СОДЕРЖАНИЕ №п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 6 1.1.6 Форма обучения 6 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса. Структура программы 1.1.8 Режим занятий 8 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 8 1.2.2 Задачи программы 8 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Модули программы «Школа юных вожатых» 9 1.3.2 Модуль «Чемодан лидера» 9 1.3.3 Учебный план модуля «Чемодан лидера» 9 1.3.4. Содержание модуля «Чемодан лидера» 10 1.3.5. Модуль «Профессиональные старты» 11 1.3.6. Учебный план модуля «Профессиональные старты» 12 1.3.7 Содержание модуля «Профессиональные старты» 12 1.3.8 Учебный план модуля «Импульс творчества» 13 1.3.9 Содержание «Импульс творчества» 14 1.3.10 Модуль «В центре событий» 14 1.3.11 Учебный план модуля «В центре событий» 15 1.3.12 Содержание модуля «В центре событий» 15 1.3.13 Модуль «От идеи к достижениям вместе с 16 Движением Первых» 1.3.14 Учебный план модуля «От идеи к достижениям 16 вместе с Движением первых» 1.3.15 Содержание модуля «От идеи к достижениям вместе с Движением первых» 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 17 17 18 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 19 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 20 20 20 24 28 29 I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Хорошо себя зарекомендовали лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных школ города. Особенно привлекательна такая форма летнего отдыха для родителей младших школьников и учащихся среднего звена. Для того чтобы разнообразить содержание деятельности лагеря дневного пребывания, сделать его более интересным, привлекательным для детей, к организации досуговой деятельности привлекаются учащиеся старших классов. Это хороший опыт в плане развития самих старшеклассников, их занятости в летний период. В то же время старшеклассники не имеют психолого – педагогических знаний и опыта, в том числе и в сфере организации досуговой деятельности детей. Пробуя себя в разнообразных формах деятельности, учащиеся проверяют постоянство своих интересов, проверяют свое умение общаться, утверждают свою жизненную позицию, что является первой ступенью в выборе будущей профессии. Программа «Школа вожатого» является одним из ориентиров профессионального самоопределения старшеклассников. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. 4 1.1.1. Направленность и вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юных вожатых» носит социально-гуманитарную направленность, познакомит детей с профессией вожатого, поможет учащимся сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Вид программы «Школа юных вожатых» - модифицированная, модульная. 1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы «Школа юных вожатых» заключается в том, что она направлена на формирование единого воспитательного пространства в образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (включая детские оздоровительные лагеря), обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детских общественных объединений, в решении вопросов воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Главным смыслом при обучении юных вожатых является педагогическая поддержка в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Программа предполагает сетевое взаимодействие с образовательными организациями, когда учащиеся, освоившие программу, выходят на практику на базе школьных городских лагерей. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что она дает прекрасную возможность для плодотворной работы юных вожатых из числа обучающихся, имеющих лидерскую направленность личности и направлена на нравственное воспитание школьников. Программа дает возможность не только познакомить, углубить знания обучающихся по организации и проведению массовых мероприятий, но и сформировать представление о специфике профессии вожатого. Подростку предоставляется возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Педагогическая целесообразность. Через возрастную потребность ребят в общении, через их желание быть полезными и самореализованными, можно активизировать подростковое осознание необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, осознание необходимости сохранения чувства собственного достоинства и уважения достоинства других людей (даже тех, кто младше тебя, кто не такой как ты). Пробуя себя в разнообразных формах деятельности, учащиеся проверяют постоянство своих интересов, проверяют свое умение общаться, утверждают свою жизненную позицию, что является первой ступенью в выборе будущей профессии. Программа «Школа юных вожатых» является одним из ориентиров профессионального самоопределения старшеклассников. 5 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является использование модульного подхода организации образовательной деятельности, что позволяет подготовить школьников, не имеющих предшествующей подготовки, к работе с временным детским коллективом в летних оздоровительных лагерях на базе образовательных учреждений г.Шахты. Образовательные модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы. Для подростков организован и широкий диапазон практической работы. Практические занятия включают в себя создание программы каникулярной смены для детского коллектива, организацию и проведение игровых программ, досуговых мероприятий с детьми с учетом их возраста и особенностей . Каждый учащийся сможет реализовать свой личностный потенциал, получить и развить знания, умения и навыки в работе с детьми разного возраста в рамках городских мероприятий и проведения тематических занятий на базе МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. 1.1.4 Адресат программы Программа «Школа юных вожатых» рекомендована на возрастные категории детей от 14 до 17 лет. В этом возрасте несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание представителей противоположного пола). Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поручении, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполнитель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут выполнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Сейчас им необходимо доверять, поручать им все сложные дела, и не бояться ошибок - идет нормальный процесс накопления опыта. Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в дальнейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, когда будет взрослым?». Дети в этом возрасте любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном «я», почувствовать собственные силы, стремятся проявить лидерские задатки, возросшую ответственностью, желание опекать и заботиться о младших. В 6 это время ребенок включается в новый тип ведущей деятельности - учебнопрофессиональную. На этом этапе актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Выбранные формы и методы реализации программного материала направлены на развитие познавательных интересов, что будет стимулировать дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять и сознательно регулировать их. Работа вожатого позволит попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии. На обучение дети принимаются по желанию, без предварительного отбора. 1.1.5 Уровень программы, объем и срок реализации Уровень программы – базовый. Объем программы - 72 часа. Срок обучения - по программе составляет 1 год. 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Структура программы Структура программы «Школа юных вожатых» состоит из пяти модулей. 1. Чемодан лидера В рамках обучения по программе данного модуля дети: - повысят лидерский потенциал и узнают множество игровых технологий; - изучат основы организаторской деятельности и вожатского мастерства; - получат знания, необходимые для участия в волонтерской деятельности 2. Профессиональные старты В рамках обучения по программе данного модуля дети: - научатся находить контакт с любым ребенком; - познакомятся с возрастной психологией детей и подростков; - поймут, как урегулировать любой конфликт в коллективе. 7 3. Импульс творчества В рамках обучения по программе данного модуля дети: - научатся танцевать, уверенно и красиво говорить, двигаться и импровизировать на сцене; - узнают об особенностях организации и проведении лагерных мероприятий. 4. В центре событий В рамках обучения по программе данного модуля дети: - научатся грамотно ориентироваться в постоянно увеличивающемся информационном потоке; - научатся основам копирайтинга и смм-менеджмента, изучат основы журналистики. 5. От идеи к достижениям вместе с Движением Первых В рамках обучения по программе данного модуля дети: - сформируют способность к организации исследовательской деятельности; - научатся создавать и реализовывать проекты - изучат направления деятельности РДДМ «Движение первых». Содержание каждого модуля подразумевает реализацию конкретных дидактических задач при проведении учебных занятий. Все образовательные модули в обязательном порядке предусматривают усвоение и закрепление теоретических знаний и формирование деятельно-практического опыта. Обучение носит прежде всего познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося. Принципы построения программы: от простого к сложному; связь знаний, умений с жизнью, с практикой; научность; доступность; системность знаний; воспитательная и развивающая направленность; активность и самостоятельность; учёт возрастных и индивидуальных способностей. Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые ещё не нашли своего дела. 2. Превосходность: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 8 4. Успех рождает успех: основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 1.1.8 Режим занятий Количество детей в группе - 15 человек Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа Учебные занятия проводятся по группам, подгруппам, всем составом объединения одновременно. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1. Цель программы - создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному самоопределению обучающихся и реализация их творческого потенциала и организаторских способностей через подготовку к вожатской работе. 1.2.2. Задачи программы: Обучающие: - ознакомить с основными методами организации детского отдыха в детском оздоровительном лагере, выработать мотивацию на участие в педагогической работе с детьми с учетом усвоения ими личностно-ориентированного подхода и усвоения принципов, педагогики сотрудничества; - способствовать овладению навыками вожатского мастерства; - учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей; - сформировать и систематизировать у обучающихся знания психолого педагогических основ работы с детьми, особенностей детского развития; - выработать основные навыки и умения практической деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере. Развивающие: - развить у учащихся организаторские навыки и лидерские качества личности; - развить творческие и коммуникативные способности; - развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся; - активизировать лидерский потенциал учащихся, их способности конструктивного управления временем, ситуацией, командой, проектом. Воспитательные: - сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - сформировать готовность и способность вести диалог с другими людьми разного 9 возраста, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - воспитать бережное отношение к здоровью, безопасному образу жизни, воспитать потребность в физическом самосовершенствовании, к занятиям спортивнооздоровительной деятельностью; - воспитать осознанное отношение к выбору будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Модули программы «Школа юных вожатых» «В центре событий» - срок реализации 16 часов «Импульс творчества» - срок реализации 16 часов «Чемодан Лидера» - срок реализации 16 часов «Профессиональные старты» - срок реализации 16 часов «От идеи к достижениям вместе с Движением Первых» - срок реализации 8 часов 1.3.2. Модуль «Чемодан лидера» На занятиях в рамках модуля «Чемодан лидера» обучающиеся научатся выявлять лидеров, развивать организаторские способности свои и других детей, смогут самостоятельно принимать решения о работе своей организации и отвечать за них, делать качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки и находить пути их исправления. Образовательные задачи модуля: расширить кругозор в области истории детского общественного движения; познакомить с принципами и методами организации КТД, творческих мероприятий, особенностями работы с младшими школьниками и учащимися среднего звена; сформировать умения и навыки по выявлению и развитию лидерских способностей, активизации качеств, необходимых для успешной деятельности по руководству и организации коллектива сверстников; сформировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения. 1.3.3 Учебный план модуля «Чемодан лидера» № Темы занятий Кол-во часов теория практика 10 Всего Форма диагностики, аттестации 1 1 2 Игра 2. Игровые технологии. 1 1 2 Игра 3. Технологии на сплочение 1 1 2 Опрос, игра 4. Методика организации и проведения праздника в школе. 1 1 2 Скейтчбук вожатого 5. Портфолио лидера 1 1 2 Скейтчбук вожатого 6. Ораторское мастерство 1 1 2 Тест 7 Толерантное общение. 1 1 2 Опрос, игры на взаимодействие 8 Итоговое занятие. 2 2 Итоговое тестирование. Кейс 9 16 1 Вводное занятие. Игры на знакомство Итого 7 1.3.4. Содержание модуля «Чемодан лидера» 1. Вводное занятие. Игры на знакомство Теория: Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий. Практика: Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, расписанием. 2. Игровые технологии Теория: Планирование собственной деятельности. Организуй себя сам. Организаторская техника. Малые формы работы. Как составить план работы? 7 основных элементов организационной работы. (Цель, типы организации, методы, люди, материальные средства, время, контроль). Практика: Игры и упражнения на выявление лидерских качеств. Определение типа лидерства на примерах. Деловая игра «Я будущий президент» - участники «примеряют» на себя роли лидеров - известных личностей и защищают свое лидерство. 3. Технологии на сплочение Теория: Понятие «сплочение», взаимоотношения лидера и его команды. Правила работы с командой. Статус человека в группе, пути изменения статуса. Психологический климат коллектива, его влияние на деятельность и на самочувствие его членов. Лидер как носитель ценностей коллектива, роль лидера в развитии коллектива. Практика: Определение командных ролей на примерах. Ролевая игра «Кто управляет государством?». Тренинг «Я в коллективе». 4. Методика организации и проведения праздника в школе 11 Теория: Методика организации и проведения конкурсных программ. Алгоритм составления конкурсных программ. Формы массовых мероприятий. Этапы организации. Подготовка. Проведение. Анализ. Практика: Проведение праздников, конкурсов, КВН. 5. Портфолио лидера Теория: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. Практика: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио. 6. Ораторское мастерство Теория: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, мультимедийное сопровождение. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Построение публичного выступления. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Практика: подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Мастерская «Навыки выступлений перед публикой». 7. Толерантное общение Теория: Толерантное общение в группе. Характер и общение. Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям интактности, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур. Практика: Тренинги по развитию навыков толерантного общения. 8. Итоговое занятие Теория: подведение итогов модуля «Чемодан лидера» Практика: Презентация «Я – лидер». 1.3.5. Модуль «Профессиональные старты» На занятиях в рамках модуля «Профессиональные старты» обучающиеся научатся находить контакт с любым ребенком, познакомятся с возрастной психологией детей и подростков, поймут, как урегулировать любой конфликт в коллективе. Образовательные задачи модуля: формировать универсальные учебные действия, определяющие способность личности к обучению, сотрудничеству, креативности, освоению и преобразованию творческого пространства; учить способам организации коллективной творческой деятельности; формировать компетенции по созданию социально значимых творческих проектов и досуговых программ; 12 развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 1.3.6. Учебный план модуля «Профессиональные старты» № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование тем Количество часов теория практик всего а Вводное занятие. Сплочение. 1 1 2 Командообразование. Психологические 1 1 2 особенности детей 7-10 лет. Ведущий вид деятельности – 1 1 2 игра. Создание дневника успеха 1 1 2 отряда. Лестница успеха. Обучение элементам 1 1 2 тренинга (сказкотерапия, арт-терапия, музыкатерапия). Обучение сотрудничеству 1 1 2 при возникновении конфликтных ситуаций. Поиск ресурсов для 1 1 2 восстановления внутренней гармонии вожатого. Итоговое занятие. Кейсы 1 1 2 «Готовность №1». Итого 8 8 16 Форма диагностики, аттестации Игра Беседа Опрос, игра Скейтчбук вожатого Опрос, тренинг Тест Опрос Кейс 1.3.7. Содержание модуля «Профессиональные старты» 1. Вводное занятие. Сплочение. Командообразование. Теория: знакомство с целями и задачами модуля, техника безопасности Практика: Игры на знакомство, сплочение, командообразование: «Письмо другу», «Большая семейная фотография», «Зодиакальное знакомство», «Часики». 2. Психологические особенности детей 7-10 лет. Теория: Особенности поведения и взаимодействия друг с другом детей младшего школьного возраста. Практика: Игра «Почувствуй себя первоклашкой», игра «Голливуд» 3. Ведущий вид деятельности – игра. Теория: Игра как основной вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Игра как способ развития познавательной и творческой деятельности. 13 Практика: Знакомство с основными видами игр (ролевые игры, познавательные, народные игры, подвижные игры, игры-эстафеты, игры с залом, игры на открытой местности. и др.) «Водолазы», «Первый у цели», «Тяни- толкай», « Тоннель» и т.д. «Веселые старты», «Чехарда», «Слалом» и т.д. 4. Создание дневника успеха отряда. Лестница успеха. Теория: Для чего нужен дневник успеха отряда. Виды достижений коллектива. Личный дневник успеха. Практика: Создание и разработка дневника успеха отряда. 5. Обучение элементам тренинга (сказкотерапия, арт-терапия, музыкатерапия). Теория: Понятие тренинга, виды тренинга. Тренинг как способ познания себя и окружающих. Практика: «Мелодия моей души»; «Какой Я»; « Сказочный персонаж» 6. Обучение сотрудничеству при возникновении конфликтных ситуаций. Теория: Виды конфликтов. Стадии развития конфликта. Практика: Игры «Большая семейная фотография», «Геометрическая фигура». 7. Поиск ресурсов для восстановления внутренней гармонии вожатого. Теория: стресс и способы релаксации Практика: тренинг «Создание творческого ресурса для психологической саморегуляции» 8. Итоговое занятие. Кейсы «Готовность №1». Теория: подведение итогов модуля «Профессиональные старты» Практика: проведение кейса №1 1.3.8. Учебный план модуля «Импульс творчества» Образовательные задачи модуля: развить мышечную, зрительную, музыкальную память, а также координацию движений развитие способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом сформировать умения и навыки по проведению спортивных эстафет и танцевальных флеш-мобов. № Наименование тем Количество часов теория практика всего 1 Вводное занятие. Основные танцевальные элементы. 1 1 2 2 Спортивные эстафеты, 1 спортивные командные игры 5 6 14 Форма диагностики, аттестации Беседа, практическое занятие Беседа, игра 3 4 на свежем воздухе Постановка и отработка танцевальных элементов (Флеш-моб, баттл и др) Итоговое занятие. Итого 1 5 6 беседа, игра 1 1 2 Скейтчбук вожатого 4 12 16 1.3.9. Содержание «Импульс творчества» 1.Вводное занятие. Теория: знакомство с целями и задачами модуля. Практика: Разминка, игропластика, разучивание элементов. основных танцевальных 2. Спортивные эстафеты, спортивные командные игры на свежем воздухе Теория: подготовка инвентаря, правила проведения эстафет, спортивныъх игр. Практика: Организация и проведение спортивных эстафет («Защити крепости, соревнование скороходов, «Успей взять кеглю», «Бег по кочкам»), командных игр на свежем воздухе («Неуловимый шнур», «Скорый пеозд», «Точный удар», футбол, пионербол) 3. Постановка и отработка танцевальных элементов (Флеш-моб, баттл и др) Теория: Правила проведения флеш-мобов, баттлов и групповых танцев Практика: Разучивание и отработка танцевальных движений под заданное музыкальное сопровождение. 4. Итоговое занятие. Теория: подведение итогов модуля «Хореография» Практика: Сдача готовой танцевальной композиции «Флеш моб». 1.3.10 Модуль «В центре событий» На занятиях в раках модуля «В центре событий» учащиеся научатся грамотно ориентироваться в постоянно увеличивающемся информационном потоке, изучат основы журналистики. Учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Образовательные задачи модуля: дать представления и начальные знания по журналистской работе; познакомить с информационными жанрами журналистики; научить ребят умению самовыразиться; помочь реализовать творческие возможности обучающихся. 15 1.3.11. Учебный план модуля «В центре событий» № п/п Наименование разделов, модулей, тем Количество часов теори я практик Всего а 1. Вводное занятие 1 1 2 2. Пресс-центр в лагере 3. СМИ в лагере 1 1 1 1 2 2 4. 2Информационные жанры: заметка, интервью, репортаж 5. Вожатский сторителлинг 1 3 4 1 1 2 6. Организация конкурсов через СМИ 1 1 2 7. Итоговое занятие - 2 2 6 10 16 Всего Формы диагностики, аттестации Педагогическое наблюдение Устный опрос Педагогическое наблюдение Тест Творческая работа Практическая самостоятельная работа Интерактивная игра 1.3.12 Содержание модуля «В центре событий» 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с целями и задачами модуля. Правила техники безопасности. Практика. Тренинг знакомства / командообразования. 2. Пресс-центр в лагере. Теория. Структура пресс-центра. Новости – основа информационного потока. Практика. Деловая игра «Мгновенный пресс-центр». 3. СМИ в лагере. Теория. Виды СМИ в оздоровительном лагере: стенгазета, информационный листок, радио и др. Практика. Деловая игра «Рубрикатор». Разрабатываем рубрики для стенгазеты. 4. Информационные жанры: заметка, интервью, репортаж Теория. Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды. Интервью. Виды интервью. Как выбрать собеседника. Алгоритм работы над интервью. Репортаж. Виды и особенности. Практика. Практическая работа по отработке навыков написания заметки, интервью, репортажа. 16 5. Вожатский сторителлинг Теория. Сторителлинг – Storytelling — «рассказывание историй, способ передачи информации и смыслов через рассказывание историй». Основные методы и техники сторителлинга. Практика. Сочиняем сторителлинг. «Сторителлинг, или необычные истории об обычном». 6. Организация конкурсов через СМИ Теория. Какие конкурсы можно организовать в лагере, используя СМИ. Как разработать положение о конкурсе. Практика. Разрабатываем положения: Конкурс стихотворений о лагере Конкурс на лучшую услышанную шутку, Конкурса на лучший рассказ о себе, семье и др. 7. Итоговое занятие. Интерактивная игра «Редакция». 1.3.13. Модуль «От идеи к достижениям вместе с Движением Первых» Занятия в рамках данного модуля направлены на выявление уже имеющихся лидерских качеств и развитие других, на изучение основ РДДМ «Движение первых». Образовательные задачи модуля: формировать систему знаний о направлениях и содержании деятельности РДДМ «Движение первых» формировать опыт самостоятельной работы по направлениям РДДМ «Движение тпервых» 1.3.14 Учебный план модуля «От идеи к достижениям вместе с Движением первых» № Наименование тем 1. Вводное занятие. Цели и задачи модуля. Что такое Движение первых 2. Направления деятельности РДДМ «Движение первых» 3. Проекты РДДМ «Движение первых» Количество часов теория практи всего ка 1 1 2 1 1 2 1 1 2 17 Форма диагностики, аттестации Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. 4. Итоговое занятие 5. Подведение итогов реализации программы ИТОГО: 3 1 1 1 1 5 8 Презентация Игровой квест 1.3.15 Содержание модуля «От идеи к достижениям вместе с Движением первых» 1. Вводное занятие. Цели и задачи модуля. Что такое Движение Первых Теория. Знакомство с целями и задачами модуля. Правила техники безопасности. Что такое Движение Первых История создания. Практика. Дискуссия «Я в детской организации». Тест «Что я знаю о детском движении?» 2. Направления деятельности РДДМ «Движение Первых» Теория. Направления деятельности РДДМ: «Учись и познавай», «Дерзай и открывай», «Найди призвание», «Благо твори», «Служи Отечеству», «Создавай и вдохновляй», «Достигай и побеждай», «Будь здоров», «Расскажи о главном», «Умей дружить», «Открывай страну», «Береги планету». Практика. Квест «А мы в движении» 3. Проекты РДДМ. Теория. Знакомство с проектами РДДМ Практика. Выбор проекта для участия. Регистрация на сайте РДДМ «Движение первых» 4. Итоговое занятие. Разработка программы лагерной смены «Лето с Движением Первых» 5. Подведение итогов реализации программы Игровой квест 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результатом общеразвивающей программы является метапредметных, личностных, предметных результатов. формирование Метапредметные результаты: - овладеет приемами эффективного общения, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников; - будет уметь ориентироваться в своей системе знаний: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; -будет уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - будет уметь планировать свою деятельность, уметь осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития; 18 будет сформирована потребность в самостоятельности, активности и саморазвитии; - будет уметь самостоятельно выполнять творческие задания. - ответственности, Личностные результаты: - будет сформировано представление о себе в роли вожатого; - отработает навыки самостоятельной и групповой работы; - будут сформированы такие качества как: патриотизм, гражданственность, трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда - будут воспитаны навыки ведения здорового образа жизни. Предметные результаты: - будет знать особенности временного детского коллектива; - будет знать логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней; - будет знать права и обязанности вожатого, иметь представление о роли вожатого, его деятельности в течение смены лагеря; - будет знать методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы; будет уметь применять на практике вожатские игры; - будет знать психолого-педагогические основы работы с детьми, особенности детского развития; - будут знать основные направления деятельности РДДМ «Движение первых»; - будет уметь оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение программы Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический процесс осуществляют несколько педагогов дополнительного образования. Каждый педагог занимается с учащимися в пределах своего модуля: 1. Модуль «Чемодан лидера»: - педагог дополнительного образования Русинова Е.В., стаж педагогической работы 1 год. 2. Модуль «Профессиональные старты»: - педагог-психолог, педагог дополнительного образования Голуб О.Е., стаж педагогической работы 21год, высшая квалификационная категория, является компетентным специалистом в области детской психологии. 3. Модуль «Импульс творчества» - педагог дополнительного образования Мельничук С.А., стаж педагогической работы 13 лет, высшая квалификационная категория; 4. Модуль «В центре событий»: - педагог дополнительного образования Махиня Н.Ю., стаж педагогической работы 34 года, высшая квалификационная категория; 5. Модуль «От идеи к достижениям»: 19 - педагоги Русинова Е.В. Голуб О.Е., Мельничук С.А., Махиня Н.Ю. Педагоги организуют образовательно-воспитательную работу, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья обучающихся во время участия в практических занятиях. В качестве консультанта приглашается заместитель директора по учебновоспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе. 1.5.2. Материально – техническое обеспечение программы Модуль «Чемодан лидера» Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен удобной мебелью, необходимым оборудование м: флипчарт, магнитная доска. Фломастеры Маркер Карандаши простые, цветные Гелевые ручки Ножницы Бумага – ватман А-1, А-2,А-3,А-4 Модуль «Профессиона льные старты» Кабинет оснащен удобной мебелью и необходимым оборудованием : мульмедийная установка, ноутбук, выход в интернет. Модуль «Импульс творчества. Хореография» Танцевальный класс, специально оборудованный для занятий танцами Фломастеры Маркер Карандаши простые, цветные Гелевые ручки Ножницы Бумага – ватман А-1, А2,А-3,А-4 Магнитофон Компьютер Мячи Скакалки Гимнастические палки Коврики 20 Модуль «В центре событий» Модуль «От идеи к достижениям » Кабинет Кабинет оснащен оснащен удобной удобной мебелью и мебелью и необходимым необходимым оборудование оборудование м: м: мульмедийная мульмедийная установка, установка, ноутбук, ноутбук, выход в выход в интернет, интернет. презентацион ные материалы к занятиям. Компьютер Компьютер Фломастеры Фломастеры Маркер Маркер Карандаши Карандаши простые, простые, цветные цветные Гелевые Гелевые ручки ручки Ножницы Ножницы Бумага – Бумага – ватман А-1, ватман А-1, А-2,А-3,А-4 А-2,А-3,А-4 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график вынесен в приложение №1 2.2. Формы контроля и аттестации Формы и методы контроля Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у учащихся ответственности за результат своего труда, самоконтроля и самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык самоанализа. Виды контроля Время Цель проведения Формы контроля проведения Вводный контроль В начале Определение уровня развития Беседа, опрос, учебного года детей, их творческих способностей анкетирование, тестирование, собеседование Текущий контроль В течение Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, всего обучающимися учебного материала опрос (в виде контрольных учебного года (по модулям). Определение вопросов на теоретических и готовности к усвоению нового практических занятиях, в материала. Выявление детей виде тематических викторин отстающих и опережающих и игр по отдельным темам и обучение. Подбор наиболее модулям) эффективных методов и средств обучения. Практическая работа Итоговый контроль По итогам Определение изменения уровня Итоговое занятие года развития детей, их подготовленности к работе вожатыми. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы. 2.3. Диагностический инструментарий Вводная диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) 21 В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности егокоммуникативных и организаторских склонностей. Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Текст опросника 1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? 6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какимлибо другим занятием, чем с людьми? 8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них? 9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту? 10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию? 12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному? 20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 22 24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей? 28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию? 30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию? 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у Вас много друзей? 38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе? 40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Обработка результатов и интерпретация Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2» Уровни коммуникативных и организаторских склонностей Уровень Сумма баллов Очень низкий 1-4 Низкий Средний Высокий Высший 5-8 9-12 13-16 17-20 23 Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности. Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17- 20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Педагоги инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Проявляют настойчивость и одержимость в деятельности. 24 Мониторинг результатов обучения по программе «Школа юных вожатых» Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики Теоретическая подготовка теоретические знания по темам каждого модуля владение специальной терминологией практические умения и навыки, предусмотренны е программой (по темам каждого модуля) творческие навыки соответствие теоретических знаний программным требованиям осмысленность и правильность использования специальной терминологии - практически не усвоил теоретическое содержание программы; - овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; - освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; - сочетает специальную терминологию с бытовой; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка соответствие -практически не овладел практических умениями и навыками; умений и навыков -овладел менее чем ½ программным предусмотренных умений требованиям и навыков; -объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; -овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период Креативность в -начальный выполнении (элементарный) уровень практических развития креативности 25 0 1 наблюдение, тестирование, контрольный опрос, игровые методы и др 2 3 0 наблюдение, собеседование 1 2 3 0 1 наблюдение, собеседование, тестирование, контрольный опрос, игровые методы и др 2 3 0 Наблюдение, игровые методы заданий учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; -репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания строго по инструкции; -творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; -творческий уровень (II) выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно 26 1 2 3 2.4. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение образовательной программы «Школа юных вожатых» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. Методы, применяемые на занятиях подразделяются на: - словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция); - наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, виртуальные экскурсии); - практические (упражнения, тренинги, деловые игры). Для достижения цели и задач образовательной общеразвивающей программы «Школа юных вожатых» применяются следующие педагогические технологии: - Групповые технологии - Технология игрового обучения - Коллективного взаимообучения - Здоровьесберегающие технологии - Групповые социальные технологии - Технология исследовательского (проблемного) обучения. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. Этому способствуют совместные обсуждения выполненных заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации. Очень сильное влияние на детей оказывают поощрения. Одобрение, похвала, награда, признание достижений товарищами за короткое время изменяют у детей мотивы поведения, отношение к труду, стимулируют детей на положительные поступки. Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому игровой метод широко используется при реализации данной программы. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка учащихся к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к деятельности вожатого. Исходя из содержания программы, проводятся различные игры: познавательные, развивающие, сюжетно-ролевые, конкурсы, соревнования и др. Предполагаются различные упражнения и задания, обогащающие словарный запас, развивающие зрительную память, фантазию и воображение. Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся. Формы проведения занятий в объединении очень разнообразны и интересны: -сюжетно – ролевая игра; -викторина; 27 -соревнование; -мастер – класс; -конкурс; -тренинг. Для успешной реализации программы «Школа юных вожатых» используются следующие методы обучения. Метод формирования познавательного интереса. В начале занятия нужно заинтересовать учащихся, мотивировать на работу. Успешное обучение без мотивации невозможно. Для каждого занятия она тщательно продумана. Дети вправе сам изменить мотивацию и если она совпадает с целью занятия, то препятствовать этому не нужно. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы работы, активизируется фантазия и изобретательность. Метод поиска правильного решения. Учащихся нужно включать в активную самостоятельную познавательную деятельность. Оценивать и поддерживать на каждом этапе поиска. Метод переубеждения. Убеждать в успешности проделанной работы, если учащийся не доволен выполненной работой, находить лучшие ее стороны, помогать, поощрять. Проблемный метод обучения. Формировать у ребенка нестандартное мышление, лишённое стереотипов. Для этого перед учащимися ставится определенная творческая задача, а решение они должны найти сами. При затруднении нужно помочь наводящими вопросами, но постепенно добиваться самостоятельности в принятии решения. Метод проектов, исследования. Привлекать детей к проектной и исследовательской деятельности, что позволяет расширить их знания и умения. Учит находить нужную информацию в различных источниках, наблюдать, сопоставлять, делать предположения и выводы. Систематизирует полученные знания. Учит умению правильно оформить и донести до других свои знания при защите работы. 28 2.5. Список литературы Список литературы для педагога 1. Конституция Российской Федерации. 2. Всеобщая декларация прав человека. 3. Конвенция о правах ребенка. 4. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5. Алиева, Л.В. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004 – 608 с. 6. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого/М.П.Кулаченко. - Изд.2-е —Ростов н/Д: Феникс, 2009, 254с. 7. Лапина Т.И., Расчиславская О.Е., Костылев А.С. «Спектр лета». Методический сборник в помощь вожатым и организаторам детского отдыха.- Ижевск, 2004 - 76 с. 8. Лапина Т.И., Расчиславская О.Е., Дулесова Н.А. «Спектр лета-2». Методический сборник в помощь вожатым и организаторам детского отдыха.- Ижевск, 2005 - 108 с 9. Нещерет Л.Г. «Тебе, вожатый!», ООО «Педагогические технологии», - Н. Новгород, 2003 10. Терский В.Н. «Вожатый, ты - педагог!», «Молодая гвардия», - М. 1984 11. Фришман И.И. «Тебе, вожатый!» ООО «Педагогические технологии», - Н. Новгород, 2004 12. Фришман И.И., Тетерский С.В. «Тебе, вожатый!», ООО «Педагогические технологии», - Н. Новгород, 2005 13. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства./ авт.сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007 Список литературы для обучающихся: 1. Командные игры- испытания. Сборник игр. - М.: Пед .общество «Россия», 2003. 2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач - М.:ТЕРРА, 1996. 3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин / К.А. Боровик. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. 4. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений / Л. Бушуева. - М.: РИПОЛ классик, 2005. 5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина. - М.: Астрель: ACT, 2001. 6. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. - М.: Вена, 2001. 7. Гридина В.Т. Читай, рассуждай, отгадывай / В.Т. Гридина, О.В. Завязкин. - М.: БАО-ПРЕСС, 2005. 8. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997. 9. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005. 10. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М.: Слово, 1994. 29 2.6. Приложения Приложение №1 Календарный учебный график Дата по плану № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Дата по факту Тема занятия Модуль «Чемодан лидера» Вводное занятие. Игры на знакомство Игровые технологии. Технологии на сплочение Методика организации и проведения праздника в школе. Портфолио лидера Ораторское мастерство Толерантное общение. Итоговое занятие. Модуль «Профессиональные старты» Вводное занятие. Сплочение. Командообразование. Психологические особенности детей 7-10 лет. Ведущий вид деятельности – игра. Создание дневника успеха отряда. Лестница успеха. Обучение элементам тренинга (сказкотерапия, арт-терапия, музыка-терапия). Обучение сотрудничеству при возникновении конфликтных ситуаций. Поиск ресурсов для восстановления внутренней гармонии вожатого. Итоговое занятие. Кейсы «Готовность №1». Модуль «Импульс творчества» Вводное занятие. Основные танцевальные элементы. Спортивные эстафеты, спортивные командные игры на свежем воздухе Постановка и отработка танцевальных элементов (Флешмоб, баттл и др) 30 Количест во Примечан часов ия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 6 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Итоговое занятие. 2 Модуль «В центре событий» Вводное занятие 2 Пресс-центр в лагере 2 СМИ в лагере 2 Информационные жанры: заметка, 4 интервью, репортаж Вожатский сторителлинг 2 Организация конкурсов через СМИ 2 Итоговое занятие 2 Модуль «От идеи к достижениям вместе с Движением первых» Вводное занятие. 2 Цели и задачи модуля. Что такое Движение первых Направления деятельности РДДМ 2 «Движение первых» Проекты РДДМ «Движение 2 первых» Итоговое занятие 1 Подведение итогов реализации 1 программы 31 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)