№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность програм4 мы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного процес5 са 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года обучения 7 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения 9 1.3.3 Учебный план 2 года обучения 18 1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения 20 27 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 28 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 28 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 28 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 28 28 29 31 34 35 Раздел 1 . Комплекс основных характеристик образования 1.1 Пояснительная записка Музыка имеет огромную силу воздействия на духовный мир человека. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств, способные вызвать эмоциональный отклик, становятся источником и средством воспитания. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, т.к. дети этого возраста проявляют заметный интерес к музыке. В мимике, жестах, движениях под музыку, напевании они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность очень важно сохранить в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030года» в содержание программы «С песенкой по лесенке» включены задачи этнокультурного воспитания, сохранение народного творчества и традиций, культурного наследия региона, создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся. 1.1.1 Направленность и вид программы. Направленность программы – художественная. Программа является модифицированной и разработана на основе следующих методических материалов: - Программа «Музыкальное воспитание дошкольников» - автор О.П. Радынова : М. Просвещение, 2006.; - Программа «Музыкальные шедевры» - автор О.П. Радынова: М. ТЦ Сфера, 2009.; 3 - Программа «Радуга» - авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой; - Программа «Детство» - В.И. Лошнова, Т.И. Бабаева, Я.А. Ноткина. 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы. Программа «С песенкой по лесенке» отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к музыкальному искусству. Предлагаемый практический материал доступен всем учащимся, независимо от их возможностей и способностей, но главное – эффективен при формировании певческой интонации детей. Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования духовной культуры детей раннего возраста, развития их музыкальных способностей, а также творческой самореализации. Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте, что является педагогически целесообразным. Программа направлена не только на развитие музыкальных способностей обучающихся, но и на воспитание их личностных качеств: доброты, честности, трудолюбия, патриотизма, уважения к людям, заботы об окружающей среде. 1.1.3 Отличительные особенности программы. Отличительная особенность программы состоит в обучении через систему «ладовой сольмизации», которая дает возможность быстрого освоения внутриладовых соотношений; в обучении игре на детских музыкальных инструментах с повышенным уровнем сложности (ритмические и инструментальные импровизации). Предлагаемый программный материал предоставляет обучающимся возможность развить свой творческий потенциал, сформировать определенные музыкальные знания, овладеть навыками коллективного исполнительства. 1.1.4 Адресат программы Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У одних они развиваются ярко, быстро и легко; у других позже и труднее. Но отсутствие раннего проявления музыкальности не является показателем слабости или тем более отсутствием способностей. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления т.е. точность воспроизведения мелодии голоса. У большинства детей эта способность проявляется лишь к 5 годам. Поэтому знакомство ребенка – дошкольника с музыкой создает условия для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей. Программа «С песенкой по лесенке» рекомендована возрастным категориям от 5 до 7 лет. На первый год обучения дети принимаются без предварительного отбора. Возможно зачисление на 2-й год обучения по выявлению уровня подготовленности и развитости детей. 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы – общекультурный базовый. Общий объём программы – 72 часа. Срок реализации программы – 2 года. 1.1.6 Форма обучения. Форма обучения – очная. В процессе реализации программы возможны индивидуальные занятия, занятия с малым или переменным составом групп. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося (родителей/законных представитиелей) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса. Образовательные области программы: - Музыкально – теоретические понятия; - Сольфеджио; - Вокально-хоровая деятельность; - Восприятие музыки; - Оркестровая деятельность; Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учетом и соблюдением следующих принципов: - принцип единства воспитания и обучения; - принцип партнерства (доминирование понятия «вместе»); - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; - принцип развивающего обучения; - принцип воздействия на эмоциональную сферу ребенка, способствующий развитию его творческой фантазии. - формирование уважения к этнокультурному наследию своего народа. 1.1.8 Режим занятий. Занятия проводятся в учебном классе. Форма занятий - групповая. Продолжительность занятия – 35 мин. Год обучения Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во обучаюнеделю год щихся в группах 1-й год обучения 1 36 15 2-й год обучения 1 36 12 5 1.2 Цель и задачи программы 1.2.1 Цель программы. Музыкально – творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности. 1.2.2 Основные задачи программы. Задачи обучающие - Формирование основ общих музыкальных способностей: звуковысотного слуха, метроритмического чувства, музыкальной памяти, ладового чувства; - Формирование певческих навыков: чистоты интонирования, координации слуха и голоса, певческого дыхания, четкой дикции, выразительности исполнения. Задачи воспитательные - Воспитание интереса к музыке, развитие музыкально-эстетических потребностей, начала вкуса, признание ценности музыки; - Воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, к своему родному краю, бережного отношения к нашим духовным ценностям. Задачи развивающие - Развитие навыков партнерства со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности; - Развитие творческой активности, самостоятельности, ответственности обучающихся 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план I года обучения № п/п 1. 2. Наименование разделов и тем Количество часов тео пра ре- кт. тич. 1 - Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности. Вокально-хоровая деятельность 2.1. Ознакомление с песней (восприятие) 2.2. Беседа-анализ 6 Формы аттестации, диагностики и контроля все го 1 1 2 3 0,5 - 0,5 Слуховой анализ 0,5 - 0,5 Беседа 2.3. Разучивание и работа над песней - 1,5 1,5 2.4. Исполнение-показ - 0,5 0,5 1 0,5 1 - 2 0,5 Слуховой анализ 0,5 0,5 1 Беседа - 0,5 0,5 Беседа - 3,5 3,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 4.4. «Светлые и темные краски в музыке» (лад) 4.5. «Кто быстрей приедет в гости» (темп) 4.6. «Догадайся, кто поет?» (тембр) - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 4.7. «Музыкальные картинки» (форма) - 0,5 0,5 4.8. «Три кита в музыке» (жанр) 5. Детский оркестр 5.1. Знакомство с инструментами детского оркестра 5.2. Освоение ритмической записи (партитуры) 1 0,5 0,5 1 - 0,5 2,5 0,5 0,5 - 0,5 5.3. Освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах - 0,5 0,5 5.4. Разучивание произведений 5.5. Работа над ансамблем и художественным образом 6. Сольфеджио (относительная сольмизация) 6.1. «Сказка о друзьях-нотках» 0,5 0,5 - 0,5 0,5 - 9 9 - 1 1 3. Восприятие музыки (слушание) 3.1. Знакомство с музыкальным произведением 3.2. Беседа-разбор эмоциональнообразного содержания 3.3. Сравнительный анализ произведения 4. Музыкально-теоретические знания 4.1. «Тайны музыкального звука» (звуковысотность) 4.2. «Стук да стук – каждый звук» (ритм) 4.3. «Громко-тихо запоем» (динамика) 7 Выполнение группового практического задания Опрос - прослушивание Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Урок-игра Беседа Выполнение группового практического задания Выполнение группового практического задания Опроспрослушивание Беседа 6.2. «Первое знакомство – “Зоя” V ступень лада» 6.3. «Знакомство с “Витей” III ступень лада» 6.4. «Новая подружка “Рая” VI ступень лада» 6.5. «Подружимся с “Нонной” I ступень лада» 6.6. «Подружка “Лена” II ступень лада» 6.7. «Знакомство с “Таней” IV ступень лада» 6.8. «Знакомимся с “Бианой” VII ступень лада» 6.9. «Семеро ребят» (звукоряд) 7. Музыкально – дидактические игры 8. Вокальная импровизация - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 1 Слуховой анализ - 1 0,5 1 0,5 Мини-конкурс Урок-игра - 0,5 0,5 Выполнение задания индивидуально Открытое занятие Педагогическое наблюдение 9. 10. Итоговое занятие Воспитываем и познаем 4 1 4 1 8 11. 12. Резервные часы Праздники (календарные) Итого 8 23 4 1 36 Класс-концерт 1.3.2 Содержание учебного плана I года обучения Настоящий вариант программы отличается своим конкретным содержанием. Музыкальный материал максимально приближается к играм и сказкам. Игровой метод ведения занятия является ведущим. Особое внимание уделяется тематической цельности занятия. Почти на всех занятиях присутствует элемент импровизации и сказка. Главное – опора на различные способы самовыражения ребенка, на различные виды детского творчества. Пение, как один из важнейших компонентов начального музыкального воспитания, входит во все разделы работы с детьми. Оно помогает вырабатывать чистую интонацию, готовит детей к сознательному освоению нотного текста. 1.Введение в образовательную программу Игра-знакомство «Спой свое имя», рассказ о содержании предмета «Музыка»; вводный инструктаж по технике безопасности; беседа о правилах поведения на 8 музыкальных занятиях, во время игр, перемен, во время массовых мероприятий и праздников. Освоение певческой установки; игровая программа; разучивание музыкального приветствия-прощания. 2. Вокально-хоровая деятельность Освоение певческой установки; умение одновременно начинать и заканчивать пение и понимать дирижерский жест; пение простейших попевок и песен в небольшом диапазоне, работа над чистотой интонирования; умение петь мягко, естественным, негромким звуком; дышать, не поднимая плеч, распределяя дыхание на фразу; правильно выговаривать слова; умение передавать в пении эмоциональное содержание. Практические занятия 2.1 Прослушивание песни. 2.2 Беседа и анализ музыкально – художественного содержания песни. 2.3 Разучивание по этапам: - Настройка на первом звуке; - Разучивание мелодии по фразам в медленном темпе с текстом; - Объяснение по фразам непонятных и труднопроизносимых слов; - Работа над чистотой интонирования; - Работа над ритмическим ансамблем; - Работа над четкостью дикции и правилами орфоэпии; - Пение небольшими группами с сопровождением фортепиано и без него; 2.4 Исполнение песни и солирование по желанию детей. Работа над художественным образом и всеми программными умениями проходит в течение всех занятий по разучиванию песни. Для активизации слухового внимания детям предлагаются игровые задания: - «Поделим песенку» (пение по фразам поочередно); - «Допой песенку» (допевание фраз на “mf”, “p” и беззвучно); - «Споем песенку без звука» (артикуляционная работа). Предлагаемый репертуар 1. Попевки: «Ай, ду-ду» р.н.п.; «Спите, куклы» Е. Тиличеева; «Ехали медведи» М.Андреев; «Артистка» Д. Кабалевский; «Мышка знает неспроста» детская потешка. 2. Песни: «Рябина» И. Габели; «Танец осенних листочков» А. Филиппенко; « Ах, какая осень!» З. Роот; 9 «Осень,осень наступила» (см. фонограмму + текст) «Слово на ладошках» Е. Поплянова; «Веселые медвежата» Е. Поплянова; «Два утенка» Е. Поплянова; «Новогодняя» А. Филиппенко; «Зимняя пляска» М. Старокадомский; « Игра в снежки» Н. Вересокина; «Наша Родина» Е. Тиличеева; «Под бумажным парусом» В. Дементьев; «Будем моряками» Ю. Слонов; «Солнце, лей лучи» А. Жилинский; « Такой подарок маме» Г. Левкодимов; «Самая хорошая» В. Иванников; «Про бабушку» Ю. Слонов; «Сороконожки» Е. Поплянова; «Солнечные зайчики» Е. Поплянова; «Веселый музыкант» А. Филиппенко; «Здравствуй, лето!» Г. Струве. 3.Восприятие музыки Введение ребенка в мир музыки побуждает его к эмоциональному сопереживанию и осознанию ее содержания. Путь приобщения к музыке идет от целостного восприятия к осознанию особенностей музыкальной речи, а затем опять к целостному восприятию, но на более высоком уровне, поэтому каждое произведение обязательно должно звучать на двух и более занятиях. На первом – прослушивание и определение эмоционального содержания. На следующем – повторное прослушивание и подробный анализ, и опять прослушивание целиком. Основные задачи: - Накопление музыкальных впечатлений, - Обогащение восприятия детей разнохарактерными интонациями; - Формирование умения анализировать музыкальное произведение, подбирать соответствующие эпитеты для характеристики звучащей музыки; - Знакомство с тремя простейшими жанрами, знакомство с детской музыкой, классическими и народными произведениями; - Привитие навыков культуры слушания музыки; - Формирование начала музыкального вкуса; - Знакомство с народным песенным творчеством, культурным наследием родного края. Практические занятия 3.1 Внимательное прослушивание произведения от начала до конца; 3.2 Рассказ о своих музыкальных впечатлениях, чувствах, образах, возникших в процессе музыкального восприятия; 10 Определение эмоционального настроения музыки и средств музыкальной выразительности (лад, динамика, темп, тембр и др.) Определение жанра музыки и формы музыкального построения; Подбор движений (пластики), соответствующих характеру звучащей музыки; 3.3 В конце полугодия – музыкальная викторина на основе прослушанных произведений. Предлагаемый репертуар: Песни Е. Тиличеевой: «Солнышко», «Дождик», «Гроза», «Мама поет», «Эхо», «Бубенчики», «Колыбельная кукле», «Что у осени в корзине», «О чем плачет дождик», «Осень бродит по лесам»; Пьесы И. Арсеева: «Три медведя», «Красная Шапочка», «Слон и Моська», «Машин день», «Дедушка и внук», «В гости», «Мама и папа»; «Снег» М. Ройтерштейн; П.И. Чайковский пьесы «Детского альбома»: «Зимнее утро», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Неаполитанская песенка», «Полька»; «Музыкальные загадки» В. Агафонников; «Ежик» Д. Кабалевский; Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковский; Народные песни: «Валенки», «Я на печке молотила». «Ой ты, зима – белая метелица». 4.Музыкально-теоретические знания Основная задача раздела состоит в ознакомлении детей со средствами музыкальной выразительности: ладом, мелодией, ритмом, регистром, формой построения, тембром, жанром: 4.1Тайны музыкального звука: звук музыкальный и звук шумовой. Свойства музыкального звука - звуковысотность, продолжительность. Мелодия. «Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино», графическая запись мелодии. 4.2«Стук да стук – каждый звук» - ритм. Длительность звуков. Сказка «Дружная семья». Графическая запись длительностей. Ритмослог “та” и “ти”, слова на ладошках, «музыкальная молчаночка» - пауза, длительность пауз, музыкальная пульсация. «Сколько в музыке шагов» - 2х, 3х-дольный размеры музыки. 4.3 «Громко-тихо запоем», сила звука – динамика. «Сказка про кота», обозначения динамических оттенков. 4.4 «Темные и светлые краски в музыке» - лад. Два лада – мажор и минор. Сказка про 2-х братьев. 4.5 «Кто быстрей приедет в гости?» Темп в музыке: медленно – умеренно – быстро. 4.6 «Догадайся, кто поет?» Окраска звука – тембр, тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов. Регистры. Освоение понятий: тембр, регистр. Творческие задания на тему: «У кого какой голос?» 11 4.7 Музыкальные картинки. Форма музыкального произведения 2х-частная, 3хчастная, вариативная. Знакомство с понятием «сюита». 4.8 «Три кита в музыке», знакомство с первичными музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Определение характера музыки. Творческие задания на определение и сочинение мелодий: марша, песни, польки, колыбельной для куклы и др. Определение характера музыки. Практические занятия В процессе музыкальной деятельности дети учатся: - Следить за движением мелодии; - Сравнивать звуки по высоте; - Определять на слух лад, динамику, темп, регистр; - Слышать музыкальную фразу, показывать ее рукой; - Прохлопывать ритмический рисунок песни или попевки; - Определять тембры знакомых музыкальных инструментов; - Различать на слух первичные музыкальные жанры: песню, танец, марш; - Определять на слух изменение темпа и динамики; - Осваивать нотную (графическую) запись; - Импровизировать мелодические и ритмические рисунки. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Игры – игровые задания. Развитие звуковысотного слуха: «Определи, какие звуки – музыкальные, а какие – шумовые», «Угадай колокольчик», «Лесенка-чудесенка». Развитие чувства ритма: Имена и ритмы (прохлопать ритмический рисунок своего имени), «Барабан и барабанчики», «Прогулка», Ритмическое «Эхо», «Вспомни елочный наряд», «Слово на ладошках». Развитие ладового чувства: игра «Солнышко-тучка» (игра с использованием карточек «солнышка» и «капельки») Развитие динамического слуха: игра «Колобок». Развитие тембрового слуха: игра «Догадайся, кто поет?»,игра – хоровод « Ой вставай, вставай Антошенька», Для обогащения словарного запаса детей музыкальными понятиями. Игра «Поймай музыкальное слово». 5.Детский оркестр Задачи этого вида деятельности: 12 - Уметь исполнять простейший ритмический рисунок, основанный на чередовании четвертных и восьмых длительностей, в качестве ритмического аккомпанемента к попевкам, песням; - Уметь выбрать соответствующий инструмент для «оркестровки произведения»; - Уметь исполнять на простейших музыкальных инструментах метрическую пульсацию; - Уметь читать ритмическую запись (партитуру); - Уметь импровизировать в игровой миниатюре; - Исполнять мелодии, построение на интервалах ч.1, м-б.2, м-б.3. Практические занятия 5.1 Знакомство с названием инструментов и их звучанием. 5.2 Освоить ритмические длительности и ритмическую запись произведения, уметь «ориентироваться» в партитуре. 5.3 Освоение приемов игры на инструментах: ложках, треугольнике, бубне, маракасах, металлофоне и др. Играть мелодически и ритмически несложные песни и пьесы; 5.4 Понимать и выполнять основные дирижерские жесты: внимание, вступление; окончание. 5.5 Играть небольшими ансамблями (2-3 инструмента), осваивая свою партию. Играть в оркестре без ошибок, помарок и остановок. Предлагаемый репертуар Ритмический аккомпанемент: «Две лошадки» Ф.Лещинская; «Дождик» А.Александров «Барабан и маленькие барабанчики». Оркестровка: «Латвийская полька»; «Веселые медвежатки» (игра с пением) Е. Поплянова; «Пестрый колпачок» Г. Струве. «Начинаем перепляс» С.Соснин Импровизации: «Солнечные зайчики» Е. Поплянова «Утята» Е. Поплянова 6.Сольфеджио (Ладовая сольмизация) Для активного развития внутреннего слуха у детей применяется ладовая сольмизация. Метод относительной ладовой сольмизации дает возможность пения в различных диапазонах, соответственно голосовым возможностям детей. 13 Каждая ступень лада имеет свое словесное обозначение: “Но” – I “Ле” – II “Ви” – III “Та” – IV “Зо” – V “Ра” – VI “Би” – VII, а также свой ручной знак. Пение по ручным знакам – первый этап подготовки к чтению нот. Практические занятия В области сольфеджио дети должны освоить характерные ладовые интонации: 6.1 пение на 1 звуке; 6.2 нисходящая интонация V-III; 6.3 восходящая интонация V-VI; 6.4 V-III-I ступени; 6.5 II-I ступени; 6.6 V-VI-V-III ступени; 6.7 нисходящее движение V-VI-III-II-I ступени; 6.8 восходящее движение V-VI-VII-I ступени; 6.9 сольфеджировать с условным названием ступеней и показом ручных знаков; Для развития ритмического слуха использовать язык ритмослогов: целая “та-а-а-а”, половинная “та-а”, четверть “та”, восьмые “ти-ти”, пауза “мо” и др. Предлагаемый репертуар для освоения внутриладовых соотношений «В школу» Е.Тиличеева; «Два кота» р.н.п.; «Ехали медведи» М.Андреев; «Маленькая Юлька» словенская нар. п.; «К нам гости пришли» А. Александров; «Праздничная» Т.Попатенко; «Самолет» Е.Тиличеева; «Семеро ребят» И.Микита. 7.Музыкально-дидактические игры Дети должны освоить первоначальные требования: - Уметь передавать в движении характер и содержание музыки; уметь изменять движение в соответствии с изменением характера музыки; - Уметь передавать в движении метрическую пульсацию. 14 Освоить понятие пульса (метра): - Освоить 2х и 3х-дольный метры; - Уметь менять движение в соответствии с изменением жанра, темпа и динамики; - Освоить некоторые элементы пластического интонирования – показ фразы рукой при пении; - В музыкально-двигательных этюдах игрового характера («Кот Васька», «Ой, вставай….», «Горошина» и др.) использовать выразительную мимику и пантомиму. Практические занятия - Прослушивание музыки (песни); - Объяснение правил игры; - Разбор музыкальных образов и движений; - Показ педагогом движений; - Разучивание игры, совместно с педагогом; - Самостоятельная игра детей. Предлагаемый перечень игр для развития вокальной и пластической выразительности при создании образа: «Ой, вставай, вставай, Антошенька» З. Роот; «Кот Васька» Е. Тиличеева; «Горошина» В. Красев; «Веселый музыкант» А. Филиппенко; «Игра в мяч» Н.Александрова; «Сколько знаем мы дождей?». для развития слухового внимания «Услышь сигнал»; «Огуречик»; «Подними ладошки»; «Земля – вода – огонь – воздух»; «Утром рано я встаю»; «Зеркало»; « Паучок»; « Как мы маме помогали…»; « Летит муха». 8.Импровизация - Первая импровизация – звукоподражание животным, птицам; пение на 1-2 звуках; - Импровизация диалогическая, состоящая из 2х строчек: вопрос-ответ; 15 - Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где первый вопрос задает педагог, а дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы. - Импровизации на эмоционально-образную ситуацию. Практические занятия - «Спой свое имя» - на 1-2-3 звуках; - «Спой песенки»: котенка и взрослой кошки; птенчика и мамы-птицы; - «Спой колыбельную кукле» на слог “баю-бай”; - «Музыкальная перекличка, педагог-ребенок» (вопрос-ответ); - Допой песенку (до тоники): «Лифт», «Ваза», «Скворцы», «Лужи» - на стихи В.Шленского; - Импровизирование отдельных фраз: «Самолет» Н.Найденова; «Поезд» М.Ивенсен. - Импровизация-диалог: «Ножки, ножки, где вы были?» Н.Френкель; «Почему сегодня Петя просыпался десять раз» А.Барто; «Где ты была сегодня, киска?» С. Маршак; «Кто копытом бьет “цок-цок”» С. Маршак. 9.Итоговое занятие Праздник-концерт «Ах, лето – веселая пора!» (совместно с родителями и педагогами ГДДТ). 10. Воспитываем и познаем 2023 год – Год педагога и наставника. Поэтому в целях формирования у детей представления о профессии учитель, важности и значимости его труда, доброжелательного отношения к школе включены новые темы для бесед с обучающимися. Беседы с обучающимися на темы: - «О технике безопасности на занятиях в Доме Творчества»; - «Обычаи, обряды, традиции народов России»; - «О чистоте и здоровье»; - «Край, в котором мы живем»; - «Учитель в классе – самый главный, он добрый друг, наставник Практические занятия: - «Давайте познакомимся!» (занятие - игра); - «Краски осени» (осенний праздник); - «Здравствуй, Новый Год!» (новогодний праздник); - «Мамин празник» (открытое занятие); 16 славный». - «День космонавтики» (тематическое занятие) - «Песни Победы» (тематическое занятие); - «Ах лето, веселая пора» (праздник-концерт). К концу первого года обучения обучающиеся должны знать: - основные музыкальные понятия: звуковысотность, ритм, динамика, темп, лад, тембр; - основные музыкальные жанры; - знать и соблюдать певческую установку; - знать и выполнять основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, окончание. уметь: - отличать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; - отражать характер музыки с помощью пластического интонирования; - воспроизводить простейшие внутриладовые соотношения и элементарные ритмические рисунки. приобрести навыки: - чистого, выразительного пения с сопровождением; - сольфеджирования в относительной системе; - владения детскими музыкальными и ритмическими инструментами; - умения «читать» ритмическую партитуру; - элементарного слухового анализа музыкальных произведений. 1.3.3 Учебный план II года обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов тео пра ре- кт. тич. 1 - Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности. 2. Вокально-хоровая деятельность 2.1. Ознакомление с песней (восприятие) 2.2. Беседа-анализ 2.3. Разучивание и работа над песней 1. 2.4. Исполнение 17 Формы аттестации, диагностики и контроля все го 1 Беседа 2 3 5 1 - 1 Слуховой анализ 0.5 0,5 0.5 1.5 1 2 - 1 1 Беседа Выполнение практического задания Анализ творче- ской работы 3. Восприятие музыки 3.1. Знакомство с музыкальным произведением (восприятие) 3.2. Беседа-разбор эмоциональнообразного содержания музыки 3.3. Сравнительный анализ произведения 4. Музыкально-теоретические знания 4.1. Чувства и настроения в музыке 1 0,5 1 - 2 0,5 Слуховой анализ 0,5 0.5 1 Беседа - 0,5 0,5 Фронтальный опрос 3 3 6 0,5 0.5 1 4.2. Изобразительность в музыке 0,5 0.5 1 4.3. «Природа и музыка» 0,5 0.5 1 4.4. «Музыкальный зоопарк» 0,5 0.5 1 4.5. Музыкальные инструменты 0,5 0.5 1 4.6. «Музыка моей родины» 0,5 0.5 1 5. Детский оркестр 5.1. Знакомство с произведением и его разучивание 5.2. Знакомство с партитурой произведения и его освоение 3 0,5 3 0.5 6 1 1,5 1,5 3 5.3. Работа над ансамблем 1 1 2 6. Сольфеджио 6.1. Мелодия «шагает (поступенное движение) 6.2. Мелодия «прыгает» (трезвучие) 6.3. «Звуки выстроились в ряд - получился звукоряд» 2 1 3 1 5 2 1 - 1 1 2 1 - 1 1 - 1 1 7. 8. Музыкально-дидактические игры Вокальная импровизация 18 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Слуховой анализ Выполнение группового практического задания Анализ творческой работы Слуховой анализ Слуховой анализ Выполнение практического задания Занятие-игра Выполнение индивидуального практического задания 9. Праздник (Выпускной бал) - 1 1 10. Воспитываем и познаем 4 4 8 Итого 16 20 36 Итоговое занятие Педагогическое наблюдение 1.3.4 Содержание учебного плана II года обучения Все понятия, знакомые детям, будут при повторении закреплены, расширены и углублены. Изложение музыкального материала строится по различным видам музыкальной деятельности. Занятие строится так, чтобы в нем органично сочетались старый и новый музыкальный материал, знакомые и новые понятия. На каждом занятии обязательно проводятся дидактические музыкальные игры на определение регистра, лада, жанра, метра, формы и ее элементов и т. д. Почти на каждом занятии проводится работа по вокальной импровизации.. Предполагается неоднократное обращение к музыкальному материалу в процессе работы на занятии музыки. Регулярно повторяются наиболее важные, предназначенные для запоминания песни и пьесы в форме игры на узнавание пьес, как материал для знакомства с новыми понятиями. Вводное занятие Музыкальное приветствие педагога с детьми. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа-напоминание о правилах поведения на занятиях во время массовых мероприятий и во время перемен. «А недавно было лето» (детские впечатления). Игровая программа. Музыкальное прощание. 2. Вокально-хоровая деятельность Перед педагогом и детьми ставятся более сложные задачи: - дети должны овладеть певческой установкой; - уметь петь округлым, полетным, естественным звуком, используя мягкую атаку; - уметь петь в диапазоне d1-c2, используя в основном примарные тона; - уметь протягивать гласные звуки при пении; главная задача – освоение навыка кантилены; - уметь выстраивать первый звук в начале пения; - овладеть правильным певческим дыханием, за счет увеличения фразы увеличивать продолжительность певческого выдоха; - продолжить работу по овладению вокальной орфоэпией, правильным формированием гласных, четким ясным произношением согласных в конце слова; - уметь петь в разных темпах, усиливая или ослабевая звучание, смягчать концы музыкальных фраз; - уметь точно выполнять ритмический рисунок; 19 - в процессе разучивания песен использовать высотное тактирование; - понимать дирижерский жест, одновременно начинать и оканчивать пение; - эмоционально, осмысленно и выразительно исполнять песни. Практические занятия: 2.1 Прослушивание песни. 2.2 Анализ художественно-выразительных средств песни. Характер музыки и связь с содержанием песни. Связь пения с речью, выразительность речи и речевые интонации в музыке. 2.3 Поэтапное разучивание песни и одновременно с этим работа над художественной выразительностью исполнения. Унисон, внимание к дирижерским жестам, пение без сопровождения (a capella) и в сопровождении фортепиано. 2.4 Исполнение-показ песни, как правило, на календарных и тематических праздниках, во время детских утренников. Практические задания Пропеть сложный мелодический фрагмент песни и показать жестом движение мелодии (пластическое интонирование); Прохлопать сложный ритмический эпизод. Предлагаемый репертуар 1. Попевки «Галя» украинская нар. п. «Едет воз» А. Березняк, «Мы умеем чисто мыться» М. Иорданский, «Ехали по реке» А. Филиппенко, «Весна» Т.Чудова, «Елка» М. Раухвергер. 2. Песни «Озорная тучка» З. Роот «Муха-Цокотуха», хор из детской оперы, М.Красев «Урожай собирай!» А. Филиппенко, « Осень» А. Арутюнова «Скворушка прощается» Т. Попатенко, «Промелькнуло лето» Ю. Слонов, «Пешком шагали мышки» В.Калистратов, «Хитрая лисичка» Е. Поплянова, «Здравствуй, зимний праздник!» В. Витлин, «Елка-елочка» Т. Попатенко, «У Дедушки Мороза – горячая пора» А. Журбин, «Музыка зимы» З.Роот, «Игра в гостей» Д. Кабалевский, «Будем в армии служить» А. Чичков, «Песня о пограничнике» С. Бугославский, «Мамина песенка» Р. Парцхаладзе, 20 «Серенада для девочек» Ю. Олиферов, «Смешные нотки» З. Роот, «Прощай, наш Родничок!» С.Соснин, «В добрый час» Т. Попатенко, «Маленькая страна» И.Николаев. «Гимн России», А. Александров. 3.Восприятие музыки Задачи, которые ставятся перед педагогом и детьми в области слушания музыки, можно рассматривать в качестве основных путей решения общих задач музыкального образования детей: - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание своих впечатлений и умение выразить их словами, движениями, рисунками; - Умение вслушиваться в музыку (игра «Кто дольше слышит звук»); - Умение слушать музыкальное произведение от начала до конца; - Умение различать основные средства музыкальной выразительности; - Умение определять на слух первичные жанры; - Умение запомнить прослушанную музыку, узнавать ее при повторном звучании; - Умение сравнивать близкие по характеру и контрастные музыкальные произведения; - Умение осознанно воспринимать 2х и 3х-частные формы; - Знать композиторов: П.И.Чайковского, С. Прокофьева, К. Сен-Санса, Д. Кабалевского, Э. Грига, М. Глинку. Практические занятия 3.1Послушать внимательно музыку и рассказать о настроении (характере) произведения; 3.2 Подобрать как можно больше схожих по смыслу слов для определения характера музыки; 3.3Рассказать о содержании вокальных произведений (пересказать своими словами); Найти выразительные и изобразительные моменты в произведении; . 4.Музыкально-теоретические знания 4.1 Чувства и настроения в музыке. О чем рассказывает музыка, какие чувства и эмоции передает. Как музыка раскрывает художественный образ. Развитие музыкального образа. Практическое задание: «Такая разная осень» - три состояния: грусть, созерцательность, радость: - Прослушать, дать определение настроению каждой песни; 21 - К каждой песне подобрать нужную цветную карточку и объяснить, почему этот цвет соответствует музыке; - Придумать как можно больше слов, чтобы рассказать о характере музыки. 4.2 Изобразительность в музыке Музыка передает (изображает) звуки природы: шелест листьев, щебет птиц, шум ветра, стук дождя. Кто услышит музыку утренней зари, сияющего солнца? Пьеса Э.Грига «Утро» - яркий пример изобразительной музыки. Практическое задание: Внимательно прослушать пьесу «Утро»; Рассказать о своих впечатлениях и представлениях; - Рассказать о том, как изменяется музыка (используя знакомые музыкальные термины – динамика, тембр); - Показать жестами наиболее яркий момент изобразительности (поднять руки вверх в момент «восхода солнца»). 4.3 Природа и музыка Закрепление 2-х первоначальных тем раздела: выразительности и изобразительности музыки. Обучение детей умению различать средства музыкальной выразительности и изобразительные приемы в музыке на новом музыкальном материале. Практические задания: Найти в музыке выразительные и изобразительные фрагменты: «Грустный дождик» Д. Кабалевский, «Осенняя песнь» П.И. Чайковский, «Подснежник» П.И. Чайковский, «Кукушка-невидимка» Р.Шуман. 4.4 Музыкальный зоопарк Знакомство с творчеством французского композитора К. Сен-Санса. Зоологическая фантазия «Карнавал животных». Развитие образной речи детей. Умение находить характеристики музыкального образа того или иного персонажа. Освоение понятий “композитор”, “пьеса”. Практическое задание: - Передать в движениях, пантомиме характерные черты изображаемых животных: льва, слона и др. 4.5 Музыкальные инструменты Знакомство с различными музыкальными инструментами, их звучанием, тембром и выразительными возможностями. Практические задания: - Узнать инструмент по звучанию (скрипка, виолончель, фортепиано и др.); 22 - Отгадать загадки с названием инструментов. 4.6 Музыка моей Родины Приобщение к национальной культуре и традициям русского народа; народные песни, хороводы, частушки, потешки и др. Практические задания: Разучивание хороводов, потешек, частушек: «Дуня-тонкопряха», «Милый мой хоровод», «Как в лесу-лесочке…», «Комарочек», «Ой, ниточка, тоненькая…» для их последующего использования в качестве игрового материала на занятиях. Знакомство с государственной символикой: Флагом, Гербом и Гимном России, а также с ее историей. Слушание «Патриотической песни», хора «Славься» из.оп. «Иван Сусанин» М. Глинки Практическое задание: - Прослушивание гимна в записи; - Разбор непонятных и труднопроизносимых слов; - Поэтапное разучивание и исполнение. 5. Детский оркестр Дети должны: - Уметь «читать» ритмическую партитуру; - Уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность; - Овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте; - Овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения другими детьми различных партий в несложных, хорошо знакомых произведениях. Практические задания: - Игра «Сравниваем» (звучание диатонических колокольчиков); - Игра «Осенняя сказка» - Игра «Гроза» по разработанному «сценарию» - каждый инструмент играет свою роль: маракасы – порыв ветра, металлические тарелочки – молнию, барабан – раскаты грома, треугольник – капли дождя. Предлагаемый репертуар «Полька Анна» И. Штраус «Полька» И.О. Дунаевский «Вальс – шутка» Д.Д. Шостакович «Память» Э.Л. Уэббер 23 6.Сольфеджио Расширяются и углубляются знания детей об основных средствах музыкальной выразительности на более сложном музыкальном материале. Ведется работа по дальнейшему освоению лада. Дети определяют на слух тонику, устойчивые и неустойчивые ступени. Дети должны уметь: - Определять на слух песенки-интервалы в объеме от м3 до б6; - Понимать и использовать основные термины: ритм, мелодия, мажор, минор, трезвучие, а также уметь читать ритм в объеме изученных длительностей; Практические задания: 6.1 Определение на слух движения мелодии : поступенное и трезвучие; 6.2 Игра «Светофор» (умение определять на слух трезвучие); 6.3 Игры «Угадайка», «Где, чья песенка». Музыкальный материал «Птичка-певунья», «Мышка знает неспроста» попевка «Птичка» Т. Попатенко, «Едет, едет паровоз» Г. Эрнесакс, «Весна» Т.Чудова, «Сапожник», «Раз, два, три, четыре, пять» нар.прибаутка, «Лягушки», «Как пошли наши подружки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п. 7. Музыкально-дидактические игры Дети должны уметь: - Передавать в движении характер музыки, менять характер движения в связи с изменением эмоционально-образного содержания музыки; - Передавать в движении ощущение метрической пульсации, чередование сильных и слабых долей; - Слышать и передавать в движении динамические оттенки и их изменения. Практические задания: Игра «У кого что внутри» (развитие образного мышления); «Игра в гостей» (освоение понятия «Диалог»; «Песенка рыбок» Е. Тиличеева, а также наиболее полюбившиеся из ранее разученных игр. Предлагаемый репертуар 24 «Марш», «Танец», Е. Марченко, «Дождик» А. Александров, «Лягушки» В. Ребиков, «Игра в мяч» Н. Александрова, 8.Вокальная импровизация Практические задания: Тексты импровизации разучиваются заранее. I. Импровизации-диалоги: – Который час? Говорила мышка мышке: – Двенадцать бьет. «До чего люблю я книжки! – Кто вам сказал? Не могу я их прочесть, – Знакомый кот! Но зато могу их съесть!» II. Сочинение мелодий в жанрах: Марша: – Левой, правой… На парад идет отряд! Польки: – Фокус-покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале… Вальса: – Жил-был один замечательный слон, Вальс танцевал замечательно он. 9. Итоговое занятие «Прощай, наш Родничок» выпускной бал (совместно с родителями и педаго гами ГДДТ). 10. Воспитываем и познаем Беседы с обучающимися на темы: «О технике безопасности на занятиях в Доме Творчества»; «Традиции и праздники родного краяа»; «Дружба народов – сила страны»; «Человек среди людей»; «Игра «В школу». Практические занятия: «Звуки и краски осени» (осенний праздник); «Здравствуй, Новый Год!» (новогодний праздник); «Маленькая мисс» (праздничный конкурс); День Победы (тематическое занятие); 25 «Прощай, наш «Родничок»(выпускной бал). К концу второго года обучения обучающиеся должны знать: - основные музыкально – теоретические понятия и свободно оперировать ими; - музыкальные произведения некоторых отечественных и зарубежных композиторов – классиков в объеме учебного плана; уметь: - прослеживать развитие музыкального образа и словесно передавать свои музыкальные впечатления; - импровизировать на заданные эмоционально – образные ситуации; приобрести навыки: чистого, выразительного интонирования с сопровождением фортепиано и без сопровождения, с использованием фонограмм; - свободного чтения ритмических партитур; - заинтересованной и слаженной деятельности в оркестровом коллективе; - культуры сценического поведения. 1.4. Планируемые результаты: Предметные. - Формирование общих музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, ладового чувства. - Владение певческими навыками: чистотой интонирования (пения), координацией слуха и голоса, дикцией, дыханием, выразительностью. Личностные. - Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. - Формирование чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, родному краю. Метапредметные. - Формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности. - Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач. 26 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа «С песенкой по лесенке» реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющим высшее профессиональное образование и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 1.5.2 Материально – техническое обеспечение (оборудование) - оборудованный кабинет; - наличие освещения; - электрические розетки; - стулья для детей; - фортепиано; - магнитола; - инструменты детского музыкального оркестра; - диатонические колокольчики; - фонотека с необходимым музыкальным материалом; - пюпитры для детского оркестра. 27 Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий. 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график представлен в рабочей программе 2.2 Формы контроля и аттестации Педагогический контроль первого года обучения № п/п Вид контроля 1 2 3 4 Открытое занятие («Осень – чудная пора) Новогодний праздник Праздник «Папа может» Праздник «Для милых мам» Сроки выполнения (месяц) ноябрь декабрь февраль март Педагогический контроль второго года обучения № п/п Вид контроля 1 Открытое занятие (совместно с ИЗО) «Звуки и краски осени» Конкурс «Маленькая фея» «День Победы» Праздник Выпускной праздник 2 3 4 Сроки выполнения (месяц) ноябрь март май май 2.3 Диагностический инструментарий Отслеживание результатов развития певческих навыков: Чистота интонирования Низкий уровень Средний уровень Ребёнок самостоятельно Чисто интонирует лишь отрезки песни. чисто интонировать не может Поёт чисто с музыкальным сопровождением Проговаривает слова 28 Высокий уровень Верно и чисто исполняет мелодию песни. Интонирует чисто без музыкального сопрово- ждения песни в определённом ритме Координация между слухом и голосом Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Ребёнок не слышит, что поёт неверно Ребёнок слышит, что поёт неверно, но исправить качество исполнения не может Ребёнок слышит, что поёт неверно, исправляет качество исполнения Средний уровень Высокий уровень Дыхание Низкий уровень Дыхание поверхностное Старается экономить рефлекторное дыхание, но на фразы дыхания не хватает Длительный фонационный выдох, умение дышать между фразами Дикция Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Слова не понятные, отсутсвуют твердые окончания слов Текст понятен, но не выделяются слова, имеющие смысловую нагрузку. Правильное произношение слов и звуковых сочетаний в процессе пения Выразительность исполнения Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Исполняет не выразительно, безэмоционально, равнодушно. Понимает и «проживает» песню, но эмоционально выразить не может Исполняет эмоционально, передавая характер и настроение песни Отслеживание результатов развития общих музыкальных способностей: Критерий Чувство ритма низкий неточное воспроизведение ритмического рисунка знакомой песни Музыкальная неумение повторить Уровни усвоения средний незначительные ошибки в воспроизведении ритмического рисунка песни частичное воспроиз29 высокий точное воспроизведение ритмического рисунка знакомой песни точное повторение память Ладовое чувство простую мелодию ведение мелодической фразы отсутствие слухового незначительные внимания ошибки в определении внутриладовых соотношений мелодии умение анализировать слуховые представления Отслеживание результатов личностного развития Критерий 1 Умеет переживать и чувствовать музыку, подбирать образные выражения, характеризующие настроения, чувства переданные в музыке; проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности. Критерий 2 Имеет представление о своей стране, флаге, гербе, гимне РФ, о Москве; может рассказать о родном городе, крае. Имеет представление о Российской Армии, Дне Победы, о наших духовных ценностях. Итоговый показатель - низкий уровень – ребенок не имеет представлений по указанному критерию; - средний уровень – ребенок имеет частично усвоенные, неполные представления по критерию; - высокий уровень – ребенок имеет полностью усвоенные представления по критерию. Отслеживание метапредметных результатов Критерий 1 Критерий 2 Итоговый показатель Пользуется конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации. Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. Имеет навыки самостоятельной работы, способен сосредоточенно действовать в течение занятия (35 мин.) - низкий уровень – ребенок не имеет представлений по указанному критерию; - средний уровень – ребенок имеет частично усвоенные, неполные представления по критерию; - высокий уровень – ребенок имеет полностью усвоенные представления по критерию. 30 2.4 Методическое обеспечение программы - Разработка открытых занятий, оформление конспектов открытых занятий. - Подготовка дидактического материала: раздаточный материал для раздела «Музыкально – теоретические знания», аудиозаписи для разделов «Вокально – хоровая деятельность», «Восприятие музыки», наглядный материал для раздела «Сольфеджио», партитуры для каждого оркестрового произведения в разделе «Детский оркестр». Формы проведения занятий: - учебное занятие; - игра; - сказка; - репетиция; - открытое занятие; - праздник. Методы обучения: - метод развивающего обучения; - метод репродуктивный; - метод стимулирования музыкально – игровой деятельности; - метод наглядно – слуховой, наглядно – зрительный; - создание ситуации успеха - метод поощрения. Воспитательный компонент Основной смысл воспитательной работы – развитие личности, его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей. Дополнительное образование, как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через содержание, формы и методы работы) воспитательный процесс осуществляется в 2-х направлениях: - основы профессионального воспитания; - основы социального воспитания. Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведение ребенка: - этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов; - культура организации своей деятельности; - уважительное отношение к деятельности других; - понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры. Социальное воспитание обучающихся включает в себя: 31 - формирование коллективной ответственности; - умение взаимодействовать с другими членами коллектива; - толерантность; - стремление к самореализации; - соблюдение нравственно-этических норм. Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует и анализирует результаты процесса воспитания. Для реализации воспитательных задач запланированы различные мероприятия: - беседы: - «О технике безопасности на занятиях в Доме Творчества»; - «Дружба народов-сила страны»; - «О чистоте и здоровье»; - «Мы – друзья природы»; - «Профессия Учитель»; - «Человек среди людей»; - «Мы любим свой край»; - «Традиции и праздники родного края». - информационные минутки; - участие в памятных мероприятиях. Для сплочения коллектива и реализации общих творческих задач запланировано участие в массовых мероприятиях: - «Давайте познакомимся!» (занятие-игра); - «Здравствуй, Новый Год!» (новогодний праздник); - «День космонавтики» (тематическое занятие) ; - «Песни Победы» (тематическое занятие); - «Прощай, наш «Родничок» (Выпускной бал). 32 2.5 Список литературы: 1. Бердникова Н.В. «Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей», Ярославль. Академия развития, 2007. 2. Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей дошкольников» «Сфера», 2011. 3. Гусева С.И. «Путешествие в музыкальную страну» Феникс, 2019. 4. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М. «Просвещение», 2013. 5. Каплунова И.М. «Этот удивительный ритм» СПб. «Композитор», 2005. 6. Кшенникова Н. Музыкально – дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников. Учитель.,2005 7. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Ростовна-Дону. Феникс. 2008 8. Мерзлякова С.И. «Учим детей петь детей 6-7 лет» М. Сфера, 2015. 9. Равчеева И. Настольная книга музыкального руководителя. Учитель.,2014 10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры – программа музыкального воспитания. М., 2006 11. Радынова О.П.«Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Просвещение», 2011 12. Рытов Д.А. «Домашний оркестр для веселого праздника» СПб. Питер, 2017. 13. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности», Музыкальный руководитель., 2009. 14. Тютюнникова Т.Э. «Веселая шарманка» М. 2005. 15. Фролова Ю. «Веселая музыкалочка» М. Феникс, 2017. 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)