Театральное искусство

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность и вид программы
4
1.2.
Новизна программы
4
1.3.
Актуальность
4
1.4.
Педагогическая целесообразность программы
4
1.5.
Отличительная особенность программы
5
1.6
Адресат программы
5
1.7.
Уровень, объём и сроки реализации
6
1.8.
Форма обучения.
6
1.9.
Особенности организации образовательного
6
процесса
1.10. Режим занятий
7
8
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1. Цель программы
8
1.2.2. Основные задачи программы
8
10
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план первого года обучения
10
1.3.2 Содержание учебного плана первого года обучения
12
1.3.3. Учебный план второго года обучения
16
1.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения
18
1.3.5. Учебный план третьего года обучения
21
1.3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения
23
1.3.7. Учебный план четвёртого года обучения
27
1.3.8. Содержание учебного плана четвёртого года
29
обучения
32
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
32
1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1. Кадровое обеспечение
32
1.5.2. Материально-техническое обеспечение
33
1.5.3. Дидактическое обеспечение
33
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
34
2.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
34
2.1.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
34
2.2.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
35
2.3.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
36
2.4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр – учитель, он формирует творческую личность, для которой
окружающий мир во всей его полноте – это гамма чувств и переживаний,
буйство красок и фантазий, стремление подняться на ступеньку выше, жить
с добрыми чувствами и мыслями, нести дар «гостеприимства души».
Театр, как предмет воспитания и образования в Доме детского творчества,
способствует формированию речевой культуры ребёнка, развитию его
интеллекта, умению творчески мыслить и рассуждать, способствует
проникновению в душу слов и ведёт к постижению собственной души и
окружающего мира.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
 Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.;
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты.

3

1.1. Направленность и вид программы
Направленность программы - художественная;
Вид программы: модифицированная
1.2. Новизна программы
- опирается на понимание приоритетности творческого развития учащихся,
направленной на развитие интеллекта и нравственных качеств,
- активное включение в процесс развития личности других, смежных театру
искусств, что непосредственно связано с синтетическим характером театра,
- акцент на общее развитие личности ребёнка, включая и её физическое
совершенствование - это занятия по сценическому движению, танцу.
Впервые ввели занятия по ритмопластике,
- деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию через
активные интерактивные методы обучения. Ребёнок впервые сам во всех
уровнях становится вовлечённым в продуктивную творческую
деятельность, где он выступает и в качестве актёра, и режиссёра, и даже
автора спектакля
1.3.

Актуальность программы.

Театр – один из самых демократических видов искусства для детей, он
позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и
психологии. Главное, театр раскрывает духовные и творческие возможности
ребёнка и даёт реальную возможность существовать ему в социальной среде.
Программа обусловлена повышенным интересом детей к игре, и определена
запросом их родителей.
Для учащихся театральной студии наиболее привлекательным элементом
является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие
коммуникативных способностей актуальна в современных условиях, так как
появляются необходимые условия для осознания себя в качестве актёратворца.
1.4.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа решает проблемы, связанные с такими задачами, как:
- художественное образование и воспитание детей,
- формирование эстетического вкуса,
- нравственное воспитание;
4

- развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и
невербальным видам общения),
- воспитание воли,
- развитие памяти, воображения, фантазии,
- речи (диалога и монолога),
- создание
положительного
эмоционального
настроя,
снятия
напряжённости, - решение выхода конфликтной ситуации через игру.
Программа помогает погрузиться в мир детства, внутренний мир ребёнка.
А это ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть
заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает
между собой детей и взрослых в единое волшебное целое.
Данная программа решает задачи комплексного развития детских
способностей через игру, развитие и совершенствование основных
психических процессов развития ребёнка.
Программа также решает важную задачу развития у учащихся навыков
самостоятельного образного мышления, творческой инициативы, помощь в
освобождении от психофизических зажимов, в выработке свободного
словесного общения в быту и перед аудиторией, что может помочь в выборе
дальнейшей профессии.

1.5. Отличительная особенность
данной программы состоит в том, что она позволяет расширить возможности
театральной познавательной деятельности за счёт системного изложения
материала, синтеза искусств, и максимально нацелена на создание условий
для развития личности ребёнка.
Это:
-развития мотивации к познанию и творчеству,
-обеспечения эмоционального благополучия ребёнка,
-развития образного мышления,
-развития творческого подхода в самореализации,
-целостности процесса умственного, духовного и физического развития,
-подготовки личности ребёнка к постижению великого мира искусствас
древнейших времён по настоящее время на основе новейших научнотехнических разработок. Разрабатывая данную программу я, исхожу,
прежде всего, из интереса детей, учитывая свой собственный опыт работы с
ними и рекомендации известных педагогов – режиссёров.
1.6. Адресат программы
Дети от 7 до 11 лет.
Данная возрастная категория характеризуется увеличением физических и
умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и
5

адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои
способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным
и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети
располагают значительными резервами развития.
1.7 Уровень, объём программы, сроки реализации
Уровень - углублённый
Объём программы – 1008 часов.
Срок реализации - 4 года.
1.8 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни
или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных
условий возможна реализация программы с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего
(родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть
интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.9. Особенности организации образовательного процесса
Приём в театральную студию основан на принципе добровольности.
Допускается дополнительный набор учащихся на второй, третий и
последующие года обучения
на
основании
результатов
опроса,
наблюдения, прослушивания, собеседования, показа или просто желания
детей.
Для поступления на 1-й год обучения в студии предусмотрено вводное
собеседование с желающими детьми и их родителями.
Для поступления на последующие года обучения, учащимся необходимо
также пройти собеседование. Исполнить небольшое художественное
произведение (стихотворение, басня, проза и т.д.), показать этюд на
предложенную тему.
Особенностью реализации программы является то, что учащиеся могут войти
в программу как с 1-го года обучения, так и с любого другого, если имеется
достаточный уровень подготовленности, который определяется на вводном
собеседовании с педагогом-режиссёром.
Также особенностью программы является законченность и гарантированный
образовательный результат каждого года обучения, и учащиеся могут, как
6

войти в программу на любом году обучения, так и стать выпускниками,
окончив даже один годичный курс за счёт индивидуально-групповой формы
деятельности.
1.10. Режим занятий

Год
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения

Кол-во
часов в
неделю

Колво
часов
в год

4

144

6

216

6

216

9

324

Режим занятий
2 раза в неделю, по 2
часа
3 раза в неделю, по 2
часа
3 раза в неделю, по 2
часа
3 раза в неделю, по 2
часа; 1 раз в неделю
по 3 часа

7

Количество
обучающихся
в группах
15
12
8
8

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
1.2.1. Цель программы
Целью является создание благоприятной основы для развития
творческого потенциала компетентной личности ребёнка в театральной
деятельности и формирование
социальной адаптации учащихся в
современном обществе.
1.2.2. Задачи программы:

-

-

Обучающие:
ознакомить учащихся с театром как видом искусства,
ознакомятся и изучат теоретические понятия театрального искусства (о
сценическом этюде, его разновидностях и структуре, о пьесе и форме её
написания, о выразительных средствах сценического действия, о событии и
событийном ряде, о втором плане роли и внутреннем монологе, о сюжете и
т.д.),
сформируют навыки работы со сценическим пространством, со зрителем,
партнёром,
освоят актёрское мастерство на основе гибкого развивающего приёма
сформируют навыки правильной речи, дикции, орфоэпии и дыхания.
освоят театральные и специальные способности: способность выстраивания
событийного ряда, способность определения основной мысли, идеи пьесы,
способность, фрагментирования
пьесы и передачи сюжета по
фрагментарному плану, способность выражения мысли через сопутствующее
событие, способность моментальной реакции (экспромт, импровизация) на
предлагаемые обстоятельства.

Развивающие:
- развитие
творческой активности в самореализации знаний, умений,
навыков
- развивать дивергентное мышление
- формировать
необходимые
знания и навыки самоконтроля и
саморегуляции
Воспитательные :
- воспитывать гражданскую идентичность, уважительное отношение друг к
другу, окружающим, любовь к Родине, родному языку, родной культуре,
уважение и принятие, духовные и культурные ценности разных народов,
- воспитывать такие личностные качества как ответственность, коллективизм,
уважительность,
доброту,
сострадание,
эмпатию,
человеколюбие,
8

целеустремлённость, способность быстро адаптироваться в изменяющихся
условиях, трудолюбие,
- воспитывать и формировать умение отстаивать свою точку зрения и умение
доводить начатое до конца, умение находить лучшее и критиковать, умение
принимать похвалу и критику, быть самокритичным, т.е. воспитывает
умение работать в коллективе единомышленников.
Программа обеспечивает развитие не только театральных способностей, но и
таких личностных качеств обучающихся, как благородство, честность,
доброта, вежливость; а также воспитание чувства патриотизма, уважения
друг к другу и к старшим

9

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план первого года обучения
№

1.

1.1
1.2

Раздел, тема
Введение в
образовательную
программу.
Мастер-класс
старших детей
Правила Т.Б.

Теория Практика

Всего

2

2

4

-

1

1

1

1

2

1.3

Экскурс в историю
студии. «Студии 55!»

1

-

1

2.

Знания о театре

3

-

3

3.

Грамотная речь.
Культура речи.

4

4

8

3.1

Артикуляция.
Дикция

2

2

4

3.2

Дыхание.
Виды дыхания

1

1

2

3.3

Выработка носового
дыхания детей.

1

1

2

4.

Работа над пьесой

4

12

10

4.2

Разучивание роли

2

6

8

4.1

Создание образа
героя

2

6

2

10

Формы
диагностики,
формы контроля

Педагогическое
наблюдение
Шаблоныголоволомки. Тест.
Педагогическое
наблюдение
Шарады.
Головоломки.
Данетки
Устный опрос.
Собеседование.
Наблюдение.
Дидактические
игры.
Упражнения.
Скороговорки.
Дидактические
игры. Упражнения.
Этюды.
Дидактические
игры.
Создание
индивидуальнотворческой работы.
Собеседование.
Опрос.
Деловая игра.
Опрос.
Устный опрос.
Прослушивание.

Работа над
Спектаклем
Разводка спектакля.
Переход на сцену.

2

48

50

2

24

26

Прогоны спектакля
Выпуск спектакля.
Показ

-

8
16

8
16

4

28

32

1

7

8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

7.

Основы мастерства
актёра: игры,
упражнения, этюды
Развитие фантазии
детей на основе
образах природы
Созерцание,
наблюдение,
узнавание.
Развитие
воображения детей
на основе образов
природы
Изображениевидение. Действиеподражание.
Актёрская грамота

1

1

2

8.

Социальный модуль

-

18

9

Воспитываем
и
познаем
Итоговое занятие
Резервные часы
Всего

4

6

16

1
116

5.
5.1

5.2
5.3
6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

10
11.

11

18

10
1
12
144

Групповая оценка
работы
Самооценка
учащимися своих
знаний и умений
Анализ репетиций
Педагогическое
наблюдение
Самооценка
учащимися своих
знаний и умений
Развивающие игры
на развитие
фантазии. Данетки.
Развивающие игры
Развивающие игры
Создание
индивидуальнотворческой работы
Развивающие игры
Групповая оценка
работы
Индивидуальные
карточки с
заданиями
Просмотры
спектаклей,
посещение музеев,
библиотек.
Экскурсии,
взаимодействие с
другими
коллективами.
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчёт.

1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения
1. Введение в образовательную программу.
Знакомство детей с педагогами студии и друг с другом.
1.1.Мастер-класс старшей группы студии «Синяя птица».
1.2.Беседа о правилах поведения и Т.Б. детей во время репетиций на
сцене, нахождения в зрительном зале, в классе для занятий, во время
проведения групповых экскурсий, выходных гастролей.
Правила поведения во время перерыва (исключение воды, еды, нагрузки).
1. 3.Экскурс в историю создания театра-студии «Синяя птица».
2. Беседы о театре.
Беседа – игра «Что мы знаем о театре?»
Имитационная игра «Мы сейчас в театре с вами»
Ряд викторин на тему «Какие в мире есть театры?».
Цикл бесед «Грамотная речь. Зачем она?». «Камешки во рту».
3. Культура речи. Грамотная речь.
3.1. Артикуляция. Дикция. Знакомство с терминами: дикция, артикуляция,
речевая гимнастика.
Практическая работа по речи: гимнастика для губ, языка, челюстей на
упражнениях типа «Точилка», «Лошадки», «Клоун», « Бегемотик». Беседы
по речи. Например «Какую речь приятно слушать?»
3.2. Дыхание. Теория.
Знакомство с терминами: Дыхание носовое. Смешанное. Опора дыхания.
3.3.Выработка носового дыхания.
Практические занятия, упражнения типа
«Свеча» (короткий вдох носом – выдох длинно и шумно через рот).
Тренировка длинного выдоха. Упр. « Упрямая свеча», «Запахи природы».
Опора дыхания. Упражнение «Бадминтон», «Большой теннис», «Батут».
4. Работа над пьесой
4.1.Создание образа героя.
Практические занятия.
Создание образа героя:
- создание биографии образа,
- внешность героя – речь, походка, жесты, манеры, привычки, повадки,поиск реквизита,
- определение места действия, где будет жить данный герой,
- поиск костюма (по предлагаемым обстоятельствам),
- «свой» и «чужой» миры проживания героя,
- личные фантазии и наблюдения детей, применительно к данной роли.
4.2. Разучивание роли.
Практическая работа. Застольный период.
12

Поэтапная работа над ролью:
- чтение пьесы вслух, выразительно, педагогом,
-правила работы над текстом роли,
- чтение пьесы по ролям детьми ,где выбор роли по их желанию,- пробное
распределение педагогом ролей.
Переписка и считка ролей будущего спектакля.
Работа с разными исполнителями (2-3 человека) одной и той же роли.
Разучивание текста по ролям.
Полное знание текста своей роли, своих реплик.
5. Работа над спектаклем (в основном практическая работа).
5.1.Разводка спектакля.
Мизансцены актёров.
Работа над эпизодом с разными исполнителями одних и тех же ролей.
Общение с партнёрами (убрать эффект третьего глаза).
Доработка
текста. Закрепление мизансцен. Жизнь героя в предлагаемых
обстоятельствах. Поиски приспособлений.
5.2.Прогоны спектакля
Навык работы с реквизитом в рамках сцены.
Работа с музыкой, светом.
Сводные (актёрские) репетиции.
Сводные репетиции спектакля в декорациях.
Доработка отдельных эпизодов спектакля.
Определяются временные рамки спектакля.
Работа с фонограммами музыкальных номеров.
Работа с музыкальным оператором.
5.3. Выпуск спектакля:
Прогоны спектакля с остановками. Прогоны спектакля без остановок.
Генеральные репетиции(2-3-4). Выпуск спектакля. Сдача спектакля.
Премьера спектакля, зритель как обязательный компонент творчества.
Обсуждение и разбор первых премьерных спектаклей.
5.4. Показ спектакля зрителю.
Повторные показы спектакля.
6. Основы мастерства актёра.
Ритмопластика - это набор игр, упражнений, этюдов, который постоянно
обновляется и усложняется через технологии АМО и ИКТ, опыт педагогов.
6.1. Развитие фантазии на
основе простых
реальных образов
природы..Созерцание - рассматривание камешков,
листвы, плодов
каштана…
6.2. Наблюдение - движение облаков, падение листьев, звон капель воды
из крана… Узнавание - увидеть состояние природы во время дождя,
сильного ветра, тишины и покоя…
13

6.3. .Развитие
воображения. Практическое занятие. Игры
на
нетрадиционное мышление (загадки, буриме, Данетки,
шарады…)
Фантазии на тему движущихся облаков,
скрипа деревьев, жизни
муравьёв… Придумки. Сочинение сказок от имени Дождя, Ветра, Радуги,
Солнца….
6.4. Изображение – видение. Слушание сказок, пословиц, поговорок и
стихов, посвящённых природе. Создание коллективных рисунков на тему:
Метель. Радуга. Туман. Гроза. Сочинение зимней сказки, весенней сказки,
сказок времён осени и лета. Рисование животных, птиц, рыб, насекомых
на тему: Степь. Озеро. Горы. Пустыня (взаимосвязь «одежды» животных и
среды их обитания). Фантазии-рассказы о жителях гор, моря, леса,
пустыни.
6.5. Действие - подражание. Практические занятия. Этюды – превращения
«Я цветок, я листик на ветру, я шишка еловая...», где практикуется
оценка
по принципу «похоже - не похоже». Сюжетно-ролевые
имитационные игры «Табун жеребят», «Рой комаров», «Осиное дупло»,
«Весёлая ферма»… Игры, загадки, придумки на нестандартное мышление
«А если бы…»
7. Актёрская грамота.
Дети понимают и правильно используют театральные термины.
8. Социальный модуль.
Посещение муниципального музея краеведения, Детской библиотеки имени
Н.К. Крупской, спектаклей муниципального драматического театра, поездки
в другие театры.
Свободные экскурсии (по выбору, возможности, заинтересованности).
Совместное проведение мероприятий с детскими творческими студиями
ГДДТ
9. Воспитываем и познаем.
Беседы:
«Камешки во рту». Охрана голоса, гортани, голосовых связок.
Техника безопасности на сцене, зале. Работа с декорацией, реквизитом.
«Если с другом вышел в путь». Работа в команде единомышленников.
«Труд, труд и ещё раз труд!» От репетиции к репетиции и к спектаклю.
Практика
День открытых дверей. Мастер-класс старших младшим « А, вдруг я актёр?»
Открытие Недели «Театр детям». Познавательная викторина о театре.
Новый год стучится в двери. Новогодняя массовка для школьников вокруг
ёлки. «А мой папа…. А мой папа!..» Чествуем пап, служивших в Армии
«Мамы всякие
нужны, мамы всякие важны». Читаем стихи и прозу о
женщине.
Библиотека – это очень интересно (4 раза в месяц) «Хочу всё знать!»
14

Театр-это волшебство человечьих рук. Рабочие цеха муниципального театра.
10. Итоговое занятие
совместно с родителями, учителями школ,
педагогами ГДДТ это творческий отчёт: этюды, миниатюры, спектакли.
11. Резервные часы отводятся для работы с детьми проявляющими
способность и с отстающими детьми.
Предлагаемый репертуар для 1-го года обучения.
Новогодний спектакль (посильное участие по сюжету).
Новогоднее представление вокруг ёлки
(опыт работы в коллективе)
«Репка» по мотивам русской народной сказки.

15

1.3.3. Учебный план второго года обучения
№
1.

1.1

1.2

2.

2.1

3.
3.1

3.2

4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1

Наименование
разделов, тем
Вводное занятие

Теория Практика Всего

Формы диагностики,
контроля
Прослушивание.
Собеседование.
Наблюдение.
Педагогическое
наблюдение

2

2

4

1
1

1
1

2
2

4

2

6

Развивающие игры.
Дидактические игры.
Познавательные игры.

Цикл бесед на
тему «За что мы
любим театр?»
Сценическая речь
Воспитание голоса.

4

2

6

Театральные кроссворды

2
1

8
4

10
5

Воспитание
интонационной
выразительности.
Работа над пьесой

1

4

5

10

30

40

2

2

4

2

4

6

Прослушивание
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Групповая оценка
работы
Групповая оценка
работы
Деловая игра.

6

24

30

15

71

86

10

30

40

Беседа по ТБ.
Содержание
будущих работ
Вводное занятие
(для новых
учащихся)
Азбука театра
(теория)

Понимание
структуры пьесы
Предлагаемые
обстоятельства
Работа актёра над
ролью
Постановка
спектакля
Создание образа
спектакля:
разводка, работа с
Партнёрами

16

Опрос

Педагогическое
наблюдение
Передача учащимся роли
педагога

5.2

Создание образа:
«обживание»
декорации
Черновые,
генеральные
репетиции.
Прогоны.
Премьера
спектакля.
Актёрский
тренинг

Защита творческой
работы – роли в
спектакле
Педагогическое
наблюдение

2

18

20

2

20

22

1

3

4

4

26

30

Развитие фантазии
наобразах
предметного мира
6.2. Развитие
воображения через
развитие сюжета
6.3. Созерцание.
Наблюдение.
Узнавание.
6.4. Придумки.
Пространство.

4

2

6

1

5

6

1

8

9

Познавательные игры.
Этюды.

1

8

9

7.

Социальный
модуль

4

11

15

8

Воспитываем и
познаем

1

4

5

Познавательные игры.
Создание
индивидуальнотворческой работы.
Посещение театров,
проведение совместных
мероприятий.
Совместные мастерклассы детей и актёров
муниципального театра.
Беседы

9.

Итоговое занятие

-

6

6

Творческий отчёт

10.

Резервные часы

-

-

12

51

165

216

5.3

5.4
6.

6.1

Итого

17

Педагогическое
наблюдение
Участие в творческих
играх, упражнениях.
Этюды.
Развивающие игры
Групповая оценка
работы.
Развивающие игры
Групповая оценка работы

1.3.4. Содержание плана второго года обучения
1. Вводные занятия. Сбор группы.
1.1. Беседа по технике безопасности при работе с голосом.
Беседа по Т.Б. физического состояния детей во время репетиций, спектакля.
Задачи и содержание будущей работы.
1. 2. Игровая программа. Знакомство с вновь пришедшими детьми.
Мастер-класс для новых детей.
2. Азбука театра
2.1.
Основная задача – познакомить детей со средствами
театральной выразительности. В течение года дети познают
целый мир слов и понятий, которых в обыденной жизни, мы не
употребляем. Составление словаря театральных терминов.
2.2.
Цикл бесед о театре. Важны беседы о театре. Беседы
должны быть понятны и доступны, интересны и увлекательны.
3. Сценическая речь.
3.1.Воспитание речевого голоса. Основы культуры и технике речи.
Инструктаж. Техника безопасности при работе с голосом актёра.
Практические занятия.
Упражнение типа: произнести звукоряд и-э-о-а-ы
громко, тихо, с
ударным звуком, с различной интонацией.
3.2.Что такое интонирование?
Воспитание интонационной выразительности. Создаём «рисунок» речи.
Практические
упражнения на применение интонации. Снятие много
ударности.
Упражнения: «Вам почта», «Давайте познакомимся», «Два клоуна»,
«Встреча».
4.Работа над пьесой.
4.1.Структура пьесы.
Первое – это понимание пьесы. Читаем, и педагогом и детьми, вслух пьесу.
Предлагаемые вопросы детям:
- расскажите всем, что вам запомнилось?
- кто и что больше всего понравилось в пьесе?
- кого из героев вы запомнили? кого из героев вы хотели бы сыграть?
- как герои вели себя, их действия в трудной ситуации?
- какие у них характеры? Есть ли у них друзья, враги? - с кем общались и как
(ссора, мир, увлечённо, равнодушно?..)
4.2. Предлагаемые обстоятельства.
Определить место, время, события пьесы со словами «Где? Когда? Время?»
Обозначить тему, идею, сверхзадачу будущего спектакля.
Дети на площадке пробуют себя в разных ролях из прочитанной пьесы. Идёт
отбор исполнителей, их может быть 2-3человека на одну роль.
18

4.3 Работа над ролью. Когда отобраны исполнители, ребёнок читает свою
роль и вместе с педагогом определяет логику, интонацию текста роли.
Обговаривают сообща реквизит и костюм героя.
Юный актёр должен чётко понимать «Кто его герой? Какое место занимает
он в пьесе? Каков его характер? Как он действует в разных ситуациях?..»
Постепенно, от репетиции к репетиции идёт разучивание текста роли, до
его полного запоминания. Теперь можно переходить на сцену.
5.
Постановка спектакля. «Спектакль – это одно большое событие, в
котором заключается масса других, более мелких», - это К.С.Станиславский
5.1. Работа над созданием образа спектаклем. Дети и педагог создают образы
героев и образ всего спектакля из десятка мелочей, которые надо вначале
придумать и затем претворить в жизнь на сцене. Вначале идёт работа:
- знакомство детей со сценой (карманы, кулисы, задник, занавес….),разводка картин спектакля
(пробная, черновая, исправленная….), притирка партнёров друг к другу (избегать «эффекта третьего глаза»).
5.2. Обживание декорации:
- работа в декорациях, что удобно, безопасно, целесообразно, доступно,работа с реквизитом: допустимые пределы сцены, различимость из зала, работа с костюмом и головным убором, переодеванием на сцене.
5.3. Прогоны спектакля: работа на зал.
- работа с музыкальным оператором, фонограммами,
- работа со светом,
- работа с занавесом,
- черновые прогоны спектакля, пока он не войдёт во временные рамки, генеральные репетиции.
5.4. Сдача спектакля. Премьера спектакля.
Сформировался навык коллективной работы и творческой дисциплины. В
процессе работы педагог выводит личность каждого ребёнка в режим
развития, пробуждает инстинкт познания, самосовершенствования.
Репертуар 2-года обучения.
«Где же Солнышко живёт?» словацкая сказка
«Козлёнок Рудуду»
Новогодний спектакль. Новогоднее представление вокруг ёлки (по выбору)
6.
Актёрский тренинг. Ритмопластика.
6.1. Развитие фантазии ребёнка на основе образов предметного мира.
Практические занятия: предметы вокруг нас, их цвет, материал, форма.
Этюды. Звуки предметного мира (скрип стула, звон ложечки, шелест
бумаги….)
6.2. Театральные игры. Сочинения
необыкновенных историй с
обыкновенными вещами (Вот дверь открывается и входит в класс на
уроке зелёный крокодил….) Упражнения игровые: Тесная комната.
Лифт. Вешалка. Холодильник….
19

Развитие воображения через динамику развития сюжета.
Практические занятия. Создание и развитие сказочной ситуации на
основе реального действия, например « …однажды я пошёл в
магазин и вдруг…».
Восстановить ход сказки по одному из её рассказанных эпизодов.
Викторина « Узнай название сказки по диалогам героев».
6.3.
6.4.

7. Социальный модуль.
Посещение детских театральных студий города, области.
Взаимодействие, проведение совместных мероприятий.
Совместные мастер-классы детей и актёров муниципального театра.
8. Воспитываем и познаем.
Теория.
Беседы: Внимание! Безопасность на репетициях, спектаклях, массовых
мероприятиях
Спектакль – дело коллективное «Один за всех и все за одного»
Как вести себя в театре в роли активного зрителя»
Люблю своей край Донской! А ты? Что знаешь о малой Родине?
Практика
День Учителя – праздник особенный! («поздравилка» любимым педагогам)
Открытие очередного театрального сезона
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Городские новогодние представления для детей «Сотвори
чудо!» Мы – наследники Гагарина. «Космос – наш второй дом!»
«Вселенная – наш дом!» Отмечаем Всемирный день Земли.
«Помните, через года, через века, помните!..» Посвящаем Дню Победы.
«Вот и лето пришло!» Кампания «Дети играют для детей»
9.
Итоговое занятие. Проходит в форме творческого отчёта
для
родителей, учителей, друзей артистов, педагогов ГДДТ.
10. Резервные часы предусмотрены для индивидуальных занятий с
наиболее одарёнными детьми, для подготовки чтецов на конкурс, для
исполнения наиболее сложной роли, помощь в самостоятельной работе
детей.

20

1.3.5. Учебный план третьего года обучения
Раздел, тема

Теория

практика всего Форма диагностики,
контроля

2

2

4

Устный опрос

4

-

4

Педагогическое
наблюдение

2.1. Основы театральной
культуры.

2

-

2

Педагогическое
наблюдение

2.2. История театра (краткая)

2

-

-

Педагогическое
наблюдение

4

12

16

2

2

4

2

10

12

Индивидуальные
карточки с заданиями
(ролью)

14

52

66

4

16

20

Творческая активность
детей
Творческая активность
детей

4

10

14

Самостоятельная
работа

2

10

12

Педагогическое
наблюдение

1.
2.

3.

Вводное занятие.
Правила Т.Б.
Теория театра.

Сценическая речь.
Ораторское искусство.

3.1. Развитие
речевого
аппарата: опора звука,
мягкая атака звука,
навык
чёткого
произношения звуков
3.2. Техника сценической
речи: грамматические
паузы и куски (материал
пьесы); развитие навыка
логического анализа
текста.
4.
Застольная работа над
пьесой
4.1. Чтение и выбор пьесы.
Распределение,
переписка, считка ролей
4.2. Предлагаемые
обстоятельства
События. Событийный
ряд
4.3. Сверхзадача главного
персонажа
Событие. Событийный

21

Устный опрос.
Индивидуальные
карточки с заданиями
Индивидуальные
карточки с заданиями

ряд.

4.4. Закрепление текста роли
Событийный ряд
5.
Работа по созданию
спектакля

2

18

20

2

92

94

5.1. Переход на сцену.
Разводка черновая.

2

46

48

5.2. Поиск внешней
характеристики героев
5.3. Создание предметнопространственной среды.
Уточнение мизансцен.
5.4. Овладение характером
через поиск привычек.
Предлагаемые
обстоятельства.
5.5. Период выпуска
спектакля.
6.
Социальный модуль

2

10

12

Педагогическое
наблюдение
Самооценка
учащимися своих
знаний и умений
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Наблюдение

2

10

12

Репетиции.

2

10

12

Защита творческой
работы – роли в
спектакле

2

8

10

-

25

25

Тренинг актёра: игры,
упражнения, этюды

4

16

20

7.1. Формирование навыка
творческой мобилизации
актёра
7.2. Формирование
представления о
сценической задаче
актёра.
7.3. Сценическое общение.
Взаимодействие с

1

4

5

Творческие
достижения детей
Участие
в
АРТФестивалях, городских
мероприятиях,
мероприятиях ГДДТ.
совместно с другими
детскими творческими
коллективами,
просмотры спектаклей,
посещение библиотеки.
Самооценка
учащимися своих
знаний и умений
Педагогическое
наблюдение.

1

4

5

Педагогическое
наблюдение.

1

4

5

Групповая оценка
совместной работы

7.

22

партнёром по сцене.
7.4. Особенности словесного
действия. Орфоэпия для
актёра.
8
Воспитываем и
познаем

1

4

5

Педагогическое
наблюдение.

5

8

13

Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.
Исполнение
репертуарного плана.
Творческий отчёт

9.

Мастер-класс

1

19

20

10.
11.

Итоговое занятие
Резервные часы
Итого

2
40

8
236

10
12
288

1.3.6. Содержание плана третьего года обучения
1. Вводное занятие.
Беседа о задачах студии и группы на предстоящий учебный год.
Правила техники безопасности при работе с голосом.
Правила техники безопасности во время занятий сценическим движением.
2. Теория театра.
2.1. Театральная культура. Расширение и углубление знаний о театре –
сформировалось отношение спектаклю как к произведению искусства,
способному изменить мир.
2.2. Произошло освоение творческой этики – формирование творческой
работы и творческой дисциплины. История театра. Беседы: Где зародился
театр? Когда? Какие мы знаем театры?
3.Сценическая речь.
3.1. Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. Работа
нижней челюсти (эффект «бегемотик»). Навык чёткого произношения
звуков (обезвучивание начала и конца слова). Упражнения на опору звука
«Бадминтон», «Большой теннис».Упражнения на мягкую атаку звука
«Стон», «Назойливая муха», «Болит зуб».
3.2. Техника сценической речи. Совершенствование техники сценической
речи че-рез художественное слово на материале рабочей пьесы. Разбивка
текста на логические куски, паузы. Акцент и ударения по смыслу. Помощь
знаков препинания. Практические упражнения: правила орфоэпии для
актёра.
4. Работа над пьесой. Событие Событийный ряд.
23

4.1.Застольный период работы: чтение и выбор пьесы соответственно
возраста детей и своевременности постановки. Какие события произошли?
Чтение выбранной пьесы по ролям, где идёт отбор исполнителей.
Распределение, переписка и считка ролей пьесы. Событийный ряд.
4.2.Фантазирование и придумки в предлагаемых обстоятельствах: где бы
могли жить герои пьесы, какая это эпоха и как тогда жили? Какие
события?
4. 3.Создание биографии образов. Какие события ждут героя?
Определить главное желание каждого персонажа (это есть сверхзадача).
Овладение характером героя через его жесты, речь, пластику, походку.
Выявление логики поведения каждого героя.
4.4. Закрепление текста роли.
5. Работа над спектаклем. Закончен период – образ создан, роль выучена.
5.1.Переход к разводке спектакля на площадке.
Овладение характером через поиск мизансцен, реквизита, костюма.
Личные фантазии, наблюдения, воображение.
Поиск внешней индивидуальной характеристики героев: походка, жесты.
Работа над эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей.
Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и в общую
копилку. Общение с партнёрами. Поиски красок-приспособлений.
5.2. Период выпуска спектакля
Репетиции только на сцене:
- Прогоны кусков, поправки и указания режиссёра. Повторные репетиции с
остановками.
- Закрепление мизансцен, отбор красок. Первый черновой прогон (обычно
идёт 3-4 занятия).
- На 4-5 прогонах: костюмы и реквизит, далее свет, шумы, музыка,
перестановка декораций, работа с занавесом.
- Генеральная репетиция. Сдача. Премьера. Повторные показы.
- Обсуждение показанных спектаклей внутри студии.
- Оценка педагогами студии работы каждого участника.
- Участие самих студийцев в оценке друг друга.
- Внесение необходимых изменений, репетиций перед новым показ
Предлагаемый материал для работы
«Жили-были» С. Маршак
«Зайка-зазнайка» Сергей Михалков
«Приключение Чиполлино» Джанни Родари
«Баранкин, будь человеком!» Валерий Медведев
6. Социальный модуль. Творческая лаборатория.
24

Участие в АРТ-Фестивалях, городских мероприятиях, мероприятиях ГДДТ.
совместно с другими детскими творческими коллективами.
7. Тренинг актёра. Элементы внутренней техники актёра.
7.1. Формирование навыков творческой мобилизации.
Упражнения на коллективные действия: «Круг» (точная передача по кругу
звуков и слов в сочетании с движением), «Оркестр» (духовой, эстрадный…).
7.2. Формирование первоначального представления о сценической
задаче. Разность понятий «действие» и «движение».
7.3. Этюды на выполнение одного и того же действия, но с разными
задачами. Например, открыть дверь, чтобы проветрить комнату,
чтобы подслушать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-то,
чтобы застать врасплох… Этюды на выполнение одной задачи, но
в разных предлагаемых обстоятельствах с волшебным
словом
«если бы»: собирание листьев «если бы шёл дождь», собирание
листьев в ясную солнечную погоду, собирание листьев на
скользком от наледи асфальте, собирание листьев с поверхности
воды. На самое правдивое, точное и выразительное исполнение
этюда.
7.4. Сценическое общение как взаимодействие с партнёром. Этюды
парные. Сочинение
и исполнение этюдов, построенных на
взаимодействии двух героев из двух разных сказок (где конфликт
для героев?)
Этюды парные, на выполнение действий,
противоположных по смыслу:
найти человека – спрятаться от
человека, отнять книгу – не отдать книгу, остановить учителя –
уйти от учителя. Введение критерия «как» (покажи то, что до тебя
ещё никто не показывал, только то, что подсмотрел и показал
только ты…). Особенности словесного действия. Орфоэпия для
актёра. Овладение формой
диалога.
Говорим выразительно.
Исполнение словесного этюда в форме: вопроса – ответа,
предложения – отказа.
Исполнение словесных диалогов –
дразнилок, считалок, закличек, шуток. Сочинение и исполнение
диалогов птиц, рыб, растений. Разговор природных стихий диалог Ветра и Воды, Солнца и Земли, Огня и Росы. Диалоги
предметов - кожаного дивана и дощатой лавки, парковой скамейки
и школьной парты, кресло театра и зубного врача….
8. Воспитываем и познаем.
Теория. Беседы.
Личная гигиена актёра и человека.
Физиология подростка.
Безопасные занятия-репетиции, – залог успеха»
25

«Умение жить в ладу со всеми. Кто, если не я? »
«Как?..» Как не стать изгоем в своём коллективе»
Практика.
Начало учебного школьного года «Встреча новичков. Традиции студии»
«Первый праздник осени – Международный день учителя».
Открытие театрального сезона. « Праздник лицедеев»
Городская новогодняя кампания
для школ города «Сотвори
чудо!» «23 февраля – красный день календаря» Весёлые старты для
мальчишек.
«Русская масленица» Помним традиции
«Мамины глаза» Рассказ каждого студийца для всей
группы Весенний праздник детей – каникулы. Играем
спектакли «Мы помним, мы живём!" Великой Победе
посвящается.
9. Мастер-класс.
Спектакли городского театра (в роли активного зрителя).
Спектакли старшей группы студийцев «Синей птицы» (с последующим
разбором и обсуждением со зрителем).
10.Итоговое занятие. Показ спектакля. Миниатюры. Концертные номера.
11. Резервные часы. Для дополнительных занятий по необходимости.

26

1.3.7. Учебный план четвёртого года обучения
№

Наименование
разделов и тем

Вводное занятие.
Творческие
планы на год
1.1. Правила Т.Б.
1.2. Мастер-класс
1.

Количество часов
теория Практика Всего Формы диагностики,
часов контроля
Опрос
2
2
4
Деловая игра
Педагогическое
наблюдение
Деловая игра

1
1

1
1

2
2

10

-

10

2

12

14

2

12

14

12

58

70

4.1. Поиск
сценического
выхода на сцену.
4.2. Работа над ролью

8

34

42

4

24

28

Работа над
спектаклем
События. Ряд
событий
5.1. Овладение
сценическими
задачами
5.2. Поиски красокприспособлений
5.3. Выпуск спектакля.

4

96

100

2

38

40

Самостоятельная работа

2

24

26

-

34

34

Практикумы
актёрского и

-

40

40

Работа всех в одну
«копилку»
Педагогическое
наблюдение
Защита
творческой
работы
–
роли
в

2.
3.
3.1

4.

Теория театра.
Беседы.
Ораторское
искусство
Техника речи
(грамматическая
правильность,
использование
пауз,
интонационная
выразительность)
Работа над пьесой.

5.

6.

27

Педагогическое
наблюдение
Индивидуальные
карточки с заданиями.

Групповая
оценка
работы
Наблюдение. Творческое
задание
Педагогическое
наблюдение
Выполнение творческого
задания

спектакле

режиссёрского
мастерства
6.1. Показ спектакля.
6.2. Участие в
АРТфестах
6.3. Участие в
гражданских
акциях страны,
мира
7.
Профориентация
7.1. Самостоятельная
работа
8.
Искусство
перевоплощения
(актёрское
мастерство)
8.1. Моделирование
образа через
подражание.
8.2. Этюды на
физическое
состояние «Зерно
образа»
9.
Социальный
модуль.

10.
11
12.

Воспитываем и
познаем
Творческий отчёт.
Резервные часы
Итого

20

20

10

10

Педагогическое
наблюдение
Портфолио студии

10

10

Творческое задание

8

22

30

8

22

30

10

40

50

Педагогическое
наблюдение
Индивидуальные итоги
конкурсов
Творческое
задание.
Самостоятельная работа.

5

20

25

Деловая игра. Умение
«войти в роль»

5

20

25

Деловая игра.
Самооценка
своих знаний и умений

4

16

20

4

11

15

10

10

Совместные творческие
встречи
с актёрами
муниципального театра.
Совместные
мероприятия
с
библиотеками города.
Совместные
учрежденческие
мероприятия с детскими
коллективами ГДДТ.
Педагогическое
наблюдение.
Класс-концерт

306

12
360

54

28

1.3.8. Содержание учебного плана четвёртого года обучения
Планы на предстоящий год.
1.1.Правила Т.Б. во время проведения репетиций и спектаклей.
1.2.Мастер-класс на День открытых дверей ГДДТ. Т
2. Теория театра. ЗУН, которые учащиеся приобрели на занятиях, теперь
осознанно применяются на практике.
3. Ораторское искусство.
3.1. Техника сценической и публичной речи. Совершенствование техники
сценической и публичной речи через художественное слово.
Практические занятия:
- перенос полученных
навыков в процесс работы над ролью,
- навык правильной «физической жизни» в тексте (добор дыхания),
- борьба с раскрашиванием слов, много ударностью,
- исправление манерности исполнения, излишней бытовой характерности,развитие навыка соблюдения пауз и их творческое оправдание.
Навык работы с текстом роли от первого лица:
а) личная причастность актёра к роли, где автор как единомышленник,
б) обладание характером, логикой мышления, темпераментом своего героя
в) умение говорить от имени человека другой эпохи,других убеждений,
совершенно другого образа жизни как от своего собственного лица.
Формирование установки «Я - открытый всему миру», где каждый выход
на сцену - «исповедь сердца».
4. Работа над пьесой, ролью.
4.1.Работа актёра над пьесой, ролью: действенный анализ пьесы, какие
темы пьеса поднимает, определение сверхзадачи, то есть что автор хочет
сказать зрителю, сквозное действие, то есть что делает герой,
«свой» и «чужой» миры,
контрдействие,
то
есть,
кто является противником героя, поиск
сценического пространства для выхода на сцену.
4. 2.Работа над ролью:
работа над эпизодами с разными исполнителями одной и той
же ролей,
определение задач каждого героя. поиск
приспособлений,
знание
роли
не
только
своей,
но
и
партнёров,
анализ режиссёрских замечаний и попытки их исправить.
5. Работа над спектаклем. События. Событийный ряд.
5.1. Репетиции на сцене. Овладение сценическими задачами:
- завязывание взаимоотношений,
- поиски красок – приспособлений,
- поиск формы и выразительности,
29

- прогоны кусков, поправки, повторные репетиции с остановками,закрепление мизансцен.
5.2.
Выпуск
спектакля. прогоны
черновые,
- сводные репетиции,
- генеральные репетиции,- сдача спектакля,
- премьерные показы.
6. Практикумы актёрского и режиссёрского мастерства.
Сводные занятия (младший и старший составы) необходимые для работы.
7. Творческая лаборатория.
1.Профориентация. Ознакомление со спецификой театральных профессий.
2.Показ спектакля – зритель как обязательный компонент творчества.
3. Участие в мероприятиях ГДДТ, города. Участие в Гражданских акциях
страны.
8. Искусство перевоплощения.
8.1. Моделирование образа через подражание.
Упражнения на умение менять темп, ритм, темпо ритм, окраску движения.
Варианты: легко – тяжело, плавно – резко, свободно - скованно….
Упражнения-подражания походкам животных.
Варианты: жираф, петух, павлин, мышь, кот, корова, жеребёнок….
8.2. Этюды на физическое состояние.
Например: робкий подросток, малыш только учится ходить, «первый»
ученик класса, заносчивая девица….
Новые формы наблюдения для дальнейшего развития личности, где
основные критерии оценки работ, это новизна содержания, то есть,
личностное
отношение, собственная
позиция,
совершенство
самовыражения.
Понятие, что такое «зерно образа»? Привязка «зерна образа» на себя.
Я - трус, я - задира, сноб, жлоб, бука, «ботаник», тугодум….
Этюды на подражание с заданным характером.
Например: жираф – само люб, верблюд-гордец, корова-красавица, мышьдурочка, павлин-аристократ….
Этюды на подражание с заданным весом.
Например: тучный человек, девочка лёгкая
как пёрышко, непомерно
полная дама….
Этюды на подражание с заданной походкой.
Например: хромой старик, семенящая бабуля, прыгающий подросток,
пританцовывающая девушка….

30

Наработка этюдов на темы постановки предстоящего спектакля. Главное,
это органическое слияние актёра с образом
персонажа, то есть
перевоплощение в образ.
9. Социальный модуль. Совместные творческие встречи
с актёрами
муниципального театра и последующим обсуждением спектаклей
театра.
- Совместные мероприятия с библиотеками города.
- Совместные учрежденческие мероприятия с детскими коллективами
ГДДТ.
10. Воспитываем и познаем.
Теория. Беседы.
Что нужно знать о личной гигиене подростку.
Как соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности спасают
жизнь.
Как я пониманию ответственность за своё здоровье и окружающих
меня людей. «Нужно ли соблюдать ПДД постоянно? А, если машин
не видно?» Как интересно и дружно жить в коллективе себе
подобных.
Как заслужить уважение окружающих тебя единомышленников.
Способен ли ты к сотрудничеству?
«Если ты станешь генералом?» Твоё отношение к воинской службе.
«Что такое Земля? Твой дом? Или просто планета?»
Практика.
Вновь 1 сентября. Мастер-класс «А что я знаю!»
День Учителя. «Они и мы. И вертится Земля….» благодарим педагогов.
Осень. Открываем сезон спектаклей для детей города.
«Новый год стучится в двери». Городские новогодние
представления. Масленица. Традиции России. «Добро
каждому дому» Театральная Неделя. Играем спектакли для
всех.
«И ответила она… Победа!» Читаем о войне.
Летняя кампания «Дети играют для детей». Спектакли для школьников.
11. Творческий отчёт.
Проводится в форме открытого занятия и творческого отчёта всего
коллектива.
12. Резервные часы. Расходуются по необходимости.

31

1.4.
-

-

-

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:
приобретут знания основных эстетических и стилевых направлений в
области театра
будут знать о театральном этюде и его видах, о структуре пьесы, видеть
сюжетные линии в пьесе, планы ролей и понимать действия
научатся создавать предметно-пространственные среды и взаимодействию со
зрителем и партнёрами
приобретут умение использовать основные элементы актёрского мастерства,
связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в
спектакле или в концертном номере.
овладеют комплексом дыхательной, артикуляционной, дикционной
гимнастик, хорошим качеством звучания голоса.
Будут уметь выстраивать событийный ряд, определять сверхзадачу, уверенно
действовать в предлагаемых обстоятельствах
Метапредметные результаты:
станут творчески активными в самообразовании
овладеют дивергентным мышлением
будут сформированы необходимые знания и навыки самоконтроля и
саморегуляции
Личностные результаты:
- сформируют в себе духовные и культурные ценности, любовь к
Родине, научатся уважать окружающих, законы и традиции народов
- овладеют такими личностными качествами как ответственность,
коллективизм, доброта, взаимопонимание, эмпатию, человеколюбие,
целеустремлённость, умение адаптироваться в изменяющихся
обстоятельствах
1.5.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.5.1. Кадровое обеспечение программы
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
имеющим опыт театральной деятельности, прошедшим профпереподготовку
по программе «Педагог дополнительного образования»

32

1.5.2. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеются:
удобные деревянные скамьи, верхнее освещение, корпусная мебель для
хранения реквизита, костюмов, париков, документов, дидактических
пособий и учебных материалов: настенные стенды: коллажи, афиши и
фотоотчёты спектаклей;
настенное зеркало (для занятий артикуляционной гимнастикой);
фортепиано (для занятий музыкальной подготовкой); CD проигрыватель (1);
микрофон (1).
Зрительный зал для репетиций и показа спектаклей.
Хореографический класс для занятий сценическим движением.
Наличие собственной костюмерной театра-студии.
Наличие
собственной кладовой
театра (для декораций, объёмного
реквизита).
1.5.3. Дидактическое обеспечение
- разработки сюжетно-ролевых игр и тематических бесед;
- разработки экскурсий в музей, театр, вернисаж, библиотеки;
- лекционный материал по теории театра;
- беседы ознакомительные и познавательные о театрах мира;- беседы по
красным датам Российского календаря; Набор текстовых заданий.
- Сборники пьес.
- Хрестоматии для чтения.

33

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график размещён в рабочих программах по годам
обучения.
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
Цель
контроля – содействовать
воспитанию
у учащихся
ответственности за результат своей творческой работы. Самоконтроль и
самонаблюдение в свою очередь формируют навык самоанализа своей и
чужой работ.
Вводный контроль.
В самом начале учебного года через беседы, опрос, собеседование,
прослушивание, посильное участие в играх и упражнениях, сочинение и
показ этюдов определяется уровень развития ребёнка и его творческих
способностей.
Текущий контроль – выполнение теоретических и практических заданий.
Промежуточный контроль.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, поведение ребёнка на
репетициях, анализ творческого поиска роли ребёнком, знание роли,
выполнение теоретических и практических заданий. Исполнение
репертуарного плана.
Происходит раскрытие личности ребёнка в процессе постановки
спектакля.
Итоговый контроль.
1-й год занятий. Выполнение теоретических и практических заданий.
2-й год. В течение учебного года происходит становление личности
ребёнка.
3-й год. Через постановку спектакля группы в конце учебного года,
учащийся постигает, в доступной ему одному форме, основы актёрского
мастерства.
4-й год. Идёт освоение мастерства актёра через постановку полноценного
спектакля. Исполнение репертуарного плана. Защита творческой работы –
роли.
Анализ результативного участия в театральных конкурсах, смотрах.
2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
 Тест по Т.Д. Марцинковской, диагностирующий внутреннюю
мотивацию школьника – «Мотивационная готовность»
34

 Дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.
Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой –
«Оцени поступок»
 Коммуникативные действия направленные на организацию и
осуществление сотрудничества, Г.А. Цукерман – «Рукавички»
 Изучение качества умений учебной деятельности школьника в
учебном процессе
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Проведение совместных творческих проектов с муниципальным театром,
Музеем краеведения города, Детской библиотекой имени Н.К.Крупской,
городской центральной библиотекой имени А.С.Пушкина.
2. Подбор драматургического материала (пьес) каждой из групп студии.
3. Ежегодное традиционное составление сценариев на темы: Открытие
театрального сезона студии (осень года).
Городское новогоднее представление вокруг ёлки «Сотвори чудо».
Неделя « Театр - детям и юношеству» (весенние каникулы)
Открытый творческий отчёт «Класс-концерт» (подведение итогов года)
Городская акция «Лето. Дети играют для детей!»
4. Подготовка дидактического материала, ауди и видео - записей
спектаклей, запись фонограмм, проведение фото и видео съёмки
спектаклей.
Для реализации программы имеется:
1.Методический материал по предмету «Сценическая речь», «Орфоэпия»,
«Ораторское искусство».
2.
Набор методик по предмету « Мастерство актёра», «Искусство
перевоплощения», «Основы биомеханики», «Ритмопластика»
3.
Использование Интернет-ресурсов, видео – спектаклей театральных
вузов страны,
мастер-классы известных актёров в записи канала
«Культура», «Мир».

35

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интегрированные
уроки
искусства
(1-4
классы)
М.«Просвещение»,2009год Программа «Космос театра» (1-11 классы)
М., 2012год
2. Программа «На пути к образу» (для старших школьников)
М.,2014год
3. Программа
«Сказка
игры» (младшие
классы) Москва,
«Просвещение», 2009 Программа
обучения детей основам
сценического
искусства.
«Школьный
театр»
http:/www
teatrbaby.ru/metod-metodika.htm
4. Театр. Пособие для дополнительного образования. Генералов И.А.,
Москва,
/ издательство Баласс/, 2019г.
5. Развиваем мышление и речь. Сборник «Информурок», 2016г.
6. 50 весёлых заданий по логике. Сборник от проекта «Информурок»,
2020г.
7. Упражнения по дикции. М., «Педагогика» 2011г.
8. Роль фантазии в развитии личности. А. Петровский, М., 2011г
9. Учимся играть. В. Волина. М., «Новая школа», 2014г.
10.Уроки вдохновения. Л. Новицкая. М., 2011г.
11.Дидактические игры и занимательные упражнения. Ф. М. Блюхер
2009г.
12. Выявление и развитие актёрских способностей. И.Шангина 2014г
13.Причина детских неудач, детский психолог Дж. Холт. М., 2016г.
14.Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения.
АППО,2017 15.Интерактивные
методы обучения
школьников сб.
Просвещение,2017.
16.Играем в театр. Кавтарадзе Д.Н. М.: Просвещение, 2009 год.
17.Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. СПб.
АППО2005
18.Словарь театра. П. Пави. М., 2011г.
19.Педагогический энциклопедический словарь. М. Большая Российская
энциклопедия, изд.5-е, 2013.
20. http:/ www. if.ru/03.11/t 48 htm – Информационный сайт учительской
газеты.
21.Методическое пособие «Риторика для детей». Сборник, 2016г.
22.Методическое пособие
«Интерактивные игры и упражнения».
Интернетсайты,2016- 2020гг
23.http/festival.1 September. ru./24.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005-2006 учебный год
25.Программа курса «Театр» для начальной школы (под редакцией
Фельдштейна) М., Издательство Баласс, 2008 год.
36

26.Образцовая программа «Основы театрального искусства» Похмельных
А.А.
27. youthnet.karelia.ru/programs/2009/o tea.doc
28.Словарь русского словесного ударения Зарва. М.,2014г.
29.Словарь трудностей русского языка под ред. Розенталя, Теленковой
30.Словарь для дикторов радио и телевидения.
31.Орфоэпический словарь Аванесова.
32.Орфоэпический словарь Резниченко.
33.Словарь-справочник по педагогике/ Автор-составитель В.А. Мижериков.
М., ТЦ «Сфера», 2004- 148 стр.
34. Икигай /Харуки Канагава. - Москва. Издательство АСТ , 2019г.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».