№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 6 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 7 1.3.2 Содержание учебного плана 8 10 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 11 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 12 12 12 14 15 17 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Очумелые ручки» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, содержание программы направлено этнокультурное воспитание и сохранение народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия России и Ростовской области. Руководствуясь Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены темы по изучению государственных символов Российской Федерации Организация со школьниками творческой деятельности, творческие работы и задания где школьники могут больше узнать о своей Родине, способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны. 1.1.1. Направленность и вид программы Направленность программы – художественная. Вид программы – модифицированная. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира. 3 Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приёмов прикладного творчества и формирование и развитие творческих способностей; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, образность, целеустремленность. Символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. 1.1.2 Новизна, актуальность программы Актуальность данной программы заключается в том что время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Новизна программы состоит в том, что она учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного, духовного и эмоционального роста детей. 1.1.3. Отличительные особенности программы: Отличительная особенность программы: заключается в том, что ее содержание позволяет детям получить более целостное представление образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением, которая лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. 4 1.1.4 Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Период 5-6 лет называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. К 7 у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева – справа». Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как «шире – уже», «больше – меньше», «короче – длиннее». Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину. К 7 годам постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять чтолибо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – ознакомительный Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 72 ч. 1.1.6 Форма обучения. Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. 5 Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося (родителей/законных представителей) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса 1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности. 2. Повторность и усложнение материала. 3. Вариативность выполнения заданий детьми. 4. Взаимосвязь всех видов деятельности. 1.1.8 Режим занятий: Таблица 1. Год обучения 1-й обучения год Кол-во часов в неделю 2 Режим занятий Объем программы 2 раза в неделю по 1 ч. 72 Количество обучающихся в группах 20 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. 1.2.2 Основные задачи программы: Образовательные: Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность; Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; 6 Развивающие: Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций в работе с различными материалами; Развивать мелкую моторику рук детей; Обогащать словарный запас детей. Воспитательные: формировать у детей умение трудиться в коллективе; воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность; воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами; воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны, культурному наследию своего народа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» была разработана в 2023 году. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план Таблица 2. № 1 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 Разделы Введение в программу Аппликация Рельефная лепка. Сюжетные картинки. Объёмные композиции. Лепка скульптур малых форм. Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики). Воспитываем и познаем Рассказ о старорусских народных праздниках Выполнение работы по мотивам старорусских народных праздников Работа с бумагой Техника трафарет. Композиция «Зимний лес». Аппликация с использованием различных круп. Создание коллективной композиции «Цветы». Работа с пластилином Изготовление из пластилина рельефного изображения Изготовление простых Количество часов теори практи Всего я ка часов 1 Формы аттестации, диагностики, контроля 15 4 1 15 4 Презентация работы 5 5 Презентация работы 6 6 Беседа 6 3 7 4 Презентация работы 3 3 Беседа 3 1 20 6 23 7 Презентация работы 1 6 7 Игра 1 8 9 Выставка 3 1 22 8 25 9 Беседа 1 7 8 Игра 1 1 8 4.3 животных Изготовление насекомых и птиц Итоговое занятие Итого: 1 1 9 7 8 Выставка Игра 63 1 72 1.3.2 Содержание учебного плана Раздел: Введение в программу Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год. Введение в программу. Практика: Рассмотрение материала для будущей работы Аппликация Тема 1.1: Рельефная лепка. Сюжетные картинки. Теория: Ознакомление с понятиями и аналогами для работы Практика: Формирование простых закрытых форм, форм с прорезными элементами, составление работы из простых силуэтов. Лепка простых силуэтов по готовым аналогам. Тема 1.2: Объёмные композиции. Лепка скульптур малых форм. Теория: Техника безопасности работы с ножницами Практика: Лепка по готовым аналогам несложных форм. Тема 1.3: Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики). Теория: Ознакомление с понятиями и аналогами для работы Практика: Депка простых закрытых форм, форм с элементами, составление работы из простых деталей. Лепка простых силуэтов по готовым аналогам. Воспитываем и познаем Тема 2.1 Рассказ о старорусских народных праздниках Теория: Ознакомление с народными праздниками, историей и культурой родного края. Практика: Подготовка работ на тему народных праздников. Тема 2.2 Выполнение работы по мотивам старорусских народных праздников 9 Практика: Подготовка работ на тему народных праздников, Подготовка материалов, выбор праздника, заготовка и покраска форм. Работа с бумагой Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок. Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение материала Тема 3.1: Техника трафарет. Композиция «Зимний лес». Теория: Виды поделок, подготовка материалов. Практика: Создание основы, добавление мелких деталей, покраска декоративных элементов Тема 3.2: Аппликация с использованием различных круп. Теория: Обработка поверхности, подготовка материалов, обзор аналогов. Практика: Нанесение изображения, обработка деталей, добавление круп. Тема 3.3: Создание коллективной композиции «Цветы». Теория: Подготовка работы, изучение аналогов. Практика: Подготовка форм декорирование элементами. Работа с пластилином Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок. Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение материала Тема 4.1: Изготовление из пластилина рельефного изображения Теория: Подготовка деталей изучение аналогов Практика: Лепка деталей с последующим формированием работы. Тема 4.2: Изготовление простых животных Теория: Ознакомление с аналогами, выбор схем и шаблонов, ознакомление с видами животных Донского края. Практика: Работа с шаблоном, нанесение пластилина на готовый шаблон. Тема 4. 3: Изготовление насекомых и птиц Теория: Виды работ, выбор формы, выбор шаблона. Практика: нанесение пластилина на шаблон, доработка форм. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов, просмотр работ. 10 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: приобретут трудовые навыки и умения, для овладения традиционными способами обработки различных материалов. получат представление о различных видах и техниках декоративноприкладного искусства; научатся различать различные техники декоративно – прикладного творчества; приобретут практические умения по работе с соленым тестом, глиной и пластилином, различными изобразительными материалами; Метапредметные результаты научаться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей научатся адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей смогут контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; будут уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности научатся формулировать собственное мнение и позицию Личностные результаты: будут проявлять интерес к истории и культуре нашего народа; научатся видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество; будут знать правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом 11 процессе. будут знать правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования имеющий профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы. Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается самообразованием, изучая литературу по декоративно-прикладному направлению, размещает свои авторские материалы на образовательных сайтах, в сетевых сообществах и личных сайтах, демонстрируют уровень своей квалификации на профессиональных конкурсах, фестивалях. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение: Занятия творческого объединения проводятся в учебном кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству необходимо следующее оснащение: материалы: • бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, тетрадная; • открытки, салфетки, фольга; • картон: цветной, тонкий, упаковочный; • поролон, вата, проволока; • природный материал; • «бросовый» материал (коробки, пластиковые бутылки, кондитерские упаковки); • поролон; пенопласт; соленое тесто, пластилин; • клей «ПВА», плиточный клей «Титан», обойный клей; • шерстяные нитки; • соль, крупа, ватные диски; • опилки; • ткань. инструменты, приспособления: 12 • карандаши; • фломастеры; • ластик; • линейки; • краски; • гуашь; • кисточки; • ножницы; • канцелярский нож; • шило; • прозрачная калька для перевода рисунков; • схемы. оборудование: • ноутбук; • проектор; • фотоаппарат; • принтер; • сканер. 13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещен в Приложении 1. 2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТЕСТАЦИИ Наблюдение, выставки, беседа, защита работы, презентация работы, групповая оценка работ, выставка. 2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Таблица 4. Результаты Предметные результаты Критерий Показатель степень владения на практике уровень техниками и сформированности приёмами навыков в области степень декоративноцелесообразности прикладного применения творчества приёмов и техник в работе с различными материалами количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок уровень развития степень развития фантазии и фантазии, 14 Форма отслеживания результата наблюдение наблюдение журнал, раздел «Творческие достижения» наблюдение Метапредметные результаты Личностные результаты образного мышления, воображения уровень устойчивости интереса к занятиям уровень сформированности личностных качеств мышления, воображения Количество посещённых занятий Активность участия в выставках и конкурсах степень аккуратности при изготовлении поделок степень увлечённости и уровень сформированности заинтересованности работой навыков кол-во посещённых коллективного культурновзаимодействия массовых мероприятий степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися журнал портфолио наблюдение журнал, раздел «Массовые мероприятия» наблюдение наблюдение 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В программе используются следующие методы обучения: Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.) Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.) изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося и т.д.) 15 В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. 16 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Для учащихся: 1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айриспресс, 2002. 2. Геворкова Э.Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. – М.: Изд-во ЭКСМОПРЕСС, 2001. 3. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: «Эксмо-Пресс», 2001. 4. Максимова М.В. Кузьмина М.А. «Лоскутики». - М.: «Эксмо-Пресс», 1998. 5. Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. М., 1979. 6. Сивотялова О., Андреева Р. Изделия из кожи: обработка, элементы одежды, украшения. - СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. 7. Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002. 8. Ю.Г. Дорожин Узоры Северной Двины, АДТ, 2002. 9. Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002. 11. Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002. 12. Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002. 14. Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975. 15. С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970. 16. И.А. Королёва. М.Ф. Профераисова Давай учиться рисовать, Москва, 1993. 17. В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001. Для преподавателя: 1.Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976. 2.Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 3.Богдановская И.Я. Русская народная вышивка. Богородская игрушка и скульптура. М., 1972. 4.Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001. 5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991. 6.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983. 7.Максяшин А.С. Уральский орнамент на расписных изделиях из металла. Екатеринбург, 1994. 17 8.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя.-М.: Школа-пресс, 2000. 9.Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. М., 1979. 10.Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч. 11. Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002. 12. Программно-методические материалы: Технология. 5-11кл. / Сост. А.В. Марченко.- М.: Дрофа, 2001. 13. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. 14. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – (Методичка). 15. Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство, Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1994. 16. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта / Под ред. О.С. Молотобарова. – М.: Просвящение, 1986. 17. Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение для сельских школ. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1998. 18. Марьина Т.М. Русский национальный костюм: Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург, Объединение «Дворец молодежи», 2001. 19. Салмина Г.М. Домоводство. Примерное планирование занятий трудовой подготовки учащихся школ. – Челябинск, 1992. 20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина.М.: Издательский центр «Академия», 2002. 21. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. 22. Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971. 23. Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000. 24. Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997. 25. Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003. 26. Г.Тарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва. 27. М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002. 28. С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 18 1. http://stranamasterov.ru/node/1364 «Страна мастеров» (портал) обращение (19.05.23) 2. https://infourok.ru/ Образовательный портал «Инфоурок» (сайт). обращение (19.05.23) 3. https://learningapps.org/ Сервис для создания интерактивных упражнений (обращение 19.05.23) 4. https://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-poplastilinografi-dlja-detei-5-7-let.html Международный образовательный портал (обращение 19.05.23) 5. https://www.art-talant.org/publikacii/2052-krughkovaya-deyatelynosty-veselyyplastilin Арт - талант Академия развития творчества (обращение 19.05.23) 6. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/20414-rabochaya-programma-volshebnyjplastilin.html Дошколенок Ру. Сайт для воспитателей детских садов (обращение 19.05.23) 7. https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-obshchera-82.html Образовательная площадка «Мультиурок» (обращение 19.05.23) 8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141934-volshebnyj-mirapplikacii Образовательный портал «Продленка» (обращение 19.05.23) 19 2.6. ПРИЛОЖЕНИЯ. Календарный учебный график Приложение 1. п/ п Дата по плану Дата по факту Тема занятия Введение в программу Колво Примечания часов 1 Аппликация 15 Презентация работы Рельефная лепка. Сюжетные картинки. 4 Презентация работы Объёмные композиции. Лепка скульптур малых форм. 5 Беседа Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики). 6 Воспитываем и познаем 7 Презентация работы Рассказ о старорусских 4 Беседа 20 народных праздниках Выполнение работы по мотивам старорусских народных праздников 3 Работа с бумагой 23 Презентация работы Техника трафарет. Композиция «Зимний лес». 7 Игра Аппликация с использованием различных круп. 7 Выставка Создание коллективной композиции «Цветы». 9 Работа с пластилином 25 Беседа Изготовление из пластилина рельефного изображения 9 Игра Изготовление простых животных 8 Выставка Изготовление насекомых и птиц 8 Игра Итоговое занятие 1 Презентация работы 21