Мир вокруг нас

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
4
1.1.4 Адресат программы
4
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
4
1.1.6 Форма обучения
5
1.1.7 Особенности организации образовательного
5
процесса
1.1.8 Режим занятий
5
5
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
5
1.2.2 Основные задачи программы
5
6
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года
7
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года
7
1.3.3 Учебный план 2 года
10
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года
11
13
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
14
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
14
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
14
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

16
16
16
17
20

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы духовности
личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия
ребенком естественного природного окружающего мира и культуры, созданной
человечеством. В этом возрасте начинается социализация. Устанавливается связь
ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к окружающему миру, культуре. Через понимание
окружающего мира, приобщение к искусству активизируется творческий потенциал
личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление
маленького человека к освоению духовно – нравственных, художественно –
эстетических ценностей.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к
родной речи, к традициям своей семьи, родной стране, воспитание основ
гражданственности – задача первостепенной важности. Любовь к своему дому, к
детскому саду и школе, к городу или поселку, где он родился, чувство восхищения
родным краем – чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с
учащимися дошкольного возраста. Это и будет первым шагом на пути формирования
чувства патриотизма, любви к своей Родине, к культуре русского народа.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» разработана
в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.;
 Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в
образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их
оздоровления»;
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами,
регламентирующим деятельность организации дополнительного образования.
1.1.1 Направленность и вид программы
3

Направленность программы –социально-гуманитарная.
Вид программы – модифицированная.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы состоит в том, что она объединяет учащихся общей
деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости, учит
чуткости по отношению друг к другу;
Содержание программы строится
- на взаимосвязи литературы, изобразительной деятельности;
- в новом взгляде на отношения педагога и учащихся в творческом процессе соавторство, содружество, сотворчество;
- решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и
традициям русского народа и нашего края.
Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции в систему
воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности:
игровую, познавательную, творческую, двигательную.
Целесообразность программы «Мир вокруг нас» заключается в знакомстве
обучающихся с народными традициями, культурой сложившейся в нашей
многонациональной стране, а также изучение культурного наследия нашего региона,
способствует
формированию
гражданской
идентичности,
национального
самосознания подрастающего человека, гражданина своей страны, укрепление
межнациональных отношений. Чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют
эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей
своей семьи, малой родины и страны.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы в том, что содержание программы
состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной
жизни, мир природы. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения
мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром
должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается
тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя
конкретные задания.
Программа направлена на развитие социально-эмоционального интеллекта у
детей дошкольного возраста, способности к саморегулированию своих внутренних
переживаний, ответственному отношению, развитию инициативности и
эмпатийности.
1.1.4 Адресат программы
Программа «Мир вокруг нас» рекомендована детям от 5 до 7 лет. Одна из
характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно
задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не
могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность
пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром –
научиться отвечать на любые вопросы детей.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
4

Уровень программы – общекультурный (ознакомительный)
Срок реализации программы – 2 года.
Объем программы – 72 часа.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в
период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна
реализация программы с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего
(родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть интернет:
гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с
помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Учет в программе возрастных психологических особенностей обучающихся
реализуется посредством обилия игровых заданий для детей, а также путем
построения информационной части занятия в виде сказок, рассчитанных на детей 5-7
лет.
Количество учащихся – 1 год обучения – 15 человек.
2 год обучения – 12 человек.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс,
конкурс, беседа, познавательное
занятие, аукцион знаний, викторина, играпутешествие, экскурсии, обучающие занятия и т.д.
Охрана здоровья и психологического благополучия детей заключается в
соблюдении норм возрастной нагрузки в чередовании умственной и физической
деятельности во время занятий.
1.1.8 Режим занятий
Год обучения

Кол-во часов в
неделю
1
1

1-й год обучения
2-й год обучения
1.2

Кол-во
часов в год
36
36

Кол-во детей в
группе
15
12

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.2.1 Цель программы
Цель: развитие познавательного интереса учащихся посредством знакомства с
окружающим миром.
1.2.2. Основные задачи программы:
Образовательные
5


расширять знания учащихся об окружающем мире (природа, растения,
животные, насекомые, человек и др.);

формировать знания учащихся о литературе (сказки, загадки, потешки),
об изобразительном искусстве;

знакомить детей с традициями и праздниками, государственными
символами, олицетворяющими Россию;

способствовать социализации учащихся.

формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях
коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности;

обогащать знаний о городе Шахты, его истории, достопримечательностях ;
Развивающие

развивать личностные интегративные качества: наблюдательности,
ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу, творческие
способности учащихся;

прививать познавательный интерес к изучению родного города, края;

совершенствовать навыки познавательной творческой деятельности

стимулировать творческую активность;
Воспитательные

прививать интерес и уважительное отношение к окружающему миру
(миру природы, животному миру, миру людей), к литературе, музыке,
изобразительному искусству;

формировать целостность личности, обладающей широким кругозором,
запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно
существование человека в окружающем нас мире;

воспитывать у учащихся потребность работать вместе и радоваться
успехам не только своим, но и успехам других;

воспитывать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,
желание сохранять и приумножать богатства города, края.

воспитывать любовь к Родине, родному краю через знакомство с
культурой своей страны, города, культурному наследию своего народа;
Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их
психического, интеллектуального и физического развития.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы возможны индивидуальные занятия,
занятия с малым или переменным составом групп.
Темы программы могут быть сокращены или расширены. Возможна
корректировка программы. Задания могут изменяться и дополняться в зависимости
от творческих способностей, требований и интересов детей. Программа может быть
реализована за счет уплотнения материала.
На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного
отбора. Возможно зачисление на второй год - по итогам тестирования по выявлению
уровня подготовленности и развитости детей.
6

1.3.1 Учебный план 1 года обучения
Таблица №1
№
п

Всего

Теория

1

1

2.

Введение в
образовательную
программу. ПТБ.
Мир растений.

6

3

3

3.

Животный мир.

8

4

4

4.

Человек и природа.

4

2

2

5.

География

4

2

2

6.
7.

Человек изменяет землю
В краю Тихого Дона.

4
5

2
3

2
2

8.

Воспитываем и познаем

3

1

2

9.

Итоговые занятия.
Викторина: «Что? Где?
Когда?»
Всего

1

1

36

19

п/п
1.

Тема

Практика

Формы
контроля

Беседа;
Анализ
текущих работ
Беседа, опрос
Играпутешествие
Практическая
работа
Беседа, опрос
Игра
–
путешествие
Игра
–
путешествие
Тестирование

17

1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
Введение в образовательную программу.
Что нас окружает. (1 час)
Что такое окружающий мир? Что у нас под ногами? Камни их разнообразие и
красота. Что нас окружает? Правила техники безопасности. Работа с карточками.
Мир растений (6 ч).
Разнообразие растений. (1 час)
Что растёт на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными
представителями комнатных растений и растений цветника. Работа с карточками.
Что нам подарила осень. (1 час)
Беседа «Что нам осень подарила?» Игры «Чудесный мешочек», «Кто скорее
соберет?». Тестирование. Коллективная аппликация «Осенний пейзаж»
Деревья твоего двора. (1 час)
7

Что это за деревья? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя
и осенняя окраска деревьев. Сосна и ель. Разнообразие семян и плодов. Игра:
«Угадай дерево по листу».
Растения сада и огорода. (1 час)
Разнообразие овощей и фруктов. Игра по карточкам: «Во саду ли, в огороде?».
Сказочная викторина: «Посадил дед репку».
Осень золото роняет. (1 час)
Осенние изменения в природе. Выбор осенней одежды. Встреча с братцем
Сентябрем. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Осенние листья, работа в
альбоме - аппликация
Исчезающие растения. Охрана растений. «Красная книга». (1 час)
Редкие растения. Почему исчезают различные виды растений. Зачем их нужно
охранять? Как создаётся «Красная книга» Работа в альбоме.
Мир животных (8 ч).
1.
Когда жили динозавры. (1час)
Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают
динозавров. Земля времён юрского периода: Растения и животные. Просмотр
фрагмента «Прогулки с динозаврами». Работа с картинками «Папоротник» (древний
лес, Каменный уголь, современный лес).
2.
Травоядные динозавры и динозавры хищники. (1час):Стегозавр,
диплодок, тираннозавр и другие. Просмотр фрагмента фильма «Прогулки с
динозаврами». Работа в альбоме.
3.
Летающие динозавры. (0,5час)
Летающие гиганты и карлики. Рамфоринхи и птерозавры. Просмотр фрагмента
«Прогулки с динозаврами». Работа в альбоме «Летающие динозавры»
4.
Потомки динозавров. (0,5 час)
Земноводные – потомки динозавров, живущие в наше время: (крокодилы,
ящерицы, лягушки, черепахи). Работа с кроссвордом.
5.
Обитатели морей и океанов. (1 час)
Разнообразие рыб и животных коралловых рифов. Работа в альбоме.
6.
Домашние животные. (1 час)
Помощники человека: кошка и собака. Просмотр фрагмента фильма о кошках.
Работа с таблицей «Найди маму малышу».
7.
Дикие животные. Дикие животные России.(1час).
Хищные животные: медведи, тигры, рыси, волки, лисы. Травоядные животные:
лоси, олени, кабаны. Просмотр и обсуждение фильма о белых медведях.
8.
Дикие животные дальних стран. (1 час)
Дикие животные жарких стран: слоны, верблюды, жирафы, бегемоты, кенгуру,
зебры, обезьяны. Работа с таблицей: «Кто где живет?»
9.
Насекомые и пауки. (1 час)
Насекомые: пчёлы, мухи, стрекозы, бабочки, осы, кузнечики, муравьи, жуки.
Пауки. Рисуем насекомых в альбоме.
Человек и природа. (4ч)
1.
Нервная и кровеносная системы человека. (1 час)
Мозг, нервы, кровь, сердце и лёгкие человека. Работа в альбоме.
8

2.
Пищеварение человека. (1 час)
Пищеварительная система человека. Желудок, почки, печень, зубы. Работа в
альбоме.
3.
Органы чувств человека. (1 час)
Знакомство с органами чувств: нос, глаза, уши, язык, кожа (проба: мягкое,
твёрдое, гладкое, шершавое, мокрое, сухое, холодное, тёплое).
4.
Будем здоровы! (1 час)
Витамины. Почему овощи и фрукты надо мыть перед едой, почему нужно
чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью, правила подготовки ко сну. Игра
«В здоровом теле – здоровый дух».
География (4 ч).
1.
Наша Земля. (1 час)
Рельеф: горы, холмы, равнина, пустыня, река, озеро, океан. Рисунок «Мой край
родной»
2.
Волшебная вода. (0,5час)
Вода соленая и пресная. Круговорот воды в природе. Природные водоёмы океан, море, озеро, река и т.д. Вода на службе человека. Работа с кроссвордом
«Водоемы».
3.
Невидимка - воздух. (0,5 час)
Дождь, гроза, буря, снег, лёд, град, облака, ветер. Стихийные явления. Рисунок
на тему «Природные явления». Наблюдения «Погода родного края»
4.
Что такое время. (1 час)
Дать представление о времени, знакомство с понятием «минута», «час», «время
суток», «дни недели».
2.
Времена года. (1 час)
Природные изменения по временам года. Работа в альбоме: «4 времени года».
Человек изменяет землю (5 ч).
1.
Откуда в наш дом приходит вода. (1 час)
Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Работа в альбоме.
2.
Откуда в наш дом приходит электричество. (1 час)
Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с
электроприборами. Рассказ по плакату.
3.
Что вокруг нас может быть опасным? Один дома. (1 час)
Бытовые приборы и правила обращения с ними. Работа в альбоме. «Рисунок
«Мой безопасный дом»
4.
Что вокруг нас может быть опасным? На улице. (1 час)
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Игра:
«Светофор».
5.
Путешествие в мир профессий. (1 час)
- знакомство с основными профессиями: (врач, учитель, почтальон, продавец,
шофёр, парикмахер, лётчик, машинист, инженер и т. д). Игра «Все профессии важны,
все профессии нужны» Профессии нашей семьи. Рассказ об интересных профессиях
своих родственников. Рисунок « Кем я хочу стать»
В краю Тихого Дона (5ч).
9

1.
Моя страна - ведь нет тебя красивей. (1 час)
Где мы живем. Беседа на тему: «Мы живем в Ростовской области». Презентация
«Рождение города». Игра-путешествие «История нашего края». Составление
рассказов о городе. Заочная экскурсия по улицам города, рисунок«Город, в котором я
живу». Обсуждения рисунков. Главные символы Ростовской области
2.
Природа и животный мир Дона. (1 час).
Уникальность степной природы. Деревья, цветы и травы. Животные лесостепной
зоны. Работа с карточками. Беседа «Мой край родной – Казачий» Изготовление
аппликации «Дом моего детства»
3.
Птицы нашего края. (1 час)
Птицы наших лесов и парков: дятлы, совы, сороки, синицы, воробьи, вороны,
голуби, соловьи, ласточки, орлы, кукушки, лебеди. Работа с картинкой-раскраской.
4.
Фольклор малой Родины (1час)
Беседа «Фольклор – духовное богатство народа. Детский фольклор:
колыбельные песни, бабушкины сказки, игры, считалки, песни». Беседа «Моя
любимая сказка»: «На свет родился, с соседом породнился» - знакомство с народами
края. История Георгиевской ленты»
5.
Как наши предки защищали Родину? (1час)
Беседа о защитниках Родины нашего края. Изготовление поздравительной
открытки «Наши Защитники». Просмотр видеофрагмента «Возложение цветов к
Мемориалу памяти погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны 194145 годов в городе Шахты». Рисунок «Символы Российской Федерации»
Воспитываем и познаем (3 ч).
Воспитательная работа проводиться на всех занятиях по тематике.
Познавательные беседы «Правило поведения на дорогах», «День Победы», Игра –
путешествие «Путешествие в страну здоровья», «Родословная моей семьи», беседа
«День Отечества»,
Викторина «Мой папа служил». Изготовление открыток
«Любимой мамочке» «Золотые руки бабушки».
Итоговое занятие: Викторина: «Что такое? Кто такой?». (1 час)
Проверка теоретических и практических знаний
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
Таблица №2
№
п/п
1.
2.

Тема
Вводное занятие.
ПТБ.
Растительный мир.

Всего

Теория

Практика

1

1

8

4

4

3.

Животный мир.

8

4

4

4.

Человек и его тело.

7

4

3

10

Формы
контроля
Беседа
Практическая
работа, опрос
Практическая
работа
Практическая

5.

География.

5

3

2

6.

Астрономия.

2

1

1

4

1

3

1

1

36

19

7.
8.

Воспитываем и
познаем
Итоговое занятие:
«Наша родина Россия».
Всего

работа.
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа, игры
Практическая
работа,
творческая
работа

17

1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
Вводное занятие (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Солнце, воздух, вода, растения, животные –
окружающая нас природа. Входной контроль. Знакомство учащихся с окружающим
миром. Правила техники безопасности. Природа живая и неживая. Работа с
картинкой-раскраской.
Растительный мир (8 ч).
1.
Мир растений. (1 час)
Разнообразие мира растений. Деревья, кусты, травянистые растения. Сходство и
различия. Растительное сообщество. Игра с карточками «Куст, дерево, трава».
2.
Строение растений. (1 час)
Части растения: ствол, стебель, корни, листья. Работа с картинкой-раскраской.
3.
Части растений. (1 час)
Части растения: цветы, плоды, семена. Работа с картинкой-раскраской «Найди
семена».
4.
Деревья. (1 час)
Многообразие деревьев. Деревья лиственные и хвойные. Фруктовые деревья.
Кора и годовые кольца. Разгадывание кроссворда. Презентация «Природа Ростовской
области»
5.
Кустарники. (1 час)
Кустарники декоративные и ягодные. Игра по карточкам «Орехи, ягоды, цветы».
6.
Травы. (1 час)
Какие бывают травы. Сорняки и лекарственные травы. Игра «Корзинка с
секретами».
7.
Злаки. (1 час)
Злаковые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, рис. Игра «Хлеб да
каша – пища наша».
8.
Технические растения. (1 час)
Для чего человек выращивает хлопчатник и подсолнечник. Откуда пришла
одежда. Ткачество на рамке.
11

9.
Овощи. (1 час)
Овощи – кладовая витаминов. Капуста, лук, картофель и другие огородные
растения. Кроссворд «Овощи».
10.
Грибы. (1 час)
Удивительные растения – грибы. Игра по карточкам «Съедобное – не
съедобное».
Животный мир (8 ч).
1.
Многообразие животного мира. (1 час)
Многообразие животного мира. Дикие и домашние животные. Рисуем в альбоме
животных.
2.
Домашние животные. (1 час)
Помощники человека: кошка и собака. Просмотр фрагмента фильма о кошках.
Кроссворд «Домашние животные».
3.
Дикие животные. (1 час)
Дикие кошки: тигр, лев, пума и другие. Просмотр фрагмента фильма о льве.
Просмотр фильма о белых медведях.
4.
Дикие животные Ростовской области. (1 час)
Дикие животные Ростовской области: (кабаны, олени, сайгаки, лошади, волки,
лисы, зайцы, ежи, белки, бобры и другие).
Работа с картинкой-раскраской. Презентация «Знакомство с животными моего
края»
5.
Дикие животные дальних стран. (1 час)
Дикие животные жарких стран: слоны, верблюды, жирафы, бегемоты, кенгуру,
зебры, обезьяны. Работа с таблицей: «Кто где живёт?».
6.
Когда жили динозавры. (1 час)
«Динозавр» – «ужасная ящерица». Какие были динозавры: стегозавр, диплодок,
тираннозавр. Работа в альбоме: «Рисуем динозавра».
7.
Птицы. (1 час)
Птицы наших лесов и парков: дятлы, совы, сороки, синицы, воробьи, вороны,
голуби, соловьи, ласточки, кукушки, лебеди, орлы. Работа с картинкой-раскраской.
«Птицы, которые живут возле нас»
8.
Домашние птицы. (1 час)
Домашние птицы: куры, гуси, утки и другие. Игра «Кто где живет»
9.
Рыбы и морские животные. (1 час)
Рыбы и морские животные: киты, акулы, дельфины, моржи, тюлени и другие.
Работа в альбоме: «Рисуем морских животных».
10.
Насекомые и пауки. (1 час)
Насекомые: пчёлы, мухи, стрекозы, бабочки, осы, кузнечики, муравьи, жуки.
Пауки. Рисуем насекомых в альбоме.
Человек и его тело (7 ч).
1.
Человек и его тело. (1 час)
Скелет человека и мышцы, кожа, ногти, волосы. Работа с картинкой-раскраской.
2.
Нервная и кровеносная системы человека. (1 час)
Мозг, нервы, кровь, сердце и лёгкие человека. Работа в альбоме.
12

3.
Пищеварение человека. (1 час)
Пищеварительная система человека. Желудок, почки, печень, зубы.
4.
Органы чувств человека. (1 час)
Знакомство с органами чувств: нос, глаза, уши, язык, кожа (мягкое, твёрдое,
гладкое, шершавое, мокрое, сухое, холодное, тёплое).
5.
Будем здоровы! (1 час).
Как сберечь здоровье: питание, закаливание, режим. Упражнения утренней
зарядки.
6.
Мир профессий. (1 час)
Знакомство с
удивительным миром профессий: Игра по карточкам
«Профессии». Игра – лото «Что, какой, профессии подходит»
7.
Что вокруг нас может быть опасным. (1 час)
Будь осторожен с огнём! Электроприборы. Викторина: «Можно – нельзя».
География (5 ч).
1.
Знакомство с географией. (1 час)
Карты, глобус, компас. Презентация «Наша планета Земля», рисунок «План моей
местности»
2.
Природные явления. (2 час)
Дождь, гроза, буря, снег, лёд, град, облака, ветер. Стихийные действия.
3.
Времена года. (2 час)
Природные изменения по временам года. Работа в альбоме: «4 времени года».
Астрономия (2 ч).
1.
Космос, Земля. (1 час)
Солнечная система. Работа в альбоме над схемой Солнечной системы.
2.
Строение Земли. (1 час)
Строение Земли, земная кора, мантия, ядро. День – ночь. Рисунок строение
земли в альбоме.
Воспитываем и познаем (4ч).
Воспитательная работа проводиться на всех занятиях по тематике.
Познавательные беседы «Правила поведения на дорогах», «Бессмертный полк».
Игра – путешествие «Путешествие в страну дружбы», «Путешествие по стране
знаний», «День Отечества», Викторина «Мир вокруг нас». Презентация «Символы
Российской Федерации». Открытка для папы «Портрет папы».
Итоговое занятие: «Наша Родина - Россия».
Рассказ «Что такое герб, его назначение». Символика страны и города.
Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города.
Аппликация: «Наш флаг». Рассматривание герба на монетах, документах. Правила
поведения при прослушивании гимна.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе у детей формируются следующие
Метапредметные результаты:
13


будет самостоятельно организовывать своё рабочее место;

будут развиты креативные способности, художественное мышление,
интерес и любовь к природной среде;

будет иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

будет сформирована потребность в самостоятельности, ответственности,
активности и саморазвитии;

будет уметь анализировать предлагаемую информацию и описывать
картины окружающего мира.
Личностные результаты:

будет умело применять полученные знания в окружающей среде;

будут сформированы такие качества как: трудолюбие, добросовестное
отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и
результатам труда;

будут грамотно оценивать свою работу, находить ее
достоинства
и недостатки;

будут развиты познавательная и творческая активность, фантазия;

соблюдать общепринятые нормы поведения и правила общения;

будут воспитаны навыки ведения здорового образа жизни и личной
гигиены.
Предметные результаты:

будут иметь представление о мире природы и людей, как целостной
системе;

будут знать важные исторические события родного города и края, о
родной стране, городе;

будут знать национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ,
предметы быта, элементы народного творчества;

будут знать признаки времен года;

будут иметь представления о различных природных явлениях (дождь,
снегопад, ветер, листопад);

будут уметь различать объекты живой и неживой природы;

будут уметь различать зверей, птиц, рыб, насекомых.

1.5.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.5.1 Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей
квалификационной категории, дипломированным специалистом, имеющим навыки
практической работы, обладающим достаточными знаниями в области педагогики,
психологии детей дошкольного возраста.
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение программы. Для организации и
осуществления образовательно-воспитательного процесса необходимо следующие
материально-техническое обеспечение:
14




















помещение для занятий оборудованное столами и стульями;
магнитно-маркерная доска и магниты для неё;
качественное освещение;
доска и мел;
рабочая тетрадь, альбом и цветные карандаши для каждого обучающегося.
Дидактическое обеспечение программы:
разработки по темам;
тематические карточки с заданиями и упражнениями по изучаемой теме;
презентации к занятиям;
наглядный материал: картинки животных, природы, растений и др.
Наглядные пособия:
Альбом «Времена года»
Альбом «Космос»
Альбом «Человек и его строение»
Альбом «Домашние и дикие животные»
Альбом «Птицы»
Альбом «Растительный мир»
Условия достижения наилучшего результата:
Профессиональная компетентность педагога;
Познавательная заинтересованность обучающихся;
Наличие развивающей среды.

15

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам
обучения.
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
Вводный контроль – диагностические задания по критериям с целью выявления
начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится индивидуально или с
подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В
соответствии с результатами диагностики содержание программного материала
корректируется.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых
упражнений, дидактических игр.
Промежуточный контроль проводится по критериям с целью проверки качества
усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знания,
тестовых заданий и упражнений.
Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей по
критериям, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Результативность программы будет проверяться через наблюдение,
диагностику и тестирование, устный опрос, викторины, а также через активность
учащихся на занятиях, их участие в жизни объединения.
После каждой темы проводится текущая диагностическая работа, что позволяет
составить полное представление о психическом развитии детей.
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Тестирование. Для проверки знаний разработаны тематические тестовые
материалы для итогового контроля в конце обучения. Отслеживаются: уровень
знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными
раздаточными материалами (карточками), умение анализировать и решать творческие
задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 5-балльной системе по разработанным критериям и
показателям. Сумма балов по 5 показателям:
До 17 баллов выставляется низкий уровень;
18-22 балла – средний уровень;
23-25 баллов – высокий уровень.
Критерии оценки знаний, умений и навыков для детей
1 критерий – Представление о неживой природе
Показатели:
1. Знания различий между живой и неживой природой
16

2. Знание планет солнечной системы
3. Знание времен года, месяцев,
4. Знание дней недели
5. Знание агрегатных свойств воды
2 критерий – Представление о живой природе
Показатели:
1. Знание видов растений их плодов
2. Знание видов грибов
3. Знания видов животных
4. Знание видов птиц
5. Знание видов насекомых
3 критерий – Представление о человеке
Показатели:
1. Знание строения человека
2. Знание органов чувств
3. Представление о правилах безопасности
4. Знание правил дорожного движения
5. Знание названия страны, города, адреса, государственных символов
4 критерий – Навыки работы с пластилином
Показатели:
1. Применение конструктивного способа лепки. Лепка отдельных частей изделия
и соединение их друг с другом.
2. Умение применять пластические способы лепки. Приемы: раскатывание,
придание формы изделию, вытягивание, разрезание и надрезание стекой.
3. Применение комбинированного способа лепки. Лепка из целого куска и
отдельных частей, приемы оттягивание, прищипывание, разрезания стекою,
сглаживания пальцами.
4. Умение самостоятельно выбрать цвет, пропорцию частей изделия
5. Умение изготавливать изделие по образцу.
5 критерий – Навыки работы с бумагой
Показатели:
1. Складывание бумаги гармошкой и вырезание одного элемента. В результате
получаем много одинаковых фигур.
2. Вырезание фигур по шаблону. Деление их на две или несколько частей.
3. Навыки работы в технике оригами. Использование базовых форм «воздушный
змей», «треугольник», «дверь», «книжка» и т.д
4. Умение приклеивать композицию по образцу.
5. Скручивание бумаги конусом, целиндром.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
На занятиях применяются следующие методы обучения:
 индивидуальная работа;
 групповая работа;
 игровой метод работы;
 комбинированные занятия;
17

 метод сказкотерапии;
 метод проектов;
 участие в мероприятиях.
Охрана здоровья и психологического благополучия детей заключается в
соблюдении норм возрастной нагрузки в чередовании умственной и физической
деятельности во время занятий.
Формы аттестации:
Так как программа предназначена для обучения дошкольников, то аттестация по
ней не предусмотрена.
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров:
- любознательность;
- уверенность в своих силах;
- положительное отношение к себе и другим;
- инициативность и самостоятельность ребенка;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
Воспитательная работа. Воспитание - деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства,
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа обеспечивает развитие личностных качеств обучающихся, таких как
благородство, рассудительность, честность, доброта, вежливость; а также воспитание
чувства патриотизма, уважения друг к другу и к старшим.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного
образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым
обучающимся и формирование детского коллектива.
Индивидуальная работа помогает ребенку адаптироваться в новом детском
коллективе, занять в нем достойное место, формирует в ребенке уверенность в своих
силах, стремление к постоянному саморазвитию, способствует удовлетворению его
потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Формирование
детского
коллектива
происходит
через
создание
доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы
ощутить себя необходимым и значимым; использование различных форм массовой
воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести
социальный опыт.
Учащиеся программы участвуют в воспитательных мероприятиях внутри как
творческого объединения, так и в мероприятиях МБУ ДО ГДДТ г. Шахты.

18

1.
Мероприятия патриотического характера: День Победы, День Защитника
Отечества, Памятные даты, беседы в творческом объединении о героизме, подвигах
соотечественников, мужестве народа и т.д.
2.
Общенародные – Международный женский день «8 Марта».
3.
Интеллектуальные – олимпиады и конкурсы в объединении.
4.
Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий» в объединении.
Важную роль занимает работа с родителями, при которой решаются вопросы
организационного значения, подбираются актуальные и действенные методы работы
с обучающимися. Вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания детей
помогает выстроить образовательный и воспитательный маршруты для каждого
ребенка, и становится непрерывным механизмом, так как родители помогают
закреплять то, что было дано учителем. Формы работы с родителями: родительское
собрание, индивидуальная беседа, анкетирование, информирование в социальных
сетях.
Таким образом, процесс воспитания и обучения в дополнительном образовании
построен таким образом, чтобы действовать в неразрывном единстве, затрагивать все
сферы деятельности ребенка и тем самым достигать результатов.

19

Список литературы
Для педагогов
1. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А., Белова, И.К. Здравствуй,
мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей./А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А.
Акимова, И.К. Белова.– М.: Баласс, 2006. – 304 с..
2. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет ООО ТЦ
Сфера-М 2011
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей
группе группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
4. Носкова, Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста. / Т.А. Носкова Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
– Киров: «ЛОНА-ПЛЮС», 2008. – 232 с.
5. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. / А.А.
Плешаков. - М.: Просвещение, 2007. – 498с.
6. Постников, А.М. За синими горами: повести и очерки об истории
Нязепетровска и района. / А.М Постников. – Челябинск: Дом печати, 2002. - 335с.
7. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина, М.: «Просвещение», 1984,
120-с.
8.Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких, СПБ.: «Кристалл», 2004, 50с.
9.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных, М.:
«Просвещение», 2003, 86-с.
10.Нуждина П.Д. Энциклопедия для малышей, Ярославль: «Академия развития»,
2001, 190-с.
11.Плавильщиков Н.Н. Юные любители природы, М.: «Молодая гвардия», 1955,
120-с.
12.Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов, М.: «Новая школа», 2000, 65-с.
13.Воронкович О.А.: «Добро пожаловать в экологию!»-СПб., «Детство-Пресс»,
2003.
14.Бианки В.В. «Лесная газета»,-М., 1990.
15.Фефилова Е.П., Поторочина Е.А.: Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир».
Пособия для детей и родителей
1. Серия: «Наша планета Земля», «Времена года», «Фрукты», «Овощи»,
«Ягоды», «Насекомые», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». М.: МозаикаСинтез,2005 (рабочая тетрадь).
2. Серия раскрасок для детей: «Растения водоемов», «Полевые и луговые
цветы», «Овощи», «Фрукты», «Электрические приборы» М.: Мозаика-Синтез, 2005
(рабочая тетрадь).
2. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» М.:
Мозаика – Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).
3. Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких.- СПБ.: Кристалл.1998, 85-с.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей.- Ярославль: Академия развития,
1998, 243-с.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».