, предусмотренные программой (основными разделами учебного плана программы) Творческие навыки Соответствие практических навыков и умений программным требованиям - практически не овладел умениями и навыками; - овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков; - объем усвоенных умений и навыков более половины; - овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период Креативность в - Начальный выполнении (элементарный) практических уровень развития заданий креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические 14 1 2 3 0 Наблюдение, анализ, тестирование 1 2 3 0 Наблюдение, анализ, тестирование задания педагога; - репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе зрительного восприятия; - творческий уровень (1) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с помощью педагога; - творческий уровень (2) – выполняет практические задания с элементами импровизации самостоятельно 1 2 3 2.4. Методическое обеспечение программы Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей 15 подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения При реализации программы педагог: продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать; соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы; осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»; сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей; ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире; создает развивающую предметно-пространственную среду; наблюдает как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей; сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей. В программе реализуется воспитательный компонент. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Программа предоставляет широкие возможности для публичной демонстрации учащимися результатов своих творческих достижений через выставки и конкурсы от институциональных, муниципальных, региональных до федеральных и международных. 16 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС» - С-Пб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016, 352 с. 2. Н.П. Базарова, В.П. Мей. Азбука классического танца. Лань, 2017,240 с. 3. Н. Дудинская, Жизнь в искусстве. СПбГУП, 2018. 424 с. 4. Г.Г. Портнов, Ну-ка дети, встаньте в круг! Санкт-Петербург, 2016, 491 с. 5. Г. Пожидаев, Повесть о танце, Молодая Гвардия, 2018, 176 с. 6. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс,2006. 7. П.С. Лучникова, И.Г. Ротарь «Ритм + пластика». Из-во Просвещение 2016. 8. Е. Н. Арсенина Музыкальные занятия. старшая группа, издание Учитель2015 9. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М, МозаикаСинтеэ, 2005-2010. 17 2.6. Приложения «Танцевальный дилижанс» № пп Дата по плану Дата по факту Тема занятия Сентябрь Инструктаж по ТБ. Беседа – «Танец – это радость». Диагностика уровня музыкальнодвигательного уровня учащихся. Понятия: темп и характер музыкального произведения. Варианты ходьбы и бега. Упражнения на различные группы мышц. Строение музыкального произведения. Вариации бега: «Птички», «Ручейки», «Волк». Вариации прыжковых движений. 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого Октябрь Образно-игровые движения. Способы движения. Упражнения на гибкость, плавность движений. Постановочная работа. Понятия: репетиция, утренник, из чего состоит номер. Постановочная работа. Танец на осеннюю тематику. Постановочная и репетиционная работа. Репетиционная работа. Репетиционная работа. Понятия: костюм, артист, ответственность. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого 18 19 Кол-во Примечани часов я 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Ноябрь Беседа «Как прекрасен этот мир». Плясовые движения. 18 1 1 Свободные игры под музыку. Игры на развитие выразительности. Музыкальные образы. Движение под музыку в свободных играх. Беседа – «Классика – основа всех сценических танцев». Терминология классического танца. Изучение позиций ног у опоры. Изучение позиций ног в партере. 20 21 22 23 24 25 26 27 Итого Декабрь Культура движения рук. Освоение и отработка движений классического танца. Постановочная работа. Работа в паре. Простой рисунок концертного номера. «Снежинки». Отработка постановочных движений. Репетиция в костюмах. Новогодний утренник. Развлекательная программа «Подарок для Деда Мороза». 28 29 30 31 32 33 34 35 Итого 38 39 40 41 42 Итого 43 44 45 46 47 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Январь Развитие слухового внимания. Шаги и бег в характере классического танца. Освоение и отработка движений. Элементы народного танца. Особенности и манера исполнения народного танца. Упражнение «гармошка». Терминология народного танца 36 37 1 1 1 1 Февраль Каблучные упражнения. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием. Постановочная работа. Понятие «ансамбль» и «сплоченность». Репетиционная работа. 19 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 Простой и сложный «ключ». Тематическая постановочная работа к празднику 8 марта. Репетиционная работа. 48 49 50 Итого Март Тематическая постановочная работа к празднику 8 марта. Репетиционная работа. «Притопы», «дробилки», «ковырялочки», «моталочки». Исполнение знакомых движений под различную музыку. Упражнения на развитие воображения и фантазии. Беседа «Яркость и живописность эстрадного танца». Терминология эстрадного танца. Простые и приставные шаги. 51 52 53 54 55 56 57 58 Итого Апрель Приставной шаг с хлопком на 4. Разнообразие приставных шагов. Изучение приставных шагов. Отработка приставных шагов. Отработка приставных шагов. «Уголок» на приставных шагах. Постановка танцевального этюда к майским праздникам. Терминология и техника исполнения. 57 58 59 60 61 62 63 64 Итого 65 66 67 68 69 70 71 Май Викторина «Моя семья – мое здоровье». Беседа «Твори добро». Простые шаги с элементами. Простые шаги с элементами. Грамотное выполнение элементов эстрадного танца. Итоговое занятие. Теоретическое тестирование. Итоговое занятие. Практическое тестирование. 20 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 Итоговое занятие. Подведение итогов. 72 Итого Итого 1 8 72 21 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)