№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса 5 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 1.2.3 Принципы и подходы к формированию программы 7 1.2.4 Воспитательный компонент 8 10 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 10 1.3.2 Содержание учебного плана 11 17 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 18 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 18 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 18 1.5.3 Учебно – практическое оборудование. 18 1.5.4 Оборудование кабинета 18 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20 2.1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ 20 2.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 25 2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 26 2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 2.5 ПРИЛОЖЕНИЯ 3 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Программа «Экопатруль» разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Целевая модель развития регионального ДОД»; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и 4 молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. Опираясь на Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены темы по изучению государственных символов Российской Федерации. 1.1.1. Направленность и вид программы Направленность программы – социально-гуманитарная Вид программы – модифицированная 1.1.2. Новизна, актуальность программы Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. 1.1.3. Отличительные особенности программы Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на детей дошкольного возраста и на один из этапов длительного умственного и познавательного саморазвития. В программе учитываются региональный компонент. Предлагается ознакомление с особенностями экосистемы родного края, обитающими в Ростовской области животными, птицами, рыбами, произрастающими на её территории растениями, но уклон делается на общее взаимодействие живого разумного с неживым всей планеты в целом. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. 1.1.4. Адресат программы. 5 Программа «Экопатруль» рассчитана на детей 5-7 лет. В познавательном развитии 5-7 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Пяти - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. 1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации Уровень программы – ознакомительный Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы - 1 год 1.1.6. Форма обучения. Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные игры); - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальноисполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); - экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); - прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения; - проектирование решения проблемы; 6 - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядноиллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); - чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы; - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). 1.1.8. Режим занятий Год обучения 1-й год обучения Кол-во часов в неделю 2ч Режим занятий Кол-во часов в год 2 раза в неделю по 1ч 72ч Таблица 1 Кол-во обучающихся 15 1.2. Цель и задачи программы 1.2.1. Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней. 1.2.2. Задачи: Образовательные: формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человекприрода» и в самой природе; формировать знания о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи; раскрыть связи строения на примере конкретных растений и животных и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания; формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека; показать положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир; учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах; дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут; 7 дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...). Воспитательные: привлекать внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитывать желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам. способствовать развитию чувства любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны; формировать чувство гордости за свою страну через знакомство с государственными символами и истории России; воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе). включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление). Развивающие: развивать систему умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой; развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм, а также желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; формировать навыков рационального природопользования; развивать навыки здорового образа жизни. 1.2.3. Принципы и подходы к формированию программы Программа разработана с учетом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития. - Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития. - Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков 8 адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе. - Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра. - Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом. - Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями. - Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности. - Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации. - Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. - Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира. - Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). - Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. - Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. 1.2.5. Воспитательный компонент В содержание программы включен воспитательный компонент, направленный на развитие нравственных качеств и высокого интеллекта, на формирование у детей патриотизма и потребности ребёнка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формирование детской личности, воспитание культуры, 9 общения между сверстниками и взрослыми. С первых дней ребята усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности. Воспитывается любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе). 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план 10 Таблица 2 № п/п Наименование разделов тем Кол-во часов Формы аттестации, диагностики, контроля 1 Педагогическое наблюдение 2 Введение в образовательную программу. Вводное занятие Дары природы 2 3 Гуляем по лугу 2 4 5 6 Куда исчезают насекомые Кто такая рыбка Кому нужна вода 2 2 2 7 Как помочь растению 2 8 Деревья и кустарники 2 9 Какие разные птицы 2 10 11 Где живут дикие звери Как живут домашние животные 2 2 12 Почему болят зубы 2 13 Осень золотая 2 14 15 16 17 Какие разные деревья Птицы Комнатные растения Хвойные деревья (ель, сосна) 2 2 2 2 18 2 19 20 Почему мишка перепутал черепаху с камнем Органы дыхания человека Дикие звери зимой 21 Зимушка - зима 22 2 23 Путешествие в деревню к бабушке Весенний букет 24 Посещение зоопарка 2 Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Игры, упражнения Беседа, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, упражнения Игра, упражнение Игра, упражнение, тестирование Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, упражнение Игры, упражнения Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, 1 2 2 2 11 25 Весна в лесу 2 26 27 Птицы весной Посадим лук 2 2 28 Насекомое 2 Будь здоров и весел хомяк Цветущие деревья Советы Айболита Весна - красна Воспитываем и познаём Итоговое занятие. «Дети на чистой планете». Всего 29 30 31 32 33 34 2 2 2 2 5 1 игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Лабораторная работа, игра, упражнение Педагогическое наблюдение, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Беседа, игра, упражнение Презентация 72 1.3.2. Содержание учебного плана 1. Введение в образовательную программу Беседа по технике безопасности. Знакомство детей с правилами поведения на занятиях и переменах. 2. Дары природы Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. 3. Гуляем по лугу Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. 4. Куда исчезают насекомые Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и 12 радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. 5. Кто такая рыбка Способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоциональноположительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. 6. Кому нужна вода. Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. 7. Как помочь растению Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. 8. Деревья и кустарники Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы. 9. Какие разные птицы Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель 13 в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. 10. Где живут дикие звери Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. 11. Как живут домашние животные Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. 12. Почему болят зубы Способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать стремление заботиться о зубах. 13. Осень золотая Обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. 14. Какие разные деревья Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы. 15. Птицы Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. 16. Комнатные растения 14 Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. 17. Хвойные деревья (ель, сосна) Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. 18. Почему мишка перепутал черепаху с камнем Создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. 19. Органы дыхания человека Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье. 20. Дикие звери зимой Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно. 21. Зимушка – зима 15 Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. 22. Путешествие в деревню к бабушке Способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа. 23. Весенний букет Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями; воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений. 24. Посещение зоопарка Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей. 25. Весна в лесу Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным. 26. Птицы весной Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах. 16 27. Посадим лук Развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад. 28. Насекомое Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым); развивать умения использовать модель в качестве плана для рассказывания, любознательность. 29. Будь здоров и весел хомяк Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком: сколько корма давать хомяку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку»; расширению представлений о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку), его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей); установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ними. 30. Цветущие деревья Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений); формированию умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); развивать умения различать деревья по листьям, цветам; воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. 31. Советы Айболита Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей 17 умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. 32. Весна – красна Способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека; развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе. 33. Воспитываем и познаём - Трудовой десант «Проделки короля Мусора» - Акции совместно с родителями "Вторая жизнь вещей" - Мастер-класс с родителями «Моя снежинка не таит в руках». - Викторина «Будь природе другом!» - Игра (пазлы) «Символы России». 34. Итоговое занятие. Презентация « Дети на чистой планете». 1.4 Планируемые результаты В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Таблица 3 ЗНАТЬ ИМЕТЬ ПРЕДС ТАВЛЕ НИЕ Обучающийся должен: Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. 18 УМЕТЬ Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. 1.5 Условия реализации программы 1.5.1. Кадровое обеспечение программы Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение Энциклопедия животных и растений – М.: ЭКСМО, 2007. Печатные пособия Репродукции картин в соответствии с программой работы. Плакаты по окружающему миру. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. 6. Аудиоцентр/ магнитофон. 7. Компьютер. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1. 2. 3. 4. 5. 1.5.3 Учебно – практическое оборудование. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц. Натуральные объекты Коллекции плодов растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные). 1.5.4 Оборудование кабинета Ученические столы 2-местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. 19 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. 20 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования. Календарный учебный график размещен в Приложении 1. 2.2 Формы контроля и аттестации Так как учащиеся – дошкольники, то аттестация не проводится. Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках детей. Для их проверки будут использованы следующие виды и методы контроля: - педагогическое наблюдение - беседа, упражнения - практические задания - выставки - дидактические и ролевые игры 2.3 Диагностический инструментарий На основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, результаты формирования представлений по экологической грамотности детей предполагается отслеживать с помощью проведения двух этапного мониторинга. В основе мониторинга лежит наблюдение за детьми от информации к информации и направлено на определение степени сформированности экологических представлений явлениях окружающего мира. Мониторинг проводится на доступных окружению детей явлениях живой и неживой природы, хорошо им знакомы, с теми объектами и предметами, с которыми они были в продолжительном и систематическом контакте на протяжении всего образовательного периода. Фиксирование промежуточного и итогового мониторинга предполагает выявление следующих моментов: Как воспринимает ребёнок смысл вопроса и правильно ли даёт на него ответ; В какой степени ребенок компетентен в данной теме, как освоил знания о природе, экологии, умеет ли аргументировать свой ответ; Сформированность ЗУН у ребенка по уходу за живыми объектами природы; На сколько развиты эстетическое, познавательное и природоохранное восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. 21 Для мониторинга важное значение имеет получение более развёрнутой информации, которая также может повлиять на объективность проводимого обследования. Данная дополнительная информация может быть получена при постоянном наблюдения за детьми в разнообразных сферах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Также для внедрения новой развивающей информации необходимо изучить продукты деятельности детей - рисунки, поделки, аппликации, поделки ручного труда провести разъяснительные беседы с людьми ближайшего окружения (Законные представители, педагогический персонал). Сбор диагностической информации проводится с учетом психо - физических особенностей детей с целью определения степени освоенности экологических представлений и экологической грамотности по отношению к явлениям и объектам природного окружения. Все мониторинговые задания для детей распределены по трём параметрам: Сформированность знаний о природе (объекты живой природы, объекты неживой природы); Эмоциональное отношение к окружающему миру; Развитие знаний, умений и навыков по уходу за живыми объектами (животные, растения). При проведении сбора необходимой информации, детям предлагается ряд заданий диагностического характера. Анализ ответов детей покажет весь объем и сформированность представлений, которые они получили и закрепили на момент реализации диагностических мероприятий. Рассматривание работ, выполненных ребенком, проводится на основе характеристик, составленных по рекомендациям С.Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой. Оценивание проводится по 3-х балльной шкале. Результаты проверочных тестов фиксируются в протоколе диагностики, высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу определяется уровень формирования и комплектности у ребёнка экологических осведомлённостей и отношения явлениям живой и неживой природы. Уровни мониторинга делятся на три уровня: Низкий уровень – от 1 до 1,6 баллов; Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов; Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов. 2.3.1. Содержание диагностического инструментария - представления о природе. 1. Живая природа: Задание 1. «Живое» Цель: определить уровень освоения ребенком экологических представлений о природе и потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни. 22 Материал: 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы. Ход диагностики: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. Затем по выбранным им картинкам задаются вопросы: Как ты определил, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется один из выбранных объектов) живой? Без чего (называется выбранный объект) не может выжить? Задание 2. «Растения» Цель: Выяснить уровень знаний ребенка о видах растений, где они растут. Материал: картинки деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Ход диагностики: ребёнок должен рассмотреть карточки и классифицировать растения по месту их произрастания. Задание 3. Цель. Определить сформированность представлений ребенка о разнообразии видов животных и среде их обитания. Материал: плакаты, инфографика, картинный материал среды обитания животного мира разной классификации: лес, луг, водоём, деревенский дворик: по 3-4 шт. Ход диагностики: Ребенку предлагается назвать животных, класс и приложить к той картинке в зависимости от места их обитания и аргументировать свой выбор. Задание 4. Цель. Установить, имеет ли ребенок понимания о зависимости сезонных изменений и жизнью растений, животных, человека при данных метаморфозах. Материал: Набор сюжетных картинок с изображениями времен года и видов труда людей, внешними изменениями животных и растений в разные сезоны года. Ход диагностики: Индивидуальная беседа с вопросами и ответами. Какое это время года изображено на картинке? Почему деревья так изменились? Что происходит с поведением животных в разные времена года (называется время года)? Почему в каждый временной отрезок года люди по разному одеты? Чем они заняты? 2. Неживая природа: Задание 1. Цель: Конкретизировать уровень сформированности у ребенка экологических представлений о неживой природе. Материал: набор иллюстрированного демонстрационного материала с объектами неживой природы. Ход диагностики: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается сопоставить картинку с задаваемым вопросом от педагога и аргументировать свой ответ: Выбери картинку, где изображена вода в зимний период, летний период? 23 Что происходит с водой зимой, летом - в сильную жару? Какого цвета может быть вода? Какие состояния воды ты знаешь? (лёд, пар, вода) Зачем нужна вода? Чем отличается сухой песок от влажного? Что произойдёт, если наступить на влажный песок? Что будет с растениями, если не будет дождя? Что появляется после дождя на улицах? Как меняет свой цвет небо весной, летом, зимой? Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо? Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода? 3. Отношение к природе. Задание 1. Цель. Выяснить представления ребенка о нормах отношения к живому. Материал: Дидактическое пособие с изображениями примеров поведения детей в природе. Ход диагностики: Педагог задаёт ряд вопросов на своё усмотрение, в соответствии с изображённой на картинке ситуацией. Ребёнок высказывает своё мнение с опорой на вопросы. Задание 2. Цель. Изучить эмоциональные составляющие отношения ребенка к растениям в специально созданных условиях. Материал: В уголке природы находятся комнатные растения, рядом стоит вспомогательный инвентарь (лейка, грабельки.) Тут же на столике лежат карандаши, фломастеры, листы для рисования, пластилин, игрушки. Ход диагностики: В уголок природы приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам затрудняется в определении своих действий по отношению к растению, можно направить его с помощью наводящих вопросов: Как ты думаешь, как себя чувствует растение? Как ты это узнал? Хотел бы ты ему помочь? Как можно это сделать? 4. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе) Задание 1. Цель. Определить степень умений ребенка осуществлять уход за комнатными растениями. Материал: В уголке природы находятся комнатные растения, рядом стоит лейка, грабельки. Ход диагностики: Индивидуальная работа с ребенком. У ребёнка определяют мотивационную заинтересованность в уходе за комнатным растением. Если мотивация высока, то предлагают аргументировать, почему нужно ухаживать за растением. После чего ребенку предлагается: 24 Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; Рассказать о последовательности ухода за растением; Непосредственно осуществить уход. Уровни экологических представлений и отношения к природе: Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок часто допускает значительные ошибки при определении объектов живой и неживой природы. Различает и называет небольшое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Затрудняется рассказать, как правильно ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Во время практических занятий часто обращается к взрослому за помощью. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативное. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении объектов живой и неживой природы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки живой и неживой природы, но иногда допускает неточности в ответах, на поставленные вопросы отвечает последовательно. Но ответы бывают слишком краткими. Только после дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Трудовые процессы выполняет самостоятельно. Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок без особо труда определяет основные признаки объектов живой и объектов неживой природы. Аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, животных и четко и ясно отвечает на поставленные вопросы. Умеет устанавливать связи между состоянием живых существ, средой их обитания. Знания носят обобщенный, системный характер. В своих ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию сезонные особенности того или иного времени года. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, без труда выражает свое отношение к проблеме. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов 2.4 Методическое обеспечение Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.) Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; 25 - наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетноролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, плодов; - постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. Формы организации образовательного процесса: *Групповая – Все методические материалы используются в контексте комплекснотематического планирования и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов. *Индивидуальная – Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж (выставка), фото галерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, КВН, викторина, конкурс, лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная). Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология. Направления реализации программы: - Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти 26 компоненты в игровой занимательной форме. - Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.). - Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов) 2.5 Список литературы Нормативная база: 1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». Методические пособия для педагогов: 1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: Учитель,2002. 4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002. 5. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. – СПб: «Детство-пресс», 2000. 6. Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007. 7. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998. 8. Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007 9. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г. 10.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002. 27 11. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002. 12. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002. 13. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002. 14. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2018. 363 c. 15. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 c. Литература для дошкольников: 1. Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка. Н.И.П.К.и П.Р.О, 1996. 2.Николаева С.Н. Сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников. ГНОМ, 2012. 3.Воронкевич А. В. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014. 4.Алябаева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. 1, 2,3 издание. ТЦ СФЕРА, 2017. 5.Нищева Н,В. Подвижные и дидактические игры на прогулки. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014. 6.Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр. Феникс, 2012. 7.Лопатина А. Начало мудрости. Амрита – Русь, 2012. 8.Елкина Н.В. Сто загадок. Академия Холдинг,2002. 9.Красичкова А, Г, Оригами полная энциклопедия. Астрель Полигафиздат, 2011. 10.Османова Г.А. Игровой логопедический массаж и само массаж. КАРРО,2013. 11.Алябьева Е.А. Природа. Сфера, 2012. 12.Вохринцева С. Методические пособие для педагогов и родителей. (по тематическому плану) Страна фантазий, 2003. Электронные ресурсы: 1.Детям про экологию – Цветы жизни https://tsvetyzhizni.ru/vejliviy-s-pelenok/detyam-pro-ekologiyu.html 2.Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-vpodgotovitelnoi-grupe-chto-takoe-yekologija.html 28 Приложение 1 Календарно учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Дата по плану Дата факт Тема занятий Введение в образовательную программу. Вводное занятие. Правила ТБ Дары природы. Овощи. Фрукты. Гуляем по лугу. Лекарственные травы. Растения донского края. Куда исчезают насекомые? Зачем нужны пчёлы? Кому нужна вода? Чем можно заразить водоёмы, реки, моря? Трудовой десант «Убери листву в пакет» «Проделки короля Мусора» (воспитательное мероприятие) Комнатные растения. Алоэ. Бальзамин. Как помочь растению. Уход за растениями Знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения» Сбор листьев для гербария. Зачем нужен дождик? Наблюдение за осенними кустами и деревьями. С чего начинается Родина? (воспитательное мероприятие) Какие разные птицы. Защита белого журавля. Почему пожелтели листья? Какая погода за окном. Зачем улетают птицы? Ласточка. Как живут домашние животные осенью Кто в лесу живёт? Куда прячутся белка и ёжик? Белый медведь и северное сияние. Наши друзья - пингвины Морозные узоры. Сказки зимнего леса. Зимушка – зима Мастер-класс с родителями «Моя снежинка не таит в руках». (воспитательное мероприятие) 29 Кол Примеч час 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Зачем кормушки птицам? Какие птицы остаются зимовать? Снегири. Как живут домашние животные зимой. Деревья зимой. Хвойные деревья. Ель Там - сосны высокие… Посадим лук Наш уголок природы (комнатные животные). Будь здоров и весел хомяк Акции совместно с родителями "Вторая жизнь вещей" (воспитательное мероприятие) Дикие звери зимой. Почему болят зубы? Чем мы питаемся? Весенний букет Как защитить слонов? Животные жарких стран Кто такая рыбка. Лягушонок и водяная лилия. Советы Айболита. Органы дыхания человека Весна – красна идёт. День и ночь. Звёзды и кометы. Покорители космоса – наши космонавты. Птицы весной. Грачи. Голуби на черепичной крыше Аквалангисты под водой. Система дыхания. Весна в лесу. Весенняя гроза. Всемирный день бабочек. Насекомое 1 1 Международный день бобра. Спасем китов. Всемирный день солнца Экопатруль. День экологических знаний Итоговое занятие. «Дети на чистой планете». ИТОГО 2 30 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 72 31