Восхождение к творчеству

1

№
Раздел
Страницы
п/п
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
2
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
4
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
6
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения
7
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
7
1.1.8 Режим занятий
7
8
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
8
1.2.2 Основные задачи программы
8
10
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
10
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
10
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
13
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
13
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
16
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
16
1.3.7 Учебный план 4 года обучения
19
1.3.8 Содержание учебного плана 4 года обучения
19
23
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
24
1.5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
24
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
24
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
27
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
27
2.2
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
27
2.3
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
29
2.4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
31
2.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Направленность и вид программы.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Вид программы - модифицированная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая образовательная программа «Восхождение к творчеству» модифицирована на основе программы «Восхождение к творчеству». (Автор: Стрельников А.Ю., 2021 году).
Программа разработана согласно методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). Программа соответствует положениям Конвенции “О правах
ребёнка”, закону РФ “Об образовании”, Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Работа с детьми включает в себя воспитание духовной нравственности, гражданско-патриотического воспитания, формирование и развитие творческих способностей
обучающихся. Двоеборье (иначе европейская и латиноамериканская программы бальных танцев) является средством развития обучающихся. В учебно-тренировочном процессе строится работа по формированию художественной культуры учащихся, как
части культуры духовной, приобщению детей к миру искусства, общечеловеческим и
национальным ценностям через собственное творчество учащихся; воспитанию гармонично - физически и духовно - развитой личности.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести обучающихся в мир классического бального танца, с помощью игровых
технологий, познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа помогает обучающимся проявлять себя посредством пластики, ритмики
и импровизации.
У обучающихся формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике в сольном, парном и коллективном исполнении. Они впервые
могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступают на своих концертах и
конкурсах. Все это, несомненно, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Занятия хореографией способствуют физическому совершенствованию. В детском возрасте закладываются основы правильной и красивой осанки, походки, развития
ловкости, изящества жестов.
Знакомство с историей, быта различных народов, особенностями и манерой исполнения национальных танцев, способствует расширению кругозора обучающихся.
Красочные танцевальные композиции становятся составной частью мероприятий любо-

3

го формата (развлекательного, познавательного, патриотического).
Уровень программы – разноуровневая.
1-й год обучения - (общекультурный) ознакомительный уровень,
2, 3-й год обучения - общекультурный (базовый) уровень,
4-й год обучения - углубленный уровень.
I. Уровень общекультурный (ознакомительный). Воспитание интереса к
спортивным танцам, начальное обучение технике и тактике, правила соревнований,
воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики спортивного
бального танца.
Основные задачи:
1. выявление физического, психологического и интеллектуального уровня развития учащихся и создание благоприятных условий для его развития;
2. адаптация в детском коллективе, создание доброжелательной и комфортной
атмосферы;
3. формирование базовых знаний бальной хореографии, общих знаний по истории развития спортивного танца;
4. приобретение начальных знаний музыкальной грамоты;
5. воспитание устойчивого интереса к занятиям спортивным танцам, потребности в самоутверждении и признании, формировании «ситуации успеха»;
6. воспитание культуры поведения в танцевальном зале, в коллективе, паре.
II. Уровень общекультурный (базовый). Формирование базовой техникотактической, физической подготовки. Воспитание соревновательных качеств. Активная соревновательная, концертная деятельность. Формирование специальнофизической, специально технической и тактической подготовки. Активная общественная, соревновательная, концертная деятельность.
Основные задачи:
1. развитие и закрепление потенциальных общих и специальных возможностей
и способностей, координационных навыков и умений;
2. формирование уверенности в своих силах, стремления к саморазвитию, создание “ситуации успеха” в среде сверстников;
3. развитие психологической уверенности перед публичными показами, улучшение качественных и количественных характеристик соревновательных действий;
4. формирование адекватности в оценках и самооценках своей работы;
5. воспитание спортивной целеустремленности, ответственности.
6. развитие и закрепление социального опыта в массовой воспитательной среде
(работа в ансамбле на разных сценических позициях, участие в капустниках, открытых уроках, в мероприятиях учреждения, РДДМ).
III. Уровень углубленный. На этом этапе тренировки происходит переход к более дифференцированным методам подготовки спортсменов, направленных на повышение специализации развития двигательных, физических и эстетических компетенций средствами бальной хореографии.
Основные задачи:

4

1. развитие и закрепление потенциальных общих и специальных возможностей
и способностей, координационных навыков и умений;
2. формирование уверенности в своих силах, стремления к саморазвитию, создание “ситуации успеха”, формирование социальных лифтов;
3. изучение сложных технических фигур, развитие и закрепление специальных
координационных навыков и умений;
4. развитие умения анализировать свою деятельность, стремление к социальной
самореализации;
5. пропаганда культуры танцевального спорта, бального танца, этикета взаимоотношений;
6. формирование адекватности в оценке и самооценке, стремление к получению
профессионального анализа результатов своей работы.
7. профессиональная ориентация, целеполагание в выборе профессиональной
карьеры.
8. развитие творческих способностей, развитие и закрепление социального опыта в массовой воспитательной среде (работа в ансамбле на разных сценических позициях, участие в капустниках, открытых уроках, в мероприятиях учреждения, РДДМ).
9. создание в объединении органов самоуправления, влияющих на содержание
деятельности объединения (редакция стенгазеты, группа в социальных сетях коллектива, сценаристы концертных номеров, староста раздевалки)
10. активизация субъектной позиции обучающихся – подключение в качестве
помощников педагога, консультантов, наставников для младших обучающихся и сверстников.
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы обусловлена следующими факторами:
• четко выраженным заказом общества и государства предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся;
• потребностью учащихся в самореализации в творческом процессе;
• нацеленностью обучающихся на личный и коллективный результат в изучении
стандартной и латиноамериканской программ танцевального спорта.
Актуальность программы в анализе и оценке степени физического и двигательного развития учащихся, индивидуальной работе с каждым обучающимся при формировании коллектива. В коллектив принимаются все желающие без медицинских противопоказаний, со справками от врача.
Программа планирует работу с талантливыми и одарёнными учениками. Если
при тестировании уровня обучающегося выясняется, что его талант позволяет проходить обучение в старшей возрастной группе, то он переводится в эту группу.
Если танцевальный уровень танцора или пары высок и желание побеждать стабильно, то такой обучающийся или такая танцевальная пара может быть переведена в
течение учебного года на следующий уровень обучения, соответствующий их квалификации. Эта пара (или обучающийся) в дальнейшем будет считаться талантливой или
одаренной.

5

Целесообразность программы обусловлена развитием методов и форм обучения
в двоеборье. Особенностью данного курса является воспитание культуры поведения
через изучение стандартной и латиноамериканской программ, через общение друг с
другом посредством хореографии медленного вальса, танго, венского вальса, медленного фокстрота, квикстепа.
Достоинством обучения в программе является то, что:
- учитываются анатомо-физиологические особенности обучающихся;
- в коллективе преодолеваются возрастные конфликты;
- выстраиваются гендерные отношения;
- совершенствуется музыкальность, выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа;
- участие в ансамбле придаёт благородство манеры исполнения, осмысленное отношение к танцу, как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли человека, возможность социализации.
- создание “ситуации успеха”, формирование социальных лифтов;
- выстраивается целеполагание в выборе профессиональной карьеры;
- включение субъектной позиции обучающихся – подключение в качестве помощников
педагога, консультантов, наставников для младших обучающихся и сверстников.
По окончанию каждого уровня программы учащимся выдается свидетельство об
окончании курса.
1.1.3.Отличительные особенности программы заключаются:
- в благоприятных условиях воспитания и обучения;
- в единстве воспитательной и учебной деятельности;
- в воспитании духовно-нравственной личности;
- в формировании гражданско-патриотичного воспитания;
- бережного отношения природе и окружающей среде;
- изучение двоеборья на основе правил всероссийской федерации танцевального спорта (фигуры, линии, принципы);
- в изучении анатомии своего тела для понимания оптимального использования частей
тела при достижении технических действий, динамического развития своих способностей;
- в ознакомлении с новыми тенденциями обучения мастерству;
- в использование методов и приемов, характерных для общефизической подготовки
и классической хореографии при обучении спортивным танцам;
- в развитие способностей саморегуляции учащегося, ответственности за результативность и взаимодействие, инициативности в лидерстве, осознанности цели, эмпатии в реакции на действия членов команды (парное и командное исполнение танцев);
- в профессиональном ориентировании обучающихся;
- в выявлении, развитии и поддержке обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- в развитии краеведческого интереса - поездки на соревнования в регионы Южного
Федерального округа: (Астрахань, Волгоград, Калмыкия, Таганрог, Керчь, Ялта, Севастополь).

6

1.1.4. Адресат программы: мальчики и девочки 7-14 лет.
На первый год обучения учащиеся принимаются по желанию, без предварительного отбора, со справками от терапевта о возможности физических нагрузок. Возможно зачисление на следующие года обучения - по итогам тестирования по выявлению
уровня подготовленности и развитости этой и других программ обучения, на основании записей в классификационной книжке (успехи на турнирах, класс исполнительского мастерства, спортивный разряд) танцор записывается в соответствующую возрасту и уровню группу.
• 7-9 лет – умеют считать до 10; ещё не знают где правая нога, где левая; легко
воспринимают только игровой способ подачи материала; хорошо работают над короткими заданиями; для них необходим постоянный повтор действий за педагогом, много
протанцовывания под музыку; гендерно обучающиеся воспринимают информацию
одинаково физически и интеллектуально;
• 10-11 лет – владеют сторонами тела (левая, правая); легко воспринимают игровое воспитание с физическими нагрузками; запоминают сложные действия работы
стоп и рук; уже способны обучаться своей линии поведения в характере каждого танца; после объяснения и показа педагогом упражнений, действий, фигур запоминать и
отрабатывать задания самостоятельно или в паре.
• 12-13 лет – хорошо владеют стопами и руками; запоминают более сложные
действия работы тела и головы; осознают женскую и мужскую роли в каждом танце;
копируют пристойное поведение в зале, друг с другом, с взрослыми; готовы к продолжительной работе над физическими упражнениями; способны запоминать достаточно
сложную хореографию; владеют площадкой; взаимодействуют со зрителем; стремятся
управлять чувствами при победе и поражении, работать над ошибками; включатся в
работу малых форм, ансамблевой деятельности, мероприятий учреждения, РДДМ.
• 14 лет – осознают цели; умение соединяют работу стоп, коленей, бёдер, тела и
головы; их тело выросло резко, изменилось, а контроль сразу не получается (необходимы новые упражнения для укрепления мышечного скелета). Юноши и девушки работают над своим имиджем, стилем, осознано обучаются стилям поведения в каждом
танце, в зале, на сцене; готовы изучать сложные линии в хореографии; учатся помогать младшим учащимся в достижении успеха; активно включатся в работу малых
форм, ансамблевой деятельности, мероприятий учреждения, РДДМ.
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы: разноуровневая.
Объем и сроки реализации программы:
Год
обучения
1-й
2-й
3-й
4-й

Кол-во Кол-во Количество
часов
часов обучающихся
в неделю в год
в группе
4
144
15
6
216
12
9
324
8
10
360
8

Объем и срок освоения программы: 1044 часов.
Форма реализации (тип) программы: традиционная.
1.1.6. Форма обучения: очная.

7

В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным
погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды
особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с
выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет - сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса.
По форме это - теоретическая информация; обучающие игры; ролевые игры; мозговая атака; спортивные соревнования (концерты).
По типу занятия – комбинированные, подача нового материала, закрепление знаний и умений, применение полученных знаний и навыков.
1.1.8.Режим занятий.
Год
обучения
1-й
2-й
3-й
4-й

Кол-во
Режим
часов
занятий
в неделю
4
2 раза в неделю по 2 ч.
6
3 раза в неделю по 2 ч.
9
3 раза в неделю по 3 ч.
10
5 раз в неделю по 2 ч.

8

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1.Цель программы: на основе развития творческих способностей обучающихся, формирования их эстетических, культурных и нравственных ценностей, посредством обучения стандартному и латиноамериканскому танцев создать условия
для раскрытия творческого потенциала, приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей.
По годам обучения:
• 1 год обучения: формирование позитивного отношения к своему телу, начальных
умений в качестве движения на паркете, музыкальной грамоте ритмического рисунка
танцев, начального пространственного восприятия бального зала, адаптация в коллективе;
• 2 год обучения: совершенствование – развитие осанки, начальная физическая подготовка, взаимодействие с партнёрами, исполнение соло танцев на соревнованиях, привыкание к сцене, развитие уверенности перед публичным выступлением, развитие социального опыта в массовой воспитательной среде (работа в ансамбле на разных сценических позициях, участие в капустниках, открытых уроках).
• 3 год обучения: изучение музыкальной структуры танцев; проговаривание сюжетных линий хореографии; владение направлениями движения, фокусами видения на
площадке; умение партнёрства, коммуникации в паре и коллективе; развитие социального опыта в массовой воспитательной среде (работа в ансамбле на разных сценических позициях, участие в капустниках, открытых уроках, в мероприятиях учреждения).
• 4 год обучения: изучение характера танца; осознание каждым учащимся своего “Я”
в возможных вариантах, стилях, направлениях развития танцора; изучение принципов
техники мастерства; ознакомление с историей и культурой развития каждого танца.
Умение обучающихся к жизни в паре, коллективе; овладение направлениями на танцевальной площадке; смелое принятие выступлений на площадке, активная концертная и
конкурсная деятельность. Формирование адекватности в оценке и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы; развитие
творческих способностей, развитие социального опыта в массовой воспитательной
среде (работа в ансамбле на разных сценических позициях, участие в капустниках, открытых уроках, в мероприятиях учреждения).
1.2.2.Основные задачи программы:
Обучающие:
• формирование устойчивого познавательного интереса к истории развития стандартного и латиноамериканского спортивного танца;
• знакомство обучающихся с традициями и обычаями различных стран;
• развитие специальных координационных навыков и умений, слуха, ритма, музыкальной памяти;
• совершенствование физической подготовки, формирование базовых знаний по
классической хореографии;
• приобщение к соревновательной деятельности.
Развивающие:
• формирование воображения, коммуникативных способов общения;

9

• развитие артистизма и выразительности движений, посредством изучения основ актерского мастерства;
• развитие творческих способностей, развитие и закрепление социального опыта
в массовой воспитательной среде (работа в ансамбле на разных сценических позициях,
участие в капустниках, открытых уроках, в мероприятиях учреждения).
Воспитательные:
• гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, формирование социальной активности через создание в объединении органов
самоуправления, влияющих на содержание деятельности объединения (редакция стенгазеты, группа в социальных сетях коллектива, сценаристы концертных номеров, староста раздевалки);
• патриотическое воспитание;
• эстетическое воспитание, укрепление творческой инициативы и способности к
самовыражению в танце.
Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна корректировка программы. Программа может быть реализована за счет уплотнения учебного материала.
Результатом работы по данной программе является концертная деятельность учащихся и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Знаковые мероприятия года: “Год творчества и успеха начинается!”, “Ассамблея здоровья, радости и хорошего настроения”, “История ПА+ПА”, “День учителя”,
“Мамин день”, “Новогодняя сказка”, “Музей ГДДТ”, “ Отец – ответственная должность”, “А ну-ка девочки”, “Победа в Великой Отечественной войне”, “День пионерии”, “Посвящение в танцоры”, “Праздник, посвященный выпускникам и международному Дню защиты детей”, “Год творчества и успеха завершается!”, танцевальные
сборы.

10

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.3.1. Учебный план 1 года обучения.
4 часа в неделю

1
2
3
4

5

Введение в образовательную программу
Техника безопасности
Воспитательная работа
Общественно-значимая деятельность
Общее представление о танце и музыке
5.1. Музыкальное сопровождение танца
5.2. Танцевальная азбука
5.3. Развитие физической подготовки

2
2
1
1

6

7

8

9
10

Участие в соревнованиях

11
12
13

Концертная деятельность
Зачётные занятия
Резервные часы
Итого

Всего

Индивид

Формы аттестации,
диагностики, контроля

2
2
6
6

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1
1
1

2
4
4
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Контрольные упражнения
Эксперимент,
метод экспертных оценок

3
3

1
1
1

2
2
2
2

1
1
1

2
2
2

2
2
2

1
1
1

6
6
6

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей

2
2

4
3
1
1

3

1
1
1

10
6
3
2

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

3
3

6
6

4
4

3
3

16
16

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей

3
3

6
6
4

4
4

3
3

16
16
4

2
2

3

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Заполнение и подсчёт о
чков в стартовых книжках
Показательные выступления
Отчетные концерты

59

36

5.4. Мероприятия по развитию учащихся
Основы диско танцев
6.1. Стирка
6.2. Автостоп
6.3. Вару-вару
Основные принципы бальной
хореографии
7.1. Техника исполнения
7.2. Музыкальность движения
7.3. Партнёрство
7.4. Хореография и презентация
Европейские танцы
8.1. Медленный вальс
8.2. Квикстеп
Латиноамериканские танцы
9.1. Самба
9.2. Ча-Ча-Ча

2
2

Подгруппа

Тема

Группа

№ п/п

Теория

Количество часов
Практика

28

2

21

5
2
2
144

1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения.
1.Введение в образовательную программу.
Теория: Беседа, рассказ о спортивном бальном танце.
2.Техника безопасности.
Теория: Беседа, рассказ о правилах поведения, техники безопасности.
3.Воспитательная работа.
Теория: Беседа, рассказ о целях становления личности.
Практика: в группах и подгруппах коммуникация, самоуправление, построение
задач и достижение цели.
4.Общественно-значимая деятельность.
Теория: Беседа, рассказ о добровольности и значимости участия в детских общественных организациях.

11

Практика: Квесты внутри клуба и с клубами учреждения, работа в стенгазете
клуба и учреждения, поисковые шаги (ветераны танцевального спорта).
5. Общие представления о танце и музыке.
5.1.Музыкальное сопровождение танца.
Теория: Варианты музыкального сопровождения: оркестр, электронная аудиоаппаратура, один или несколько музыкальных инструментов, вокальное исполнение мелодии. Характер музыки: веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный,
быстрый и т. д. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. Сильные доли такта, слабые доли,
акцент.
Практика: Упражнения по развитию музыкальности, ритмичности. Ритмичные
упражнения под музыку. Изучение шагов, притопов, хлопков, прыжков в такт музыке
- одиночное исполнение, сериями. Изучение поворотов на месте и в движении в такт
музыке. Изучение простых движений, исполняемых за такт музыки.
5.2.Танцевальная азбука.
Теория: История танца, знаменитые танцоры и музыканты.
Практика: Поклон. Позиции рук, ног, положения корпуса. Основные элементы
классического экзерсиса. Классические позиции ног: III, VI. Классические позиции
рук: подготовительная, I, II, III. Простейшие упражнения: деми-плие, гранд-плие,
батман-тандю, батман-жете. Построения и положения в зале – колонна, круг, дистанция, интервал, дистанция, свободное размещение на площадке. Танцевальный шаг,
бег, прыжки. Композиции на координацию движений. Этюды. Этюды в характере современной пластики.
5.3. Развитие физической подготовки.
Теория: Техника безопасности.
Практика: Тренаж как постепенный разогрев мышц. Упражнения для мышц шеи,
пресса, спины, ног. Прыжки. Повороты в движении медленно, быстро. Махи ногами
вперед, в стороны, назад. Ходьба с носка, на полу пальцах, с высоким подъемом колена.
Бег на полу пальцах, с высоким подъемом колена, пяток. Бег назад. Прыжки в сторону
с приставкой. Физические упражнения аэробной и анаэробной мощности. Отжимание
от пола, растяжки.
5.4.Мероприятия по развитию обучающихся.
Практика: Просмотр различных видеоматериалов, прослушивание мелодий,
просмотр различных иллюстраций, посещение турниров по спортивным бальным танцам. Знакомство с регламентом проведения конкурсов. Сложности соревновательной
борьбы.
6. Основы исполнения диско танцев.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых фигур танца, под счет, под музыку,
целиком, по разделению. Отработка разучиваемой хореографии танца.
Танцы: Стирка, Автостоп, Вару-вару.
7. Основные принципы бальной хореографии.
o Техника исполнения:
 осанка;
 баланс;
 работа ступней и позиция стоп;
 подъемы и снижения;
 пивоты.

12

o Музыкальность движения: счет; ритм.
o Партнерство: физические средства обмена информацией; согласованность
действий, синхронность
o Хореография и презентация: структуры и композиции; характер танца; атмосфера.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение основных принципов хореографии.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых принципов, под счет, под музыку.
Отработка разучиваемых принципов.
8.Европейские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Медленный вальс и Квикстеп. Основные фигуры “Е” класса.
9.Латиноамериканские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Самба и Ча-Ча-Ча. Основные фигуры “Е” класса.
10.Участие в соревнованиях. Подготовка стартовых книжек, костюмов, обуви,
причёсок. Умение определяться с программой соревнования, нахождения своих заходов, умения делать поклоны, умения выходить на парад, правильного поведения на награждении, умения переживать собственные неудачи и анализировать пути исправления ошибок, радоваться за удачи одноклубников, следить и болеть за понравившихся
танцоров, дуэты.
11.Концертная деятельность.
Теория: Понятие сцены, командного построения, ансамбля, синхронности, дисциплины коллектива, цели и истории мероприятия, к которому готовится танцевальный номер.
Практика: Участие в показательных выступлениях, мероприятиях различного
уровня. Участие в конкурсах, соревнованиях и танцевальных турнирах.
12.Зачетные занятия. Форма проведения - Открытый урок. Их проведение служит целям лучшей мотивации учащихся, даёт возможность уменьшить нагрузку на
психику обучающихся уменьшая объём единовременно сдаваемого материала. Каждое
зачётное занятие должно проводиться в доброжелательной атмосфере как праздник
танца. Во время зачетного занятия ученику необходимо подтвердить полученные навыки и умения во время демонстрации танцев (по одному или в парах), при необходимости с помощью педагога. Итоговое занятие - работа по закреплению пройденного
материала, анкетирование учащихся, определение задания и планов на лето.
13.Резервные часы. Проведение дополнительных занятий по укреплению мастерства ансамбля, для индивидуальной работы с учениками.

13

1.3.3. Учебный план 2 года обучения.
6 часов в неделю

1
2
3
4

5

Вводное занятие
Техника безопасности
Воспитательная работа
Общественно-значимая деятельность
Общее представление о танце и музыке
5.1. Музыкальное сопровождение танца
5.2. Танцевальная азбука
5.3. Развитие физической подготовки
5.4. Мероприятия по развитию учащихся

6

7

8

9

Разминка
Основные принципы бальной
хореографии
7.1. Техника исполнения
7.2. Музыкальность движения
7.3. Партнёрство
7.4. Хореография и презентация
Европейские танцы
8.1. Медленный вальс
8.2. Венский вальс
8.3. Квикстеп
Латиноамериканские танцы
9.1. Самба
9.2. Ча-Ча-Ча
9.3. Джайв

10

Участие в соревнованиях

11
12
13

Концертная деятельность
Зачётные занятия
Резервные часы
Итого

2
2
1
1

2
2

1
1
1
1

3
3
3
2

2

1

3

3
2

Всего

Индивид

Подгруппа

Тема

Группа

№ п/п

Теория

Количество часов
Практика

2
2
6
6

3
3

Формы аттестации,
диагностики, контроля

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1
1
1

2
5
5
5

3

1

8

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Контрольные упражнения
Эксперимент,
метод экспертных оценок
Контрольные упражнения

1

5
4
1
3

3
2
2
2

2
1
1
1

13
9
4
7

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

4
4
4

8
10
8

4
5
4

3
4
3

19
23
19

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей

4
4
4

8
8
10
6

4
4
5

3
3
4

19
19
23
6

2

2
2

2

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Заполнение и подсчёт
очков в стартовых книжках
Показательные выступления
Отчетные концерты

43

93

48

29

6
2
6
216

1.3.4. Содержание учебного плана 2 года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Беседа, рассказ о спортивном бальном танце. Правила техники безопасности.
2.Техника безопасности.
3.Воспитательная работа.
Теория: Беседа, рассказ о целях становления личности.
Практика: в группах и подгруппах коммуникация, самоуправление, построение
задач и достижение цели.
4.Общественно-значимая деятельность.
Теория: Беседа, рассказ о добровольности и значимости участия в детских общественных организациях, РДДМ.
Практика: Квесты внутри клуба и с клубами учреждения, работа в стенгазете
клуба и учреждения, поисковые шаги (ветераны танцевального спорта), участие в тестированиях на сайте РДДМ.
5. Общие представления о танце и музыке.

14

5.1.Музыкальное сопровождение танца.
Теория: Варианты музыкального сопровождения: оркестр, электронная аудиоаппаратура, один или несколько музыкальных инструментов, вокальное исполнение мелодии. Характер музыки: веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный,
быстрый и т. д. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. Сильные доли такта, слабые доли,
акцент.
Практика: Упражнения по развитию музыкальности, ритмичности. Ритмичные
упражнения под музыку. Изучение шагов, притопов, хлопков, прыжков в такт музыке
- одиночное исполнение, сериями. Изучение поворотов на месте и в движении в такт
музыке. Изучение простых движений, исполняемых за такт музыки.
5.2.Танцевальная азбука.
Теория: Пластика, координацию на площадке. Визуальное и контактное ведение
Практика: Поклон. Позиции рук, ног, положения корпуса. Танцевальный шаг,
бег, прыжки. Композиции на координацию движений. Этюды. Этюды в характере современной пластики. Развивать память, разнообразить набор привычных движений. В
ходе урока решаются воспитательные задачи поведения обучающихся разного пола в
паре.
5.3. Развитие физической подготовки.
Теория: Техника безопасности
Практика: Тренаж как постепенный разогрев мышц. Упражнения для мышц шеи,
пресса, спины, ног. Прыжки. Повороты в движении медленно, быстро. Махи ногами
вперед, в стороны, назад. Ходьба с носка, на полу пальцах, с высоким подъемом колена.
Бег на полу пальцах, с высоким подъемом колена, пяток. Бег назад. Прыжки в сторону
с приставкой. Физические упражнения аэробной и анаэробной мощности. Отжимание
от пола, растяжки.
5.4.Мероприятия по развитию обучающихся.
Практика: Просмотр различных видеоматериалов, прослушивание мелодий,
просмотр различных иллюстраций, посещение турниров по спортивным бальным танцам. Знакомство с регламентом проведения конкурсов. Сложности соревновательной
борьбы.
6. Разминка.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых фигур танца, под счет, под музыку,
целиком, по разделению. Отработка разучиваемой хореографии танца.
Танцы: Стирка, Автостоп, Вару-вару.
7. Основные принципы бальной хореографии.
o Техника исполнения:
 осанка, позиция двух танцоров в статике и динамике;
 точки контакта пары, соединения рук и траектории их движения относительно пары;
 соединение в паре;
 центр - контакт в статике и в динамике;
 баланс – равновесие, стабильность пары в статике и динамике;
 работа ступней и позиция стоп, работа ног - траектории движения и работы
стоп, включая построение и форму стоп и лодыжек;
 основные действия, перенос веса, балансирование;
 подъемы и снижения;

15

 свинг;
 спины и повороты, пивоты.
o Музыкальность движения: счет; ритм - соответствие ритмическим акцентам
музыки, тайминг;
o Партнерство: физические взаимодействие и средства обмена информацией;
согласованность действий, синхронность.
o Хореография и презентация: структуры и композиции; характер танца; позиционирование, владение паркетом; атмосфера.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение основных принципов хореографии.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых принципов, под счет, под музыку.
Отработка разучиваемых принципов.
8.Европейские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Медленный вальс, Венский вальс и Квикстеп. Основные фигуры “Е”, “D”
класса.
9.Латиноамериканские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Самба, Ча-Ча-Ча и Джайв. Основные фигуры “Е”, “D” класса.
10.Участие в соревнованиях. Подготовка стартовых книжек, костюмов, обуви,
причёсок. Умение определяться с программой соревнования, нахождения своих заходов, умения делать поклоны, умения выходить на парад, правильного поведения на награждении, умения переживать собственные неудачи и анализировать пути исправления ошибок, радоваться за удачи одноклубников, следить и болеть за понравившихся
танцоров, дуэты.
11.Концертная деятельность.
Теория: Понятие сцены, командного построения, ансамбля, синхронности, дисциплины коллектива, цели и истории мероприятия, к которому готовится танцевальный номер.
Практика: Участие в показательных выступлениях, мероприятиях различного
уровня. Участие в конкурсах, соревнованиях и танцевальных турнирах.
12.Зачетные занятия. Форма проведения - Открытый урок. Их проведение служит целям лучшей мотивации учащихся, даёт возможность уменьшить нагрузку на
психику обучающихся уменьшая объём единовременно сдаваемого материала. Каждое
зачётное занятие должно проводиться в доброжелательной атмосфере как праздник
танца. Во время зачетного занятия ученику необходимо подтвердить полученные навыки и умения во время демонстрации танцев (по одному или в парах), при необходимости с помощью педагога. Итоговое занятие - работа по закреплению пройденного
материала, анкетирование учащихся, определение задания и планов на лето.
13.Резервные часы. Проведение дополнительных занятий по укреплению мастер-

16

ства ансамбля, для индивидуальной работы с учениками.
1.3.5. Учебный план 3 года обучения.
9 часов в неделю

1
2
3
4

5

Вводное занятие
Техника безопасности
Воспитательная работа
Общественно-значимая деятельность
Общее представление о танце и музыке
5.1. Музыкальное сопровождение танца
5.2. Танцевальная азбука
5.3. Развитие физической подготовки
5.4. Мероприятия по развитию учащихся

6

7

8

9

Разминка
Основные принципы бальной
хореографии
7.1. Техника исполнения
7.2. Музыкальность движения
7.3. Партнёрство
7.4. Хореография и презентация
Европейские танцы
8.1. Медленный вальс
8.2. Танго
8.3. Венский вальс
8.4. Квикстеп
Латиноамериканские танцы
9.1. Самба
9.2. Ча-Ча-Ча
9.3. Румба
9.4. Джайв

10

Участие в соревнованиях

11
12
13

Концертная деятельность
Зачётные занятия
Резервные часы
Итого

Всего

Индивид

Подгруппа

Тема

Группа

№ п/п

Теория

Количество часов
Практика
Формы аттестации,
диагностики, контроля

2
1
1
1

4
4

3
3

1
1

1
1
1
1

5
5
5
3

2
2
2
2

1
1
1

9
9
9
6

1

5

2

1

9

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Контрольные упражнения
Эксперимент,
метод экспертных оценок
Контрольные упражнения

2
1
1
1

6
5
5
5

2
1
1
1

2
2
2
2

12
9
9
9

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

4
6
3
4

12
16
9
12

5
5
5
5

3
5
3
3

24
32
20
24

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей

4
4
6
4

12
12
16
12
6

5
5
5
5

3
3
5
3

24
24
32
24
6

2

2
2

2

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Заполнение и подсчёт
очков в стартовых книжках
Показательные выступления
Отчетные концерты

52

163

63

42

2
1
9
9

6
2
4
324

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1.3.6. Содержание учебного плана 3 года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Беседа, рассказ о спортивном бальном танце. Правила техники безопасности.
2.Техника безопасности.
3.Воспитательная работа.
Теория: Беседа, рассказ о целях становления личности.
Практика: в группах и подгруппах коммуникация, самоуправление, построение
задач и достижение цели.
4.Общественно-значимая деятельность.
Теория: Беседа, рассказ о добровольности и значимости участия в детских общественных организациях, РДДМ.

17

Практика: Квесты внутри клуба и с клубами учреждения, работа в стенгазете
клуба и учреждения, поисковые шаги (ветераны танцевального спорта), участие в тестированиях на сайте РДДМ.
5. Общие представления о танце и музыке.
5.1.Музыкальное сопровождение танца.
Теория: Варианты музыкального сопровождения: оркестр, электронная аудиоаппаратура, один или несколько музыкальных инструментов, вокальное исполнение мелодии. Характер музыки: веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный,
быстрый и т. д. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. Сильные доли такта, слабые доли,
акцент.
Практика: Упражнения по развитию музыкальности, ритмичности. Ритмичные
упражнения под музыку.
5.2.Танцевальная азбука.
Теория: История танца, знаменитые танцоры и музыканты.
Практика: Позиции рук, ног, стоп, положения корпуса. Построения и направления движения в зале. Композиции со сложной координацией движения. Этюды. Этюды в характере современной пластики.
5.3.Развитие физической подготовки.
Теория: Техника безопасности.
Практика: Тренаж как постепенный разогрев мышц. Упражнения для мышц шеи,
пресса, спины, ног. Прыжки. Повороты в движении медленно, быстро. Махи ногами
вперед, в стороны, назад. Ходьба с носка, на полу пальцах, с высоким подъемом колена.
Бег на полу пальцах, с высоким подъемом колена, пяток. Бег назад. Прыжки в сторону
с приставкой. Физические упражнения аэробной и анаэробной мощности. Отжимание
от пола, растяжки.
5.4.Мероприятия по развитию обучающихся.
Практика: Просмотр различных видеоматериалов, прослушивание мелодий,
просмотр различных иллюстраций, посещение турниров по спортивным бальным танцам.
6.Разминка.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение изучаемой техники движений.
Практика: энергичное, музыкальное исполнение танцев Стирка, Автостоп, Варувару.
7. Основные принципы бальной хореографии.
o Техника исполнения:
 осанка, позиция двух танцоров в статике и динамике;
 точки контакта пары, соединения рук и траектории их движения относительно
пары;
 соединение в паре;
 центр - контакт в статике и в динамике;
 баланс – равновесие, стабильность пары в статике и динамике;
 работа ступней и позиция стоп, работа ног - траектории движения и работы
стоп, включая построение и форму стоп и лодыжек;
 латинские действия;
 основные действия, растяжение, наклоны, вращения, переносы веса, балансирование;
 работа корпуса;

18

 подготовка – действие - восстановление;
 подъемы и снижения;
 свинг;
 пивоты, пивотирующие действия, продолженные спины;
 динамика – использование веса, времени, направления и энергетики.
o Музыкальность движения: счет; ритм - соответствие ритмическим акцентам
музыки.
o Партнерство: физические средства обмена информацией; время и пространство; согласованность действий.
o Хореография и презентация: структуры и композиции; позиционирование;
владение паркетом, характер танца; атмосфера.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение основных принципов хореографии.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых принципов, под счет, под музыку.
Отработка разучиваемых принципов.
8.Европейские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Медленный вальс, Танго, Венский вальс и Квикстеп. Основные фигуры
“Е”, ”D”, “С” класса.
9.Латиноамериканские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Самба, Ча-Ча-Ча, Румба и Джайв. Основные фигуры “Е”, “D”, “С” класса.
10.Участие в соревнованиях. Подготовка стартовых книжек, костюмов, обуви,
причёсок. Умение определяться с программой соревнования, нахождения своих заходов, умения делать поклоны, умения выходить на парад, правильного поведения на награждении, умения переживать собственные неудачи и анализировать пути исправления ошибок, радоваться за удачи одноклубников, следить и болеть за понравившихся
танцоров, дуэты.
11.Концертная деятельность.
Теория: Понятие сцены, командного построения, ансамбля, синхронности, дисциплины коллектива, цели и истории мероприятия, к которому готовится танцевальный номер.
Практика: Участие в показательных выступлениях, мероприятиях различного
уровня. Участие в конкурсах, соревнованиях и танцевальных турнирах.
12.Зачетные занятия. Форма проведения - Открытый урок. Их проведение служит целям лучшей мотивации учащихся, даёт возможность уменьшить нагрузку на
психику обучающихся уменьшая объём единовременно сдаваемого материала. Каждое
зачётное занятие должно проводиться в доброжелательной атмосфере как праздник
танца. Во время зачетного занятия ученику необходимо подтвердить полученные на-

19

выки и умения во время демонстрации танцев (по одному или в парах), при необходимости с помощью педагога. Итоговое занятие - работа по закреплению пройденного
материала, анкетирование учащихся, определение задания и планов на лето.
13.Резервные часы. Проведение дополнительных занятий по укреплению мастерства ансамбля, для индивидуальной работы с учениками.
1.3.7. Учебный план 4 года обучения.
10 часов в неделю
Количество часов

1
2
3
4

5

Вводное занятие
Техника безопасности
Воспитательная работа
Общественно-значимая деятельность
Общее представление о танце и музыке
2.1. Музыкальное сопровождение танца
2.2. Танцевальная азбука
2.3. Развитие физической подготовки

7

8

9

Разминка
Основные принципы бальной хореографии
4.1. Техника исполнения
4.2. Музыкальность движения
4.3. Партнёрство
4.4. Хореография и презентация
Европейские танцы
5.1. Медленный вальс
5.2. Танго
5.3. Венский вальс
5.4. Медленный фокстрот
5.5. Квикстеп
Латиноамериканские танцы
6.1. Самба
6.2. Ча-Ча-Ча
6.3. Румба
6.4. Пасодобль
6.5. Джайв

10

Участие в соревнованиях

11
12
13

Концертная деятельность
Зачётные занятия
Резервные часы

Всего

Индивид

4
4

4
4

1
1

2
2
11
11

3
3
3

4
4
4

2
2
2

1
1
1

10
10
10

3

1

2

6

1

1

10

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Контрольные упражнения
Эксперимент,
метод экспертных оценок
Контрольные упражнения

4
4
4
4

6
6
6
6

3
3
3
3

2
2
2
2

15
15
15
15

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

4
4
4
6
4

10
10
10
14
10

3
3
3
5
3

2
2
2
4
2

19
19
19
29
19

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей

4
4
4
6
4

10
10
10
14
10

3
3
3
5
3

2
2
2
4
2

19
19
19
29
19

Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Открытые занятия для родителей
Заполнение и подсчёт
очков в стартовых книжках
Показательные выступления
Отчетные концерты

4

8

Итого

Формы аттестации, диагностики, контроля

2
2
2
2

2.4. Мероприятия по развитию учащихся
6

Подгруппа

Тема

Группа

№
п/п

Теория

Практика

8

2

2
2

2

81

173

64

38

6
2
4
360

Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1.3.8. Содержание учебного плана 4 года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Беседа, рассказ о спортивном бальном танце. Правила техники безопасности.
2.Техника безопасности.
3.Воспитательная работа.

20

Теория: Беседа, рассказ о целях становления личности.
Практика: в группах и подгруппах коммуникация, самоуправление, построение
задач и достижение цели.
4.Общественно-значимая деятельность.
Теория: Беседа, рассказ о добровольности и значимости участия в детских общественных организациях, РДДМ.
Практика: Квесты внутри клуба и с клубами учреждения, работа в стенгазете
клуба и учреждения, поисковые шаги (ветераны танцевального спорта), участие в тестированиях на сайте РДДМ.
5. Общие представления о танце и музыке.
5.1.Музыкальное сопровождение танца.
Теория: Варианты музыкального сопровождения: оркестр, электронная аудиоаппаратура, один или несколько музыкальных инструментов, вокальное исполнение мелодии. Характер музыки: веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный,
быстрый и т. д. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. Сильные доли такта, слабые доли,
акцент.
Практика: Упражнения по развитию музыкальности, ритмичности. Ритмичные
упражнения под музыку.
5.2.Танцевальная азбука.
Теория: История танца, знаменитые танцоры и музыканты.
Практика: Позиции рук, ног, стоп, положения корпуса. Построения и направления движения в зале. Композиции со сложной координацией движения. Этюды. Этюды в характере современной пластики.
5.3.Развитие физической подготовки.
Теория: Техника безопасности.
Практика: Тренаж как постепенный разогрев мышц. Упражнения для мышц шеи,
пресса, спины, ног. Прыжки. Повороты в движении медленно, быстро. Махи ногами
вперед, в стороны, назад. Ходьба с носка, на полу пальцах, с высоким подъемом колена.
Бег на полу пальцах, с высоким подъемом колена, пяток. Бег назад. Прыжки в сторону
с приставкой. Физические упражнения аэробной и анаэробной мощности. Отжимание
от пола, растяжки.
5.4.Мероприятия по развитию обучающихся.
Практика: Просмотр различных видеоматериалов, прослушивание мелодий,
просмотр различных иллюстраций, посещение турниров по спортивным бальным танцам.
6.Разминка.
Теория: Хореографические этюды.
Практика: энергичное, музыкальное исполнение этюдов.
7. Основные принципы бальной хореографии.
o Техника исполнения:
 осанка, позиция двух танцоров в статике и динамике;
 соединение в паре, точки контакта пары, соединения рук и траектории их
движения относительно пары;
 центр - контакт в статике и в динамике;
 баланс – равновесие двух танцоров в статике и динамике;
 работа ступней и позиция стоп, работа ног - траектории движения и работы
стоп, включая построение и форму стоп и лодыжек;

21

 латинские действия - правильное исполнение специфических латинских действий, описанных в технике каждого танца;
 работа корпуса;
 изоляция и координация - использование различных частей тела при исполнении танца, не искажая действий в других частях;
 драйв экшн;
 подготовка – действие - восстановление;
 динамика – использование веса, времени, направления и энергетики; динамические качества: удар, давление, планирование, прикасание, щелчок и т.п.;
 подъемы и снижения;
 свинг;
 пивоты, пивотирующие действия, продолженные спины;
 сложные фигуры, “умелые”, искусные фигуры - экстремальные комплексные
линии, прыжки, батманы, направленные вращения и т.п.;
 линии.
o Музыкальность движения: счет и интерпретация его длительности; ритм - соответствие ритмическим акцентам музыки; музыкальная структура – фраза, мелодия,
припев, пауза, интенсивность и т.п.
o Партнерство: физические взаимодействие и средства обмена информацией;
выведение из баланса, контрбаланс, поддержки, броски; время и пространство; согласованность действий, постоянство, состояние.
o Хореография и презентация: структуры и композиции; невербальный обмен
информацией; позиционирование, владение паркетом; характер танца; приложение
энергии; атмосфера.
Теория: Беседа, рассказ, объяснение основных принципов хореографии.
Практика: Показ, исполнение разучиваемых принципов, под счет, под музыку. Отработка разучиваемых принципов.
8.Европейские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп. Основные фигуры “Е”, ”D”, “С”, “B”, ”A” класса.
9.Латиноамериканские танцы.
Теория: Беседа, рассказ о возникновении танца, о стране, в которой этот танец
зародился, развивался, о культуре этой страны, о характере этого танца, опрос, беседа,
объяснение изучаемой хореографии танца.
Практика: Показ, подводящие упражнения, исполнение основных фигур танца
под счёт, музыку. Отработка разученной хореографии.
Танцы: Самба, Ча-Ча-Ча, Румба, Пасодобль и Джайв. Основные фигуры “Е”,
”D”, “С”, “B”, ”A” класса.
10.Участие в соревнованиях. Подготовка стартовых книжек, костюмов, обуви,
причёсок. Умение определяться с программой соревнования, нахождения своих заходов, умения делать поклоны, умения выходить на парад, правильного поведения на награждении, умения переживать собственные неудачи и анализировать пути исправле-

22

ния ошибок, радоваться за удачи одноклубников, следить и болеть за понравившихся
танцоров, дуэты.
11.Концертная деятельность.
Теория: Понятие сцены, командного построения, ансамбля, синхронности, дисциплины коллектива, цели и истории мероприятия, к которому готовится танцевальный номер.
Практика: Участие в показательных выступлениях, мероприятиях различного
уровня. Участие в конкурсах, соревнованиях и танцевальных турнирах.
12.Зачетные занятия. Форма проведения - Открытый урок. Их проведение служит целям лучшей мотивации учащихся, даёт возможность уменьшить нагрузку на
психику обучающихся уменьшая объём единовременно сдаваемого материала. Каждое
зачётное занятие должно проводиться в доброжелательной атмосфере как праздник
танца. Во время зачетного занятия ученику необходимо подтвердить полученные навыки и умения во время демонстрации танцев (по одному или в парах), при необходимости с помощью педагога. Итоговое занятие - работа по закреплению пройденного
материала, анкетирование учащихся, определение задания и планов на лето.
13.Резервные часы. Проведение дополнительных занятий по укреплению мастерства ансамбля, для индивидуальной работы с учениками.

23

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модель будущего выпускника.
Обладает элементами художественным и эстетическим вкусом, творческим воображением.
Знает общие правила поведения и этикета; владеет культурой общения с противоположным полом, с коллективом.
Обладает общероссийской гражданской идентичностью, чувством патриотизма,
гражданской ответственности, гордости за историю России.
Имеет представление о традициях и обычаях разных стран, на основе культуры и
истории которых развивается стандартный и латиноамериканский бальный танец.
Сформированы знания, умения и навыки по бальной хореографии в двоеборье «танцевальная эрудиция».
Обладает чувством ритма, музыкальностью (имеет представления о музыкальной
грамоте), необходимыми для танцора физическими качествами – спортивной осанкой,
силой, выносливостью, быстротой, координацией движения и т.д.
Владеет техникой исполнения фигур и танцев двоеборья; умеет исполнять движения, передавая их эмоциональный настрой.
Умеет ориентироваться в пространстве – в зале, на сцене, на танцевальной площадке.
Имеет класс мастерства, в соответствии с «Правилами всероссийской ФТСАРР о
возрастных категориях и классах мастерства спортсменов».
Имеет спортивный разряд, на условиях, оговоренных в Разрядных требованиях
Единой Всероссийской классификации спортсменов.
Знаком с сопутствующими профессиями.
В том числе учащийся по уровням освоения программы:
1. Уровень – ознакомительный. Легко воспринимает игровой способ подачи материала; хорошо работает над короткими заданиями; мальчики и девочки воспринимают информацию одинаково физически и интеллектуально. Освоено начальное чувство ритма, музыкальности. Приобретены необходимые физические качества: сила,
ловкость, быстрота, выносливость. Освоены игровые, массовые и последовательные
танцы; освоены основы исполнения двоеборья по классам «Н», «Е». Начато участие в
конкурсах и концертах.
2. Уровень - общекультурный (базовый). Воспринимает игровой и деловой способ подачи материала; работает над 15 минутными заданиями. Контролирует осанку.
Восприятие информации у девочек наглядно-образное, быстрое, а у мальчиков же
лучше воспринимаются логические взаимосвязи событий и упражнений. У учащихся
возникает сотрудничества в паре, коллективе. Достигается изучение танцев двоеборья
по классам «Н», «Е», «Д». Продолжается участие в конкурсах и концертах.
3. Уровень – углубленный. Владеет сторонами тела; легко воспринимает игровое
воспитание с физическими нагрузками; запоминает сложные действия работы стоп и
рук; уже способен обучаться своей линии поведения в характере каждого танца. Способен качественно запоминать и отрабатывать задания самостоятельно или в паре.
Происходит изучение танцев двоеборья по классам «Д», «С». Активное участие в
конкурсах, концертах, в ансамблевых постановках коллектива.
Предметные результаты:

24

По окончании курса учащиеся должны:
• предметно владеть историей развития стандартного и латиноамериканского спортивного танца;
• ознакомиться с традициями и обычаями различных стран;
• освоить специальные координационные навыки и умения, развить слух, ритм, музыкальную память;
• усовершенствовать физическую подготовку, освоить базовые знания по классической хореографии;
• принять участие в различной соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать и уметь применять на практике:
• пространственное и ассоциативное воображения, наряду с физическим взаимодействием с партнерами научиться применять вербальную связь, социализировать в
группе;
• элементы артистизма и выразительности движений, посредством работы с фокусом
посыла – приёма информации;
• освоенные творческие способности, укрепленный социальный опыт в массовой воспитательной среде (в ансамбле, в капустниках, на открытых уроках, в мероприятиях
учреждения).
Личностные результаты:
• становление российской гражданской идентичности, социальной активности через
создание в объединении органов самоуправления;
• воспитание любви к клубу, городу, Родине;
• приобретение чувственных образов, эмоциональной сферы личности, позволяющие
укрепить творческую инициативу и способность к самовыражению в двоеборье.
1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1.Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющим профессиональное образование педагогахореографа, являющегося судьей Высшей Всероссийской категории по спортивным
танцам Федерации танцевального спорта России, имеющим высшее спортивное образование и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
1.5.2.Материально-техническое оснащение
эпидемиологическим требованиям.
Зал 3-го этажа
1.Оборудование
Танцевальный зал паркетный
Общего
Стол
Назначения
Стул
танцевального
Маленький стол
зала
Шкаф для ковриков
Кулер
Помпа
Бутыли для воды 19л
Удлинитель к Кулеру

–

соответствует

санитарно400 кв.м
2 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
3 шт.
8 метров

25

Шторы на окна вертикальные сдвижные
Сплит-система кондиционирования
(одна вышла из строя) + один пульт
Ящик для чистки танцевальной обуви
Щётки для чистки танцевальной обуви
Зеркала вдоль 3 стен по периметру
Станки вдоль двух стен
2.Спецоборудование Информационная доска
танцевального зала Гантели
Палки длиной 1 м для упражнений
Прыгалки
Утяжелители для ног и рук

3.Раздевалки
женская и
мужская

4.Кабинет –
тренерская комната

5.Гаджеты
Зал 2-го этажа
Оборудование
общего
назначения

10 шт.
2 шт.

Музыкальный центр + пульт управления
Флешка с музыкой
Коврики
Лавки
Вешалка на ножке
Стулья
Вешалки на стенах
Ящик для старой обуви
Зеркало с тумбой в женской раздевалке
Зеркало настенное в мужской раздевалке
Туалет с унитазом в мужской раздевалке
Умывальник
Стол
Посуда для чая (сахарница, чашки, ложки)
Электрочайник
Маленький стол
Диван
Кресла
Стулья
Вешалка
Шкафы
Кубки тск “ПА+ПА”
Костюмы тск “ПА+ПА”
Громкоговоритель
Холодильник
Штора на окне вертикальная сдвижная
Ящик для мусора
Для очного дистанционного обучения наличие
гаджетов с выходом в интернет.
Танцевальный зал паркет ламинатный
Зрительская зона, линолеум
Стол

1 шт.
4 шт.
35 м
14 м
1 шт.
1 комплект
3 шт.
3 шт.
2 комплекта
1 шт.
1 шт.
15 шт.
10 шт.
2 шт.
5 шт.
40 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
2 шт.
6 шт.
1 шт.
3 шт.
120 шт.
50 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
У всех

15х15 м = 225 кв.м
15х6 м = 90 кв.м
3 шт.

26

зала

Стул
Маленький стол
Кресла (по 5 штук в комплектах)

Пьедестал 1,2,3 место
Телевизор Пионер
Ящик для чистки танцевальной обуви
Освещение на тросах под потолком
Освещение по периметру зала,
навесные лампы
Рубильник освещения зала
Спецоборудование Информационная доска
зала
Палки длиной 1 м для упражнений
Музыкальный центр + пульт
Флешка с музыкой
Удлинитель к центру
Коврики
Сцена
Ступени и часть пола сцены (ковролин)
со ступенями
Занавесь задник сцены
Вазы
Искусственные цветы
Трибуны 4х4, 2 ступени
Стойки 9 шт.+перекладины на них 6 штук.
Для вешалок.
Пианино
Баннеры для мероприятий разных размеров
Холл 2 этажа
Эмблема тск “ПА+ПА”
Шкаф для кубков со стеклянными дверями
Кубки
Баннер – реклама “ПА+ПА”

2 шт.
2 шт.
150 посадочных
мест
1 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
12 шт.
1 шт.
1 шт.
3 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
15 шт.
10х6м = 60 кв.м
10х8м=1 шт.
2 шт.
12 шт.
2 штуки
Набор
1 шт.
10 шт.
1 шт (1х1 м)
1 шт.
30 шт.
1 шт.

Для занятий необходимо:
Одежда должна быть удобной, не стесняющей движений:
- Для девочек: купальник, футболка, лосины или трико, юбка.
- Для мальчиков: футболка или рубашка, брюки.
- Обувь: танцевальная обувь с высотой каблука по возрасту ребёнка, джазовки, кроссовки.

27

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Программа рассчитана на прохождения курса в режиме учебных групп, подгрупп, всем составом объединения одновременно и индивидуальных занятий для учащихся от 7 до 14 лет. В результате реализации программы возможны индивидуальные
занятия, занятия с малым или переменным составом групп.
Занятия начинаются - 1 сентября.
Занятия заканчиваются - 31 мая следующего года.
Количество учебных недель – 36.
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения.
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ.
Формы подведения итогов реализации программы:
Виды аттестации учащихся: начальная, промежуточная, итоговая. Сроки их проведения: в начале учебного года, в начале года, в конце учебного года. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:
• педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики умений и навыков, уровня взаимоотношений в паре;
• рефлексия результативности после изучения тем;
• контрольные упражнения;
• сравнительная оценка друг друга и ее обоснование;
• самостоятельное составление элементарных композиций танцев;
• анализ результатов анкетирования, тестирования;
• отзывы учащихся и родителей;
• концерты (выступления на праздниках, показательные выступления, отчетные концерты, фестивали);
• конкурсы исполнителей спортивного бального танца (рейтинговые - турниры, соревнования на кубок административных и федеральных округов, первенства и чемпионаты муниципального образования, субъекта РФ, России);
• отчетные концерты;
• анализ внутри коллективных конкурсов, в том числе командных.
• заполнение классификационных книжек.

Критерии

2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
1 уровень - (общекультурный) ознакомительный уровень
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
(3 балла)
(2 балла)
(1 балл)

четко выполняет все вы- Выученные движения,
ученные движения, пока- показываемые педагозываемые педагогом
гом, выполняются не
полностью, требуется
повтор движений.
Правильно выполняет
все выученные шаги и
фигуры под счет и музыку без помощи педагога,
легко учит новые движения, быстро переключается от одного танца к
другому

Правильно выполняет
все выученные фигуры
под счет и музыку с помощью педагога, изучение новых движений
требует повтора, переключается от одного
танца к другому не сразу,
а с помощью педагога
Хорошо слышит музыку, Слабо слышит музыку,
старательно и аккуратно старательно, но не аккуисполняет движения,
ратно исполняет движеследит за осанкой.
ния, не всегда следит за
осанкой.

Эстетические навыки

Практические навыки

Технические
навыки

28

Выученные движения,
показываемые педагогом, выполняются не
полностью, требуется
неоднократный повтор
движений.
Неправильно выполняет
Выученные шаги, путает
счет, плохо слышит музыку, не запоминает новые движения, не умет
переключаться от одного
танца к другому.
Не слышит музыку, не
старательно и небрежно
исполняет показанные
движения, не следит за
осанкой.

2 уровень - общекультурный (базовый)

Эстетические навыки

Практические навыки

Техни- Крические терии
навыки

Уровни
Высокий
Средний
(3 балла)
(2 балла)
Умеет танцевать в паре, Умеет танцевать в паре,
легко осваивает танцы с не сразу осваивает танцы
более сложной координа- с более сложной коордицией.
нацией.
Хорошо развиты самоРазвиты навыки самостоятельные навыки от- стоятельной отработки
работки элементов и ис- элементов, но не умеет
пользование их в своих
использовать их в вариавариациях, хорошо ори- циях без помощи педагоентируется на танцега, ориентируется на
вальной площадке
танцевальной площадке.

Низкий
(1 балл)
Не умеет танцевать в
паре, с трудом осваивает
танцы с более сложной
координацией.
Плохо развиты навыки
самостоятельной отработки элементов, не умеет использовать элементы в вариациях без помощи педагога, плохо
ориентируется на танцевальной площадке.
Следит за позицией гоСледит за позицией гоНе следит за позицией
ловы, рук и ног во время ловы, рук и ног во время головы, рук и ног во
исполнения фигур. Учи- исполнения фигур. Не
время исполнения фигур.
тывает ритмические осо- учитывает ритмические
Не учитывает ритмичебенности исполняемого
особенности исполняеские особенности исполтанца и той музыки, под мого танца и той музыки, няемого танца и той мукоторую он исполняется. под которую он исполня- зыки, под которую он
ется.
исполняется.

3 уровень - углубленный

Эстетические навыки

Практические
навыки

Техниче- Криские навы- терии
ки

29

Высокий
(3 балла)
Умеет танцевать в паре с
усложнением шейпов тела, легко осваивает хореографию со сложной координацией и ритмикой.
Отлично развиты навыки
баланса, отработки элементов и использование
их в своих вариациях,
отлично ориентируется
на танцевальной площадке
Следит за фокусом тела
и головы во время исполнения хореографии.
Учитывает ритмические
особенности исполняемого танца и той музыки,
под которую он исполняется. Хорошо использует артистизм, импровизацию.

Уровни
Средний
(2 балла)
Умеет танцевать в паре с
шейпами, не сразу осваивает танцы со сложной координацией и
ритмикой.
Развиты навыки баланса,
отработки элементов, но
не умеет использовать их
в вариациях без помощи
педагога, ориентируется
на танцевальной площадке.
Следит за фокусом тела и
головы во время исполнения хореографии. Не
учитывает ритмические
особенности исполняемого танца и той музыки,
под которую он исполняется. Использует артистизм, импровизацию.

Низкий
(1 балл)
Не использует шейпы в
паре, с трудом осваивает
хореографию со сложной
координацией и
ритмикой.
Плохо развиты навыки
баланса, не умеет использовать элементы в
вариациях без помощи
педагога, плохо ориентируется на танцевальной площадке.
Не всегда следит за фокусом тела и головы во
время исполнения хореографии. Не учитывает
ритмические особенности исполняемого танца
и той музыки, под которую он исполняется. Не
всегда использует артистизм, импровизацию.

Классификационная книжка.
В книжку заносятся результаты выступления спортсмена на каждых соревнованиях – уровень соревнования, количество пар в этом соревновании и занятое место
спортсмена. А также проставляется количество баллов, заработанное спортсменом в
результате победы над своими соперниками.
Темп набора очков в течение года говорит о качестве развития спортсмена. Темп
набора баллов в двоеборье позволяет скорректировать работу педагога над развитием
качеств обучающегося в нужном направлении.
Получение спортивного разряда говорит об уровне спортсмена среди сверстников муниципалитета или субъекта мотивирует тренера и спортсмена на взятие новых
высот развития качеств обучающегося.
2.4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Диалектика танца.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом.
Учащиеся быстрее осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к
зрительному восприятию, позволяет обучающемуся считывать движения. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушая музыку, и
не глядя на соседа (он может ошибаться).
Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо

30

подвести танцоров к изменению мироощущения из «я» в «мы», потому, что, только
ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Стандартный и латиноамериканский танец «начинается от пола», и следует показывать и объяснять в последовательности:
• куда наступаем (как переносим вес тела);
• как ставим ногу (как работает стопа);
• что делает колено;
• как работают бедра;
• что делает корпус;
• как танцуют руки;
• куда направлен взгляд (что делает голова);
• о чём думает мозг в данный момент.
Главные методические задачи.
Двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность в движениях. Физическое движение под музыку обеспечивает активный отдых. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно - сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях
ведет к общему оздоровлению организма. Немаловажным является и лечебный эффект.
В результате регулярных занятий создается мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, учащийся меньше болеет.
Художественно - эстетическое и культурное развитие обучающихся, приобщение к
миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца,
прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивает и внутренне обогащает обучающихся, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства, взаимоотношение человека с окружающим миром.
Культуры общения между собой в паре, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, шоу - представлений, конкурсов. Педагог чередует постановку задач парам во время мини - состязаний и мотивирует желание учащихся к достижению успеха.
Наставничество. Программа предполагает работу с теми, у кого велико стремление
к лидерству, но технического мастерства не хватает. Для этого педагог отводит часы индивидуальной работы по оттачиванию определенной техники исполнения танца, исправлению стойки, постановке индивидуального художественного образа в разных танцах. В
этой схеме большую помощь педагогу оказывают учащиеся углубленного уровня – они
становятся наставниками малых групп, пар, солистов. Наставники помогают товарищам,
помогают найти общий язык обучающимся младших возрастных групп.
Историческим законодателем моды в бальных танцах является Англия, поэтому
название шагов и фигур звучат на русском и английском языках. Отсюда вытекает
связь с изучением английского языка.

31

Ну и, наконец, самая тесная взаимосвязь прослеживается между танцами и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начиная с разминки, имея
кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждое занятие имеет конкретную цель - натренировать те или иные группы мышц для
выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как, создают и укрепляют мышечный корсет, так и улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют
психику.
Методы и формы обучения:
• Словесный - рассказ, беседа, объяснение, описание, анализ, указания, обсуждение;
• Наглядный - показ, наблюдение, зеркальное изображение;
• Практический - подводящие упражнения, имитационные упражнения, направляющая помощь преподавателя, облегчение внешних условий, выполнение основ техники,
с усложнением условий, в комбинациях упражнений, упражнения на развитие двигательных качеств в условиях близких к соревновательным условиям;
• Методы формирующиеся на основании уровня деятельности обучающихся:
- репродуктивный - точное воспроизведение движений по показу;
- творческий - импровизация.
2.5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) «Viennese Waltz» - B.D.C., Recommended version, издание ISTD, 2001 год.Technique
of Ballroom Dancing – Guy Howard, 6-е издание, 2011 год.
2) The Ballroom Technique – ISTD, 10-е издание, исправленное, 1994 год.
3) WDSF Latin Technique Books, издание WDSF, 2013 год, в составе 5 книг: Samba; Cha
Cha Cha; Rumba; Paso Doble; Jive.
4) WDSF Syllabus – программа World Dance Sport Federation (WDSF), содержащая перечень фигур, разрешенных для исполнения в возрастных группах - мальчики и девочки на соревнованиях WDSF. Программа содержит ряд дополнительных фигур по сравнению с перечнем фигур, описанных в WDSF Technique Books – учебниках по технике
латиноамериканских и европейских танцев, издание WDSF.
5) Акуленок С. В. История развития бальных танцев в СССР и России. Главы из книги
«Кто есть кто?» Выпуск 5, том 2. – М., Международный объединенный биографический центр, 2003.
6) Боттомер П. Уроки танца / Перевод с англ. К. Молькова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
7) Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение,
1991.
8) Водолажская Т.В. Идентичность гражданская//Образовательная политика. 2010. N 56. С. 140-142.
9) Гай Ховард “Техника исполнения европейских танцев” медленный вальс, танго,
венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп – 2014 год
10) «Восхождение к творчеству» Гасанова, З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан»,/З.Т. Гасанова, // Педагогика -2005, №6. С.59−63/
11) Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС,
2003.
12) Книги «Latin American» – издание ISTD, 6-е пересмотренное издание, в составе 5
книг: «Part 1. Rumba», 1998 год; «Part 2. Cha Cha Cha», перепечатанное и исправленное

32

в 2003 году; «Part 3. Paso Doble”, 1999 год; «Part 4. Samba», перепечатанное и исправленное в 2002 году; «Part 5. Jive», перепечатанное и исправленное в 2002 году.
13) Книги Walter Laird, издание IDTA, в составе двух книг:«The Laird Technique of Latin Dancing» – Walter Laird, издание 7-е, 2014 года; «Technique of Latin Dancing. Supplement» – Walter Laird, издание 1997 года, перепечатка 1998 года.
14) Овчинникова // Педагогика 2007,-№1 с 93 -101//
15) Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики./
Н.П.
16) Рубинштейн Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы
стать первым». Книга по психологии танцевального спорта ведущего танцевального
психолога в России в трех частях: "Закон успешной тренировки", "Пара", "Тренер". М., 2002.
17) Скробот А.А., авторская программа, Дом творчества им. В.Дубинина, Новосибирск,1997.
18) Юшкин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности
молодежи в современной России: дис. канд. политол. наук. Тула, 2007. С. 35-36.
Список литературы для обучающихся
1) “Viennese Waltz Technique” – издание ISTD, которое является перепечаткой описания техники исполнения венского вальса, принятой IDTA
2) Blackpoll -1997-2023 congrees (DVD)
3) Волтер Лэйерд “Техника латиноамериканских танцев” Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасодобль, Джайв - 2014 год
4) Гай Ховард “Техника исполнения европейских танцев” медленный вальс, танго,
венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп – 2014 год
5) Положение ФТСАРР о допустимых танцах и фигурах.
6) Положение ФТСАРР о начислении очков и присвоение классов
7) Правила спортивного костюма.
8) Правила ФТСАРР о возрастных категориях и классах мастерства спортсменов
9) Школа чемпионов - 2014-2023 (DVD)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».