№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 5 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 7 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 7 1.2.2 Основные задачи программы 7 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года обучения 7 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения 9 1.3.3 Учебный план 2 года обучения 14 1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения 15 1.3.5 Учебный план 3 года обучения 21 1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения 22 26 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 27 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 27 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 27 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 27 28 28 31 35 36 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание актера – неотъемлемая часть формирования актерских навыков. Актер на сцене должен использовать все возможные средства для раскрытия образа своего героя, в том числе и музыкальные. Его способность слышать оттенки музыки, действовать в соответствии с характером звучащей музыки, продолжать начатые музыкой фразы в своей речи и действии – это и есть полное гармоничное существование актера на сцене. Поэтому на музыкальных занятиях помимо развития вокальных данных важно дать обучающимся знания из области музыкального языка, научить слышать малейшие оттенки смены настроения в музыке. В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» содержание программы «Созвучие» направлено на реализацию задач этнокультурного воспитания, сохранение народного творчества и традиций, культурного наследия региона, создание условий для выявления и поддержки музыкально одаренных детей. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242. 1.1.1 Направленность и вид программы Направленность – художественная. Вид программы – модифицированная. 3 1.1.2 Новизна, актуальность, целесообразность программы Новизна программы в том, что она предусматривает проведение бинарных занятий с программами: «Театральное искусство – ключ к самосовершенствованию», объединяющих содержание двух предметов – театра и музыки, и «Сценическая хореография», объединяющих музыку и хореографию. А также занятий «3 в одном» (вокал+театр+хореография) Особенности данных занятий – реализация межпредметных связей в процессе преподавания в рамках изучения театрального искусства. В связи с этим занятия включает в себя репетиции, разводку и прогоны спектаклей на сцене. В постановках спектаклей музыка дает наполнение театральному действию, способствует созданию определенной музыкальной атмосферы спектакля, раскрашивает образы героев. В работе с детским коллективом музыка дает возможность расширить музыкальный кругозор юных актеров и привить им хороший вкус, чувство стиля и формы. Театр состоит из сплава: поэзия, песня, танец. «Театр – это музыка в полном смысле слова». Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на творческую самореализацию в музыкально – театральной деятельности. Кроме того, занимаясь в творческом коллективе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях. Педагогическая целесообразность Занятие любым видом творчества не только обогащает внутренний мир ребенка, выводит его на качественно новый уровень общения с окружающим миром, но и благотворно влияет на его развитие. Программа «Созвучие» является здоровьесберегающей. Основа хорошего пения – это правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, которые являются обязательными при распевании, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для детского организма. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Программа направлена не только на развитие музыкальных способностей обучающихся, но и на воспитание их личностных качеств: доброты, честности, трудолюбия, патриотизма, любви к своему краю, его культуре и традициям, уважения к людям, заботы об окружающей среде. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у учащихся психологическую устойчивость, а социально-значимая деятельность учащихся помогает формированию их активной гражданской позиции и чувства ответственности за личные и коллективные результаты. 4 1.1.3 Особенность программы Особенность программы в том, что она разработана для детей, обучающихся в театральной студии, не имеющих специальной вокальной подготовки. Программа способствует развитию потребности у детей в творческом общении с музыкой, дает возможность проявить свои вокальные способности и сформировать положительную самооценку. 1.1.4 Адресат программы В театральной студии вокальная подготовка необходима для того, чтобы ребенок смог исполнить сценическую песню и при этом чувствовал себя комфортно на сцене. Пение в характере персонажа является затруднительным для многих детей. В этом случае должна происходить тесная взаимосвязь учебных занятий по вокалу и актерскому мастерству. Программа «Созвучие» рекомендована разным возрастным категориям от 7 до 13 лет. На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного отбора. Возможно зачисление на второй и третий года обучения - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности и развитости детей. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – общекультурный базовый. Объем программы – 684 часа. Срок реализации программы – 3 года. Темы учебного курса могут сокращаться или расширяться. Возможна корректировка программы. Программа может быть реализована за счет уплотнения материала. 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В процессе реализации программы возможны индивидуальные занятия, занятия с малым или переменным составом групп. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Образовательные области программы включают в себя: 5 - музыкально – образовательную деятельность; - постановку вокальных и ансамблевых номеров в спектаклях; - элементы музыкальной грамоты. Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учётом и соблюдением следующих принципов: - от простого к сложному; - от общего к частному, от частного к общему; - принцип межпредметных связей; - принцип развивающего обучения; - принцип культуросообразности; - принцип интеграции искусств; - принцип индивидуально – личностного подхода; - принцип коллективизма; - принцип уважения этнокультурного наследия своего народа. Особенностью занятий с детьми становится не только приобретение творческих навыков, но и атмосфера сотрудничества учащихся и руководителя в процессе подготовки музыкального представления. Очень важны отношения в коллективе. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя умениями и навыками, но и развивать коммуникативные способности. Программа предусматривает участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, концертах, праздниках. Результативность программы будет проверяться через участие воспитанников в жизни коллектива, учреждения, активность их на занятиях, прослушивании (диагностики музыкальных способностей, участии в конкурсах и фестивалях театрально – музыкальной направленности, итоговое мероприятие: класс – концерт. 1.1.8 Режим занятий Занятия проводятся в оформленном кабинете (репетиции); в оборудованном зале (репетиции и выступления). Год создания программы 2006. В процессе апробации программы в неё вносились корректировки. Режим занятий по годам обучения: Год обучения 1-й год 2-й год Количество Количество часов в неделю часов в год 4 часа (2раза в 144 неделю по 2 часа) 6 часов (3 раза в 216 неделю по 2 часа) 6 Количество обучающихся 15 человек 12 человек 3-й год 9 часов (2 раза по 2 часа;1 раз- 1 час; 1 раз - 4 часа) 8 человек 324 1.2 Цель и задачи программы 1.2.1 Цель программы Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части общей духовной культуры юного актера, в процессе музыкально - творческой деятельности. 1.2.2 Основные задачи программы Задачи обучающие: - формирование навыков вокального исполнительства, певческой культуры - формирование знаний об основных элементах музыкального языка; Задачи развивающие: - развитие самостоятельности, творческой инициативы и активности; - развитие самоконтроля, самооценки, саморегуляции. Задачи воспитывающие: формирование коммуникативности, социальная адаптация, раскрепощение личности ребенка; - формирование высоких нравственно - этических качеств личности, гражданственности, патриотизма; 1.3 Содержание программы 1.3.1 Учебный план I года обучения № пп 1. 2. Наименование разделов и тем Введение в программу Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда. Музыкально – образовательная Количество часов Теор Пра етич. кт 2 10 40 7 Всего 2 50 Формы аттестации диагностики, контроля деятельность (пение учебно – тренировочного материала) 2.1. Певческая установка 1 2 3 2.2. Дирижерский жест 1 2 3 2.3. Звукообразование 4 10 14 2.4. Певческое дыхание (легато, стаккато) 4 10 14 2.5. Дикция, артикуляция 2.6 Канон 3. Постановка вокальных номеров в спектаклях: 3.1 Ансамбль 4 1 10 10 1 40 14 2 50 4 20 24 3.2. Солирование 6 20 26 4. 4.1. 4.2. 4.3. Музыкальная грамота Мелодия Лад (мажор, минор) Ритм 6 1 1 1 6 1 1 1 12 2 2 2 4.4. 4.5. 4.6. 5. 1 1 1 2 1 1 1 4 2 2 2 6 6. Темп Динамика Тембр Работа со слабоинтонирующими Творческая лаборатория 2 2 7. 8. 9. Мастер - класс Итоговое занятие Воспитываем и познаем 2 2 5 2 2 10 5 8 Выполнение группового практического задания Выполнение группового практического задания Выполнение индивидуального практического задания Выполнение индивидуального задания Мини-конкурс Игра-соревнование Анализ творческой работы Анализ, самоанализ творческой работы Беседа Слуховой анализ Выполнение индивидуального задания Беседа Слуховой анализ Урок - игра Опрос прослушивание Участие в конкурсной, концертной деятельности Беседа Класс - концерт Педагогическое наблюдение 10. Резервные часы Итого: 24 96 8 144 1.3.2 Содержание учебного плана I года обучения Для детей первого года обучения характерна недостаточная развитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон. Сохранить интерес на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы: показ рукой движения мелодии, пение произведения а сареlla и в сопровождении фортепиано. Кроме работы над вокальными произведениями в занятие включаются и другие виды деятельности: - музыкальная игра; - движения под музыку; - музыкальная грамота. При определении особенностей и трудностей работы над вокальными номерами из спектаклей учитываются следующие аспекты: художественность, качество поэтического материала, его соответствие музыкальному материалу, эмоциональная насыщенность и эмоциональный тонус произведения, характер мелодии, метроритмические особенности, фразировка, форма, динамика, продолжительность звучания произведения, агогические изменения, особенности драматургического развития, трудности воплощения художественного образа в целом. 1. Введение в программу - знакомство детей с педагогом и друг с другом; - вводный инструктаж, правила техники безопасности: беседа о правилах поведения во время занятий, репетиций, работы на сцене; - знакомство с историей создания коллектива, его творческих работах, традициях и достижениях; - беседа «В дружбе народов – единство России». 2. Музыкально – образовательная деятельность При распевании, с которого начинается певческая работа с детьми, осуществляется физиологическая подготовка, «разогрев» голосовых аппаратов учащихся. В процессе распевания формируются основные вокально – технические навыки голосообразования (фонационное дыхание, атака звука, певческая артикуляция, дикция). 9 В распевании важны три компонента: определенная организация упражнений, их повторность и целенаправленность на улучшение качества голосообразования. - Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. - Упражнения, в начале обучения, исполняются в медленном темпе. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков, темп упражнений убыстряется. - Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. - В начале обучения при введении нового упражнения, его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Далее, очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, петь упражнения без инструментального сопровождения. - Паузы между упражнениями должны быть одинаковыми, чтобы поющие могли спокойно подготовиться к каждому последующему повторению упражнения. - Начальные упражнения должны петься ровным по силе звуком mf. - Пение упражнений следует начинать с более естественно, красиво звучащих нот в диапазоне примарных звуков. Обычно это ноты в среднем отделе диапазона детских голосов (f1– a1 – h1). Постепенно объем звуков увеличивается до всего диапазона голоса. - Первые упражнения проводятся также и на удобном для детей гласном звуке (обычно «а», «о», «у»). Практические занятия: 2.1 Соблюдение певческой установки: - прямое положение корпуса; - руки опущены вдоль тела (стоя), на коленях (сидя); - плечи развернуты и опущены; - живот немного втянут. Разучивание песенки – установки «Петь приятно и удобно». 2.2 Формирование реакции детей на дирижерские жесты педагога: - внимание; - активный вдох (ауфтакт); - фонационный выдох; - снятие звука, Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений для решения главной задачи певческого развития детей – достижения унисона и развития мелодического слуха. 2.3 Упражнения на звукообразование: Пение гласных «о», «у», «а», «и» на 1 – 2 звуках; Пение закрытым ртом. 2.4 Упражнения на legato даются для выработки кантилены: 10 - «Спокойные ребята», - «Льется дождик на дворе», - «Листопад». Упражнения на staccato активизируют голосовые связки, помогают их активному смыканию: - «Мячики» («бом – бум»), - «Ребята непоседы», - песенка лягушонка «Бре – ке – ке – ке, скок - поскок». Упражнения с поступенным расположением звуков – являются подготовительными к разучиванию гаммы: - «У кота – воркота», - «Мы шагаем», - «Жучка», - «Вот с высокой горки ручеек сбегает». 2.5 Упражнения для певческой артикуляции и четкой дикции, знакомство с правилами орфоэпии: - «Дон – дон», - «Мы перебегали берега», Необходимо указать на разделение в пении одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого. О произнесении слов в пении, в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии: в словах нет мягких окончаний («улыбнулас», «веселимса»). Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством, одновременным началом и окончанием пения. 2.6 Канон (элементарное двухголосие) способствует развитию у детей гармонического слуха. Ритмический канон. Разучивание мелодии канона одноголосно. Пение канона в варианте – первый голос дети, второй – педагог. Исполнение канона самими учащимися. - «Ладушки», - «Лягушачий концерт», - «Шла веселая собака». 3. Постановка вокальных номеров в спектаклях Общая характеристика песенного жанра. Сочетание двух видов искусств – музыки и поэзии, ведущая роль мелодического (или поэтического) начала. Разнообразие музыкально – поэтического содержания. 3.1 Ансамбль: Обучение постоянному соблюдению певческой установки, спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед пением, пение естественным, небольшим по силе звуком, правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным 11 содержанием произведения и добиваться выразительного художественного исполнения. Практические занятия: Работа над составляющими ансамбль: - интонационной слаженностью; - единообразием манеры звукообразования; - ритмической и темповой слитностью; - одновременным началом и окончанием пения. 3.2 Солирование: Показ – исполнение песни. Анализ художественного содержания песни. Разбор характерных особенностей музыкального языка. Трудности исполнения. Практические задания: Разучивание мелодии песни на слоги «ле», «до», «ми». Отработка ритмически сложных элементов песни. Фразировка. Работа над дикцией, артикуляцией. Эмоционально – образное исполнение песни. Репертуар первого года обучения (спектакли) 1. «Сказка о ленивом зайце» И.Постоева, Р.Киркос; 2. «Ежик – торопыжка» болгарская народная сказка; 3. «Лягушка и Пеликан» миниатюра на музыку А.Абрамова. Песенный репертуар «День Победы на века» муз. Ю. Верижникова; « Будущий солдат» муз.Трубачевых, сл.А. Пилецкой; «Прадедушка» муз. А. Ермолова, сл. М. Загота «Гимн России» А.Александров, сл.С.Михалков. 4. Музыкальная грамота Ознакомление учащихся с основными музыкально–выразительными средствами: мелодией, ладом, темпом, ритмом, динамикой, тембром. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях. Ознакомление с мажором и минором. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Практические занятия: 4.1 пение попевок с показом направления движения мелодии; пение тонико-доминантовых тяготений: Д-Т; II-Т; VII-Т; III-T; VI-V-T; 4.2 сочинение “Птичьих песенок”(или иных звуковых подражаний) на усвоеных ступенях лада, образующих его характерную интонацию. 4.3 упражнения на развитие метро-ритмического чувства: - придумать слова и фразы в заданном ритме 12 - передать ритмический рисунок знакомой песни на ладошках или любом ритмическом инструменте; 4.4 «Кто быстрей?» (прослушивание пьесы и беседа «Темп в музыке») 4.5 игра “Эхо”(с динамическими оттенками) 4.6 игра «Догадайся, кто поет» (тембр) 5. Работа со слабоинтонирующими Почти в каждой группе есть слабоинтонирующие (фальшивопоющие) дети. Причиной чаще всего является отсутствие координации между слухом и голосом. А это – нарушение функции мягкого неба, двигательная и мышечная зажатость. «Гудение» - нарушение нормального звукообразования, закрепившийся условный рефлекс. Надо его разрушить и создать новый. В работе с фальшивопоющими детьми полезны певческие задания, составленные с учетом примарной зоны; создание ситуации, при которой «не поющие» дети активно слушают музыку; приемы атаки звуков верхнего регистра. Практические занятия: Беззвучное пение (т.е. пение «про себя»). Пение на слогах «ку» и «гу» - в верхней части диапазона. Певческие задания (изобразить зов птицы, звон колокольчика). Пластическое интонирование («свободное дирижирование»). Игра «Эхо»: любую попевку разбить на отдельные слова, чтобы дети повторяли за педагогом. Слова пропевать в различных интервалах как вверх так и вниз. Игра с мячом «Прыг – скок»: педагог ударяет мячом об пол, дети проговаривают - «прыг»; педагог подбрасывает мяч, дети, через октаву – «скок». Педагог неравномерно чередует задание, а дети должны быстро сообразить в каком регистре надо проговаривать в верхнем или нижнем. 6. Творческая лаборатория Премьера спектакля. Участие в праздничных мероприятиях ГДДТ и городских школ. 7. Мастер - класс Посещение всех спектаклей городского драматического театра. Экскурсии по цехам театра. Творческое общение с актерами и главным режиссером городского театра. 8. Итоговое занятие (совместно с родителями) в форме творческого отчета - показ спектаклей; - фрагменты будущих постановок. 9. Воспитываем и познаем 13 Создание воспитательной среды: формирование благотворной эмоциональной обстановки, сплочение коллектива, включение обучающихся в разнообразные виды деятельности. 20232 год –Год педагога и наставника. Поэтому в раздел «Воспитываем и познаем» включены новые темы бесед. Практические мероприятия Беседы: - «О технике безопасности»; - «Здорово быть здоровым»; - «Путешествие по родному краю»; - «Три символа России»; - «В мире профессий. Учитель» Мероприятия: - Открытие театрального сезона (спектакль) - Новогодняя сказка (новогоднее представление) - «Дети играют для детей»( спектакль); - Посещение краеведческого музея и городского театра (в течение года); - День защиты детей (участие в традиционном празднике). Ожидаемые результаты К концу первого года обучения обучающиеся должны знать: - основные музыкальные понятия: мелодия, ритм, лад, динамика, темп; - знать и соблюдать певческую установку; - знать и выполнять основные дирижерские жесты; должны уметь: - воспроизводить простейшие мелодии и ритмические рисунки; - отличать основные средства музыкальной выразительности; - передать свой сценический образ в пении и речитативно; должны приобрести навыки: - чистого унисона; - певческого дыхания, четкой дикции и активной артикуляции. 1.3.3 Учебный план II года обучения № пп 1. Наименование разделов и тем Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны Количество часов Тео Пр Всег рет акт о ич. ич. 2 2 14 Формы аттестации диагностики, контроля 2.1. труда. Музыкально – образовательная деятельность Звукообразование 2.2. Певческое дыхание 2 12 14 Нисходящий, восходящий звукоряд Артикуляция, дикция 2 12 14 2 14 16 Приемы голосоведения (легато, стаккато) Диапазон Постановка вокальных номеров в спектаклях Ансамбль Солирование 2 14 16 2 10 6 70 8 80 Опрос - прослушивание 5 5 25 45 30 50 Анализ творческой работы Анализ, самоанализ творческой работы 6 2 2 6 4 4 12 6 6 Тестовые задания Тестовые задания 8 8 2 5 10 2 10 161 10 216 2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 5. 6. 7. 8. 9. Музыкальная грамота Лад Основные элементы музыкального языка Творческая лаборатория Мастер – класс Итоговое занятие Воспитываем и познаем Резервные часы Итого: 12 70 82 2 12 14 10 5 45 Выполнение группового практического задания Выполнение группового практического задания Опрос - прослушивание Выполнение индивидуального практического задания Опрос - прослушивание Участие в конкурсной, концертной деятельности Беседа Класс-концерт Педагогическое наблюдение 1.3.4 Содержание учебного плана II года обучения Разностороннее воспитание и развитие музыкально – певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкуса, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, солировать, петь без инструментального сопровождения, следовать указаниям музыкального руководителя. 15 Начальный этап формирования певческих умений как особо важный для индивидуального развития каждого участника коллектива. Начало формирования всех основных певческих навыков с самого начала занятий. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку, правильному звукообразованию (мягкой атаке), сохранению устойчивого положения гортани, спокойному вдоху без поднятия плеч. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру), сохранение индивидуального тембра, здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произношению согласных. Развитие диапазона голоса (hм – d2), опевание этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» Зв. «а – 1» - вверх и вниз. На этой основе – обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству. Вводное занятие - сбор группы, знакомство с новыми учащимися; - беседа по технике безопасности; - ознакомление детей с задачами и содержанием предстоящей творческой работы; - беседа «Символы русской культуры». (2022 год культурного наследия и народного творчества). Практические занятия Игровая программа. Вводная диагностика музыкальных способностей детей. 2. Музыкально – образовательная деятельность Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития детей. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т. д. Для детской психики характерна конкретность и образность мышления. Поэтому вокальные упражнения, мелодии которых исполняются на отдельные гласные или слоги и лишены конкретного смыслового содержания, неинтересны и непонятны детям. При распевании используются фрагменты из разных песен. В виде попевок вычленяются наиболее сложные фрагменты разучиваемых произведений. Практические занятия Показы: а) стабильной группы упражнений; б) периодически обновляющейся группы, в которую включают новые упражнения в зависимости от учебных задач, разучивание и впевание упражнений. 16 Работа над единой манерой звукообразования, сохранение высокой позиции на всех звуках певческого диапазона. Для ровности звучания использование упражнений в нисходящем и восходящем движениях. Четкость и выразительность исполнения вырабатывается при исполнении упражнений для дикции, артикуляции и скороговорках. Отрывистая вокализация (стаккато) помогает детям осваивать четкую атаку и добиваться легкого и светлого звучания. Активизация голосообразования, выработка кантилены достигаются при использовании упражнений напевного характера (легато). Практический материал: 2.1 Упражнения на одной высоте звука развивают равномерный, экономный, длительный выдох, опору; при чередовании гласных выравнивают их звучание: - «Небо синее», - «Я птичка перелетная», - «Ай, ду – ду – ду – ду сидит ворон на дубу». 2.2 Упражнения для увеличения ротовой полости и уменьшения глоточной: последовательность звуков «и – э – а – о – у». Упражнения для уменьшения напряжения мышц голосовых связок: последовательность звуков «и – у – о – а». Упражнения для повышения подсвязочного давления: последовательность звуков «а – о – э – у – и». 2.3 Упражнения на нисходящий или восходящий звукоряд: - от доминанты к тонике: Считаем от 1до 10 интонационно поднимаясь на ступеньку вверх и в конце проговариваем «ХЕК!!!», Прочитать стихи чтобы повышение и понижение голоса соответствовало содержанию: «Чтоб овладеть грудным регистром, я становлюсь аквалангистом…», «легкий ветерок», «солнышко мое», «ты откуда милый жук…» - гамму в нисходящем и восходящем движении: «вниз под горку покатились, снова в горку поднялись», «лифт», - « Горошина ». 2.4 Упражнения – скороговорки для активизации артикуляционного аппарата и выработки четкой дикции: «Петушок», «Андрей, воробей …». 2.5 Упражнения напевного характера на legato для ровности звучания, организации атаки и опоры: «Спи, моя милая», «То ни вьюги, не метели зашумели…». 17 Упражнения на staccato. Отрывистая вокализация помогает хорошо осваивать четкую атаку и добиваться легкого и светлого звучания: - песенка лягушат «Как прекрасно лунной ночью…», - песенка зайчика «Кто сказал, что заяц – трус…», - песенка жучка «Я иду по дороге…». 2.6 Упражнения для развития диапазона певческого голоса: - «Звуки музыки», - «Вверх по ступенькам…», - «Я гуляю во дворе…» Упражнения располагаются в таком порядке, чтобы каждое последующее из них совершенствовало имеющиеся уже навыки и постепенно развивало новые. 3.Постановка вокальных номеров в спектаклях 3.1 Ансамбль Актуальность песни, особенности художественного образа. Разбор музыкально – выразительных, исполнительских средств. Раскрытие замысла, интерпретация песни. Практические занятия Разучивание произведения по фрагментам, имеющим относительную законченность на слоги «ле», «лю». Соблюдение всех требований, характерных для ансамблевого исполнения. Осмысление текста, как важного средства создания музыкального образа и выявление его логических вершин. Выработка исполнительского плана. 3.2 Солирование Песня как средство образного обобщения, иллюстрация наиболее важных моментов сценического действия. Песня – выражение характера действующего лица. Практические занятия Показ песни. Общая характеристика и разбор музыкально – поэтического содержания. Разучивание с музыкальным сопровождением, затем без него. Исполнение под фонограмму. Игры с микрофоном: управляя рукой с микрофоном можно проследить громкость звука и фиксировать руку на нужном расстоянии у рта. «Шелест листьев» на f и p, затем на legato и staccato. «Песня волка»: пропевать звук «У» чередуя glissando вверх и вниз. «Тук-тук, молотком мы построим птичкам дом»: оформлять согласные без лишнего «микрофонного» удара. 18 Репертуар второго года обучения 1. «Гадкий утенок» музыкальный спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена 2. « Козленок Рудуду» детская опера на муз. Т.Попатенко 3. «Жили – были» С.Маршак по мотивам рус. Нар. Сказки 4. Новогодний спектакль и представление вокруг елки 5. «Где же солнышко живет» муз. М.Минкова; 6. «Чиполлино» по мотивам сказки Дж.Родари. 4. Музыкальная грамота Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты. Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях, с учетом абсолютной высоты звуков. Освоение двух ладов – мажора и минора. Формирование музыкально – слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивостью и неустойчивостью звуков. Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодии, ритма, темпа, динамики, формы, жанра и т. д. Практические занятия 4.1 Закрепление представлений о мелодии, как совокупности ладовых интонаций. Анализ звуковысотных соотношений. Пение характерных внутриладовых ячеек: - V – VI – V – III - V – III - I - I – II – I – III - V – VIII – V – I - VIII – V – VI – V - VII – II – I. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Разрешение неустойчивых в устойчивые. Сочинить на чередовании двух знакомых ладовых интонаций музыкальные загадки «Звуки природы», «Звуки окружающие нас». Игра «Солнышко – тучка» (определение мажора и минора) 4.2 Основные элементы музыкального языка: Закрепление понятий ритм, динамика, темп, тембр: Игра «Ритмическое эхо». Ритмические загадки. Упражнения для развития силы голоса. Читаем текст меняя силу звука: « Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! - И вот уже дождик тихонько, ты слышишь? Закрапал, закапал, закапал по крыше. Наверно сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!» Упражнения для выработки подвижности голоса: - «Карусели»; - «Божья коровушка полети на облышко…». Игра «Узнай чей голос». 19 5. Творческая лаборатория Сдача спектакля. Премьера. Показ спектакля на различных площадках. Участие в фестивалях, конкурсах театрального искусства. Участие в городских праздниках и митингах. 6. Мастер – класс Посещение всех спектаклей городского драматического театра. Участие в «сдачах на зрителя» детских спектаклей городского драматического театра. Посещение спектаклей Ростовского музыкального театра и театра им. А.М. Горького. 7. Итоговое занятие в форме творческого отчета (совместно с родителями) Показ спектакля. Подведение итогов года. Резервные часы предусмотрены для занятий с детьми, испытывающими затруднения в освоении программного материала. 8. Воспитываем и познаем Создание воспитательной среды: формирование благотворной эмоциональной обстановки, сплочение коллектива, включение обучающихся в разнообразные виды деятельности, развитие детского самоуправления. 2023 год – Год педагога и наставника. В раздел «Воспитываем и познаем» включены новые темы бесед. Практические мероприятия Беседы: - «О технике безопасности»; - «О здоровье и личной гигиене»; - «Педагог он вечный созидатель» - «Что знаем о символах России?»; - «В культуре края – душа казачья» (традиции, обряды казаков). Мероприятия: - Открытие театрального сезона (спектакль); - Новогодняя сказка (новогоднее представление); - Праздник для мам (праздник) - «Дети играют для детей»(спектакль); - Посещение краеведческого музея и городского театра (в течение года); - День Победы (праздник) - День защиты детей (участие в традиционном празднике). 20 Ожидаемые результаты К концу второго года обучения обучающиеся должны знать: - и выполнять правила певческой дисциплины; - и свободно оперировать музыкальными понятиями: лад, мажор, минор; - и четко реагировать на дирижерские жесты. Обучающиеся должны уметь: - чисто интонировать с сопровождением фортепиано или фонограммы (минус); - слышать музыку и вовремя вступать, слушать партнеров по спектаклю; - выразительно передавать в пении сценический образ; - исполнять более сложные ритмические рисунки; Обучающиеся должны приобрести навыки: - певческой культуры и вокального исполнительства; - четкой и правильной дикции; - пения в ансамбле и солирования; 1.3.5 Учебный план III года обучения № пп 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Наименование разделов и тем Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда. Музыкально – образовательная деятельность Звукообразование Количество часов Тео Пр Все р. акт го ич. 2 2 10 80 90 2 12 14 Упражнения кантиленного характера Упражнения на staccato 2 12 14 2 12 14 Дикция (артикуляция) 2 12 14 21 Формы аттестации, диагностики, контроля Выполнение группового практического задания Индивидуальный опрос - прослушивание Выполнение группового практического задания Мини-конкурс 2 12 14 22 124 146 3.1. Элементы многоголосия (канон) Постановка вокальных номеров в спектаклях Ансамбль 10 60 70 3.2. Солирование 12 64 76 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. Музыкальная грамота Музыкальная форма Мотив, фраза Предложение, период 2-х и 3-х частные формы Форма Рондо Творческая лаборатория 10 2 2 2 2 2 - 10 2 2 2 2 2 32 20 4 4 4 4 4 32 6. 7. 8. Мастер – класс Итоговое занятие Воспитываем и познаем 10 5 2 5 10 2 10 Резервные часы Итого: 59 253 12 324 2.5. 3. Выполнение практического задания Анализ творческой работы Анализ, самоанализ творческой работы Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Участие в конкурсной, концертной деятельности Беседа- общение Класс - концерт Педагогическое наблюдение 1.3.6 Содержание учебного плана III года обучения Сплочение коллектива, укрепление дисциплины, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Неукоснительное выполнение певческих правил, охрана голоса в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для учащихся – подростков. Осуществление работы в соответствии с поставленными в начале обучения задачами. Певческая установка должна стать навыком, дыхание – ровным, спокойным, активным, экономным, длинным. Дыхание свободно используется в произведениях разного характера. Диапазон голоса у каждого примерно полторы октавы («а»м – «е» - «f»2). На всем диапазоне смешанное звучание голоса, мягкое, звонкое, полетное, имеющее индивидуальность тембра. Пение выразительное, достаточная певческая эмоциональность, дикция – четкая. Чистое интонирование. Сформировано чувство строя и ансамбля. Потребность в музыкально – эстетической деятельности. Формирование певческой культуры. 22 1.Вводное занятие - Вводное занятие, вводный инструктаж; - вопросы техники безопасности и пожарной безопасности; - ознакомление детей с предстоящими образовательными и творческими задачами; - беседа «- «Экология слова – проблема века». 2.Музыкально – образовательная деятельность Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения. Практические занятия: Показы упражнений, их разучивание, впевание. Контроль качества исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля. Практический материал: 2.1 .Упражнения для увеличения ротовой полости: - пение закрытым ртом на одном звуке (мычание), - постепенный переход от «мычания» к звуку «о». 2.2 Упражнения для выработки навыка кантилены: - «Разлилася вода» р. н. п.; - «Со вьюном я хожу» р.н.п.; - «Как пошли наши подружки» р.н.п.; - «Вниз по матушке по Волге». 2.3 Упражнения на staccato для твердой атаки звука: - «Тирольский канон»; - «Осень пришла» В.Герчик; - «Попутная» Лайош; - «Рыжая лиса» нем.н.п. 2.4 Упражнения – скороговорки для выработки четкой дикции: - «Сорока – белобока»; - «Бык – тупогуб»; - «Бубнит барабан»; - «Мы перебегали берега». 2.5 Пение канонов (элементы многоголосия) - «Шла веселая собака» Т.Бырченко; - «Со вьюном я хожу»; - «Эй, не зевайте»; - «Пастушья». Для достижения высокого технического уровня упражнения постепенно усложняются. 3. Постановка вокальных номеров в спектаклях 23 3.1 Ансамбли: Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания, особенностей (лада, метроритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ поэтического и нотного текстов. Практические занятия: Показ – исполнение музыкального номера. Определение изменения характера произведения, выявление кульминации. Разучивание мелодии, без текста, на слоги «ле», «лю». Работа с текстом. Реализация принципа единства эмоционального и сознательного, художественного и технического. 3. 2 Сольное пение: Показ – исполнение произведения. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического). Репертуар третьего года обучения: - «Муха – Цокотуха» К.Чуковский (опера – игра для детей) - « Таинственный гиппопотам» В. Лифшиц, И. Кичанова - «Козленок Рудуду» муз. Т.Попатенко (детская опера) - « Дикие лебеди» спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсен - «Считаю до пяти» М. Братенев, - «Красная шапочка» Ш.Перро, - Новогоднее представление и спектакль, - «Иван – Богатырь и Царь – Девица» по мотивам русских сказок. 4 Музыкальная грамота Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на музыкальных занятиях. Освоение учащимися понятия « музыкальная форма». Формы характерные для вокальной музыки: куплетная, запевно – припевная. Мельчайшие структурные формы музыкальных произведений: мотив, фраза, предложение, период. Умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Умение выявлять и анализировать основные средства художественной выразительности. Практические занятия: 4.1На примере знакомых песен найти и показать простейшие элементы музыкальной формы. 4.2 Импровизировать окончания музыкальной фразы (до тоники). Сочинить выразительные фразы (на заданный текст). 4.3 На примере знакомых попевок определить где музыкальное предложение, а где период. 4.4 На примере знакомых песен определить 2-х и 3-х частные формы. 24 4.5 На примере песни Д.Б.Кабалевского «Зачем нам выстроили дом» определяем форму «рондо». 5. Творческая лаборатория Сдача спектакля на зрителя. Премьера спектакля. Участие в фестивалях и конкурсах театральной направленности. Участие в городских праздничных и торжественных мероприятиях. 6. Мастер – класс Посещение спектаклей городского драматического театра. Экскурсии по цехам театра. Общение с актерами. Участие в «сдачах» детских спектаклей «на зрителя». 7. Итоговое занятие В форме творческого отчета (класс концерт: фрагменты спектаклей, концертные номера, этюды и др.), совместно с родителями и педагогами ГДДТ. 8. Воспитываем и познаем Создание воспитательной среды: формирование благотворной эмоциональной обстановки, сплочение коллектива, включение обучающихся в разнообразные виды деятельности, развитие детского самоуправления. 2023 год – Год педагога и наставника. Этому событию посвящены темы новых мероприятий. Практические мероприятия Беседы: - «О технике безопасности»; - «О здоровье и личной гигиене»; - «Учитель это профессия или призвание?»; - «Три символа России». Мероприятия: - Открытие театрального сезона (спектакль); - Новогодняя сказка (новогоднее представление); - Праздник для пап (участие в праздничном концерте); - Праздник для мам (участие в праздничном концерте); - «Дети играют для детей»(спектакль); - Посещение краеведческого музея и городского театра (в течение года); - День Победы (праздник); - День защиты детей (участие в традиционном празднике); - «Здравствуй, лето» (спектакль). Резервные часы предусмотрены для занятий с детьми испытывающими трудности в освоении программного материала. 25 Ожидаемый результат К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать: - и соблюдать правила охраны голоса; - основные элементы музыкальной речи ; - необходимые музыкально – теоретические понятия (музыкальная форма, мотив, фраза, и др.). Обучающиеся должны уметь: - передавать в исполнении характерные черты музыкального образа; - проанализировать исполняемую песню. Обучающиеся должны приобрести навыки: - певческой установки; - естественного звукообразования; - чистого, выразительного интонирования; - правильного, длительного певческого дыхания и четкой дикции; - культуры сценического исполнительства. 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты: В процессе освоения программы учащиеся должны Приобрести вокальные навыки: - чистого, выразительного интонирования; - правильного певческого дыхания; - четкой вокальной дикции; - метро – ритмического чувства; - эмоциональности и пластичности. знать: - основные элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, лад, тембр, динамика, жанр, и др.); Метапредметные результаты: сформировать: - навык самостоятельной работы при выполнении творческих задач; - умение анализировать собственную творческую работу, оценивать и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные результаты: 26 сформировать: - коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в учебной, творческой и других видах деятельности; - личностные качества (патриотизм, творческую активность, увлеченность, честность, трудолюбие, отзывчивость). 1.5 Условия реализации программы 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа «Созвучие» реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющим высшее профессиональное образование и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 1.5.2 Материально – техническое обеспечение Для проведения занятий необходимы: - учебный кабинет; - освещение кабинета; - электрические розетки; - зеркало; - стулья; - стол для педагога; - фортепиано; - CD – проигрыватель; - музыкальный центр с USB входом; - CD диски; - цифровые носители для накопления музыкального материала; - сцена и зрительный зал (с звуковым и световым оборудованием); - музыкальная аппаратура (колонки, усилитель, микрофоны для записи голоса); - фонотека с песенным и музыкальным материалом - стеллаж для хранения необходимого оборудования и муз. материалов. 27 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения 2.2 Формы контроля и аттестации - Педагогические наблюдения; - Итоговое занятие; - Концертные выступления; - Конкурсы, фестивали. Педагогический контроль № п/п 1 2 3 4 5 Вид контроля Прослушивание (диагностика музыкальных способностей) Отчетный спектакль (новогодний) Отчетный спектакль (неделя «Театр детям») Прослушивание (диагностика музыкальных способностей) Класс – концерт (итоговое мероприятие) Сроки (месяц) сентябрь декабрь март апрель май Основные принципы оценивания: - доброжелательное отношение к учащемуся, - положительное отношение к усилиям учащихся, - конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок, - конкретные рекомендации по улучшению результатов работы. Высоко оценивается работа учащегося, который владеет основами исполнительского мастерства: имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передает настроение произведения, свободно чувствует себя на сцене. Результативность работы отслеживается в форме: - показательных выступлений внутри коллектива; - отчетных мероприятий (музыкальных спектаклей); - концертной деятельности; - в класс-концертов (родительских собраний). 28 2.3 Диагностический инструментарий Отслеживание предметных результатов Критерий Чистота интонации Чувство ритма Музыкальная память Пластичность Уровни усвоения низкий средний воспроизведение воспроизведение музыкальной короткой фразы музыкальной в объеме 1 – 2 фразы звука в пределах ч.5 неточное незначительные воспроизведение ошибки в ритмического воспроизведении рисунка знакомой ритмического песни рисунка песни неумение частичное повторить воспроизведение простую мелодию мелодической фразы неумение схематическая передавать передача характер музыки музыкального в образа соответствующих движениях Эмоциональность отсутствие эмоциональных проявлений неустойчивый импульсивный отклик на музыку Ладовое чувство незначительные ошибки в определении внутриладовых соотношений отсутствие слухового внимания высокий точное воспроизведение точное воспроизведение ритмического рисунка знакомой песни точное повторение мелодии умение импровизировать, придумывать свои варианты пластического воплощения музыкального образа устойчивая, ярко выраженная эмоциональная отзывчивость на музыку умение анализировать слуховые представления Отслеживание метапредметных результатов Оцениваемые Критерии сформированности 29 Баллы результаты Навык самостоятельной работы при выполнении творческих задач Умение анализировать свою работу, оценивать и корректировать ее. результатов Планирует деятельность самостоятельно. Планирует с направляющей деятельностью. Планирует деятельность с помощью взрослых. 3 2 1 Способен дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок. Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. Не может объективно оценивать свою работу, т.к. не понимает, что допустил ошибки 3 2 1 Отслеживание личностных результатов Оцениваемый результат Коммуникативная компетентность в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в учебной и творческой деятельности Критерии сформированности результатов Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится к расширению круга знакомств. Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен в общении. Не стремится к общению, чувствует себя скованно, испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками, редко проявляет инициативу в общении. Баллы 3 2 1 Ценностно – смысловые установки обучающихся отражающие их индивидуально – личностные позиции 30 Анкета оценки степени выраженности качеств личности обучающихся: 3балла – качество присутствует всегда; 2балла – качество присутствует не всегда; 1балл – качество не присутствует. Если какое-то качество затрудняется оценить, то оценка не ставится. Качества личности Оцениваю сам Оценивает Баллы руководитель Чтобы что-то достичь нужно трудиться Я доброжелателен к людям Я люблю свою Родину Я добрый, отзывчивый, готов прийти на помощь Я общительный, вежливый Я всегда честен Я сам управляю своим поведением Я забочусь о здоровье Я берегу природу 2.4 Методическое обеспечение программы Для реализации программы необходимо иметь набор методик: - для певческого воспитания, - работе со слабоинтонирующими («гудошниками»). Формы проведения занятий: - занятие – репетиция; - занятие – игра; - занятие – актерский тренинг; - занятие - мастер – класс; - занятие - праздник; - бинарное занятие. Использование в работе следующих форм и методов обучения: Методы: - словесный; - наглядный; - практический; - стимулирования и мотивации; - создание ситуации успеха. 31 Дидактическое обеспечение Для проведения музыкальных занятий необходимо иметь: - блок тестовых заданий, - фонохрестоматию, - нотную литературу (муз. сказки, песни, попевки, вокальные упражнения) - учебники сольфеджио, - комплект дисков с записью музыкальных сказок, и песенного репертуара. Методические материалы Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над песнями, различными по характеру и сложности, чѐтко представляя цели и задачи каждой из них. В работе над вокальным произведением можно выделить следующие этапы: - показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания; - разучивание мелодии песни по фразам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты); - работа с текстом (дикция, характер, актерские задачи); - исполнение с аккомпанементом или под минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном). Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частичнопоисковые, стимулирования и мотивации. Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия. Наглядные: исполнение педагогом музыкального материала. Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению вокальной техникой. Упражнения второй группы направлены на 32 преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частичнопоисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого произведения. Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приѐмы: Настройка на тональность перед началом пения; Пение по «цепочке»; Пение «про себя»; Игровые приѐмы («Ритмическое эхо», «Эхо», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); Моделирование высоты звука движениями руки; Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков; Динамическое развитие; Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; Устные диктанты; Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра; Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией, и др. Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребѐнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения (3-тий год обучения) могут находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых еѐ признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона учащегося. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. 33 При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами: - идейной значимостью исполняемого произведения; - художественной ценностью; - воспитательным значением; - доступностью музыкального и литературного текста. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а так же определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Воспитательный компонент Воспитание – это целенаправленное формирование личности, в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. Воспитание ориентировано на формирование у обучающихся духовнонравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, патриотизма и гражданственности, уважение к истории государства, бережное отношение к традициям и культуре народов России, а также к природе и окружающей среде. Для реализации воспитательных задач запланированы различные мероприятия: - беседы: « Родники славянской культуры», «О культурных традициях и обрядах казачества», «О бережном отношении к родному языку». - информационные минутки; - участие в памятных мероприятиях; - посещение музея Дома творчества; Для сплочения коллектива и реализации общих запланировано участие в массовых мероприятиях: творческих - Открытие театрального сезона (спектакль) - Новогодняя сказка (новогоднее представление); - Международный день книгодарения (акция); - Праздник для пап (участие в праздничном концерте); - Праздник для мам (участие в праздничном концерте); - «Дети играют для детей»(спектакль); - Посещение краеведческого музея и городского театра (в течение года); - Знакомство с Российской символикой и разучивание Гимна России; - День Победы (праздник); - День защиты детей (участие в традиционном празднике); - Закрытие театрального сезона (класс-концерт); 34 задач Литература 1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М. Академия, 2004. 2.Боффи Гвидо Большая энциклопедия музыки М. АСТ «Астрель», 2012. 3.Вайчене А.И. «К вопросу о планировании и учете музыкального воспитания». М. Просвещение, 2007. 4.Варламова А.А. Семченко Л.В. Сольфеджио 1 класс М. Владос, 2008. 5.Картушкина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М. ТЦ «Сфера», 2005. 6.Ладухин Н.М. Одноголосное сольфеджио. М. Издательство «Музыка», 2012. 7.Металлиди Ж. «Мы играем сочиняем и поем» Сольфеджио для 3 класса. Санкт-Петербург. Композитор. 2008. 8.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей». М., 2005. 9.«Монастырская Т.В. «Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы». Волгоград. Учитель, 2009. 10. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен. Учитель музыки, 2008. Информационные интернет–ресурсы Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru 4. Портал Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru 6. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio 7. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru 8. Страница на сайте ДЮТЦ «Васильевский остров» http://www.dutcvo.edusit.ru 9. Музыкальный форум http://www.mp3sort.com 10. Песни для детей. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm . 1. 2. 3. 4. 5. 35 Приложения Тесты к учебному плану 3 года обучения. Раздел: «Музыкальная грамота» Тема: «Музыкальные формы» 1. Простейшая музыкальная форма, состоящая из 2-х предложений: А – период Б – рондо В – вариация 2. Законченная музыкальная мысль: А – предложение Б – мотив В – фраза 3. Формула 2-х частной формы: А – АВА Б – АВ В – СВС 4. Перевод с французского языка «Рондо»: А – круг Б – треугольник В – квадрат 5. Что такое «мотив»: А – выразительная интонация Б – выразительная фраза В – выразительный период 6. Что такое контраст в музыке: А – повтор музыкальной фразы Б – резкая смена звучания В – неточное повторение 7. Форма рондо основывается на чередовании: А – только рефренов Б – рефрена и эпизодов В – только эпизодов 8. Как переводится слово «вариация»: А – изменять Б – добавлять 36 В – украшать 9. Куплетная форма близка к: А – одночастной форме Б – 2-х частной форме В – 3-х частной форме 10.К сложным формам относятся: А – куплетная Б – сонатная В – 3-х частная 11.К простым формам относятся: А – одночастная Б – 2-х частная В - вариационная 37