Кукольная сказка

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
4
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
5
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности организации образовательного
6
процесса
1.1.8 Режим занятий
6
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
6
1.2.2 Основные задачи программы
6
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
8
1.3.2 Содержание учебного плана
9
13
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
13
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
13
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
14
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
15
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
15
2.2.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
15
2.3.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
16
2.4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
Виды и формы организации воспитательных
18
2.4.1
мероприятий
18
2.4.2 Работа с родителями
18
2.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
20
2.6
ПРИЛОЖЕНИЯ

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет
много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Театральная
деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к
литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации
движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная
деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно
приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем
раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно
достигнуть.
Занятие театрализованной деятельностью, способствует формированию
личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство
ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников
и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить навыки –
умение выразить свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя
хотят другие.
Работа с куклой, близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего
потому, что в основе ее лежит игра.
Но дети получают удовольствие не только от
игры, но и, от того что они сами изготавливают кукол – персонажей, создают одежду
для них, если она необходима, сами продумывают и изготавливают декорации,
необходимые по сценарию. Все это содействует развитию творческого воображения,
приобщает к театральной культуре.
Кукольный театр – это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной
жизни не употребляются. Это сцена, кулисы, занавес, куклы и т.д.
Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу
ребенка,
заставляют
его
сочувствовать
персонажам.
Таким
образом,
театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить
адекватные способы содействия).
Программа
разработана
согласно
методическим
рекомендациям
по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), соответствует положениям
Конвенции «О правах ребенка», закону РФ «Об образовании», Приказу
Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Федеральному закону от 31 июля 2020г. №304
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года. Методическим рекомендациям
3

«Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении
и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления».
Данная Программа разработана на основе программ: «Кукольный театр»
Григорьянц О.И., педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1788 (г.
Москва, 2016 г.),
«Театр кукол» Волковой Н.П., педагога дополнительного
образования с. Салемал 2019г.
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы «Кукольная сказка» - художественная.
Вид программы – модифицированная.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы «Кукольная сказка» заключается в новом направлении
творческой мастерской «Городок мастеров» при работе с детьми старшего
дошкольного возраста. В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата,
фантазии и воображения детей, овладение навыков общения, коллективного
творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи
ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей
дошкольного возраста.
Актуальность программы
Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к
подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих
способностей.
Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста – это
прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание
творческой направленности личности. Именно кукольный театр является
уникальным средством развития творческих и коммуникативных способностей
детей. Кукольный театр пользуются у детей неизменной любовью. Это самый
распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка
и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение
стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять
это делать. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства,
праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не
сложно.
Большое и разностороннее влияние театр оказывает на личность ребенка,
позволяет использовать его, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство,
ведь ребенок во время работы с куклой чувствует себя более раскованно, свободно и
естественно. А изготовленные своими руками куклы, доставляют детям много
положительных эмоций, развивают мелкую моторику рук. Развивается у детей
творческие
способности
мышления,
наблюдательности,
трудолюбия,
самостоятельности, художественного вкуса. Работа с куклой может удовлетворить
4

разносторонние интересы детей и является эффективным средством для
всестороннего развития и воспитания ребенка. Организация с дошкольниками
игровой и театрализованной деятельности, чтение стихов о Родине, флаге страны
способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных
символов с историей своей семьи, малой родины и страны.
Педагогическая целесообразность программы
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с
изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности,
обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для
многостороннего развития их способностей. Занятия по данной Программе
развивают у обучающихся фантазию, память, мышление, артистические
способности, знакомят с множеством детских сказок, стихов, способствуют
развитию коммуникабельности, развивают моторику рук, двигательную активность.
Образовательную деятельность осуществляется средствами игры, являющейся
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и
организации игровой предметно-пространственной среды.
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста
позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка
через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного
театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности
ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную
жизненную позицию.
Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие
всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
1.1.3 Отличительная особенность программы
При создании программы учитывался тот факт, что кукольный театр – это
многообразие видов деятельности. В программе систематизированы средства и
методы театрально-игровой деятельности: основы кукловождения, культура и
техника речи, творческие задания, инсценировка сказок, потешек, стихотворений,
песен. Все виды деятельности направленные на формирование у ребенка
устойчивого интереса к театру, литературе, развитие и совершенствование
артистических навыков.
1.1.4 Адресат программы
Программа «Кукольная сказка» рекомендована на возрастную категорию от
6 до 7 лет.
Образовательный процесс
построен
в соответствии с возрастными
психологическими возможностями и особенностями ребят данного возраста:
- интенсивно протекают процессы физического развития;
-быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, следовательно,
благоприятные условия для воспитания и обучения;
5

- огромный потенциал возможности для развития сложных форм восприятия,
мышления, воображения;
- необходимый словарный запас;
- творческая активность;
- подражание, эмоциональность и впечатлительность;
- хорошая память;
- интерес к коллективным формам деятельности.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы – ознакомительный
Объём программы – 144 часа
Сроки реализации программы - 1 год
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным
погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды
особых режимных условий возможна реализация программы с использованием
дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с
помощью интернет-сервисов: Zoom, Skype и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Количество детей в группе - 15 человек
Состав группы постоянный. Учебные занятия проводятся по группам,
подгруппам, всем составом объединения одновременно.
1.1.8 Режим занятий
Занятия проводятся по 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа) - 144 часа в
год.
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы - развитие творческих способностей, речевого развития и
личностных качеств ребенка через театрализованную деятельность.
1.2.2 Основные задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с историей кукольного театра, с его особенностями, видами и
традициями;
- познакомить детей дошкольного возраста с устным народным творчеством,
традициями и праздниками, государственными символами, олицетворяющими
Россию;
6

- научить детей изготовлению кукол и декораций из подручных материалов;
- научить детей работать с различными видами кукол;
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, навыки связной речи;
- научить выполнять артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковую
гимнастику.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности;
- развивать речь дошкольника, пополнять и активизировать словарь детей и
выразительность речи;
- развивать интерес к литературным произведениям детской литературы через
постановки сценок и спектаклей кукольного театра;
- развивать мелкую моторику рук, их ловкость, гибкость, подвижность;
- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, память;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками,
навыки коллективной творческой деятельности;
- воспитывать волевые качества личности;
- воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей
страны, культурному наследию своего народа.
1.3 Содержание программы
Структура программы «Кукольная сказка» состоит из четырёх разделов.
1. Азбука театра. Этот раздел включает в себя знакомство с театральной
терминологией. Особенности театрального искусства в России. Виды театрального
искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила
поведения в театре. История театра кукол и его разновидности.
2. Театральная игра. Этот раздел объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой
дикции. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь,
умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное
использование слов, фраз, стихов и поговорок. Пальчиковая гимнастика. Этюды по
сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие
внимания, воображения, фантазии.
3. Творческая мастерская. Этот раздел включает в себя обучение изготовлению
простейших кукол и декораций для спектаклей. Изготовление народных кукол для
обыгрывания произведений устного народного творчества России.
4. Постановка кукольных спектаклей. Этот раздел состоит из постановок
спектаклей по сказкам.
7

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер
наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным
психологическим особенностям каждого учащегося.
1.3.1 Учебный план
Таблица 1

№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Техника безопасности
Азбука театра
История театра кукол
Виды кукол и способы
управления ими
Современные куклы в
театре и на телевидении
Театральная игра
Культура и техника речи

Количество часов
Формы аттестации,
диагностики, контроля
Теори Практи
Всего
я
ка
2

2

10
4

6

16
4

2

4

6

4

2

6

12

24

36

6

8

14

2

6

8

4

10

14

Творческая мастерская
Настольный театр
Куклы на палочках
Пальчиковые куклы

11
2
3

27
6
5

38
8
8

2

4

6

Куклы на ложках
Народные куклы
Декорации
Постановка кукольных
спектаклей
5.1 Постановка кукольного
спектакля «Репка»

2
1
2

4
3
4

6
4
6

10

28

38

3.2 Ритмопластика
3.3 Актерское мастерство
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5

5.2 Постановка кукольного
спектакля «Колобок»
5.3 Постановка кукольного
спектакля «Три медведя»

1

4

6

2

4

6

1

3

4

8

Беседа - опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Педагогическое
наблюдение
Выполнение заданий
Беседа, педагогическое
наблюдение, задания
Практические задания
Тестирование
Выставки
Тестирование
Беседа, педагогическое
наблюдение
Практические задания
Выставки
Выполнение заданий

Педагогическое
наблюдение
Выполнение заданий
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

5.4 Постановка кукольного
спектакля «Заюшкина
избушка»
5.5 Постановка кукольного
спектакля «Под грибом»

2

5.6 Постановка кукольного
спектакля «Про гномика
Васю»
6 Воспитываем и познаём
7

Итоговое занятие

8

Резервные часы
Всего

6

8

2

6

8

2

6

8

3

5

8

2

2

50

2
144

92

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выполнение заданий

Педагогическое
наблюдение

1.3.2 Содержание учебного плана
1.Вводное занятие
Теория. Знакомство с группой детей. Беседа: «Кто такой артист?». Беседа: «Что
такое пантомима?». Беседа: «Каким должен быть голос артиста?» Правила
поведения на занятиях и в здании ГДДТ. Инструктаж по технике безопасности при
работе с ширмой, инструментами и материалами.
Практика. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться», игра на воображение
«Путешествие в страну Вообразилию».
2. Азбука театра.
2.1 История театра кукол.
Теория. История театра кукол России и других стран. Театр кукол, разновидности
кукольного театра. Рассказ об истоках Театра кукол. Разновидности кукольного
театра в разных странах (Италия, Япония, Турция, Франция).
Практика. Просмотр мультимедийной презентации «История театра кукол».
Рассматривание образцов кукол для кукольного театра (пальчиковые, перчаточные,
куклы на ложках, куклы из шерсти, фигурки оригами и т.д.).
Игра с загадками «Это бывает в театре».
2.2Виды кукол и способы управления ими.
Теория. Расширение знаний о видах кукол. Развитие умения кукловождения.
Практика. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка
«Пальчиковая игра». Рассматривание образцов кукол для кукольного театра
(пальчиковые, перчаточные, куклы на ложках, куклы из шерсти, фигурки оригами).
Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. Этюды и упражнения с
куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?»
9

2.3 Современные куклы в театре и на телевидении.
Теория. Кукольные театры России. Куклы – звезды телевидения.
Практика. Просмотр телепередач с участием кукол: «Спокойной ночи, малыши»,
«Карусель», «В гостях у Деда Краеведа», «Улица Сезам».
3. Театральная игра
Культура и техника речи
3.1 Теория. Понятия: «Артикуляционная гимнастика», «Речевое дыхание»,
«Дикция и ее значение в создании образа», «Интонационная выразительность речи».
Практика. Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые
верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок». Дикционные упражнения: «Пробка»,
«Косарь», «Телеграмма», «Эхо» и т.д. Развитие речевого дыхания, тренировка
выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения
(«Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). Упражнения
на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное,
среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр»,
«Колокола», «Чудо-лесенка». Словесные игры, чистоговорки.
3.2 Ритмопластика.
Теория. Значение музыки в театре кукол. Понятие ритм, танцевальная
импровизация.
Практика. Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения,
призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с
помощью пластики. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для мозга.
3.3 Актерское мастерство.
Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения. Театральные образы
простых предметов.
Практика. Первичные навыки работы с ширмой. Театральные этюды. Упражнения
на развитие интонационной выразительности. Упражнения и игры на воображение,
памяти. Творческие игры. Инсценировки сказок, стихов, песен.
4. Творческая мастерская
4.1 Настольный театр.
Теория. Виды бумажных кукол для настольного кукольного спектакля (оригами, на
конусе, фигурки из бумаги). Рассматривание иллюстраций настольного театра.
Виды декораций. Способы изготовления бумажных кукол и декораций. Техника
безопасности.
Практика. Изготовление кукол в технике оригами, куклы на конусе, плоские
фигурки для настольного театра. Инсценировка сказок, стихов с изготовленными
куклами.
4.2 Куклы на палочках.
Теория. Куклы из бумаги, фоамирана и фетра. Рассматривание образцов. Способы
изготовления и декорирования. Техника безопасности.
10

Практика. Рассматривание иллюстраций «Пальчиковый театр». Изготовление
пальчиковых кукол из бумаги, фетра и фоамирана. Игры по ролям.
Сценки с изготовленными куклами.
4.3 Пальчиковые куклы
Теория. Виды кукол из ткани. Рассматривание образцов. Способы изготовления
простых фигурок кукол из ткани. Закрепление кукол на палочки. Виды ткани, ниток.
Изучение основных швов («вперёд иголку», «назад иголку»). Использование
декоративных элементов (пуговицы, бусины, тесьма, кружево и т.д.) Техника
безопасности.
Практика. Изготовление кукол из ткани по шаблонам. Декорирование кукол.
Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материала. Игры по ролям.
Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.
4.4 Куклы на ложках.
Теория. Виды кукол на ложках. Рассматривание образцов. Материалы и
инструменты. Техника безопасности.
Практика. Изготовление куклы на ложке. Работа с пластилином, нитками, тканью.
Просмотр мультимедийной презентации «Кукольный театр на ложках».
Инсценировка стихотворения «Мама для котёнка».
4.5 Народные куклы.
Теория. Народные куклы – мотанки, куклы – скрутки. Рассматривание и изучение
образцов народных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика. Изготовление кукол «Зайчик на пальчик», мотанки из ниток. Чтение
народных потешек, сказок, прибауток и т.д.
4.6 Декорации.
Теория. Основные принципы изготовления декораций из бумаги. Открытие новых
свойств бумаги, как художественного материала: гофрирование (прямолинейное
складывание) – конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок),
простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных
конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее
соединение в замок); моделирование (сгибание, складывание, скручивание);
Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материала.
Лес, поляна, домик.
5. Постановка кукольных спектаклей
5.1 Постановка кукольного спектакля «Репка».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Репка». Чтение сказки.
Распределение ролей. Разучивание ролей. Изготовление кукол из бумаги для
магнитного театра. Кукловождение пальчиковыми куклами. Изготовление
декораций. Репетиции. Спектакль «Репка» (магнитный театр, пальчиковый театр).
Выступление перед зрителями.
11

5.2 Постановка кукольного спектакля «Колобок».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Кукловождение в театре на ложках, на палочках. Кукольный спектакль.
Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр мультипликационной сказки «Колобок». Отработка
озвучивания каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление кукол-героев сказки
на ложках. Репетиции. Спектакль «Колобок» (куклы на ложках, куклы на палочках).
Выступление перед зрителями.
5.3 Постановка кукольного спектакля «Три медведя».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Кукловождение в настольном театре. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр кукольной мультипликационной сказки «Три медведя».
Отработка озвучивания каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление куколгероев сказки для настольного театра и декораций. Репетиции. Спектакль.
Выступление перед зрителями.
5.4 Постановка кукольного спектакля «Заюшкина избушка».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Кукловождение над
ширмой перчаточными куклами. Репетиции. Спектакль. Выступление перед
зрителями.
5.5 Постановка кукольного спектакля «Под грибом».
Теория. Чтение сказки В.Г. Сутеева «Под грибом», его анализ. Распределение ролей.
Работа над характерами героев. Кукловождение куклами на конусе, на палочках в
настольном театре. Коллективный анализ выступлений.
Практика. Просмотр кукольного спектакля «Под грибом». Отработка озвучивания
каждой роли. Разучивание ролей. Работа с куклами на палочках и конусе
(настольный театр). Репетиции. Спектакль. Выступление перед зрителями.
5.6 Постановка кукольного спектакля «Про гномика Васю».
Теория. Чтение сказки, её анализ. Показ педагога сказки. Работа над
характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Беседа «Что такое
доброта».
Практика. Чтение сказки. Распределение ролей. Разучивание ролей.
Кукловождение вязанными куклами. Репетиции. Спектакль «Про гномика Васю»
(настольный театр). Выступление перед зрителями.
6. Воспитываем и познаём
Теория. Познавательный час «Родной край люби и знай». Беседа: «Твоё здоровье
зависит только от тебя!». Литературный час «Сказки Тихого Дона». Рассказ-беседа
«Государственные символы России».
12

Практика. Народные игры и упражнения на формирование коллектива. Акция
«Колокольчики добра». Конкурсно - игровая программа «Вместе весело играть».
Выставка рисунков «Моя любимая мама». Развлекательное мероприятие «На
завалинке». Коллективное дело «Открытка ко Дню Победы».
Изделия. Сувениры ко Дню пожилого человека. Рисунки «Моя любимая мама».
Открытка ко Дню Победы.
7. Итоговое занятие
Творческий отчет. Просмотр видеосъёмки подготовленных спектаклей. Анализ
проделанной работы. Подведение итогов. Награждение детей дипломами и
грамотами.
1.4 Планируемые результаты
Личностные:
 Будет уметь заниматься и общаться в коллективе.
 Будет уметь выражать себя в игровой и творческой деятельности.
 Будет уметь выполнять, поставленные педагогом задания.
Предметные:
 Буду развиты артистические и творческие способности.
 Будет развит интерес к чтению, пополнен словарный запас.
 Будет уметь работать с различными видами кукол.
Метапредметные:
 Будут развиты познавательные интересы.
 Будет развита активность, самостоятельность, ответственность.
 Будут воспитаны нравственные нормы поведения во время
взаимодействия с взрослыми и детьми.
1.5 Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Кукольная сказка» может педагог, имеющий среднее
специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в областях театральной
деятельности, декоративно-прикладного творчества и опытом работы с детьми
дошкольного возраста.

13

1.5.2 Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей.
В кабинете есть стол для педагога, магнитная доска, стенды с образцами кукол,
ширмы, шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы.
Для ведения занятий по театральному творчеству необходимо методическое
и дидактическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;
- ширма;
- раздаточный материал.
- набор скороговорок и чистоговорок;
- коллекция карточек «Эмоции».
Наглядные пособия:
 Альбом «Игрушки из бумаги»
 Альбом «Кукольный театр»
Электронные учебные пособия:
«Упражнения по актерскому мастерству»;
«Упражнения на воображение и внимание»;
«Упражнения: жестикуляция, пластика тела»;
«Элементарные правила актерской игры».
Презентационные материалы по тематике разделов программы.

14

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в рабочей программе
2.2 Формы контроля и аттестации
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках детей. Так как учащиеся – дошкольники,
то аттестация не проводится.
Для их проверки будут использованы следующие методы контроля:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- практические задания
- упражнения
- дидактические игры
- участие в спектаклях.
2.3. Диагностический инструментарий
Таблица 2
Критерии
Образователь
ный
результат

Показатели критерия по уровням освоения программы
Высокий

Средний

Низкий

Хорошо
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Проявляет
большой
интерес к чтению.
Постоянно
пополняется
словарный запас.
Умеет
работать с
различными
видами
кукол.

Не
достаточно
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Не
всегда
проявляет
большой интерес к
чтению.
Словарный запас
пополняется не в
полной мере.
Работает
с
различными
видами кукол с
затруднениями.

Плохо
развиты
артистические
и
творческие
способности.
Не
проявляет
большой интерес к
чтению.
Затруднительно
пополняется
словарный запас.
Не
умеет
работать
с
различными
видами кукол.

15

Метапредмет
ный
результат

Хорошо
развиты
познавательные
интересы.
Демонстрирует
хорошую активность,
самостоятельность,
ответственность.
Достаточно воспитаны
нравственные нормы
поведения во время
взаимодействия
с
взрослыми и детьми.

Познавательные
интересы развиты
не
достаточно
хорошо
Не
всегда
проявляет
хорошую
активность,
самостоятельность,
ответственность.
Не
достаточно
воспитаны
нравственные
нормы поведения
во
время
взаимодействия с
взрослыми
и
детьми.

Не
развиты
познавательные
интересы.
Очень
редко
проявляет
активность,
самостоятельность,
ответственность.
Не
воспитаны
нравственные
нормы поведения
во
время
взаимодействия с
взрослыми
и
детьми.

Личностный
результат

Умеет заниматься и
общаться
в
коллективе.
Умеет выражать себя в
игровой и творческой
деятельности.
Умеет
правильно
выполнять,
поставленные
педагогом задания.

Умеет заниматься
и
общаться
в
коллективе только
в
присутствии
педагога.
Не всегда умеет
выражать себя в
игровой
и
творческой
деятельности.
Выполняет
поставленные
педагогом задания
с затруднениями.

С затруднениями
занимается
и
общается
в
коллективе.
Не проявляет себя
в
игровой
и
творческой
деятельности.
Выполняет,
поставленные
педагогом задания
только
с
посторонней
помощью.



Итоговая оценка результативности освоения программы каждым
ребёнком проводится путем вычисления среднего показателя, основываясь на
суммарной составляющей по итогам освоения учебного материала.
Критерии оценки вынесены в Приложении №2
2.4 Методическое обеспечение программы
В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое
внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы
16

используются следующие методы обучения:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки,
небылицы, дразнилки);
- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах- импровизациях;
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;
- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории. Эффективность обучения и
развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является
обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим»
методом каждого тренировочного занятия.
Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и
индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.
Основные формы проведения занятий:
 речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
 тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
 упражнения на развитие артистической смелости;
 упражнения и игры на развитие внимания;
 упражнения и игры на развитие памяти;
 постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
 навыки рассказа текстов со сцены;
 репетиции спектаклей;
Педагогические технологии, используемые в программе:
 технология группового обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала
и при выполнении творческих работ
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию,
формам и методам осуществления. Очень сильное влияние на детей оказывают
поощрения. Одобрение, похвала, награда, признание достижений товарищами за
короткое время изменяют у детей мотивы поведения, отношение к труду,
стимулируют детей на положительные поступки.
17

2.4.1 Виды и формы организации воспитательных мероприятий
Для нравственно-патриотического воспитания предусмотрены беседы,
викторины, виртуальные экскурсии, акции и т.д.
Для создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым, проводятся игры и
упражнения на формирование коллектива, часы общения, совместные игровые и
развлекательные программы.
Ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой,
сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного
национального наследия Ростовской области проводится через народные игры и
развлечения, чтение сказок, беседы, презентации.
Дети участвуют в мероприятиях, проводимых в ГДДТ: презентации, беседы,
информационные минутки, познавательные переменки, экскурсии и т.д.
2.4.2 Работа с родителями
Проведение родительских собраний. Показ кукольных спектаклей. Фото и
видеоотчёты. Совместные мероприятия с родителями. Изготовление сувениров и
рисунков для родителей.
2.5 Список литературы
1. М.О.Рахно, «Домашний кукольный театр», Ростов – на – Дону, 2008.
2. Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010.
3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество
– дети»
4. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.». - М.:
АРКТИ, 2002.
5. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006.
Использованные ресурсы
1. Образовательный портал «Инфоурок» (Электронный ресурс). – Режим
доступа: https://infourok.ru/ - дата обращения – 10.08.2022;
2. Рыбалева И.А. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
(Электронный ресурс0. Режим доступа- http://iro23.ru/sites/default/files/kraevye
metod.rekomendacii_2016g.pdf – дата обращения 05.07.2022
3. Открытый урок – сайт для учителей и воспитателей. (Электронный ресурс).
Режим доступа: https://open-lesson.net/ - дата обращения 10.08.2022
4. Всемирный каталог идей. (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://www.pinterest.ru/ - дата обращения – 01.08.2021.
18

Список литературных произведений для детей:
1. А. Барто стихи
2. С. Михалков стихи
3. Э. Успенский «Мы идем в театр»
4. Русские народные сказки.

19

Фамилия, имя ребёнка

№

п/п

1

2

3

Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла

20

Активность, самостоятельность ,
ответственность

Умение работать в коллективе

Интерес к чтению, словарный запас

Умение выражать себя в игровой и
творческой деятельности

Умение работать с разными видами
кукол

Познавательная и творческая
активность

Умение правильно выполнять задания

Артистические и творческие
способности

2.6 Приложения
Приложение №1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».