№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность и вид программы 3 1.2. Новизна программы 3 1.3. Актуальность 4 1.4. Педагогическая целесообразность программы 4 1.5. Отличительная особенность программы 4 1.6 Адресат программы 5 1.7. Уровень, объём и сроки реализации 5 1.8. Форма обучения. 5 1.9. Особенности организации образовательного 5 процесса 1.10. Режим занятий 6 6 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1. Цель программы 6 1.2.2. Основные задачи программы 7 8 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Учебный план первого года обучения 8 1.3.2 Содержание учебного плана первого года обучения 9 1.3.3. Учебный план второго года обучения 13 1.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения 14 1.3.5. Учебный план третьего года обучения 18 1.3.6. Содержание учебного плана третьего года обучения 20 1.3.7. Учебный план четвёртого года обучения 24 1.3.8. Содержание учебного плана четвёртого года 25 обучения 29 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 29 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1. Кадровое обеспечение 29 1.5.2. Материально-техническое обеспечение 29 1.5.3. Дидактическое обеспечение 30 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 31 2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 31 2.1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ 31 2.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 32 2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 33 2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театральное искусство – не только возможность для ребёнка познать этот великолепный театральный мир, насладиться игрой и дарить прекрасную атмосферу, но и расширить свой кругозор, сформировать эстетическое мировоззрение, развить речевой аппарат и стать намного грамотнее, приобрести полезные навыки, которые можно успешно использовать в жизни а так же желание стремиться к вершинам. Это способ приобщения подрастающего поколения к культуре и традициям страны и Мира. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты. 1.1. Направленность и вид программы Направленность программы - художественная; Вид программы: модифицированная 1.2. Новизна программы - воспитание основ зрительской культуры; - получение новых знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников студии; 3 - развитие навыков исполнительской деятельности; - подъём духовно-нравственной культуры; - обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. - преодоление психологической инертности, развитие творческой активности, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к лучшему результату. 1.3. Актуальность программы. Данная программа актуальна, поскольку театр помогает развить способы самовыражения. Это инструмент решения характерологических конфликтов и средств снятия психологического напряжения, избавление от пейрафобии, развитие сплочённости меньших интеллектуальных масс и улучшение межличностных отношений и совместного творчества. Приобретаются навыки публичного поведения. 1.4. Педагогическая целесообразность программы. Программа основана на рекомендациях создателей русской театральной школы, куда входят: - упражнения на внимательность, раскрепощение, взаимодействие, логику, воображение, гибкость ума и находчивость; - этюды и другие миниатюры; - игры-тренинги; - повышение морально-нравственных качеств; - формирование эстетического вкуса; - развитие памяти, силы духа, речи и коммуникативных навыков; - умение контролировать себя и адаптироваться в различных ситуациях. К.С. Станиславский отмечал осторожный подход к юным актёрам. Кроме того в программу включены различные методы известных драматургов и профессиональных психологов. Овладев такими знаниями и навыками ребёнок может самостоятельно создать свой индивидуальный творческий образ. 1.5. Отличительная особенность Отличительная особенность настоящей программы – возможность, с помощью театральной деятельности, развивать в себе совокупность личностно-значимых качеств: умение оценивать нравственно-этическое содержание, умение самостоятельно выбирать нужную человеку информацию и разумно ею пользоваться, говоря не только о спектакле, но и 4 о реальной жизни. При разработке данной программы важно учитывать методики великих режиссёров, приёмы актёров а так же обращать внимание на интерес детей. 1.6. Адресат программы Дети от 12 до 17 лет. Данная возрастная категория характеризуется формированием социальных и морально-нравственных установок личности, выбирают направленность развития для будущей жизни, стремятся к общению с социумом и новым открытиям, начинается самоощущение индивидуальности, личности, перестающей быть ребёнком, стремясь считаться взрослым. 1.7. Уровень, объём программы, сроки реализации Уровень - углублённый Объём программы – 1080 часов. Срок реализации - 4 года. 1.8. Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего (родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.9. Особенности организации образовательного процесса. Приём в театральную студию основан на принципе добровольности. Комплектация групп может объединять детей разного возраста, что зачастую необходимо при постановке спектакля, но с примерно одинаковым уровнем театрального развития. Допускается дополнительный набор учащихся на второй, третий и последующие года обучения на основании результатов опроса, наблюдения, прослушивания, собеседования, показа или просто желания детей. 5 Для поступления на 1-й год обучения в студии предусмотрено вводное собеседование с желающими детьми и их родителями. Для поступления на последующие года обучения, учащимся необходимо также пройти собеседование. Исполнить небольшое художественное произведение (стихотворение, басня, проза и т.д.), показать этюд на предложенную тему. Особенностью реализации программы является то, что учащиеся могут войти в программу как с 1-го года обучения, так и с любого другого, если имеется достаточный уровень подготовленности, который определяется на вводном собеседовании с педагогом-режиссёром. Также особенностью программы является законченность и гарантированный образовательный результат каждого года обучения, и учащиеся могут, как войти в программу на любом году обучения, так и стать выпускниками, окончив даже один годичный курс за счёт индивидуально-групповой формы деятельности. 1.10. Режим занятий Кол-во часов в неделю Колво часов в год 6 216 6 216 3 год обучения 9 324 4 год обучения 9 324 Год обучения 1 год обучения 2 год обучения Режим занятий 3 раза в неделю, по 2 часа 3 раза в неделю, по 2 часа 3 раза в неделю, по 2 часа; 1 раз в неделю по 3 часа 3 раза в неделю, по 2 часа; 1 раз в неделю по 3 часа Количество обучающихся в группах 15 12 8 8 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 1.2.1. Цель программы Цель программы – обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся: воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности. 6 1.2.2. Задачи программы Обучающие: знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства; формирование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игрдраматизаций, упражнений актёрского тренинга. Развивающие: - формирование грамматического строя речи, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; - развитие творческих данных, раскованности, общительности, владения своим телом и словом; - развитие умения слышать и понимать партнёра во взаимодействии. - развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актёра в каждом ребёнке Воспитательные: - воспитание через театр соблюдения общественной этики, норм и ценностей; - воспитание таких качеств, как трудолюбие, самообладание, умение высказывать свою точку зрения; - воспитание умений стремиться к лучшему, адекватно, аргументированно критиковать и адекватно относиться к критике, правильно чувствовать и понимать людей; - воспитание гражданской идентичности, субординации, патриотичности, уважения традиций и культуры. 7 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Учебный план первого года обучения № Раздел, тема 1. Введение в образовательную программу. Мастер-класс выпускников Правила Т.Б. 2 2 4 - 1 1 1 1 2 1.3 Экскурс в историю студии. «Студии 55!» 1 - 1 2. Знания о театре 4 - 4 3. Грамотная речь. Культура речи. Артикуляция. Дикция 4 4 8 2 2 4 Дыхание. Виды дыхания Выработка носового дыхания детей. 1 1 2 1 1 2 4. 4.2 Работа над пьесой Разучивание роли 4 1 14 7 18 8 4.1 Создание образа героя Работа над Спектаклем Разводка спектакля. Переход на сцену. 3 7 10 2 48 50 2 24 26 1.1 1.2 3.1 3.2 3.3 5. 5.1 Теория Практика Всего Формы диагностики, формы контроля Педагогическое наблюдение Инструктаж. Шаблоныголоволомки. Тест. Педагогическое наблюдение Шарады. Головоломки. Данетки. Упражнения Дидактические игры. Упражнения. Скороговорки. Дидактические игры. Упражнения. Дидактические игры. Создание индивидуальнотворческой работы. Деловая игра. Опрос. Устный опрос. Прослушивание. Самооценка учащимися своих знаний и умений 8 5.2 5.3 Прогоны спектакля Выпуск спектакля. Показ Основы мастерства актёра: игры, упражнения, этюды Развитие фантазии детей на основе образах природы - 8 16 8 16 5 35 40 1 7 8 Созерцание, наблюдение, узнавание. 6.3 Развитие воображения детей на основе образов природы 6.4. Изображениевидение. 1 7 8 1 7 8 1 7 8 6.5. Действиеподражание. 1 7 8 6. 6.1 6.2 7. Актёрская грамота 1 1 2 8. Социальный модуль - 18 18 9 Воспитываем и познаём Итоговое занятие Резервные часы Всего 4 6 10 20 1 196 1 24 216 10 11. Анализ репетиций Педагогическое наблюдение Развивающие игры на развитие фантазии. Данетки. Развивающие игры Развивающие игры. Создание индивидуальнотворческой работы Развивающие игры Групповая оценка работы Развивающие игры Групповая оценка работы Индивидуальные карточки с заданиями Поездки, посещение театров. Педагогическое наблюдение Творческий отчёт. 1.3.2. Содержание программы 1-го года обучения 1. Введение в образовательную программу. Знакомство детей с педагогами студии и друг с другом. 1.1. Мастер-класс старшей группы студии «Синяя птица». 1.2. Беседа о правилах поведения и Т.Б. детей во время репетиций на сцене, нахождения в зрительном зале, в классе для занятий, во время 9 проведения групповых экскурсий, выходных гастролей. Правила поведения во время перерыва (исключение воды, еды, нагрузки). 1.3. Экскурс в историю создания театра-студии «Синяя птица». 2. Беседы о театре. Беседа – игра «Что мы знаем о театре?». Имитационная игра «Мы сейчас в театре с вами». Ряд викторин на тему «Какие в мире есть театры?». Цикл бесед «Грамотная речь. Зачем она?». 3. Культура речи. Грамотная речь. 3.1. Артикуляция. Дикция. Знакомство с терминами: речевой аппарат, купол (вокальный), дикция, артикуляция, речевая гимнастика. Практическая работа по речи: гимнастика для губ, языка, челюстей на упражнениях типа «Точилка», «Лошадки», «Клоун», Беседы по речи. Например «Какую речь приятно слушать?» 3.2. Дыхание. Теория. Знакомство с терминами: Дыхание носовое. Смешанное. Опора дыхания. 3.3. 3.3. Выработка носового дыхания. Практические занятия, упражнения типа «Свеча» (короткий вдох носом – выдох длинно и шумно через рот). Тренировка длинного выдоха. Упр. «Упрямая свеча», «Запахи природы». Опора дыхания. Упражнение «Бадминтон», «Большой теннис», «Батут». - 4. Работа над пьесой 4.1. Создание образа героя. Практические занятия. Создание образа героя: создание биографии образа; внешность героя – речь, походка, жесты, манеры, привычки, повадки, поиск реквизита; определение места действия, где будет жить данный герой; поиск костюма (по предлагаемым обстоятельствам); «свой» и «чужой» миры проживания героя; личные фантазии и наблюдения детей, применительно к данной роли. - 4.2. Разучивание роли. Практическая работа. Застольный период. Поэтапная работа над ролью: чтение пьесы вслух, выразительно, педагогом; правила работы над текстом роли; чтение пьесы по ролям детьми, где выбор роли по их желанию; пробное распределение педагогом ролей; переписка и считка ролей будущего спектакля; 10 - работа с разными исполнителями (2-3 человека) одной и той же роли. разучивание текста по ролям; полное знание текста своей роли, своих реплик. 5. Работа над спектаклем (в основном практическая работа). 5.1. Разводка спектакля. Мизансцены актёров. Работа над эпизодом с разными исполнителями одних и тех же ролей. Общение с партнёрами (убрать эффект третьего глаза). Доработка текста. Закрепление мизансцен. Жизнь героя в предлагаемых обстоятельствах. Поиски приспособлений. 5.2. Прогоны спектакля Навык работы с реквизитом в рамках сцены. Работа с музыкой, светом. Сводные (актёрские) репетиции. Сводные репетиции спектакля в декорациях. Доработка отдельных эпизодов спектакля. Определяются временные рамки спектакля. Работа с фонограммами музыкальных номеров. Работа с музыкальным оператором. 5.3. Выпуск спектакля: Прогоны спектакля с остановками. Прогоны спектакля без остановок. Генеральные репетиции(2-3-4). Выпуск спектакля. Сдача спектакля. Премьера спектакля, зритель как обязательный компонент творчества. Обсуждение и разбор первых премьерных спектаклей. 5.4. Показ спектакля зрителю. Повторные показы спектакля. 6. Основы мастерства актёра. Ритмопластика - это набор игр, упражнений, этюдов, который постоянно обновляется и усложняется через технологии АМО и ИКТ, опыт педагогов. 6.1. Развитие фантазии на основе простых реальных образов природы. 6.2.Созерцание – рассматривание объектов ближнего круга, природы. Наблюдение – поведение партнёров, людей, явления природы, фоновые или отдалённые шумы… Узнавание - увидеть состояние природы во время дождя, сильного ветра, тишины и покоя, поведение человека в различных ситуациях… 6.3. Развитие воображения. Практическое занятие. Игры на нетрадиционное мышление (загадки, буриме, Данетки, шарады) Фантазии на тему движущихся облаков, скрипа деревьев, жизни муравьёв… Придумки. Сочинение сказок от имени Дождя, Ветра, Радуги, Солнца…. 6.4.Изображение – видение. Слушание сказок, пословиц, поговорок и стихов, посвящённых природе. Создание коллективных рисунков на тему: Метель. Радуга. Туман. Гроза. Сочинение зимней сказки, весенней сказки, сказок времён осени и лета. 11 Рисование животных, птиц, рыб, насекомых на тему: Степь. Озеро. Горы. Пустыня (взаимосвязь «одежды» животных и среды их обитания). Фантазиирассказы о жителях гор, моря, леса, пустыни. 6.5. Действие - подражание. Практические занятия. Этюды – превращения «Я колос, я дерево, я молекула (воды, воздуха и т.д.), я камень...», где практикуется оценка по принципу «похоже - не похоже». Сюжетно-ролевые имитационные игры «Необитаемый остров», «Мафия», «Королевский бал», «Хроника тонущей подводной лодки»… Игры, загадки, придумки на нестандартное мышление «А если бы…» 7. Актёрская грамота. Дети понимают и правильно используют театральные термины. 8. Социальный модуль. Просмотр спектаклей муниципального драматического театра. Поездки на спектакли музыкального и драматического театра в Ростове-на-Дону. Свободные экскурсии (по выбору, возможности, заинтересованности). Совместное проведение мероприятий с детскими творческими студиями ГДДТ 9. Воспитываем и познаём. Теория. Беседы: «Камни во рту». Охрана голоса, гортани, голосовых связок. Техника безопасности на сцене, зале. Работа с декорацией, реквизитом. «Если с другом вышел в путь». Работа в команде единомышленников. «Труд, труд и ещё раз труд!» От репетиции к репетиции и к спектаклю. Практика День открытых дверей. Мастер-класс старших младшим « А, вдруг я актёр?» Открытие Недели «Театр детям». Познавательная викторина о театре. Новый год стучится в двери. Новогодняя массовка для школьников вокруг ёлки. «А мой папа…. А мой папа!..» Чествуем пап, служивших в Армии «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Читаем стихи и прозу о женщине. Библиотека – это очень интересно (4 раза в месяц) «Хочу всё знать!» Театрэто волшебство человечьих рук. Рабочие цеха муниципального театра. 10.Итоговое занятие совместно с родителями, учителями школ, педагогами ГДДТ это творческий отчёт: этюды, миниатюры, спектакли. 11.Резервные часы отводятся для различных видов занятий. 12 1.3.3. Содержание программы 2-го года обучения № Наименование разделов, тем 1. Вводное занятие Теория Практика Всего Формы диагностики, контроля Прослушивание. Собеседование. Наблюдение. Педагогическое наблюдение Опрос 2 2 4 1 1 1 1 2 2 4 2 6 2.1. Цикл бесед на тему «За что мы любим театр?» 4 2 6 Театральные кроссворды. 3. Сценическая речь 3.1. Воспитание голоса. 2 1 8 4 10 5 3.2. Воспитание интонационной выразительности. 1 4 5 Работа над пьесой 10 30 40 4.1. Понимание структуры пьесы 4.2. Предлагаемые обстоятельства 4.3 Работа актёра над ролью 2 2 4 2 4 6 Прослушивание Выполнение теоретических и практических заданий Выполнение теоретических и практических заданий Групповая оценка работы Групповая оценка работы Деловая игра. 6 24 30 5. Постановка спектакля 5.1. Создание образа спектакля: разводка, работа с Партнёрами 5.2. Создание образа: «обживание» декорации 15 10 71 30 86 40 2 18 20 1.1. Беседа по ТБ. Содержание будущих работ 1.2. Вводное занятие (для новых учащихся) 2. Азбука театра 4. Педагогическое наблюдение Деловая игра. Передача учащимся роли педагога Защита творческой работы – роли в спектакле 13 5.3. Черновые, генеральные репетиции. Прогоны. 5.4. Премьера спектакля. 2 20 22 1 3 4 Актёрский тренинг 4 26 30 6.1. Развитие фантазии на образах предметного мира 1 5 6 6.2. Развитие воображения через развитие сюжета 1 5 6 6.3. Созерцание. Наблюдение. Узнавание. 6.4. Придумки. Пространство. 1 8 9 1 8 9 7. Социальный модуль 1 4 5 8 Воспитываем и познаем 4 11 15 9. Итоговое занятие - 6 6 10. Резервные часы - - 12 51 165 216 6. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Участие в творческих играх, упражнениях. Этюды. Развивающие игры Групповая оценка работы Развивающие игры Групповая оценка работы Познавательные игры. Этюды. Познавательные игры. Создание индивидуальнотворческой работы Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение. Самооценка. Оценка группы. Творческий отчёт Итого 1.3.4. Содержание программы 2-го года обучения 1. Вводные занятия. Сбор группы. 1.1. Беседа по технике безопасности при работе с голосом. Беседа по Т.Б. физического состояния детей во время репетиций, спектакля. Задачи и содержание будущей работы на будущий учебный год. 1.2. Игровая программа.. Знакомство с вновь пришедшими детьми. Мастеркласс для новых детей. 14 2. Азбука театра Основная задача – познакомить детей со средствами театральной выразительности. В течение года дети познают целый мир слов и понятий, которых в обыденной жизни, мы не употребляем.. Составление словарика театральных терминов. . 2.1. Цикл бесед о театре. Важны беседы о театре. Беседы должны быть понятны и доступны, интересны и увлекательны. 3. Сценическая речь. 3.1.Воспитание речевого голоса. Основы культуры и технике речи. Инструктаж. Техника безопасности при работе с голосом актёра. Практические занятия. Упражнение типа: произнести звукоряд и-э-о-а-ы громко, тихо, с ударным звуком, с различной интонацией. 3.2.Что такое интонирование? Воспитание интонационной выразительности. Создаём «рисунок» речи. Практические упражнения на применение интонации. Снятие много ударности. Упражнения: «Вам почта», «Давайте познакомимся», «Два клоуна», «Встреча». 4.Работа над пьесой. 4.1.Структура пьесы. Первое – это понимание пьесы. Читаем, и педагогом и детьми, вслух пьесу. Предлагаемые вопросы детям: - расскажите всем, что вам запомнилось? - кто и что больше всего понравилось в пьесе? - кого из героев вы запомнили? кого из героев вы хотели бы сыграть? - как герои вели себя, их действия в трудной ситуации? - какие у них характеры? Есть ли у них друзья, враги? - с кем общались и как (ссора, мир, увлечённо, равнодушно?..) 4.2. Предлагаемые обстоятельства. Определить место, время, события пьесы со словами «Где? Когда? Время?» Обозначить тему, идею, сверхзадачу будущего спектакля. Дети на площадке пробуют себя в разных ролях из прочитанной пьесы. Идёт отбор исполнителей, их может быть 2-3человека на одну роль. 4.3 Работа над ролью. Когда отобраны исполнители, ребёнок читает свою роль и вместе с педагогом определяет логику, интонацию текста роли. Обговаривают сообща реквизит и костюм героя. Юный актёр должен чётко понимать «Кто его герой? Какое место занимает он в пьесе? Каков его характер? Как он действует в разных ситуациях?..» Постепенно, от репетиции к репетиции идёт разучивание текста роли, до его полного запоминания. Теперь можно переходить на сцену. 15 5. Постановка спектакля. «Спектакль – это одно большое событие, в котором заключается масса других, более мелких», - это К.С. Станиславский 5.1. Работа над созданием образа спектаклем. Дети и педагог создают образы героев и образ всего спектакля из десятка мелочей, которые надо вначале придумать и затем претворить в жизнь на сцене. Вначале идёт работа: - знакомство детей со сценой (карманы, кулисы, задник, занавес….),разводка картин спектакля (пробная, черновая, исправленная….), притирка партнёров друг к другу (избегать «эффекта третьего глаза»). 5.2. Обживание декорации: - работа в декорациях, что удобно, безопасно, целесообразно, доступно, - работа с реквизитом: допустимые пределы сцены, различимость из зала, - работа с костюмом и головным убором, переодеванием на сцене. 5.3. Прогоны спектакля: работа на зал. - работа с музыкальным оператором, фонограммами, - работа со светом, - работа с занавесом, - черновые прогоны спектакля, пока он не войдёт во временные рамки, генеральные репетиции. 5.4.. Премьера спектакля. Сдача спектакля Сформировался навык коллективной работы и творческой дисциплины. В процессе работы педагог выводит личность каждого ребёнка в режим развития, пробуждает инстинкт познания, самосовершенствования. 6. Актёрский тренинг. Ритмопластика. 6.1. Развитие фантазии ребёнка на основе образов предметного мира. Практические занятия: предметы вокруг нас, их цвет, материал, форма. Этюды. Звуки предметного мира (скрип стула, звон ложки, шелест бумаги) Театральные игры. Сочинения необыкновенных историй с обыкновенными вещами (Вот дверь открывается и входит в класс на уроке зелёный крокодил) Упражнения игровые: Тесная комната. Лифт. Вешалка. Холодильник…. 6.2. Развитие воображения через динамику развития сюжета: Практические занятия. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия, например «однажды я пошёл в магазин и вдруг…». Восстановить ход сказки по одному из её рассказанных эпизодов. Викторина « Узнай название сказки по диалогам героев». 6.3. Созерцание. Наблюдение. Узнавание. Наблюдение за героями, партнёрами и обстоятельствами. 6.4. Придумки. Пространство. 7. Социальный модуль. Посещение детских театральных студий города, области. 16 Взаимодействие, проведение совместных мероприятий. Совместные мастер-классы детей и актёров муниципального театра. Спектакли для детского реабилитационного центра «Добродея» с последующим обсуждением. 8. Воспитываем и познаем. Теория. Беседы: Внимание! Безопасность на репетициях, спектаклях, массовых мероприятиях. Спектакль – дело коллективное «Один за всех и все за одного» Люблю свой край Донской! А ты? Что знаешь о малой Родине? Практика День Учителя – праздник особенный! (поздравления любимым педагогам) Открытие очередного театрального сезона «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Городские новогодние представления для детей «Сотвори чудо!» Мы – наследники Гагарина. «Космос – наш второй дом!» «Вселенная – наш дом!» Отмечаем Всемирный день Земли. «Помните, через года, через века, помните!..» Посвящаем Дню Победы. «Вот и лето пришло!» Кампания «Дети играют для детей» 9. Итоговое занятие. Проходит в форме творческого отчёта для родителей, учителей, друзей артистов, педагогов ГДДТ. 10. Резервные часы предусмотрены для индивидуальных занятий с наиболее одарёнными детьми, для подготовки чтецов на конкурс, для исполнения наиболее сложной роли, помощь в самостоятельной работе детей 17 1.3.5. Учебно-тематический план работы 3-го года обучения № Раздел, тема 1. Вводное занятие. Правила Т.Б. Теория театра. 2 2 6 - 6 2.1. Основы театральной культуры. 2.2 История театра (краткая) 3. Тренинг актёра: игры, упражнения, этюды 3.1. Формирование навыка творческой мобилизации актёра 3.2. Формирование представления о сценической задаче актёра. 3.3. Сценическое общение. Взаимодействие с партнёром по сцене. 3.4. Особенности словесного действия. Орфоэпия для актёра. 4. Сценическая речь. Ораторское искусство. 4.1. Развитие речевого аппарата: опора звука, мягкая атака звука, навык чёткого произношения звуков 4 - 4 2 - 2 4 16 20 1 4 5 Педагогическое наблюдение 1 4 5 Педагогическое наблюдение 1 4 5 Групповая оценка совместной работы 1 4 5 Педагогическое наблюдение 4 12 16 2 2 4 2. Теория практика всего 4 Форма диагностики, контроля Устный опрос. Инструктаж Педагогическое наблюдение Индивидуальные карточки с заданиями 18 4.2. Техника сценической речи: грамматические паузы и куски (материал пьесы); развитие навыка логического анализа текста. 5. Застольная работа над пьесой 5.1. Чтение и выбор пьесы. Распределение, переписка, считка ролей 5.2. Предлагаемые обстоятельства События. Событийный ряд 5.3. Сверхзадача главного персонажа Событие. Событийный ряд. 5.4. Закрепление текста роли 6. Работа по созданию спектакля Индивидуальные карточки с заданиями (ролью) 2 10 12 14 54 66 4 16 20 Творческая активность детей 4 10 14 Самостоятельная работа 2 10 12 Педагогическое наблюдение 2 18 20 10 82 92 6.1. Переход на сцену. Разводка черновая. 2 46 48 6.2. Поиск внешней характеристики героев 6.3. Создание предметнопространственной среды. Уточнение мизансцен. 6.4. Овладение характером через поиск привычек. Предлагаемые обстоятельства. 6.5. Период выпуска спектакля. 2 10 12 Педагогическое наблюдение Самооценка учащимися своих знаний и умений Выполнение теоретических и практических заданий Наблюдение 2 10 12 Репетиции. 2 10 12 Защита творческой работы – роли в спектакле 2 8 10 Творческие достижения детей 19 7. Творческая лаборатория - 25 8 Воспитываем и познаем 5 8 9. Мастер-класс 1 19 20 10. 11. Итоговое занятие Резервные часы Итого 2 48 8 276 10 12 324 25 13 Анализ результативности. Творческие достижения детей. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий. Исполнение репертуарного плана. Творческий отчёт 1.3.6. Содержание программы 3 года обучения 1. Вводное занятие. Беседа о задачах студии и группы на предстоящий учебный год. Правила техники безопасности при работе с голосом. Правила техники безопасности во время занятий сценическим движением. 2. Теория театра. 2.1. Театральная культура Расширение и углубление знаний о театре – сформировалось отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир. Произошло освоение творческой этики – формирование творческой работы и творческой дисциплины. 2.2. История театра. Беседы: Где зародился театр? Когда? Какие мы знаем театры? 3.Тренинг актёра. Элементы внутренней техники актёра. 3.1. Формирование навыков творческой мобилизации. Упражнения на коллективные действия: «Круг» (точная передача по кругу звуков и слов в сочетании с движением), «Оркестр» (духовой, эстрадный…). 3.2.Формирование первоначального представления о сценической задаче. Разность понятий «действие» и «движение». Этюды на выполнение одного и того же действия, но с разными задачами. Например, открыть дверь, чтобы проветрить комнату, чтобы подслушать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-то, чтобы застать врасплох… Этюды на выполнение одной задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах с волшебным словом «если бы»: собирание листьев 20 «если бы шёл дождь», собирание листьев в ясную солнечную погоду, собирание листьев на скользком от наледи асфальте, собирание листьев с поверхности воды. На самое правдивое, точное и выразительное исполнение этюда. 3.3.Сценическое общение как взаимодействие с партнёром. Этюды парные. Сочинение и исполнение этюдов, построенных на взаимодействии двух героев из двух разных сказок (где конфликт для героев?) Этюды парные, на выполнение действий, противоположных по смыслу: найти человека – спрятаться от человека, отнять книгу – не отдать книгу, остановить учителя – уйти от учителя. Введение критерия «как» (покажи то, что до тебя ещё никто не показывал, только то, что подсмотрел и показал только ты…). 3.4. Особенности словесного действия. Орфоэпия для актёра. Овладение формой диалога. Говорим выразительно. Исполнение словесного этюда в форме: вопроса – ответа, предложения – отказа. Исполнение словесных диалогов – дразнилок, считалок, закличек, шуток. Сочинение и исполнение диалогов птиц, рыб, растений. Разговор природных стихий - диалог Ветра и Воды, Солнца и Земли, Огня и Росы. Диалоги предметов - кожаного дивана и дощатой лавки, парковой скамейки и школьной парты, кресло театра и зубного врача…. 4. Сценическая речь. 4.1. Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. Работа нижней челюсти (эффект «бегемотик»). Навык чёткого произношения звуков (обезвучивание начала и конца слова). Упражнения на опору звука «Бадминтон», «Большой теннис». Упражнения на мягкую атаку звука «Стон», «Назойливая муха», «Болит зуб». 4.2. Техника сценической речи. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово на материале рабочей пьесы. Разбивка текста на логические куски, паузы. Акцент и ударения по смыслу. Помощь знаков препинания. Практические упражнения: правила орфоэпии для актёра. 5. Работа над пьесой. Событие Событийный ряд. 5.1.Застольный период работы: чтение и выбор пьесы соответственно возраста детей и своевременности постановки. Какие события произошли? Чтение выбранной пьесы по ролям, где идёт отбор исполнителей. Распределение, переписка и считка ролей пьесы. Событийный ряд. 5.2.Фантазирование и придумки в предлагаемых обстоятельствах: где бы могли жить герои пьесы, какая это эпоха и как тогда жили? Какие события? 5.3.Создание биографии образов. Какие события ждут героя? 21 Определить главное желание каждого персонажа (это есть сверхзадача). Овладение характером героя через его жесты, речь, пластику, походку. Выявление логики поведения каждого героя. 5.4. Закрепление текста роли. 6. Работа над спектаклем. Закончен период – образ создан, роль выучена. 6.1.Переход к разводке спектакля на площадке. Овладение характером через поиск мизансцен, реквизита, костюма. Личные фантазии, наблюдения, воображение. Поиск внешней индивидуальной характеристики героев: походка, жесты. Работа над эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей. Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и в общую копилку. Общение с партнёрами. Поиски красок-приспособлений. 6.2. Период выпуска спектакля Репетиции только на сцене: Прогоны кусков, поправки и указания режиссёра. Повторные репетиции с остановками. Закрепление мизансцен, отбор красок. Первый черновой прогон (обычно идёт 3-4 занятия). На 4-5 прогонах: костюмы и реквизит, далее свет, шумы, музыка, перестановка декораций, работа с занавесом. Генеральная репетиция. Сдача. Премьера. Повторные показы. Обсуждение показанных спектаклей внутри студии. Оценка педагогами студии работы каждого участника. Участие самих студийцев в оценке друг друга. Внесение необходимых изменений, репетиций перед новым показ 7. Социальный модуль. Творческая лаборатория. Участие в АРТ-Фестивалях, городских мероприятиях, мероприятиях ГДДТ. совместно с другими детскими творческими коллективами. 8. Воспитываем и познаем. Теория. Беседы. Личная гигиена актёра и человека. Физиология подростка. Безопасные занятия-репетиции, – залог успеха» «Умение жить в ладу со всеми. Кто, если не я? » «Как?..» Как не стать изгоем в своём коллективе» Практика. Начало учебного школьного года «Встреча новичков. Традиции студии». «Первый праздник осени – Международный день учителя», Открытие театрального сезона. Городская новогодняя кампания для организаций города «Сотвори чудо!» «23 февраля – красный день календаря» Весёлые старты для мальчишек. «Русская масленица» Помним традиции «Мамины глаза» Рассказ каждого студийца для всей группы Весенний праздник детей – каникулы. Играем спектакли «Мы помним, мы живём!" Великой Победе посвящается. 9. Мастер-класс. 22 Спектакли городского театра (в роли активного зрителя). Спектакли старшей группы студийцев «Синей птицы» (с последующим разбором и обсуждением со зрителем). 10.Итоговое занятие. Показ спектакля. Миниатюры. Концертные номера. 11. Резервные часы. Для дополнительных занятий по необходимости. 23 1.3.8. Учебно-тематический план работы 4-го года обучения № Наименование разделов и тем Количество часов тео- практика Всего рия часов Формы диагностики, контроля Вводное занятие. Творческие планы на год 1.1. Правила Т.Б. 1.2. Мастер-класс 2 2 4 1 1 1 1 2 2 Теория театра. Беседы. 3. Искусство перевоплощения (актёрское мастерство) 3.1. Моделирование образа через подражание. 3.2. Этюды на физическое состояние «Зерно образа» 10 - 10 10 40 50 5 20 25 5 20 25 Ораторское искусство Техника речи (грамматическая правильность, использование пауз, интонационная выразительность) Работа над пьесой. 2 12 14 2 12 14 Индивидуальные карточки с заданиями. 12 58 70 5.1. Поиск сценического выхода на сцену. 8 34 42 5.2. Работа над ролью 4 24 28 Групповая оценка работы Наблюдение. Творческое задание Педагогическое наблюдение 1. 2. 4. 4.1 5. Деловая игра Педагогическое наблюдение Деловая игра Деловая игра. Умение «войти в роль» Деловая игра. Самооценка своих знаний и умений 24 4 96 100 Выполнение творческого задания 2 38 40 Самостоятельная работа 2 24 26 - 34 34 Работа всех в одну «копилку» Педагогическое наблюдение - 36 40 7.1. Показ спектакля. 20 20 7.2. Участие в АРТфестах 7.3. Участие в гражданских акциях страны, мира 8. Творческая лаборатория 8.1. Самостоятельная работа 6 6 10 10 8 22 30 8 22 30 2 7 9 3 6 10 10 10 12 324 Работа над спектаклем События. Ряд событий 6.1. Овладение сценическими задачами 6.2. Поиски красокприспособлений 6.3. Выпуск спектакля. 6. 7. 9. 10. 11 12. Практикумы актёрского и режиссёрского мастерства Социальный модуль. Воспитываем и познаем Творческий отчёт. Резервные часы Итого 49 275 Педагогическое наблюдение Портфолио студии Творческое задание Педагогическое наблюдение Индивидуальные итоги конкурсов Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение. Класс-концерт 1.3.8. Содержание программы 4-го года обучения 1. Вводное занятие. Планы на предстоящий год. 1.1.Правила Т.Б. во время проведения репетиций и спектаклей. 25 1.2.Мастер-класс на День открытых дверей ГДДТ. 2. Теория театра. Беседы. Самостоятельно – экспериментальная работа студийцев, где возрастает интерес к театру, происходит развитие театральных ЗУН, одарённые дети могут попробовать себя в самостоятельной творческой работе. 3.Искусство перевоплощения. 3.1. Моделирование образа через подражание. Упражнения на умение менять темп, ритм, темпо ритм, окраску движения. Варианты: легко – тяжело, плавно – резко, свободно - скованно…. Упражнения-подражания походкам животных. Варианты: жираф, петух, павлин, мышь, кот, корова, жеребёнок…. 3.2.Этюды на физическое состояние. Например: робкий подросток, малыш только учится ходить, «первый» ученик класса, заносчивая девица…. Новые формы наблюдения для дальнейшего развития личности, где основные критерии оценки работ, это новизна содержания, то есть, личностное отношение, собственная позиция, совершенство самовыражения. Понятие, что такое «зерно образа»? Привязка «зерна образа» на себя. Я - трус, я - задира, сноб, жлоб, бука, «ботаник», тугодум…. Этюды на подражание с заданным характером. Например: жираф – само люб, верблюд-гордец, корова-красавица, мышьдурочка, павлин-аристократ…. Этюды на подражание с заданным весом. Например: тучный человек, девочка лёгкая как пёрышко, непомерно полная дама…. Этюды на подражание с заданной походкой. Например: хромой старик, семенящая бабуля, прыгающий подросток, пританцовывающая девушка…. Наработка этюдов на темы постановки предстоящего спектакля. Главное, это органическое слияние актёра с образом персонажа, то есть перевоплощение в образ. 4. Ораторское искусство. 4.1. Техника сценической и публичной речи. Совершенствование техники сценической и публичной речи через художественное слово. Практические занятия: - перенос полученных навыков в процесс работы над ролью, - навык правильной «физической жизни» в тексте (добор дыхания), - борьба с раскрашиванием слов, много ударностью, - исправление манерности исполнения, излишней бытовой характерности,развитие навыка соблюдения пауз и их творческое оправдание. 26 Навык работы с текстом роли от первого лица: а) личная причастность актёра к роли, где автор как единомышленник, б) обладание характером, логикой мышления, темпераментом своего героя в) умение говорить от имени человека другой эпохи,других убеждений, совершенно другого образа жизни как от своего собственного лица. Формирование установки «Я - открытый всему миру», где каждый выход на сцену - «исповедь сердца». 5. Работа над пьесой. 5.1.Работа актёра над пьесой, ролью: действенный анализ пьесы, какие темы пьеса поднимает, определение сверхзадачи, то есть что автор хочет сказать зрителю, сквозное действие, то есть что делает герой, «свой» и «чужой» миры, контрдействие, то есть, кто является противником героя, поиск сценического пространства для выхода на сцену. 5.2. Работа над ролью: работа над эпизодами с разными исполнителями одной и той же ролей, определение задач каждого героя. поиск приспособлений, знание роли не только своей, но и партнёров, анализ режиссёрских замечаний и попытки их исправить. 6. Работа над спектаклем. События. Событийный ряд. 6.1. Репетиции на сцене. Овладение сценическими задачами: - завязывание взаимоотношений, - поиски красок – приспособлений, - поиск формы и выразительности, - прогоны кусков, поправки, повторные репетиции с закрепление мизансцен. 6.2. Выпуск спектакля. прогоны черновые, сводные репетиции, генеральные репетиции,- сдача спектакля, премьерные показы. остановками,- 7. Практикумы актёрского и режиссёрского мастерства. Сводные занятия (младший и старший составы) необходимые для работы. 8. Творческая лаборатория. 1.Профориентация. Ознакомление со спецификой театральных профессий. 2.Показ спектакля – зритель как обязательный компонент творчества. 3. Участие в мероприятиях ГДДТ, города. Участие в Гражданских акциях страны. 9. Социальный модуль. 27 Совместные творческие встречи с актёрами муниципального театра с последующим обсуждением спектаклей театра. Совместные мероприятия с муниципальным Музеем. Совместные мероприятия с библиотеками города. Совместные учрежденческие мероприятия с детскими коллективами ГДДТ 10. Воспитываем и познаем. Теория. Беседы. Что нужно знать о личной гигиене подростку. Как соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности спасают жизнь. Как я пониманию ответственность за своё здоровье и окружающих меня людей. «Нужно ли соблюдать ПДД постоянно? А, если машин не видно?» Как интересно и дружно жить в коллективе себе подобных. Как заслужить уважение окружающих тебя единомышленников. Способен ли ты к сотрудничеству? «Если ты станешь генералом?» Твоё отношение к воинской службе. «Что такое Земля? Твой дом? Или просто планета?» Практика. Вновь 1 сентября. Мастер-класс «А что я знаю!» День Учителя. «Они и мы. И вертится Земля….» благодарим педагогов. Осень. Открываем сезон спектаклей для детей города. «Новый год стучится в двери». Городские новогодние представления. Масленица. Традиции России. «Добро каждому дому» Театральная Неделя. Играем спектакли для всех. «И ответила она… Победа!» Читаем о войне. Летняя кампания «Дети играют для детей». Спектакли для школьников 11. Творческий отчет. ЗУН, которые учащиеся приобрели на занятиях, теперь осознанно применяются на практике. 12. Итоговое занятие. Проводится в форме творческого отчёта всего коллектива. 13. открытого занятия и Резервные часы. Расходуются по необходимости. 28 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: - Будут знать историю театрального искусства и его виды, стремиться к узнаванию нового о театре. - Сформируют игровые навыки, творческую самостоятельность, - Будут уметь работать в различных предлагаемых обстоятельствах всяких жанров и мастерски перевоплощаться - Метапредметные результаты: Будут обладать красивой, убедительной речью, особой выразительностью и эффективностью общения. Овладеют своим телом и мыслью, станут раскованными и творчески мыслить. Научатся слушать и понимать партнёра Разовьют в себе чувство ритма, хорошую память, ясность мыслей, чёткое понимание и ощущение происходящего. Личностные результаты: - Будут соблюдать общественную этику, ценности общества. - Воспитают в себе трудолюбие, самообладание, научатся высказывать и отстаивать своё мнение. - Сформируют в себе стремление к лучшему, критическое мышление и адекватную реакцию на критику, умея её анализировать. Научатся правильно чувствовать и понимать людей. - Воспитают в себе патриотизм, будут соблюдать субординацию и и уважать, любить культуру и традиции страны. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1. Кадровое обеспечение программы Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт театральной деятельности, прошедшим профпереподготовку по программе «Педагог дополнительного образования» 1.5.2. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеются: удобные деревянные скамьи, верхнее освещение, корпусная мебель для хранения реквизита, костюмов, париков, документов, дидактических 29 пособий и учебных материалов: настенные стенды: коллажи, афиши и фотоотчёты спектаклей; настенное зеркало (для занятий артикуляционной гимнастикой); фортепиано (для занятий музыкальной подготовкой); CD проигрыватель (1); микрофон (1). Зрительный зал для репетиций и показа спектаклей. Хореографический класс для занятий сценическим движением. Наличие собственной костюмерной театра-студии. Наличие собственной кладовой театра (для декораций, объёмного реквизита). 1.5.3. Дидактическое обеспечение - разработки сюжетно-ролевых игр и тематических бесед; - разработки экскурсий в музей, театр, вернисаж, библиотеки; - лекционный материал по теории театра; - беседы ознакомительные и познавательные о театрах мира;- беседы по красным датам Российского календаря; Набор текстовых заданий. - Сборники пьес. - Хрестоматии для чтения. 30 I. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещён в рабочих программах по годам обучения. 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Цель контроля – содействовать воспитанию у учащихся ответственности за результат своей творческой работы. Самоконтроль и самонаблюдение в свою очередь формируют навык самоанализа своей и чужой работ. Вводный контроль. В самом начале учебного года через беседы, опрос, собеседование, прослушивание, посильное участие в играх и упражнениях, сочинение и показ этюдов определяется уровень развития ребёнка и его творческих способностей. Текущий контроль – выполнение теоретических и практических заданий. Промежуточный контроль. Форма контроля: педагогическое наблюдение, поведение ребёнка на репетициях, анализ творческого поиска роли ребёнком, знание роли, выполнение теоретических и практических заданий. Исполнение репертуарного плана. Происходит раскрытие личности ребёнка в процессе постановки спектакля. Итоговый контроль. 1-й год занятий. Выполнение теоретических и практических заданий. 2-й год. В течение учебного года происходит становление личности ребёнка. 3-й год. Через постановку спектакля группы в конце учебного года, учащийся постигает, в доступной ему одному форме, основы актёрского мастерства. 4-й год. Идёт освоение мастерства актёра через постановку полноценного спектакля. Исполнение репертуарного плана. Защита творческой работы – роли. Анализ результативного участия в театральных конкурсах, смотрах. 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Тест по Т.Д. Марцинковской, диагностирующий внутреннюю мотивацию школьника – «Мотивационная готовность» 31 Дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой – «Оцени поступок» Коммуникативные действия направленные на организацию и осуществление сотрудничества, Г.А. Цукерман – «Рукавички» Изучение качества умений учебной деятельности школьника в учебном процессе 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Проведение совместных творческих проектов с муниципальным театром, Музеем краеведения города, Детской библиотекой имени Н.К.Крупской, городской центральной библиотекой имени А.С.Пушкина. 2. Подбор драматургического материала (пьес) каждой из групп студии. 3. Ежегодное традиционное составление сценариев на темы: Открытие театрального сезона студии (осень года). Городское новогоднее представление вокруг ёлки «Сотвори чудо». Неделя « Театр - детям и юношеству» (весенние каникулы) Открытый творческий отчёт «Класс-концерт» (подведение итогов года) Городская акция «Лето. Дети играют для детей!» 4. Подготовка дидактического материала, ауди и видео - записей спектаклей, запись фонограмм, проведение фото и видео съёмки спектаклей. Для реализации программы имеется: 1.Методический материал по предмету «Сценическая речь», «Орфоэпия», «Ораторское искусство». 2. Набор методик по предмету « Мастерство актёра», «Искусство перевоплощения», «Основы биомеханики», «Ритмопластика» 3. Использование Интернет-ресурсов, видео – спектаклей театральных вузов страны, мастер-классы известных актёров в записи канала «Культура», «Мир». 32 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Интегрированные уроки искусства (1-4 классы) М.«Просвещение»,2009год Программа «Космос театра» (1-11 классы) М., 2012год 2. Программа «На пути к образу» (для старших школьников) М.,2014год 3. Программа «Сказка игры» (младшие классы) Москва, «Просвещение», 2009 Программа обучения детей основам сценического искусства. «Школьный театр» http:/www teatrbaby.ru/metod-metodika.htm 4. Театр. Пособие для дополнительного образования. Генералов И.А., Москва, / издательство Баласс/, 2019г. 5. Развиваем мышление и речь. Сборник «Информурок», 2016г. 6. 50 весёлых заданий по логике. Сборник от проекта «Информурок», 2020г. 7. Упражнения по дикции. М., «Педагогика» 2011г. 8. Роль фантазии в развитии личности. А. Петровский, М., 2011г 9. Учимся играть. В. Волина. М., «Новая школа», 2014г. 10.Уроки вдохновения. Л. Новицкая. М., 2011г. 11.Дидактические игры и занимательные упражнения. Ф. М. Блюхер 2009г. 12. Выявление и развитие актёрских способностей. И.Шангина 2014г 13.Причина детских неудач, детский психолог Дж. Холт. М., 2016г. 14.Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. АППО,2017 15.Интерактивные методы обучения школьников сб. Просвещение,2017. 16.Играем в театр. Кавтарадзе Д.Н. М.: Просвещение, 2009 год. 17.Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. СПб. АППО2005 18.Словарь театра. П. Пави. М., 2011г. 19.Педагогический энциклопедический словарь. М. Большая Российская энциклопедия, изд.5-е, 2013. 20. http:/ www. if.ru/03.11/t 48 htm – Информационный сайт учительской газеты. 21.Методическое пособие «Риторика для детей». Сборник, 2016г. 22.Методическое пособие «Интерактивные игры и упражнения». Интернетсайты,2016- 2020гг 23.http/festival.1 September. ru./24.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005-2006 учебный год 25.Программа курса «Театр» для начальной школы (под редакцией Фельдштейна) М., Издательство Баласс, 2008 год. 33 26.Образцовая программа «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. 27. youthnet.karelia.ru/programs/2009/o tea.doc 34