№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 3 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 4 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 5 процесса 1.1.8 Режим занятий 5 5 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 5 1.2.2 Основные задачи программы 5 6 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 6 1.3.2 Содержание учебного плана 7 10 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 11 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 13 13 14 15 16 Раздел 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Направленность и вид программы Направленность программы - социально-гуманитарная. Вид программы – модифицированная. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196), Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 года N 629 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Целевая модель развития регионального ДОД», Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления», Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ, Уставом МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта и нравственных качеств, формирования социально-коммуникативных компетентностей. Умение получать необходимую информацию в общении. Главное - вырастить детей умеющих думать, хорошо ориентироваться во всем, что тебя окружает. Актуальность программы. Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным. 4 Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании современных методов обучения таких, как словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (демонстрация наглядного материала), игровой и практический (упражнение, моделирование). В содержание программы включен воспитательный компонент, направленный на воспитание коллективизма, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь, приобщение к труду, на развитие волевой готовности и на формирование у детей патриотизма. 1.1.3Отличительные особенности программы. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Раз ступенька, два ступенька…» разработана на основе методических рекомендаций Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, Л.Ф. Тихомировой и отличается активным включением в воспитательно-образовательный процесс ИКТ - оборудования. 1.1.4 Адресат программы – учащиеся 5 – 7 лет. Период 5-6 лет называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. К 6 годам дети могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. К 7 годам у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева – справа». Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину. К 7 годам постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень – базовый. Объем программы – 288 часов. Срок реализации программы – 2 года. 5 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося (родителей/законных представителей) одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса. На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного отбора, специальной подготовки не требуется. Занятия у детей дошкольного возраста не делятся на теоретические и практические. Это обусловлено психофизиологическими особенностями детей. Формы организации образовательного процесса – групповая. Количество обучающихся: 1 год -15 человек; 2 год – 12 человек. 1.1.8 Режим занятий. 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель 1 года обучения: формирование у детей математических представлений, развитие интеллектуальных познавательной активности. Цель 2 года обучения: закрепление и расширение математических представлений, развитие желания к изучению начальной школе. элементарных способностей, элементарных математики в 1.2.2. Основные задачи программы: Развивающие: развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию; развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память развивать умение ориентироваться в пространстве и времени. развитие социально - психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 6 Воспитательные: формировать способность к саморегуляции для выполнения поставленных задач; воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доводить дело до конца. - прививать детям гордость за свою Родину, почитание символики государства и его истории; Обучающие: познакомить с понятиями множества, числа, величины, формы пространства и времени; формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20; научить детей решать простейшие арифметические задачи; научить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; познакомить детей с математическими знаками; формировать умение анализировать и сравнивать множества предметов; расширить знания детей о геометрических фигурах. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Учебный план 1 года обучения № п/п Наименование разделов, модулей, тем Введение в образовательную программу. Свойства предметов Кол-во часов 8 4 5 6 7 Сравнение. Состав и сравнение чисел Сложение Расположение предметов Вычитание Число. Цифра 11 6 9 44 8 Геометрия 24 1 2 3 Таблица 1 Формы аттестации, диагностики, контроля 2 10 9 Решение задач 10 Развитие мелкой моторики 11 Воспитываем и познаем 12 Итоговое занятие 13 Резервные часы Всего 12 6 6 2 4 144 7 Наблюдение, игра, упражнение Наблюдение, игра, упражнение Игры, упражнения Наблюдение, упражнения Игра, упражнение Игра, упражнение, тестирование Наблюдение, игра, упражнение Наблюдение, упражнение Игры, упражнения Беседа, викторина, игра Наблюдение, викторина 1.3.2. Учебный план 2 года обучения № п/п 1 Наименование разделов, модулей, тем Вводное занятие 3 Общематематические представления Количество и счёт 4 5 Числа и операции с ними Ориентировка в пространстве 6 7 Ориентировка во времени Геометрические фигуры и величины Графические работы 2 8 Таблица 2 Кол-во Формы аттестации, часов диагностики, контроля 2 Педагогическое наблюдение, игра 12 Наблюдение, игра, упражнение 10 Педагогическое наблюдение, игра, упражнение 44 Игры, упражнения 18 Наблюдение, упражнения, игра 12 Игра, упражнение 12 Игра, упражнение 12 9 Логические задачи 10 Воспитываем и познаем 11 Итоговое занятие 12 Резервные часы Всего 10 6 2 4 144 Наблюдение, игра, упражнение Игры, упражнение Беседа, игра, конкурс Наблюдение, викторина 1.3.3. Содержание учебного плана I года обучения 1.Введение (2ч.) Беседа по технике безопасности. Правила поведения на занятиях и переменах. Игра «Давайте познакомимся». 2.Свойства предметов (10ч.) Свойства предметов. Нахождение сходств и различий предметов. Составление множеств по свойствам предметов. Разделение множеств по свойствам предметов. Установление зависимости между целым множеством и его частями. 3.Состав и сравнение чисел (8ч.) Состав числа. Сравнение чисел. Состав числа из единиц. Разложение числа на два меньших и его составление. 4. Сложение (11ч.) Целое число и его части. Знакомство с математическими знаками сложения и равенства. Сложение предметов. Решение примеров на сложение. 5.Расположение предметов (6ч.) Расположение предметов: на, над, под. Расположение предметов справа, слева. Расположение предметов между, посередине. 8 6. Вычитание (9ч.) Решение примеров на вычитание. 7. Число. Цифра (44ч.) Отличие цифры от числа. Знакомство с цифрой 0. Знакомство с цифрой 1. Знакомство с цифрой 2. Знакомство с цифрой 3. Знакомство с цифрой 4. Знакомство с цифрой 5. Знакомство с цифрой 6. Знакомство с цифрой 7. Знакомство с цифрой 8. Знакомство с цифрой 9. Знакомство с числом 10. Соотношение количества предметов с цифрой; правила счета. Количественный счет в пределах 10. Порядковый счет в пределах 10. Понятие числового ряда. Соседи чисел 1 и 3. Соседи чисел 5 и 7. Соседи числа 9. Знакомство со знаками больше, меньше; сравнение большего и меньшего чисел. Установление равенства между числами. Сравнение больших, меньших и равных чисел. 8. Геометрия (24ч.) Точка; прямая, кривая и ломаная линии. Отрезок и луч. Замкнутые и незамкнутые линии. Отличия круга и треугольника от квадрата, прямоугольника; знакомство с овалом. Знакомство с цилиндром. Знакомство с кубом. Сравнение предметов по длине, высоте. Построение сериационного ряда по длине. Построение сериационного ряда по высоте; построение сериационного ряда по ширине. Деление круга на две равные части. Деление квадрата на две части, четыре части. Нахождение геометрических фигур в пространстве. Измерение предметов с помощью промежуточной мерки. 9. Решение задач (12ч.) Задача; составные части задачи. Главные слова задачи. Решение и составление задач на сложение. Решение и составление задач на вычитание. Решение и составление задач на сложение и вычитание, сопровождаемые иллюстрациями и воспринимаемые на слух. Логические задачи. 10. Развитие мелкой моторики (6ч.) Игры и упражнения с использованием математических наборов (геометрические фигуры, цифры, математические знаки). Упражнения для развития способности дифференцированию усилий кисти. Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти рук. 11.Воспитываем и познаем (6 ч.) - Час общения «1 сентября – День Знаний»; - Экскурсия к памятным местам и монументам родного города; - Беседа «Правила безопасного поведения на занятиях и общественных местах; - Викторина «Символы России»; - Конкурс рисунков «Профессии моей семьи»; - Сюжетно-ролевая игра «Вежливые слова». 12.Итоговое занятие (2ч.) Подведение итогов пройденного материала (викторина). 1.3.4. Содержание учебного плана II года обучения 1. Вводное занятие (2ч.) 9 Беседа по технике безопасности. Правила поведения на занятиях и переменах. 2. Общематематические представления (12ч.) Классификация предметов свойств, явлений, фигур по разным признакам; выделение лишнего. Множества предметов, фигур, свойств, явлений, обладающих одним признаком. Часть и целое. Сравнение двух множеств. Соединение множеств (сложение). Удаление частей (вычитание). Величины и их измерения. Сложение и вычитание величин. Сантиметр, метр, километр, литр. 3.Количество и счет (10ч.). Числа от 0 до 5 (повторение). Прямой и обратный счет в пределах 10. Познакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ). Составление и решение задач, нахождение в задаче условие, вопрос, решение, ответ. Решение арифметических примеров с использованием знаков: +, -, =, >, <, неравно. 4.Числа и операции с ними (44ч.). Знакомство с цифрами от 6 до 10. Поиск нарушения закономерностей. Таблица-строка, столбик. Разные способы сложения и вычитания. Группировка и перестановка. Состав чисел первого десятка. Сложение, вычитание, сравнение в пределах 10. 5. Ориентировка в пространстве (18ч.). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Ориентировка в тетради в клеточку: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний, левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки. Прописывание цифр и примеров в тетради в клеточку. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану, схеме. Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Правильное использование в речи предлогов: в, на, под, за, перед, между, от, к, через. Формирование понятий: каждый второй, каждый третий, последующий, предпоследний, последний. 6. Ориентировка во времени (12ч.). Закрепление понятий: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года, год. Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года. Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник...); Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…); 10 Знакомство с мерами времени: час, получас, минута, часы. 7. Геометрические фигуры и величины (12ч.). Геометрические фигуры и тела. Умение распознать их в окружающей обстановке. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Конструирование фигур из палочек. Составление фигур из частей и разбиение их на части. Сравнение фигур по площади, длине, высоте, ширине способом наложения. Ломаная линия, многоугольник, угол, замкнутая и незамкнутая линии. Сравнение предметов по длине, массе, объему. 8. Графические работы (12ч.). Рисование узоров на слух по клеточкам. Штриховка и раскрашивание узоров. Графические диктанты по клеточкам. Рисование различных предметов по памяти. Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах. Рисование недостающих частей предмета, ориентируясь на образец. 9. Логические задачи (10ч.). Нахождение логических связей, закономерностей. Нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Нахождение «четвертого лишнего», нахождение отличий у 3-5 предметов. Выделение и группировка предметов по 2-3признакам. Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление. 10. Воспитываем и познаем (6ч.). - Беседа «Наставник для дошкольника, кто он?»; - Конкурс рисунков «Флаг и Герб РФ»; - Командное состязание «Лучший защитник Отечества»; - Беседа «Гимн РФ»; - Час общения «Первый космонавт – Ю.А. Гагарин»; - Армейский чемоданчик «Мой прадед - герой». 11. Итоговое занятие (2ч.). Подведение итогов пройденного материала. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: Учащиеся научатся: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство и аккуратность в достижении поставленных целей и задач; - проявлять чувство любви и привязанности к своей семье, дому, друзьям, к Родине и народным традициям России. Метапредметные: У детей будут развиты: - мелкая моторика и зрительно-двигательная координация; 11 - познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память - умение ориентироваться в пространстве и времени. Воспитательные: У детей будет: - сформирована способность к саморегуляции для выполнения поставленных задач; - воспитана аккуратность при выполнении работы; - воспитано желание доводить дело до конца; - проявлять чувство любви и привязанности к своей семье, дому, друзьям, к Родине и народным традициям России; Обучающие: - дети познакомятся с понятиями множества, числа, величины, формы пространства и времени; - у детей будут формированы навыки количественного и порядкового счета в пределах 20; - дети научатся решать простейшие арифметические задачи; - дети научатся соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; - дети познакомятся с математическими знаками; - у детей будет формировано умение анализировать и сравнивать множества предметов; - у детей расширятся знания детей о геометрических фигурах. Предметные: Учащиеся будут знать: - понятия: множество, величина, формы пространства и времени; - количественный и порядковый счет в пределах 10; - решать простейшие арифметические задачи; - соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; - математические знаки; - геометрические фигуры. 1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Для реализации программы у педагога должно быть среднее профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование, знание возрастных и психолого-педагогических особенностей детей 5-7 лет, умение обучать математике в доступной и понятной для детей форме. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение - мебель (столы и стулья по количеству детей в группе); методические пособия: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька…». Математика для детей 5-6 и 6-7 лет. Части 1, 2.; Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «30 занятий для успешной подготовки к школе»; Шестакова И.Б., Мягких М. А. «Цифры с опорными точками»; 12 Шестакова И.Б., Новосельцева А.С. «Пишем по контуру»; Степанов В.А., «Учимся считать. Вычитание»; Бурдина С.В. «Изучаем математику». Части 1, 2; Султанова М.В. «Математика. Запоминаем цифры»; Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Математика для дошкольников»; Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Прописи для дошкольников»; Приходкин И.Н. «Прописи. Пишем цифры». -набор карточек с цифрами от 0 до 20; -«Цифры» Марии Монтессори; -набор дидактических игр; -набор графических диктантов; -наборы счетных палочек; -набор игрушек; -набор цифр; -набор геометрических фигур; -набор математических знаков; -плакаты правильного написания цифр и математических знаков; -счетный и раздаточный материал; - -наглядный демонстрационный и дидактический материал к занятиям (таблицы, картинки для счёта и решения задач; объемные геометрические тела, модель часов и др.); -карточки с цифрами; -канцелярские товары (карандаши – простой и цветные, трафаретные линейки, тетрадь в клетку, ластик); -компьютер, сканер и принтер. 13 Раздел II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график расположен в рабочих программах по годам обучения. 2.2 Формы контроля Освоение программы не сопровождается проведением педагогической аттестации дошкольников. Аттестация не является основной объективной оценкой, установленной требованиями образовательной деятельности и подготовки детей. Виды контроля: Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале учебного Определение уровня развития Беседа, игра года детей, их творческих способностей Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое учебного года обучающимися учебного наблюдение, материала. Определение упражнение, игра. готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения Тестирование, игра изучения темы или обучающимися учебного раздела. В конце материала. полугодия. В конце учебного года или курса обучения В конце учебного Определение изменения уровня Педагогическое года или курса развития детей, их творческих наблюдение, игра, обучения способностей. викторина Оценочные материалы - Белошистая А.В. Диагностическая ситуация «Войди в избушку» - Белошистая А.В. Диагностическая ситуация «Что лишнее?» - Белошистая А.В. Диагностический тест. Первоначальные математические представления. 14 - Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 6-7 лет». 2.3.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Так как дети дошкольного возраста, то ведущим инструментарием является игровая деятельность. - Уровень представлений о форме. Дидактическая игра «Найди домик». Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера. Содержание диагностического задания: педагог показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам. - Ориентировка в пространстве. Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик, морковка. Содержание диагностического задания: инструкция ребенку. Возьми одну морковку и выполни задание зайчика: - возьми морковку в правую руку; - переложи морковку в левую руку; - подними морковку вверх; - опусти вниз; - спрячь морковку за спину; - положи ее перед собой; - подними над головой; - положи под стул. И т. п. Дидактическая игра «Поручение». Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. Содержание диагностического задания: ребенок сидит на ковре лицом к педагогу. Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа. Дидактическая игра «Назови, что видишь». Содержание диагностического задания: по заданию педагога ребенок встает в определенном месте группы. Затем педагог просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. - Уровень знаний о геометрических фигурах. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». Материал: два набора (у педагога и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие ималенькие. Содержание диагностического задания: педагог показывает ребенку какуюлибо фигуру и просит найти такую же и назвать ее. 15 2) Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). Содержание диагностического задания: педагог просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др. 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методические пособия: - Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька…». Математика для детей 5-6 и 6-7 лет. Части 1, 2.; - Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «30 занятий для успешной подготовки к школе»; - Шестакова И.Б., Мягких М. А. «Цифры с опорными точками»; - Шестакова И.Б., Новосельцева А.С. «Пишем по контуру»; - Степанов В.А., «Учимся считать. Вычитание»; - Бурдина С.В. «Изучаем математику». Части 1, 2; - Султанова М.В. «Математика. Запоминаем цифры»; - Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Математика для дошкольников»; - Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Прописи для дошкольников»; - Приходкин И.Н. «Прописи. Пишем цифры». Воспитательный компонент Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников. Педагог помогает ребенку адаптироваться в новом коллективе, формирует уверенность в себе, создает условия для развития творческих способностей. В объединении организуется разнообразная творческая деятельность: конкурсы, игры, праздники. Воспитывается уважение друг к другу и старшим. Сплоченность коллектива формируется через развитие коммуникативных способностей учеников. Очень важна работа с родителями: индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные мероприятия. Важнейшим элементом российского государства выступают его государственные символы (гимн, флаг, герб) и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. 16 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273). 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция). 5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». 6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017). 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г. 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629). 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816). 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ». 17 13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 16. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 17. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). 18. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» 2014г. 19. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. – 2-е издание, прераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория изданий, 2018. – 64 с. 20. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. – 2-е издание, прераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория изданий, 2018. – 64 с. 21. Афанасьева И.П. Парциальная программа "Вместе учимся считать": Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 22. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79. 23. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями // Дошкольное воспитание.— 2008.— №№ 9, 12. 24. Белошистая А.В. Развитие математических способностей у дошкольников. - URL: http://www.nnmama.ru/content/Razvitie/matemdoshk (дата обращения 27.08.2016). 25. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. [Текст].- М.: 2003-179с. 18 26. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание.— 2008.— N 11.— С. 14-23. 27. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С.Е. Гаврина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002. 28. Волина, В. В. Праздник числа : пособие для учителей / В. В. Волина. — Издательство: Мозаика – Синтез, 2003. 29. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Геометрические игры для детей 6-7 лет. – Издательство: Илекса, 2004. 30. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7 лет. – Издательство: Илекса, 2004. 31. Головнёва Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе.— СПб.: Дельта, 2000. 32. Доморяд А. П. Математические игры и развлечения. Избранное. Редактор Копылова А.Н. Техн. раедактор Мурашова Н.Я. Корректор Сечейко Л.О. Издательство «ВГПУ»,2003. 33. Дошкольное воспитание, № 4, 2014. 34. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25. 35. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20. 36. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. – 2001.- №10. - с. 7-17. 37. Житникова Л.М. Учите детей запоминать.— М., 2000. Электронные ресурсы: 1. Арифметические задачи для подготовительной группы [https://infourok.ru/arifmeticheskie-zadachi-dlya-podgotovitelnoy-gruppi3807454.html]. Режим доступа: свободный. 2. Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного возраста [https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/04/08/kartotekadidakticheskih-igr-po-matematike-dlya-starshego]. Режим доступа: свободный. 19