Мастерская творчества

№
п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
4
1.1.4 Адресат программы
4
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
5
1.1.7 Особенности организации образовательного
5
процесса
1.1.8 Режим занятий
6
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
6
1.2.2 Основные задачи программы
6
6
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
6
1.3.2 Содержание учебного плана
7
9
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
10
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
10
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

11
11
11
12
13
14

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать
свои эстетические потребности, развивать художественные способности –
является одним из элементов единой системы воспитания, обучения и
развития учащихся. С целью повышения эстетического воспитания была
создана программа «Мастерская творчества». Важный акцент в программе
– воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции
ребенка в современном обществе: формирование лидерских качеств, воли,
умения не пасовать перед трудностями. Данная программа создаёт
необходимые условия для свободного самовыражения и художественного
творчества учащегося, делает его субъектом образовательного процесса,
позволяет развить у него творческое воображение и вариативность
мышления.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации»
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмом Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
3

1.1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская творчества» носит художественную направленность.
Вид программы: модифицированная
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных
учреждениях на знакомство с изобразительным искусством и занятия по
изобразительно-художественному творчеству отводится ограниченное
время, его развитие через систему дополнительного образования детей
становится особенно актуальным.
Актуальность программы обозначена необходимостью создания
благоприятных условий для развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными
особенностями
и
интересами.
Правильно
организованный художественный труд, дает детям углубленные знания о
качестве и возможностях различных материалов, способствует
закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и
овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному
декоративному искусству. Следовательно, есть все основания
рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного
развития детей.
Программа является педагогически целесообразной, т. к.
предназначена для того, чтобы разбудить в каждом одаренном ребенке
стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться
того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения, развить
творческие задатки детей с помощью разных способов и приемов
изобразительной деятельности.
1.1.3 Отличительные особенности программы
В каждую тему программы включены разнообразные зрелищноигровые приемы, способствующие систематическому формированию и
поддержанию у детей дошкольного возраста мотивации к творчеству.
Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные
действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате
чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает себя
волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено прежде всего
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребенка тесно связана с
игрой. Игра — это не только удовольствие, через игру дети познают
окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание,
воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным
творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
4

1.1.4 Адресат программы
Данная программа рассчитана для детей 5 -7 лет. Дети принимаются
по желанию, без предварительного отбора.
Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного
возраста видов изобразительного творчества. Дети любят рисовать.
Благодаря рисованию, они получают возможность передавать то, что их
волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. Занимаясь
рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски), с их
свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки
работы, осваивают так же опыт работы карандашом и кистью. Овладение
этими действиями способствует их умственному развитию. На занятиях по
рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их
оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению
словаря. У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев.
1.1.5 Уровень, объем, сроки реализации программы
Уровень программы - ознакомительный.
Общий объем программы - 72 часа.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год
обучения.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина,
а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий
и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с
применением дистанционных технологий является наличие у педагога и
обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета,
компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса:
структурной особенностью организации образовательного процесса
является прослеживаемая связь со временами года, во время которых
реализуется программа. На занятиях теория и практика объединены, т.е.
сначала дети усваивают теорию, а затем, на этом же занятии, приступают к
практической деятельности. Логическим завершением каждого занятий
являются выставки рисунков, поделок.
Ключевыми особенностями организации образовательного процесса
является ее направленность на ознакомление обучающимися с народными
традициями, культурой, сложившейся в нашей многонациональной стране,
5

а также изучение культурного национального наследия конкретного
региона. Это способствует формированию гражданской идентичности,
национального самосознания подрастающего человека, гражданина своей
страны.
1.1.8 Режим занятий
В программе «Мастерская творчества» распределение учебной
нагрузки представлено следующим образом: 1 раз в неделю по 2
академических часа. Количество обучающихся в группе 15 человек
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы: формирование нравственной и творческой
личности, через познания мировой художественной культуры.









1.2.2 Основные задачи программы:
Образовательные задачи:
познакомить
детей
с
многообразием
традиционных
и
нетрадиционных техник рисования;
учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации,
используя природный и бросовый материал;
вызвать желание детей применять нетрадиционные техники
рисования в самостоятельной деятельности.
Развивающие задачи:
развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма,
воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
развивать психические познавательные процессы.
Воспитательные задачи:
воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить
начатое дело до конца;
воспитывать уважительное отношение к одногруппникам, педагогу.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1 Учебный план
Таблица 1
№ Наименование разделов,
п/
тем
п

1

Вводное занятие
«Мир сказок»

Количество часов
Всего

2

6

Теория

1

Практи
ка
1

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, устный
опрос,
педагогическое
наблюдение

2

«Мир, в котором я живу»

64

12

52

3

«Профессии будущего»

2

1

1

4

«Мой мир»

2

5

Итоговое занятие

2

1

1

72

14

58

Всего

2

Беседа, игровые
упражнения,
педагогическое
наблюдение,
выставка работ
Беседа, устный
опрос, выставка
работ
Педагогическое
наблюдение,
игровые
упражнения
Игровые
упражнения,
выставка работ

1.3.2 Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие, «Мир сказок» (2 часа)
Вводное занятие
Теория. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с
правилами поведения во время занятий, на перемене. Введение в
программу обучения. Ознакомление с используемым материалами на
занятиях, правила техники безопасности, знакомство с группой.
Практика. Проведение тренинга на командообразование.
Анализ творческих способностей учащихся. Проведение серии мини
мастер-классов педагогом, детьми и их родителями. Анализ выполненных
работ.
«Мир красок»
Теория. Цветоведение. Знакомство с основными и дополнительными
цветами. Теплые и холодные цвета. Диагностика знаний учащихся.
Практика. Выполнение зарисовок главных и дополнительных цветов.
Зарисовка цветового круга.
Тема 2. «Мир, в котором я живу» (64 часа)
Основы композиции (6 часов)
Теория. Знания основ композиции. Нюанс и контраст, симметрия и
асимметрия, статичная композиция и динамичная композиция.
Практика. Выполнение зарисовок простым карандашом.
Виды графических техник и их использование (58 часов)
Пуантилизм (4 часа)
Практика. Научить учащихся применять на практике технику работы
пуанилизм. Эта картина рисуется точками так чтоб получился рисунок.
7

Граттаж (4 часа)
Теория. Теория нанесения.
Практика. Нанесения восковых мелков, а затем туши.
Монотипия акварелью + гелиевая ручка.(6 часов)
Теория. Изучения искусство отпечатка.
Практика. Работа с акварелью и гелиевыми ручками.
Монотипия гуашь техника с нитками. (2 часа)
Монотипия гуашь +гелиевая ручка.(2 часа)
Теория. Теория нанесения. Изучения искусство отпечатка.
Практика. Работа с гуашь и гелиевыми ручками, так же делаем отпечатки
с помощью бумаги ниток и гуашь.
Техника отпечаток гуашь +акварель (4 часа)
С использованием листьев. «Весенние листочки».
Теория. Изучения искусство отпечатка.
Практика. Работа с гуашь гелиевыми ручками и листьями.
«Восковой мелок и акварель», «акваживопись» (4 часа)
Теория. Теория нанесения
Практика. Рисуем восковыми мелками картину. И заливаем их акварелью.
Скетч в технике «Акварельная графика» (6 часов)
Теория. Изучения искусства и ход работы.
Практика. Делаем рисунок акварелью. И обводим глеевой ручкой по
мокрой поверхности.
Техника «Папье маше» (6 часов)
Теория. Познакомить с историей возникновения «Папье маше» в России;
развить интерес к декоративно прикладному искусству;
Практика. Научить учащихся применять на практике одну из техник
работы с бумагой - папье-маше.
Техника «Квиллинг» (8 часов)
Теория. Объяснение хода работы.
Практика. Переводится как бумагокручение — искусство изготовления
плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и
узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и
таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также
модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании
работ — картин, открыток.
Техника «Декупаж» (6 часов)
Теория. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития
техники "Декупаж”; Рассказать о предметах которые декорируются в
технике декупаж, применение их в интерьере.
Практика. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной
техники «декупаж» через элементы образного мышления; закрепить
знания техники «декупаж» в практической работе.
Техника рисования витражными красками (2 часа)
Теория. Рассказать о предметах, которые декорируются витражными
красками.
8

Практика. Научить учащихся применять на практике одну из техник
работы с витражными красками.
Ассамбляж (4 часа)
Теория. Объяснить, что такое бумагопластика и ход работы.
Практика. Техника визуального искусства, родственная коллажу, но
использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на
плоскости как картина.
Тема 3. «Профессии будущего» (2 часа)
Теория. Беседа-путешествие по атласу новых профессий.
Практика. Навигатор по рынку труда будущего. Рисунок «Моя
профессия».
Тема 4. «Мой мир» (2 часа)
Практика. Итоговый рисунок, на любую тему по программе.
Тема 5. Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Результаты освоения программы.
Практика. Проведение выставки и мастер – классов в формате фестиваля.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:

будет сформировано умение применять традиционные и
нетрадиционные
техники
рисования
в
самостоятельной
деятельности;

будут сформированы навыки сочетания рисования с
элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый
материал;

овладеют правилами техники безопасности при работе;

будет развита мелкая моторика пальцев, пространственное
мышление.
Метапредметные

будет развито цветовосприятие, чувства композиции и ритма,
воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;

будут развиваться психические познавательные процессы
(речь, память, мышление, воображение)

будет сформировано умение находить новые нестандартные
решения творческих задач, творческое саморазвитие ребёнка.
Личностные

учащийся будет умело применять полученные знания в
собственной творческой деятельности, грамотно оценивать свою
работу, находить ее достоинства и недостатки;

учащийся будет проявлять аккуратность, интерес к рисованию,
умение доводить начатое дело до конца;

учащийся будет проявлять уважительное отношение к
одногруппникам, педагогу.
9

1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог

дополнительного

образования,

обучающиеся по образовательной программе, соответствующей
направленности программы «Мастерская творчества», и успешно
прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года
обучения.
1.5.2 Материально-техническое оснащение программы
 столы, стулья, стеллажи;
 бумага разных сортов (А4)
 кисти (беличьи, колонковые, щетина) № 1 – 8;
 доска для показа;
 простые карандаши, ластики;
 слайд-проектор;
 скотч, кнопки;
 видеомагнитофон;
 банки для воды;
 клей;
 краски (акварель, гуашь);
 цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в Приложении 1.
2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
Так как учащиеся – дошкольники, то аттестация не проводится.
Формы контроля у дошкольников должны учитывать их возрастные
особенности. Как формы контроля для детей 5-7 лет можно использовать:
 наблюдение;
 беседа;
 анализ;
 тест;
 викторина;
 дидактические игры;

выставки творческих работ.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения практических заданий.
Усвоение теоретической части курса проверяется устно и тестированием.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме итоговой выставки
работ.
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. Дидактическая игра «Палитра». Задание: Педагог предлагает детям поиграть
с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного
экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые
цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему,
используя только что полученные цвета.
2. Дидактическая игра «Волшебные линии». Задание: Педагог предлагает с
помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем каждую часть
контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом
(вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево)
3. Дидактическая игра «Составь портрет». Задание: Педагог предлагает детям
из разных частей лица составить портрет. Определить настроение и нарисовать
портрет.
4. Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров изученных росписей.
11

Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства.
Распиши одну из предложенных форм.
5. Задание: «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства
композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у
настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно
красивыми перьями.
6. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений
природы «Здравствуй, лето».
Задания : - Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки
согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети.
Лето. - Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и
предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».)
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы:
 фонд работ учащихся;
 фонд методических разработок педагога;
 методическая литература;
 наглядные пособия и таблицы;
 образцы изделий народного прикладного искусства;
 фото- и киноматериалы;
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится
практическим занятиям.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми темами. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую
наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.

12

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большое искусство - маленьким. Знакомим с портретной живописью. - М.:
Детство-Пресс, 2021. - 715 c.
2. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через
декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа / Н.В.
Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 616 c.
3. Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.:
Мозаика-Синтез, 2021. - 106 c.
4. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет :
программа, планирование, интегрированные занятия / ав.-сост. Н.Н.
Леонова. – Волгоград : Учитель, 2019. – 282 с.
5. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2021. - 144 c.
6. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми старшего
дошкольного возраста (5-7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 48 с. Цв. вкл.
7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20
познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. –
(Библиотека современного детского сада).

13

2.6 ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график для 1 года обучения
Таблица 1
№ Дата
Дата
Наименование
Кол-во
п/п
по
по
разделов, тем
Примечания
часов
плану факту
Раздел 1
«Введение в программу»
1.1

Вводное занятие
«Мир сказок»

2

Раздел 2
«Мир, в котором я живу»
2.1

Основы композиции

6

2.2

Пуантилизм

4

2.3

Граттаж

4

2.5

Монотипия
акварелью + гелиевая
ручка
Монотипия гуашь
техника с нитками.

2.6

Монотипия гуашь
+гелиевая ручка

2.4

2.7
2.8

2.9
2.1
0

Техника отпечаток
гуашь +акварель
«Восковой мелок и
акварель»,
«акваживопись»
Скетч в технике
«Акварельная
графика»
Техника «Папье
маше»

6

2

2
4
4

6
6

2.1
1

Техника «Квиллинг»

8

2.1
2

Техника «Декупаж»

6

2.1
3

Техника рисования
витражными
красками

2

2.1
4

Ассамбляж

4
14

Раздел 3 «Профессия»
«Профессии
будущего»

3

2

Раздел 4 «Мир»
«Мой мир»

4

2

Раздел 5 «Контрольный»
Итоговое занятие

5
Всего

2
72

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».