СОДЕРЖАНИЕ №п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 6 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 6 1.1.6 Форма обучения 6 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 7 7 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 7 1.2.2 Основные задачи программы 7 8 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года 9 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года 9 1.3.3 Учебный план 2 года 12 1.3.4 Содержание учебного плана 2 года 12 14 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 15 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 15 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 17 17 17 21 23 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самой большой загадкой для каждого человека является он сам. Вопросы самопознания волнуют людей любого возраста, маленьких детей тоже. Но, узнать самого себя можно, только активно познавая окружающий мир, вступая во взаимодействие с другими людьми. Чем богаче и разнообразней жизненные впечатления ребенка, тем более ярким, неординарным является его воображение, тем интереснее, продуктивней его мышление, тем легче он адаптируется в окружающем мире. Программа «Психология дошкольников» предлагает в игровой, доступной форме дать детям представления об окружающем мире, о других людях, о собственной личности, развить способность к творчеству, самореализации, открыть путь к формированию положительной «Я-концепции». Полноценное интеллектуальное развитие невозможно без раскрытия эмоционального потенциала, без необходимой базы ощущения. Но, при этом, человек способен стать человеком только среди людей, и, от того, как он строит взаимоотношения с людьми, зависит его успешность в жизни. Общению, умению строить отношения, взаимодействовать, сотрудничать, тоже необходимо учиться. Дошкольный возраст это период, когда у детей только начинает формироваться произвольность, внимание неустойчиво, нет усидчивости, терпения, ещё очень сильны проявления эгоцентризма. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при построении программы занятий. Программа предполагает создание развивающей среды, обеспечивающей развитие чувственного аппарата, обогащение эмоционального опыта ребенка, реализацию и развитие творческих способностей, формирование навыков социального взаимодействия. Решение всех этих задач способствует профилактике социальных проблем и успешной адаптации в жизни. Программа реализуется в рамках Школы раннего эстетического развития. Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и разнообразных видов интеллектуальной деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте, является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития. Именно в этом возрасте важно проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволят развить и своевременно откорректировать выявленные проблемы. Основными компонентами интеллектуальной деятельности являются познавательные процессы и способности, а так же познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка. Поэтому программа «Психология дошкольника» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей 5 – 7 лет, учитывает особенности психофизического развития и возможностей детей, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и 3 личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. 1.1.1 Направленность и вид программы Направленность программы –социально-гуманитарная. Вид программы – модифицированная. 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы Новизна данной программы состоит в том, что дети получают, не только запас знаний, умений и навыков, но и учатся управлять своим поведением, психическими процессами, что позволяет избежать школьной дезадаптации. Социализация ребенка – это осуществление сложного комплекса мероприятий, направленных на развитие умений и навыков во всех сферах деятельности ребенка. Чем увереннее и спокойнее ребенок чувствует себя в коллективе, тем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. 4 Ключевой особенностью программы является формирование патриотического воспитания у детей, через игровую деятельность, беседы, рисунки, рассказы. Знакомство обучающихся с народными традициями, культурой сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного наследия нашего региона, это способствует формированию гражданской идентичности, национального самосознания подрастающего человека, гражданина своей страны. Чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны. Актуальность программы заключается в том, что сегодня существует необходимость, целостного развития каждого ребенка, т. е. максимально разностороннее и гармоничное развитие способностей детей, интересов и склонностей, формирование культурной, нравственной и творчески активной личности. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Педагогическая целесообразность программы: 1. Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. 2. Работа по программе способствует интеллектуальному развитию ребенка, а так же раскрыть и развить творческие способности дошкольников. 3. Изучение данной программы тесно связано с психологической подготовкой ребенка к школе, которая формируется во время занятий, и способствует положительному настрою ребенка на процесс обучения. Программа построена на основе педагогических принципов: систематичности, последовательности, преемственности, доступности, соответствию содержания программы возрастным особенностям и потребностям обучающихся. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы является построение занятий, где взаимодействие педагога с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества. Большое внимание на занятиях уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения. Каждое занятие психологией включает в себя развитие основных познавательных процессов. Образовательная деятельность программы направлена: на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; формирования основ базовой культуры личности; подготовку к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника. 5 1.1.4 Адресат программы Программа «Психология дошкольника» рекомендована для детей 5-7 лет. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Дети начинают хвастать, завидовать, конкурировать, конфликтовать. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивают кто-то другой. Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – общекультурный (ознакомительный) Срок реализации программы – 2 года. Объем программы – 144 часа. 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего (родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Учет в программе возрастных психологических особенностей обучающихся реализуется посредством обилия игровых заданий для детей, а также путем построения информационной части занятия в виде сказок, рассчитанных на детей 5-7 лет. Количество учащихся – 1 год обучения – 15 человек. 2 год обучения – 12 человек. Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастеркласс, конкурс, беседа, познавательное занятие, аукцион знаний, викторина, играпутешествие, экскурсии, обучающие занятия и т.д. Охрана здоровья и психологического благополучия детей заключается в соблюдении норм возрастной нагрузки в чередовании умственной и физической деятельности во время занятий. 6 1.1.8 Режим занятий Год обучения 1-й год обучения 2-й год обучения Кол-во часов в неделю 2 2 1.2 Кол-во часов в год 72 72 Кол-во детей в группе 15 12 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 1.2.1. Цель программы - создание благоприятных условий для раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала у детей дошкольного возраста, полноценного всестороннего развитие психических и физических способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. 1.2.2. Основные задачи программы: 1. Образовательные: развитие познавательной сферы–мыслительных умений, нагляднодейственного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей (внимания, восприятия, памяти, воображения и речевых умений) развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развить у детей дошкольного возраста интерес к традициям и праздникам, государственным символам, олицетворяющими Россию; 2. Развивающие: формирование эмпатии, сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой. формирование у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России. создание условия для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями, средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой). 3. Воспитательные: формирование у детей социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны, культурному наследию своего народа; 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы подобранно с учетом и соблюдение следующих принципов: - от простого к сложному - принцип развивающего обучения - принцип межпредметных связей В результате реализации программы возможны индивидуальные занятия, занятия с малым или переменным составом групп. Темы программы могут быть сокращены или расширены. Возможна корректировка программы. Задания могут изменяться и дополняться в зависимости от творческих способностей, требований и интересов детей. Программа может быть реализована за счет уплотнения материала. Программа «Психология дошкольника» построена таким образом, что нет деление на теорию и практику, это связано с возрастными и психологическими особенностями дошкольного возраста. Так как в этом возрасте дети воспринимают информацию через игровую деятельность, то основную роль в программе отводится практике. Обучение детей проходит через сказки, беседы, рисунки, игры и т.д. Программа «Психология дошкольника» направлена на формирование социальных эмоций, коммуникативных навыков, развитие социального интеллекта, оптимизацию межличностных отношений ребенка, коррекцию нарушений на уровне базовых эмоций и нарушений развития системы личностных отношений на уровне социальных эмоций у детей дошкольного возраста. На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного отбора. Возможно зачисление на второй год - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности и развитости детей. Виды занятий предусмотренные программой: теоретические и практические занятия; сказкотерапии; обучающие квесты; беседы; ролевые игры; выполнение творческих заданий; психологические игры; мини тренинги. Программа содержит психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста. Реализует здоровье сберегающие методы обучения и развития, основанные на систематическом изучении и постоянном учёте индивидуальных особенностей познавательных процессов, эмоционального мировосприятия ребёнка. 8 1.3.1 Учебный план 1 год обучения Таблица 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Всего часов Тема Введение в образовательную программу. Знакомство. Что я знаю о себе Формы диагностики, аттестации, контроля 1 4 4 4 3 3 Я и другие Наши страхи Такие разные эмоции. Самый умный Я учусь владеть собой Моторики 3 Я учусь творить Доброта спасет мир Развиваем внимание Мой характер Как справляться с негативными эмоциями? Запоминай-ка Воображариум Хорошие эмоции 4 3 3 3 4 3 4 4 4 4 Арт-терапия Учусь взаимодействовать и понимать людей Мои друзья 2 2 7 Воспитываем и познаем Итоговое занятие. Резервные часы Итого Опрос Практическая работа беседа Беседа, диагностика Анализ текущих работ Анализ текущих работ, диагностика Практическая работа Творческая работа Беседа Анализ текущих работ Беседа, опрос Беседа, опрос Анализ текущих работ Творческая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа Практическая работа, творческая работа, беседа 1 2 72 1.3.2. Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Введение в образовательную программу: Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в ГДДТ, правила поведение на занятиях. Ознакомление детей с программой обучения, с организацией труда, подготовкой рабочего места, с правилами техники безопасности. Знакомство детей друг с другом, педагогом, с новым предметом. 9 Развитие активного внимания, интереса; подвижные игры; психомышечная тренировка. 2. Что я знаю о себе. Упражнения и игры направленные на познание самого себя, своих особенностей. Игры и упражнения «Сходства и различия людей», «Путаница», «Расскажи историю», «Шифровка», «Солнышко». 3. Я и другие. Упражнения и игры направленные обучение взаимодействию детей друг с другом Игры и упражнения «Мои особенности и достоинства», «Волшебный мешочек»; «Чем похожи, чем отличаются?», «Коллаж», «Конкурс рисунков», «Какое неожиданное чудо». Рисунок «Мой любимый город» 4. Наши страхи. Занятие направленные на снижения уровня тревожности и страхов. Игры и упражнения «Рисуем сказку», «Перевирание сказки», «Оживающие фантазии», «Нарисуй свой страх». 5.Такие разные эмоции. Знакомство с эмоциями, что такое настроение. Игры и упражнения «Тренируем эмоции», «Маска», «Угадай эмоцию», «Царевна-несмеяна»; «Выбиваем пыль». 6. Самый умный. Занятие, направленное на развитие логического мышления. Игры и упражнения «Лабиринт», «Цифровые карточки», «Где сколько?», «Что изменилось?», «Найди цифру». 7.Я учусь владеть собой. Занятие направленное на развитие уверенности, снижение тревожности. Обучение методам снятие напряжения и способам расслабления. Игры и упражнения «Оживающие фантазии», «Перевирание сказки», «Скажи по другому», «Какой, какая, какое» 8. Моторики. Обучение детей выполнять задания по образцу. Игры и упражнения «Цветные карточки», «Ориентировка в пространстве», «Ниточка и иголочка», «Перекодировка»; 9. Я учусь творить. Занятия, направленные на развитие творческих способностей. Что такое творчество. Игры и упражнения «Зеркало», «Слепой и поводырь», «Я звезда», «Символы России», «Мой край родной» 10. Доброта спасет мир. Понятие доброты, милосердия, помощи другим людям. «Нарисуй ковер», «Сочини историю», «Клубочек пожеланий», «Что без чего не обойдется», «Небылицы» 11. Развиваем внимание. Занятия, направленные на развитие внимания «Найди спрятавшийся предмет»; «Чего не хватает»; «Не пропусти хлопок»; «Найди отличия между картинками»; «Найди два одинаковых предмета» 12. Мой характер. 10 Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера. «Проекция»; «Погружение во внутренний мир»; «Личностный профиль»; «Мое животное». «Чемодан в дорогу». 13. Как справляться с негативными эмоциями? Виды эмоций. Классификация эмоций. Игры и упражнения «Улыбочка», «Доброе животное», «На что похоже настроение», «Комплименты», «Добрые слова», «Тень живая скульптура» 14. Запоминай-ка. Способы развития памяти. Игры и упражнения «Что пропало», «Что изменилось», «Художник», «Запомни и повтори», «Ниточка и иголочка», «Перекодировка», «Таблицы» 15. Воображариум. Понятие воображения. Методы развития воображения. Игры – этюды для развития воображения: «Опиши картинку», «Нарисуй ковер», «На прогулке», «Идем в магазин», «Ассоциация», «Инопланетяне». 16. Хорошие эмоции. Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы. Игры и упражнения «Я радуюсь, когда…», «Музыка и эмоции», «Способы повышения настроения», «Волшебный мешочек», «Лото настроений» 17. Арт-терапия. Виды арт-терапии. Способы снятие психологических зажимов. Игры и упражнения «Рисунок моего настроения», «Роботы», «Рисуем на песке», «Волшебные краски». 18. Учусь взаимодействовать и понимать людей. Что такое общение. Роль уважительных отношений во взаимодействии людей. Игры и упражнения: «Имена и качества», «Золотое правило», «Снежинка», «Сказка о мальчике, который не умел дружить», «Мы такие разные, но мы вместе» 19. Мои друзья. Что такое дружба. Способы эффективного общения. Сказка «Как Ромашки с Васильками поссорились», игры: «Поменяйтесь местами те, кто…», «Гусеница», «Ладошка дружбы» 20. Воспитываем и познаем. Воспитательная работа проводиться на всех занятиях по тематике. Познавательные беседы «Правило поведения на дорогах», «День Победы». Игра – путешествия, «Родословная моей семьи», Беседа: «Твоё здоровье зависит только от тебя!» квесты «Путешествие в страну дружбы», «День Отечества», Викторина «Разноцветный мир красок», «Мой папа служил». Изготовление поздравительных открыток «Любимой мамочке» «Золотые руки бабушки». Познавательный час «Родной край люби и знай». Рассказ-беседа «Государственные символы России». 21. Итоговое занятие Игры: «Как много игр я узнал», «Ромашки для друзей». 11 1.3.3 Учебный план 2 год обучения № № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Всего часов Тема Вводное занятие. Повторение пройденного материала «Путешествие в страну дружбы» Арт-терапия «Разноцветная страна чувств» «Самый внимательный» «Моторики» «Размышляй-ка» Таблица 2 Формы диагностики, аттестации, контроля 1 5 Практическая работа 2 Практическая работа 5 2 6 Анализ текущих работ Анализ текущих работ Анализ текущих работ «Мы вместе - и это здорово!» 2 4 2 4 2 Беседа Беседа Творческая работа Беседа, опрос Практическая работа «Маленький патриот» 4 Беседа, опрос «В краю хорошего настроения» 2 Творческая работа «Матрица памяти» 3 Анализ текущих работ «Воображай-ка» 2 Анализ текущих работ «Я с эмоцией дружу» 4 Практическая работа «Веселые краски» «Путешествие в страну здоровья» «Веселая школа» 4 Практическая работа 4 Практическая работа 4 Практическая работа Практическая работа, творческая работа, беседа «Мои страхи» «Копилка трудностей» «Творцы» «У кого какой характер» 7 20. Воспитываем и познаем 21. Резервные часы 22. Итоговое занятие Итого 2 1 72 1.3.4 Содержание программы 2 год обучения 1. Вводное занятие: Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в ГДДТ, правила поведение на занятиях. Ознакомление детей с программой обучения, с организацией труда, подготовкой рабочего места, с правилами техники безопасности. Повторение пройденного материала. 2.«Путешествие в страну дружбы» 12 Занятие, направленное на сплочение коллектива, сближение детей и развитию чувства «Мы» игры и упражнения: «Создание ковра добра»; Ролевая игра «Выбор царя зверей»; «Психологические этюды»; «Совместная игровая работа». 3.Арт-терапия «Разноцветная страна чувств» Понятие о чувствах и переживаниях. Игры и упражнения: «Рисунок своего настроения»; Игра «Подари улыбку». 4. «Самый внимательный»5 Занятия, направленные на развитие внимания и восприятия Игры и упражнения: «Развитие внимания»; «Игра 4-й лишний»; «Игра «Корректурная проба»; Игра «Геометрическое лото»; «Логические задачки». 5. «Моторики» 2 Как правильно держать карандаш, ножницы, карандаш. Игры, направленные на развитие мелкой моторики. 6. «Размышляй-ка» 6 Занятия, направленные на развитие логического и творческого мышления. Игры и упражнения: «Логические задания»; «Работа по карточкам»; «Умный математик»; «Логические задачки»; игра на внимание «Найди предмет», «Детское лото»; Мемо «Окружающий мир»; Игры и шарады на развитие мышления ребенка; 7. «Мои страхи» Что такое страх, его проявление. Занятия, направленные на снижение уровня страха. Групповая работа «Коррекция страхов»; «Игра во сне и наяву»; рисунок «Мой Секрет»; упражнения «Сочиняем сказку» 8. «Копилка трудностей» Занятие направление на обучение снижению стрессоустойчивости и преодолению трудностей. Игры и упражнения «Улыбочка»; «Доброе животное»; «Комплименты»; «Добрые слова»; «Маска»; «Выбиваем пыль»; «Царевнанесмеяна»; 9. «Творцы» Виды творчества. Игры и упражнения для развития креативности «Конкурс рисунков»; «Скульптор»; Аппликация; «Рисуем музыку»; Игра «Фантазеры». 10.«У кого какой характер» Особенности характера. Занятие, направленное на формирование положительных черт характера. Игры и упражнения: «Как ты себя чувствуешь?»; «Мое настроение»; «Подарок на всех»; «Портрет самого лучшего друга». 11. «Мы вместе - и это здорово!» Занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков. Игры: «Говоруша»; «Давай дружить»; «Скажи по другому»; «Квест игра – дружба это здорово!»; «Фантазеры». 12. Маленький патриот. Что такое патриотизм, Родина, малая Родина. Игры «Моя семья», «Мои друзья», «Наши защитники», «Моя мама», «Родная страна» 13. «В краю хорошего настроения» Занятие, направленное на формирование позитивного мировосприятия, коррекция эмоционального состояния. «Разноцветное настроение»; «Радостная 13 песенка»; «Арт-терапевтическое упражнение», «Чудесный край», Упражнение «Сухой душ» 14. «Матрица памяти» Занятия, направленные на развитие памяти. Корректурная проба; Матрицы «Равена» групповая игра «Художник»; «Запомни и повтори»; «Перекодировка» 15. «Воображай-ка» Занятия, направленные на развитие воображения. Игры «Мир Почемучек»; «Лиса и ежата»; Групповая работа «Коллаж»; «Сказка про левую руку»; «Интервью»; - Какое неожиданное чудо. 16. «Я с эмоцией дружу» Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы. Игры «Фантазеры»; «Тень живая скульптура»; Квест «Путешествие в страну эмоций»; Упражнение «Зеркало» 17. «Веселые краски» Арт-терапия, направленная для снятия тревожности у детей. «Радуга моих чувств»; Нарисуй свой страх; Игры «Тренируем эмоции»; «Угадай эмоцию»; «Слепой и поводырь». 18. «Путешествие в страну здоровья» Занятие, направленное на формирование здорового образа жизни и психологического здоровья. Игра «Что было бы если….»; Квест «По страницам здоровья»; Упражнение «На что похоже настроение»; Сказкатерапия «Что такое счастье»; Упражнение «Ассоциации»; Игра «Живое – неживое»; 19.«Веселая школа» Игры и упражнения на формирование позитивного отношения к школьному обучению. Игры «Кляксы»; «Коллаж»; «Рисуем сказку»; «Закорючки»; «Что пропало»; Рисунок «Что я видел во сне»; Групповая игра «Покажи, кто, что умеет делать?». 20. «Воспитываем и познаем» Воспитательная работа проводиться на всех занятиях по тематике. Познавательные беседы «Правило поведения на дорогах», «Бессмертный полк». Игра –путешествие «Путешествие в страну здоровья», квесты «Путешествие в страну дружбы», «День Отечества». Изготовление поздравительных открыток «Портрет папы», «9 мая», «8 марта, подарок, для любимой мамы». 21. Итоговое занятие Игры: «Как много игр я узнал»; «Клубочек пожеланий». 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения по данной программе у детей формируются следующие Метапредметные результаты: - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - Навыки творческого мышления и умение решать нестандартные задачи. Личностные результаты: 14 - коммуникативные (навыки общения и группового взаимодействия, уверенного поведения); - познавательные (навыки анализа получаемой информации, запоминания, сосредоточения внимания). - социальная активность. Предметные результаты: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. - Умение четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. В ходе реализации программы у детей формируются следующие компетенции: Коммуникативные компетенции: - приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности; - совершенствование речи, как средства общения; - толерантное отношение к другим людям; - овладение культурой общения. Познавательные компетенции: психологическую терминологию; каковы основные виды эмоций человека; способы повышения настроения; свои сильные и слабые стороны; положительные и отрицательные черты характера людей; что такое способность к сопереживанию. Здоровьесберегающие компетенции: соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности; понимание ответственности за своё здоровье и окружающих людей 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, дипломированным специалистом, имеющим навыки практической работы, обладающим достаточными знаниями в области педагогики, психологии детей дошкольного возраста. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение Материально – техническое обеспечение программы. Для организации и осуществления образовательно-воспитательного процесса необходимо следующие материально-техническое обеспечение: 15 помещение для занятий оборудованное столами и стульями; магнитно-маркерная доска и магниты для неё; качественное освещение; доска и мел; рабочая тетрадь, альбом и цветные карандаши для каждого обучающегося. Дидактическое обеспечение программы: разработки по темам; тематические карточки с заданиями и упражнениями по изучаемой теме; презентации к занятиям; наглядный материал: картинки эмоции, мнемотехнические картинки, логические игры. Условия достижения наилучшего результата: Профессиональная компетентность педагога; Познавательная заинтересованность обучающихся; Наличие развивающей среды. 16 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещен в рабочей программе. 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Программа курса «Психология дошкольника» построена таким образом, что после каждой темы проводится текущая диагностическая работа, что позволяет составить полное представление о психическом развитии детей. На занятиях психологией происходит общее развитие ребенка, корректировка отдельных психических процессов; отработка необходимых для ребенка навыков и умений. Каждое занятие включает в себя развитие основных познавательных процессов. Исключения составляют занятия творческой направленности, которые, как правило, занимают большое количество времени, и поэтому проводятся только в сочетании с разминкой. Результативность программы будет проверяться через наблюдение, диагностику и тестирование, устный опрос, викторины а также через активность учащихся на занятиях, их участие в жизни объединения. После каждой темы проводится текущая диагностическая работа, что позволяет составить полное представление о психическом развитии детей. 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Для диагностики результативности обучения воспитанников используются: 1) Проективные рисуночные методики («Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом - Дерево - Человек»); 2) Изучение познавательной сферы ребенка: диагностика восприятия (методика «Узнай, кто это»); диагностика внимания (методика «Корректурная проба» детский вариант); диагностика воображения («методика «Несуществующее животное»); диагностика памяти (методика «Запомни рисунки»); диагностика мышления (методики «Времена года», «Что здесь лишнее?»); диагностика речи (методика «Скороговорки»). 3) Изучение эмоционально - личностной сферы («Цветовой тест отношений», изучение самооценки, «тест Люшера». 4) Диагностика готовности ребенка к школьному обучению (тест школьной зрелости «Керна-Йерасика»). Вводная диагностика Тест Керна—Йерасика Задание 1. Рисунок мужской фигуры. 1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, 17 голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища. 2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения. 3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней. 4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей). 5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей. Задание 2. Подражание письменным буквам. 1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов. 2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается. 3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца. 4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи. 5 баллов. Каракули. Образец: Он ел суп! Задание 3. Срисовывание группы точек. 1 балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть. 2 балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами. 3 балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в 18 правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов. 4 балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются. 5 баллов — черкание. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости 1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов. 2. Утром вы завтракаете, а днем ... Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == — 3 балла. 3. Днем светло, а ночью ... Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла. 4. Небо голубое, а трава ... Зеленая == 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла. 5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...? Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл. 6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ == — 1 балл. 7. Что такое Москва, Ростов, Киев Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл. 8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов. 9. Маленькая корова-это теленок, маленькая собака-это..., маленькая овечка- это Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл. 10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла. 11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл. 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 19 Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ == 0 баллов. 15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...? Спорт, физкультура == 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 17. Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов. 18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина == 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов. 19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. 20 После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам: 1 группа — плюс 24 и более; 2 группа — плюс 14 до 23; 3 группа — от 0 до 13; 4 группа — от минус 1 до минус 10; 5 группа — менее минус 11. По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению. 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. На занятиях применяются следующие методы обучения: индивидуальная работа; групповая работа; игровой метод работы; комбинированные занятия; метод сказкотерапии; метод проектов; участие в мероприятиях. Охрана здоровья и психологического благополучия детей заключается в соблюдении норм возрастной нагрузки в чередовании умственной и физической деятельности во время занятий. Воспитательная работа В современных условиях важно уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать воспитательный потенциал среды, найти пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности. Воспитательный потенциал программы достаточно широк – это духовнонравственное, гражданско-патриотическое воспитание, социальная адаптация, развитие патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала детей. Воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования заключается в приобщения учащихся к общественно полезной досуговой деятельности, участие в которой будет способствовать приобретению ими навыков здорового образа жизни, культуры общения, гражданскопатриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. В связи с этим 21 обучающиеся принимают участие в мероприятиях МБУ ДО ГДДТ г.Шахты, и самого творческого объединения. Основными из них являются: 1. Мероприятия патриотического характера: День Победы, День Защитника Отечества, Памятные даты, беседы в творческом объединении о героизме, подвигах соотечественников, мужестве народа и т.д. 2. Общенародные – Международный женский день «8 Марта». 3. Интеллектуальные – олимпиады и конкурсы в объединении. 4. Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий» в объединении. Важную роль занимает работа с родителями, при которой решаются вопросы организационного значения, подбираются актуальные и действенные методы работы с обучающимися. Вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания детей помогает выстроить образовательный и воспитательный маршруты для каждого ребенка, и становится непрерывным механизмом, так как родители помогают закреплять то, что было дано учителем. Формы работы с родителями: родительское собрание, индивидуальная беседа, анкетирование, информирование в социальных сетях. Таким образом, процесс воспитания и обучения в дополнительном образовании построен таким образом, чтобы действовать в неразрывном единстве, затрагивать все сферы деятельности ребенка и тем самым достигать результатов. 22 Список литературы 1. А.А Волочков, Б.А. Вяткин Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С.10. 2. А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2013. - 159 с. 3. Н. Яковлева, «Психологическая помощь дошкольнику», 2015 г. 4. Н. В. Клюева, Ю.В. Филиппова «Общение дети 5-7 лет», 2016 г. 5. Н. Чивикова, «Как подготовить ребенка к школе», 2014 г. 6. А. С. Симоновская, «Развитие творческого мышление детей», 2018г. 7. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, «Учим детей общению», 2017г. 8. Л.Ф.Тихомирова, «Развитие познавательных способностей детей». 2015г. 9. С. Е. Гаврина, «Большая книга тестов», 2018г. 10.Т. Ю. Андрющенко Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. 11.Н. Самоукина, «Практический психолог», 2016г. 12.Э. М. Александровская Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 2013г. 13.С.Е. Гаврина, «Большая книга тестов», 2014г. 14.О.В. Завязкин «Играя, развиваем память: запоминаем и произносим», 2015г. 15.Е.А. Бондаренко «Играя развиваем мышление», 2015г. 16.О.В. Завязкин, «Играя развиваем воображение: фантазируем, создаем», 2015г. 17.А. В. Амелина Развивающая игра «Кармашки с незнайкой» выпуск №1 18.В.В. Степанова Развивающая игра любимые сказки. 19.Образовательный портал «Инфоурок» (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://infourok.ru/; 20.Рыбалева И.А. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. (Электронный ресурс0. Режим доступа- http://iro23.ru/sites/default/files/kraevye metod.rekomendacii_2016g.pdf 21.Открытый урок – сайт для учителей и воспитателей. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://open-lesson.net/ 23 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)