Волшебная кисточка

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
3
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
4
1.1.4 Адресат программы
4
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
5
1.1.7 Особенности организации образовательного
5
процесса
1.1.8 Режим занятий
5
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
6
1.2.2 Основные задачи программы
6
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
7
1.3.2 Содержание учебного плана
8
18
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
18
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
18
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
19
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

20
20
21
24
26
27

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной
модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей
детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий
для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои
эстетические потребности, развивать художественные способности –
является одним из элементов единой системы воспитания, обучения и
развития учащихся.
С целью повышения эстетического воспитания была создана программа
«Волшебные краски».
Программа разработана согласно:
 Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 положениям Конвенции «О правах ребенка»,
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной Правительством Российской Федерации от 31.03.2022г.
№ 678-р;
 методическим рекомендациям по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18
ноября 2015 г. № 09-3242),
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022)
1.1.1 Направленность и вид программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебные краски» носит художественную направленность.
Вид программы «Волшебная кисточка» – модифицированная.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в системе эстетического
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
3

окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Программа «Волшебная кисточка» носит инновационный характер, так
как приобщает детей к искусству посредством различных творческих
методов, в том числе с использованием нетрадиционных техник рисования
(оттиск, рисование ватными палочками, кляксография, пластилинография,
монотипия и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и
креативному мышлению.
Занятия полезны и увлекательны, они позволяют систематически
последовательно решать задачи развития художественно-творческих
способностей.
Логическим завершением каждого занятий являются выставки
рисунков, поделок.
Ключевыми
особенностями
программы
также
являются
прослеживаемая связь с временами года, во время которых реализуется
программа, и ее направленность на ознакомление обучающихся с народными
традициями, культурой, сложившейся в нашей многонациональной стране, а
также изучение культурного национального наследия конкретного региона.
Это способствует формированию гражданской идентичности, национального
самосознания подрастающего человека, гражданина своей страны.
Программа предоставляет широкие возможности для публичной
демонстрации обучающимися результатов своих творческих достижений
через выставки, фестивали и конкурсы, от муниципальных, региональных, до
федеральных и международных.
Дети принимаются по желанию, без предварительного отбора.
1.1.4 Адресат программы
Данная программа рассчитана для детей 5 - 7 лет.
Возрастной период с 5 до 7 лет называется возрастом
психологического взросления. Детям старшего дошкольного возраста
присущи любознательность, активность, готовность к экспериментам, поиск
ответов на всевозможные вопросы. Одним из ключевых достижений в
интеллектуальном развитии считается способность к образному мышлению.
Благодаря этому ребенок может выделять свойства и отношения между
предметами окружающего мира, моделировать их, осознавать и схематично
изображать.
В этот период у детей только формируется переход от игровой
деятельности к учебной. Именно поэтому специалисты рекомендуют
проводить обучающие и развивающие занятия в игровой форме,
4

преимущественно делая упор на практические задания.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы «Волшебная кисточка» - ознакомительный
Срок освоения программы – 1 год.
Общий объем программы - 72 часа.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в
форме самообразования.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
По форме проведения занятия являются групповыми и индивидуальноориентированными. Тип занятий – комбинированные.
Структурной особенностью
программы является объединение
теоретического и практического компонентов на занятиях: сначала дети
усваивают теорию, а затем, на этом же занятии, приступают к практической
деятельности. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников.
1.1.8 Режим занятий
Таблица 1
Год обучения

1-й
год обучения

Кол-во
часов в
неделю
2

Кол-во часов Режим
в год
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа

72

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

5

Количество
обучающихся
в группах
15 человек

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
Цель данной программы заключается в воспитании у детей
дошкольного возраста (5-7 лет) эстетического отношения к окружающему
миру и художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности, а также формирования нравственной и творческой личности
через познание мировой художественной культуры.
1.2.2 Основные задачи программы:
Образовательные задачи:
- учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой;
- знакомить детей с цветовой гаммой;
- знакомить детей со свойствами материалов (пластилином,
красками, бумагой, клеем и т. д.);
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения;
- знакомить детей с художниками и произведениями изобразительного
искусства;
- обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы;
- познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- учить детей сочетать их с элементами аппликации, используя природный
и бросовый материал;
- научить детей создавать объемные формы из бумаги с использованием
различных методов конструирования;
- побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе
техники нетрадиционного рисования, лепки, аппликации и совмещать в
одной работе несколько видов изобразительной деятельности;
- вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в
самостоятельной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать цветовосприятие, чувство композиции и ритма, воображение,
фантазию, творчество, самостоятельность, креативное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать психические познавательные процессы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию, умение
доводить начатое дело до конца;
- воспитывать уважительное отношение к одногруппникам, педагогу;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать навыки самостоятельности;
.
6

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
Таблица 2
Кол-во Формы диагностики,
часов контроля
1
Беседа, устный опрос

Тема
1

2
34
56
78
910
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
3132
33-

Введение в образовательную
программу, инструктаж по
технике безопасности
«Осенние листочки»
«Осенний лес»

2

Педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

«Мы собрали урожай». Полезные
фрукты
«Сладости»

2

Беседа, устный опрос

2

Игровые упражнения

«Лягушки под дождём»
(кляксография)
«Улица»

2
2

Педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

«Грибная полянка»

2

Игровые упражнения

«Дары осени» (поделка из
природных материалов)
«Заготовки на зиму»

2

Выставка работ

2

Игровые упражнения

«Домашние питомцы» (оригами)

2

Беседа, устный опрос

«Волшебство из бумаги»
(оригами)
«Белые снежинки» (рисунок
солью)
«Украшение на ёлку»

2
2

Педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

2

Беседа, устный опрос

«Времена года: зима. Зимний
лес»
«Дед Мороз и Снегурочка»

2

Беседа, устный опрос

2

Беседа, устный опрос

«Новогодний праздник в детском
саду»
«Узоры на зимней одежде»

2

Выставка работ

2

Игровые упражнения

1

7

34
3536
3738
3940
4142
4344
4546
4748
4950
5152
5354
55
56
5758
5960
6162
6364
6566
6768
6970
71
72

«Зимний город»

2

Беседа, устный опрос

«Пингвиний пляж»
(коллективная работа)
«Воздушные шарики в небо
летят»
«День защитника Отечества»

2
2

Педагогическое
наблюдение
Игровые упражнения

2

Беседа, устный опрос

«Масленичный пир»

2

Беседа, устный опрос

«Букет для любимой мамы»

2

Беседа, устный опрос

«Моя семья – моё богатство»

2

Беседа, устный опрос

«Птицы - вестники весны»

2

«Цветущее дерево» (рисование
трубочками)
«Сирень душистая» (рисование
ватными палочками)
«Русские матрешки»
«Пасхальное застолье»
«День на ферме»

2

Педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

2

Игровые упражнения

1
1
2

Беседа, устный опрос
Выставка работ
Беседа, устный опрос

«Животные жарких стран»

2

Беседа, устный опрос

«Динозавры и динозаврики»

2

Беседа, устный опрос

«Планета Земля – наш общий
дом»
«Космический полёт»

2

«Салют на День Победы»

2

Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Игровые упражнения

«Вечерние одуванчики»

2

Беседа, устный опрос

«Веселая и грустная страна»

1

Итоговое занятие
Итоговое количество часов

1
72

Педагогическое
наблюдение
Выставка работ

2

8

1.3.2 Содержание учебного плана
№

Тема занятия

1

Введение в
образовательную
программу, инструктаж по
технике безопасности
«Осенние листочки»

2

34

«Осенний лес»

Содержание занятия

Таблица 3
Используемые материалы

Ознакомление с используемыми материалами на
занятиях,
правила
техники
безопасности,
знакомство с группой.

Карточки с материалами

Многообразие форм листьев и деревьев.
Воспитывать интерес к осенним явлениям,
эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Ознакомить с новым видом изобразительной
техники
«печать
растений»
(монотипия).
Развивать у детей видение художественного
образа и замысла через природные формы.
Развивать чувство композиции и цветовосприятия.
Познакомить
с
картинами
художниковпейзажистов. Закрепить знания о пейзаже как об
одном из видов живописи. Учить детей отражать в
рисунке
осенние
впечатления,
рисовать
разнообразные деревья (большие, маленькие,
высокие,
низкие,
стройные,
прямые,
искривленные). Учить по-разному изображать
деревья, траву, листья. Учить заполнять фон
цветом с помощью широкой кисти. Закреплять
приёмы работы кистью и красками. Развивать
активность, творчество. Продолжать формировать
умения радоваться красивым рисункам.

Альбом, кисточки,
краски, листья
разных деревьев,
карточки с
материалами

9

Альбом, кисточки, краски,
простые карандаши,
ластики, карточки с
материалами

56

«Мы собрали урожай».
Полезные фрукты

78

«Сладости»

910

«Лягушки под дождём»
(кляксография)

1112

«Улица»

1314

«Грибная полянка»

Учить детей рисовать яблоки и другие фрукты на
ветке, закреплять умение детей наносить один
слой краски на другой методом тычка; расширять
знания о фруктах, о полезных свойствах
продуктах; пробуждать интерес к природе,
внимание к её сезонным изменениям.
Познакомить с теплохолодностью цветов. Учить
рисовать красками и дополнять свой рисунок
фломастерами. Учить рисовать в ограниченном
пространстве
Закреплять знания об окружающем мире, о
погодных явлениях и временах года. Познакомить
с техникой кляксографии с помощью коктейльных
трубочек.
Закреплять
умение
отражать
в
рисунке
впечатления от окружающего мира, изображать
разные виды транспорта. Учить передавать в
рисунке особенности дорожной обстановки
(пешеходный переход, светофор, дорожные знаки)
Развивать творческие способности, закреплять
технические
навыки,
формировать
умение
оценивать созданные изображения. Воспитывать
культуру поведения на улице.
Закрепить знания детей о грибах. их внешнем
виде. Закреплять умение рисовать различные
грибы, передавая форму и пропорции. Учить
располагать изображение по всему листу.
Развивать творчество.
10

Альбом, ватные палочки,
краски, простые карандаши,
ластики

Альбом, кисточки, краски,
простые карандаши,
ластики, фломастеры
Альбом, краски, кисточки,
трубочки, емкости для воды,
шаблоны, цветная бумага,
клей
Альбом, кисточки, краски,
простые карандаши,
ластики, фломастеры

Альбом, краски, кисточки,
емкости для воды

1516

«Дары осени» (поделка из
природных материалов)

1718

«Заготовки на зиму»

1920

«Домашние питомцы»
(оригами)

2122

«Волшебство из бумаги»
(оригами)

2324

«Белые снежинки»
(рисунок солью)

Развивать воображение, выдумку, фантазию.
Учить детей создавать поделки из шишек,
желудей и прочих природных материалов. Учить
соединять материал с разными фактурами
пластилином.
Учить
украшать
поделку
дополнительными деталями: листочками из
цветной бумаги, грибочками из пластилина
Закреплять представление о разных фруктах,
ягодах и овощах. Тренировать навык работы с
пластилином (лепить предметы круглой формы,
скатывая комочки пластилина красного, жёлтого
цвета
круговыми
движениями
ладоней;
расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной
плоскости, произвольно располагая их по
поверхности).
Проверить знания о домашних и диких животных,
поговорить о любимых питомцах. Знакомство с
бумагопластикой и искусством оригами. Изучение
основных видов бумажных складок. Выполнение
базовых форм с последующим созданием на их
основе простых оригами – «собака» и «кошка».
Продолжаем изучение оригами. Выполняем
более сложные модели оригами на основе
базовой формы - настольная рамка для
фотографий. Дополнительно выполняем рисунок
цветными карандашами на свободную тему на
заготовленной карточке для рамки.
Учить детей рисовать снежинки. Способствовать
самостоятельному поиску техник рисования
11

Природные материалы
(листья, шишки, каштаны,
желуди, ветки и др.), клей,
ножницы, картон,
пластилин, краски, кисточки
Шаблоны, пластилин,
фломастеры, картон,
ножницы, клей

Цветная бумага, ножницы,
цветные карандаши, клей

Цветные квадратные листы
разных размеров, цветная
бумага А4, плотная белая
бумага 10*15 см, цветные
карандаши
Цветной картон, клей пва,
соль, краски, кисточки

2526

2728
2930

3132

3334

узоров снежинки. Познакомить с нетрадиционной
техникой рисования с солью.
Развивать у детей умение пользоваться ножницами, Картон, салфетки, ножницы,
«Украшение на ёлку»
обводить шаблоны, действовать по образцу. клей, шаблоны, цветные
Формировать представления детей о встрече карандаши, цветная бумага
Нового года. Вызвать у детей желание
самостоятельно украсить группу к новогоднему
празднику. Продолжать учить детей делать
объемные игрушки из бумаги.
Упражнять в технике «пластилинография». Учить Картон, пластилин, стеки,
«Времена года: зима.
Зимний лес»
создавать пластилиновую картину.
простые карандаши,
карточки с материалами
«Дед Мороз и Снегурочка» Учить детей отражать в рисунке образы Альбом, цветные и простые
новогодних персонажей по представлению, карандаши, ластики
передавая характерные особенности. Развивать
воображение, творчество.
Закреплять умение отражать в рисунке Альбом, цветные и простые
«Новогодний праздник в
детском саду»
праздничные
впечатления.
Упражнять
в карандаши, ластики
рисовании фигур детей в движении. Продолжать
учить располагать изображения на листе.
Совершенствовать умение смешивать краски с
белилами для получения оттенков цветов.
Развивать способность анализировать рисунки,
выбирать
наиболее
удачные
творческие
решения.
Проведение выставки работ в детском саду.
«Узоры на зимней одежде» Украшение узором шапочки, шарфика. Составлять Альбом, шаблоны, простые
композицию узора, сохранять симметрию.
карандаши, ластики, цветная
бумага, клей, ножницы
12

3536

«Зимний город»

3738

«Пингвиний пляж»
(коллективная работа)

3940

«Воздушные шарики в
небо летят»

4142

«День защитника
Отечества»

4344

«Масленичный пир»

4546

«Букет для любимой
мамы»

Познакомить с понятием «контраст». Продолжать
знакомить с пейзажем. Учить рисовать деревья
всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать
контрастный зимний пейзаж. Используя белую и
черную гуашь.
Формировать представление об особенностях
пингвинов и среде их обитания. Учить лепить
пингвинов в движении и создавать коллективную
композицию
с
использованием
элементов
конструирования.
Познакомить с техникой «квиллинг». Обучать
скручивать бумажные полоски в «тугую
спираль», «свободную спираль», объединять
детали, создавая объемную поделку. Развивать
мелкую моторику пальцев рук, глазомер, умение
сочетать размеры и формы «спиралей» в поделке.
Информация о празднике Дня защитника
Отечества. Создать открытку-медаль в технике
аппликации с использованием объемных
элементов-цилиндров.
Закреплять умение детей отражать в рисунках
впечатления от окружающей жизни, передавать
простые движения фигуры человека, удачно
располагать фигуры на листе, рисовать крупно.
Упражнять в создании контуров простым
карандашом с последующим закрашиванием.
Закрепить навыки рисования в нетрадиционной
технике – набрызг, рисование солью. Развивать
мелкую моторику рук, формировать умение
13

Альбом, краски, кисточки

Пластилин, стеки, доски,
цветная бумага, белая
бумага, клей, ножницы
Бумага с предварительными
эскизами, цветные
бумажные полоски для
квиллинга, зубочистки, клей,
цветные карандаши
Цветная бумага, цветной
картон, клей, шаблоны,
цветные карандаши
Альбом, цветные и простые
карандаши, ластики

Альбом, кисточки, ватные
палочки, краски, емкость для
воды, салфетки, соль

4748

«Моя семья – моё
богатство»

4950

«Птицы - вестники весны»

5152

«Цветущее дерево»
(рисование трубочками)

получать
четкое
изображение
рисуемых
объектов.
Развивать
умение
любоваться
природными формами и переносить их в
декоративные. Воспитывать любовь и уважение
к близким людям, желание доставить радость
своей работой. Формировать композиционные
навыки.
Формировать бережное отношение к близким,
любовь к семье. Закреплять навыки рисования с
использованием
различных
техник
в
самостоятельной работе.
Продолжать знакомить детей с характерными
признаками весны, учить различать и правильно
называть
перелетных
птиц.
Закреплять
обобщающие понятие «перелетные птицы»,
расширять представление детей о перелетных
птицах, их образе жизни и внешнем виде
(строении тела). Учить детей различать, верно
называть и соотносить птиц с их местом
обитания, гнездами. Формировать умение детей
передавать в рисунке картины природы
Продолжать учить детей рисовать дерево,
передавая его характерные особенности: ствол,
расходящиеся от него длинные и короткие ветви.
Научить детей пользоваться нетрадиционными
средствами
рисования
методом
тычка
(коктейльные трубочки).
Закреплять и обогащать представления детей о
цветах и оттенках окружающих предметов и
14

Альбом, цветные
карандаши, краски,
кисточки, фломастеры
Альбом, цветные
карандаши, краски,
кисточки, фломастеры

Альбом, краски,
коктейльные трубочки,
кисти

5354

«Сирень душистая»
(рисование ватными
палочками)

55

«Русские матрёшки»

56

«Пасхальное застолье»

5758

«День на ферме»

объектов природы. К уже известным цветам и
оттенкам
добавить
новые
(розовый);
формировать представление о том, как можно
получить эти цвета. Учить смешивать краски для
получения нужных цветов и оттенков.
Продолжать воспитывать любовь к природе и
бережное отношение к ней.
Вызвать у детей желание изобразить красоту
весенних цветов (сирени). Развивать зрительное
восприятие. Закрепить представление о цветовых
оттенках.
Продолжать
развивать
умение
использовать в своих работах нетрадиционные
методы рисования – рисование ватными
палочками.
Рисунок на шаблоне «матрешка». Показать связь
между орнаментом и формой украшаемого
изделия (узор на матрешке). Продолжать
воспитывать
интерес
к
изобразительной
деятельности. Учить детей ритмичными мазками
украшать силуэт готовой формы. Обогатить
сюжет детской игры.
Знакомить с новой нетрадиционной техникой
рисования
–
пуантилизм.
Развивать
внимательность,
аккуратность
в
работе,
усидчивость. Проведение выставки работ в
детском саду.
Закрепить и расширить представления детей о
домашних животных, об особенностях их
внешнего вида.
15

Альбом, краски,
ватные палочки, кисти

Акварель, кисти, шаблон
матрешки, клей.

Альбом, фломастеры

Альбом, краски, карандаши,
кисточки

5960

«Животные жарких стран»

6162

«Динозавры и
динозаврики»

6364

«Планета Земля – наш
общий дом»

6566

«Космический
полёт»

Учить рисовать корову, продолжать развивать
умение
продумывать
композиционное
построение изображения. Продолжать учить
смешивать краски. Развивать воображение,
память.
Поощрять
инициативу
и
самостоятельность детей при внесении в работу
дополнений. Воспитывать интерес к животным.
Тренировать детей в применении изученной
ранее технике рисования, закреплять умение
отображать в рисунке представления о животных
жарких стран; развивать память; прививать
любовь к животным жарких стран.
Учить составлять силуэтную аппликацию. Учить
вырезывать фигурки разных динозавров с
помощью шаблона или трафарета. Продолжать
учить создавать сюжетную композицию.
Учить использовать в работе разные средства
выразительности рисунка. Развивать творческие
способности детей. Воспитывать любовь к
окружающей природе, желание заботиться о ней.
Формировать стремление беречь планету как
условие сохранения жизни человечества и всех
природных обитателей.
Учить новому способу получения изображения –
граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке
картину космического пейзажа, используя
впечатления, полеченные при рассматривании
репродукций, чтении литературы о космосе.
Развивать мелкую моторику рук, формировать
16

Альбом, цветные
карандаши, фломастеры

Альбом, клей пва, краски,
кисти, ножницы
Альбом, простые и цветные
карандаши

Альбом, краски, кисти

6768

«Салют на День Победы»

6970

«Вечерние одуванчики»

71

«Веселая и грустная
страна»

72

Итоговое занятие

умение получать четкий контур рисуемых
объектов, сильнее нажимая на изобразительный
инструмент.
Продолжить знакомство с техникой граттаж.
Учить детей отражать в рисунке впечатления от
праздника Победы; создавать композицию
рисунка, располагая внизу – дома, а вверху –
салют. Развивать художественное творчество,
эстетическое восприятие. Закреплять умение
сочетать в рисунке несколько материалов
(восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать
чувство гордости за свою страну.
Формировать представление о палитре вечернего
неба. Закреплять навык рисования фона широкой
кистью. Тренировать чувство цвета, цветовой
гармонии. Закреплять умение аккуратной работы
над мелкими деталями рисунка. Учить
изображать правильное строение одуванчика.
Итоговая работа. Рисунок. Проверка умения
отражать собственный сюжет, применяя навыки,
полученные на занятиях. Закреплять знания детей
о холодной и теплой цветовых гаммах, попросить
представить страну и её жителей, которые
никогда не ссорятся, у них всегда хорошее
настроение, передать в работе свои впечатления,
и, наоборот - грустная.
Подведение итогов за год. Выставка работ.

17

Альбом, краски, кисти,
простые и карандаши,
палитра

Альбом, краски, кисти,
простые и цветные
карандаши

Альбом, краски, кисти,
простые и цветные
карандаши

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осваивая программу «Волшебная кисточка» обучающиеся знакомятся
с понятиями: «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное
творчество», знакомятся с различными художественными материалами,
техниками, приемами.
Ожидаемыми результатами можно считать выполненные простые
изделия и рисунки, участие с ними в выставках, конкурсах различного
уровня.
Обучающиеся должны знать:
 особенности художественных средств различных видов и
жанровизобразительного искусства;
 виды современного декоративно-прикладного искусства,
дизайна;

Должны уметь:
 выбрать наиболее
выразительный
сюжет тематической
композиции
и
проводить
подготовительную
работу
(предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы,
поисковый материал, композиция), знать принципы работы
художника над произведением, с помощью изобразительных
средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого
сюжета;
 использовать средства художественной изобразительности
(формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон,
силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия,
асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония,
композиция).

Должны использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства. 


1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1. Кадровое обеспечение
Программа
«Волшебные
краски»
реализуется
педагогом
дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим
уровень профессионального мастерства.

18

1.5.2.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Волшебная кисточка» требуется следующее
материально-техническое оснащение:
 столы, стулья, стеллажи;
 белая бумага разных сортов (А4);
 цветная бумага
 цветной картон;
 кисти (беличьи, колонковые, щетина) № 1 – 8;
 доска для показа;
 простые карандаши, ластики, точилки;
 ватные палочки, коктейльные трубочки, вата;
 скотч, кнопки;
 банки для воды;
 клей;
 ножницы;
 краски (акварель, гуашь);
 цветные карандаши, фломастеры.

19

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график – это составная часть образовательной
программы, являющейся комплексом основных характеристик образования.
Календарный учебный график размещен в Приложении 1.
2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
Так как учащиеся – дошкольники, то аттестация не проводится.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования
предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля
знаний, умений и навыков обучающихся.
Формы диагностики уровня освоения программы «Волшебные краски»:
педагогическое наблюдение, устный опрос, игровые упражнения, выставки
работ.
Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и
задачам.
Задачи контроля можно поставить следующие:
- определение фактического состояния объекта в данный момент
времени;
- прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период
времени;
- определение причин выявленных отклонений объекта от заданных
параметров.
Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в
кружок — это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков,
развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить
достигнутый результат.
Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного
отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в
начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится
текущий контроль. Это позволяет увидеть имеющиеся недоработки и вовремя
скорректировать работу с обучающимися.
И, наконец, в конце учебного года проводится итоговый контроль, когда
проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год
обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда
проверяются знания всей программы в целом.
Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется
и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).
В выборе формы контроля уровня знаний и навыков дошкольников
лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и
увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра,
выставка, викторина, устный опрос и т.п.
20

Игровые упражнения - одна из важнейших форм при проведении
контроля. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и
познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого
воображения и аналитических способностей.
Игры воспитывают
наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу
до конца. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и
расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный
вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного возраста.
Итоговый контроль освоения программы проходит в виде творческого
отчета — это форма, направленная на подведение итогов работы детского
объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей.
Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после
прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляется в виде
общих выставок работ обучающихся и способствует развитию творческих
способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и
самостоятельности.
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Ввиду возрастных особенностей восприятия детей дошкольного
возраста диагностика уровня освоения программы должна осуществляться в
игровой форме. Рекомендовано проведение устных опросов, практических
заданий с использованием тематических карточек и иллюстративного
материала.
Примерные задания для проведения диагностики:
«Осенние листочки»
Дидактическая задача: Развитие восприятие цвета и цветосочетания в
природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми
пятнами на палитре.
Вопросы и задания. Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать
осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные,
будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и
подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок.
Опиши его колорит и найди такое цветосочетание. Найди листочек желтый,
желто-зеленый, желто-оранжево-зеленый. Покажи этот цвет/цветосочетание
на палитре. Подбери этот цвет или составь оттенок. Какой цвет чаще всего
повторяется в осенней гамме? (Желтый.)
А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи
или песни, в которых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки.
«Говорящие цвета»
Дидактическая задача: Расширение ассоциативного цветового ряда.
Обогащение лексики.
Вопросы и задания. Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь?
Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный
- лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди
21

среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как
называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый.
Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал
цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово
«малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать
про лимон - желтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет
отличается от лимонного? (Желтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный
получается, если желтый слегка смешан с зеленым; желтый - теплый, а
лимонный - холодноватый.) Какие еще «говорящие» цвета ты знаешь? А какие
из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
«Цвет и настроение»
Дидактическая задача: Формирование представления о том, что цвет
(цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение
человека.
Вопросы и задания. Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О
чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На
какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй
картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для
осени ранней и веселой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для
поздней и грустной - приглушенные, слегка смешанные с черным до
сероватых оттенков. Сравни морские картины и расскажи, как с помощью
красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».
«Цветоведение»
Практическое задание. Закрепить представление об основных и
второстепенных цветах. Проверить знания о получении главных цветов при
помощи смешения красок.
- Какие цвета называют основными? (Красный, синий, желтый.) Почему их
так называют? (Их нельзя получить смешением, а с их помощью можно
получить все остальные цвета.)
- Какие цвета при смешении дают оранжевый цвет? (красный и желтый)

+

=

- Какие цвета при смешении дают зеленый цвет? (синий и желтый)
22

+

=

- Какие цвета при смешении дают фиолетовый цвет? (красный и синий)

+

=

- Какие цвета при смешении дают серый цвет? (черный и белый)

+

=

- Какие цвета при смешении дают коричневый цвет? (зеленый и красный)

+

=

- Какие цвета при смешении дают розовый цвет? (красный и белый)

+

=

2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
23

При составлении и реализации программы были подобраны
оптимальные методы и средства обучения, обеспечивающие достижение
поставленной цели.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности: опрос, инструктаж, демонстрация и др.
Методы развивающего обучения, где применены технологии
всестороннего развития личности учащегося.
Методы контроля и самоконтроля, где сформированные знания
проверяются путем предложения аналогичных выученным задания.
В работе используются словесные, наглядные и практические методы
обучения, которые в совокупности позволяют более результативно
усваивать получаемый материал.
Примерный алгоритм учебных занятий:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по изученному материалу.
3. Работа по теме занятия.
4. Самостоятельная деятельность по теме.
5. Подведение итогов.
Методическое оснащение учебного процесса:
 фонд работ учащихся;
 фонд методических разработок педагога;
 методическая литература;
 наглядные пособия и таблицы;
 образцы изделий народного прикладного искусства;
 фотоматериалы.
Воспитательный компонент
В современных условиях важно уметь грамотно проектировать,
моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность
с детьми, учитывать воспитательный потенциал среды, найти пути
взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий
круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания
подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в
социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать
результаты воспитательной деятельности.
Воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования
заключается в приобщении учащихся к общественно-полезной досуговой
деятельности, участие в которой будет способствовать приобретению ими
навыков здорового образа жизни, культуры общения, гражданскопатриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. В связи с
24

этим обучающиеся принимают участие в мероприятиях ГДДТ, МБДОУ и
самого творческого объединения. Основными из них являются:
1. Мероприятия патриотического характера: День Победы, День
Защитника Отечества, Памятные даты, беседы в творческом
объединении о героизме, подвигах соотечественников, мужестве народа
и т.д.
2. Общенародные – Международный женский день «8 Марта».
3. Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий» в объединении,
мероприятия РДШ и т.д.
Важную роль занимает работа с родителями, при которой решаются
вопросы организационного значения, подбираются актуальные и
действенные методы работы с обучающимися. Вовлечение родителей в
процесс обучения и воспитания детей помогает выстроить образовательный
и воспитательный маршруты для каждого ребенка, и становится
непрерывным механизмом, так как родители помогают закреплять то, что
было дано педагогом. Формы работы с родителями: родительское собрание,
индивидуальная беседа, анкетирование, информирование в социальных
сетях.
Таким образом, процесс воспитания и обучения по программе
«Волшебные краски» построен таким образом, чтобы действовать в
неразрывном единстве, затрагивать все сферы деятельности ребенка и тем
самым достигать результатов.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение образовательного процесса ДОУ
включает: наличие официального сайта МБДОУ в сети Интернет. С целью
взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагоги,
родители, дети), обеспечения открытости и доступности информации о
деятельности дошкольного образовательного учреждения, создан сайт ДОУ,
на котором размещена информация, определённая законодательством. С
целью
осуществления
взаимодействия
МБДОУ
с
органами,
осуществляющими управление в сфере образования, с другими учреждениями
и организациями, подключен Интернет, активно используется электронная
почта, сайт.
Программное обеспечение имеющихся компьютеров позволяет работать
с текстовыми редакторами, с Интернет-ресурсами, фото, видео материалами и
пр. Информационное обеспечение существенно облегчает процесс
документооборота, составления отчётов, документов по различным видам
деятельности МБДОУ, проведения самообследования, самоанализа,
мониторинга качества образования, использование компьютера в
образовательной работе с детьми.

25

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ
«Сфера», 2005.
2. Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера,
2011.
3.
Цквитария
Т.А.
Нетрадиционные
техники
рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.
Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству.-М.:ТЦ «Сфера», 2000.
5.
Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая
деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми
5-7 лет.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.
6.
Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду.
Учебно-методическое пособие - М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.
Информационные источники для детей и родителей
1. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках. /Издательство
«Стрекоза», 2007.
2. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской
литературе. М. Просвещение, 1988.
3. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом
«КАРАПУЗ» 2001 г.
4. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом
«КАРАПУЗ» 2001 г.
5. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом
«КАРАПУЗ» 2001 г.
6. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное
пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г
7. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно –
наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
8. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно –
наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
9. Г. Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый
город».
10. Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» Издательство
«Белый город».
11. Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов»
Издательство «Белый город».

26

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Календарный учебный график
п/ Тема занятия
п

Кол- Дата проведения
во
по
фактическая
часов плану

1. Введение в образовательную
программу, инструктаж по
технике безопасности.
2. «Осенние листочки»
«Осенний лес»

2

2

6

«Мы собрали урожай».
Полезные фрукты
«Сладости»
«Лягушки под дождём»
(кляксография)
«Улица»

7

«Грибная полянка»

2

8

«Дары осени» (поделка из
природных материалов)
«Заготовки на зиму»

2

1

2
3
4
5

9

2

2
2
2

2

«Домашние питомцы»
(оригами)
11 «Волшебство из бумаги»
(оригами)
12 «Белые снежинки» (рисунок
солью)
13 «Украшение на ёлку»

2

«Времена года: зима. Зимний
лес»
15 «Дед Мороз и Снегурочка»

2

«Новогодний праздник в
детском саду»
17 «Узоры на зимней одежде»

2

10

2
2
2

14

2

16

2

18

«Зимний город»

2

19

«Пингвиний пляж»
(коллективная работа)

2
27

Таблица 4
Примечание

«Воздушные шарики в небо
летят»
21 «День защитника Отечества»
20

2
2

22

«Масленичный пир»

2

23

«Букет для любимой мамы»

2

24

«Моя семья – моё богатство»

2

25

«Птицы - вестники весны»

2

26

2

30

«Цветущее дерево» (рисование
трубочками)
«Сирень душистая» (рисование
ватными палочками)
1. «Русские матрешки»
2. «Пасхальное застолье»
«День на ферме»
«Животные жарких стран»

31

«Динозавры и динозаврики»

2

27
28
29

2
2
2
2

«Планета Земля – наш общий
дом»
33 «Космический полёт»

2

«Салют на День Победы»

2

32

34

2

«Вечерние одуванчики»
36 1. «Веселая и грустная страна»
2. Итоговое занятие
Общее количество часов:
35

28

2
2
72

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».