Бабушкин сундучок

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
3
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
4
1.1.4 Адресат программы
4
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
5
1.1.7 Особенности организации образовательного
5
процесса
1.1.8 Режим занятий
5
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
6
1.2.2 Основные задачи программы
6
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 год
6-8
1.3.2 Содержание учебного плана 1 год
8 - 11
1.3.3 Учебный план 2 год
11 - 13
1.3.4 Содержание учебного плана 2год
13 - 16
1.3.5 Учебный план 3 год
16 - 17
1.3.6 Содержание учебного плана 3 год
17 - 19
33
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
33
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
33
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
33
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

35
35
37
39
42

Раздел№1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы - художественная.
Вид программы - модифицированная.
Общеобразовательная
общеразвивающая программа «Бабушкин
сундучок» является модифицированной, составлена на основе
программ
«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства», «Введение в народоведение» и «Мир народной культуры»
М.Ю.Новицкой, программы «Изобразительное искусство и художественный
труд» Б.М. Неменского.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Федеральным законом от 31 июля 2020г. №304- ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07
декабря 2018 г
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года.
 Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об
утверждении
Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
 Методическими рекомендациями «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях, а также организациях
отдыха детей и молодёжи и их оздоровления»,
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими
нормативными
документами,
регламентирующими
деятельность
организации
дополнительного образования.
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
-современное дополнительное образование детей это образовательное
пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их
талантов;
-четко выраженным заказом общества и государства на
воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности, формирование

общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на
активное включение в процессы социокультурного развития государства;
-возросший интерес учащихся к истории и культуре Отечества.
Новизна программы «Бабушкин сундучок» в том, что она позволяет
освоить несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства
(ручное ткачество, народная игрушка, вязание крючком, вышивка), что
предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся,
позволяет глубже освоить целый культурный пласт. К тому же, программа дает
возможность освоить современные и необычные техники (шерстяная акварель,
плетение шнура кумихимо).
Педагогическая целесообразность программы «Бабушкин сундучок»
заключается в том, что воспитательный компонент неразрывно связан с
содержанием программы. Элементы народной педагогики и истории предков
позволяют формировать у детей общероссийскую гражданскую идентичность,
патриотизм, гражданскую ответственность, чувство гордости за
историю
России, помогает воспитанию культуры межнационального общения.
1.1.3. Отличительной особенностью данной программы состоит в том,
что через освоение старинных ремесел и рукоделия дети прикасаются к истории
своей семьи, своего рода создавая в ней новые страницы с новыми техниками и
видами творчества.
Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта
народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры
Отечества.
Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет каждый человек
и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих
соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире
людей.
При освоении
программы дети выбирают понравившийся вид
декоративно-прикладного искусства (ткачество, изонить, вышивка, вязание и т.
д.) с учётом своих склонностей интересов и возможностей, что даёт
возможность сделать работу по душе и
получить признание зрителей на
выставке.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования
детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации,
содержание программы ориентировано на реализацию задач этнокультурного
воспитания и сохранения народного творчества, традиций,
ремесел,
культурного наследия регионов.
1.1.4. Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические
особенности детей младшего
школьного возраста. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, им все интересно. В этом
возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине
и национальная гордость.
Численный состав обучающихся в группах: первый год обучения - 15 чел,

второй год обучения -12 человек, третий год -10 человек и четвертый
обучения – 8 человек.

год

1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы - общекультурный (базовый).
Объем программы - 648 часов.
Срок реализации – 4 года
1.1.6. Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в
форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного
из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса. В
творческое объединение дети принимаются на любой год обучения, но на 3-4
годы после собеседования для проверки уровня знаний и возможностей ребенка.
Занятия проводятся два или три раза в неделю, что при современной загрузке
школьников более целесообразно.
1.1.8. Режим занятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия групповые.
Первый год -4 часа в неделю 144 часа за год (2раз в неделю 2 часа) .
Второй год 4 часа в неделю -144 часа за год (2 раза по 2 часа).
Третий год 4 часа в неделю -144 часа за год (2 раза по 2 часа).
Четвертый год 6 часа в неделю -216 часов за год (2 раза по 3 часа).

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1. Цель программы
Заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной
национальной культуры, которая базируется на многих национальных формах
культуры, вырастающих из глубины народного творчества.
1.2.2. Основные задачи программы
Обучающие задачи программы:
 Формировать систему знаний о народной культуре, как явлении
полифункциональном, органично слитым с хозяйственной и семейнобытовой жизнью.
 Способствовать приобретению знаний «языка» произведений народного
творчества.
 Способствовать освоению учащимися разных видов декоративноприкладного творчества.
Развивающие задачи программы:
 Формировать у учащихся культуру общения и поведения в социуме.
 Развить систему ценностных ориентаций здорового образа жизни.
 Развивать память, образное мышление, воображение.






Воспитательные задачи программы.
Создать условия для формирования основ гражданский идентичности,
воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, через освоение
культурного наследия своего народа.
Формировать эстетический вкус как критерий избирательности
восприятия произведений искусства и творческой требовательности.
Включить учащихся в социально значимую общественную деятельность.
Развить умения и навыки общения как взаимодействия, взаимоподдержки
и сотрудничества в коллективе.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1.Учебный план 1 год обучения «Бабушкины уроки»
Тематика занятий первого года обучения объединена в четыре блока.
Блок «Путешествие в народную мудрость» составлен с учётом дат и
праздников народного календаря, где каждый день имеет своё название и
включает в себя определённые хозяйственные дела.
Блок «Как у наших у ворот чудо-дерево растет» знакомит детей с разными
видами народного декоративно – прикладного искусства: декоративные
росписи, вышивка, ткачество, народная игрушка и т.д. Позволяет детям
освоить различные виды народного искусства.
Блок «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» знакомит детей
с русской народной сказкой и малыми жанрами фольклора (считалочки,
поговорки, скороговорки, потешки).
Блок «Завалинка» посвящен наиболее значимым народным фольклорным
праздникам, игровой и обрядовой культуре русского народа. Этот блок
дополнен воспитательными мероприятиями блока «Воспитываем и познаем»,
делая воспитательную работу более действенной при помощи народной
педагогики уча детей любви к Родине, трудолюбию, умению ладить с другими
детьми.
Для достижения более полного погружения в народную культуру
изучение блоков должно вестись параллельно и поэтому невозможно разделить
теоретическую и практическую части занятия, они тесно взаимосвязаны между
собой.
Количество занятий
Формы
диагностики,
№
Тематика занятий
аттестации,
Теория Практика Всего
контроля
1. Вводное занятие
2
«Тайны сундука моей
Беседа
2
бабушки» или истоки
народного творчества.
2. Путешествие в народную
8
8
Наблюдение
мудрость
Народный
викторина
16
земледельческий
календарь и народная
культура.
3. Сказка-ложь, да в ней
28
намёк добрым молодцам
урок
Сокровища русского
Викторина
28
фольклора: сказки,
загадки, пословицы,
поговорки и
скороговорки.

4.

5.

6.

Как у наших у ворот
чудо-дерево растет
Освоение практических
приемов народного
декоративно-прикладного
искусства, работа с
бумагой, картоном,
пряжей и тканью.
Завалинка (
Воспитываем и познаём)
Праздничная культура
русского народа.
Народные игры,
праздники, обряды,
беседы.
Итоговое занятие.
Ярмарка приглашает в
гости.

2

Всего за год

40

-

84

84

10

12

-

Выставка
работ.

Беседы,
викторины.
Проведение
фольклорног
о праздника

2
104

Выставка
работ

144

1.3.2.Учебный план 2 год обучения «Вслед за солнышком живём»
Тематика занятий второго года обучения объединена в четыре блока.
Блок «Круглый год» составлен с учётом дат и праздников народного
календаря, где каждый день имеет своё название и включает в себя
определённые хозяйственные дела, обряды. А также включает значимые даты в
истории страны.
Блок «Тайны бабушкиного сундука»
позволяет
детям освоить
практические приемы декоративно – прикладного искусства: вышивку,
ткачество, лепку, изготовление тряпичной куклы, некоторые виды народных
росписей.
Блок «Слава нашей стороне! Слава русской старине!» знакомит детей со
славянскими мифами и фольклором, важнейшими событиями в истории нашей
Родины.
Блок «Скоморошина» посвящен наиболее значимым праздникам,
игровой и обрядовой культуры русского народа. Также этот блок дополнен
воспитательными мероприятиями «Воспитываем и познаем». Для младших
школьников более целесообразно объединение этих блоков, что
делает
воспитательную работу более действенной.
При помощи народной
педагогики уча детей любви к Родине, трудолюбию, умению ладить с другими
детьми.
Для достижения более полного погружения в народную культуру
изучение блоков должно вестись параллельно и поэтому невозможно разделить
теоретическую и практическую части занятия, они тесно взаимосвязаны между
собой.

Количество занятий
№

Тематика занятий

1.

Вводное занятие «Всякая
работа мастера хвалит»
Круглый год
Единство годового круга в
жизни человека и природы
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»
Мифология древних
славян, сказки, легенды,
сказания, былины.
Тайны бабушкиного
сундука.
Освоение практических
приемов народного
декоративно-прикладного
искусства ( народная
игрушка, ткачество,
народные росписи и т. д.)
«Скоморошина» (
Воспитываем и познаём)
Праздничная культура
русского народа.
Итоговое занятие «Знают
люди по цвету, что дело
идет к лету».
Проведение народного
праздника «Весна как
Пава – всему миру краса и
слава». Выставка
практических работ

2.

3.

4.

5.

6.

Всего за год

Теория Практика Всего
2
10

-

2

Формы
диагностики,
аттестации,
контроля
Беседа

10
20
Викторина

24

24

-

Игравикторина

Выставка
80

2

14
16

-

2

2

38

Беседы,
викторина.
Народные
игрища

106

Проведение
фольклорного
праздника

144

1.3.3. Учебный план 3 год обучения «Человек и семья в народной
культуре»
Тематика занятий третьего года обучения объединена в блоки.
Первый блок «Стоит терем - теремок» знакомит с миром крестьянского
дома, бытом, утварью, обычаями.
Блок «А сама-то величава, выступает, будь–то Пава» - продолжает
изучение праздничного костюма разных регионов России: сарафанного
комплекса северных регионов и паневного комплекса южных областей.
Блок «Хорошая работа два века живет» помогает освоить новые виды

рукоделия и углубить уже известные виды творчества: ткачество, вышивка,
шитье, вязание крючком, изготовление народной тряпичной куклы и другие.
Блок «Сделал дело, гуляй смело» продолжает знакомить детей с
праздничной культурой
русского народа. Этот блок дополнен блоком
«Воспитываем и познаем», что более целесообразно.

№
п/п

1.

2.

2.1
2.2
2.3

2.4

3.

3.1

3.2
3.3
3.4
4.

Тематика занятий

Количество занятий
Формы
Теория Практика Всего диагностики,
аттестации,
контроля

Вводное занятие.
Декоративно – прикладное
искусство России.

2

« Стоит терем-теремок…»
Мир крестьянского дома.

4

4

8

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

4

9

13

1

1

2

1

2

3

1

5

6

1

1

2

5

102

107

Единство конструкции и
декора в традиционном
русском жилище
Внутренний мир русской
избы
Конструкция, декор
предметов народного быта и
труда
Образы и мотивы в
орнаментах русской
народной вышивки.
Условность языка орнамента,
его символическое значение
«А сама- то величава,
выступает будь-то Пава.»
Народный праздничный
костюм - целостный
художественный образ.
Северорусский и
южнорусский комплекс
одежды
Форма и декор женских
головных уборов
«Сия вещь – поясок»
Что рассказали нам
рукавички.
«Хорошая работа два века

-

2
Беседа
Практическая
работа

Выставка

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

5.

живет». Освоение
практических приемов
народного декоративноприкладного искусства
Вышивка.
Ручное ткачество.
Вязание крючком
«На, вот, куколка,
покушай. Моего горюшка
послушай… » Народная
тряпичная кукла.
Народная игрушка из лыка
«Чудо кони, чудо птицы».
Декоративные росписи.
Выполнение изделий в
избранной технике
Сделал дело - гуляй смело!
Праздничная культура
русского народа.

Зимние народные праздники.
Святки-колядки.
Весенние праздники.
5.2
Масленица, Святые сороки.
Летние праздники. Зеленые
5.3
святки.
5.1

6.

7.

Творческое
задание

1
1
1

3
3
3

4
4
4

-

4

4

-

4

4

2

6

8

-

77

77

-

6

6

-

2

2

-

2

2

-

2

2

Воспитываем и познаем.
Беседа «Наша Родина
Россия», народные праздники
«Солнцеворот» и «Святки
колядки».
Итоговое занятие Играпутешествие
«Лукоморье».
Всего за год

8

8

-

2

2

15

129

144

Проведение
фольклорного
праздника

Беседы,
изготовление
подарков и
сувениров,
открытки
ветеранам.
Викторина,
выставка,
квест.

1.3.4.Учебный план 4 год обучения «Добрым людям на загляденье»
2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, поэтому
в программе четвертого года обучения вошли темы по изучению народного
творчества. Темы четвертого года обучения объединены в блоки для лучшего
усвоения программы.
Блок «Связь времен в народном искусстве» знакомит учащихся с

крупнейшими народными промыслами России.
Блок «В краю Тихого Дона» помогает погрузиться в культурные традиции
донского края, что как раз подходит к 85 летнему юбилею Ростовской области.
Блок «В мире линий и цвета» и блок «Хитро, мудро рукодельице»
помогает освоить различные виды рукоделия.
С праздничной культурой знакомит блок «Делу время, потехе час».
Блок «Воспитываем и познаем» тесно соприкасается
народной
культурой. Это позволяет решать воспитательные задачи на основе народной
педагогики.

№
п/п

Тематика занятий

Количество занятий
Теория Практика Всего

2.3
2.4

Вводное занятие.
Знакомство с планом и
содержанием работы
учебного года. Викторина
по народному творчеству
«Ярмарка».
Связь времен в народном
искусстве
Русские народные
промыслы, история и
современность
Современные народные
игрушки
Кружевоплетение и вязание
Русская вышивка

3.

«В краю Тихого Дона»

6

6

12

3.1 Истоки и корни казачества
3.2 Сказания, легенды, сказки
Нравы и обычаи. Жилище и
3.3
одежда донских казаков

1
3

1
3

2
6

2

2

4

6

12

18

2

2

4

2

4

6

2

6

8

1.

2.
2.1
2.2

4.

«В мире линий и цвета»

Народные росписи разных
областей России.
4.2 Народный костюм и быт.
Русская народная
4.3
тряпичная кукла
4.1

2

-

2

4

8

12

1

1

2

1

1

2

2

2
4

2
6

Формы
диагностики,
аттестации,
контроля
Наблюдение
беседа

Викторина

Практическое
задание

Практическое
задание

5.

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

6.

7.
8.
9.

«Хитро , мудро
рукодельице». Освоение
практических приемов
народного декоративноприкладного искусства
Витраж
Ткачество на шестигранной
рамке
Ковровое ткачество
Шерстяная акварель
Выполнение изделий в
избранной технике
«Делу время, потехе час».
(Воспитываем и познаем)
Праздничная культура
русского народа
Экскурсии, выставки
Итоговое занятие
«Волшебники».
Резервные часы
Всего за год

5

139

144

1

5

6

2

4

6

2
-

10
4

12
4

-

126

126

-

10

10

-

6

6

-

2

2

24

10
192

10
216

Творческий
проект

Творческое
задание
Народные
игрища беседы
викторина,
творческое
задание.
Персональная
выставка

1.3.5. Содержание учебного плана
Первый год обучения
«Бабушкины уроки»
Тематика занятий объединена в четыре блока. Блок «Путешествие в народную мудрость» знакомит детей с жизнью и
бытом русского народа, народным месяцесловом. Блок, «Как у наших, у ворот чудо - дерево растет» - дает возможность
практически освоить различные виды народного декоративно – прикладного искусств. Блок «Сказка ложь, да в ней
намек - добрым молодцам урок» знакомит детей с русскими народными сказками и малыми жанрами фольклора. Блок
«Завалинка» (Воспитываем и познаем) посвящен наиболее значимым праздникам, игровой и обрядовой культуре русского
народа. Воспитательная работа строится на основе народных традиций, народной педагогики, воспитывающей любовь к
своей малой родине, к труду и здоровому образу жизни.
Для достижения более полного погружения в народную культуру изучение блоков должно вестись параллельно и
поэтому невозможно разделить теоретическую и практическую части занятия, они тесно взаимосвязаны между собой.
№

Путешествие в народную мудрость

Сказка ложь, да в ней
намёк - добрым
молодцам урок

«Как у наших,
у ворот, чудо-дерево
растёт»

Завалинка.
Воспитываем и
познаем.

Часы

Осень, осень, в гости просим!
1.

Вводное занятие «Тайны сундука моей бабушки». Изготовление куклы Пеленашка
. Правила техники безопасности «Ножницы катушки - это не игрушки».

2

2

«Живая Древняя Русь». Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

4

3

Сентябрь без плодов не бывает

Сказка «Вершки и
корешки».

4

«Осенины – первая встреча осени».

Загадки об овощах,
фруктах и ягодах.
Сказки о птицах

5

«Никита Гусепролет . Никита
репорез».

Изготовление панно
«Урожай». Работа с
бумагой и картоном.
Изготовление корзинки с
ягодами. Работа с
пластилином.
«Гуси летят -на хвосте
зиму тащат».
Конструирование из
бумаги.

Разучивание
народных игр и
хороводов.
Разучивание игр и
хороводов

4

Разучивание игр и
хороводов.

4

4

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой.
6

Арина.

7

Фекла – Заревница.
вечера.

8

9

Сказки о волшебных
цветах

Шиповница
Капустинские

Скороговорки, поговорки.
Былина «Илья Муромец и
соловей разбойник».

Былинный герой Илья Муромец.

Русская народная сказка
«Два Мороза».

Ознобицы. «Трифон шубу чинит,
Пелагея рукавички шьёт ».

Алый цветок в узоре
Полх-Майданских
тарарушек. Декоративное
рисование.
Ветряные мельницы.
Изготовление из бумаги и
картона
Богатырский терем. Работа
с картоном и
пластилином. Делаем
деревянный дом.
Рукавички. Эскиз
оформления рукавички
.Работа с цветным
картоном и бумагой.

Беседа «Наша Родина
Россия»

4

Разучивание игры
«Бояре».

4

Игра «Бояре».

4

Подготовка к
осенним посиделкам.
Игры «Лебедь»,
«Бояре», «Черный –
вороной»

4

Русская традиционная
Народные игры
тряпичная игрушка
«Птичка». Работа с тканью.
Русская старинная
Народные игры
вышивка. Что такое
орнамент. Рисование узора
на листочке в клеточку.
«Кузьминки - по лету
поминки». Осенние
посиделки
«Конь-огонь»
Народные игры .
конструирование из
бумаги.
Поделки из шишек и
Народные игры.
пластилина. Лесные
жители.

4

В ноябре осень-жируха с злюкой-зимой борются.
10

Ноябрь - ворота зимы. Прилёт зимних
птиц.

11.

Куделица.

12

Кузьминки. Проводы осени, встреча
зимы.

Сказки о птицах.
Сказка «Царевналягушка».

Сказка «Два Мороза»
13

Федор - Студит, землю студит.

14

Встретились два друга – звон-мороз да
бела вьюга.

Мороз и солнце, день
чудесный. Загадки о
природных явлениях.

4

2

4

4

Год декабрем кончается, а зима зачинается.
15

«Зимушка-красавица от души
старается».

16

«Пророк Наум наставит на ум»

17

18

«Никольский торг всему указ».
Сельские базары и ярмарки

Декабрь солнцеворотом славен.

Сказка «Морозко».
Народные загадки и
поговорки по теме:
учение, школа.
«Хорошая работа два века
живет» Пословицы и
поговорки о труде и
лени.
Пословицы и поговорки о
зиме.
Сказка «Волк и Лиса».

19

Декабрь – канун новогодья.

Русский народный костюм. Народные игры.
Народная тряпичная кукла
«Плакушка»..
Мезенская народная
Народные игры.
роспись. Освоение
приемов.
Мезенская народная
Подготовка к
роспись. Роспись
празднику
досочки.

Работа с нитками и
картоном . Изготовление
героев сказки.

4

4

4

Проведение
праздника
«Солнцеворот»
Игры, загадки.
Разучивание
народных игр.

2

«Святки – колядки».
Игры и обряды
зимних Святок.
Разучивание игр.

2

Разучивание
народных игр

6

«Что едали наши
деды.». Викторина .

2

4

Месяц январь – зимы государь.
20

21

Щедрый вечер. Колядки
« Сказка зимнего леса». Природа
зимой.

Зимние Святки у наших
предков.
Сказка «Мороз
Иванович».
Бытовые сказки

22

«Татьянин день». Бабий кут.
Бытовые сказки.

23

Полузимница. Полухлебница.

Зимний лес. «Чудо –
деревья». Изготовление
панно. Работа с тканью и
картоном.
Кувшинчик. Работа с
пластилином по форме.
Декорирование.
Пряники русские. Работа с
бумагой и картоном.
Делаем эскиз. Выполняем

4

работу в техника
объемной аппликации.

У февраля два друга – метель и вьюга.
Русская волшебная сказка
24

Сретенье. Солнце на лето, зима на
мороз. Первая встреча весны
Русская волшебная сказка

25

«Власьев день – коровий праздник

26

«Починки»

27

Готовь сани летом, а
зимой телегу.
Сказки о рукодельницах и
бездельницах.

Онисим Зимобор. «Зорнение пряжи».

Народная тряпичная
кукла. История
возникновения. Какие
были куколки.. Подбираем
ткань. Изготовление
игрушки.
Сия вещь поясок. Подбор
ниток, оснастка круга.
Плетение из ниток на
картоне.
Народная тряпичная
кукла Конь.
Ткачество на круге.
Подбор материала,
оснастка станочка . С
помощью иглы плетем
по кругу.

Подготовка к
празднику

4

Разучивание
народных игр.

4

Разучивание
народных игр.
Разучивание
народных игр.

2

Разучивание игр и
обрядов к празднику

2

Разучивание игр к
празднику.
«Широкая
Масленица».
Масленичные
игрища.

2

4

С марта пролетье, весна начинается.
Русская волшебная сказка

28

«Март не весна, а предвесенье»

29

Март – протальник.

30

«Масленица годовая - гостья наша
дорогая».

Сказки о цветах.

Бусы из бумаги. Нарезаем
цветную бумагу.
Скручиваем в трубочку.
Склеенные бусинки
нанизываем на нитку.
Добавляем бусинки из
комочков фольги.
Изготовление открыток
«Цветы для мамы».
Кукла из лыка
«Масленица».

2

31.
32.
33.

«Весна – весенница, иди с нами
веселиться».
«Грач на горе – так и весна на дворе»

Сказка «Снегурочка».

Народная кукла
Хороводница.

Разучивание закличек
к празднику.

4

Русская бытовая сказка

Обрядовое печенье.
Тетерки и жаворонки

Разучивание закличек
к празднику.
Проведение
праздника «Святые
сороки»

4

Разучивание игр
Игра – викторина
«Во - саду ли , в
огороде».
Разучивание игр.

4

Народные игры

4

Изготовление
открыток ко Дню
Победы.

4

Лекарственные растения
Панно из бумаги и ниток
«Одуванчик».
Ткачество на рамке

Весенние хороводы.

2

Весенние хороводы.

4

«Птички-невелички».
Работа с тканью, нитками
и картоном
Конь – огонь из лыка.

Народные игры.

4

Народные игры.
Встреча лета
«Зеленые святки».

2

«Святые сороки». Вторая встреча
весны

2

Апрель землю красит.
Сказка «Репка».
34.

«Матрена – полурепница. Марья –
пустые щи»

35.

«Апрель, апрель – на дворе звенит
капель»

36.

«Матушка-весна всем людям красна»

37.

«На святого Пуда доставай пчел из под
спуда».

Сказки о временах года.
Пословицы, поговорки,
приметы.

Работа с нитками и
картоном. Делаем
объемные фигурки героев
сказки.
Изготовление панно
«Весна». Работа с бумагой
и картоном.
Народная кукла Отдарок
на подарок
Изготовление
праздничных открыток.

4

Пришел май – только успевай, да не зевай.
38.

«Май леса наряжает, лето в гости
ожидает». Пролетье.

39.

«Вот тебе, матушка – весна. Новая
новина».

Сказки о цветах и
растениях
Обетные холсты.
Сказки о певчих птицах.

40.

«Соловей мал, да знает май»
Пословицы и поговорки.

41.

«Пришел Май, а тепло будет».

42.

Итоговое занятие
«Ярмарка приглашает гостей»

Выставка работ детей.

Ярмарочные гуляния.
Подведение итогов
года
Всего

2
144 ч.

1.3.6. Содержание учебного плана 2 года обучения
«Вслед за солнышком живем»
Тематика занятий объединена в четыре блока. Блок «Круглый год» составлен с учётом дат и праздников народного
календаря, где каждый день имеет своё название и включает в себя определённые хозяйственные дела, вынесенные в блок
«Тайны бабушкиного сундука». Блок «Слава нашей стороне! Слава русской старине!» знакомит детей со славянскими
мифами и фольклором. Блок «Скоморошина» посвящен наиболее значимым праздникам, игровой и обрядовой культуре
русского народа. Воспитательная работа строится на основе народных традиций, народной педагогики, воспитывающей любовь
к своей малой родине, к труду и здоровому образу жизни. Это всё перекликается с тем, что этот год в стране объявлен годом
культурного наследия и народного искусства.
Для достижения более полного погружения в народную культуру изучение блоков должно вестись параллельно и
поэтому невозможно разделить теоретическую и практическую части занятия, они тесно взаимосвязаны между собой.

№

Круглый год

«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»

«Тайны бабушкиного
сундука»

Скоморошина

Часы

Сентябрь – руин, хмурень, рябинник
1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие
«День тепляк»
«Родная сторонка. Живая
«Батюшка тепляк в овсах набряк»
Древняя Русь».
Славянские мифы. «В
Молодое бабье лето
самом начале». Жива.
Лупп Брусничник
Мировое дерево,
Листопадник.
Славянские мифы.
Рябинники.
Сыновья неба (Сварога) Овсянницы.
Даждьбог, Перун, Огонь.
Славянские мифы.
Анна Скирдница «Всяк корешок в своей Род и Рожаницы, Лада,
поре»
Леля (Весна), Доля
(Встреча)
Славянские мифы.
Осенины – первая встреча осени
Встреча и проводы
Ярилы. Огонь очага. Глаза

«Тайны сундука моей
бабушки»
Изготовление туеска
(картон)

Разучивание игр

Роспись туеска
Мезенская роспись

Разучивание игр и
хороводов

1
1
2

Полхов-Майданские
тарарушки. Эскизы.

2

2

Осенины.
Разучивание игр и
хороводов

2

Неба.

6.

«Баба Василиса со льном торопится:
Супрядки – потрепушки»

7.

Федорины вечерки – третья встреча
осени.
Поднесеньев день.

8.

Пора птичьих стай. Гусятник,
Гусепролет

9.

Всесветный бабий праздник. Вера,
Надежда, Любовь и Софья

Орнамент в вышивке.
Аппликация
геометрического
орнамента
Орнамент в вышивке.
Аппликация
геометрического
орнамента

Славянские мифы. Боги
Кромешной земли.
Чернобог и Морана.
Навьи, Вий, Упыри,
Аспид, Анчутка, Кощей
Славянские мифы. Кузнец «Гуси – лебеди» Кий (Молоточек) и Перун. конструирование птиц из
Два волоска – Вострогор и бумаги
Судьба
Птица Пава.
Конструирование птиц из
бумаги

Разучивание игр и
хороводов

2

2

2

Разучивание
народных игр. Игра
«Огородник»

2

Октябрь – листопад, грязник, свадебник
10.

11.

12

13.

Арина Журавлиный лет. Шиповница
Фекла – Заревница.
Капустинские вечера.
Былинный герой Илья Муромец.

Первозазимье. « С Покрова зима
начинается».

Славянские мифы.
Установление закона
Денница и Месяц
Славянские мифы.
Черный ручей и Морской
Хозяин. Водяные, русалки,
омутник
Былина «Илья Муромец и
соловей разбойник».
«Придёт Покров - девке
голову покроет».
Свадебные обычаи.

Русская народная
вышивка. Шов «Роспись»
Кованые сечки.
Изготовление из бумаги и
картона
Богатырский терем. Работа
с картоном. Объемная
аппликация.
Русская народная
вышивка. Эскиз
свадебного полотенца.
Шов « роспись». Образ
Макоши

2
Подготовка к
осенним посиделкам.
Разучивание игры
«Черный – вороной»
Подготовка к
осенним посиделкам.
Игра «Бояре».
Подготовка к
осенним посиделкам.
Игра: «Черный вороной».

2

2

2

14.

Харитинин день. «Харитина – вечная
ткачиха».

15.

Ознобицы. « Трифон шубу чинит,
Пелагея рукавички шьёт ».

16

За звёздами наблюдаем, об урожае
гадаем.
Евлампий, Пров и Андрон.

17.

Грязь проклинаем, о снеге мечтаем.
Грязниха. Порошиха. Трепальщица

Славянские мифы Банник.
Овинник. Кикимора
(Шишимора), Чур.
Славянские мифы.
Огненный палец и ледяной
гвоздь. Собака и хлеб

Ткачество. Историческая
справка. Мастерим коврик.
Работа с цветной бумагой.
Рукавички. Эскиз
оформления рукавички .
Работа с цветным
картоном и бумагой.

Приметы погоды в жизни
наших предков.

Русская народная
вышивка. Тамбурный шов.

Славянские мифы.
Змей Волос (Велес).

Русская народная
вышивка. Тамбурный шов.

Разучивание игры
«Лебедь».

2

Подготовка к
осенним посиделкам.
Игры «Лебедь»,
«Бояре», «Черный –
вороной»
Сказки, загадки,
поговорки осеннего
цикла.
Проведение осеннего
праздника
«Закружила осень
рыжие метели»

2

2

2

Ноябрь – грудень, листогной, ледостав
18.

Ноябрь - ворота зимы. Прилёт зимних
птиц.

19

Осенняя Казанская – пора свадебная

20.

Льняницы. Льняные смотрины.
Параскева Пятница.

21.

Синичкин день

22.

Кузьминки – по лету поминки.
Проводы осени

23.
24.

Сказки о птицах.
Славянские мифы. Леший,
Баба Яга , Лихо,
Волкодлак , оборотень.
Кузнец и лесной страх.
Славянские мифы.
Скотий бог и Волхвы.
Велес (Волос)
Славянские мифы.
Самый сильный
Славянские мифы.
Завершение земного пути,
отец Кия. Гроза и Весна.

Зима морозы кует. «На Студита стужа –
что ни день лютей да хуже
На Златоуста все поле пусто. Улица
Славянские мифы.
моя широкая
Нарушенный запрет

Сорока - белобока. Работа
в технике торцевания.
Павловские шали,
аппликация из бумаги.

2

Ткачество на рамке.
Подборка материалов.
Оснастка станочка
Ткачество на рамке
коврика.

2

Ткачество на рамке
коврика
Русская деревянная
архитектура. изба

2

2
Осенние хороводы и
игры.

2

Народные игры
«Метелица»

2
2

25.

Куделица

26

Гурьев день «Гурий на пегой кобыле
землю объезжает»

Славянские мифы.
Змеиный зуб

Ткачество на рамке.
Прядение
Русские прялки. Работа на
картоне.

Народные игры

2
2

Декабрь – студень, зазимник, стужайло
27.

«Платон да Роман кажут зиму нам»

28.

«Введение пришло – зиму привело»

29.

«Юрий Холодный оброк собирает».
«Пророк Наум наставит на ум»

30

«Пророк Наум наставит на ум».

31.

«Трещит Варюха, береги нос и ухо»

32.

«Никольский торг всему указ».
Сельские базары и ярмарки

33.

«Зимой тулуп всякому люб». Анна
Зимняя. Солнцеворот

34.

Спиридон Поворот. Солнцеворот

35.

«Аггей, иней сей»

Славянские мифы. Заход
Солнца
Последняя гроза
Славянские мифы.
Кромешная осень
Дань

Славянские мифы.
Морозова Дева.
Гибель дома
Славянские мифы. Новый
дом
Славянские мифы.
Домовой

Русский народный костюм.
Кукла Ваня

2

Русский народный костюм. Народные игры
Кукла Маша
Борецкая народная
роспись. Освоение
приемов. Подготовка к
росписи шкатулки
Борецкая народная
роспись.
Борецкая народная
роспись. Роспись шкатулки

2

Зимний русский народный
костюм. Изготовление
куклы.
Зимний русский народный
костюм. Изготовление
куклы.

2

Посиделки.
Подготовка к
празднику

2
2

2
Проведение
праздника
«Солнцеворот»

Славянские мифы. Дети

2

«Сказка зимнего леса»
работа в технике
объемной аппликации.

2

2

Январь – просинец, перезимье, сечень
36.

Святки

Славянские мифы.
Заброшенное святилище.

Народные промыслы.
Гжель. Работа на картоне.

Святочные гадания.
Как гадали наши

2

37.

Щедрый вечер. Колядки

38.

Святки – колядки

39.

Перезимье о весне весть подает

40.

Григорий Летоуказатель

41.

«Месяц январь – зимы государь.
Татьянин день

42.

Петр Полукорм пополам делит корм

Исполин

прабабушки.

Славянские мифы. Секира Народная тряпичная кукла
и конь
Коза.

Подготовка к
празднику. Колядки
Проведение
праздника

Славянские мифы. Тур –
золотые рога.
Перунич
Славянские мифы.
Стальное лезвие.
Поединок со змеем

Народные промыслы.
Золотая хохлома. Работа
с пластилином.
Русские прялки. Работа с
картоном и бумагой.
Русские народные
росписи. Платье для
Матрёшки.
Русские народные
росписи.

2
2
2

Разучивание
народных игр
Разучивание
народных игр

2

Разучивание
народных игр

2

2

Февраль – сечень, снежень, вьюговей, лютень
43.

«На Макария капель – в весну раннюю
верь».

44.

Полузимница. Полухлебница

45.

Ефрем Ветродуй

46.

Сретенье. Солнце на лето, зима на
мороз. Первая встреча весны

47.

Посиделки «В ожидании весны».

48.

Власьев день – коровий праздник

49

«Засветись, звезда ясная: Онисим
зимобор. Зорнение пряжи»

Сказки о природе и
природных явлениях.

Ткачество на круге.

Пряничная сказка.

Пряники русские лепка из
пластилина.
Ветряк. Изготовление из
картонной коробочки.
Ткачество на рамке

Русская волшебная сказка
Загадки , поговорки о
лентяях и рукодельницах.

Ткачество на рамке.

Русская волшебная сказка

Сия вещь поясок
Ткачество на бердышке.
Сия вещь поясок

Русская волшебная сказка

2

«Что едали наши
деды». Викторина

2
2

Подготовка к
празднику
Подготовка к
празднику.

2
2

2
2

Март – протальник, по-зимний, сухой
50.

«Март не весна, а предвесенье»
«Ярилин день»

Русская волшебная сказка
Русская волшебная сказка

51.

«Весновей теплом привечает»

52.

«Масленичные гуляния».

53.

«Прокоп перезимний дорогу рушит»

Русская бытовая сказка.
Русская бытовая сказка.

54.

«Грач на горе – так и весна на дворе»

55.

«Святые сороки». Вторая встреча
весны.

56.

Феофан – Проломи Наст.

57.

Водотек воды распускает.

«Прилетели сорок сороков
птиц».
Русская бытовая сказка.
Русская бытовая сказка.
Докучные сказки.

58

Сундуки, шкатулки из
картона.
Сундуки шкатулки
расписываем в стиле
пермогорской росписи.
Изготовление народной
куклы « масленица
домашняя».
Тряпичная кукла
Хозяюшка.
Обрядовое печенье.
Тетерки и жаворонки
Работа с пластилином.

Март месяц любит куролесить.

Разучивание игр и
обрядов к празднику
Игр и обряды
весеннего цикла.

2

Игры, обряды,
приметы.

2

Подготовка к
празднику

2

2

2
Проведение
праздника «Святые
сороки»
Разучивание игр

Печные изразцы. История.
Создание эскиза.
Печные изразцы. Лепка из Разучивание игр
пластилина на картоне.
Весна в лесу. Аппликация Разучивание игр
из цветной бумаги и
картона.

2

2
2
2

Апрель – березозол, снегогон, пролетник
Русские суеверия.
59.

С Дарьи холсты белят

60.

Благовещение.
Третья встреча весны

61.

«Матрена – полурепница. Марья –
пустые щи»

Русские суеверия.

Русская народная
вышивка. Работа в
технике изонить.
Тряпичная кукла
Бабушка.
Овощи в корзинке.
Работа с картоном и
нитками.

2
Викторина «Загадки,
пословицы,
поговорки»
Подготовка к
празднику

2

2

62.

«Апрель, апрель – на дворе звенит
капель»

63.

«Пришел Федул – теплом надул»

64.

Родион Ревушие Воды

Загадки о животных.
Традиции русского
гостеприимства.
Загадки о цветах и
растениях.
Дразнилки. Считалки

65.

«На Василия и земля запарится…»

66.

«На Святого Пуда доставай пчел из-под Сказки о животных
спуда», «Сей морковь и свеклу на
Козьму».

Верные помощники: Кот
и Пес. Поделки из
бумажных втулок.
Народная кукла
Колокльчик.
Панно «Подснежники».
Работа в смешанной
технике.
Народные промыслы.
Дымковская игрушка.
Работа с пластилином.
Народные промыслы.
Дымковская игрушка.
Работа с пластилином.

Народные игры.

2

2
Подготовка к
празднику

2

Разучивание игр.
Знакомство с
обрядами

2

2

Май – тревень, цветень
Сказки о животных.

67.

«Юрий весну на порог приволок».

68.

«Небо ярко, а бабам в избе жарко»

Сказки о животных.

«Май леса наряжает, лето в гости
ожидает». Пролетье.
«Не будь красна, а будь вкусна»,
«Никола Вешний – с теплом».
«Пришел Федот – берется земля за свой
род»

Сказки о растениях.

69.
70.
71

72.

Итоговое занятие
«Знают люди по цвету, что дело идет
к лету»

Сказки о цветах,
растениях.
Сказки о цветах,
растениях

Росписи. Мезенская
роспись. Лошадка.
Тряпичная кукла Конь.
Панно «Весна Красна».
Смешанная техника.
Розы. Работа в технике
изонить.
Розы. Работа в технике
изонить.

2
2
Подготовка к
празднику
Подготовка к
празднику
Подготовка к
празднику
Проведение
праздника «Весна как
Пава – всему миру
краса и слава»
Подведение итогов
Всего

2
2
2

2

144ч.

1.3.7. Содержание учебного плана
3-й год обучения
«Человек и семья в народной культуре»
Темы блока «Хорошая работа два века живёт» идут параллельно с
остальными темами для лучшего освоения практических навыков.
1. Вводное занятие.
Теория:
1. Комплектование группы. Тестирование на соответствие уровню группы
новеньких. Цели и задачи. Режим работы объединения. План занятий.
2. Урок музей. Декоративно – прикладное искусство России.
Мифологические истоки творчества. Основные художественные промыслы.
Женские ремесла: ткачество, вышивка, вязание, плетение и т.д. Современные
виды декоративно-прикладного искусства: изонить, бисероплетение, шерстяная
акварель, различные виды аппликации из ниток и текстиля.
2. «Стоит терем-теремок». Мир крестьянского дома.
Тема 2.1 Единство конструкции и декора в традиционном русском
жилище.
Теория: Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном
строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Практика: Работа над украшением элементов избы (фронтон, причелина,
наличники, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными
мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную
композицию.
Тема 2.2 Внутренний мир русской избы.
Теория: Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его
символика ( потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи,
свет и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме:
печное
пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в
пространство дома. Единство пользы и красоты.
Практика: Индивидуальная и коллективная работа на тему: «В русской
избе». Вырезание из картона выразительных форм предметов крестьянского быта
и украшение их орнаментом с включением древних образов.
Тема 2.3 Конструкция и декор предметов народного быта и труда.
Теория: Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда –
область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое
единство прозы и красоты, конструкции и декора.
Практика: Вырезание из картона выразительных форм посуды, предметов
труда и украшение их орнаментной росписью.
Тема 2.4 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Теория: Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и
мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность орнамента, его
символическое значение. Особенности орнаментальных построений на вышитых
полотенцах.
Практика: Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции
народных мастеров. Вышивка отдельных мотивов узора швами «роспись» и
«крест».
3. А сама-то величава, выступает, будь-то Пава». Женский костюм

России.
Тема 3.1 Народный праздничный костюм – целостный художественный
образ.
Теория: Народный праздничный костюм – целостный художественный
образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и
украшений праздничного костюма.
Практика: Ожерелок, косник, оберег. Изготовление украшения.
Тема 3.2 Форма и декор женских головных уборов.
Теория: Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи
целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе
народной праздничной одежды.
Практика: Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных
регионов России с использованием различных техник и материалов. Изготовление
аппликации из лоскутков «Русская красавица» (сарафанный или поневный
комплекс – по выбору). Вышивка элементов головных уборов бисером или
бусинами.
Тема 3.3 «Сия вещь - поясок»
Теория: Виды и значение поясов в жизни русского крестьянина. Женские и
мужские пояса. Различные техники изготовления поясов.
Практика: Ткачество поясов различными техниками (на бердышке и на
игле). Цветовое решение.
Тема 3.4. Что рассказали нам рукавички.
Теория: Рукавички важная часть народного зимнего костюма. Символика
цвета. Орнамент. Материал изготовления.
Практика: Изготовление рукавички. Орнамент. Самостоятельный выбор
техники исполнения.
4. Хорошая работа два века живет.
Освоение практических приемов народного декоративно-прикладного
искусства.
Тема 4.1 Вышивка
Теория: Вышивка России. Швы: тамбурный, стебельчатый, крестик.
Применение эскизов в интерьере.
Практика: Осваиваем приемы вышивки тамбурные, стебельчатые швы.
Составление эскиза полотенца. Выбор рисунка.
Тема 4.2 Ручное ткачество
Теория: Ручное ткачество. Полотно. Бранное ткачество. Узоры.
Практика: Осваиваем практические приемы. Выбор пряжи и изготовление
образца.
Тема 4.3 Вязание крючком.
Теория: Тамбурное вязание. Виды столбиков.
Практика: Инструменты и приемы вязания. Виды узоров и изделия из них.
Учимся держать крючок. Цепочки, столбики без накида. Выполнение прихватки.
Тема 4.4 «На вот, куколка, покушай, моего горюшка послушай..»
Народная тряпичная кукла.
Теория: Куклы обрядовые, игровые, Обереги.
Практика: Изготовление куклы - мотанки.
Тема 4.5 Народная игрушка из лыка.

Теория: Работа с лыком. Инструменты и материалы. Приемы работы.
Практика: Изготовление игрушек из лыка. Птица Пава и конь- огонь.
Тема 4.6 «Чудо кони, чудо птицы». Декоративные росписи.
Теория: Пермогорская, Шенкурская, Борецкая росписи
Практика: Роспись дощечки одним из видов росписи по выбору.
Тема 4.7 Выполнение работы в избранной технике.
Учащиеся самостоятельно выбирают технику рукоделия для выставочной
работы (вязание крючком, вышивка, ручное ткачество, народная игрушка и др.).
5. «Сделал дело – гуляй смело!» Праздничная культура русского народа.
Тема 5.1 Зимние народные праздники.
Теория: Зимние народные праздники: Рождество и Святки. Сочетание
Христианских и народных традиций.
Практика: Подготовка и проведение фольклорного праздника «Святкиколядки».
Тема 5.2 Весенние праздники.
Теория: Праздники весеннего народного календаря. Масляничные гуляния.
Святые сороки.
Практика: Подготовка и проведение фольклорного праздника «Масляница
– широкая барыня» и «Святые сороки».
Тема 5.3 Летние праздники.
Теория: Праздники летнего народного календаря. Зеленые святки. Троица.
Практика: Подготовка и проведение фольклорного праздника «Зеленые
святки».
6. Воспитываем и познаём.
1. Посещение краеведческого музея.
2. Участие в городских выставках. 3. Беседа «Зачем нужна техника
безопасности», Викторина «Наши друзья животные». «Страницы семейного
альбома» час общения. «Любимым бабушкам и мамам» подарки от всего сердца.
«Дороги Победы» открытки ветеранам.
7. Итоговое занятие. Игра-путешествие «Лукоморье»
Подведение итогов года. Организация выставки творческих работ
воспитанников.

1.3.8. Содержание учебного плана
4-й год обучения
«Добрым людям на загляденье»
Темы блока «Хитро, мудро рукодельице» идут параллельно с остальными
блоками, для лучшего освоения практических навыков.
1. Вводное занятие.
Теория:
Комплектование группы. Тестирование на соответствие уровню группы
новеньких. Цели и задачи. Режим работы объединения. План занятий. Викторина
по народному творчеству «Ярмарка». Беседа по технике безопасности на
занятиях.
2. Связь времён в народном искусстве.
Тема 2.1 Русские народные промыслы, история и современность.
Теория: Формы бытования народных крестьянских традиций в современной
жизни. Общность народных художественных промыслов и их различия. Гжель и
Семикаракорская керамика.
Практика: Коллективная работа по созданию эскизов чайного сервиза.
Работа с цветной бумагой.
Тема 2.2 Современная народная игрушка.
Теория: Древние образы в современных народных игрушках (конь, птица,
баба), их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных
игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство
формы и декора. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской,
дымковской и каргопольской игрушек.
Практика: Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её
декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Тема 2.3 Кружевоплетение и вязание.
Теория: Коклюшечное кружево. Вологодское кружево, михайловское
кружево, елецкое кружево, ярославское кружево, костромское и белевское
кружево. Материалы и инструменты. Коклюшечное кружево и вязание крючком.
Брюггское кружево.
Практика: Работа над салфеткой в технике вязания брюггских кружев.
Тема 2.4 Русская вышивка.
Теория: Вышивка разных регионов России: владимирское золотое шитьё,
заонежская вышивка, крестецкая строчка. Сходство и отличительные
особенности.
Практика: Изготовление эскизов и образцов в разных видах вышивки.
3. «В краю Тихого Дона»
Тема 3.1 Истоки и корни казачества.
Теория: Донской край. История и современность.
Практика: Экскурсия в городской краеведческий музей.
Тема 3.2 Сказания, легенды, сказки.
Теория: Игнат – сударь. Казачьи сказки. Сказки казаков – некрасовцев.
Пословицы и поговорки.
Практика: Чтение по ролям сказки «Лисица – девица и Котофей
Иванович».

Тема 3.3 Нравы и обычаи. Жилища и одежда донских казаков.
Теория: Брак и семья. Казачьи жилища, городки и станица. Одежда казаков
– донцов и казачек. Праздники и обряды, народный театр. Игры и забавы казачат.
Практика: Разучивание народных игр. Изготовление плоских кукол: казак
и казачка.
4. В мире линий и цвета.
Тема 4.1 Народные росписи разных областей России.
Теория: Мезенская, Городецкая и Сибирская росписи. Истории, сюжеты,
цветовой строй.
Практика: Зарисовка мотивов. Выполнение эскизов. Роспись коробочки в
одном из видов росписи.
Тема 4.2 Народный костюм и быт
Теория: Женские головные уборы: кика, сорока, кокошник, колпак,
сборник, платок. Девичьи головные уборы: повязка, коруна.
Практика: Выполнение элементов, вышивка бисером и бусами.
Тема 4.3 Русская народная тряпичная кукла.
Теория: Русские народные игровые куклы. Кукла на выхвалку.
Практика: Изготовление куклы на выхвалку в русском народном
костюме.
5. «Хитро, мудро рукодельице». Освоение практических приемов
народного декоративно – прикладного искусства.
Тема 5.1 Витраж.
Теория: Материалы и инструменты. Этапы создания витража
Практика: Подбор рисунка. Выполнение работы.
Тема 5.2 Ткачество на шестигранной рамке.
Теория: Материалы и инструменты. Этапы создания салфетки.
Практика: Создание эскиза. Выполнение салфетки.
Тема 5.3 Ковровое ткачество.
Теория: Ковровое ткачество. История. Материалы и инструменты. Этапы
выполнения.
Практика: Изготовление панно в технике коврового ткачества.
Тема 5.4 Шерстяная акварель.
Теория: Картины из шерсти – современное искусство. Материалы и
инструменты. Этапы выполнения.
Практика: Выполнение живописной работы. Сюжет по выбору учащегося.
Тема 5.5 Выполнение изделий в избранной технике.
Практика: Работа по выбору учащихся.
6. «Делу время, потехе – час». «Воспитываем и познаем». Праздничная
культура русского народа.
Теория: Праздничная культура русского народа. Праздники, посиделки,
гуляния.
Практика: Проведение фольклорного праздника «Душа ль моя
Масленица». Воспитательные мероприятия по плану.
7. Экскурсии, выставки.
Практика: Посещение выставок в музее, экскурсии в городской парк,
участие в выставках.
8. Итоговое занятие «Волшебники».
Подведение итогов года, награждение лучших, выставка творческих работ.

9. Резервные часы.
Воспитывая - познаем.
Воспитательная работа в творческом объединении имеет две важные
составляющие, а именно индивидуальную работу с каждым обучающимся и
формирование детского коллектива. В ходе их осуществления приходится решать
ряд педагогических задач. Среди них помощь ребенку адаптироваться в новом
детском коллективе, выявить и развить потенциальные общие и специальные
возможности и способности обучающегося, Педагог формирует в ребенке
уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию,
способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании,
создает каждому «Ситуации успеха». Очень важно сформировать у учащегося
адекватность в оценках и самооценках, стремление
к получению
профессионального анализа результатов своей работы, создать условия для
развития творческих способностей учащихся. Ключевыми особенностями
программ художественной направленности является их направленность на
ознакомление обучающихся с народными традициями. Культурой, сложившейся в
нашей многонациональной стране, а также изучение культурного национального
наследия, конкретного региона, это способствует формированию гражданской
идентичности, национального самосознания подрастающего
человека,
гражданина
своей страны. Художественная направленность программы
предоставляет
широкие
возможности
для
публичной
демонстрации
обучающимися результатов своих творческих достижений путем участия в
выставках различного уровня: городских, областных, всероссийских
и
международных ( очно и онлайн)
1.Участие в проектах РДДМ в течение года.
2..Ключевые, традиционные учрежденческие дела.
3..Взаимодействие с родителями.
План воспитательных мероприятий.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование мероприятия
Безопасность на улице
Беседа «Наша Родина Россия»
Осень, осень, в гости просим (Кузьминки).
Солнцеворот
Святки - колядки
Масленица
Святые сороки
«Весенние голоса»
«Волшебники» итоговая выставка

Срок
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа «Бабушкин сундучок» предусматривает разностороннее
развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и
патриотическое.
Предметные результаты.
По окончанию курса обучаемые должны знать:
1. Народная культура – это явление синкретичное, полифункциональное,
органично слита с хозяйственной и семейно-бытовой жизнью;
2. « Язык» народного искусства, его особенности, образный строй;
3. Несколько разных видов декоративно-прикладного творчества (вязание
крючком, вышивка, ковровое ткачество, росписи, шерстяная акварель и
др.).
4.Знать традиционные праздники России, Символы российского государства.
Метапредметные результаты.
1. Культура общения и поведения в социуме.
2. Иметь систему ценностных ориентаций здорового образа жизни.
3. Развивать память, образное мышление и воображение.
Личностные результаты.
1. Умение сотрудничать в коллективе.
2. Включение
в
социально-значимую
деятельность
(участие
в
благотворительных акциях).
3. Расширение кругозора в области мировой художественной культуры.
4. Бережное отношение к родному краю, частице великой многонациональной
Родины.
5. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей национальной принадлежности
1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1.5.1. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
образовательной общеразвивающей
программы
«Бабушкин
сундучок»
обеспечивается
педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование,
высшую квалификационную категорию а также обладающего компетенцией в
различных видах декоративно – прикладного творчества.
1.5.2.Материально-техническое обеспечение
Занятия творческого объединения «Теремок» проводятся в специальном,
регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении. В кабинете
имеются столы, стулья, шкафы для хранения материалов, выставочных работ и
инструментов, видеоаппаратура, магнитная доска и набор магнитов.
Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда

детей, норм санитарной гигиены в помещении, правил пожарной
безопасности. Педагог постоянно знакомит детей с правилами по технике
безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,
электронагревательными приборами. Регулярно в ходе занятий проводится
физкультминутка с упражнениями по профилактике переутомления зрительной
системы учащихся, для мышечной системы, а так же на релаксацию.
Обязательно наличие в кабинете электрических розеток, утюга, клеящего
пистолета.
В кабинете находятся необходимые материалы и инструменты:
- крючки вязальные различных номеров;
- ножницы для бумаги и ткани;
-различные иголки ( для бисера, для шитья, для сшивания вязаных
изделий,
для вышивки и т д.);
-пяльцы, рамки для ткачества, вилки;
-линейки разной длинны, карандаши, альбомы для рисования,
-нитки для шитья, пряжа для вязания;
-пластилин, акварельные краски;
-цветная бумага, картон;
-различные ткани (ситец, флис, фетр);
-схемы для вязания и вышивки.
В качестве технических средств обязательно наличие видеомагнитофона
для создания настроя на занятии, для прослушивания музыкального фольклора
России, просмотра видео материалов и для музыкального оформления
праздников, игр, ярмарок и т.д.
Для проведения занятий необходимы следующие материалы:
- Подборка репродукций и фотографий «Русь былинная»
- Подборка репродукций и фотографий народного костюма «Русская
краса»
- Картотека «Малые жанры фольклора»
- Папка иллюстративного материала по народному декоративноприкладному искусству «Золотые россыпи»
- Альбом «Старинная вышивка»
- Индивидуальный раздаточный материал по теме «Старинная русская
вышивка. Роспись. Крест»
- Подборка иллюстраций и фотографий «Россия – Родина моя»
- Папка «Преданья старины» (былины, сказки, были)
- Шаблоны для работы с бумагой и картоном по темам.

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения
2.2.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ)

Для отслеживания образовательного эффекта в группах каждого года
обучения предполагаются следующие методы: тестирование и анкетирование
(проводится в начале и конце учебного года), наблюдение в процессе занятий
(в течение всего периода обучения), участие в выставках, смотрах, конкурсах,
итоговый фольклорный праздник.
Система диагностики обученности обучающихся включает в себя
следующие компоненты:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков
обучающихся (в начале учебного года для программ, рассчитанных на
несколько лет обучения) для определения знаний учащимися важнейших
моментов курса предыдущего года. Предварительная проверка
сочетается с компенсионным обучением, направленным на устранение
пробелов в знаниях, умениях и навыках.
2. Текущая проверка проводится преподавателем в процессе усвоения
каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения
отдельных блоков программы.
3. Повторная проверка тематическая: параллельно с изучением нового
учебного материала учащиеся повторяют пройденный. Повторная
проверка, таким образом, способствует упрощению полученных знаний,
умений и навыков.
Итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений и навыков
проводится в конце учебного года.
В период обучения дети знакомятся с русским фольклором, участвуют в
народных праздниках, работают с бумагой, тканью, пряжей, пластилином,
изучают родословную своей семьи.
2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1.
Теоретическая
подготовка ребенка
1.1.Теоретические
знания

Степень выраженности оцениваемого качества

Соответствие
Высокий уровень
теоретических
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и
знаний
ребенка навыками, заложенными в программе, имеет высокие
программным
достижения (дипломы, грамоты различного

требованиям

1.2.Владение
специальной
терминологией

уровня
Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой
Осмысленность и Высокий уровень
правильность
Специальные термины употребляет осознанно и в
использования
полном соответствии с их содержанием.
специальной
Средний уровень
терминологии
Ребенок сочетает специальную терминологию с
бытовой.
Низкий уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.

2.
Практическая
подготовка ребенка
2.1.
Практические Соответствие
Высокий уровень
умения и навыки, практических
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и
предусмотренные
умений и навыков навыками, заложенными в программе, имеет высокие
программой
программным
достижения (дипломы, грамоты по итогам конкурсов).
требованиям
Средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков составляет более
½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных
умений и навыков.
2.2.
Владение Отсутствие
Высокий уровень
различными
затруднений
в Работает различными материалами и инструментами
художественными
использовании
самостоятельно, не испытывая трудностей.
материалами
и материалов
и Средний уровень
инструментами
инструментов
Работает с различными материалами инструментами с
помощью педагога.
Низкий уровень
Учащийся испытывает серьезные затруднения в
выборе художественных материалов и инструментов, в
их использовании.
2.3.
Творческие Креативность
в Высокий уровень
навыки
выполнении
Творческий уровень выполнение практических
практических
заданий.
заданий
Средний уровень
В работах проявляется начальный (элементарный)
уровень развития креативности. Учащийся в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Низкий уровень
Креативность в работах отсутствует.
2.4.
Развитие
Высокий уровень
воображения
Проявляет воображение при выполнении всех
творческих заданий.
Средний уровень.
Проявляет творческое воображение в случае, если
педагог оказывают соответствующую помощь.
Низкий уровень
Проявления творческого воображения практически
незаметны.

3.
Общеучебные
умения и навыки
учащегося
3.1.
Учебно- Адекватность
коммуникативные
восприятия
умения:
умение информации,
слушать и слышать идущей
педагога
педагога

3.2.Умение
организовать
рабочее место

Высокий уровень.
Работает самостоятельно.
Средний уровень.
от Умеет слушать и выполняет задания, данные
педагогом.
Обращается
за
помощью
при
необходимости.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает затруднения при работе,
нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
Способность
Высокий уровень.
свое самостоятельно Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго
готовить
свое соблюдает правила техники безопасности, следит за
рабочее место к соблюдением
техники
безопасности
другими
деятельности
и воспитанниками.
убирать его за Средний уровень.
собой
Умеет организовать свою деятельность при помощи
педагога. Освоил более ½ правил техники
безопасности.
Низкий уровень.
Учащийся испытывает затруднения в организации
своей деятельности и рабочего места, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога. Освоил
менее чем ½ правил техники безопасности

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для более полной эффективной реализации программы применяется
совокупность современных форм и методов обучения и воспитания. Основная
форма занятий - групповая, что помогает развивать коммуникативные навыки и
навыки социальной адаптации.
Нередко занятия проходят в форме игры, соревнования. Для знакомства с
культурным наследием предков: урок-музей, урок-лекция, урок-праздник,
урок-развлечение, урок-мастерская и т.д. Это помогает развивать у детей
интерес к занятиям, самостоятельность, стремление к творчеству.
Обязательным является участие детей объединения в мероприятиях
Городского Дома детского творчества, сочетание на учебных занятиях и
мероприятиях теоретических, практических, творческих, познавательных и
развлекательных форм работы и способов деятельности.
На занятиях
используются личностно-ориентированные технологии, рассматривающие
ученика в качестве субъекта в различных видах деятельности. Они позволяют
занимать ребенку активную позицию.
Построение взаимоотношений между педагогом и учениками на основе
взаимопонимания и доверия, что достигается использованием диалога как
основной формы общения при осуществлении любых видов деятельности.
Осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей и
склонностей детей при подборе упражнений и заданий, в выборе предлагаемых
мотивов и композиций,
в разработке и выполнении композиций по

собственному замыслу, при определении темпа освоения программы, в выборе
количества, вида и способа помощи ученикам.
На занятиях
используются подлинные изделия декоративноприкладного искусства (хохломская посуда, семеновские матрешки и т.д.),
старинные изделия конца XIX - начала XX века (домотканой одежды,
скатерти, кружев, вышитых полотенец и т.д.). Это помогает детям более
полно погрузиться в атмосферу мира народной жизни, почувствовать эпоху
своих прапрабабушек и прапрадедушек. На занятиях дети осваивают
старинные ремесла и рукоделия, так осуществляется преемственность
поколений.
Для занятий необходим дидактический материал: фотографии, схемы,
рисунки, карточки, кроссворды, аудиозаписи, а также подбор и включение в
структуру каждого занятия упражнений для снятия усталости мышц рук,
спины, глаз.
Таким образом, в программе заложены такие виды деятельности,
которые, учитывая запросы и интересы детей, позволяют им получать радость
от общения, заниматься с увлечением полюбившимся делом, дарить близким
радость, любить этот мир и жизнь.
Основные формы обучения:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- творческое задание;
- ролевые игры;
- практическая работа.
Методы обучения:
- монологический;
- диалогический;
- эвристический.
Методы преподавания:
- объяснительный;
- информационно-сообщающий;
- иллюстрационный.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- исполнительский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
Методы воспитания:
- убеждения;
-упражнения и личный пример.

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
2.

3.
4.

5.
6.

Основная литература для преподавателя
Афанасьев А. Н. Русские народные сказки.
Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими
школьниками: Учеб. – метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.:
Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Барская Н. А. Сюжеты и образы Древнерусской живописи. - М., 1993.
Возвращаясь к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. –
метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской, - М.:
Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб. – метод. пособие: В 2
ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия,

собр. М. Забылиным. - М., 1990.
7. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова
Книга. /Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардурин. – Саратов: «Надежда», 1993.
8. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.
Ф. Некрыловой. - М., 1989.
9. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России:
советы, игры, обряды. – 2-е издание. - М: Школьная пресса, 2001.
10. Лукашева Р. А. Русское кружево. - М.: ACT-ПРЕСС, 1998.
11. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. Очерки. – М.: Дет. лит., 1986.
12. Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст. Архангельск, 1999.
13. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о
временах года и о природе. / Сост. Г. Д. Рыженков. - М.: Современник, 1992.
14. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни,
игры, загадки ..., - М.: Линка-ПРЕСС, 2000.
15. Осетров Е. И. Живая Древняя Русь. - М., 1985.
16. Основы художественного ремесла. Вышивка, кружево, художественная
роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных
кружков. /Под ред. Барадулина В.А. и Л.Д. Танкус. - М.: Просвещение,
1978.
17. Петров В. М., Гришина Г. Н. Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры,
забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
18. Петров В. М., Гришина Г. Н. Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры,
забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
19. Петров В. М., Гришина Г. Н. Короткова Л. Д. Летние праздники, игры,
забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
20. Рондели Л. Д. Народное декоративно - прикладное искусство. Кн. для
учителя. - М.: Просвещение, 1984.
21. Русские народные сказки казаков - некрасовцев. Собраны Ф. В.
Тумилевичем. – Р /нД, 1958.
22. Фольклорный театр. - М.: Современник, 1988.
23. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. - СПб.: «Искусство СПб», 1997.

Литература для учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Детская энциклопедия. «Аргументы и факты». Славянская мифология. – 1996.
Жеглова С.В. Русская народная живопись: Кн. для уч. ст. классов. - М.:
Просвещение, 1984.
Золотые серпы: Русские народные сказки /Запись, обработка и коммент. Г.
Науменко - М.: Дет. лит., 1988.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1996.
На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора, /Сост. Н. Колпаков.
– 2-е изд. - Л.: Дет. лит., 1978.
Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном
искусстве и его творцах. - М.: Просвещение, 1982.
Умный Ивашка, Жар - птица и Золотое зерно: Русские народные загадки
/Сост. Г. М. Науменко. - М.: Дет. лит.,1991.
Якуб С.К. Воспомним забытые игры. - М.: Дет. лит.,1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».