Хендмейд

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
5
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности организации образовательного
6
процесса
1.1.8 Режим занятий
6
7
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
7
1.2.2 Основные задачи программы
7
8
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебно-тематический план 1 года обучения
8
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
9
1.3.3 Учебно-тематический план 2 года обучения
12
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
13
1.3.5 Учебно-тематический план 3 года обучения
16
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
17
1.3.7 Учебно-тематический план 4 года обучения
20
1.3.8 Содержание учебного плана 4 года обучения
21
24
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
24
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
24
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
25
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

2

26
26
26
27
28
30

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Целевая
модель развития регионального ДОД», Методическими рекомендациями
«Об использовании государственных символов Российской Федерации при
обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также организациях отдыха детей и их оздоровления».
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года, содержание программы направлено этнокультурное воспитание и
сохранение народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия
Ростовской области.
Руководствуясь Методическими рекомендациями «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены
темы по изучению государственных символов Российской Федерации
Знакомство с государственными символами России обеспечивает
формирование
гражданской
идентичности,
гражданских
качеств,
способствует формированию социально ответственной личности.
Организация со школьниками творческой деятельности, творческие
работы и задания где школьники могут больше узнать о своей Родине,
способствуют
эмоциональному
принятию
и
отождествлению
государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны.
1.1.1. Направленность и вид программы
Направленность программы – художественная.
Вид программы – модифицированная.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного
образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной
самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно
проявлять себя в обществе. Приобщение подрастающего поколения к
3

различным видам прикладного искусства, связанного с творческими
работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.
Предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах
художественной деятельности будет содействовать воспитанию у детей
оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе,
формированию адекватной самооценки. Непременным условием при
организации занятий является атмосфера творчества. То есть
стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя
свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
1.1.2 Новизна, актуальность программы заключается в соединении
игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение
познавательных, практических и игровых задач. Большинство занятий
проводится в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность, т.е.
создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими
можно играть, их можно использовать в быту, их можно дарить друзьям и
родным. Актуальность программы обусловлена возрастанием внимания к
стилю «Хенд-мейд Новые веяния времени требуют от педагога
дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за
рамки узкого профиля преподавания, находить и использовать новые
технологии, возрождать забытые старые технологии. В связи с этим возникла
необходимость объединить накопленный опыт в рабочей программе, где
учтены детские желания и возможности, а также продуманы доступность
материалов и инструментов. Например: чаще всего не нужные нам вещи мы
выбрасываем в мусорное ведро, забывая, что это прекрасный материал для
поделок. А ведь эти изделия могут не только украсить наш дом, но и стать
прекрасным подарком для друзей и знакомых. Работа по данной программе
повысила творческую активность детей и отразилась на результативности
обучения.
Новизна: программа «Хендмейд» предполагает использование новых
технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания
эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей.
Педагогическая целесообразность: данная программа пробуждает
интерес к декоративно-прикладному искусству, у детей развивается
усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится
ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть
прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия,
нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные
изделия своими руками.

4

1.1.3. Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы: В современном мире очень
ценятся вещи сделанные своими руками, обладающие индивидуальностью,
неповторимые, они украшают человека. Программа творческого объединения
«Хендмейд» предназначена для обучения детей декоративно-прикладному
творчеству. В каждой стране существуют свои традиции хенд-мейда и
национальные предпочтения. В широком смысле слова Hand-made – это
целый мир, огромная планета, где действуют свои законы природы и
существует определенная атмосфера. Мир хенд-мейда вмещает в себя и
философию, и четкий математический расчет, вдохновение и эрудицию,
полет фантазии и строгие правила, новшества моды сегодняшнего дня и
глубины классики. Творческое объединение «Хендмейд», что в переводе с
английского «Своими руками», развивает творческие способности. Это одна
из возможностей выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по
душе. Создавая подделки собственноручно, ребенок учится не только
определенному виду мастерства, но еще и развивает фантазию, чувство
стиля, вырабатывает творческий подход к решению проблем. Одна из задач
— постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым
условием формирования личности каждого. Отличительной особенностью
данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку
попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Программа предоставляют широкие возможности для публичной
демонстрации обучающимися результатов своих творческих достижений
через выставки, фестивали и конкурсы, от учрежденческих, муниципальных,
региональных, до федеральных и международных.

1.1.4 Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте
от 7 до 12 лет.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Уровень программы - общекультурный (базовый)
Программа базового уровня
(уровень освоения функциональной
грамотности обучающихся в избранном виде деятельности); реализуется
через использование повышенной сложности содержания, при котором
используются формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
5

Год обучения

Кол-во часов в
неделю

Кол-во часов в
год

1-й год обучения
2
2-й год обучения
2
3-й год обучения
3
4-й год обучения
3
Объем программы – 360 часов

72
72
108
108

Количество
обучающихся в
группах
15
12
10
8

Если занятия проходят на базе общеобразовательных организаций, то
количество детей в группе составляет 25 человек, не зависимо от года
обучения.
1.1.6 Форма обучения.
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и
в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или
ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.





1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные
виды деятельности.
2. Повторность и усложнение материала.
3. Вариативность выполнения заданий детьми.
4. Взаимосвязь всех видов деятельности.

1.1.8 Режим занятий:
1-й год обучения –– 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по
2 часа
2-й год обучения –– 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по
2 часа
3-й год обучения –– 108 часов – 3 раза в неделю по 1 часа
4-й год обучения –– 108 часов – 3 раза в неделю по 1 часу

6

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы - Создание условий для развития творческих
способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства,
воспитание творчески свободной личности.
1.2.2 Основные задачи программы:
Образовательные:
- дать сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на
практике при разработке и выполнении изделий различных видов
декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с природным материалом;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования
их различными способами и приспособлениями;
-научить выполнять импровизации на основе традиционных особенностей
декоративно-прикладного искусства;
Воспитательные:
Ключевыми особенностями программы является их направленность на
ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой,
сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение
культурного национального наследия Ростовской области, это способствует
формированию гражданской идентичности, национального самосознания
подрастающего человека, гражданина своей страны.
 воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность,
самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
 воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных
мастеров;
 воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с
культурой своей страны, культурному наследию своего народа;
 формировать гражданскую идентичность, гражданские качества,
способствующие формированию социально ответственной личности.
Развивающие:
-формировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление,
эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий
подход к работе.
7

На первый год обучения дети принимаются по желанию, без
предварительного отбора. Возможно зачисление на второй и третий года
обучения - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности
и развитости детей.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения
Таблица 2.
№

Разделы

Количество часов
теор практи Всего
ия
ка
часов

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

Введение в программу
Работа с бумагой и картоном
Изготовление плоской
аппликации из бумаги по
образцу.
Изготовление плоскостной
аппликации из геометрических
фигур
Объёмная аппликация

1
5
1

17
4

1
22
5

1

2

3

Презентация
работы

1

4

5

1

4

5

1

3

4

5

17
4

22
4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2.6

Изготовление аппликации с
помощью рваной бумаги
Изготовление аппликации с
помощью закручивания бумаги
Работа с бросовым материалом
Конструирование игрушек из
бросовых материалов
Изготовление поделок из
одноразовой тарелки
Подставка под чашку из старых
дисков
Создание мозаики из старых
дисков
Цветочный горшок из
пластиковой бутылки
Торцевание

Беседа Защита
работы
Защита работы

1

1

2

3
3.1

Работа с пластилином
Изготовление из пластилина

4
1

18
4

22
5

1
1.2

1.3

1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

8

Беседа Защита
работы

Презентация
работы
Групповая
оценка работ
Соревнование
Выставки
Защита работы
Беседа Защита
работы
Беседа Защита
работы
Групповая
оценка работ
Защита работы

1

5

6

3.3

Насекомых и зверей
Работа в технике мазок
пластилином
Выполнение лепной картины

1

4

5

3.4

Аппликация из пластилина

1

5

6

4
4.1.

Воспитываем и познаем
Презентация на тему «Народы
живущие в России»
Беседа на тему «Животные
красной книги»
Итоговое занятие
Итого:

1

3

4
2

3.2

4.2

2
1
17

55

Беседа Защита
работы
Беседа Защита
работы
Групповая
оценка работ
Презентация
работы
Беседа Защита
работы

1
72

1.3.2 Содержание учебного плана 1-го года обучения
Введение в программу
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Введение в программу.
Практика: Рассмотрение материала для будущей работы
Раздел: Работа с бумагой и картоном
Тема 1.1: Изготовление плоской аппликации из бумаги по образцу.
Теория: Ознакомление с понятиями и аналогами для работы с аппликацией.
Практика: Вырезание простых закрытых форм, форм с прорезными
элементами, составление работы из простых силуэтов. Вырезание простых
силуэтов по готовым аналогам, добавление мелких деталей, склеивание
работы, украшение декоративными элементами.
Тема 1.2: Изготовление плоскостной аппликации из геометрических
фигур
Теория: Техника безопасности работы с ножницами
Практика: Вырезание по готовым аналогам несложной аппликации, сборка
отдельных деталей в готовую работу, добавление декоративных элементов,
проработка мелких деталей, презентация готовой работы.
Тема 1.3: Объёмная аппликация
Теория: Ознакомление с различными шаблонами аппликаций

9

Практика: Вырезание деталей по готовым аналогам, проработка отдельных
деталей, предварительный сбор деталей, доработка отдельных форм, сбор
деталей на декоративный скотч, презентация готовой работы.
Тема 1.4: Изготовление аппликации с помощью рваной бумаги
Теория: Ознакомление с различными шаблонами аппликаций
Практика: Вырезание деталей по готовым аналогам, подготовка материала
и мелких деталей, предварительный сбор работы, доработка мелких деталей,
склеивание итогового варианта.
Тема 1.5: Изготовление аппликации с помощью закручивания бумаги
Теория: Подготовка материалов, изучение схем
Практика: Подготовка всех деталей и элементов, скручивание отдельных
блоков, предварительный сбор работы, проработка мелких деталей,
украшение декоративными элементами, итоговый сбор работы с
последующей презентацией.
Раздел: Работа с бросовым материалом
Теория: Ознакомление с бросовым материалом, обзор аналогов поделок.
Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение
материала
Тема 2.1: Конструирование игрушек из бросовых материалов
Теория: Виды поделок, подготовка материалов.
Практика: Создание основы, добавление мелких деталей, покраска
декоративных элементов, предварительный сбор деталей, доработка мелких
элементов, сбор и склеивание готовой работы с последующей презентацией.
Тема 2.2: Изготовление поделок из одноразовой тарелки
Теория: Обработка поверхности, подготовка материалов, обзор аналогов.
Практика: Подготовка, вырезание и наненсение изображения на готовую
основу под тарелку, проработка отдельных элементов, декорирование
декоративными элементами, сбор готовой работы.
Тема 2.3: Подставка под чашку из старых дисков
Теория: Подготовка дисков, изучение аналогов.
Практика: Снятие старого покрытие с проработкой поверхности акриловым
грунтом, декорирование отдельных мелких элементов, сбор готовой работы с
последующей презентацией.
Тема 2.4: Создание мозаики из старых дисков
10

Теория: Подготовка элементов, вырезание деталей.
Практика: Подготовка и нарезание отдельных деталей дисков, проработка
острых краев наждачной бумагой, нанесение акриловой краски с
добавлением грунта и клея ПВА, декорирование блестками и декоративными
элементами, сбор готовой работы.
Тема 2.5: Цветочный горшок из пластиковой бутылки
Теория: Подготовка элементов, вырезание деталей, изучение аналогов.
Практика: Проработка и вырезка готовой работы по необходимому
шаблону, прокраска акриловым грунтом с обработкой острых краев,
декорирование песком и различными природными материалами, сборка
отдельных деталей и элементов в готовую работу.
Тема 2.6: Торцевание
Теория: Подготовка элементов, подготовка шаблона.
Практика: Подготовка и раскраска подложки шаблона для дальнейшего
нанесения клея ПВА. Сбор и скручивание мелких деталей гофра бумаги на
основу в виде карандаша или кисти с последующим нанесением отдельных
элементов на шаблон. Проклеивание краев с доработкой деталей,
Раздел: Работа с пластилином
Тема 3.1: Изготовление из пластилина насекомых и зверей
Теория: Подготовка деталей изучение аналогов
Практика: Лепка отдельных основных деталей с последующим
формированием работы, проработка мелких деталей, нанесение текстур на
отдельные элементы, сбор всех деталей в готовую композицию с
последующей доработкой мелких деталей.
Тема 3.2: Работа в технике мазок пластилином
Теория: Ознакомление с аналогами, выбор схем и шаблонов.
Практика: Подготовка цветного материала, нанесение пластилина на
отдельные элементы с последующей проработкой отдельных мелких деталей,
обработка краев стеком для пластилина, выравнивание всех форм,
презентация готовой работ.
Тема 3.3: Выполнение лепной картины
Теория: Виды работ, выбор формы, выбор шаблона.
Практика: Подготовка черно-белого шаблона, прорисовка цветных деталей,
нанесение пластилина на формы, обработка краев стеком для мелких
11

деталей, Сборка отдельных элементов в готовую работу с последующей
презентацией.
Тема 3.4: Аппликация из пластилина
Теория: Знакомство с шаблонами, подготовка деталей.
Практика: Подготовка форм из бумаги, прорисовка деталей шаблона,
нанесение пластилина на отдельные детали, склеивание деталей между
собой, добавление декоративных элементов, проработка оставшихся деталей,
сбор деталей в готовую работу.
Раздел: Воспитываем и познаем
Тема 4.1: Презентация на тему «Народы живущие в России»
Теория: Ознакомление с народами России, с историей, культурой и бытом
различных народов
Тема 4.2: Беседа «Животные красной книги»
Теория: Просмотр ролика с животными из красной книги, изучение
исчезающих видов, знакомство с редкими видами животных Донского края.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов, просмотр работ.
1.3.3. Учебно-тематический план 2 года обучения
№

1.
1.2

1.3
1.4

1.5

Разделы

Вводное занятие
Дисциплина «Силуэтное
вырезание»
Вырезание сложных работ
формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Вырезание 3х блочного
настенного календаря.
Изготовление объемной модели
дома в технике вырезания
формата А4.
Вырезание открыток к 75-летию

Количество часов
теори прак Всего
я
тика часов

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

1
4

18

1
22

1

5

6

Защита работы

1

5

6

1

5

6

Беседа Защита
работы
Презентация
работы

1

3

4

12

Беседа Защита

2
2.1
2.2
2.3
2.4

3
3.1
3.2

3.3
3.4

4
4.1
4.2

Дня Победы
Дисциплина «Коллажи из
натуральных материалов»
Шар подвесной – топиарий.

работы
4

20

24

1

5

6

Декорирование предметов
ракушкой.
Изделия из сухих веток.
Коллаж с применением
различных декоративных
приёмов.
Дисциплина «Декупаж»
Изготовление и декорирование
шкатулок в технике декупаж.
Изготовление и декорирование
рамки для фотографий в технике
декупаж
Новая жизнь цветочного горшка.

1

5

6

1
1

5
5

6
6

4
1

16
4

20
5

1

5

6

1

4

5

Изготовление и декорирование
чайного домика в технике
декупаж.
Воспитываем и познаем
Презентация на тему «Герб моей
страны»
Познавательный видеоролик
«Достопримечательности моего
города»
Итоговое занятие
Итого:

1

3

4

1

3

4
2
2

1
15

57

Групповая
оценка работ
Соревнование
Выставки
Защита работы
Беседа Защита
работы
Беседа Защита
работы
Групповая
оценка работ
Беседа Защита
работы
Групповая
оценка работ
Презентация
работы
Беседа Защита
работы

1
72

1.3.4. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.

Дисциплина: Силуэтное вырезание.
Тема 1. 2 Вырезание сложных работ формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Теория: Ознакомление с новыми видами бумаги.
Практика: Вырезание мелкой работы формата А3.
13

Тема 1. 3 Вырезание 3х блочного настенного календаря.
Теория: Ознакомление с видами 3х блочных календарей, определение темы
календаря.
Практика: Вырезание блоков календаря, закрепление блоков между собой.
Тема 1. 4 Изготовление объемной модели дома в технике вырезания
формата А4.
Теория: Ознакомление с макетами домов для вырезания.
Практика: Вырезание и склеивание сторон дома, вставка декоративных
элементов.
Тема 1. 5. Вырезание открыток ко Дню Победы
Теория: История Великой Победы с фотографиями и презентацией.
Практика: Вырезание по шаблону и свой вариант открытки.
Дисциплина: Коллажи из натуральных материалов
1.Вводное занятие.
Теория: План работы коллектива на учебный год. Культура труда,
организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила
поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Тема 2.1 Шар подвесной – топиарий.
Теория: Беседа «Топиар – искусство ландшафтного дизайна». Виды
топиариев. Показ иллюстраций и образцов. Классический топиарий. Подбор
декоративных материалов. Способы соединения деталей. Техника
безопасности
при
работе
с
термопистолетом.
Практика: Подготовка основы. Подбор декоративных материалов.
Соединение частей в целое. Украшение топиарий, декор.
Тема 2.2 Декорирование предметов ракушкой.
Теория: Беседа «Вторая жизнь ракушек». Виды ракушек, их применение в
декоре. Основные этапы декорирование предметов морской ракушкой.
Материалы и инструменты. Шкатулки из ракушек. Особенности морского
стиля. Сувениры из ракушек. Способы крепления. Виды применяемых
красок и клея. Правила безопасности при работе с клеящим пистолетом.
Практика: Изготовление изделия по образцу. Грунтовка поверхности,
наклеивание ракушек. Декорирование бутылки в морском стиле.
Декорирование
тарелочки,
подсвечников,
цветочных
горшков.
Декорирование, окраска изделий, покрытие лаком.
Изготовление сувениров из серии «Животный мир», «Корабли». Покрытие
изделий лаком.
Тема 2.3 Изделия из сухих веток.
14

Теория: Беседа: Ключница, рамка для фотографий. Подбор материала для
работы. Обработка сухих веток. Виды соединения и крепления. Этапы
декорирования предметов аксессуарами. Техника безопасности при работе с
термопистолетом.
Практика: Выполнение плоскостных, полу объёмных и объёмных работ по
образцу самостоятельно. Покрытие лаком. Сушка изделия. Изготовление
работ из подручных материалов.
Тема 2.4 Коллаж с применением различных декоративных приёмов.
Теория: Виды коллажа. Основные этапы работы. Правила сочетания бумаги.
Подготовка основы. Способы соединения. Изготовления фона в технике
декупаж. Выбор инструментов.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Дисциплина: Декупаж
Тема 3.1 Изготовление и декорирование шкатулок в технике декупаж.
Теория: История шкатулки, практическое применение шкатулки в интерьере.
Практика: Изготовление шкатулки из: палочек для мороженого,
планшетного картона, коробки для конфет. Декорирование шкатулок
салфетками, нанесение лака, вставка декоративных элементов.
Тема 3.2 . Изготовление и декорирование рамки для фотографий в
технике декупаж
Теория: Виды стилей рамок для фотографий, история возникновения рамок
для фотографий.
Практика: Изготовление рамок для фотографий из: палочек для
мороженного, планшетного картона, декорирование старых рамок для
фотографий в технике декупаж.
Тема 3.3 Новая жизнь цветочного горшка.
Теория: Ознакомление с видами цветочных горшков.
Практика: Декорирование цветочных горшков в технике декупаж,
искусственное состаривание кракелюрным лаком.
Тема 3.4 Изготовление и декорирование чайного домика в технике
декупаж.
Теория: Ознакомление с видами чайных домиков.
Практика: Изготовление чайных домиков из: планшетного картона,
декорирование готовых чайных домиков в технике декупаж.

15

Раздел: Воспитываем и познаем
Тема 4.1: Презентация на тему «Герб моей страны»
Теория: Ознакомление с историей и изменением герба нашей страны.
Тема 4.2: Познавательный видеоролик на тему «Достопримечательности
моего города»
Теория: Просмотр видеоролика, знакомство с достопримечательностями
родного города, история города, значимых мест.
Итоговое занятие.
Поведение итогов работы за год. Презентация творческих работ
1.3.5. Учебно-тематический план 3 года обучения
№

1.
1.1

1.2
1.3

1.4
1.5

2
2.1
2.2
2.3
2.4

Разделы

Вводное занятие
Дисциплина «Силуэтное
вырезание»
Вырезание сложных работ
формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Вырезание 3х блочного
настенного календаря.
Изготовление объемной модели
дома в технике вырезания
формата А4.
Вырезание открыток ко Дню
Победы
Смешанная техника вырезания и
расшивка бисером
декоративного элемента одежды.
Дисциплина «Коллажи из
натуральных материалов»
Шар подвесной – топиарий.

Количество часов
Теор прак Всего
ия
тика часов
1
26

1
26

6

6

Защита работы

6

6

6

6

Беседа Защита
работы
Презентация
работы

5

6

2

2

28

28
4

Декорирование предметов
ракушкой.
Изделия из сухих веток.
Коллаж с применением
различных декоративных

4
4
4
16

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

Беседа Защита
работы
Защита работы

Групповая оценка
работ
Соревнование
Выставки
Защита работы
Беседа Защита
работы

2.5

приёмов.
Объёмный коллаж.

4

2.6

Юмористический коллаж.

4

2.7

Бросовые материалы.

4

3
3.1

Дисциплина «Декупаж»
Изготовление и декорирование
шкатулок в технике декупаж.
Изготовление и декорирование
рамки для фотографий в технике
декупаж
Новая жизнь цветочного горшка.

28
6

28
6

6

6

8

8

Изготовление и декорирование
чайного домика в технике
декупаж.
Воспитываем и познаем
Беседа на тему «Край родной
казачий»
Настольная игра на тему
«Народные костюмы»
Итоговое занятие
Итого:

8

8

24
12

24
12

12

12

3.2

3.3
3.4

4
4.1.
4.2

1
2

Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Соревнование
Выставки
Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Презентация
работы
Беседа Защита
работы

1
108

1.3.6. Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.
Дисциплина: Силуэтное вырезание.
Тема 1.1 Вырезание сложных работ формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Теория: Ознакомление с новыми видами бумаги.
Практика: Вырезание мелкой работы формата А3.
Тема 1.2 Вырезание 3х блочного настенного календаря.
Теория: Ознакомление с видами 3х блочных календарей, определение темы
календаря.
Практика: Вырезание блоков календаря, закрепление блоков между собой.
17

Тема 1.3 Изготовление объемной модели дома в технике вырезания
формата А4.
Теория: Ознакомление с макетами домов для вырезания.
Практика: Вырезание и склеивание сторон дома, вставка декоративных
элементов.
Тема 1.4 Вырезание открыток ко Дню Победы
Теория: История Великой Победы с фотографиями и презентацией.
Практика: Вырезание по шаблону и свой вариант открытки.
Тема 1.5 Смешанная техника вырезания и расшивка бисером
декоративного элемента одежды.
Теория: Ознакомление с аналогами элементов одежды.
Практика: Вырезание основы, прорисовка деталей с последующей
вышивкой бисером.
Дисциплина: Коллажи из натуральных материалов
Тема 2.1 Шар подвесной – топиарий.
Теория: Беседа «Топиар – искусство ландшафтного дизайна». Виды
топиариев. Показ иллюстраций и образцов. Классический топиарий. Подбор
декоративных материалов. Способы соединения деталей. Техника
безопасности
при
работе
с
термопистолетом.
Практика: Подготовка основы. Подбор декоративных материалов.
Соединение частей в целое. Украшение топиарий, декор.
Тема 2.2 Декорирование предметов ракушкой.
Теория: Беседа «Вторая жизнь ракушек». Виды ракушек, их применение в
декоре. Основные этапы декорирование предметов морской ракушкой.
Материалы и инструменты. Шкатулки из ракушек. Особенности морского
стиля. Сувениры из ракушек. Способы крепления. Виды применяемых
красок и клея. Правила безопасности при работе с клеящим пистолетом.
Практика: Изготовление изделия по образцу. Грунтовка поверхности,
наклеивание ракушек. Декорирование бутылки в морском стиле.
Декорирование
тарелочки,
подсвечников,
цветочных
горшков.
Декорирование, окраска изделий, покрытие лаком. Изготовление сувениров
из серии «Животный мир», «Корабли». Покрытие изделий лаком.
Тема 2.3 Изделия из сухих веток.
Теория: Беседа: Ключница, рамка для фотографий. Подбор материала для
работы. Обработка сухих веток. Виды соединения и крепления. Этапы
декорирования предметов аксессуарами. Техника безопасности при работе с
термопистолетом.
18

Практика: Выполнение плоскостных, полу объёмных и объёмных работ по
образцу самостоятельно. Покрытие лаком. Сушка изделия. Изготовление
работ из подручных материалов.
Тема 2.4 Коллаж с применением различных декоративных приёмов.
Теория: Виды коллажа. Основные этапы работы. Правила сочетания бумаги.
Подготовка основы. Способы соединения. Изготовления фона в технике
декупаж. Выбор инструментов.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Тема 2.5 Объёмный коллаж.
Теория: Инструменты и приспособления для работы. Материалы.
Технология изготовление фона методом печати и штампов. Основные
приемы работы с различными видами материала. Работа с литературными
источниками.
Практика: Изготовление фона методом печати и штампов. Закрепление
деталей. Соединение и стыковка. Фигурные элементы отделки изделий.
Выполнение полу объемных и объемных работ.
Тема 2.6 Юмористический коллаж.
Теория: Правила композиции. Подбор различных оттенков цвета. Формы
предметов, соотношение по величине, композиционные задачи. Приемы
работы. Вспомогательные материалы и их использование.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Тема 2.7 Бросовые материалы.
Теория: Технология изготовления полезных изделий для дома. Вторая жизнь
CD дискам. Доступные способы обработки.
Практика: Изготовление изделий
по образцу. Аппликация, роспись
акриловыми красками.
Дисциплина: Декупаж
Тема 3.1 Изготовление и декорирование шкатулок в технике декупаж.
Теория: История шкатулки, практическое применение шкатулки в интерьере.
Практика: Изготовление шкатулки из: палочек для мороженого,
планшетного картона, коробки для конфет. Декорирование шкатулок
салфетками, нанесение лака, вставка декоративных элементов.
Тема 3.2 Изготовление и декорирование рамки для фотографий в
технике декупаж
Теория: Виды стилей рамок для фотографий, история возникновения рамок
для фотографий.
19

Практика: Изготовление рамок для фотографий из: палочек для
мороженного, планшетного картона, декорирование старых рамок для
фотографий в технике декупаж.
Тема 3.3 Новая жизнь цветочного горшка.
Теория: Ознакомление с видами цветочных горшков.
Практика: Декорирование цветочных горшков в технике декупаж,
искусственное состаривание кракелюрным лаком.
Тема 3.4 Изготовление и декорирование чайного домика в технике
декупаж.
Теория: Ознакомление с видами чайных домиков.
Практика: Изготовление чайных домиков из: планшетного картона,
декорирование готовых чайных домиков в технике декупаж.
Раздел: Воспитываем и познаем
Тема 4.1: Беседа на тему «Край родной казачий»
Знакомство с Донским краем, традициями, культурой, видами ремесел.
Тема 4.2: Настольная игра на тему «Народные костюмы»
Знакомство с карточками с изображением народных костюмов и
народностей. Подбор костюмов к подходящим народам.
Итоговое занятие.
Поведение итогов работы по программе. Презентация творческих работ.
1.3.7. Учебно-тематический план 4 года обучения.
№

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2

Разделы

Вводное занятие
Бумагопластика
Цветы из бумаги.
Осенний букет
Творческая работа
«Природа Донского края»
Мастерская лепки
Резьба по пластилину
Выпуклая аппликация из
пластилина

Количество часов
теория практи Всего
ка
часов
1

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Беседа

30
10
10

1
30
10
10

10

10

Защита работы
Беседа Защита
работы
Презентация работы

24
8
8

24
8
8

Защита работы
Презентация работы

20

2.3
3
3.1
3.2

3.3
4
4.1.
4.2

Лепка украшений. Завитки
и розы.
Мастерская дизайна
Объемная мозаика из
гофрированной бумаги.
Моделирование из цветной
бумаги. Открытка с
сюрпризом.
Вырезание объемных фигур
в технике «киригами»
Воспитываем и познаем
Беседа на тему «Край
родной казачий»
Настольная игра на тему
«Народные костюмы»
Итоговое занятие
Итого:

1
2

Беседа Защита
работы

8

8

24
8

24
8

8

8

8

8

Беседа Защита
работы

28
14

28
14

Беседа

14

14

Игра

106

1
108

Соревнование
Выставки
Защита работы

1.3.8. Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.
Раздел: Бумагопластика
Тема 1.1: Цветы из бумаги.
Теория: Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология
изготовления цветов из креповой бумаги.
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам. Вырезание деталей по готовым аналогам, формирование
деталей с построением формы, наклеивание деталей. Декоративное
оформление композиции. Презентация работы.
Цветы: роза, тюльпан, пион.
Тема 1.2: Осенний букет
Теория: Последовательность выполнение работы. Пространственные
представления. Составление композиции.
Практика: Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги, подготовка материала, проработка отдельных деталей основы,
добавление клея ПВА, украшение декоративными элементами, сборка
готовой работы с последующей презентацией.

21

Тема 1.3: Творческая работа «Природа Донского края»
Теория: Техника безопасности работы с ножницами
Практика: Изучение природы родного края, заготовка шаблонов, вырезание
по готовым аналогам несложной аппликации. Сборка деталей наклеивание
деталей на лист с последующим формированием работы.
Раздел: Мастерская лепки
Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок.
Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение
материала
Тема 2.1: Резьба по пластилину
Теория: Виды работ, подготовка материала.
Практика: Изготовление плоскостных, рельефных, объёмных изделий из
пластилина, выбор шаблона, наметка форм, лепка основных деталей с
последующим соединением их между собой, сглаживание краев, проработка
мелких деталей, добавление текстур, украшение декоративными элементами.
Тема 2.2: Выпуклая аппликация из пластилина
Теория: Виды аппликации, подготовка материала.
Практика: Изготовление плоскостных, рельефных, объёмных изделий из
пластилина, лепка отдельных деталей, формирование предварительных
форм, проработка мелких элементов, соединение всех деталей, работа с
текстурами, формирование готовой работы с последующей презентацией.
Тема 2.3: Лепка украшений. Завитки и розы.
Теория: Виды украшений, подготовка материала.
Практика: Подготовка и прорисовка эскиза, заготовка отдельных деталей и
форм, создание различных текстур и мелких деталей, формирование деталей
в готовое полотно с последующей проработкой деталей. Презентация
готовой работы.
Раздел: Мастерская дизайна
Тема 3.1: Объемная мозаика из гофрированной бумаги.
Теория: Подготовка деталей изучение аналогов
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам, вырезание простых закрытых форм, форм с прорезными
элементами, составление работы из простых силуэтов. Вырезание простых
силуэтов по готовым аналогам.
Тема 3.2: Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом.
22

Теория: Ознакомление с аналогами, выбор схем и шаблонов.
Практика: Ознакомление с различными схемами поп-арт открыток,
ознакомление с аналогами поп-арт открыток.Вырезание поп-арт открыток по
готовым аналогам, создание эскизов простых поп-арт открыток, вырезание
поп-арт открыток по своим эскизам.
Тема 3.3: Вырезание объемных фигур в технике «киригами»
Теория: Виды работ, выбор формы, выбор шаблона.
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам. Декоративное оформление композиции. Соединение
шаблона с чистой цветной бумагой с последующей мелкой вырубкой узора
по видимому силуэту. Отсоединение готовой работы, оформление в рамку.
Раздел: Воспитываем и познаем
Тема 4.1: Беседа на тему «Край родной казачий»
Теория: Знакомство с Донским краем, традициями, культурой, видами
ремесел.
Тема 4.2: Настольная игра на тему «Народные костюмы»
Знакомство с карточками с изображением народных костюмов и
народностей. Подбор костюмов к подходящим народам.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов, просмотр работ.







1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
у детей сформируется интерес к разнообразным видам декоративноприкладного искусства;
дети познакомятся с новыми техниками и технологиями, научатся
применять их на практике;
у детей сформируются умения и навыки работы с различными
материалами,
приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе;
дети будут знать правила безопасной работы с разными материалами и
инструментами.

Метапредметные результаты
 у детей будет развита познавательная и творческая активность,
фантазия, образное и логическое мышление, зрительная память;
 у детей будет развита мелкая моторика пальцев рук.
Личностные результаты:
 у детей будет сформировано умение трудиться в коллективе;
развиты усидчивость, терпение, внимательность, старательность,
самостоятельность;
23

 дети будут проявлять трудолюбие, бережливость, усидчивость,
аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и
инструментами;
 дети познакомятся с культурой своей страны, культурным наследием
своего народа.
1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы.
Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается
самообразованием, изучая литературу по декоративно-прикладному
направлению, размещает свои авторские материалы на образовательных
сайтах, в сетевых сообществах и личных сайтах, демонстрируют уровень
своей квалификации на профессиональных конкурсах, фестивалях.
1.5.2 Материально-техническое обеспечение:
-светлый, просторный класс,
-шкафы и стеллажи,
-проектор и экран для презентаций,
-большой стенд для лучших работ,
А также принадлежности и материалы для детей:
Индивидуальная принадлежность Групповая принадлежность
Халат
Карандаши простые
Нарукавники
Цветная бумага
Ножницы
Скрепки
Акриловая краска
Салфетки декупажные
Шпаклевка латексная
Цветной картон
Шпатель
Клей ПВА
Пластилин
Коврик для пластилина
Резак
Природные материалы

24

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарные учебные графики размещены в рабочих программах по
годам обучения.
2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТЕСТАЦИИ
Наблюдение, выставки, беседа, защита работы, презентация работы,
групповая оценка работ, выставка.
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Результаты

Критерий

Показатель

степень владения
на практике
уровень
техниками и
сформированности
Предметные
приёмами
навыков в области
степень
результаты
декоративноцелесообразности
прикладного
применения
творчества
приёмов и техник в
работе с
различными
материалами
количество
поделок,
выполненных по
собственному
замыслу и для
выставок
уровень развития
степень развития
фантазии и
фантазии,
Метапредметные
образного
мышления,
результаты
мышления,
воображения
воображения
уровень
Количество
устойчивости
посещённых
интереса к
занятий
25

Таблица 4.
Форма
отслеживания
результата
наблюдение

наблюдение

журнал, раздел
«Творческие
достижения»

наблюдение

журнал

занятиям
уровень
сформированности
личностных
качеств

Личностные
результаты

Активность
участия в
портфолио
выставках и
конкурсах
степень
аккуратности при
изготовлении
наблюдение
поделок
степень
журнал, раздел
увлечённости и
«Массовые
уровень
заинтересованности мероприятия»
сформированности
работой
навыков
кол-во посещённых
наблюдение
коллективного
культурновзаимодействия
массовых
мероприятий
степень
наблюдение
взаимодействия,
сотрудничества с
обучающимися

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ,
беседа,
объяснение,
наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий
народных мастеров.)
Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,
тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических
заданий.)
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности
ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ
творческой деятельности учащегося и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается
необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на
развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях
познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в
постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми
(единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем
наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к
мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению,
повышению уровня самооценки ребенка.
26

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайцева А., Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных. Изд-во
Эксмо, 2016.
2. Зайцева А., 75 изумительных снежинок из бумаги. Изд-во Эксмо, 2015.
3. Казак А. А., Казак Н. В. Цветы на платке. Москва, ВЛАДОС, 1995.
4. Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск. Карелия.2009.
5. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. Академия
развития. 2014.
6. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками /пер. с нем. – М.:
Мой Мир Гмб и К о КГ, 2012
7. Cубочева Е. «Жостово». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ, 2015
8. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо,
2012.
9. Сергей Коваченко Большая пластилиновая книга Изд-во Эксмо, 2021.
10. Рони Орен Секреты пластилина Изд-во Махаон, 2014. 2018
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1.
1. Авторы: Людмила Сеньшова, Ольга Чтак «Пластилиновая лаборатория
Чевостика 2» 2019г.
2. Кабаченко С. «Как слепить из пластилина любое животное за 10 минут.
Звери, птицы, насекомые» Издательство ЭКСМО 2022г.
3. Земченок С.О. Лепим из пластилина: смотри и повторяй Издательство АСТ
2022г.
4. М.В. Адамчик Книга Азбука из пластилина, Лепим из пластилина.
Развитие ребенка. Издательство АСТ, Харвест 2022г.
5. Литвинова О. Рисование, лепка, аппликация с детьми младшего
дошкольного возраста с ТНР. с 3 до 4 лет. ФГОС. Методический комплект
программы Нищевой Н. В. Издательство Детство-Пресс 2021г.
6. Маврина Лариса Викторовна Первое творчество. Выпуск 3. Мои первые
аппликации. Издательство Стрекоза 2020г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://stranamasterov.ru/node/1364 «Страна мастеров» (портал) обращение
(19.05.23)
2. https://infourok.ru/ Образовательный портал «Инфоурок» (сайт). обращение
(19.05.23)
3. https://learningapps.org/ Сервис для создания интерактивных упражнений
(обращение 19.05.23)
4. https://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-poplastilinografi-dlja-detei-5-7-let.html Международный образовательный портал
(обращение 19.05.23)
27

5. https://www.art-talant.org/publikacii/2052-krughkovaya-deyatelynosty-veselyyplastilin Арт - талант Академия развития творчества (обращение 19.05.23)
6. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/20414-rabochaya-programmavolshebnyj-plastilin.html Дошколенок Ру. Сайт для воспитателей детских
садов (обращение 19.05.23)
7. https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-obshchera82.html Образовательная площадка «Мультиурок» (обращение 19.05.23)
8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141934-volshebnyj-mirapplikacii Образовательный портал «Продленка» (обращение 19.05.23)

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».