Всемирная военная история

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ШАХТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УТВЕРЖДАЮ:

ПРИНЯТО:
^gg^ss^sa^

на заседании педагогического совета MIA'- ,
ГДДТ г. Шахты

ва»
,0аскоиоб/7(

М БУДО

Протокол №1 от 31.08. 2023 г.

ГДДТ г. Шахты

5^

550^

МБУ ДО ГДДТ г.Шахты
— . И.В. Агалакова
'

№243 от 31.08.2023г.

-

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Всемирная военная история»

Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: реализуется в сетевой форме
Возрастная категория: от 12 до 17лет
Срок реализации программы: 3 года (648 ч)
Форма обучения: очная
Условия реализации программы: муниципальное задание
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Ковалев Валерий Валерьевич

Шахты
2023

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
8
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
8
1.1.6 Форма обучения
9
1.1.7 Особенности организации образовательного
9
процесса
1.1.8 Режим занятий
9
10
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
10
1.2.2 Основные задачи программы
10
11
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
12
1.3.2 Содержание учебного плана
21
28
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
31
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
31
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
31
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

33
33
37
37
40

2

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ».
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Направленность и вид программы
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, основным содержанием духовно-нравственного
воспитания школьников являются базовые национальные ценности. В их
числе – патриотизм, традиционные российские религии, искусство и
литература. Главная цель современного образования - развитие ребёнка как
компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности. С этих позиций работа военно-исторического
клуба «Родина» рассматривается не только как процесс овладения
определенной суммой знаний, но и как процесс овладения различными
компетенциями посредством дополнительной общеразвивающей программе
туристско-краеведческой
направленности
дают
возможность
обучающимся в буквальном смысле прикоснуться к истории отечественного
военного дела через изучение важнейших исторических сражений, а также
событий и личностей, определивших развитие России и Донского края.
Вид программы – модифицированная. Программа представляет
собой интегрированный курс всемирной истории с включением
регионального компонента с рядом смежных дисциплин, таких музееведение,
источниковедение, туризм (пешеходный).
Данная общеразвивающая программа конкретизирует содержание
предметных тем с учётом межпредметных связей, методического,
информационного и технического обеспечения учебного процесса, уровня
подготовки и психофизических особенностей учащихся. Программа на
основе следующих нормативных документов:
-Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020);
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
- ФЗ 304 от 31 июля 2020 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания
обучающихся;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.).
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3

-Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017);
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(приказ
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (разработана в соответствии с требованиями Закона
«Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные
стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Методические рекомендации Минобразования Ростовской области по
использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской № Пр-1845 от 30 сентября 2021 г.
«Об
использовании
государственных
Российской
Федерации
в
государственных и муниципальных общеобразовательных организациях
Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета
при Президенте Российской Федерации;
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей Ростовской области;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы.
Новизна данной программы заключается в том, что изучаемый
материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы
различных исторических эпох и ключевых событиях всемирной военной
истории. Это отражает не только становление вооружённых сил Отечества,
но и развитие военной геральдики, атрибутики, а также влияние личностей
выдающихся полководцев и флотоводцев государства на формирование
военной науки государства.
Программа является компилятивным вариантом, составленным в
рамках образовательной области «Всемирная история». Курс построен по
4

хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание
особенностям становления военной науки, а также проследить динамику
развития вооружённых сил Отечества в дискурсе мировых цивилизаций.
Одновременно с этим новизна программы заключается
- в знакомстве с новыми материалами, необходимыми для изучения
истории России , Донского края, г. Шахты;
- в помощи учащимся в течение процесса освоения учебной
программы сделать осознанный выбор в пользу туристско-краеведческой
деятельности, ,
- происходит обучение работе с историческими материалами
(документами, картами, схемами и др.). Этот универсализм помогает
учащимся достигнуть высокого уровня в овладении материалом по военной
истории России;
- предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах
туристско-краеведческой деятельности будет содействовать воспитанию у
учащихся оригинального творческого мышления, развитию уверенности в
себе, формированию адекватной самооценки. Непременным условием при
организации занятий является атмосфера творчества. То есть
стимулирование педагогом такого состояния учащихся, когда они чувствуют
себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что
обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых
задач.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что среди явлений
современной действительности наблюдается снижение интереса учащихся к
историческим знаниям. Как результат во взрослой жизни это ведет к
социальной апатии, изоляции от общества, новые граждане страны легко
прислушиваются к фальсификаторам истории. Настоящая программа
призвана способствовать существенному расширению знаний учащихся в
области мировой, отечественной, донской истории и культуры, сделать эти
знания более прочными, более эмоционально насыщенными и личностно
окрашенными.
Целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по
всемирной военной истории туристско-краеведческой направленности
важны для воспитания формирующейся личности подростка. История
ратного дела народов мира, проживавших и проживающих на территории
нашей страны и Донского края в значительной степени представлена
разнообразными
археологическими
источниками,
памятниками
письменности, предметами быта, дошедшими до наших дней. И данная
программа дает возможность обучающимся познакомиться с этим культурноисторическим наследием.
1.1.3 Отличительные особенности программы.
Отличительными особенностями программы является то, что она даёт
возможность каждому учащемуся возможность сформировать свою точку
зрения относительно ключевых событий всемирной военной истории. Это, в
5

свою очередь, дает учащемуся возможность найти себя в различных видах
творчества туристско-краеведческой направленности.
Разнообразие
творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень
интереса к истории. Освоение содержания учебного материала строится с
учётом необходимости индивидуализации и дифференциации обучения.
Распределение часов в программе не является строго регламентированным,
поэтому с учётом текущих результатов деятельности обучающихся
возможно изменение количества часов в рамках общего учебного времени, а
также включение дополнительного материала, имеющего определённую
значимость для реализации программных задач.
Реализация программы «Всемирная военная история» предполагает
широкое
использование
межпредметных
связей.
Интегративное
взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся
сформировать целостное представление о динамике развития и исторической
обусловленности современных форм общественной жизни. Использование
межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания
учащихся о закономерностях пространственной организации мира,
закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим
материалом. Интегративная связь истории и предметов образовательных
области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал
процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить
стилистические и образно-выразительные особенности родного языка.
Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества
расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также
предметов образовательной области «Искусство».
Отличительной особенностью реализации программы является
внедрение новых форм работы с учащимися – сетевого взаимодействия с
организацией-партнером, обладающей ресурсами, необходимыми для
обучения, проведении практических занятий, музейных экскурсий, а также
профориентационных воспитательных мероприятий, направленных на
знакомство учащихся с профессиями экскурсовода и экспозиционера.
Сторонами образовательного процесса являются:
1. МБУ ДО ГДДТ г. Шахты – базовая образовательная организация.
2. МБУК г. Шахты «Шахтинский краеведческий музей» - ресурсная
организация.
Это способствует одному из приоритетных направлений развития
дополнительного
образования
согласно
Концепции
развития
дополнительного образования детей до 2030 года:
расширение
возможностей для профессионального самоопределения и развития
специальных навыков для освоения востребованных профессий в сфере
туризма. Также данный аспект способствует реализации Целевой модели
развития региональной системы дополнительного образования детей
Ростовской области за счет обеспечения подготовки и ранней
профориентации будущих кадров для потребностей социальноэкономического развития Ростовской области, как субъекта РФ, а также
6

развития сетевой формы взаимодействия между МБУ ДО ГДДТ и городском
краеведческом музее г. Шахты.
Деятельность городского краеведческого музея г. Шахты играет
определённо положительную роль в творческом процессе воспитания
обучающихся, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения
всегда являлось одной из важнейших задач нашего общества, ведь детство и
юность – самая благодатная пора для восприятия священного чувства любви
к Родине. Именно с познания Родины начинается гражданскопатриотическое воспитание детей. И деятельность музея направлена, прежде
всего, на это.
Принципы построения программы:
- от простого к сложному;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- научность;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитательная и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность;
- учёт возрастных и индивидуальных способностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в
практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость учащихся: нет неталантливых, а есть те,
которые ещё не нашли своего дела.
2. Превосходность: если у кого-то что-то получается хуже, чем у
других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно
искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может
считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача – создать ситуацию успеха
для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно
подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Максимум поощрения, минимум наказания.
Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учетом и
соблюдением следующих принципов:
- принцип связи с общеобразовательными предметами;
- принцип развивающего обучения;
- принцип межпредметных связей.
В результате реализации программы возможны индивидуальные
занятия, занятия с малым или переменным составом групп.
Рекомендуемый перечень знаний, умений и навыков является
примерным и может изменяться и дополняться в зависимости от творческих
способностей, требований и интересов учащихся. Темы учебного курса могут
быть сокращены или расширены. Возможна корректировка программы.
Программа может быть реализована за счет уплотнения материала.

7

Результативность программы будет проверяться через проверочные
работы, тестирование, активность учащихся на занятиях и в практической
деятельности.

1.1.4 Адресат программы.
Программа рекомендована для детей 12-17 лет. На первый год
обучения учащиеся принимаются по желанию, без предварительного отбора.
Допускается прием учащихся на 2-й и 3-й год обучения на основе
результатов предварительного собеседования, выявляющего их уровень
знаний по истории России.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый. Формирование личности гражданина
и патриота России невозможно без изучения героического прошлого страны,
без приобщения подростков к военно-патриотической истории, истории
военного дела.
В истории России войны и вооружённые конфликты составляют
львиную долю судьбоносных для населяющих её народов событий.
К сожалению, на фоне кризисных явлений в нашей стране в конце XX века в
обществе произошла утрата традиционно патриотического сознания, поэтому
сегодня в стране актуальным является необходимость возрождения
патриотического воспитания в контексте изучения исторической значимости
России в мировой системе.
Изучаемый материал позволяет формировать яркие, эмоционально
окрашенные образы различных исторических эпох и ключевых событиях
всемирной военной истории, что отражает не только становление
вооружённых сил в различных государствах мира, но и развитие военной
геральдики, атрибутики, а также влияние личностей выдающихся
полководцев и флотоводцев государства на формирование военной науки.
Учебные занятия направлены на
формирование у подростков
активной жизненной позиции, уважения к способностям народа проявлять в
тяжёлую минуту лучшие национальные качества, гордости за достижения
военного искусства страны, ее
выдающихся
деятелей, которые
обеспечивали военные победы и славу России.
Наполняемость учебных групп и количество часов при реализации
программы
Год обучения
1-й
обучения
2-й
обучения

Кол-во
обучающихся
год не
менее
человек
год не
менее
человек

Кол-во часов Кол-во
в неделю
часов в год
15
3
108
12

6

216

8

3-й
обучения

год не менее
человек

8

9

324

Объем программы : 648 часов.
Сроки реализации программы – 3 года.
1.1.6 Форма обучения.
Форма обучения очная с возможность применения дистанционных
технологий. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и
в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или
ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа предусматривает проведение учебных занятий в
очной
форме
с
применением
дистанционных
технологий.
Предусматривается следующая форма применения дистанционных занятий:
- чат-занятия (занятия в форме чата предполагают текстовое общение,
а также контакт с помощью голосовой связи; чат-занятия позволяют
проводить теоретические и практические занятия, создавать рабочие группы
учащихся в социальных сетях, организовать полноценный процесс их
обучения. Состав участников чата может быть организован как для всей
группы учащихся, так и для ее части, участвующей в конкретном
образовательном проекте);
- взаимодействия между учащимися и преподавателем посредством
организация переписки по e-mail.
Год обучения
1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения

1.1.8 Режим занятий
Кол-во часов в Режим занятий
неделю
3
1 раз в неделю – 3ч.
6
2 раза в неделю – 3ч.
9
3 раза в неделю – 3ч.

9

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы.
Основной целью программы является: формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время посредством приобщения к всемирному военно-историческому
наследию.
1.2

1.2.2 Задачи программы:
Задачи программы:
- обучающие:
- ознакомление учащихся с всемирной историей военного дела и основными
ее этапами;
- обучение работе с историческими документами, схемами, картами
исторических сражений;
- формирование теоретических знаний в области всемирной истории,
истории России и Донского края.
- развивающие:
- развитие у учащихся патриотических чувств, гражданской позиции через
изучение истории военного дела в России в дискурсе мировых цивилизаций;
- развитие личности учащихся посредством опыта индивидуальной и
групповой учебной туристско-краеведческой деятельности, развитие
творческого отношения к данной деятельности, стимулирование желания
вносить в нее элементы творчества с учётом имеющихся знаний и умений.
- воспитательные:
-воспитание у учащихся социально значимых качеств, умений и готовности к
их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе
военной службы;
- воспитание у учащихся социально значимых качеств, направленных на
образцовое выполнение воинского долга в условиях мирного и военного
времени;
- воспитание высокой ответственности и дисциплинированности, верности
конституционному долгу.
Реализация цели и задач данной программы позволяет сформировать у
обучающихся такие черты, как:
• целеустремлённость;
• любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
• самопризнание – наступает эмоциональная уравновешенность,
появляется желание самореализоваться;

10

• радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда
преодоление препятствий оценивается как победа и приносит
удовлетворение;
• творческая направленность;
• человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение
прийти на помощь.
1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Структура программы «Всемирная военная история» состоит из
шестнадцати разделов:
- 1-й год обучения:
1). Раздел 1. Государства Древнего мира:
2). Раздел 2. Средневековые цивилизации:
3). Раздел 3. Донской край в Средние века
4). Воспитываем и познаем
- 2-й год обучения:
5). Раздел 1. Мировые цивилизации в начале Нового времени.
6). Раздел 2. Мировые цивилизации в ХVIII веке
7).Раздел 3. Мировые цивилизации в ХIХ веке
8). Раздел 4. Донской край в Новое время.
9). Воспитываем и познаем
- 3-й год обучения:
10). Раздел 1. Мировые цивилизации в начале ХХ века.
11). Раздел 2. Первая мировая война. Послевоенный мир в 1918-1938 гг.
12).Раздел 3. Вторая мировая война
13). Раздел 4. «Холодная война».
14). Раздел 5. Мир в конце ХХ-начале ХХI века.
15). Раздел 6. Донской край в ХХ-начале ХХI вв.
16).Воспитываем и познаем
Содержание каждого раздела подразумевает реализацию конкретных
дидактических задач при проведении учебных занятий. Каждый раздел
включает в себя несколько видов теоретической и практической
деятельности, направленной на изучение военной истории России с
основания Древнерусского государства до начала ХХI в. Все
образовательные разделы в обязательном порядке
предусматривают
усвоение и закрепление теоретических знаний и формирование деятельнопрактического опыта.
Содержание
учебного
материала
по
структуре
является
концентрическим (повышение уровня сложности на ступенях усвоения).
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей
спирали», т.е. периодическое возвращение ко всем видам деятельности на
более высоком и сложном уровне. Обучение носит теоретический,
познавательный и практический характер наряду с индивидуальным
11

подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям
каждого учащегося.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: 1.
Исторический аспект. 2. Связь современностью. 3. Освоение новых
технологических
приёмов.
4.
Выполнение
творческих
работ
(индивидуальных или групповых).
1.3.1 Учебный план
Учебный план первого года обучения.
№
Название разделов, тем

Количество часов

№

1
1.1

Теория
1Вводное
занятие.
1
Вводный инструктаж
Правила
техники
безопасности,
охраны
труда
1Раздел 1. Государства
29
Древнего мира
1Тема 1.1 Государства
9
Древнего Востока

Практика
-

Всего
1

29

58

9

18

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Фронтальный
опрос

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина

12

1.2

2

2.1

2.2

3

3Тема 1.2. Античные
цивилизации.

20

20

40

Раздел 2.
Средневековые
цивилизации.
3Тема 2.1 Мировые
цивилизации
в
Средние века

28

24

52

19

15

34

3Тема 2.2 Российское
государство в Средние
века.

9

9

18

4Раздел 3. Донской край
в Средние века

6

6

12

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 1

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина

Фронтальный
опрос,
практическая
работа
с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 2

13

3.1

4.

4Тема 3.1 Донской край
в Средние века

Воспитываем
познаем

и

6

6

9

11

Промежуточное
тестирование

20

1

ИТОГО

12

73

Промежуточное
тестирование

1
71

Фронтальный
опрос,
практическая
работа
с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 3
Фронтальный
опрос,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина,
пешеходные
экскурсии

144

Учебный план второго года обучения
№

1.

Название разделов, тем Количество часов
Теория Практика
Вводное
занятие. 1
Вводный инструктаж
Правила
техники
безопасности,
охраны
труда
Раздел 1. Мировые
46
цивилизации в начале
Нового времени.

Всего

1

35

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Фронтальный
опрос

81

14

1.

Тема 1.1 Европа в 16
начале Нового времени

11

27

1.2

Тема 1.2. Страны Азии 11
в
начале Нового
времени

10

21

1.3

Тема 1.3. Россия начале 19
Нового времени

14

33

2

Раздел 2. Мировые 29
цивилизации
в ХVIII веке

25

54

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 1

15

2.1

Тема 2.1.
Страны 10
Европы в ХVIII веке.

10

20

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина

2.2

Тема 2.2. Страны Азии 12
в ХVIII веке.

11

23

2.3

Тема 2.3.
ХVIII веке.

4

11

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест

Россия в 7

16

по разделу 2
Раздел 3. Мировые
26
цивилизации
в ХIХ веке
Тема
3.1
Страны 10
Европы в ХIХ веке.

13

39

8

18

3.2

Тема 3.2 Страны Азии
в ХIХ веке.

6

4

10

3.3

Тема 3.3 Россия в ХIХ 6
веке

5

11

4

Раздел 4. Донской край
в Новое время.
Тема 4.1 Донской край

9

7

16

9

7

16

3

3.1

4.1

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 3
Фронтальный
17

в Новое время.

5

Раздел 5. Воспитываем
и познаем

Промежуточное
тестирование
ИТОГО

12

12

1
124

92

24

1
216

опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 4
Фронтальный
опрос,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина,
пешеходные
экскурсии
Промежуточное
тестирование

Учебный план третьего года обучения.
№
Название разделов, тем
№

1

1.1

1Вводное занятие.
Вводный инструктаж
Правила техники
безопасности, охраны
труда
1Раздел 1.
Мировые цивилизации
в начале ХХ века.
1Тема 1.1. Мировые
цивилизации в начале
ХХ века.

Количество часов
Теория Практика
Всего

1

-

1

19

23

42

19

23

42

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Фронтальный
опрос

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
18

источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 1

2.1

Раздел 2.
Первая мировая война.
Послевоенный мир в
1918-1938 гг.
6Тема 2.1 Первая
мировая война.

2.2

7Тема 2.2 Послевоенный 33
мир в 1918-1938 гг.

20

25

45

3

4Раздел 3. Вторая
мировая война
1Тема 3.1. Вторая война

20

25

45

2

3.1

50

49

99

17

17

34

32

65

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина
Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 2

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
19

составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 3
1Раздел 4. «Холодная
война».

24

24

48

1Тема 4.1. «Холодная
война».

24

24

48

24

23

47

5

1Раздел 5. Мир в конце
ХХ – начале ХХI вв.

24

23

47

5.1

1Тема 5.1 Мир в конце
ХХ – начале ХХI вв.

3

6

6

Раздел 6. Донской край
в ХХ-начале ХХI вв.

4

3

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 4

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 5

20

6.1

3Тема 6.1. Донской край
в ХХ-начале ХХI вв.

7

Воспитываем и
познаем

Защита
индивидуальных
проектов
ИТОГО

3

15

156

3

6

13

28

8

8

168

324

Фронтальный
опрос,
практическая
работа с
историческими
источниками,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина, тест
по разделу 6
Фронтальный
опрос,
составление
тематической
музейной
экспозиции,
историческая
викторина,
пешеходные
экскурсии
Защита
индивидуальных проектов

1.3.2 Содержание учебного плана
Содержание учебного плана программы «Всемирная военная история»
на первом году обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны
труда.
Раздел 1. Государства Древнего мира:
Тема 1.1. Государства Древнего Востока
Теория: Зарождение государств Древнего Востока. Точки зрения о
происхождении государств Древнего Востока. Междуречье: социальнополитический и военный уклад. Древний Египет: социально-политический и
военный уклад. Древняя Индия: социально-политический и военный уклад.
Древний Китай: социально-политический и военный уклад. Вавилон и
Ассирия. Культура Древнего Востока.
21

Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина
Тема 1.2. Античные цивилизации.
Теория: Античные цивилизации. Полисная политико-правовая
организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская
республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и
формирование научной формы мышления в античном обществе. Военное
наследие Древней Греции и Рима.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 1.
Раздел 2. Средневековые цивилизации:
Тема 2.1. Мировые цивилизации в Средние века.
Теория: Христианская средневековая цивилизация в Европе.
Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов
цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние
Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и
собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и
православной традициях. Феодализм как система социальной организации и
властных отношений. Культурное и философское наследие европейского
Средневековья.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы
общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные
особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура
и философская мысль в эпоху Средневековья. Мировые цивилизации в эпоху
Средневековья. Военное наследие Средневековья.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина
Тема 2.2 Российское государство в Средние века.
Теория: Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.
Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности.
Древнерусские города. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега,
Игоря, Ольги по укреплению Древней Руси. Походы Святослава. Борьба за
киевский престол. Начало правления князя Владимира. Объединение Руси
при Владимире. Военные реформы.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы
Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Народное ополчение и
княжеская дружина. Русь под игом Орды.
Деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Куликовская битва и
ее значение. Деятельность Василия Темного. Правление Ивана III. Конец
ордынского ига. Ценностные ориентации русского общества XII - начале XVI
вв. Памятники литературы и архитектуры XII - начала XVI вв.
22

Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 2.
Раздел 3. Донской край в Средние века
Тема 3.1 Донской край в Средние века
Теория: Народы, населяющие Дон в Средние века. Их социальные
отношения, культура и военное дело. Этногенез донского казачества в
Средние века.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 3.
Раздел 4. Воспитываем и познаем
Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Средних веков.
Тематические экскурсии гражданско-воспитательного характера по музею
МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе
«Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие
активной гражданской позиции;
- воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая
экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион», викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой
Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная
120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые»,
посвященная 300 лет со времени основания Российской Академии наук.
Промежуточное тестирование
Содержание учебного плана программы «Всемирная военная история»
на втором году обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда.
Раздел 1. Мировые цивилизации в начале Нового времени.
Тема 1.1. Европа в начале Нового времени.
Теория: Новое время в экономике. Открытия в науке и технике.
Торговля. Великие географические открытия. Образование колониальных
империй. Возрождение и гуманизм. Реформация и контрреформация. Мартин
Лютер. Крестьянская война. Жан Кальвин. Религиозные войны. Становление
абсолютизма в европейских странах. Культура в Европе ХV – ХVI вв.

23

Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
Тема 1.2. Страны Азии в начале Нового времени
Теория: Становление Османской империи. Государственное устройство
Османской империи. Китай в начале Нового времени. Китайские правящие
династии. Япония в начале Нового времени. Сегунат и самурайские кланы в
Японии. Персия в начале Нового времени. Персидские правящие династии.
Колониализм в странах Азии Нового времени. Военное дело в странах Азии.
Культура в Азии ХV – ХVI вв.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
Тема 1.3. Россия начале Нового времени
Теория: Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Россия в
годы Смуты. Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича.
Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Военная реформа
Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Внутренняя политика
Федора Алексеевича. Внешняя политика Федора Алексеевича. Регентство
Софьи Алексеевны. Проекты В. Глицина. «Вечный мир» с Польшей. Казачьи
восстания в ХVII в. Русская армия в ХVII в. Полководцы России ХVII в.
Культура России в ХVI –ХVII вв.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 1.
Раздел 2. Мировые цивилизации в ХVIII веке:
Тема 2.1. Страны Европы в ХVIII веке.
Теория: Война за испанское наследство. Франко-английские
конфликты в Северной Америке. Англо-испанская война. Война за
австрийское наследство. Десять великих кампаний. Война за независимость
США. Образование США .Разделы Речи Посполитой. Великая Французская
революция . Культура Европы ХVIII века.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
Тема 2.2. Страны Азии в ХVIII веке.
Теория: Османская империя в ХVIII веке. Китай в ХVIII веке. Япония
в ХVIII веке. Персия в ХVIII веке.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
24

Тема 2.3. Россия в ХVIII веке.
Теория: Превращение России в империю. Великая Северная война
1700-1721 гг. Россия в эпоху дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя
политика Екатерины II. Культура России в ХVIII веке.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 2.
Раздел 3.Мировые цивилизации в ХIХ веке.
Тема 3.1 Страны Европы в ХIХ веке.
Теория: Наполеоновские войны. Британские колониальные войны.
Революции в Испании и Португалии. Австро-итальянская война. Революция
1848—1849 годов во Франции. Революции 1848—1849 годов в Австрии.
Формирование национального государства в Германии. Формирование
национального государства в Италии. Культура Европы в ХIХ в.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
Тема 3.2 Страны Азии в ХIХ веке.
Теория: Османская империя в ХIХ веке. Китай в ХIХ веке. Япония в
ХIХ веке. Персия в ХIХ веке.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина.
Тема 3.3 Россия в ХIХ веке.
Теория: Военное дело и внешняя политика России в XIX веке. РусскоФранцузские войны 1805 и 1806-1807 гг. Антифранцузские коалиции.
Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии 1813
1814 гг. Образование Священного Союза. Русско-персидская война 18261828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Крымская война.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 3.
Раздел 4. Донской край в Новое время.
Тема 4.1 Донской край в Новое время.
Теория: Донские землепроходцы. Донское казачество в годы Смуты.
Казачьи восстания на Дону в ХVII веке. Войско Донское в ХVIII- ХIХ вв.
Виртуальная экскурсия в Новочеркасский музей истории Донского
казачества. Виртуальная экскурсия в Старочеркасский историкоархитектурный музей-Заповедник.

25

Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 4.
Раздел 5. Воспитываем и познаем
Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Нового времени.
Тематические экскурсии гражданско-воспитательного характера по музею
МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе
«Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие
активной гражданской позиции;
- воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая
экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион», викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой
Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная
120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые»,
посвященный 300 лет со времени основания Российской Академии наук.
Промежуточное тестирование

Содержание учебного плана программы «Всемирная военная история»
на третьем году обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда.
Раздел 1. Мировые цивилизации в начале ХХ века.
Тема 1.1. Мировые цивилизации в начале ХХ века.
Теория:
Политический строй в Европе начала ХХ в. Рабочее движение. Марксизм.
Новые виды вооружений в начале ХХ в. Балканский вопрос. Формирование
Тройственного союза. Формирование Антанты. Страны Азии в начале ХХ в.
Передел Китая в начале ХХ в. Страны Африки в начале ХХ в. Англо-бурская
война. США и страны Северной Америки в начале ХХ в. Страны Южной
Америки в начале ХХ в. Россия в начале ХХ в.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 1.
Раздел 2. Первая мировая война. Послевоенный мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Первая мировая война.
Теория: Боевые операции 1914 г. Боевые операции 1915 г. Боевые
операции 1916 г. Боевые операции 1917 г. Боевые операции 1918 г.
Версальский мирный договор.
26

Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 1.
Тема 2.2. Послевоенный мир в 1918-1938 гг.
Теория: Создание Версальско-Вашингтонской системы. Последствия
распада европейский империй в ходе Первой мировой войны. Деятельность
Лиги Наций. Рейнский гарантийный пакт. Женевская конвенция 1925 г.
Изоляционизм США в 1920-30-е гг. Финансовый кризис 1929 г. и его
последствия. СССР в 1920-е гг. Генуэзская и Раппальская конференции.
СССР в 1930-е гг. Кризис в Африке, Азии, Латинской Америке. Фашизм в
Европе.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 2.
Раздел 3.Вторая мировая война
Тема 3.1. Вторая война
Теория: Первый период войны (1сентября 1939 — 18 ноября 1942).
Стратегические операции и приграничные сражения в начальный период
войны. Оккупационный режим. Период коренного перелома. Кампания
1942—1943 годов. Кампания 1944 -1945 гг. Итоги Второй мировой войны.
Ростовская область в годы Второй мировой войны. Шахтинские герои СССР
в годы войны.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции,
историческая викторина, тест по разделу 3.
Раздел 4. «Холодная война».
Тема 4.1. «Холодная война».
Теория: Угроза ядерной войны между двумя сверхдержавами.
Начало холодной войны. «Длинная телеграмма» Кеннана. Создание НАТО и
СЭВ. Карибский и Берлинский кризисы. СССР и США в годы «разрядки».
Война в Афганистане. Шахтинцы – герои афганской военной кампании.
Международный бойкот Олимпиады-1980 г. Антисоветская политика
неоконсерваторов. Антисоветская политика КНР. Завершение холодной
войны. 1987—1991. «Новое мышление» Горбачёва Ликвидация СЭВ и ОВД.
Уроки холодной войны.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 4.
Раздел 5. Мир в конце ХХ – начале ХХI вв.
Тема 5.1 Мир в конце ХХ – начале ХХI вв.
Теория: Вооруженные конфликты на постсоветской территории в
1990-е-2000-е гг. Политические силы в США и странах Западной Европы в
1990-е-2000-е гг. Расширение блока НАТО в 1990-е – 2000-е гг. Очаги
27

напряженности в Африке и Ближнем Востоке в 1990-е – 2000-е гг.
Российская миротворческая миссия в Сирии. Борьба с международным
терроризмом.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 5.
Раздел 6. Донской край в ХХ-начале ХХI вв.
Тема 6.1 Донской край в ХХ-начале ХХI вв.
Теория: Развитие Донского края в первой половине ХХ века.
Развитие Донского края во второй половине ХХ века. Ростовская область в
конце ХХ-начале ХХI в.
Практика: фронтальный опрос, практическая работа с историческими
источниками, составление тематической музейной экспозиции, историческая
викторина, тест по разделу 6.
Раздел 5. Воспитываем и познаем
Теория: Дни воинской славы РФ, связанные с событиями Средних веков,
Нового и Новейшего времени. Тематические экскурсии граждансковоспитательного характера по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
Практика: воспитательные мероприятия в военно-историческом клубе
«Родина»: участие в тематических дискуссиях, направленных на развитие
активной гражданской позиции;
- воспитательные мероприятия в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты: тематическая
экскурсия «Ратное дело наших предков» по музею МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
викторина, посвященная 80-ю операции «Багратион» , викторина «Городгерой Ленинград», посвященная 80-ю снятию блокады Ленинграда в Великой
Отечественной войне в 1944 г.; викторина «Военная тайна», посвященная
120-ю со дня рождения А.П. Гайдара, викторина «Отечественные ученые»,
посвященный 300 лет со времени основания Российской Академии наук.
Защита индивидуальных проектов.








1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
основные факты из всемирной истории, истории России и Донского
края
Дни Воинской Славы России;
государственные символы России (флаг, герб, гимн);
основные факты из истории города Шахты;
имена выдающихся деятелей и полководцев России и мира.
УМЕТЬ:
сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с
собеседником, грамотно и верно записать его воспоминания;
28






 анализировать различные документы, источники, учитывать их
особенности и извлекать из них информацию;
 создать компьютерную презентацию по сценарию для мероприятия
клуба;
 работать в группе, участвовать в КТД, проявлять творческие и
организаторские способности;
 уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и
трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох,
поколений, наций.
ОВЛАДЕТЬ:
общекультурными компетенциями (особенностями общенациональной
русской культуры, культурологическое основы явлений и традиций)
Учебно-познавательными компетенциями (целеполагание, получение
знаний непосредственно из реальности, овладение различными
методами решения поставленных задач)
Информационными компетенциями (умение самостоятельно искать,
отбирать и обрабатывать нужную информацию, преобразовывать и
передавать ее)
Коммуникативными компетенциями (способы взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями)
Ожидаемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
знать:
 общие сведения об истории как науки;
 историческую терминологию;
 иметь представление о мировых исторических деятелях;
 основные факты, процессы и явления, характеризующие
целостность и системность отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
 историческую обусловленность современных общественных
процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом
сообществе.
уметь:
 работать с историческими источниками
 составлять исторический портрет персоналии
 составлять развернутый план для описания исторического
процесса.
29

Ожидаемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
 историческую терминологию;
 иметь представление о военно-исторических символах мировых
цивилизация Нового времени;
 основные Дни воинской Славы России Нового времени;
 иметь представление об исторических деятелях мировых
цивилизация и России Нового времени;
уметь:
 работать с историческими источниками
 составлять исторический портрет персоналии
 составлять развернутый план для описания исторического
процесса.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать:
 историческую терминологию;
 иметь представление о символах России в ХХ-начале ХХI вв.;
 основные Дни воинской Славы России в ХХ-начале ХХI вв. ;
 иметь представление об исторических деятелях в ХХ-начале ХХI
вв.
уметь:
 работать с историческими источниками
 овладевать целостными представлениями о становлении
вооружённых сил Отечества и их роли в мировом сообществе;
 применять понятийный аппарат полученные знаний для
раскрытия сущности и значений военных событий России;
 изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников;
 расширять опыт оценочной деятельности военных событий
прошлого и настоящего в истории своей страны и человечества;
 сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и т.д
 работать с различной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т.д.), использовать современные источники
информации;
 решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентация,
реферат, индивидуальный проект и т.д.).
30

Результатом изучения программы «Всемирная военная история»
является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социальноадаптивной
(гражданственной),
когнитивной
(познавательной),
информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- готовность к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватная позитивная самооценка и Я-концепция, способность к
самопознанию;
- способность к решению моральных дилемм;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, готового
встать на защиту интересов государства;
Метапредметные результаты:
-самостоятельность в постановке новых учебных целей и задач;
-способность осознанно осуществлять самоконтроль и саморегуляцию;
- способность выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ;
способность осуществлять сотрудничество и диалог в процессе
коллективной работы и освоения основ социального взаимодействия.
Предметные результаты:
-способность применять полученные знания для решения
познавательных задач относительно военных событий России;
-способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности
и значений военных событий России;
- умение систематизировать информацию из различных исторических
источников при выявлении причинно-следственных связей событий, явлений
и процессов отечественной военной истории.

1.5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
Ковалев Валерий Валерьевич – автор-разработчик и педагог
дополнительного образования первой категории, занятый в реализации
программы, является компетентным специалистом в области истории. Стаж
его педагогической работы составляет более 9 лет.
Образование – высшее педагогическое.
Диплом ФГАОУ ВПО
«Южный федеральный университет» от 6 июля 2021 г. Квалификация
«Магистр» 44.04.01 Педагогическое образование. Профиль образовательной
программы: «Инновационные технологии обучения и современное
историческое знание».
В 2021 г. освоил программу повышения квалификации ООО
«Инфоурок» (г. Смоленск) «Дополнительное образование детей в контексте
системно-деятельностного подхода» в объеме – 72 часа.
31

1.5.2 Материально-техническое обеспечение
Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту
детей. В кабинете есть стол для педагога, столы и стулья по количеству
учащихся, доска для демонстрации наглядно-иллюстративного материала,
шкафы для книг, разработок, методической и дидактической литературы.
Для ведения занятий по всемирной военной истории имеется
необходимое методическое и дидактическое обеспечение (дидактический и
раздаточный материал): -исторические карты, портреты исторических
личностей, раздаточный материал (схемы, текстовые описания эпох и др.);
Интернет-ресурсы.
Оборудование учебного кабинета :
-рабочее место преподавателя
-рабочие столы, стулья по количеству обучающихся;
-комплект учебно-наглядных пособий (учебные таблицы, плакаты, портреты
выдающихся ученых, писателей) по обществознанию в том числе на
электронных носителях.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы входят:
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов,
портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.);
•
информационно-коммуникативные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
•
библиотечный фонд.
Библиотечный фонд кабинета содержит учебно-методическое
обеспечение, необходимое для освоения программы «Военная история
России», а также дополнительную литературу (энциклопедии, справочники,
научно-популярную литературу и др.) по вопросам исторического
образования.

32

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график в структуре дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Всемирная военная
история» размещен в рабочих программах первого, второго и третьего годов
обучения (по группам).
2.2.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ

2.2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
№

Год
Организационно-содержательные формы
обучения работы

1.

1-ый год
обучения

2.

2-ой год
обучения

• исторические викторины, проблемные беседы;
• выполнение творческих заданий;
• отработка умений и навыков по составлению ответов на
вопросы викторин
• практическая работа с историческим источником
• исторические викторины, проблемные беседы;
• выполнение творческих заданий;
• отработка умений и навыков по составлению ответов на
вопросы викторин
33

3.

• практическая работа с историческим источником
• самостоятельная работа с литературой;
• составление сообщения и выступление;
• познание азов ораторского искусства.
• исторические викторины, проблемные беседы;
3-й год • выполнение творческих заданий;
обучения • отработка умений и навыков по составлению ответов на
вопросы викторин
• практическая работа с историческим источником
• самостоятельная работа с литературой;
• составление сообщения и выступление;
• познание азов ораторского искусства;
практическая работа по выполнению индивидуального
проекта;
• развитие навыков ораторского искусства в ходе отчетного
выступления с индивидуальным проектом.

2.2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение.
Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у
учащихся ответственности за результат своего труда, самоконтроля и
самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык самоанализа.
Время
проведения

Цель проведения

Вводный контроль
В
начале
Определение
уровня
учебного года
развития детей, их творческих
способностей
Текущий контроль
В течение всего
Определение
степени
учебного года
усвоения
обучающимися
учебного
материала.
Определение
готовности
к
усвоению нового материала.
Выявление детей отстающих и
опережающих
обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.

Формы контроля

Беседа,
тестирование,
собеседование

опрос,

Педагогическое
наблюдение, опрос (в
виде
контрольных
вопросов
на
теоретических
и
практических занятиях,
в виде тематических
дискуссий
и
семинарских
занятий
по отдельным темам) анализ
исторических
персоналий,
34

исторических
карт,
схем и документов;
-практическая работа;
самостоятельная
работа
по
итогам
темы/раздела;
- участие в творческих
конкурсах
Промежуточный контроль
По
итогам
Определение
степени
первого
усвоения
обучающимися
полугодия
учебного
материала.
Определение промежуточных
результатов обучения.

По итогам года

Итоговый контроль
Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей.
Определение
результатов
обучения.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной программы.

-Опрос, контрольное
занятие,
презентация
творческих работ,
-выполнение
практических заданий
педагога;
-участие в конкурсах
-Контрольное занятие
(итоговая
самостоятельная
работа,
индивидуальный
проект – для третьего
года обучения),
-участие в конкурсах
различного уровня

2.2.3.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
Число
выраженности
баллов
оцениваемого
качества
Теоретическая подготовка
Теоретические Соответствие
-практически не
0
знания
по теоретических усвоил
основным
знаний
теоретическое
разделам
программным
содержание
учебнотребованиям
программы;
1
тематического
- овладел менее
плана
чем ½ объема
программы
знаний,
предусмотренных
2
программой;
-объем усвоенных

Методы
диагностики

Наблюдение,
тестирование,
фронтальный
опрос,
игровые
методы

35

знаний составляет
более ½;
-освоил
практически весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период
Владение
Осмысленность - не употребляет
специальной
и правильность специальные
терминологией использования термины;
специальной
-знает отдельные
терминологии
специальные
термины,
но
избегает
их
употреблять;
-сочетает
специальную
терминологию с
бытовой;
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием.
Практическая подготовка
Практические
Соответствие
-практически не
умения
и практических
овладел
навыки,
умений
и умениями
и
предусмотренн навыков
навыками;
ые программой программным
овладел
менее
(по основным требованиям
чем
½
разделам
предусмотренных
учебноумений
и
тематического
навыков; -объем
плана
усвоенных
программы)
умений и навыков
составляет более
½;
овладел
практически
всеми умениями
и
навыками,

3

0

1

Наблюдение,
тестирование,
фронтальный
опрос,
игровые
методы

2

3

0
1

Наблюдение,
анализ
результатов
тестов

2

3

36

предусмотренным
и программой за
конкретный
период

Творческие
навыки

Креативность в -начальный
выполнении
(элементарный)
практических
уровень развития
заданий
креативности:
учащийся
в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога;
-репродуктивный
уровень:
учащийся
в
основном,
выполняет
задания на основе
образца;
творческий
уровень (I) –
учащийся видит
необходимость
принятия
творческих
решений,
выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества
с
помощью

0

Наблюдение,
анализ
результатов
тестов

1

2

3

37

педагога;
-творческий
уровень (II) учащийся
выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества
самостоятельно
2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся
осуществляется в период вводного, текущего, промежуточного и итогового
контроля посредством тестирования на основе опросника Л.И. Тимониной
(модификация В.В. Ковалева).
Диагностика предметных результатов учащихся осуществляется в
период вводного, текущего, промежуточного контроля посредством
тестирования, а также посредством фронтального опроса, исторических
викторин, практических работ с историческими источниками и создания
тематических музейных экспозиций. В период итогового контроля –
посредством выполнения и защиты индивидуальных проектов.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Методы обучения и педагогические технологии.
Методическое обеспечение программы «Всемирная военная история»
включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение,
организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке
к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного
процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип
наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 12–17 лет, на
который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным
мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить
материал при осуществлении практической деятельности с применением
предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии),
изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь
педагога) наглядности.
Естественно, что достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и
последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся
постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на
этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же
с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется
принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи
38

теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Методы,
применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение исторической
литературы, лекция);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии, виртуальные
экскурсии);
- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Для достижения цели и задач образовательной общеразвивающей
программы «Всемирная военная история»
применяются следующие
педагогические технологии: - групповые технологии; - технология игрового
обучения; - коллективного взаимообучения; - здоровьесберегающие
технологии; - технология исследовательского (проблемного) обучения.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуации успешности , радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому
способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий,
изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации. Это
участие в общегородских, всероссийских и международных конкурсах,
привлечение детей к участию в работе над образовательными проектами и
др. Обучающимся предоставляется право выбора точки зрения в ходе
дискуссии, выбора тематики индивидуальных проектов,
способов их
выполнения в рамках изученного содержания, подбора материалов.
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у учащихся
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее
содержанию, формам и методам осуществления. Очень сильное влияние на
детей оказывают поощрения. Одобрение, похвала, награда, признание
достижений товарищами за короткое время изменяют у детей мотивы
поведения, отношение к труду, стимулируют детей на положительные
поступки.
Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе
игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться в клубной
работе. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка
ребенка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование
устойчивого интереса к новой технике. Исходя из содержания программы,
проводятся различные игры: исторические викторины и др.
Предполагаются различные упражнения и задания, обогащающие
словарный запас, развивающие зрительную память, фантазию и
воображение. Занятия включают в себя регулярные проведения физминуток,
игр, которые снимают напряжение глаз, рук, плеч.
Результативность и успешность применения методов обучения зависит
от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и
творческой активности обучающихся.
Формы проведения занятий в
объединении очень разнообразны и интересны: - сюжетно – ролевая игра;
викторина; интернет-экскурсия; викторина. Для успешной реализации
39

программы «Всемирная военная история» используются следующие методы
обучения. Методы формирования познавательного интереса. В начале
занятия нужно заинтересовать учащихся, мотивировать на работу. Успешное
обучение без мотивации невозможно. Для каждого занятия она тщательно
продумана. Нужно объяснить, для чего он будет делать то или иное изделие.
Дети вправе сам изменить мотивацию и если она совпадает с целью занятия,
то препятствовать этому не нужно. В таком состоянии легче усваиваются
навыки и приемы работы, активизируется творческий потенциал учащихся.
- Метод поиска правильного решения. Учащихся нужно включать в
активную самостоятельную познавательную деятельность. Оценивать и
поддерживать на каждом этапе поиска.
- Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного
на решение определённых задач. Передавать инициативу в реализации
отдельных этапов процесса работы. Не нужно требовать точного повторения
работы, приветствуются отличия от образца и индивидуальность
выполнения.
- Метод переубеждения. Убеждать в успешности проделанной работы,
если учащийся не доволен ею, находить лучшие ее стороны, помогать,
поощрять.
Проблемный метод обучения. Формировать у учащегося
нестандартное мышление, лишённое стереотипов. Для этого перед
учащимися ставится определенная творческая задача, а решение они должны
найти сами. При затруднении нужно помочь наводящими вопросами, но
постепенно добиваться самостоятельности в принятии решения.
- Метод проектов, исследования. Привлекать учащихся к проектной и
исследовательской деятельности, что позволяет расширить их знания и
умения. Учит находить нужную информацию в различных источниках,
наблюдать, сопоставлять, делать предположения и выводы. Систематизирует
полученные знания. Учит умению правильно оформить и донести до других
свои знания при защите работы.

2.5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методические материалы:
1. Великие полководцы России. Т 1-20. М., 2020.
2. Мединский В.Р. , Мягков М.Ю, Никифоров Ю.А. Военная история России
Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание,
исправленное, дополненное. ООО «Торговый дом РВИО (Российское военноисторическое общество)» 2020.
3. Орлов А.С. , Георгиев В.А. , Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. «История
России с древнейших времен и до наших дней», М. 2020.
Дидактические материалы:
1. Военная история России. Энциклопедия. Ростов-на-дону. Издательский
дом «Проф-Пресс» 2019.
40

2. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо»,
2018.
3. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М.: Мирос, 2020.
4. Федосова А.А.. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера»
2019.
5. Хрестоматия. История России. 6–11 классы (в 2-х частях). Сост.
Данилов А.А. –М.:Дрофа, 2020.
Интернет-ресурсы
http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm — Библиотека Исторического
факультета МГУ.
http://www.plekhanovfound.ru/library/ — Библиотека социал-демократа.
http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь. Ру: электронная библиотека
нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству,
культуре, прикладным наукам.
http://gpw.tellur.ru/ — Великая Отечественная: материалы о Великой
Отечественной войне.
http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.
http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.
http://www.wco.ru/icons/ — виртуальный каталог икон.
http://militera.lib.ru/ — военная литература: собрание текстов. 66
httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp/ — всемирная история для школьников.
http://world-war2.chat.ru/ — Вторая Мировая война в русском Интернете.
http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас
всемирной истории.
httр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1 — Древний Восток
httр://www.hе1lаdоs.гu — Древняя Греция
http://www.old-rus-maps.ru/ — европейские гравированные географические
чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях.
http://biograf-book.narod.ru/ — избранные биографии: биографическая
литература СССР.
http://www.magister.msk.ru/library/library.htm
—
Интернет-издательство
«Библиотека»: Электронные издания произведений и биографических и
критических материалов.
http://intellect-video.com/russian-history/ — история России и СССР: онлайнвидео.
http://www.historicus.ru/ — Историк: общественно-политический журнал.
http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента
http://statehistory.ru — История государства.
http://www.kulichki.com/grandwar/ — «Как наши деды воевали»: рассказы о
военных конфликтах Российской империи.
http://www.raremaps.ru/ — коллекция старинных карт Российской империи.
http://old-maps.narod.ru/ — коллекция старинных карт территорий и городов
России.
41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».