№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 8 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 8 1.1.6 Форма обучения 9 1.1.7 Особенности организации образовательного 9 процесса 1.1.8 Режим занятий 9 10 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 10 1.2.2 Основные задачи программы 10 11 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 12 1.3.2 Содержание учебного плана 21 27 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 30 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 30 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 31 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 32 36 37 39 2 РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ». 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Направленность и вид программы Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьников являются базовые национальные ценности. В их числе – патриотизм, традиционные российские религии, искусство и литература. Главная цель современного образования - развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. С этих позиций работа военно-исторического клуба «Родина» рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний, но и как процесс овладения различными компетенциями посредством дополнительной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности дают возможность обучающимся в буквальном смысле прикоснуться к истории отечественного военного дела через изучение важнейших исторических сражений, а также событий и личностей, определивших развитие России и Донского края. Вид программы – модифицированная. Программа представляет собой интегрированный курс истории России с включением регионального компонента с рядом смежных дисциплин, таких музееведение, источниковедение, туризм (пешеходный). Данная общеразвивающая программа конкретизирует содержание предметных тем с учётом межпредметных связей, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, уровня подготовки и психофизических особенностей учащихся. Программа на основе следующих нормативных документов: -Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273); - ФЗ 304 от 31 июля 2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся; - Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 3 -Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017); -Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196); - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Методические рекомендации Минобразования Ростовской области по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской № Пр-1845 от 30 сентября 2021 г. «Об использовании государственных Российской Федерации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации; - Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей Ростовской области; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы. Новизна данной программы заключается в том, что изучаемый материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох и ключевых событиях военной истории России. Это отражает не только становление вооружённых сил Отечества, но и развитие военной геральдики, атрибутики, а также влияние личностей выдающихся полководцев и флотоводцев государства на формирование военной науки государства. Программа является компилятивным вариантом, составленным в рамках образовательной области «История». Курс построен по 4 хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям становления военной науки, а также проследить динамику развития вооружённых сил Отечества. Одновременно с этим новизна программы заключается - в знакомстве с новыми материалами, необходимыми для изучения истории России , Донского края, г. Шахты; - в помощи учащимся в течение процесса освоения учебной программы сделать осознанный выбор в пользу туристско-краеведческой деятельности, , - происходит обучение работе с историческими материалами (документами, картами, схемами и др.). Этот универсализм помогает учащимся достигнуть высокого уровня в овладении материалом по военной истории России; - предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах туристско-краеведческой деятельности будет содействовать воспитанию у учащихся оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки. Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества. То есть стимулирование педагогом такого состояния учащихся, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Актуальность данной программы обусловлена тем, что среди явлений современной действительности наблюдается снижение интереса учащихся к историческим знаниям. Как результат во взрослой жизни это ведет к социальной апатии, изоляции от общества, новые граждане страны легко прислушиваются к фальсификаторам истории. Настоящая программа призвана способствовать существенному расширению знаний учащихся в области мировой, русской, донской истории и культуры, сделать эти знания более прочными, более эмоционально насыщенными и личностно окрашенными. Целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по военной истории туристско-краеведческой направленности важны для воспитания формирующейся личности подростка. История ратного дела народов, проживавших и проживающих на территории нашей страны и Донского края в значительной степени представлена разнообразными археологическими источниками, памятниками письменности, предметами быта, дошедшими до наших дней. И данная программа дает возможность обучающимся познакомиться с этим культурно-историческим наследием. 1.1.3 Отличительные особенности программы. Отличительными особенностями программы является то, что она даёт возможность каждому учащемуся возможность сформировать свою точку зрения относительно ключевых событий военной истории России. Это, в свою очередь, дает учащемуся возможность найти себя в различных видах 5 творчества туристско-краеведческой направленности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к истории. Освоение содержания учебного материала строится с учётом необходимости индивидуализации и дифференциации обучения. Распределение часов в программе не является строго регламентированным, поэтому с учётом текущих результатов деятельности обучающихся возможно изменение количества часов в рамках общего учебного времени, а также включение дополнительного материала, имеющего определённую значимость для реализации программных задач. Реализация программы «Военная история России» предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Интегративная связь истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного языка. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Отличительной особенностью реализации программы является внедрение новых форм работы с учащимися – сетевого взаимодействия с организацией-партнером, обладающей ресурсами, необходимыми для обучения, проведении практических занятий, музейных экскурсий, а также профориентационных воспитательных мероприятий, направленных на знакомство учащихся с профессиями экскурсовода и экспозиционера. Сторонами образовательного процесса являются: 1. МБУ ДО ГДДТ г. Шахты – базовая образовательная организация. 2. МБУК г. Шахты «Шахтинский краеведческий музей» - ресурсная организация. Это способствует одному из приоритетных направлений развития дополнительного образования согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года: расширение возможностей для профессионального самоопределения и развития специальных навыков для освоения востребованных профессий в сфере туризма. Также данный аспект способствует реализации Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Ростовской области за счет обеспечения подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социальноэкономического развития Ростовской области, как субъекта РФ, а также развития сетевой формы взаимодействия между МБУ ДО ГДДТ и городском краеведческом музее г. Шахты. 6 Деятельность городского краеведческого музея г. Шахты играет определённо положительную роль в творческом процессе воспитания обучающихся, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач нашего общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для восприятия священного чувства любви к Родине. Именно с познания Родины начинается гражданскопатриотическое воспитание детей. И деятельность музея направлена, прежде всего, на это. Принципы построения программы: - от простого к сложному; - связь знаний, умений с жизнью, с практикой; - научность; - доступность; - системность знаний; - воспитательная и развивающая направленность; - активность и самостоятельность; - учёт возрастных и индивидуальных способностей. Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость учащихся: нет неталантливых, а есть те, которые ещё не нашли своего дела. 2. Превосходность: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Максимум поощрения, минимум наказания. Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учетом и соблюдением следующих принципов: - принцип связи с общеобразовательными предметами; - принцип развивающего обучения; - принцип межпредметных связей. В результате реализации программы возможны индивидуальные занятия, занятия с малым или переменным составом групп. Рекомендуемый перечень знаний, умений и навыков является примерным и может изменяться и дополняться в зависимости от творческих способностей, требований и интересов учащихся. Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна корректировка программы. Программа может быть реализована за счет уплотнения материала. Результативность программы будет проверяться через проверочные работы, тестирование, активность учащихся на занятиях и в практической деятельности. 7 1.1.4 Адресат программы. Программа рекомендована для детей 12-17 лет. На первый год обучения учащиеся принимаются по желанию, без предварительного отбора. Допускается прием учащихся на 2-й и 3-й год обучения на основе результатов предварительного собеседования, выявляющего их уровень знаний по истории России. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – базовый. Формирование личности гражданина и патриота России невозможно без изучения героического прошлого страны, без приобщения подростков к военно-патриотической истории, истории военного дела. В истории России войны и вооружённые конфликты составляют львиную долю судьбоносных для населяющих её народов событий. Ещё Древнерусское государство было объектом экспансии завоевателей. Но оно выжило, окрепло, расширило свои географические границы, дало приют многим народам. В этом заслуга российского воинства, патриотов России, людей, жертвовавших своей жизнью за будущее великой державы. К сожалению, на фоне кризисных явлений в нашей стране в конце XX века в обществе произошла утрата традиционно патриотического сознания, поэтому сегодня в стране актуальным является необходимость возрождения патриотического воспитания. Учебные занятия направлены на формирование у подростков активной жизненной позиции, уважения к способностям народа проявлять в тяжёлую минуту лучшие национальные качества, гордости за достижения военного искусства страны, ее выдающихся деятелей, которые обеспечивали военные победы и славу России. Наполняемость учебных групп и количество часов при реализации программы Год обучения 1-й обучения 2-й обучения 3-й обучения Кол-во обучающихся год не менее человек год не менее человек год не менее человек Кол-во часов Кол-во в неделю часов в год 15 3 108 12 3 108 8 6 216 Объем программы : 432 часа. Сроки реализации программы – 3 года. 8 1.1.6 Форма обучения. Форма обучения очная с возможность применения дистанционных технологий. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предусматривает проведение учебных занятий в очной форме с применением дистанционных технологий. Предусматривается следующая форма применения дистанционных занятий: - чат-занятия (занятия в форме чата предполагают текстовое общение, а также контакт с помощью голосовой связи; чат-занятия позволяют проводить теоретические и практические занятия, создавать рабочие группы учащихся в социальных сетях, организовать полноценный процесс их обучения. Состав участников чата может быть организован как для всей группы учащихся, так и для ее части, участвующей в конкретном образовательном проекте); - взаимодействия между учащимися и преподавателем посредством организация переписки по e-mail. 1.1.8 Режим занятий Год обучения Кол-во часов в Режим занятий неделю 1-й год обучения 3 1 раз в неделю – 3ч. 2-й год обучения 3 1 раз в неделю – 3ч. 3-й год обучения 6 2 раза в неделю – 3ч. 9 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы. Основной целью программы является: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время посредством приобщения к Отечественному военно-историческому наследию. 1.2 1.2.2 Задачи программы: - обучающие: - ознакомление учащихся с историей военного дела России и основными ее этапами; - обучение работе с историческими документами, схемами, картами исторических сражений; - формирование теоретических знаний в области истории России и Донского края. - развивающие: - развитие у учащихся патриотических чувств, гражданской позиции через изучение истории военного дела в России; - развитие личности учащихся посредством опыта индивидуальной и групповой учебной туристско-краеведческой деятельности, развитие творческого отношения к данной деятельности, стимулирование желания вносить в нее элементы творчества с учётом имеющихся знаний и умений. - воспитательные: -воспитание у учащихся социально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе военной службы; - воспитание у учащихся социально значимых качеств, направленных на образцовое выполнение воинского долга в условиях мирного и военного времени; - воспитание высокой ответственности и дисциплинированности, верности конституционному долгу. Реализация цели и задач данной программы позволяет сформировать у обучающихся такие черты, как: • целеустремлённость; • любознательность – стремление всё знать и всему учиться; • самопризнание – наступает эмоциональная уравновешенность, появляется желание самореализоваться; • радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение; • творческая направленность; • человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь. 10 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Структура программы «Военная история России» состоит из семнадцати разделов: - 1-й год обучения: 1). Раздел 1. Русь в IX – начале XII вв. 2). Раздел 2. Русь во второй половине XII - начале XVI вв. 3). Раздел 3. Донской край в Средние века 4). Воспитываем и познаем - 2-й год обучения: 5).Раздел 1. Россия в ХVI- ХVII вв. 6). Раздел 2. Россия в ХVIII веке 7). Раздел 3. Россия в ХIХ веке 8). Раздел 4. Донской край в Новое время 9). Воспитываем и познаем - 3-й год обучения: 10).Раздел 1. От Российской империи к СССР 11. Раздел 2. СССР в годы Второй мировой войны 12). Раздел 3. От СССР к Российской Федерации 13). Раздел 7.Ростовская область во второй половине ХХ - начале ХХI вв. 14). Воспитываем и познаем Содержание каждого раздела подразумевает реализацию конкретных дидактических задач при проведении учебных занятий. Каждый раздел включает в себя несколько видов теоретической и практической деятельности, направленной на изучение военной истории России с основания Древнерусского государства до начала ХХI в. Все образовательные разделы в обязательном порядке предусматривают усвоение и закрепление теоретических знаний и формирование деятельнопрактического опыта. Содержание учебного материала по структуре является концентрическим (повышение уровня сложности на ступенях усвоения). Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение ко всем видам деятельности на более высоком и сложном уровне. Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося. Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: 1. Исторический аспект. 2. Связь современностью. 3. Освоение новых 11 технологических приёмов. 4. (индивидуальных или групповых). Выполнение творческих работ 1.3.1 Учебный план Учебный план первого года обучения. № Название разделов, тем Вводное занятие. Вводный инструктаж Правила техники безопасности. 1 Раздел 1. Русь в IX – начале XII вв. 1.1 Тема 1.1. Восточные славяне в древности. 1.2 Тема 1.2. Становление Древнерусского государства . Теория 1 Практика Всег Формы о аттестации, диагностики, контроля 1 20 17 37 4 3 7 10 8 18 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина Фронтальный опрос, практическая работа историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина с 12 1.3 Тема 1.3. Расцвет Древней Руси 6 6 12 Раздел 2. Русь во второй половине XII - начале XVI вв. 18 16 34 2.1 Тема 2.1. Русь под игом Золотой Орды. 10 8 18 2.2 Тема 2.2. От Руси к России 8 8 16 2 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 1. Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 2. 13 3 Раздел 3. Донской край в Средние века 8 7 15 3.1 Тема 3.1. Кочевые народы на территории Дона в Средние века. 4 3 7 3.2 Тема 3.2 Возникновение казачества на Дону в Средние века. 4 4 8 10 10 20 - 1 1 57 51 108 4. Раздел 4. Воспитываем познаем Промежуточное тестирование ИТОГО и Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, виртуальные экскурсии, составление тематической музейной экспозиции Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, виртуальные экскурсии, составление тематической музейной экспозиции, тест по разделу 3. Фронтальный опрос, пешеходные экскурсии, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, Промежуточное тестирование 14 Учебный план второго года обучения № 1 1.1 Название разделов, Количество часов тем Теория Практика Вводное занятие. 1 Вводный инструктаж Правила техники безопасности, охраны труда Раздел 1. Россия в 15 ХVI- ХVII вв. Тема 1.1. Россия 8 при Иване IV Грозном Всего Формы аттестации, диагностики, контроля 1 10 25 6 14 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина 1.2 Тема 1.2. Иностранная интервенция в годы Смутного времени 2 2 4 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина 1.3 Тема 1.3. Россия при первых Романовых 5 2 7 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, 15 составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 1 Раздел 2. Россия в ХVIII веке 2.1. Тема 2.1. Россия в эпоху Петра I. 12 11 23 6 6 12 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина 2.2. Тема 2.2. Россия в послепетровскую эпоху 6 5 11 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 2 13 11 24 13 11 24 2 3 3.1 Раздел 3. Россия в ХIХ веке Тема 3.1 Военное дело России в XIX веке Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление 16 тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 3 4 4.1 5. Раздел 4. Донской 10 край в Новое время. Тема 4.1. Донской 10 край в ХVI- ХIХ вв. Раздел 5. Воспитываем познаем Промежуточное тестирование ИТОГО 4 14 4 14 9 11 20 и 60 1 1 48 108 Фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 4. Фронтальный опрос, пешеходные экскурсии, историческая викторина Промежуточное тестирование 17 Учебный план третьего года обучения. № 1 1.1. 1.1 2 № Название разделов, тем 1Вводное занятие. Вводный инструктаж Правила техники безопасности, охраны труда 3 Раздел 1. От Российской империи к СССР Количество часов Теория Практика Всего 1 - 1 37 36 73 Тема 1.1 Россия в русско-японской и Первой мировой войне. 21 20 41 1 Тема 2.1. От 1917 года к НЭПу 16 16 32 4Раздел 2. СССР в годы Второй мировой войны 29 34 63 Формы аттестации, диагностики, контроля Фронтальный опрос, практические задания по историческим картам и схемам, исторические квизы, викторины, дискуссии, самостоятельная работа по теме 18 9 9 18 2.1 1Тема 2.1. СССР на пороге Второй мировой войны Фронтальный опрос, практические задания по историческим картам и схемам, исторические квизы, викторины, дискуссии, самостоятельная работа по теме 20 25 45 2.2 1Тема 2.2. Великая Отечественная война Фронтальный опрос, практические задания по историческим картам и схемам, исторические квизы, викторины, дискуссии, виртуальные экскурсии, самостоятельная работа по теме 1 Раздел 3. От СССР к Российской Федерации 1 Тема 3.1. СССР во второй половине ХХ века 26 25 51 20 14 34 3 3.1 Фронтальный опрос, практические задания по историческим картам и схемам, исторические квизы, викторины, дискуссии, самостоятельная работа по теме 19 3.2 1 Тема 3.2. Россия в конце ХХ – начале ХХI вв. 6 3 4 8 11 17 3 6 11 20 2 2 111 216 Раздел 4.Ростовская область во второй половине ХХ начале ХХI вв. Раздел Воспитываем познаем 5. и Итоговая диагностическая работа. Защита индивидуальных проектов ИТОГО 9 105 Фронтальный опрос, практические задания по историческим картам и схемам, исторические квизы, викторины, дискуссии, самостоятельная работа по теме Дискуссии, пешеходные экскурсии, воспитательные мероприятия, профориентацио нные мероприятия в городском краеведческом музее 20 1.3.2 Содержание учебного плана Содержание учебного плана программы «Военная история России» на первом году обучения. 1. Вводное занятие. Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда. Раздел 1. Русь в IX – начале XII вв. Тема 1.1. Восточные славяне в древности. Теория: Происхождение восточных славян по археологическим данным. Точки зрения о происхождении славян. Расселение восточных славян. Образ жизни восточных славян. Война в образе жизни и верованиях славян. Русь и викинги. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина Тема 1.2. Становление Древнерусского государства Теория: Формирование древнерусского государства. Причины образования древнерусского государства. Предпосылки образования древнерусского государства. Древняя Русь как государство, ориентированное на военный лад. Норманнский вопрос в исторической литературе. Дискуссия «Норманисты-против антинорманистов». Современные теории о происхождении древнерусского государства .Дискуссия «Древняя Русь как государство, ориентированное на военный лад» .Роль первых русских князей в процессе становления древнерусского государства.Первые Рюриковичи. Древнерусские города. Новгород и Киев –центры древнерусской государственности. Война между Новгородом и Киевом. Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Попытка Святослава создать славянскую империю. Распад Древнерусского государства после смерти Святослава. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 1.3. Расцвет Древней Руси Теория: Объединение Руси при Владимире. Военные реформы Владимира. Крещение Руси. Причины выбора православия Владимиром. Ярослав Мудрый и его исторический портрет. Древняя Русь при Ярославе Мудром. Наследие Ярослава Мудрого. Княжеские усобицы. Князь Владимир Мономах, его «Устав».Степные кочевники – печенеги и половцы.Культура Древней Руси. (литература, живопись, архитектура).Структура войска в ранний период русской истории ( Х – ХI вв).Боевая тактика Древней Руси в Х – ХI вв. Обучение и воспитание войск в Древней Руси. Вооружение древнерусского воина. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 1. Раздел 2. Русь во второй половине XII - начале XVI вв. 21 Тема 2.1. Русь под игом Золотой Орды. Теория: Причины раздробления Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Нашествие на юго-западную Русь. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Деятельность Василия Темного. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 2.2 От Руси к России. Теория: Присоединение Новгорода и Твери. Конец ордынского ига. Взаимоотношения Руси со странами Европы и Азии. Присоединение Рязани и Смоленска. Ценностные ориентации русского общества XII - начале XVI вв. Памятники литературы и архитектуры XII - начала XVI вв. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 2. Раздел 3. Донской край в Средние века. Тема 3.1. Кочевые народы на территории Дона в Средние века. Теория: Скифы на территории Дона. Военное дело скифов. Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис». Донской край – колыбель Хазарского каганата. Крепость Саркел на территории Дона. Практика: исторические квизы, дискуссии, виртуальные экскурсии. Тема 3.2 Возникновение казачества на Дону в Средние века. Теория: Этногенез донского казачества в Средние века. Практика: ф.ронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина Раздел 4. Воспитываем и познаем Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Средних веков. Тематические экскурсии гражданско-воспитательного характера по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе «Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие активной гражданской позиции; - воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион», викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная 22 120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые», посвященная 300 лет со времени основания Российской Академии наук. Содержание учебного плана программы «Военная история России» на втором году обучения. 1. Вводное занятие. Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда. Раздел 1. Россия в ХVI- ХVII вв. Тема 1.1. Россия при Иване IV Грозном Теория: Реформы «Избранной рады». Борьба с боярской олигархией. Внешняя политика Ивана Грозного. Астраханский и Казанские походы. Москва и Крымское ханство. Сибирский поход Ермака. Ливонская война Тактика и войско: стрельцы. Оружие: пушки, пищали, сабли, шпаги, бердыши, гуляй-город. Эпоха террора. Дискуссии о причинах введения и отмены опричнины. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 1.2. Иностранная интервенция в годы Смутного времени. Теория: Репрессии. Великий голод. Русско-шведская война 1590—1593. Освоение Сибири. Возникновение самозванцев. Польская и Шведская интервенции. Василий Шуйский. Семибоярщина. Боярская капитуляция и народный подъем. Князь М. Скопин-Шуйский, князь Д.Пожарский. Первое и второе народные ополчения. Оружие: пики, пистолеты, сабля. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 1.3. Россия при первых Романовых. Теория: Россия при первых Романовых. Налоговая реформа. Развитие внутреннего рынка. Военная реформа. Слолбовский и деулинский мирные договоры. Защита России от Ногайской орды. Церковный раскол. Денежная реформа. Военная реформа. Медный и соляной бунты. Восстание С. Разина. Роль донского казачества в народных восстаниях ХVII века Война с Польшей 1654-1667 гг. Воссоединение Украины с Россией. Отмена местничества. Бахчисарайский мирный договор. Проекты В. Глицина. «Вечный мир» с Польшей. Нерчинский договор с Китаем. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 1. Раздел 2. Россия в ХVIII веке. Тема 2.1. Россия в эпоху Петра I. Теория: Внутренняя политика Петра I. Церковная реформа. Военная реформа. Создание Сената. Табель о рангах. Превращение России в 23 империю. Военно-политический аспект «Потешные полки» Петра I. Формирование гвардии. Россия в Северном союзе. Великая Северная война 1700-1721 гг. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 2.2. Россия в послепетровскую эпоху. Теория: Россия в эпоху дворцовых переворотов. Верховный тайный совет и его деятельность. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Военный аспект внешней политики послепетровской эпохи. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Военачальники: генерал-фельмаршал Б.Х. Миних. Белградский мирный договор. Русскошведская война 1741-1743 гг . Семилетняя война Присоединение Крыма. Внутренняя политика Екатерины II Реформы Сената, Жалованные грамоты дворянству и городам. Политический фаворитизм. Восстание Е. Пугачева. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 2. Раздел 3. Россия в ХIХ веке. Тема 3.1. Военное дело России в XIX веке. Теория: Реформы государственного управления Александра I. Реакционная политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. Мюридизм. Военачальники: генерал А.П.Ермолов, генерал И.Ф.Паскевич. Модернизация России в годы правления Александра II. Русско-Французские войны 1805 и 1806-1807 гг. Антифранцузские коалиции. Русско-персидская война 18041813 гг. Гюлистанский мирный договор. Военачальники: П. Багратион, М. Барклай-де-Толли. Русско-турецкая война 1806-1812 гг.. Отечественная война 1812 г. Русско-персидская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 3. Раздел 4. Донской край в Новое время. Тема 4.1. Донской край в ХVI- ХIХ вв. Теория: Донские землепроходцы. Донское казачество в годы Смуты. Казачьи восстания на Дону в ХVII веке. Казачья республика атамана Заруцкого как феномен ХVII века. Войско Донское в ХVIII- ХIХ вв. : политическая, социальная, военная организация, казачьи воинские звания. Виртуальная экскурсия в Новочеркасский музей истории Донского казачества. Виртуальная экскурсия в Старочеркасский историкоархитектурный музей-Заповедник. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. 24 Раздел 5. Воспитываем и познаем Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Нового времени. Тематические экскурсии гражданско-воспитательного характера по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе «Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие активной гражданской позиции; - воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион» , викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная 120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые», посвященный 300 лет со времени основания Российской Академии наук. Итоговая самостоятельная работа. Содержание учебного плана программы «Военная история России» на третьем году обучения. 1. Вводное занятие. Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда. Раздел 1. От Российской империи к СССР. Тема 1.1. Россия в русско-японской и Первой мировой войне. Теория: Отношение русской общественности к началу войны с Японией. Кампании 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 2.1. От 1917 года к НЭПу Теория: Хронология революции с февраля по октябрь 1917 года. Деятели и события революции 1917 года. Деятели революции.Белая армия. Красная армия. Вывод германских войск. Роль иностранной интервенции в Гражданской войне. Военное искусство в Гражданской войне. Последствия Гражданской войны.Советская Россия в годы НЭПа. Законодательные меры. НЭП в финансовой сфере НЭП в сельском хозяйстве и промышленности. Свёртывание НЭПа. Советская военная реформа 1923—1925 гг. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 1. Раздел 2. СССР в годы Второй мировой войны Тема 2.1. СССР на пороге Второй мировой войны Теория: Политика умиротворения агрессора в конце 1930-х гг. Мюнхенский договор и его последствия. Сближение Германии и СССР. 25 Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. Тема 2.2. Великая Отечественная война. Теория: Первый период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942). Стратегические операции и приграничные сражения в начальный период. Зимняя кампания 1941—1942 годов. Зимняя кампания 1942—1943 годов Летне-осенняя кампания 1943 года. СССР на заключительном этапе войны. Ростовская область в годы Великой Отечественной войны. Шахтинские герои СССР в годы войны. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 2. Раздел 3 СССР во второй половине ХХ века. Тема 3.1. СССР во второй половине ХХ века Теория: «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти Новый виток репрессий. Национальная политика.Восстановление «железного занавеса».Угроза ядерной войны между двумя сверхдержавами. Начало холодной войны. Создание НАТО и СЭВ. Карибский и Берлинский кризисы. СССР в годы «разрядки». Распад СССР и его последствия. Уроки холодной войны. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина Тема 3.2. Россия в конце ХХ – начале ХХI вв. Теория: Политические кризисы 1991 и 1991 гг.Конституция РФ. Война в Чечне. Первая чеченская кампания. Вторая чеченская кампания. Шахтинцы – герои чеченской военной кампании. Российская миротворческая миссия в Южной Осетии в 2008 г. Спецоперация «Крым-2014». Российская миротворческая миссия в Сирии. Борьба России с международным терроризмом. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина, тест по разделу 3. Раздел 4. Ростовская область во второй половине ХХ - начале ХХI вв. Тема 4.1. Ростовская область во второй половине ХХ - начале ХХI вв. Теория: Новочеркасский расстрел 1962 г. Развитие промышленности и культуры на Дону в 1960-1980- е гг. Ростовская область в конце ХХначале ХХI в. Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая викторина. 26 Раздел 5. Воспитываем и познаем Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Средних веков, Нового и Новейшего времени. Тематические экскурсии граждансковоспитательного характера по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе «Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие активной гражданской позиции; - воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион» , викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная 120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые», посвященный 300 лет со времени основания Российской Академии наук. Защита индивидуальных проектов. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения программы учащиеся должны: ЗНАТЬ: основные факты из истории России, Донского края Дни Воинской Славы России; государственные символы России (флаг, герб, гимн); основные факты из истории города Шахты; имена выдающихся деятелей и полководцев России. УМЕТЬ: сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником, грамотно и верно записать его воспоминания; анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию; создать компьютерную презентацию по сценарию для мероприятия клуба; работать в группе, участвовать в КТД, проявлять творческие и организаторские способности; уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох, поколений, наций. ОВЛАДЕТЬ: общекультурными компетенциями (особенностями общенациональной русской культуры, культурологическое основы явлений и традиций) Учебно-познавательными компетенциями (целеполагание, получение знаний непосредственно из реальности, овладение различными методами решения поставленных задач) 27 Информационными компетенциями (умение самостоятельно искать, отбирать и обрабатывать нужную информацию, преобразовывать и передавать ее) Коммуникативными компетенциями (способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями) Ожидаемые результаты первого года обучения К концу первого года обучения обучающиеся должны: знать: общие сведения об истории как науки; историческую терминологию; иметь представление о символах России; основные Дни воинской Славы России иметь представление об исторических деятелях России уметь: работать с историческими источниками составлять исторический портрет персоналии составлять развернутый план для описания исторического процесса. Ожидаемые результаты второго года обучения К концу второго года обучения учащиеся должны: знать: историческую терминологию; иметь представление о символах России Нового времени; основные Дни воинской Славы России Нового времени; иметь представление об исторических деятелях России Нового времени; уметь: работать с историческими источниками составлять исторический портрет персоналии составлять развернутый план для описания исторического процесса. Ожидаемые результаты третьего года обучения К концу третьего года обучения учащиеся должны: знать: историческую терминологию; иметь представление о символах России Нового времени; основные Дни воинской Славы России Нового времени; 28 иметь представление об исторических деятелях России Нового времени; уметь: работать с картой и историческими источниками составлять исторический портрет персоналии составлять развернутый план для написания исторического сочинения. написать историческое сочинение. овладевать целостными представлениями о становлении вооружённых сил государства; применять понятийный аппарат полученные знаний для раскрытия сущности и значений военных событий России; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; расширять опыт оценочной деятельности военных событий прошлого и настоящего в истории своей страны и человечества; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и т.д работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и т.д.). Результатом изучения программы «Военная история России» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социальноадаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Личностные результаты: - готовность к самообразованию и самовоспитанию; - адекватная позитивная самооценка и Я-концепция, способность к самопознанию; - способность к решению моральных дилемм; - осознание своей идентичности как гражданина страны, готового встать на защиту интересов государства; Метапредметные результаты: -самостоятельность в постановке новых учебных целей и задач; -способность осознанно осуществлять самоконтроль и саморегуляцию; - способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; способность осуществлять сотрудничество и диалог в процессе коллективной работы и освоения основ социального взаимодействия. 29 Предметные результаты: -способность применять полученные знания для решения познавательных задач относительно военных событий России; -способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значений военных событий России; - умение систематизировать информацию из различных исторических источников при выявлении причинно-следственных связей событий, явлений и процессов отечественной военной истории. 1.5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Ковалев Валерий Валерьевич – автор-разработчик и педагог дополнительного образования первой категории, занятый в реализации программы, является компетентным специалистом в области истории. Стаж его педагогической работы составляет более 9 лет. Образование – высшее педагогическое. Диплом ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» от 6 июля 2021 г. Квалификация «Магистр» 44.04.01 Педагогическое образование. Профиль образовательной программы: «Инновационные технологии обучения и современное историческое знание». В 2021 г. освоил программу повышения квалификации ООО «Инфоурок» (г. Смоленск) «Дополнительное образование детей в контексте системно-деятельностного подхода» в объеме – 72 часа. 1.5.2Материально-техническое обеспечение Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей. В кабинете есть стол для педагога, столы и стулья по количеству учащихся, доска для демонстрации наглядно-иллюстративного материала, шкафы для книг, разработок, методической и дидактической литературы. Для ведения занятий по военной истории России имеется необходимое методическое и дидактическое обеспечение (дидактический и раздаточный материал): -исторические карты, портреты исторических личностей, раздаточный материал (схемы, текстовые описания эпох и др.); Интернетресурсы. Оборудование учебного кабинета : -рабочее место преподавателя -рабочие столы, стулья по количеству обучающихся; -комплект учебно-наглядных пособий (учебные таблицы, плакаты, портреты выдающихся ученых, писателей) по обществознанию в том числе на электронных носителях. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и 30 оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы входят: • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.); • информационно-коммуникативные средства; • экранно-звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. Библиотечный фонд кабинета содержит учебно-методическое обеспечение, необходимое для освоения программы «Военная история России», а также дополнительную литературу (энциклопедии, справочники, научно-популярную литературу и др.) по вопросам исторического образования. 31 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Военная история России» размещен в рабочих программах первого, второго и третьего годов обучения (по группам). 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ 2.2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ № Год Организационно-содержательные формы обучения работы 1. 1-ый год обучения 2. 2-ой год обучения 3. 3-й год обучения • исторические викторины, проблемные беседы; • выполнение творческих заданий; • отработка умений и навыков по составлению ответов на вопросы викторин • практическая работа с историческим источником • исторические викторины, проблемные беседы; • выполнение творческих заданий; • отработка умений и навыков по составлению ответов на вопросы викторин • практическая работа с историческим источником • самостоятельная работа с литературой; • составление сообщения и выступление; • познание азов ораторского искусства. • исторические викторины, проблемные беседы; • выполнение творческих заданий; • отработка умений и навыков по составлению ответов на вопросы викторин • практическая работа с историческим источником • самостоятельная работа с литературой; • составление сообщения и выступление; • познание азов ораторского искусства; практическая работа по выполнению индивидуального проекта; • развитие навыков ораторского искусства в ходе отчетного выступления с индивидуальным проектом. 32 2.2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у учащихся ответственности за результат своего труда, самоконтроля и самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык самоанализа. Время проведения Цель проведения Вводный контроль В начале Определение уровня учебного года развития детей, их творческих способностей Текущий контроль В течение всего Определение степени учебного года усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности к усвоению нового материала. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль По итогам Определение степени первого усвоения обучающимися полугодия учебного материала. Определение промежуточных результатов обучения. Формы контроля Беседа, тестирование, собеседование опрос, Педагогическое наблюдение, опрос (в виде контрольных вопросов на теоретических и практических занятиях, в виде тематических дискуссий и семинарских занятий по отдельным темам) анализ исторических персоналий, исторических карт, схем и документов; -практическая работа; самостоятельная работа по итогам темы/раздела; - участие в творческих конкурсах -Опрос, контрольное занятие, презентация творческих работ, -выполнение практических заданий педагога; 33 -участие в конкурсах По итогам года Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы. -Контрольное занятие (итоговая самостоятельная работа, индивидуальный проект – для третьего года обучения), -участие в конкурсах различного уровня ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень Число выраженности баллов оцениваемого качества Теоретическая подготовка Теоретические Соответствие -практически не 0 знания по теоретических усвоил основным знаний теоретическое разделам программным содержание учебнотребованиям программы; 1 тематического - овладел менее плана чем ½ объема программы знаний, предусмотренных 2 программой; -объем усвоенных знаний составляет более ½; 3 -освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период Владение Осмысленность - не употребляет 0 специальной и правильность специальные терминологией использования термины; специальной -знает отдельные 1 терминологии специальные термины, но Методы диагностики Наблюдение, тестирование, фронтальный опрос, игровые методы Наблюдение, тестирование, фронтальный опрос, игровые методы 34 избегает их употреблять; -сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка Практические Соответствие -практически не умения и практических овладел навыки, умений и умениями и предусмотренн навыков навыками; ые программой программным овладел менее (по основным требованиям чем ½ разделам предусмотренных учебноумений и тематического навыков; -объем плана усвоенных программы) умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренным и программой за конкретный период Творческие Креативность в -начальный навыки выполнении (элементарный) практических уровень развития заданий креативности: учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; -репродуктивный 2 3 0 1 Наблюдение, анализ результатов тестов 2 3 0 Наблюдение, анализ результатов тестов 1 2 35 уровень: учащийся в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – учащийся видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; -творческий уровень (II) учащийся выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно 3 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся осуществляется в период вводного, текущего, промежуточного и итогового контроля посредством тестирования на основе опросника Л.И. Тимониной (модификация В.В. Ковалева). Диагностика предметных результатов учащихся осуществляется в период вводного, текущего, промежуточного контроля посредством тестирования, а также посредством фронтального опроса, исторических викторин, практических работ с историческими источниками и создания тематических музейных экспозиций. В период итогового контроля – посредством выполнения и защиты индивидуальных проектов. 36 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Методы обучения и педагогические технологии. Методическое обеспечение программы «Военная история России» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 12–17 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на: - словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение исторической литературы, лекция); - наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии, виртуальные экскурсии); - практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). Для достижения цели и задач образовательной общеразвивающей программы «Военная история России» применяются следующие педагогические технологии: - групповые технологии; - технология игрового обучения; - коллективного взаимообучения; - здоровьесберегающие технологии; - технология исследовательского (проблемного) обучения. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности , радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации. Это участие в общегородских, всероссийских и международных конкурсах, привлечение детей к участию в работе над образовательными проектами и др. Обучающимся предоставляется право выбора точки зрения в ходе дискуссии, выбора тематики индивидуальных проектов, способов их выполнения в рамках изученного содержания, подбора материалов. 37 Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Очень сильное влияние на детей оказывают поощрения. Одобрение, похвала, награда, признание достижений товарищами за короткое время изменяют у детей мотивы поведения, отношение к труду, стимулируют детей на положительные поступки. Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться в клубной работе. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике. Исходя из содержания программы, проводятся различные игры: исторические викторины и др. Предполагаются различные упражнения и задания, обогащающие словарный запас, развивающие зрительную память, фантазию и воображение. Занятия включают в себя регулярные проведения физминуток, игр, которые снимают напряжение глаз, рук, плеч. Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся. Формы проведения занятий в объединении очень разнообразны и интересны: - сюжетно – ролевая игра; викторина; интернет-экскурсия; викторина. Для успешной реализации программы «Военная история России» используются следующие методы обучения. Методы формирования познавательного интереса. В начале занятия нужно заинтересовать учащихся, мотивировать на работу. Успешное обучение без мотивации невозможно. Для каждого занятия она тщательно продумана. Нужно объяснить, для чего он будет делать то или иное изделие. Дети вправе сам изменить мотивацию и если она совпадает с целью занятия, то препятствовать этому не нужно. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы работы, активизируется творческий потенциал учащихся. - Метод поиска правильного решения. Учащихся нужно включать в активную самостоятельную познавательную деятельность. Оценивать и поддерживать на каждом этапе поиска. - Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач. Передавать инициативу в реализации отдельных этапов процесса работы. Не нужно требовать точного повторения работы, приветствуются отличия от образца и индивидуальность выполнения. - Метод переубеждения. Убеждать в успешности проделанной работы, если учащийся не доволен ею, находить лучшие ее стороны, помогать, поощрять. Проблемный метод обучения. Формировать у учащегося нестандартное мышление, лишённое стереотипов. Для этого перед учащимися ставится определенная творческая задача, а решение они должны найти сами. При затруднении нужно помочь наводящими вопросами, но постепенно добиваться самостоятельности в принятии решения. 38 - Метод проектов, исследования. Привлекать учащихся к проектной и исследовательской деятельности, что позволяет расширить их знания и умения. Учит находить нужную информацию в различных источниках, наблюдать, сопоставлять, делать предположения и выводы. Систематизирует полученные знания. Учит умению правильно оформить и донести до других свои знания при защите работы. 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебно-методические материалы: 1. Великие полководцы России. Т 1-20. М., 2020. 2. Мединский В.Р. , Мягков М.Ю, Никифоров Ю.А. Военная история России Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание, исправленное, дополненное. ООО «Торговый дом РВИО (Российское военноисторическое общество)» 2020. 3. Орлов А.С. , Георгиев В.А. , Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. «История России с древнейших времен и до наших дней», М. 2020. Дидактические материалы: 1. Военная история России. Энциклопедия. Ростов-на-дону. Издательский дом «Проф-Пресс» 2019. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2018. 3. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М.: Мирос, 2020. 4. Федосова А.А.. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2019. 5. Хрестоматия. История России. 6–11 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. –М.:Дрофа, 2020. Интернет-ресурсы http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm — Библиотека Исторического факультета МГУ. http://www.plekhanovfound.ru/library/ — Библиотека социал-демократа. http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://gpw.tellur.ru/ — Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной войне. http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека. http://www.wco.ru/icons/ — виртуальный каталог икон. http://militera.lib.ru/ — военная литература: собрание текстов. 66 httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp/ — всемирная история для школьников. http://world-war2.chat.ru/ — Вторая Мировая война в русском Интернете. 39 http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас всемирной истории. httр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1 — Древний Восток httр://www.hе1lаdоs.гu — Древняя Греция http://www.old-rus-maps.ru/ — европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях. http://biograf-book.narod.ru/ — избранные биографии: биографическая литература СССР. http://www.magister.msk.ru/library/library.htm — Интернет-издательство «Библиотека»: Электронные издания произведений и биографических и критических материалов. http://intellect-video.com/russian-history/ — история России и СССР: онлайнвидео. http://www.historicus.ru/ — Историк: общественно-политический журнал. http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента http://statehistory.ru — История государства. http://www.kulichki.com/grandwar/ — «Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи. http://www.raremaps.ru/ — коллекция старинных карт Российской империи. http://old-maps.narod.ru/ — коллекция старинных карт территорий и городов России. 40