СОДЕРЖАНИЕ №п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 7 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года 8 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года 9 1.3.3 Учебный план 2 года 14 1.3.4 Содержание учебного плана 2 года 15 1.3.5 Учебный план 3 года 19 1.3.6 Содержание учебного плана 3 года 21 23 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 24 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 24 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 24 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 25 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 25 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ 25 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 27 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 30 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Адажио» разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей», содержание программы «Адажио» направлена на реализацию задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, культурного наследия регионов, а также формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. К тому же согласно Концепции, в программу включен модуль «Воспитываем и познаем», направленный на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения. Танец - одно из древнейших видов искусства, волшебный мир, в котором с помощью языка тела и музыки можно выразить любое чувство. Танец раскрывает многогранность национальных традиций народа. С помощью 3 танцевальной лексики можно раскрыть историю народа, его настоящее и будущее. Показать все позитивные и негативные стороны человеческой натуры. Танец повышает эмоциональное и физическое здоровье человека, т.е. гармоничное единство тела, разума и души, помогает раскрыть внутренний мир человека, сформировать в детях уверенность в себе, упорство трудолюбие, помогает оценить красоту музыки и движения. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьников являются базовые национальные ценности. В их числе – патриотизм, традиционные российские религии, искусство и литература. 1.1.1 Направленность и вид программы Направленность программы –художественная Вид программы – модифицированная. 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы состоит в том, что в отличие от типовых данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце. Сейчас наиболее востребованным видом хореографии является такое танцевальное направление как народный танец и современные направления хореографии, которые включают в себя множество стилей и подвидов, совмещая так же в себе основы классической хореографии. Все они очень динамичны, но в то же время имеют свою очередность и подразумевают под собой хорошее владение телом, подвижность и хорошо развитую координацию, а так же дает много возможности для импровизации и самовыражения. Легкость и плавность, либо жесткость и агрессивность- танец всегда найдет своих истинных поклонников. Ключевой особенностью программы является её направленность на ознакомление обучающихся с культурой сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного наследия нашего региона, это способствует формированию гражданской идентичности, национального самосознания подрастающего человека, гражданина своей страны. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Танцевальное искусство учит детей 4 красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по программе способствуют формированию высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является синтез видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели обучения, акцент ставиться на изучение народной хореографии которая включает в себя множество современных стилей и взаимодополняют друг друга. 1.1.4 Адресат программы Программа рекомендована для детей в возрасте от 9 до12 лет. 1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации Уровень программы – общекультурный (базовый) Объем программы – 648 часов. Срок реализации программы - 3 года 1.1.6 Форма обучения. Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий. 5 Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего (родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Начать заниматься в кружке может любой ребенок без хореографической подготовки. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца, развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе. Принимаются все желающие дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования групп проводиться первичная диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и хореографических данных. 1.1.8 Режим занятий Год обучения Кол-во часов в неделю 1-й год обучения 4 2-й год обучения 6 3 - й год обучения 8 1.2 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа 4 раза в неделю по 2 часа Кол-во часов в год Кол-во детей в группе 144 15 216 12 288 10 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы Цель - приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. 6 1.2.2. Основные задачи программы: Обучающие обучить основам классического, народного танца, современных направлений хореографии; развить физическую выносливость; формировать навыки исполнения экзерсиса у станка и на середине; формировать навыки ансамблевого мастерства; формировать навыки публичного выступления, умения держать себя на сцене; познакомить обучающихся с разными видами и стилями хореографии через учебную и художественно- творческую деятельность. ознакомить с историей возникновения народного танца, ознакомить с основами музыкальных жанров и стилей; ознакомить учащихся с лучшими образцами народной хореографии, с творчеством ведущих хореографических ансамблей. Развивающие развить эмоциональную отзывчивость на музыку, развить музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, мышление, чувство ритма; развить координацию, развить навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных; формирование личностных качеств: познавательной и жизненной активности, самостоятельности, коммуникабельности, дисциплинированности, формирование волевых качеств, Воспитывающие: воспитать трудолюбие и дисциплинированность; формировать навыки самостоятельной работы над танцевальным номером, формировать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; формировать у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России. воспитывать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 1.3.1 Учебный план 1 года обучения № Наименование тем Количество часов Т П В 1 - 1 Формы диагностики, контроля 1. Вводное занятие. 2. Основы классического танца 6 2.1 История становления отечественной школы классического танца 2.2. Поклон, постановка корпуса 2.3 Позиции рук, ног, головы 2.4 Деми плие, Релеве 2.5 Батман тандю, жетте 2.6 Прыжки сотте 27 33 Выполнение практических заданий, контрольное занятие 3. Основы современных направлений 6 в хореографии 3.1 Изоляция 3.2 Упражнения для позвоночника 3.3 Координация 3.4 Уровни 3.5 Кросс. Перемещение в пространстве 3.6 Комбинация. Импровизация 27 33 Выполнение практических заданий Промежуточн ый контроль 4 Акробатика 4.1 Перекаты, кувырки 4.2 Упоры 4.3 Шпагаты. Стретчинг 4.4 Равновесия 4.5 Стойки 4 16 20 Текущий контроль 5. Партерная гимнастика 2 5.1 Упражнения для стоп 5.2 Упражнения на выворотность 5.3 Упражнения на гибкость вперёд 5.4 Упражнения на развитие гибкости назад 5.5 Силовые упражнения 5.6 Упражнения на развитие шага 10 12 Педагогическ ое наблюдение Текущий контроль 8 6. Актерское мастерство 2 6.1 Упражнения для сплочения коллектива 6.2 Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности 6 8 Промежуточн ый контроль Показательное занятие для родителей 7. Перестроения 7.1 Виды и способы перестроений 7.2 Танцевальные шаги 10 12 Опрос. Контрольные упражнения. Анализ. 8. Просмотр видео материала 8 8 Опрос, анализ Промежуточн ый контроль 9. Концертная деятельность 8 8 Участие в фестивалях, конкурсах 10. Воспитываем и познаем 2 1 11. Итоговое занятие. Итого: 24 7 8 1 1 120 144 Педагогическ ое наблюдение Концерт 1.3.2 Содержание учебного плана 1-й год обучения 1.Вводное занятие. Беседы по технике безопасности. Правила поведения в танцевальном классе Знакомство с коллективом и структурой занятий 2. Основы классического танца Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение занятия идет соответственно программе по классическому танцу - от простого к сложному. Занятия классическим танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов классического танца и его комбинаций на середине зала, а также постановку танцевальных номеров. 9 В начале обучения курсу классического танца следует ограничиться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение и корректировка правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Эти упражнения разучиваются на середине зала. Упражнения классического танца способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений. 2.1. История становления отечественной школы классического танца. Роль А.Я Вагановой. 2.2. Поклон, постановка корпуса. Методика выполнения поклона. Экзерсис у станка 2.1. Поклон. Постановка корпуса (в выворотном положении лицом к станку, со 2-го полугодия – держась за станок одной рукой); 2.2. Позиции рук, ног, головы Позиции ног — 1, 2, 3, 5, 6; 2.3. Релеве, деми плие, 2.4. батман тандю по 1, 6 позициям Экзерсис на середине зала. позиции рук –, 1, 2, 3 Повороты на двух ногах по 6 позиции. 3. Основы современных направлений в хореографии. 3.1 “Изоляция”. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперёд-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмёрка», твист, шейк. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперёд-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать кресты и квадраты с разных точек. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмёрка» shimmi, Ielly roll. Движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и не выворотной ногой. 3.2 «Упражнения для позвоночника»: Flat bask вперёд, назад и в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twist и спираль.Contraction, release, high release. Положение arch, low back, curve и body roll (“волна”- передняя, задняя, боковая). 10 3.3 «Координация» Свинговое раскачивание двух центров. Параллель и оппозиция двух центров. Принцип управления “импульсивные цепочки” Координация движений рук и ног, без передвижения. 3.4 «Уровни» Основные уровни: - стоя, сидя, лёжа. Упражнения стрэчхарактера в различных положениях. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счёта. Упражнения на contraction и release в положении «сидя». Движения изолированных центров. 3.5 «Кросс». Перемещение в пространстве. Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и вперёд-назад. Шаги по квадрату. Шаги с мультипликацией Основные шаги афро-танца. Трёхшаговые повороты и полуповороты на двух ногах. Триплеты с продвижением вперёд, назад и по кругу. Прыжки: hop, jump, leap. 4. Акробатика – это раздел гимнастики с упражнениями на силу, ловкость, прыгучесть и баланс (удержание равновесия или эквилибристика). Выполнение акробатических элементов требует хорошей растяжки мышц и подвижности суставов. Поэтому, раздел «Основы акробатики» — посвящён базовым основам акробатики и развитию гибкости для выполнения упражнений. Акробатические упражнения, развивающие вестибулярный аппарат (ориентировку в пространстве) и способствующие освоению различных сальто. 4.1 Перекаты, кувырки: а) группировка сидя. Из положения сидя согните ноги, возьмитесь руками за середину голеней, голову наклоните на грудь, колени разведите и прижмите к груди. Сделайте упражнение несколько раз подряд, ускоряя движения. То же в положении приседа. То же в положении лежа на спине; б) перекаты назад и вперед из упора присев. Возьмитесь руками за голени и, уплотняя группировку, сделайте перекат назад, до опоры на шею и голову; не останавливаясь и сохраняя группировку, сделайте перекат вперед и встаньте в упор присев, не помогая себе руками. То же, начиная перекат из основной стойки, захватывая группировку во время прилучше на мягкой опоре (на мат ковре, одеяле и т. д.) Для проверки правильности усвоения можно выполнить упражнение на полу. Мягкое (без удара) исполнение говорит о том, что кувырок или перекат освоен хорошо. Каждое упражнение разучивайте вначале в медленном темпе и выполняйте 2-3 раза подряд. Всего по 4-8 раз каждое. По мере усвоения делайте подряд по 3-5 кувырков или перекатов, повторяя такую серию 5-10 раз. 4.2 Упоры — упражнения, укрепляющие мышцы рук, туловища и служащие подводящими к стойкам на руках. 4.3. Шпагаты — упражнения, способствующие развитию гибкости. Это качество необходимо в большинстве видов спорта, так как гибкость позволяет, увеличивать амплитуду движений, предупреждает возможные растяжения мышц при падениях и резких движениях Акробаты широко используют различные шпагаты в вольных упражнениях, парах и групповых пирамидах. Выполнение мостов способствует развитию силы, гибкости, кроме того, они являются подводящими к выполнению переворотов вперед и назад. 11 4.4 Равновесия — упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы ног и спины. Акробатами Тело прогнуто, голова приподнята, смотреть вперед, используются в вольных упражнениях, парных и в групповых пирамидах. 4.5Стойки. Стойки на лопатках — упражнения, укрепляющие мышцы спины и рук и подводящие к выполнению Стойки выполняются из седа на полу перекатом назад. Стойка на груди — упражнение, укрепляющее, мышцы туловища, шеи, рук. Оно служит подводящим к выполнению стоек на предплечьях. Стойки на голове — одни из основных акробатических упражнений для начинающих, укрепляющих, мышцы шеи, туловища, рук, подводящих к выполнению стоек на руках. Используются в одиночных, парных и групповых упражнениях. Стойки на руках — упражнения, укрепляющие мышцы рук и туловища. Выполняются в вольных, парных и груп Руки на ширине плеч, пальцы вперед, разведены и слегка согнуты.Выполнение мостов способствует развитию силы, гибкости, кроме того, они являются подводящими к выполнению переворотов вперед и назад. 5. Партерная гимнастика 5.1. Упражнения для стоп Методика выполнения упражнений для стоп 1. Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах. 2. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции. 3. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции. 4. Releve на полу - пальцах в VI позиции у станка. 5.2. Упражнения на выворотность Методика выполнения упражнений на выворотность 1.Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1. 2." Лягушка": а) сидя, б) лежа на спине, в) лежа на животе;) сидя на полу руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса. 5.3. Упражнения на гибкость вперед Методика выполнения упражнений 1."Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы. 2."Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются. 3. Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах) 12 4. Наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны, взгляд перед собой. 5.4. Упражнения на развитие гибкости назад Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз-«поза сфинкса». Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы. Стоя на коленях, скручивание корпуса с наклоном вправо назад, правой рукой коснуться левой пятки, и упершись в нее, подать бедра сильно вперед. 5.5. Силовые упражнения Силовые упражнения для мышц живота Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз. "Уголок" из положения - сидя, колени подтянуть к груди. Стойка на лопатках с поддержкой под спину. Силовые упражнения для мышц спины." Самолет". Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища. "Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно. Отжимание от пола. "Обезьянка". Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения. 5.6. Упражнения на развитие шага Прыжки.Temps sauté по VI позиции. Подскоки на месте и с продвижением. На месте перескоки с ноги на ногу. "Пингвинчики". Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами. Прыжки с поджатыми ногами Упражнения на гимнастической скамейке. Ходьба, ходьба с закрытыми глазами на носках, стойка на одной ноге. Приставной шаг, повороты на 90° , 180° на носках, на одной ноге. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину и в высоту с разбега. 6. Актерское мастерство 6.1. Упражнения для сплочения коллектива. Упражнения «Фигуры», «Интеллектуальный футбол», «Ассоциации», «Готовим подарки» и др. 6.2. Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. «Повтори», На актерскую фантазию «Додумай», «Смена ролей», импровизация, цепочки ассоциаций и др. 7. Перестроения 7.1. Виды и способы перестроений Стандартные, линейные, круговые, комбинированные, без геометрических форм, многоплановый рисунок. 7.2. Танцевальные шаги простой танцевальный шаг с носка; шаг на полупальцы; шаг на пяточках; шаг на внутренней и внешней стороне стопы; 13 переменный шаг с носка; боковой приставной шаг. 8. Просмотр видеоматериала. Просмотр своих номеров (работа над ошибками) Просмотр классических постановок Просмотр постановок современной хореографии 9. Концертная деятельность. Участие в мероприятиях и праздниках МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и городского уровня. 10. Итоговое занятие. Открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся). Демонстрация полученных знаний и умений. 1.3.3 Учебный план 2 года обучения № Наименование тем Количество часов Формы диагностики, контроля Т П Всего 1. Вводное занятие. 1 1.1 Беседы по технике безопасности. 1.2 План работы, репертуар 0 1 Опрос 2. Основы классического танца 12 2.1 Ронд де жамб пар тер по 1 позиции 2.2 Батман фондю 2.3 Полуповорот ен деор и эн де дан 2.4 Батман девлюпе 2.5 Гранд батман жетте 2.6 Прыжки шассе, эшаппе, ассамблее 40 52 Выполнение практических заданий, контрольное занятие 3. Основы современных 12 направлений в хореографии 3.1 Разогрев в современном танце с добавлением свинг 3.2 Кросс 3.3 Лексика 40 52 Выполнение практических заданий Промежуточный контроль 14 3.4 Импровизация 4 Акробатика 4 4.1 Березка, кувырки, стойки, перекаты 4.2 Упражнения на развитие гибкости позвоночника 4.3 Стретчинг 17 22 Текущий контроль 5. Партерная гимнастика 5 5.1 Комплекс динамических упражнений на гибкость 5.2 Комплекс упражнений для стоп 5.3 Комплекс упражнений для развития танцевального шага 5.4 Силовые упражнения 25 30 Педагогическое наблюдение Текущий контроль 6. Актерское мастерство 2 6.1 Упражнения для преодоления двигательного автоматизма. 6.2 Упражнения на развитие внимания, сценического воображения на эмоционально-образную координацию. 8 10 Промежуточный контроль Показательное занятие для родителей 7. Народно-сценический танец 2 7.1 Экзерсис у палки 7.2 Комбинации на середине зала 7.3 Работа над этюдами 18 20 Опрос. Контрольные упражнения. Анализ. 8. Постановочная работа 8.1 Подготовка танца к конкурсу 8.2 Подготовка номера к 75летию Победы ВОВ 8.3 Постановка народного танца 10 10 Опрос, анализ Промежуточный контроль 9. Концертная деятельность 10 10 Участие фестивалях, конкурсах 15 в 10. Воспитываем и познаем 1 11. Итоговое занятие. Итого: 39 7 8 Педагогическое наблюдение 1 1 Концерт 177 216 1.3.4 Содержание учебного плана 2-й год обучения 1.Вводное занятие. Беседы по технике безопасности. План работы, репертуар. 2. Основы классического танца Программа для 2 года обучения строится на изучении новых движений и повторении пройденного материала на 1 году обучения. В самом начале года необходимо проверить правильность и чистоту исполнения. Развитие выносливости и силы происходит за счет ускорения темпа 2.1 Ронд де жамб пар тер по 1 позиции выполняется у станка эн деор и эн дедан. Пассе партер в комбинации. Круговое движение носком по полу от себя, и круговое движение внутрь. 2.2 Батман фондю (мягкий) одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах 2.3 Полуповорот ен деор и эн де дан движение внутрь и от себя 2.4 Батман девлюпе, релевелянт поднимать медленно плавно через точку пассе вперед, в сторону, назад 2.5 Гранд батман жетте большой бросок через положение ноги на носок вперед, в сторону, назад 2.6 Прыжки шассе, эшаппе, ассамблее прыжок с раскрытием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую, прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка в 5 поз 3.Основы современных направлений в хореографии 3.1 Разогрев в современном танце с добавлением свинг. Задача привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В модернджаз танце существуют различные способы разогрева у станка, середине, в партере. Делится на три группы растяжение. Наклоны и повороты торса, третья связана с разогревом ног. 3.2 Кросс передвижение в пространстве шаги, бег, повороты, прыжки, вращения. Этот раздел развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стилистику танца. 16 3.3 Лексика другими словами язык танца: мимика, жест, взгляд, поза-это наполняет содержанием рисунок танца. 3.4 Импровизация. Упражнения на импровизацию, технику релаксации раскрытия потенциальных возможностей пространства, предлагает сотворчество с телом. Позволяет свободно и раскованно двигаться в силу своих физических и эмоциональных возможностей, проявить себя. Существуют слышимые, осязаемые, визуальные направления. 4. Акробатика упражнения на ловкость, гибкость, силу и балансировку 4.1 Березка, кувырки, стойки, перекаты. Вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без проворачивания через голову. Статическое вертикальное положение, при котором находится ногами вверх на лопатках, голове, предплечьях, руках. 4.2 Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Гибкость определяет возможности мускулатуры человека, определяет возможности мускулатуры человека и ее развитие, любые физические нагрузки преодолеваются с легкостью. Вращательные упражнения руками, наклоны, круговые движения корпусом, махи ногой, выгибания, движения тазом и растяжка ног, приседания. расслабления 4.3 Стретчинг - это особые упражнения направленные на развития всего тела, растягивания мышц и укрепления связок. Основные принципы- растягивать по максимуму, расслабить все тело, придать эластичность мышцам, суставамподвижность, укрепить мышцы всего тела. Растягивает сухожилия и мышцы. Виды стретчинга: статический, динамический, пассивный, баллистический. С сопротивлением 5. Партерная гимнастика 5.1 Комплекс динамических упражнений на гибкость Упражнения «Замок», «Карандаш между лопатками», «Кошка под забором», «Взгляд на пятку», «Качалка», «Верблюд», «Кувырок», «Перочинный ножик», «Лотос», «Кузнечик», «Штопор», «Пистолет», «Лук», «Аршин», «Обратная связь» и др. 5.2 Комплекс упражнений для стоп 1. Вытягивание стоп к себе и от себя. 2. Вращения стоп. 3. Сокращение стоп. 4. Потягивания стоп. 5. Ходьба на пятках. 6. Ходьба на носках. 7. Стойка на одной ноге. 5.3 Комплекс упражнений для развития танцевального шага 1. Лежа на полу, battments releve lent на 90º по I позиции во всех направлениях. 2. Лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях 3. Лежа на спине battemebts releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в I позицию вверх. 4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги. 17 5. Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо, и с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука отведена за спину. 6. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить туловище боком вправо, и с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука на левом бедре. 7. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед. 8. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу. 9. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке. 10. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой; б) назад. 11. Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги: а) вперед; б) в сторону; в) назад 5.4 Силовые упражнения Лежа на полу, battements releve lent на 90º по 1 позиции вперед. Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции вперед. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги. Сидя на прямом "полу шпагате", повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину. Сидя на прямом "полу шпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре. 6. Актерское мастерство помогает развить интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Находчивость и фантазию. Воображение и образное мышление. Снимать зажатость. Скованность, активировать познавательный интерес, развить умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, развивать любую способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться, развить чувство ритма и координацию движения 6.1 Упражнения для преодоления двигательного автоматизма «Ртутный шарик», «Цепочка», «Флажок», «Противоположные движения», «Поймай хвост дракона», «Ловишки», «Тропинка» и др. 6.2 Упражнения на развитие внимания, сценического воображения на эмоционально-образную координацию. «Повтори позу», «Слушай хлопок», 18 «Скульптор и глина», «Зеркало», «На берегу моря», «Море волнуется раз…» и др. 7. Народно-сценический танец 7.1 Экзерсис у палки. Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки соскоки, подскоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Постепенное введение в работу суставно-связачного аппарата 7.2 Комбинации на середине зала. Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек. На основе изученных движений. Элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации усложняются движениями рук, наклонами корпуса головы, исполняются в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. 7.3 Работа над этюдами. Основной задачей является закрепление полученных знаний и умений развитие и совершенствования техники танца народов Российской Федерации. 8. Постановочная работа 8.1 Подготовка композиций к конкурсу: ансамблей, малых форм, трио, дуэтов, солистов. 8.2 Подготовка номера ко Дню Победы ВОВ. После просмотра фильмов о войне 1941-1945гг, беседы с воспитанниками о этом периоде времени, постановка концертного номера «Солдатская пляска» 8.3 Постановка народного танца на основе пройденного материала на занятиях народно-сценического танца. Танцевальная композиция «Русская мозаика» 9. Концертная деятельность. Принимать участие в городских новогодних мероприятиях, фестивалях, конкурсах 10. Воспитываем и познаем. «Донское казачество». Символика Российской Федерации. Концерт «Моя МАМА», эстафета «А ну-ка мальчики!», «День Победы», Ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров», «Мой край родной» 11. Итоговое занятие. Открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся). Демонстрация полученных знаний и умений. 1.3.5 Учебный план 3 года обучения. № Наименование тем Количество часов 19 Формы 1. Вводное занятие. 1.1Беседы по безопасности. Т П Всего диагностики, контроля 1 - 1 Опрос технике 2. Основы классического танца 12 2.1 Классический экзерсис у палки 2.2 Классический экзерсис на середине зала 2.4 Аллегро 2.5 Экзерсис на пальцах 2.6 Классический этюд 40 52 Выполнение практических заданий, контрольное занятие 3 Народно-сценический танец 12 3.1 Экзерсис у станка 3.2 Вращения 3.3 Экзерсис на середине зала 3.4 Элементы изучаемые в классе мальчиков. 40 52 Выполнение практических заданий Промежуточный контроль 4. Основы современных 12 направлений в хореографии 4.1 Модерн-танец 4.2 Джаз танец 4.3 Контактная импровизация 40 52 Текущий контроль 5 Акробатика 5.1 Упоры 5.2 Шпагаты 5.3 Равновесия 5.4 Стойки 5 25 30 Педагогическое наблюдение Текущий контроль 6. Партерная гимнастика 4 6.1 Упражнения для гибкости суставов 6.2 Упражнения на улучшение эластичности мышц и связок 6.3Упражнения для воспитания силы стопы 6.4 Упражнения для мягкости рук 17 22 Промежуточный контроль Показательное занятие для родителей 20 6.5 Силовые упражнения 6.6 Упражнения на устойчивость и наработка прыжка 7. Актерское мастерство 2 7.1 Упражнения для развития сценической свободы 7.2 Упражнения на развитие эмоционально-образную координацию движений 14 16 Опрос. Контрольные упражнения. Анализ. 8. Постановочная работа: 2 композиция на основе контемпоррари «Мама не плач», хип-хопа «МК» 28 30 Опрос, анализ Промежуточный контроль 24 24 Участие фестивалях, конкурсах 7 8 Педагогическое наблюдение 1 1 Концерт 237 288 10. Концертная деятельность 11. Воспитываем и познаем 1 12. Итоговое занятие. Итого: 51 в 1.3.6 Содержание учебного плана 3-й год обучения 1. Вводное занятие. Беседы по технике безопасности. 2. Основы классического танца 2.1 Классический экзерсис у палки: батман фраппе (быстрое энергичное движение сгибания и разгибания ноги вперёд,в сторону и назад), па балансе, па де буре, пике(лёгкий укол кончиками пальцев «рабочей ноги», ронд де жамб анлер (круговые движения нижней части ноги при фиксированном бедре), флик-фляк. Позы классического танца- арабеск, аттитюд, эпольман, тюрбушон 2.2 Классический экзерсис на середине зала: фуэтте, амбуатте, браш, батман авлоппе, тане лие, пор де бра 2.4 Аллегро: па де ша, глиссад, асеамбле 2.5 Экзерсис на пальцах релеве, эшаппе, шене 21 2.6 Классический этюд выполняется на середине зала в медленном темпе с элементами пройденными на занятиях классического танца 3. Народно-сценический танец 3.1 Экзерсис у станка: плие (Греция), ватман тендю (Россия), батман жете(Грузия), ронд де жамб пар тер (Молдавия), флик-фляк (мотросский), выстукивания(Испания), гранд батман жете(Россия) «Каблучное» - с «большой ковырялочкой» (на 90о) (казачья), «веревочка». 3.2 Вращения: по диагонали, по кругу, на середине. 3.3 Экзерсис на середине этюд, дробь, казачий перепляс, работа в парах, с предметом (платочек, лента, цветок) 3.4 Элементы изучаемые в классе мальчиков: присядки, хлопушки, прыжки. 4. Основы современных направлений в хореографии 4.1 Модерн-танец. Занятие по модерну делится на 4 частей: «изоляция» ведется глубокая работа с мышцами различных частей тела, движения выполняются последовательно давая импульс от одной части тела к другой; «уровни» выполняются на различной высоте или уровне стоя, сидя, лёжа и т. д; «передвижение в пространстве» помогает развить танцевальность с помощью шагов, вращений; «комбинация и импровизация» это заключительная часть занятия, воспитанник самостоятельно придумывает комбинации движений и раскрывает свою хореографию 4.2 Джаз танец. Для изучения джаз-танца вводится темповое и ритмичное усложнение комбинаций в упражнениях, традиционно занятие состоит из разминки, элементов в партере и диагонали. «Контракция», «Релиз», «Кросс», элементы «хип-хопа и контемпоррари», вводятся пируэты и различные повороты. 4.3 Контактная импровизация работа с дуэтными формами, охватывающая диапазон движений от спокойного и без усилий к высоко атлетическому, танцоры при этом остаются в физическом контакте взаимоподдерживающие импульсом, инерцией. Количество от двух и более. 5. Акробатика 5.1 Упоры - упражнения, укрепляющие мышцы рук, туловища и служащие подводящими к стойкам на руках 5.2 Шпагаты - упражнения, способствующие развитию гибкости. Это качество необходимо в большинстве видов спорта, так как гибкость позволяет, увеличивать амплитуду движений, предупреждает возможные растяжения мышц при падениях и резких движениях Акробаты широко используют различные шпагаты в вольных упражнениях, парах и групповых пирамидах. Выполнение мостов способствует развитию силы, гибкости, кроме того, они являются подводящими к выполнению переворотов вперед и назад. 22 5.3 Равновесия - упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы ног и спины. Тело прогнуто, голова приподнята, смотреть вперед, используются в вольных упражнениях, парных и в групповых пирамидах. 5.4 Стойки. Стойки на лопатках — упражнения, укрепляющие мышцы спины и рук и подводящие к выполнению стойки выполняются из седа на полу перекатом назад. Стойка на груди — упражнение, укрепляющее, мышцы туловища, шеи, рук. Оно служит подводящим к выполнению стоек на предплечьях. Стойки на голове — одни из основных акробатических упражнений для начинающих, укрепляющих, мышцы шеи, туловища, рук, подводящих к выполнению стоек на руках. Используются в одиночных, парных и групповых упражнениях. Стойки на руках — упражнения, укрепляющие мышцы рук и туловища. Выполняются в вольных, парных и групп руки на ширине плеч, пальцы вперед, разведены и слегка согнуты, разведены и слегка согнуты. 6. Партерная гимнастика способствует укреплению связочного аппарата и создание мышечного корсета, и развитие хореографических данных 6.1 Упражнения для гибкости суставов «Скрутка», «Штопор», «Цапля», «Лягушачьи потягивания», «Велосипед», «Жук упал» и др. 6.2 Упражнения на улучшение эластичности мышц и связок: перекаты, выпады, растяжка за пятку и др. 6.3Упражнения для воспитания силы стопы «Педали», «Буратино», «солдатик», «приседание на подъеме» и др. 6.4 Упражнения для мягкости рук «художник и кисти», «осенний лес», «ураган», «лампочки», «метелица» и др. 6.5 Силовые упражнения. Для силы ног (приседания, выпады, махи) «Лягушата», «Пни мяч», «Шаг через лужу), для силы рук (подтягивания, отжимания) «Посмотри через забор», «Послушай муравья!» 6.6 Упражнения на устойчивость и наработка прыжка. Упражнение «Через скамейку», прыжки с возвышения, прыжки на возвышение, «трамплинные» прыжки. 7. Актерское мастерство 7.1 Упражнения для развития сценической свободы. Этюды на общение. Большинство творческих заданий направлены на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у многих детей. 7.2 Упражнения на развитие эмоционально - образной координации движений «Придумай образ» 8. Постановочная работа 8.1 Подготовка композиций к конкурсу: ансамблей, малых форм, трио, дуэтов, солистов. 8.2 Подготовка номера основе контемпоррари «Мама не плач», «Сон». 23 9. Концертная деятельность. Принимать участие в городских новогодних мероприятиях, фестивалях. конкурсах 10. Воспитываем и познаем. Исторический час «Родники народные», видеоурок «Символы России», презентация «Мой дом Россия», концерты посвященные Дню Матери, «Наставничество в коллективе», «День Победы», ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров» 11. Итоговое занятие. Открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся). Демонстрация полученных знаний и умений. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены: − личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей − метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий − предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, дипломированным специалистом, имеющим навыки практической работы, обладающим достаточными знаниями в области педагогики, психологии детей и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 24 1.5.2 Материально-техническое обеспечение Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен необходимым оборудованием: - пол с покрытием для занятий хореографией, зеркальная стена, - станки для экзерсиса, - комната для переодевания, - концертные костюмы, - аппаратура (мультимедийный проектор, колонки, экран, ноутбук, фортепиано) 25 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения. 2.2 Формы контроля и аттестации Время проведения В начале учебного года В течении всего учебного года По итогам первого полугодия По итогам года Цель проведения Формы контроля Вводный контроль Определение уровня развития детей, их творческих способностей Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности к усвоению нового материала. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения Беседа, опрос, анкетирование, тестирование, собеседование -педагогическое наблюдение, опрос (в виде контрольных вопросов на теоретических и практических занятиях, в виде тематических игр); -анализ творческих работ: -практическая работа; -участие в городских, всероссийских конкурсах, фестивалях Промежуточный контроль Определение степени усвоения -опрос, контрольное занятие, обучающимися учебного материала. отчетный концерт; Определение промежуточных -выполнение практических результатов обучения. заданий педагога; -участие в фестивалях, конкурсах, мероприятий различного уровня. Итоговый контроль Определение изменения уровня -контрольное занятие; развития детей их творческих способностей. Определение - участие в фестивалях и результатов обучения. Получение конкурсах различного уровня сведений для совершенствования образовательной программы. 2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. Показатели (оцениваемые результаты) Теоретические знания по основным разделам Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики Соответствие теоретических знаний программным -практически не усвоил теоретическое содержание программ 0 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос, текущий 26 учебного плана программы требованиям контроль -овладел менее ½ объёма знаний, предусмотренных программой; 1 2 -объём усвоенных знаний составляет более ½; Владение специальной терминологией 3 -освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период Осмысленность -не употребляет 0 и правильность специальные термины; использования специальной -знает отдельные терминологии специальные термины, 1 но избегает их употреблять; -сочетает специальную терминологию с бытовой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка Практические Соответствие -практически не усвоил умения и навыки, практических теоретическое предусмотренные умений и содержание программ программой(по навыков основным программным -овладел менее ½ объёма разделам учебно- требованиям знаний, тематического предусмотренных плана программой; программы) -объём усвоенных знаний составляет более ½; Творческие навыки Креативность в выполнении 2 3 0 Наблюдение, тестирование, текущий контроль 1 2 -освоил практически весь объём знаний, 3 предусмотренный программой за конкретный период -начальный 0 (элементарный уровень) 27 Наблюдение, собеседование, опрос, промежуточный кнтроль Наблюдение, сценические практических заданий развития креативности ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; -репродуктивный уровень -в основном выполняет задания на основе образца; -творческий уровень(1)видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; -творческий уровень(2)выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно миниатюры , Промежуточный контроль 1 2 3 2.4 Методическое обеспечение программы Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программа предполагает индивидуальный подход, как при обучении, так и при организации образовательного процесса: - для детей с ослабленным здоровьем или низкими музыкальными способностями возможно проведение занятий по щадящему режиму, которые помогают освоению образовательной программы и социальной адаптации детей в коллективе, - для наиболее успешных и одаренных детей дополнительные репетиции с целью участия их в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества. Формы организации деятельности: 28 фронтальная; в парах; групповая (основная); индивидуально–групповая; ансамблевая. Приемы и методы организации образовательного процесса: словесный (устное изложение, беседа и т. д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, важнейшими средствами хореографической выразительности последовательно проводится на протяжении всех лет обучения и является предметом постоянного внимания преподавателя. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся утверждённый календарно-тематический план. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Виды и формы организаций воспитательных мероприятий Ключевыми особенностями программ художественной направленности является их направленность на ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой, сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного национального наследия конкретного региона, это способствует формированию гражданской идентичности, национального самосознания подрастающего человека гражданина своей страны. Программы художественной направленности предоставляют широкие возможности для 29 публичной демонстрации обучающимися результатов своих творческих достижений через концерты, спектакли, выставки, фестивали и конкурсы, от институциональных, муниципальных, региональных, до федеральных и международных. 30 2.5 Список использованной литературы Для педагога: Базарова Н.П. Классический танец Санкт Петербург «Искусство» 2013 г.; Народно-сценический танец Москва 2017 г.; Устинова ТА. Избранные русские народные танцы - Москва, «Искусство» 2001г.; Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников - Ростов н/д: Феникс, 2007.-249.с.- (Психологический практикум); Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004- 176с.; Педагогическая техника в работе учителя.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001- 176с.; Питюков В.Ю.. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд..испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001; Плигин А.А. Личностно- ориентированное образование: история и практика. Монография.- М.: КСП+», 2003, 432с.; Психодиагностика детей. Сост. А.С. Галанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002- 128с.; Ольшанская Н.А..Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2005- 74с. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 224с.: ил.; Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М., 2019 г.; Мур А., перевод и редакция Пина Ю.С. Пересмотренная техника европейских танцев. М., 2005 г.; Пин Ю.С. (перевод и редакция). Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. М., С.-П., 2007 г.; Пин Ю.С. (перевод и редакция). Перспективные направления и формы обучения танцам. М., С.-П., 2019 г.; Базарова Н., Классический танец. Л., 2005 г.; Ваганова А. Основы классического танца Л.-М., 2003 г.; Ямал Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа в трех томах. Издательство ТГУ Салехард 2004г.; Узоры Северного Сияния Автор-составитель А.М. Сязи. Фотоальбом I том и II том Салехард «Артвид» Санкт-Петербург «Русская коллекция» 2003Г.; Мифы и предания ненцев Ямала Автор- составитель Л.А.Лар Тюмень Институт проблем освоения Севера СО РАН 2001г. Для обучающихся: Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Музыка\авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.; Издательство АСТ-ЛТД, 2017г.; Пасютинская В., Волшебный мир танца, М., «Просвещение» 2001 г.; Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 2021. – 223 с.; 31 Ненецкие сказки и эпические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М. Янгасова Томск Изд-во Том. университета 2021г.; Северная энциклопедия Европейские издания. Северные просторы 2004г. Для родителей: Характерный танец Москва 2007 г.; Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 2017. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”); Сонтаг Л. Прически и красота. М.: «Эксмо» 2017г.; Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 2017. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”); Канасова Н.Ю., Бойцова А.Т., Кошкина В. С., Курцева Е.Г. Права детей на дополнительное образование и социально- педагогическую поддержку: Учебнометодическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005г.; Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 2013. – 344 с.; Марковская И.М.. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2005.- 150с.; 32