Королева бусинка

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
3
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
4
1.1.4 Адресат программы
5
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности организации образовательного
6
процесса
1.1.8 Режим занятий
7
7
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
7
1.2.2 Основные задачи программы
7
8
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
8
1.3.2 Содержание учебного плана
9
20
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
21
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
21
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
21
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

2

22
22
24
25
28
29

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность и вид программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Королева Бусинка» имеет
художественную
направленность.
Художественная
направленность
программы обусловлена тем, что: во-первых, основным видом деятельности
является бисероплетение, которое по своей специфике относится к
декоративно-прикладному искусству, во-вторых, на занятиях создаются
условия для формирования у детей практического художественно-творческого
опыта в создании художественных изделий из бисера.
Программа разработана согласно методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), соответствует
положениям Конвенции «О правах ребенка», закону РФ «Об образовании»,
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации 4 сентября 2014 года,
Приказу Министерства просвещения РФ от 27 июня 2022 года № 629, ФЗ
№304 от 31 июля 2020 «О внесении изменений в федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года, Методическим рекомендациям «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи
в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их
оздоровления», Уставом МБУ ДО ГДДТ Г. Шахты и другими нормативными
документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного
образования.
Вид программы: модифицированная
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на
обучение азам бисероплетения, сколько на достижение учащимся такого
уровня, который позволит ему самостоятельно создавать художественные
изделия используя знакомые техники низания. Эта работа предусматривает
дифференцированный подход к детям разного возраста как при выборе
материала (бисер разного размера, качества; бусины, фурнитура), так и при
выборе схем изделий (дети старшего возраста могут выбрать более сложные и
трудоемкие изделия). У учащихся развивается творческий, нестандартный
подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и
необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.
3

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую
тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на
русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Освоение
программы способствует формированию и развитию практических умений и
навыков при работе с бисером. В настоящее время актуальной стала проблема
сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных
традиций, незыблемых нравственных ценностей народа
Бисероплетение, как вид декоративно-прикладного искусства содержит в
себе
огромный потенциал для приобщения обучающихся к культурным,
нравственным и духовным ценностям народа. Оно органично входит в
современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции.
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в
том, что, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая
оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Бисероплетение
является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей: Вопервых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их
ровно на столе, ребенок продолжает развивать мелкую моторику рук и
пальчиков, развивает их гибкость, учится координировать свои движения. Вовторых, разглядывая и выбирая цветные мелкие детали для работы, ребенок
учится различать цветовые оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая
изделия из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и
пространственное мышление.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что
она построена по принципу доступности изложения материала, то есть
осуществляется постепенный переход от простого к сложному. Особенностью
программы является её направленность на ознакомление обучающихся с
народными традициями, культурой сложившейся в нашей многонациональной
стране, а также изучение культурного наследия нашего региона, это
способствует формированию гражданской идентичности, национального
самосознания подрастающего человека, гражданина своей страны. Большое
количество часов отводится для творческой работы, учитываются
возможности и интересы учащихся. Интерес к данному виду творчества у детей
не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок бисер
подобен универсальному конструктору. Изготовление изделий необходимо
строить на различном уровне трудности: по образцу, схеме, с учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
ребенка.
Данные
обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко
использовать индивидуальный. На теоретическую часть занятия отводится
меньше времени, чем на практические действия. Под руководством педагога, а
4

также и самостоятельно, дети учатся выполнять работы. Обращается внимание
на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования
различных материалов, изменения цветовой гаммы. Создавая изделия из
бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок,
что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение формирует творческие
способности детей разного возраста. Какими бы задатками ни обладал ребенок
от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе
труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать
некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных
операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно
развивать интерес к познанию и творчеству. Творческий человек, как правило,
более успешен во всем: от простого общения до профессиональной
деятельности.
1.1.4 Адресат программы
Программа ориентирована на детей младшего и среднего школьного
возраста (7-14лет). Данный возрастной период неразрывно связан с активным
развитием. Дети в возрасте 7-10 лет впервые отчетливо начинают осознавать
отношения между ними и окружающими, разбираться в нравственных оценках,
происходит становление личного сознания и эмоционально-смысловой
ориентировки. Этот период является важным в формировании способностей
для успешной осознанной самореализации в различных видах деятельности, в
том числе творческой. В работе с подростками 11-14 лет необходимо учитывать
то, что они стремятся самоутвердиться в своей самостоятельности и
индивидуальности. В этом возрасте активно формируется характер,
самооценка, самосознание. У детей этого возраста выработана привычка к
регулярным занятиям, умение настойчиво достигать качественного результата,
сформированы критическое отношение к результатам своей работы, умение
исправлять допущенные технологические погрешности. Понимание сущности
возрастных и индивидуальных способностей и возможностей учащихся
позволяют педагогам создать оптимальные условия для их развития. Группы
могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные, состав группы
постоянный. Возможен переменный состав групп при проведении экскурсий,
концертов, фестивалей, выставок детского творчества, праздников. Прием в
группу осуществляется на основе личного заявления родителей либо законных
представителей.
1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации
Уровень освоения программы – базовый.

5

Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 936
часов.
Срок реализации программы. Обучение планируется на четыре года с
расчетом на самостоятельную работу детей.
Количество учащихся:
1 год обучения -15 чел.
2 год обучения – 12 чел.
3 год обучения – 10 чел.
4 год обучения – 8 человек.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным условиям, по болезни или в период карантина, а так же в
другие периоды особых режимных условий, возможна реализация программы с
использованием дистанционных образовательных технологий и в форме
самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или
ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные, состав группы
постоянный. Возможен переменный состав групп при проведении экскурсий,
фестивалей, выставок детского творчества, праздников. В результате
реализации программы возможны индивидуальные занятия для работы с
отстающими, или для работы с одарёнными детьми при подготовке к
конкурсам и выставкам, занятия с малым или переменным составом групп.
Виды изделий, изучаемых и изготавливаемых на занятиях объединения, могут
быть изменены в зависимости от творческих способностей, желаний и
возможностей обучающихся.
График учебного процесса может быть изменен в зависимости от
конкретной учебной или практической задачи.
Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна
корректировка программы. Программа может быть реализована за счёт
уплотнения материала.

6

1.1.8 Режим занятий.
Первый год обучения. Занятия проводятся по 4 часа в неделю (2 раза по
2 часа) и составляют 144 часа в год.
Второй год обучения. Занятия проводятся по 6 часов в неделю (2 раза по
3 часа) и составляют 216 часов в год.
Третий год обучения. Занятия проводятся по 8 часов в неделю (2 раза по
3 часа и один раз 2 часа) и составляют 288 часов в год.
Четвёртый год обучения. Занятия проводятся по 8 часов в неделю (2
раза по 3 часа и один раз 2 часа) и составляют 288 часов в год.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
Цель программы:
Развитие индивидуальных творческих
способностей и познавательных интересов детей через овладение приемами и
методами бисероплетения и макраме.
1.2.2 Основные задачи программы
Обучающие задачи:
- обучение детей технике и приемам макраме и бисероплетения;
- повышение уровня знаний в области макраме и бисероплетения;
- формирование и совершенствование умений и навыков;
- создание условий для наиболее полной самореализации ребенка.
Развивающие задачи:
- развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка,
реализация их в прикладной практической деятельности;
- развитие художественно-творческих способностей;
- развитие деловых качеств, таких как активность, ответственность,
самостоятельность;
- формирование у детей потребности в саморазвитии и самопознании;
- развитие памяти, логического мышления, фантазии, воображения учащихся;
- развитие духовно - нравственных качеств личности.
Воспитательные задачи:
- воспитание положительного отношения к труду;
- воспитание социально-значимой целеустремленности, предприимчивости,
деловитости и честности;
- формирование интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества.
7

- формирование в ребёнке уверенности в своих силах, стремление к
постоянному саморазвитию.
формирование у детей
общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю
России.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
Первый год обучения
Таблица 1
№

Тема

Количество часов
теория
практика
В
группе

В под
группе

всего

Индиви
дуально

Формы
аттестации,
диагностика

2

-

-

-

2

1

1

-

-

2

Наблюдение

2
1

12
7

-

-

14
8

Устный опрос
Соревнование

2

28

2

-

36

1

25

2

-

28

1

31

2

2

36

Устный опрос
по карточкам
Групповая
оценка работ
Выставка

-

-

4

-

4

2

6

-

-

8

10

Вводное занятие,
беседа по Т.Б.
ПДД
Основы
композиции и
цветоведения
Школа низания
Изготовление
открыток
Изготовление
сувениров
Изготовление
украшений
Изготовление
панно
Конкурсные
мероприятия
Воспитываем и
познаём
Итоговое занятие

2

-

-

-

2

11
12

Резервные часы
Всего

14

114

2
12

2
4

4
144

1

2

3
4
5
6
7
8
9

8

Педагогическое
наблюдение
Итоговая
выставка

1.3.2 Содержание учебного плана
Первый год обучения
Тема 1: Вводное занятие.
Теоретические сведения: цель и задачи объединения. Режим работы. План
занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.
Современные направления бисероплетения. Правила техники безопасности,
ПДД.
Тема 2:Основы композиции и цветоведения.
Теоретические сведения: ознакомление с понятиями: «цветоведение» и
«композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с
основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг.
Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой
контраст. Понятия: «ритмический ряд», «орнамент». Основные композиции
декоративно-прикладного изделия – композиция украшений.
Практические занятия: зарисовка цветового круга. Гармоничное сочетание
цветов. Зарисовка орнамента.
Тема 3: Школа низания.
Теоретические сведения: качественные характеристики бисера - окраска,
огранка, форма, цветовая гамма. Правила наращивания проволоки, заделка
концов.
Практическая работа. Низание петельками, параллельное низание, низание
дугами, низание сеток, низание крестиками, игольчатое низание.
Тема 4: Изготовление открыток.
Теоретические сведения: ознакомление обучающихся с разновидностями
открыток к праздникам (8 Марта и 9 Мая) и методами их выполнения.
Практические занятия: зарисовка композиций в рабочую тетрадь.
Выполнение отдельных элементов, прикрепление их на основу.
Тема 5: Изготовление сувениров.
Теоретические сведения: основные приемы бисероплетения, используемые
для изготовления фигурок животных: параллельное, петельное, игольчатое
низание.
Практические занятия: выбор изделия. Выполнение отдельных элементов на
основе изученных приёмов. Разбор и зарисовка схем. Подбор материала.
Плетение изделия в выбранной технике. Дизайн и оформление изделий.
Перечень готовых изделий: фигурки котика, мышки, змейки, стрекозы,
пчелки, бабочки, лисички, крокодильчика, рыбки, черепахи, деда Мороза,
снегурочки, и т.д. по выбору обучающихся.
Тема 6: Изготовление украшений.
9

Теоретические сведения: анализ образцов украшений (колье, браслеты,
кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек.
Практические занятия: зарисовка схем для выполнения украшений. Плетение
украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление
застежки.
Перечень готовых изделий: браслеты, колечки, серьги «Российский флаг», и
т.д. по выбору обучающихся.
Тема 7: Изготовление панно.
Теоретические сведения: основные приемы бисероплетения используемые при
изготовлении панно. Выбор основы. Подбор рисунков.
Практические занятия: зарисовка рисунков в рабочую тетрадь. Изготовление
панно из бисера на основе изученных приемов.
Тема 8: Конкурсные мероприятия.
Подготовка конкурсных работ. Проведение и участие в конкурсах.
Тема 9: Воспитываем и познаём.
Теоретические сведения: беседы «Победный май», «Символы России».
Практические занятия: конкурсные программы, викторины «Дорожная
азбука»,
«Снежная сказка», «Русские забавы и традиции», участие в
традиционных учрежденческих мероприятиях.
Тема 10: Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обсуждение итогов выставки работ обучающихся
По окончании первого года обучения обучающиеся должны
знать:
-

правила техники безопасности;
классификацию и свойства инструментов и материалов;
классификацию и свойства бисера;
основные приёмы плетения бисером;
основы композиции и цветоведения;
последовательность изготовления изделий из бисера;
правила ухода и хранения изделий
уметь:

- пользоваться инструментами;
- соблюдать правила по технике безопасности при работе с инструментами;
- классифицировать материалы по форме и цветовым характеристикам;
10

гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
работать со схемами и рисунками;
выполнять основные приёмы бисероплетения;
составлять композиции согласно правилам;
изготавливать на основе изученных приёмов: панно, плоские фигурки
животных, деревья;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
-

1.3.3

Учебно-тематический план
Второй год обучения
Таблица 2

№

Тема

Количество часов
теория
практика
В
группе

Вводное занятие,
беседа по Т.Б.
ПДД
2 Методы и приёмы
бисероплетения
Изготовление
3
подвесок
4 Техника макраме и
плетение узоров
Изготовление
5
сумочки
Изготовление
6
украшений
Изготовление
7
сувениров
Изготовление
8
панно
Конкурсные
9
мероприятия
Воспитываем и
10
познаём
11 Итоговое занятие
1

12

Резервные часы
Всего

В под
группе

всего

Индиви
дуально

Формы
аттестации,
диагностика

2

-

-

-

2

2

18

-

-

20

Устный опрос

2

6

-

-

8

Наблюдение

2

14

-

-

16

Наблюдение

2

14

-

-

16

Защита работ

2

22

-

4

28

Выставка

4

42

4

-

50

Соревнование

4

38

2

4

48

Выставка

-

-

8

-

8

4

10

-

-

14

2

-

-

-

2

22

164

2
18

2
12

4
216

11

Педагогическое
наблюдение
Итоговая
выставка

1.3.4 Содержание учебно-тематического плана
2 год обучения
Тема 1: Вводное занятие.
Теоретические сведения: цель и задачи объединения. Режим работы. План
занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения и макраме.
Современные направления бисероплетения и макраме. Правила техники
безопасности, ПДД.
Тема 2: Методы и приёмы бисероплетения.
Теоретические сведения: Техника плетения ажурного полотна с элементами
усложнения. Виды ажурных узоров. Сетка с наложением. Особенности
ажурного плетения. Способы наращивания и закрепления нитей. Мозаика
трехцветная. Техника плотного плетения с элементами усложнения (мозаика по
кругу, под углом 45 градусов). Особенности имитированного ткачества.
Способы изображения рисунка. Основные методы и приемы плотного
плетения.
Практические занятия: Анализ изделий, выполненных в технике плотного
плетения: «мозаика», «полотно», «кирпичный стежок». Рассматривание и
составление схем, последовательность работы над изделием. Цветовое
решение. Подбор и расчет материала. Изготовление изделий по выбору.
Оформление изделий.
Тема 3: Изготовление подвесок.
Теоретические сведения: беседа о популярных элементах в отделках изделий.
Роль цвета в создании бисерных изделий.
Практические занятия: изготовление подвесок с петелькой, с
наконечником, с квадратиком, с цветочком, с рыбкой, с листочком
Тема 4:Техника макраме и плетение узоров.
Теоретические сведения: выбор основы. Способы крепления нитей. Приемы
укорачивания длинных концов.
Практические занятия: плетение узелковой цепочки, узла «фриволите»,
репсового узла, двойного плоского узла, крученной цепочки, узла «ягодка»,
плетение узелковых узоров.
Тема 5: Изготовление сумочки.
Теоретические сведения: беседа с обучающимися о разнообразии техники
плетения и о расширении ассортимента изделий за счет новых приемов. Расчет
длины нитей. Выбор схемы плетения.
Практические занятия: плетение сумочки. Плетение ремешка. Вышивка
бусами, бисером на передней стороне сумки.
Тема 6: Изготовление украшений.
Теоретические сведения: исторические сведения о различных видах женских
украшений. Виды ажурных изделий.
12

Практические занятия: запись схем в рабочую тетрадь. Выполнение
различных украшений: фенечек, браслетов, кулонов, сережек, ожерелий.
Тема 7: Изготовление сувениров.
Теоретические сведения: ознакомление обучающихся с техникой плетения
новогодних игрушек, объемных цветов. Разновидности форм таких цветов и
использование их в изготовлении брошей и заколок, в изготовлении деревьев.
История возникновения георгиевской ленточки.
Практические занятия: запись схем цветов в рабочую тетрадь. Разработка
вариантов композиционного и цветового решения. Изготовление цветов и
деревьев. Изготовление георгиевской ленточки.
Тема 8: Изготовление панно.
Теоретические сведения: выбор основы. Подбор рисунков. Понятие о ритме и
цвете. Подбор цветовой гаммы. Расчет длины нитей.
Практические занятия: зарисовка рисунков в рабочую тетрадь. Изготовление
панно из бисера и ниток на основе изученных приемов по выбору.
Тема 9. Конкурсные мероприятия.
Подготовка конкурсных работ. Проведение и участие в конкурсах.
Тема 10: Воспитываем и познаём
Теоретические сведения: беседы, викторины,
«Дружба – чудесное слово»,
«Делу время – потехе час», «Эти дни мы не забудем никогда!», « Мой край
родной, казачий», «Символы государства».
Практические занятия: конкурсные мероприятия «Новый год к нам спешит»,
«Мамин праздник», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», «В мире
животных», «Дружная семейка»; участие в традиционных учрежденческих
мероприятий.
Тема 11: Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обсуждение итогов выставки работ обучающихся.
По окончании второго года обучения обучающиеся должны
знать:
-

основные техники бисероплетения, формы работы с бисером;
способы и направления плетения в макраме;
виды узоров и технику выполнения изделия;
правила разбора и зарисовки схем;
технологию плетения бисером и макраме;
этапы творческого процесса;
условные обозначения и терминологию схем
уметь:
13

выполнять объёмные элементы из бисера;
соблюдать в работе этапы творческого процесса;
владеть технологией работы;
читать схему будущего изделия;
узнавать виды плетения в готовом изделии;
плести изученные изделия по схеме;
комбинировать несколько разных способов плетения и шитья в своей работе;
плести полу объёмные, объёмные элементы, закреплять их между собой на
основу;
- оформлять работу в рамку, выполнять вспомогательные отделочные работы.
-

1.3.5

Учебно-тематический план
Третий год обучения.
Таблица 3

№

Тема
1

2
3

4

5

6
7
8
9

Вводное
занятие, беседа
по Т.Б. ПДД
Изготовление
сувениров
Вышивка панно
и картин по
счету и по
контуру
Ткачество
ручное и на
станке
Низание
цепочек и
шнуров с
наложением
Изготовление
панно и картин
Конкурсные
мероприятия
Воспитываем и
познаём
Итоговое
занятие

Количество часов
теория
практика

всего

В
группе

В под
группе

Индиви
дуально

3

-

-

-

3

6

78

3

3

72

Формы
аттестации,
диагностика

Тестирование
Выставка

3

42

3

-

48

3

31

3

3

40

Соревнование
Устный опрос

2

14

-

-

16

6

52

3

3

64

-

-

12

-

12

3

18

-

-

21

3

-

-

-

3

14

Защита работ

Педагогическое
наблюдение
Итоговая
выставка

10

Резервные часы
Всего

26

3
257

3
28

3
13

9
288

1.3.6 Содержание учебно-тематического плана
3 год обучения
Тема 1: Вводное занятие.
Теоретические сведения: цель и задачи объединения. Режим работы.
Ознакомление обучающихся с программой обучения. Необходимы материалы и
инструменты. Организация труда и подготовка рабочего места. Безопасность
труда. Виды травматизма, его причины и предупреждение.
Практические занятия: просмотр литературы с целью подбора материала для
последующих композиций.
Тема 2: Изготовление сувениров.
Теоретические сведения: приемы бисероплетения для изготовления брелоков,
новогодних игрушек, пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный
стежок, полотно «в крестик», ажурное плетение, «колечки». Составление
орнамента. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практические занятия: зарисовка схем. Расчет плотности плетения.
Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление
новогодних игрушек, изготовление брелока «Флаг России».
Тема 3: Вышивка панно и картин по счету и по контуру.
Теоретические сведения: сведения о применяемых тканях и размерах ячеек в
них. Подбор рисунков для вышивки. Разбивка их на квадраты. Подготовка
тканей к работе.
Практические занятия: разбивка тканей на квадраты в соответствии с
рисунком. Вышивка бисером по счету от простых рисунков к более сложным.
Тема 4: Ткачество ручное и на станке.
Теоретические сведения: ознакомление с различными типами станков для
ткачества. Закрепление нитей при комбинированном способе ткачества.
Составление рисунков. Виды ручного ткачества.
Практические занятия: подготовка станка к работе. Изготовление цепочек
комбинированным способом. Изготовление именных цепочек и панно методом
ручного ткачества.
Тема 5: Низание цепочек и шнуров с наложением.
Теоретические
сведения:
ознакомление
с
приемами
наложения,
позволяющими в различной мере разнообразить сложившийся ассортимент
бисерных украшений. Способы наложения – последовательное многорядное,
обратное, ажурное многослойное, плотное многослойное наложение.
15

Практические занятия: запись в рабочую тетрадь схем предлагаемых
изделий. Низание многорядных цепочек с наложением. Выполнение наложения
на объемные шнуры.
Тема 6: Изготовление панно и картин.
Теоретические сведения: вспомогательные материалы и способы отделки
изделий. Выбор схем и композиций по желанию детей. Подбор рисунков.
Подбор цветовой гаммы. Размещение деталей на картине или панно. Изучение
приёмов изготовления «Алмазной мозаики».
Практические занятия: изготовление картин: «Забавные животные»,
«Подводный мир», «Букет цветов»; панно « День Победы»; и картин алмазной
мозаикой.
Тема 7. Конкурсные мероприятия.
Подготовка конкурсных работ. Проведение и участие в конкурсах.
Тема 8: Воспитываем и познаём.
Теоретические сведения: беседы, викторины «В дружбе – сила!», «Планета –
наш общий дом!», «Эти дни мы не забудем!», «Казаку честь – Родину беречь»,
«Доброта и доброжелательность», «Триколор моей России».
Практические занятия: конкурсные мероприятия «Путешествие в страну
Здоровья», «Новогодние чудеса», «Путешествие по профессиям мам»,
«Масленичные гулянья», «Мы в ответе, за тех, кого приручили», участие в
традиционных учрежденческих мероприятий.
Тема 9: Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обсуждение итогов выставки работ обучающихся.
По окончании третьего года обучения обучающиеся должны
знать:
- основы техники безопасности и пожарной безопасности;
- знать уровень развития техники бисероплетения в стране и по возможности
за рубежом;
- плести изделия в разных техниках;
- правильно пользоваться схемами;
- красиво и правильно оформлять изделия;
- вышивать на одежде, ткани и пластиковой основе;
уметь:
- использовать в работе знания по технике безопасности;
- оптимизировать процесс умственной и физической деятельности в труде;
- использовать в труде компьютерную технику;
- оценивать свои склонности и способности;
- осмысливать, творчески перерабатывать известные методы и приемы,
дополняя их собственными разработками.
16

1.3.7 Учебно-тематический план
Четвёртый год обучения.
Таблица 4
№

Тема

Количество часов
теория
практика
В
группе

1

2

3
4

5
6

7
8
9
10
11

Вводное занятие,
беседа по Т.Б.
ПДД
Изготовление
украшений
усложненными
методами
Изготовление
сувениров
Вышивка панно и
картин по счету и
по контуру
Ткачество ручное
и на станке
Вышивка
бисером и
пряжей на
пластиковой
основе
Изготовление
панно и картин
Конкурсные
мероприятия
Воспитываем и
познаём
Итоговое занятие
Резервные часы
Всего

2

-

В под
группе

-

всего

Индиви
дуально

-

Формы
аттестации,
диагностика

2
Устный опрос

2

30

-

-

32

5

61

3

3

72

Тестирование
Выставка

2

19

3

-

24

2

27

3

-

32

Соревнование
Устный опрос

2

14

-

-

16

6

60

3

3

72

-

-

12

-

12

4

12

-

-

16

2

-

-

-

2

27

3
226

3
27

2
8

8
288

Защита работ

Педагогическое
наблюдение
Итоговая
выставка

1.3.8 Содержание учебно-тематического плана
4 год обучения
Тема 1: Вводное занятие.
Теоретические сведения: цель и задачи объединения. Режим работы.
Ознакомление обучающихся с программой обучения. Необходимы материалы и
17

инструменты. Организация труда и подготовка рабочего места. Безопасность
труда. Виды травматизма, его причины и предупреждение.
Практические занятия: просмотр литературы с целью подбора материала для
последующих композиций.
Тема 2: Изготовление украшений усложненным методом.
Теоретические сведения: беседа с учащимися о разнообразии техники
плетения и о расширении ассортимента изделий за счет новых более сложных
низаний.
Практические занятия: запись в рабочую тетрадь схем ажурных, мозаичных
и квадратных шнуров. Низание ожерелий и шнуров на леске и нитях.
Изготовление переплетающихся колец.
Тема 3: Изготовление сувениров.
Теоретические сведения: приемы бисероплетения для изготовления салфеток,
брелоков, новогодних игрушек, брошей, пасхальных яиц - полотно, ткачество,
мозаика, полотно «в крестик», ажурное плетение, «колечки». Составление
орнамента. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практические занятия: зарисовка схем. Расчет плотности плетения.
Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление
салфеток, брелоков, новогодних игрушек, броши «Российский флаг».
Тема 4: Вышивка панно и картин по счету и по контуру.
Теоретические сведения: сведения о применяемых тканях и размерах ячеек в
них. Подбор рисунков для вышивки. Разбивка их на квадраты. Подготовка
тканей к работе.
Практические занятия: разбивка тканей на квадраты в соответствии с
рисунком. Вышивка бисером по счету от простых рисунков к более сложным.
Тема 5: Ткачество ручное и на станке.
Теоретические сведения: ознакомление с различными типами станков для
ткачества. Закрепление нитей при комбинированном способе ткачества.
Составление рисунков. Виды ручного ткачества.
Практические занятия: подготовка станка к работе. Изготовление цепочек
комбинированным способом с применением стекляруса. Изготовление
именных цепочек и панно методом ручного ткачества.
Тема 6: Вышивка бисером и пряжей на пластиковой основе.
Теоретические сведения: ознакомление с приемами вышивки на пластиковой
основе, позволяющими в различной мере разнообразить сложившийся
ассортимент бисерных изделий. Способы наложения – последовательное
многорядное, обратное, ажурное многослойное, плотное многослойное
наложение.
18

Практические занятия: запись в рабочую тетрадь схем предлагаемых
изделий. Вышивка сердечек, звёздочек, шаров и т.п.
Тема 7: Изготовление панно и картин.
Теоретические сведения: вспомогательные материалы и способы отделки
изделий. Выбор схем и композиций по желанию детей. Подбор рисунков.
Подбор цветовой гаммы. Размещение деталей на картине или панно. Изучение
приёмов изготовления «Алмазной мозаики».
Практические
занятия: изготовление
картин:
«Осенние
мотивы»,
«Новогодние чудеса», «Цветочные фантазии»; «Русь православная», и картин
алмазной мозаикой.
Тема 8. Конкурсные мероприятия.
Подготовка конкурсных работ. Проведение и участие в конкурсах.
Тема 9: Воспитываем и познаём.
Теоретические сведения: беседы, викторины «По страницам Красной книги»,
«Вредным привычкам – нет!», «В жизни всегда есть место подвигу», «Великая
Победа», «Истоки народных традиций», «Добро и зло, твой нравственный
выбор», «Душа России в символах её!».
Практические занятия: конкурсные мероприятия, акции «Путешествие по
профессии педагога», «Новогодний калейдоскоп», «Спешите делать добро»,
«Мир растений и животных», «Мы такие, же умелые, как Василий Алексеев!»,
участие в традиционных учрежденческих мероприятий, проектах РДШ.
Тема 10: Итоговое занятие.
Подведение итогов. Обсуждение итогов выставки работ обучающихся.
По окончании четвертого года обучения обучающиеся должны
знать:
- основы техники безопасности и пожарной безопасности;
- знать уровень развития техники бисероплетения в стране и по возможности
за рубежом;
- плести изделия в разных техниках;
- правильно пользоваться схемами;
- плести в разных техниках;
- красиво и правильно оформлять изделия;
- вышивать на одежде и ткани;
- самостоятельно создавать художественные изделия используя знакомые
техники низания;
уметь:
- использовать в работе знания по технике безопасности;
- оптимизировать процесс умственной и физической деятельности в труде;
- использовать в труде компьютерную технику;
19

- оценивать свои склонности и способности;
- осмысливать, творчески перерабатывать известные методы и приемы,
дополняя их собственными разработками.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы
.
Метапредметные результаты:
К концу обучения по данной образовательной программе ребёнок будет:
- ставить цель и организовывать её достижение;
- находить различные варианты решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
заключение, делать выводы;
- обладать достаточной произвольной памятью и развитым образным
мышлением;
- уметь применять навыки дизайна предметов быта и украшений;
- иметь представление о рукодельных традициях родного края;
- любоваться произведениями искусства, переживать адекватные эмоции
и выносить обоснованные суждения
Личностные результаты:
К концу обучения по данной образовательной программе ребёнок будет:
- испытывать устойчивую потребность в творческой самореализации;
- обладать такими качествами, как: терпеливость, аккуратность, усидчивость;
- настойчиво добиваться продуктивных результатов;
- уважительно относиться к ручному труду и рукотворному предметному
миру;
- активно стремиться к украшению окружающего его предметного мира;
- участвовать в обсуждениях и высказывать своё мнение;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за последствия;
- проявлять терпимость к чужому мнению.
Предметные результаты:
К концу обучения по образовательной программе ребёнок будет:
иметь представление об истории макраме, бисероплетения - как
разновидности декоративно прикладного искусства;
- выполнять все основные приёмы и техники макраме и бисероплетения;
- «читать» условные обозначения и схемы при работе с нитками и бисером;
- владеть навыками изготовления мелких аксессуаров и больших
декоративных панно.

20

1.5 Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
1.5.2 Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном, хорошо освещенном кабинете,
оборудованном стульями, столами, инструментами и приспособлениями,
кабинет оснащен учебно-наглядными пособиями. Это все способствует
выполнению всех разделов программы.
Материалы: бисер и бусины разного размера и формы; леска или мононить; нитки капроновые (любого цвета); канва для вышивки; разные виды
ткани для основы; бумага бархатная и картон разной толщины для оформления
изделий в рамку; тонкая медная проволока; нитки мулине; клей ПВА; лак
прозрачный; различные оригинальные материалы (пуговицы, ракушки,
камешки и т. д.) для создания нетрадиционных бисерных изделий.
Инструменты и приспособления: иголки бисерные; ножницы, кусачки,
плоско-губцы; станки для ткачества бисером или рамки с прорезями; салфетки
из плотной ткани спокойной расцветки (для предотвращения рассыпания
бисера но столу); сантиметровая лента для измерения длины изделий;
специальная фурнитура (замочки, швензы, пуссеты и т. д.); емкости с
крышками для хранения бисера; простые фурнитура (замочки, швензы, пуссеты
и т. д.); емкости с крышками для хранения бисера; простые и цветные
карандаши, ластик для составления эскизов; прозрачная калька для перевода
рисунков на ткань, шаблоны; тетрадь в клетку для составления рисунков в
технике плотного плетения
Наглядные пособия.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении ребятами
нового материала. Средства наглядности позволяют дать обучающимся
разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного
задания, способствующем более прочному усвоению материала. Наглядные
пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
На занятиях широко применяются образцы работ, выполненных руководителем
объединения или детьми. Они дают точное представление о размере, форме,
объеме изделий и могут служить наглядным материалом для показа
конструктивного соединения деталей, оформления.

21

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график по годам обучения размещен в рабочих
программах.
2.2 Формы контроля и аттестации
Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение.
Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у
учащихся ответственности за результат своего труда, самоконтроля и
самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык самоанализа.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся
осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
1.Вводный контроль.
Предварительное выявление знаний, умений и навыков обучающихся для
определения знаний обучающимися важнейших моментов курса предыдущего
года, или базовых знаний первого года обучения.
2. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.
3. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с
использованием различных материалов.
Конечным результатом освоения программы предполагается выход
обучающихся на III уровень обученности; участие в выставках, смотрах и
конкурсах различных уровней.

22

Мониторинг результатов обучения по программе «Королева Бусинка»
Таблица 5
Показател
и
(оценивае
мые
параметры
)

Критерии

Теоретичес
к ие знания
по
основным
разделам
учебнотема
тическго
плана
программы

Соответств
ие
теоретическ
их знаний
программн
ым
требования
м

Владение
специально
й
терминолог
ией

Осмысленн
ость
и
правильнос
ть
использова
н
ия
специально
й
терминолог
ии

Практическ
ие умения
и навыки,
предусмотр
е
нные
программо
й
(по
основным
разделам

Соответств
ие
практическ
их умений
и навыков
программн
ым
требования
м

Степень
выраженности Чи Методы
оцениваемого качества
сло диагност
бал ики
лов
Теоретическая подготовка
практически
не
усвоил
теоретическое
содержание
программы;
- овладел менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой;
- объем усвоенных знаний
составляет более ½;
- освоил практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период
- не употребляет специальные
термины;
- знает отдельные специальные
термины,
но
избегает
их
употреблять;
сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием.
Практическая подготовка
практически
не
овладел
умениями и навыками;
овладел
менее
чем
½
предусмотренных
умений
и
навыков;
- объем усвоенных умений и
навыков составляет более ½;
- овладел практически всеми
умениями
и
навыками,
23

0
1
2
3

0
1

Наблюден
ие,
тестирова
ние,
контрольн
ый опрос,
игровые
методы и
др.

Наблюден
ие,
собеседов
ан ие

2
3

0
1
2
3

Наблюден
ие, анализ
творчески
х работ

учебнотема
тического
плана
программы
Творческие Креативнос
навыки
ть
в
выполнени
и
практическ
и х заданий

предусмотренными программой
за конкретный период
- начальный
(элементарный)
уровень развития креативности ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога;
- репродуктивный уровень – в
основном, выполняет задания на
основе образца;
- творческий уровень (I) – видит
необходимость
принятия
творческих решений, выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества
с
помощью педагога;
- творческий уровень (II) выполняет практические задания
с
элементами
творчества
самостоятельно

0

Наблюден
ие, анализ
творчески
х работ

1

2

3

В конце первого, второго и третьего года обучения проводится
промежуточная
аттестация, которая проходит в форме выполнения
обучающимися самостоятельной работы, или в форме выставочного просмотра
на итоговом занятии. В конце четвёртого года обучения проводится итоговая
аттестация в форме портфолио или в форме тестирования и выставочного
просмотра на итоговом занятии.
Конечным результатом освоения программы предполагается участие в
выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
2.3 Диагностический инструментарий
Способы отслеживания результатов реализации образовательной
программы «Королева Бусинка»:
-отгадывание кроссвордов;
- игры «Узнай схему», «Убери лишнее» и др.;
- выполнение практической работы (плетение образца в заданной технике);
- устные опросы;
- развивающие упражнения;
- отрытое занятие;
- тестирование по темам;
- наблюдение за обучающимися в деятельности на занятиях.
24

2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ






Методическое обеспечение
Методическое обеспечение предусматривает:
Наличие фонда методической литературы по предметной деятельности,
описание технологий образовательного процесса, методик обучения.
Накопление и обновление методических папок по техникам и видам плетения,
схем и демонстрационных образцов, раздаточного материала.
Наличие методического материала для организации воспитательного процесса
(сценарии мероприятий, сборники материалов для бесед и т.п.).
Создание фонда детских работ, выполненных для конкурсов и выставок.
Наглядные пособия.
Применение наглядных пособий играет большую
роль в усвоении ребятами нового материала. Средства наглядности позволяют
дать обучающимся разностороннее понятие о каком-либо образце или
выполнении определенного задания, способствующем более прочному
усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении
задания или в процессе беседы.
На занятиях широко применяются образцы работ, выполненных
руководителем объединения или детьми. Они дают точное представление о
размере, форме, объеме изделий и могут служить наглядным материалом для
показа конструктивного соединения деталей, оформления.
Наглядным пособием служит и различный иллюстрированный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.

Особенности современной жизни, ее динамизм, развитие социальных
процессов вносит существенные и довольно серьезные корректировки в
содержание, методы и технологии обучения обучающихся объединения.
Процесс педагогической деятельности в объединении – это специально
организованная деятельность педагога и воспитанника, направленная на
решение задач образования, воспитания и развития ребенка. Данная программа
предполагает использование различных традиционных методов обучения,
таких как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, работа
с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля, познавательной игры, проблемно-поисковый
метод, ситуационный метод и экскурсия.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся занятия:
 фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
 коллективный - организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми
 индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
25

 групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
 коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
 в парах - организация работы по парам
 индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Данная программа раскрывает основные организационные методические,
психологические и другие параметры её эффективного осуществления на
практике. Нужно особо выделить основные критерии оценки освоения детьми
данной программы. Следует иметь ввиду принцип постепенного продвижения в
развитии личности, т.е. возможность для самореализации ребёнка в условиях
свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи,
достижения ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном
образовании), а исходными возможностями. Должно идти соотношение
стартового развития ребёнка с промежуточным или итоговым. Некоторый
личностный рост виден, если сравнивать ребёнка с тем, каким он был «вчера» и
каким стал «сегодня» (знающим, умеющим, самоопределяющимся,
увлеченным, ищущим).
Качества ребёнка, которые помогают ему быть успешными в труде:
- дисциплинированность;
- самостоятельность;
- точность;
- упорство;
- организованность;
- обязательность;
- ответственность;
- увлеченность;
- целеустремлённость;
- добросовестность;
- аккуратность;
- трудолюбие.
Воспитательная работа
Для решения воспитательных задач, в программе предусмотрена
организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся
воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, способствующих
укреплению традиций, формированию и развитию коллектива, в том числе
разновозрастного, а также способствующих самореализации детей и
подростков и получение ими социального опыта, формированию
поведенческих стереотипов, одобряемых в обществе;  выработка с
обучающимися детского объединения норм и правил совместной
жизнедеятельности, формированию у детей общероссийской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, а так же участие в
ключевых, традиционных делах учреждения, походы и экскурсии, участие в
акциях РДШ.
26

Взаимодействие с семьями обучающихся
Организация выставок работ детей;
наглядно-информационные материалы для родителей;
презентации деятельности для родителей;
фото и видеоотчёты для родителей.

27

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые документы
1. Закон РФ «Об образовании» . 1992г.
2. Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Требования СанПиН к учебным помещениям и режиму занятий.
Литература
1. Базулина Л.В.; Новикова И.В. Бисер.- Ярославль, 2020 г.
2. Берлина Р.А. Игрушечки. – М., 2018 г.
3. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002 г.
4. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000 г.
5. Виноградова Е. Бисер для детей – М., 2020 г.
6. Колокольцева С. Макраме для всех. – Смоленск, 2017 г.
7. Ликсо Н.Л. Большая энциклопедия бисера. – АСТ, 2016 г.
8. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АстПресс книга, 2015 г.
9. Насырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. М., 2022 г.
10. Чиотти Д.. Фантазии из бисера цветы бонсай. Праздничные композиции.Контент, 2015 г.
Электронные ресурсы
*Различные схемы по бисероплетению (электронный ресурс). - Режим доступа:

http://masterbisera.ru/shemy/
*Бисероплетение для начинающих: схемы и мастер - классы… (электронный
ресурс). – Режим доступа:
http://pleteniebiserom.ru/category/shemi-dlya-novichkov/
*Различные схемы по бисероплетению (электронный ресурс). - Режим доступа:
http://biserok.org/

28

2.6 Приложение
Кроссворд по теме:
«Материалы и инструменты для бисероплетения»

Ответив на вопросы, можно узнать название любимых украшений из
бисера, которые носят девочки.
1. Изделие, используемое как украшение интерьера. Можно связать крючком,
спицами, а также сплести из бисера.
2. Маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы,
служащие для украшения одежды и предметов быта.
3.

Всегда крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером.

4.

Украшение, которое носят на руке.

5.

Нить, на которую набирается бисер.

6. Прочная, прозрачная «нить», используемая в рыболовстве и
бисероплетении.
7.

«Весь мир одевает, а сама нагишом»
Ответы:

1.

Салфетка. 2. Пайетки. 3. Бусина. 4. Браслет. 5. Рабочая (нить).

6. Леска. 7. Игла. Ключевое слово: фенечки.
29

Кроссворд по теме:
«История бисероплетения»

1

Ф
Е

2

Н

3
4

Ч

5
6
7

Е

К
А

1. Вспомогательный, но необходимый материал, без которого трудно
выполнить качественное изделие из бисера.
2. Одна из технологий бисероплетения, при которой бисер набирают
только на один конец нити и только этим концом ведут дальнейшее
переплетение.
3. Кто организовал бисерное производство в России?
4. Где стеклоделие достигло большого расцвета в X веке?
5. Как называется нить, на которую набирается бисер?
6. Название стеклянных палочек, длинных и многогранных.
7. От какого арабского слова возникло слово бисер – «фальшивый
жемчуг»?

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».