Театр волшебных кукол

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
4
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
6
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности организации образовательного
6
процесса
1.1.8 Режим занятий
6
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
7
1.2.2 Основные задачи программы
7
8
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
9
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
10
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
12
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
13
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
17
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
18
1.3.7 Учебный план 4 года обучения
22
1.3.8 Содержание учебного плана 4 года обучения
23
27
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.4.1 Компетенции
27
28
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
28
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
29
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
30
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
30
2.2
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
31
2.3
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
32
2.4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
2.4.1
Виды и формы организации воспитательных
34
мероприятий
2.4.2 Работа с родителями
34
34
2.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
36
2.6
ПРИЛОЖЕНИЯ
2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает
своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят
знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они
ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Необычайность зрелища захватывает ребят, переносит их совершенно особый,
увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его
воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период,
когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное
отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста
показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости
и т.д.
Кукольный театр привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой,
воздействует на зрителей, располагает целым комплексом средств:
художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе
взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче,
ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на
развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для
ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных
передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима и материально
ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх:
дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное.
Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом,
кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития
детей.
Программа разработана согласно методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), соответствует положениям
Конвенции «О правах ребенка», закону РФ «Об образовании», Приказу
Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Федеральному закону от 31 июля 2020г. №304
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года. Методическим рекомендациям
«Об использовании государственных символов Российской Федерации при
обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления».
3

1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы «Театр волшебных кукол» - художественная.
Вид программы – модифицированная.
Данная Программа разработана на основе программ: «Основы актерского
мастерства кукольного театра» Борисова Людмила Ивановна, педагог
дополнительного
образования
г.Тутаев,
«Кукольный
театр»
Григорьянц О.И., педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1788 (г.
Москва, 2016 г.), «Театр кукол» Волковой Н.П., педагога дополнительного
образования с. Салемал 2019г.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы в том что, она предполагает вариативность в содержании
изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной
деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка.
Многообразие кукол и видов театра предоставляет обучающимся более широкий
спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и
воображения детей младшего школьного возраста, овладение навыков общения,
коллективного творчества, уверенности в себе. Одной из отличительных
особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к.
для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно
перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности
ребенка и служит безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности к
деятельности учебной.
Актуальность Программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время
мало читают художественную литературу, из-за чего словарный запас детей
становится беднее, их речь менее распространенная, выразительная. Дети
испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои
мысли.
Введение театрального искусства, через дополнительное образование
способно эффективно повлиять на воспитательно - образовательный процесс.
Сплочение, расширение кругозора детей, повышение культуры поведения – все
это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на кукольном кружке.
Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное
отношение к природе. Искусство театра кукол тесно связано с окружающей
жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении.
Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство,
сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется
возможность формирования социально активной творческой личности, способной
понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,
фантазированию.
4

Организация со школьниками игровой и театрализованной деятельности,
чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и
отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой
родины и страны.
Педагогическая целесообразность программы
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается
одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема
обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее
остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных
самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой
личности не представляется возможным без использования такого эффективного
средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором
занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и
сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и
способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Творческое развитие
детей младшего школьного возраста на материале кукольного театра выступает как
важная часть эстетического воспитания, формирования художественной культуры,
мировоззрения и формирования характера.
Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся приобретают
разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у
них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический
вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы,
понимание художественного образа.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы «Театр волшебных кукол» связана
с синтетической природой театрального творчества: кукольный театр воздействует
на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При
подготовке спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и
наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня,
музыкальное сопровождение. Все эти средства воздействуют на воспитанников
незаметно, исподволь, дети при этом заняты интересной и желанной для них
деятельностью.
Курс практических основ актерского мастерства кукольного театра включает
в себя комплекс специальных дисциплин: технические упражнения, направленные
на разработку рук - «Техники владения различными куклами»; раскрепощение
голосовых связок – «Сценическая речь» с упражнениями, развивающими
творческие способности – воображение, фантазию. Кукольный театр - искусство
коллективное. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство
ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма,
любовь к труду, смелость. Программа включает в себя все этапы создания
кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли художников,
исполнителей спектакля. Также дети показывают спектакли миниатюры, сценки
готовыми куклами и декорациями.
5

1.1.4 Адресат программы
Программа «Театр волшебных кукол» рекомендована на разные возрастные
категории от 7 до 12 лет.
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными
психологическими возможностями и особенностями ребят данного возраста.
В
разновозрастной
группе
формируется
преемственность
поколений,
ответственность и чувство долга, кроме того, старшие ребята опекают младших,
выступая часто в роли режиссера. Младшие же учатся у старших исполнительскому
мастерству. К постоянному, устоявшемуся составу ежегодно присоединяются новые
участники. Основное требование, предъявляемое к участникам театрального
коллектива это: играть с удовольствием для себя и быть в творческом согласии с
остальными участниками на сцене – это условие дает положительные результаты.
Самое главное, что должен вынести молодой человек из занятий в театре – студии –
это умение общаться друг с другом, владеть культурой поведения как нормой
жизни.
На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного
отбора. Возможно зачисление на второй и последующие года обучения - по итогам
тестирования по выявлению уровня подготовленности и развитости детей.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы – базовый
Объём программы – 720 часов
Сроки реализации программы - 4 года
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным
погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды
особых режимных условий возможна реализация программы с использованием
дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с
помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Состав группы постоянный. Учебные занятия проводятся по группам,
подгруппам, всем составом объединения одновременно.
Год обучения
1-й год обучения

1.1.8 Режим занятий
Кол-во часов
Кол-во
Режим
в неделю
часов в год
занятий
2

72
6

1 раз в

Количество
обучающихся в
группах
15

2-й год обучения

6

216

3-й год обучения

6

216

4-й год обучения

6

216

неделю 2
часа
2 раза в
неделю по
3 часа
2 раза в
неделю по
3 часа
2 раза в
неделю по
3 часа

12

10

8

1.2 Цель программы
1.2.1 Цель программы – создание условий для реализации творческих интересов и
способностей детей, развитие художественного вкуса и нравственных начал
посредством кукольного театра.
1.2.2 Основные задачи программы
Образовательные:
- познакомить с историей и видами кукольного театра;
- пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию русских народных сказок,
песен, любить и понимать искусство;
- познакомить детей школьного возраста с традициями и праздниками,
государственными символами, олицетворяющими Россию;
- познакомить с этапами работы над кукольным спектаклем;
- научить владеть техникой работы с куклами разных видов театра;
- научить детей изготовлению кукол и декораций;
- научить выступать перед публикой, зрителями;
Развивающие:
- развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах
театрального искусства;
- развивать артистизм и навыки сценических воплощений, необходимых для
участия в детском театре;
- развивать речь детей, их словарный
запас и выразительность речи;
- развивать творческие способности детей, эстетический вкус, фантазию,
творческое воображение, изобретательность, память;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению;
- воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей
страны, культурному наследию своего народа.
7

1.3 Содержание программы
Структура программы «Театр волшебных кукол» состоит из нескольких разделов:
- Азбука театра. Этот раздел включает в себя знакомство с театральной
терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального
искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила
поведения в театре. История театра кукол и его разновидности.
- Актёрская мастерская. Этот раздел включает в себя несколько разделов:
1. Культура и техника речи
2. Театральные игры
2. Работа с куклой
Эти разделы включают в себя игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции,
игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дыхательные упражнения.
Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование слов, фраз,
стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов,
загадок. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок.
Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. «Работа с куклой»
познакомит с различными видами кукол для кукольного театра. Обучающиеся
познакомятся с техникой вождения кукол различных систем управления.
Упражнения для развития гибкости рук.
- Творческая мастерская. Этот раздел включает в себя обучение изготовлению
различных кукол и декораций для спектаклей.
- Постановка кукольных спектаклей. Этот раздел состоит из постановок
спектаклей по сказкам. Каждая постановка включает в себя все этапы по
подготовке кукольного спектакля. По каждому спектаклю делается видеосъёмка
для просмотра и анализа выполненной работы.
Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер
наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным
психологическим особенностям каждого учащегося.

8

1.3.1 Учебный план 1 года обучения
Таблица 1

№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Техника безопасности
Азбука театра
История театра кукол
Виды кукол и способы
управления ими
Современные куклы в
театре и на телевидении
Актёрская мастерская
Культура и техника речи

3.2 Театральные игры
3.3 Работа с куклой
4 Творческая мастерская
4.1 Бумажные куклы
4.2 Куклы для магнитного
театра
4.3 Куклы на ложках
4.5 Куклы на палочках
5 Постановка кукольных
спектаклей
5.1 Постановка кукольного
спектакля «Репка»
5.2 Постановка кукольного
спектакля «Рукавичка»
5.3 Постановка кукольного
спектакля «Колосок»
5.4 Постановка кукольного
спектакля «Колобок»

Количество часов
Формы аттестации,
диагностики, контроля
Теори Практи
Всего
я
ка
2

2

5
2

3

2

2

4

1

1

2

8

16

24

2

6

8

2

6

8

4

4

8

6
2

11
5

17
7

1

1

2

1
2

3
2

4
4

4

10

14

1

1

2

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2

3

5

43

2
72

6

Воспитываем и познаём

7

Итоговое занятие

2

Всего

29
9

8
2

Беседа - опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Наблюдение
Выполнение заданий
Практические задания
Педагогическое
наблюдение
Выполнение заданий
Выставки
Тестирование
Практические задания
Выставки

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выполнение заданий
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр
волшебных кукол». Цели и задачи Программы. Знакомство педагога с
обучающимися. Игра «Расскажу я о себе». Правила поведения на занятиях, в
здании ГДДТ. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой
и т.д.
Практика. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться», игры на
воображение «Картинки из спичек», «Иллюстрируем стихотворение», «Что было
бы, если…», «Дорисуй кляксу».
2. Азбука театра.
2.1 История театра кукол.
Теория. История театра кукол. Театр кукол, разновидности кукольного театра.
Рассказ об истоках Театра кукол. Разновидности кукольного театра в разных
странах (Италия, Япония, Турция, Франция). Куклы – национальные герои уличных
представлений. Рассказ об уличных кукольных театрах (вертепах).
Практика. Просмотр мультимедийной презентации «История театра кукол».
Рассматривание образцов кукол для кукольного театра (пальчиковые, перчаточные,
куклы на ложках, куклы из шерсти, бумажные куклы, куклы для магнитного театра,
настольные куклы, куклы-марионетки).
2.2 Виды кукол и способы управления ими.
Теория. Расширение знаний о видах кукол.
Практика. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка
«Пальчиковая игра». Рассматривание образцов кукол для кукольного театра
(пальчиковые, перчаточные, куклы на ложках, настольные, куклы из шерсти,
фигурки оригами). Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. Этюды
и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и т.д.
2.3 Современные куклы в театре и на телевидении.
Теория. Кукольные театры России. Куклы – звезды телевидения.
Практика. Просмотр телепередач с участием кукол: «Спокойной ночи,
малыши», «Карусель», «В гостях у Деда Краеведа».
3. Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи.
Теория. Понятие: «Артикуляционная гимнастика», «Речевое дыхание»,
«Дикция и ее значение в создании образа», «Интонационная выразительность речи».
Практика. Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые
верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок». Дикционные упражнения: «Пробка»,
«Косарь», «Телеграмма», «Эхо». Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха,
посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос»,
«Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). Упражнения на посыл
10

звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое).
Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудолесенка». Отработка навыков сценической речи.
3.2 Театральные игры.
Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения. Способы
перевоплощения.
Практика. Театральные этюды. Игры-пантомимы. Упражнения на развитие
внимания, воображения, фантазии.
3.3 Работа с куклой.
Теория. Руки – это инструмент кукольника Особенности работы куклами
пальчиковыми, магнитными, настольными, на палочках, перчаточными. Первичные
навыки работы с ширмой.
Практика. Упражнения для развития гибкости рук. Пальчиковые игры. Ролевая
гимнастика. Упражнения и этюды с куклами. Творческие задания. Игры на
импровизацию диалогов.
4. Творческая мастерская
4.1 Бумажные куклы.
Теория. Виды бумажных кукол для кукольного спектакля (оригами, пальчиковые,
фигурки из бумаги). Способы изготовления бумажных кукол. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол в технике оригами, пальчиковые куклы, фигурки для
настольного театра.
4.2 Куклы для магнитного театра
Теория. Особенности показа спектакля куклами на магнитах. Виды кукол и
декораций. Способы изготовления кукол на магнитах, виды материалов и способы
управления их на доске. Задний и передний план. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол и декораций для сказки «Репка».
4.3 Куклы на палочках
Теория. Виды кукол на палочках для кукольного спектакля. Способы изготовления
кукол на палочках. Виды материалов и особенности. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол на палочках из бумаги, фетра, ткани. Показ сказок,
потешек, этюдов, изготовленными куклами на палочках.
4.4 Куклы на ложках.
Теория. Виды кукол на ложках. Рассматривание образцов. Материалы и
инструменты. Техника безопасности.
Практика. Изготовление куклы на ложке. Декорирование и раскрашивание
красками. Просмотр мультимедийной презентации «Кукольный театр на ложках».
5. Постановка кукольных спектаклей
5.1 Постановка кукольного спектакля «Репка».
11

Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Разучивание текста сказки в стихах. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Репка». Отработка чтения
каждой роли. Разучивание текста сказки в стихах. Изготовление кукол из бумаги
для магнитного театра. Постановка спектакля с куклами из фетра и шерсти на
палочках и на магнитах. Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.2 Постановка кукольного спектакля «Рукавичка».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Рукавичка». Отработка чтения
каждой роли. Разучивание ролей. Кукловождение за ширмой куклами на ложках.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.3 Постановка кукольного спектакля «Колосок».
Теория. Показ детям сказки педагогом. Обсуждение содержания. Коллективное
чтение сказки. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Коллективный
анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Работа с
пальчиковыми куклами. Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.4 Постановка кукольного спектакля «Колобок».
Теория. Чтение сказки «Колобок» в стихах, её анализ. Распределение ролей. Работа
над характерами героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр кукольной сказки «Колобок». Отработка чтения каждой роли.
Разучивание ролей. Работа с перчаточными куклами. Изготовление декораций.
Кукловождение за ширмой. Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
6. Воспитываем и познаём
Теория. Познавательная беседа: «Твоё здоровье зависит только от тебя!». Рассказ
– беседа «Флаг России
Практика. Игры и упражнения на формирование коллектива. Игровая программа
«Копилка народной мудрости». Коллективное дело «Вечный огонь – вечная
память». Участие в праздниках ГДДТ «Ассамблея здоровья, радости и хорошего
настроения». Участие в проектах РДШ и иной проектной деятельности.
Изделия. Поделка «Сердечко для мамы». Коллективная поделка ко Дню Победы.
Поделки на осеннюю, зимнюю и весеннюю тематику для выставок, конкурсов и
проектов.
7. Итоговое занятие
Творческий отчет. Просмотр видеосъёмки подготовленных спектаклей. Анализ
проделанной работы. Подведение итогов. Награждение обучающихся дипломами и
грамотами.
12

1.3.3 Учебный план 2 года обучения
Таблица 2

№

Наименование разделов и
тем

3
3.1

Вводное занятие
Техника безопасности
Азбука театра
История театра
«Петрушка» в России
Театральная лексика.
Театральные профессии
Куклы в театре и на
телевидении
Актёрская мастерская
Культура и техника речи

3.2
3.2
4
4.1
4.2

Театральные игры
Работа с куклой
Творческая мастерская
Куклы из фетра
Куклы из ткани

1
2
2.1
2.2
2.3

4.3 Куклы на ложках
4.4 Куклы из шерсти
4.5 Декорации
5 Постановка кукольных
спектаклей
5.1 Постановка кукольного
спектакля «Рукавицы для
лисицы
5.2 Постановка
кукольного
спектакля «Теремок»
Постановка
кукольного
спектакля
«Муха
–
цокотуха»
5.3 Постановка кукольного
спектакля «Заюшкина
избушка»

Количество часов
Формы аттестации,
диагностики,
Практи
Теория
Всего
контроля
ка
2

1

3

11

7

18

2

1

3

3

3

6

6

3

9

16

35

51

6

12

18

4
6
12
3

11
12
31
9

15
18
51
12

3

9

12

2

4

6

2
2

10
4

12
6

19

53

69

3

6

9

3

6

9

1

5

6

3

9

12

13

Беседа
Фронтальный опрос
Беседа
Практические
задания
Творческое задание
Наблюдение
Тестирование
Практические
задания
Практические
задания
Выставки
Творческое задание

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческое задание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

5.4 Постановка кукольного
спектакля «Сказка про
гномика Васю»
5.5 Постановка кукольного
спектакля «Курочка Ряба»
5.6 Постановка кукольного
спектакля «Три поросёнка»
6 Воспитываем и познаём
7

Итоговое занятие

8

Резервные часы
Всего

2

7

9

4

8

12

3

6

9

3

12

15

3

3

65

6
216

161

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство содержанием программы «Театр волшебных кукол» для 2
года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике
безопасности при работе с инструментами, материалами и т.д.
Практика. Игры – импровизации, игры на воображение.
2. Азбука театра.
2.1 История театра «Петрушка» в России
Теория. Знакомство с историей возникновения театра Петрушек. Знакомство с
куклами-Петрушками. Способы управления куклами-Петрушками. Понятие о
пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.
Практика. Просмотр презентации «История кукольного театра в России». Работа с
куклами Петрушками.
2.2 Театральная лексика. Театральные профессии
Теория. Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер,
художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы
и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол.
Практика. Викторина «Театральные профессии». Игра – импровизация «Я кукла», «Я – актер».
2.3 Куклы в театре и на телевидении
Теория. Беседа «Куклы – звезды телевидения».
Практика. Просмотр телепередач, мультфильмов, сказок с участием кукол.
Обсуждение.
3. Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи
14

Теория. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных
персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных
зверей). Модуляция голоса. Понятие об артикуляции и выразительном чтении
различных текстов (диалог, монолог). Импровизация. Упражнения и игры на
развитие воображения, способности импровизировать.
Практика. Упражнения для развития хорошей дикции. Упражнения на
взаимодействия партнеров по спектаклю. Упражнения и игры на развитие
воображения, способности импровизировать.
3.2 Театральные игры
Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения. Роль, «Озвучивание»
роли.
Практика. Этюды на развитие фантазии и воображения. Игры-импровизации по
текстам коротких сказок, рассказов и стихов русских и советских писателей.
3.3 Работа с куклой
Теория. Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Понятие о
разнообразии движений различных частей кукол.
Практика. Отработка навыков движения перчаточной и пальчиковой кукол по
передней створке ширмы. Закрепление навыков жестикуляций и физических
действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Работа с
настольными шагающими куклами. Игры – драматизации с куклой. Проделывание
упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении
куклами. Пальчиковая гимнастика.
4. Творческая мастерская
4.1 Куклы из фетра
Теория. Технология изготовления кукол из фетра на палочках и пальчиковые
игрушки. Виды швов: назад иголку и тамбурный. Использование декоративных
элементов для яркости образов. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол из фетра. Декорирование. Просмотр альбома
«Поделки из фетра». Сценки с изготовленными куклами.
4.2 Куклы из ткани.
Теория. Народные куклы – мотанки, куклы – скрутки. Рассматривание и изучение
образцов народных кукол. Куклы – марионетки. Способы изготовления. Материалы
и инструменты. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол «Зайчик на пальчик», мотанки из ниток. Чтение
народных потешек, сказок, прибауток и т.д. Изготовление простых кукол
марионеток «Котёнок и собачка».
4.3 Куклы на ложках
Теория. Виды кукол на ложках. Рассматривание образцов. Материалы и
инструменты. Техника безопасности.
15

Практика. Изготовление куклы на ложке. Декорирование и раскрашивание
красками. Изготовление одежды из ткани.
4.4 Куклы из шерсти
Теория. Технология изготовления кукол для театра из шерсти. Изготовление
элементов одежды из фетра. Декорирование. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол из шерсти, элементов одежды из фетра.
4.5 Декорации
Теория. Способы изготовления декораций из бумаги и других материалов.
Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материалов.
5. Постановка кукольных спектаклей
5.1 Постановка кукольного спектакля «Рукавицы для лисицы»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол
из фетра на палочках. Изготовление декораций для кукольного театра на палочках.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.2 Постановка кукольного спектакля «Теремок»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей и обязанностей. Работа над
характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Теремок». Отработка чтения
каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол и декораций из бумаги, фетра,
фоамирана.
Кукловождение кукол на палочках. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
5.3 Постановка кукольного спектакля «Муха - цокотуха»
Теория. Чтение сказки «Муха - цокотуха», её анализ. Распределение ролей. Работа
над характерами героев. Артикуляционные разминки.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Муха - цокотуха». Отработка
чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол на палочках и
декораций из бумаги. Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.4 Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол
из бумаги для настольного театра, декораций. Кукловождение в настольном театре.
Кукловождение за ширмой перчаточными куклами. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
5.5 Постановка кукольного спектакля «Сказка про гномика Васю»
16

Теория. Чтение сказки «Про гномика Васю», её анализ. Распределение ролей. Работа
над характерами героев.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление
декораций. Кукловождение в настольном театре. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
5.6 Постановка кукольного спектакля «Курочка Ряба»
Теория. Чтение сказки «Курочка Ряба в стихах», её анализ. Распределение ролей.
Работа над характерами героев.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление
перчаточных кукол из ткани. Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.7 Постановка кукольного спектакля «Три поросёнка»
Теория. Чтение сказки «Три поросёнка», её анализ. Распределение ролей. Работа над
характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Три поросёнка». Отработка
чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол и декораций из
шерсти, фетра, бумаги. Кукловождение за ширмой и на фланелеграфе. Репетиции.
Спектакль. Выступление перед зрителями.
6. Воспитываем и познаём
Теория.
Виртуальная экскурсия «Памятники неизвестному солдату».
Познавательный час: «Символы России». Литературный час «Стихи о войне».
Практика. Изготовление открыток «Любимой мамочке». Выставка рисунков «Мой
папа - солдат». Спортивное развлечение «Казачьи игры и забавы». Игры и
упражнения на формирование коллектива. Участие в мероприятиях ГДДТ.
Праздники в ГДДТ. Участие в проектах РДШ и иной проектной деятельности.
Изделия. Открытки. Выставка рисунков «Символы России». Поделки на
осеннюю, зимнюю и весеннюю тематику для выставок и конкурсов.
7. Итоговое занятие
Творческий отчет. Просмотр видеосъёмки подготовленных спектаклей. Анализ
проделанной работы. Подведение итогов. Награждение обучающихся дипломами и
грамотами.
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
Таблица 3

№
1
2

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Техника безопасности
Азбука театра

Количество часов
Формы аттестации,
диагностики,
Практи
Теория
Всего
контроля
ка
2

1

3

8

7

15

17

2.1 История театра
2.2 Основы театральной
культуры

2

1

3

6

6

12

3 Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи

16

38

54

6

12

18

3.2 Театральные игры
3.2 Работа с куклой
4 Творческая мастерская
Куклы – оригами

4
6
13

14
12
41

18
18
54

3

3

6

4.1 Куклы из фетра
4.2 Куклы из ткани

3

9

12

3

15

18

4.3 Куклы из шерсти
4.4 Декорации
5 Постановка кукольных
спектаклей
5.1 Постановка кукольного
спектакля «Кот, петух и
лиса»
5.2 Постановка
кукольного
спектакля «Телефон»
5.3 Постановка
кукольного
спектакля «Красная книга»

2
2

10
4

12
6

20

43

63

5.4 Постановка кукольного
спектакля «Волшебный
лес»
5.5 Постановка кукольного
спектакля «Мы за
солнышком идём»
5.6 Постановка кукольного
спектакля «Красная
шапочка»
6 Воспитываем и познаём
7

Итоговое занятие

8

Резервные часы
Всего

Беседа
Фронтальный опрос

Практические
задания
Творческое задание
Наблюдение
Практические
задания
Тестирование
Практические
задания
Выставки
Творческое задание

Педагогическое
наблюдение

3

6

9

3

6

9

3

6

9

3

9

12

Педагогическое
наблюдение
Творческое задание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

12

Педагогическое
наблюдение

4

8

4

8

12

Педагогическое
наблюдение

6

12

18

Педагогическое
наблюдение

3

3

68

6
216

148

18

1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство содержанием программы «Театр волшебных кукол» для 3
года обучения. Правила поведения на занятиях, в здании ГДДТ. Инструктаж по
технике безопасности при работе с инструментами, материалами и т.д. Правила
ПДД и пожарной безопасности.
Практика. Игры – импровизации, игры на воображение.
2. Азбука театра.
2.1 История театра
Теория. Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер,
образ, строение куклы). Россия
- Петрушка, Англия – Панч, Италия –
Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст, и т.д.
Практика. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира».
2.2 Основы театральной культуры
Теория. Беседа «Этот удивительный мир театра». Беседа: «Что такое одежда
сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Театр
верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и
др.
Практика. Просмотр презентации на тему: «Особенности кукольного театра».
Рассматривание образцов новых кукол.
3. Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи
Теория. Дикция и ее значение в создании образа. Скороговорки (главное слово:
ударное, среднее, слабое). Диапазон голоса. Основы правильного дыхания при
произношении. Особенности выразительного чтения произведений.
Практика. Дикционные упражнения. Игра в скороговорки. . Упражнения на
развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр». Упражнения для развития хорошей
дикции. Упражнения выразительного чтения. Упражнения со скороговорками,
чистоговорками. Упражнения для развития дыхания.
3.2 Театральные игры
Теория. Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в
кукольном спектакле.
Практика. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь»,
«Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу»,
«Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери»,
«Телепаты». Творческие задания на наделение куклы характером и движением в
предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы». Танцевальные
импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе
весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др.
19

3.3 Работа с куклой
Теория. Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как
это…» Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Беседа: «Кукла –
выразительное средство спектакля».
Особенности работы с настольными
шагающими куклами.
Практика. Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и
упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла
дразнится» Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок,
строят дом, Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом,
здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Отработка
походки куклы, жеста, оценки, общения. Пальчиковая гимнастика. Игры на
мышечное напряжение и расслабление.
4. Творческая мастерская
4.1 Куклы - оригами
Теория. Театр оригами. Использование кукол в технике оригами для настольного и
стендового театра. Виды бумаги. Технологические карты оригами. Техника
безопасности.
Практика. Изготовление кукол в технике оригами для русских народных сказок.
Работа по технологическим картам оригами.
4.2 Куклы из фетра
Теория. Технология изготовления шагающих кукол из фетра, на палочках и
пальчиковые игрушки. Закрепление видов швов: назад иголку и тамбурный.
Использование декоративных элементов для яркости образов. Техника
безопасности.
Практика. Изготовление кукол из фетра. Декорирование. Сценки с
изготовленными куклами.
4.3 Куклы из ткани.
Теория. Перчаточные куклы из ткани. Куклы из ткани на палочках. Рассматривание
образцов. Способы изготовления простых фигурок кукол из ткани. Закрепление
кукол на палочки. Виды ткани, ниток. Изучение основных швов («вперёд иголку»,
«назад иголку»). Использование декоративных элементов (пуговицы, бусины,
тесьма, кружево и т.д.) Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол на палочках и перчаточных кукол для кукольных
представлений. Чтение народных потешек, сказок, прибауток и т.д. Изготовление
простых кукол марионеток «Котёнок и собачка».
4.4 Куклы из шерсти
Теория. Технология изготовления кукол для театра из шерсти. Изготовление
элементов одежды из фетра. Декорирование. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол из шерсти, элементов одежды из фетра.
20

4.5 Декорации
Теория. Способы изготовления декораций из бумаги и других материалов.
Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материалов.
5. Постановка кукольных спектаклей
5.1 Постановка кукольного спектакля «Кот, петух и лиса»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол
из фетра на палочках. Изготовление декораций для кукольного театра на палочках.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.2 Постановка кукольного спектакля «Телефон»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей и обязанностей. Работа над
характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Телефон». Отработка чтения
каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол и декораций. Кукловождение
перчаточных кукол Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.3 Постановка кукольного спектакля «Красная книга»
Теория. Чтение сказки «Красная книга», её анализ. Распределение ролей. Работа над
характерами героев. Артикуляционные разминки.
Практика. Постановка спектакля куклами на палочках. Отработка чтения каждой
роли. Разучивание ролей. Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.4 Постановка кукольного спектакля «Волшебный лес»
Теория. Чтение сказки «Волшебный лес», её анализ. Распределение ролей. Работа
над характерами героев. Распределение технических обязанностей по спектаклю,
установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг
другу в управлении куклами.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление
перчаточных кукол из ткани. Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.5 Постановка кукольного спектакля «Мы за солнышком идём»
Теория. Чтение сказки «Колобок» в стихах, её анализ. Распределение ролей.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления,
декоративных деталей, помощь друг другу в управлении куклами.
Работа над характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Мы за солнышком идём».
Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол из шерсти.
Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
21

5.6 Постановка кукольного спектакля «Красная шапочка»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Выполнение эскизов
декорации к спектаклю. Изготовление кукол из ткани и фетра для настольного
театра, декораций. Кукловождение в настольном театре. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
6. Воспитываем и познаём
Теория. Беседа «Красивые и некрасивые поступки». Познавательный час: «Символы
России». Круглый стол «Пионеры-герои в годы ВОВ»
Практика. Спортивное развлечение «Казачьи игры и забавы». Поздравительные
открытки к праздникам. Игры и упражнения на формирование коллектива. Участие
в мероприятиях ГДДТ. Праздники в ГДДТ. Участие в проектах РДШ и иной
проектной деятельности.
Изделия. Открытки. Поделки на осеннюю, зимнюю и весеннюю тематику для
выставок и конкурсов.
7. Итоговое занятие
Творческий отчет. Просмотр видеосъёмки подготовленных спектаклей. Анализ
проделанной работы. Подведение итогов. Награждение обучающихся дипломами и
грамотами.
1.3.7 Учебный план 4 года обучения
Таблица 4

№

Наименование разделов и
тем

Вводное занятие
Техника безопасности
2 Азбука театра
2.1 История театра
2.2 Основы театральной
культуры

Количество часов
Формы аттестации,
диагностики,
Практи
Теория
Всего
контроля
ка

1

2

1

3

2

7
1

15
3

6

6

12

3 Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи

16

38

54

6

12

18

3.2 Театральные игры
3.2 Работа с куклой
4 Творческая мастерская
Куклы - марионетки

4
6
13

14
12
41

18
18
54

3

9

12

4.1 Куклы из фетра

3

6

9

8

22

Беседа
Фронтальный опрос

Практические
задания
Творческое задание
Наблюдение
Практические
задания
Тестирование

4.2 Куклы из ткани
4.3 Куклы из шерсти
4.4 Декорации
5 Постановка кукольных
спектаклей
5.1 Постановка кукольного
спектакля «Кот и лиса»
5.2 Постановка
кукольного
спектакля «Благородный
гриб»
5.3 Постановка
кукольного
спектакля
«Сказка
о
глупом мышонке»
5.4 Постановка кукольного
спектакля «Настоящие
друзья»
5.5 Постановка кукольного
спектакля «Пых»
5.6 Постановка кукольного
спектакля «Как курочка
петушка спасла»
6 Воспитываем и познаём
7

Итоговое занятие

8

Резервные часы
Всего

3

12

15

2
2

10
4

12
6

20

43

63

3

6

9

3

6

9

Практические
задания
Выставки
Творческое задание

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческое задание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3

6

9

3

9

12

4

8

12

4

8

12

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

6

12

18

Педагогическое
наблюдение

3

3

68

6
216

148

1.3.8 Содержание учебного плана 4 года обучения
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство содержанием программы «Театр волшебных кукол» для 4
года обучения. Правила поведения на занятиях, в здании ГДДТ. Инструктаж по
технике безопасности при работе с инструментами, материалами и т.д. Правила
ПДД и пожарной безопасности.
Практика. Виртуальное посещение кукольного театра. Обсуждение.
2. Азбука театра.
2.1 История театра

23

Теория. Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла
– история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире
кукол».
Практика. Просмотр презентации на тему: «В мире кукол».
2.2 Основы театральной культуры
Теория. С.В. Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение
в развитии театров кукол России. Театральный словарь.
Практика. Театральная игра «Путешествие с театральным билетом».
3. Актёрская мастерская
3.1 Культура и техника речи
Теория. Дикция и ее значение в создании образа. Скороговорки (главное слово:
ударное, среднее, слабое). Диапазон голоса. Основы правильного дыхания при
произношении. Особенности выразительного чтения произведений.
Практика. Дикционные упражнения. Игра в скороговорки. . Упражнения на
развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр». Упражнения для развития хорошей
дикции. Упражнения выразительного чтения. Упражнения со скороговорками,
чистоговорками. Упражнения для развития дыхания.
3.2 Театральные игры
Теория. Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в
кукольном спектакле.
Практика. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь»,
«Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу»,
«Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери»,
«Телепаты». Творческие задания на наделение куклы характером и движением в
предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы». Танцевальные
импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе
весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др.
3.3 Работа с куклой
Теория. Беседа «Как играют артисты». Способы работы с куклами разных видов.
Практика. Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису
испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и
воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом,
вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика.
4. Творческая мастерская
4.1 Куклы - марионетки
Теория. Знакомство с историей появления кукол – марионеток. Использование
кукол-марионеток
для кукольного театра. Виды материалов. Технология
изготовления. Техника безопасности.
24

Практика. Изготовление кукол – марионеток по самостоятельному выбору детей.
Обыгрывание сценок и сказок куклами – марионетками.
4.2 Куклы из фетра
Теория. Технология изготовления конусных кукол из фетра. Закрепление видов
швов: назад иголку и тамбурный. Использование декоративных элементов для
яркости образов. Техника безопасности.
Практика. Изготовление конусных кукол из фетра. Декорирование. Сценки с
изготовленными куклами.
4.3 Куклы из ткани.
Теория. Перчаточные куклы из ткани. Куклы из ткани на палочках. Рассматривание
образцов. Способы изготовления простых фигурок кукол из ткани. Закрепление
кукол на палочки. Виды ткани, ниток. Изучение основных швов («вперёд иголку»,
«назад иголку»). Использование декоративных элементов (пуговицы, бусины,
тесьма, кружево и т.д.) Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол на палочках и перчаточных кукол для кукольных
представлений. Чтение народных потешек, сказок, прибауток и т.д. Изготовление
простых кукол марионеток «Котёнок и собачка».
4.4 Куклы из шерсти
Теория. Технология изготовления кукол для театра из шерсти. Изготовление
элементов одежды из фетра. Декорирование. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол из шерсти, элементов одежды из фетра.
4.5 Декорации
Теория. Способы изготовления декораций из бумаги и других материалов.
Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материалов.
5. Постановка кукольных спектаклей
5.1 Постановка кукольного спектакля «Кот и лиса»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол
из фетра на палочках. Изготовление декораций для кукольного театра на палочках.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.2 Постановка кукольного спектакля «Благородный гриб»
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей и обязанностей. Работа над
характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Благородный гриб». Отработка
чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол и декораций.
Кукловождение перчаточных кукол Репетиции. Спектакль. Выступление перед
зрителями.
25

5.3 Постановка кукольного спектакля «Сказка о глупом мышонке»
Теория. Чтение сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» в стихах, её
анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практика. Просмотр кукольного спектакля «Сказка о глупом мышонке». Отработка
чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол из
шерсти.
Изготовление декораций. Кукловождение над декорацией. Пальчиковая гимнастика.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.4 Постановка кукольного спектакля «Настоящие друзья»
Теория. Чтение сказки «Настоящие друзья», её анализ. Распределение ролей. Работа
над характерами героев. Артикуляционные разминки.
Практика. Постановка спектакля куклами на палочках. Отработка чтения каждой
роли. Разучивание ролей. Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.5 Постановка кукольного спектакля «Пых»
Теория. Чтение сказки «Пых», её анализ. Распределение ролей. Работа над
характерами героев. Распределение технических обязанностей по спектаклю,
установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг
другу в управлении куклами.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление
перчаточных кукол из ткани. Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой.
Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.6 Постановка кукольного спектакля «Как курочка петушка спасла»
Теория. Чтение сказки «Как курочка петушка спасла», её анализ. Распределение
ролей. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка
оформления, декоративных деталей, помощь друг другу в управлении куклами.
Работа над характерами героев.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Мы за солнышком идём».
Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол из шерсти.
Изготовление декораций. Кукловождение за ширмой. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
6. Воспитываем и познаём
Теория. Беседа «Красивые и некрасивые поступки». Познавательный час: «Символы
России». Круглый стол «Пионеры-герои в годы ВОВ»
Практика. Спортивное развлечение «Казачьи игры и забавы». Поздравительные
открытки к праздникам. Игры и упражнения на формирование коллектива. Участие
в мероприятиях ГДДТ. Праздники в ГДДТ. Участие в проектах РДШ и иной
проектной деятельности.
Изделия. Открытки. Поделки на осеннюю, зимнюю и весеннюю тематику для
выставок и конкурсов.
7. Итоговое занятие
26

Творческий отчет. Просмотр видеосъёмки подготовленных спектаклей. Анализ
проделанной работы. Подведение итогов. Награждение обучающихся дипломами и
грамотами.
1.4 Планируемые результаты
Личностные:
1. Будет уметь правильно взаимодействовать с партнёрами по команде.
2. Будет выражать себя в игровой и творческой деятельности.
3. Будет проявлять настойчивость в достижении цели.
4. Будут воспитаны дисциплинированность, вежливость, уважение к другим
людям.
Предметные:
1. Будет уметь работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
2. Будут развиты актёрские способности, навыки сценических воплощений.
3. Будет развит интерес к чтению, пополнен словарный запас.
4. Будет развита правильная, чёткая и выразительная речь.
Метапредметные:
1. Будет уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной
задачей.
2. Будут развиты познавательные интересы.
3. Будет развита активность, самостоятельность, ответственность.
4. Будут воспитаны нравственные нормы поведения во время взаимодействия с
взрослыми и детьми.
1.4.1 В ходе реализации программы у детей формируются следующие
компетенции:
Информационные компетенции:
 умение искать и отбирать нужную информацию, из разных современных
источников, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи
реальных объектов;
 навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в
окружающем мире и образовательных областях.
Коммуникативные компетенции:
 приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности;
 совершенствование речи, как средства общения;
 навыки работы в разновозрастной группе детей;
 толерантное отношение к другим людям;
 овладение культурой общения.
Познавательные компетенции:
 способность продолжать самообразование в области выбранного искусства;
 способность ответственно относиться к деятельности;
 способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную
деятельность по их достижению.
27

Здоровьесберегающие компетенции:
 соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности;
 понимание ответственности за своё здоровье и окружающих людей.
Культурно-досуговая компетенция:
 умение правильно выбирать способы использования свободного времени,
культурно и духовно обогощающих личность.
1.5 Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Театр волшебных кукол»
может педагог,
имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями
в областях театральной деятельности, декоративно-прикладного творчества и
опытом работы с детьми школьного возраста.
1.5.2 Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту
детей. В кабинете есть стол для педагога, магнитная доска, стенды с образцами
кукол, ширмы, шкаф для книг, разработок, методической и дидактической
литературы.
Для ведения занятий по театральному творчеству необходимо методическое и
дидактическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;
- ширма;
- раздаточный материал.
- набор скороговорок и чистоговорок;
- коллекция карточек «Эмоции».
Электронные учебные пособия:
«Упражнения по актерскому мастерству»;
«Упражнения на воображение и внимание»;
«Как преодолеть страх сцены»;
«Упражнения: жестикуляция, пластика тела»;
«Элементарные правила актерской игры».
28

Презентационные материалы по тематике разделов программы.
1 год обучения
Бумага белая и цветная
Ножницы
Клей ПВА, клей – карандаш
Картон
Карандаши, фломастеры
Гофрированная бумага
Газеты, журналы
Ткань белая, цветная
Иголки для шитья
Нитки мулине, катушечные
нитки
Пряжа для вязания
Пяльцы
Бисер, проволока
Крупа (рис, пшено, гречка и
т.д.)
Одноразовая посуда
Пластилин
Шерсть
натуральная
различных цветов
Иглы для валяния
Фетр
Пайетки, пуговицы
Клей «Силач»
Рамки
Синтепон, вата
Фоамиран

2 год обучения

3и 4 год обучения

Бумага белая и цветная
Ножницы
Клей ПВА, клей – карандаш
Картон
Карандаши, фломастеры
Ткань
Синтепон, вата
Иглы для шитья
Нитки мулине, катушечные
нитки
Канва
Бисер, проволока
Салфетки для декупажа
Прищепки
Деревянные заготовки
Одноразовая посуда
Шерсть
натуральная
различных цветов
Иглы для валяния
Фетр
Шёлковые ленты
Пряжа для вязания
Пайетки, пуговицы и др.
Клей «Силач»
Акриловые краски по ткани
Рамки
Пяльцы
Фоамиран

Бумага белая и цветная
Ножницы
Клей ПВА, клей –
карандаш
Картон
Карандаши, фломастеры
Канцелярские ножи
Инструменты для
квилинга
Ткань
Синтепон, вата
Иглы для шитья
Нитки мулине,
катушечные нитки
Канва
Бисер, проволока
Салфетки для декупажа
Прищепки
Деревянные заготовки
Одноразовая посуда
Шерсть
натуральная
различных цветов
Иглы для валяния
Фетр
Фоамиран
Шёлковые ленты
Пайетки, пуговицы и др.
Клей «Силач»
Рамки
Кружево
Пряжа для вязания
Акриловые краски по
ткани
Пяльцы

29

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения.
2.2 Формы контроля и аттестации
Для определения успешности освоения программы и качества учебного
процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний и умений,
навыков. Предполагаются следующие виды диагностических исследований:
входящая, текущая, итоговая диагностика.
1. Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде беседы и
различных творческих заданий (выразительное чтение, рассказы наизусть стихов и
т.п.), где определяются заложенные творческие способности ребенка.
2. Текущая диагностика осуществляется при помощи контроля на каждом занятии,
после изучения нового блока. Проводится в виде самостоятельной работы детей
(инсценировка эпизода, написание сказки, стихов и т.п.)
3. Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном
занятии, где учащиеся демонстрируют свои умения навыки.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
театральные постановки, игры; открытые занятия; концерты; анкеты; тесты;
фестивали; конкурсы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития
ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем
обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных
мероприятий заключается в том, чтобы хотели их выполнять. Для этого, во-первых,
их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой
характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературнохудожественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей,
театрализованных представлений.
Виды контроля
Время
проведения
В начале
учебного
года
В течение
всего

Цель проведения

Формы контроля

Вводный контроль
Определение уровня
Беседа, опрос, анкетирование,
развития детей, их
тестирование, собеседование
творческих способностей
Текущий контроль
Определение степени
 Педагогическое
усвоения обучающимися
наблюдение, опрос (в
30

учебного
года

учебного материала.
Определение готовности к
усвоению нового материала.
Выявление детей отстающих
и опережающих обучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.

виде контрольных
вопросов на
теоретических и
практических занятиях, в
виде тематических
викторин и игр по
отдельным разделам)
 анализ творческих работ
 практическая работа
Промежуточный контроль
По итогам
Определение степени
 -Опрос, контрольное
первого
усвоения обучающимися
занятие
полугодия
учебного материала.
 -выполнение
Определение промежуточных
практических заданий
результатов обучения.
педагога
 участие в спектаклях
Итоговый контроль
По итогам Определение изменения
 Контрольное занятие
года
уровня развития детей, их
 участие в спектаклях,
творческих способностей.
творческих играх
Определение результатов
обучения. Получение
сведений для
совершенствования
образовательной программы.
2.3. Диагностический инструментарий
Таблица 2
Критерии
Образователь
ный
результат

Показатели критерия по уровням освоения программы
Высокий

Средний

Низкий

Хорошо
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Проявляет
большой
интерес к чтению.
Постоянно
пополняется
словарный запас.
Умеет
работать с
различными
видами
кукол.

Не
достаточно
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Не
всегда
проявляет
большой интерес к
чтению.
Словарный запас
пополняется не в
полной мере.
Работает
с
различными
видами кукол с

Плохо
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Не
проявляет
большой интерес к
чтению.
Затруднительно
пополняется
словарный запас.
Не
умеет
работать
с
различными
видами кукол.

31

затруднениями.

Метапредмет
ный
результат

Хорошо
развиты
познавательные
интересы.
Демонстрирует
хорошую активность,
самостоятельность,
ответственность.
Достаточно воспитаны
нравственные нормы
поведения во время
взаимодействия
с
взрослыми и детьми.

Познавательные
интересы развиты
не
достаточно
хорошо
Не
всегда
проявляет
хорошую
активность,
самостоятельность,
ответственность.
Не
достаточно
воспитаны
нравственные
нормы поведения
во
время
взаимодействия с
взрослыми
и
детьми.

Не
развиты
познавательные
интересы.
Очень
редко
проявляет
активность,
самостоятельность,
ответственность.
Не
воспитаны
нравственные
нормы поведения
во
время
взаимодействия с
взрослыми
и
детьми.

Личностный
результат

Умеет заниматься и
общаться
в
коллективе.
Умеет выражать себя в
игровой и творческой
деятельности.
Умеет
правильно
выполнять,
поставленные
педагогом задания.

Умеет заниматься
и
общаться
в
коллективе только
в
присутствии
педагога.
Не всегда умеет
выражать себя в
игровой
и
творческой
деятельности.
Выполняет
поставленные
педагогом задания
с затруднениями.

С затруднениями
занимается
и
общается
в
коллективе.
Не проявляет себя
в
игровой
и
творческой
деятельности.
Выполняет,
поставленные
педагогом задания
только
с
посторонней
помощью.



Итоговая оценка результативности освоения программы каждым ребёнком
проводится путем вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной
составляющей по итогам освоения учебного материала.
Критерии оценки вынесены в Приложении №1
2.4 Методическое обеспечение программы

32

В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое
внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы «Театр
волшебных кукол» используются следующие методы обучения:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки,
небылицы, дразнилки);
- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах- импровизациях;
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии
отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд
упражнений и игр;
- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории. Эффективность обучения
и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным
условием
реализации
программы
и
одновременно
«диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.
Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и
индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.
Основные формы проведения занятий:
- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
- упражнения на развитие артистической смелости;
- упражнения и игры на развитие внимания;
- упражнения и игры на развитие памяти;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- разбор текстов литературных произведений;
- навыки выразительного чтения текстов;
- репетиции спектаклей;
Педагогические технологии, используемые в программе:
 технология группового обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.

33

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого
материала и при выполнении творческих работ
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию,
формам и методам осуществления. Очень сильное влияние на детей оказывают
поощрения. Одобрение, похвала, награда, признание достижений товарищами за
короткое время изменяют у детей мотивы поведения, отношение к труду,
стимулируют детей на положительные поступки.
Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения,
фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать
результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы
и выбран наиболее рациональный ритм обучения. Процесс обучения построен от
простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы
работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать
возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить
желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность
в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные
работы на выставках, показах. По мере овладения навыками работы в кукольном
театре, ребята показывают свои спектакли на различных мероприятиях.
2.4.1 Виды и формы организации воспитательных мероприятий
Программа предоставляет широкие возможности для публичной
демонстрации обучающимися результатов своих творческих достижений через
выставки, фестивали и конкурсы, мастер-классы от институциональных,
муниципальных, региональных, до федеральных и международных.
Для нравственно-патриотического воспитания предусмотрены беседы,
круглые столы, диспуты, викторины, виртуальные экскурсии, акции и т.д.
Для создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой
каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым, проводятся игры
и упражнения на формирование коллектива, часы общения, совместные игровые и
развлекательные программы.
Ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой,
сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного
национального наследия Ростовской области проводится через народные игры и
развлечения, чтение сказок, беседы, презентации.
Дети участвуют в мероприятиях, проводимых в ГДДТ: презентации, беседы,
информационные минутки, познавательные переменки, экскурсии и т.д.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний. Показ спектаклей. Фото и видеоотчёты.
Совместные мероприятия с родителями. Изготовление сувениров для родителей.
34

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2.5 Список литературы
М.О.Рахно, «Домашний кукольный театр», Ростов – на – Дону, 2008.
Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество
– дети»
Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.». - М.:
АРКТИ, 2002.
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006.
Использованные ресурсы

1. Образовательный портал «Инфоурок» (Электронный ресурс). – Режим
доступа: https://infourok.ru/ - дата обращения – 10.08.2022;
2. Рыбалева И.А. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
(Электронный ресурс0. Режим доступа- http://iro23.ru/sites/default/files/kraevye
metod.rekomendacii_2016g.pdf – дата обращения 05.07.2022
3. Открытый урок – сайт для учителей и воспитателей. (Электронный ресурс).
Режим доступа: https://open-lesson.net/ - дата обращения 10.08.2022
4. Всемирный каталог идей. (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://www.pinterest.ru/ - дата обращения – 01.08.2022.
Список литературных произведений для детей:
1. А. Барто стихи
2. С. Михалков стихи
3. Э. Успенский «Мы идем в театр»
4. Русские народные сказки.

35

Фамилия, имя ребёнка

№

п/п

Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла

36

Активность, самостоятельность ,
ответственность

Умение работать в коллективе

Интерес к чтению, словарный запас

Умение выражать себя в игровой и
творческой деятельности

Умение работать с разными видами
кукол

Познавательная и творческая
активность

Умение правильно выполнять задания

Артистические и творческие
способности

2.6 Приложения
Приложение №1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».