Голос. Дети

№п/п

Раздел

Страницы

1.1
1.1.1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и вид программы
4

1.1.2
1.1.3

Новизна, актуальность и целесообразность программы 4
Отличительные особенности программы
4

1.1.4 Адресат программы
5
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
5
1.1.6 Форма обучения
5
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса 5
1.1.8 Режим занятий
6
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
6
1.2.2 Основные задачи программы
6
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
7
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года
8
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
11
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года
1
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
15
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года
16
1.3.7 Учебный план 4 года обучения
19
1.3.8 Содержание учебного плана 4 года
20
23
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
24
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
24
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
24
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
25
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
25
2.2.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
25
2.3.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
26
2.4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
30
2.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся», Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г, № 196,
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ, Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей, Методическим рекомендациям «Об
использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления». Уставом МБУ ДО ГДДТ г.
Шахты и
другими нормативными документами, регламентирующими
деятельность организации дополнительного образования.
Система дополнительного образования - это многоуровневая, многоступенчатая,
вариативная открытая система, обеспечивающая реализацию образовательных
потребностей за пределами основных общеобразовательных программ. Ключевым
моментом в развитии дополнительного образования детей является создание
условий для самореализации, саморазвития личности, развития творческих
способностей ребенка и чем раньше эта работа будет проводиться, тем
эффективнее она будет.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования
детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений
дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и
молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным
явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать

творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить
детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой
фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения
личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных
песен с музыкальным сопровождением.
1.1.1. Направленность и вид программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Голос.
Дети» является программой художественной направленности.
Вид программы - модифицированная
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет
содержание обучения вокалу детей, методы работы педагога по формированию и
развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна
программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков
обучающихся
последовательности,
сопровождающая
систему
практических занятий.
Целесообразность программы. Пение является весьма действенным
методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе
эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это
путь через игру, фантазирование.
Актуальность программы. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог
овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в
творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
разработана программа дополнительного образования детей направленная на
духовное развитие обучающихся.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного и
школьного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.
При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые
способности.

1.1.4 Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте
от 6 до 12 лет, обладающих большим желанием к обучению вокальному
творчеству и сценическому мастерству, обладающие задатками чувства ритма,
слуха и музыкальности, артистизма, способностью к систематическим занятиям.
ситуации успеха.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы: общекультурный (базовый)
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Объем программы: 720 часов.
1.6 Форма обучения:
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни
или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных
условий возможна реализация программы с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего
(родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть
интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
В результате реализации программы возможны индивидуальные занятия, занятия
с малым или переменным составом групп.
Дети, закончившие обучение по программе, имеют право получить свидетельство
об обучении по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна
корректировка программы. Программа может быть реализована за счет
уплотнения материала.
Численность обучающихся по программе:
1-й год обучения – не менее 15 человек;
2-й год обучения – не менее 12 человек;
3-й год обучения – не менее 10 человек;
4-й год обучения – не менее 8 человек.

1.8. Режим занятий
Первый год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
Второй год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
Третий год обучения – 216 часов (1 раз в неделю 2 часа, 1 раз в неделю 4
часа)
Четвертый год обучения – 216 часов (1 раз в неделю 2 часа, 1 раз в неделю 4
часа)

1.2. Цель и задачи программы
1.2.1.
Цель программы: развитие творческих способностей
формирование у них устойчивого интереса к песенному творчеству.

детей,

1.2.2. Задачи программы:










Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата.

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1-го года обучения
№
п/п

Количество часов
Формы
Теори Практ Всего аттестации,
Раздел/ Тема
диагностики,
я
ика
контроля
I. Пение как вид музыкальной
44
деятельности.
Введение в программу «Введение
Опрос
1.1
2
2
в мир музыки»
1.2 Особенности эстрадного пения
4
4
8
Опрос
Педагогическ
1.3 Строение голосового аппарата.
3
3
ое
наблюдение
1.4 Правила охраны детского голоса
3
3
Тест-игра
1.5 Вокально-певческая установка.
4
8
12
Тест-игра
Упражнения на дыхание по
Педагогичес1.6 методике А.Н. Стрельниковой
2
14
16
кое
наблюдение
II. Формирование детского голоса.
74
Педагогичес2.1 Звукообразование
4
12
16
кое
наблюдение
Педагогичес2.2 Певческое дыхание
4
10
14
кое
наблюдение
2.3 Дикция и артикуляция
4
4
8
Опрос
2.4 Речевые игры и упражнения.
4
14
18
Тест-игра
2.5 Вокальные упражнения.
10
8
18
Тест-игра
Слушание
музыкальных
8
III. произведений, разучивание и
исполнение песен.
Произведения современных
Педагогичес3.1 отечественных композиторов.
2
6
8
кое
Детские песни В. Шаинского.
наблюдение
Игровая деятельность,
IV.
10
театрализация песни.
Разучивание движений, создание
игровых и театрализованных
4.1.
10
моментов для создания образа
песни
V. Воспитываем и познаем
6

VI. Итоговое занятие
Итого

2
144

1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения
I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Введение в мир музыки. Появление музыки в жизни человека и её
значение. Звуки музыкальные и немузыкальные. Мелодия и аккомпанемент.
Появление нот в музыке.
1.2. Особенности эстрадного пения. Предварительное ознакомление с
голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач
вокальной студии. Строение голосового аппарата, раскрытие понятия
«манера исполнения».
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.
Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и
«сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за
ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие
кантиленного
пения.
Пение
staccato.
Слуховой
контроль
за
звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила
дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка,
«зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений:
на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения,
формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Вокальные упражнения. Комплекс вокальных упражнений для
развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его
основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания
детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в
нюансе mf для избежания форсирования звука. Упражнения первого уровня,
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо
при постепенном выравнивании гласных звуков.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
3.1. Произведения современных отечественных композиторов. Детские
песни В. Шаинского. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Детские песни В.Шаинского. Работа над сложностями
интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и
певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением
музыкальных инструментов.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
4.1. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов
для создания образа песни
Тема V. Воспитываем и познаём.
Беседы по темам: «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»; «Россия – моя Родина»; «Знакомство с флагом России».
Тема VI. Итоговое занятие.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
2. « Моя Россия» Струве
3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
4. «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов
5. « Неприятность эту мы переживём» сл.А.Хайт, муз.Б.Савельев
6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
7. «Песенка-чудесенка» В.Шаинский
8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
10.« Бедный ежик»А.Ермолов.
11.Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка».
«Колыбельная». «Медведи». «Танго».
12.«Мой щенок» Чичков Ю., сл. Пляцковского М.
13.« Мир похож на цветной луг» Шаинский В., сл. Пляцковского М
14.«Улыбка». Шаинский В, сл. Пляцковского М. .

1.3.3 Учебный план 2-го года обучения
№пп Раздел/Тема

Количество часов
теория

I.

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

II.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

III.

3.1
3.2
IV.
V.

Пение
как
вид
музыкальной
деятельности.
Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
Певческая установка.
Дыхание.
Унисон.
Правила охраны
детского голоса.
Звуковедение.
Дикция.
Развитие
музыкального слуха,
музыкальной памяти.
Основные понятия
музыкальной грамоты
Высокие и низкие
звуки. Мажор и минор
Строение песни: мотив,
фраза, куплет, припев
Тембры певческих
голосов
Развитие чувства ритма
Вокальные упражнения
Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение песен.
Произведения
современных
отечественных
композиторов
Сольное пение
Игровая деятельность,
театрализация.
Воспитываем и

практика всего

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

45
4

-

4

Опрос

5

5

10

5

5

Педагогическое
наблюдение
Опрос

1

-

1

Опрос

5
5

5
5

10
10

Опрос
Тест-игра

10

54

5

5

10

Опрос

5

5

10

Тест-игра

5

7

12

Опрос

4
5

4
5

8
14

Тест-игра
Опрос

27

6

5
6

12

18

Опрос

9

9

Опрос

5

10
6

VI.

познаём
Итоговое занятие
Итого

2

2
144

1.3.4 Содержание учебного плана второго года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Постановка целей и задач на год. Знакомство с годовой тематикой. Правила
техники безопасности. Пение как вид музыкально-исполнительской
деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио),
хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным
ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об
ансамблевом пении. Разновидности ансамбля, как музыкальной категории
(общий, динамический, тембровый).
1.2. Певческая установка. Дыхание. Какое значение имеет дыхание в
пении.
1.3. Унисон. Понятие «унисон», его значение. Понятие единства общего
звучания по высоте, силе, тембру.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение;
несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар;
неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по
физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая
продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых
произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Звуковедение. Знакомство с понятием «легато» (связное пение).
Гласные и согласные, их роль в пении, их взаимоотношение.
Динамические нюансы: пиано, форте, мецце пиано, мецце форте. Певческий
диапазон. Пение с мягкой атакой звука. Округление гласных звуков; упр.
«По- разному ». Упражнения на динамические нюансы: «И тихо, и громко», «
На воображаемой гармошке »Упражнение «Вверх –вниз» для определения
певческого диапазона.
1.6. Дикция. Понятие «дикция». Упражнения на развитие органов
артикуляции: челюсти, губ, глотки. Чтение стихов; работа над
скороговорками типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал

дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю
летит», «Купил кипу пик». Речевая дикционная разминка.
Тема II. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Основные
понятия музыкальной грамоты.
2.1. Высокие и низкие звуки. Мажор и минор. Восходящие и нисходящие
движения мелодии. Что такое мелодия, изменение мелодии, Понятие мажора
и минора в песне
2.2. Строение песни: мотив, фраза, куплет, припев.
2.3. Тембры певческих голосов. Определение тембра голоса в песне,
прослушивание.
2.4. Развитие чувства ритма. Понятие «музыкальный ритм». Темпы и
темповые обозначения. Показать ритмический рисунок хлопками в ладоши.
Определять ударные и безударные звуки. Упражнения: «Хлопай в такт»,
«Спой своё имя», «Хор часов», «Повтори ритм», «Ритмическая сказка».
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем.. Унисонные упражнения. Пение
упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
Упражнения первого уровня, формирование певческих навыков: мягкой
атаки звука;
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
3.1.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.

3.2. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного
интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни
Тема V. Воспитываем и познаём. Беседы на темы: «С чего начинается
Родина?»; «Отечества достойные сыны».
Тема VI. Итоговое занятие.

1.3.5 Учебный план 3-го года обучения
Количество часов
№
I.
1.1
1.2
1.3.
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
III.

3.1

3.2
IV.
V.
VI.
VII.

Раздел/Тема

Теория

Практика

Пение как вид музыкальной деятельности
Вокально-певческая
2
20
установка. Дыхание.
Распевание.
2
14
Упражнения на
дыхание по методике
4
18
А.Н. Стрельниковой.
Музыкально-теоретическая подготовка
Основы музыкальной
10
16
грамоты.
Развитие чувства ритма.
8
14
Двухголосие.
4
10
Речевые игры и
4
16
упражнения

58
22

Педагогическое
наблюдение

16
20

Педагогическое
наблюдение

102
26

Опрос

22
14

Тест-игра
Опрос

20

Тест-игра
Педагогическое

Дыхание, опора
дыхания.

4

16

Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен
Произведения
современных
8
8
отечественных
композиторов
Сольное пение.
Элементы
хореографии
Концертноисполнительская
деятельность
Воспитываем и
познаём
Итоговое занятие
Итого

Всего

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

5

6

2

4

20
27

16

Опрос

11

Педагогическое
наблюдение

6
15

6

6
2

наблюдение

2
216

1.3.6. Содержание программы третьего года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Дыхание.
Повторение и закрепление знаний, полученных на втором годуобучения.
Упражнения для подготовки вокального аппарата к пению: физические
упражнения – «Язычок», «Поющая лягушка», «Утюг». Вокальные
упражнения: «Игра с голосом», «Ленивый слог», «упражнение на беглость».
Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием: «Лыжник»,
«Трубач». Упражнения на укрепление дыхания.
1.2. . Распевание. Повторение знаний, полученных на первом году обучения.
Упражнения на распевание: для освобождения нижней челюсти на слова –
дай, май, бай; для активизации языка и губ на слоги – бри, бра, брэ, а
также ля, ле и т.д. Упражнения на развитие большого дыхания, на развитие
органов артикуляции (следить , чтобы рот и губы, язык были активными,
упруго произносились согласные звуки в конце слова – «но-но», «гоп-гоп»,
«цок-цок», «стоп-стоп».Для распеваний используются начальные фразы
известных авторских песен – М.Карасева «Елочка», В,Калашникова «Теньтень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро» распевания «Родина моя»,
«Утром встаю, песенку пою», «Милая мама».
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: прием «Эхо», прием «Перекличка»,
прием «Соревнование» Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Усложнение упражнений. Работа в парах.
Тема II. Музыкально-теоретическая подготовка.
2.1. Основы музыкальной грамоты. Повторение знаний, полученных в
первый год обучения. Знакомство с тональностью и гаммой.Тоника.
Устойчивые и неустойчивые ступени. Размер: 2/4, 3/4, 4/4. Пение мажорных
и минорных гамм в восходящем и нисходящем движени.Определение
размера произведения, пение музыкальных примеров в разных размерах.
2.2. Развитие чувства ритма. Знакомство с ритмами марша, польки, вальса.
Выполнение ритмических упражнений: «Повтори ритм», «Сочини ритм»,
«Ритмизация
слов»,
«Досочини
песенку»,
«Поём
шуткиприбаутки».Упражнение-игра
«Хлопай
в
ладоши».
Упражнения
:»Маршируем под музыку», «Спой своё имя», «Угадай имя», «Хор часов»,
«Колокольный перезвон».

2.3. Двухголосие. Понятие двухголосие. Определение в произведении.
Многоголосие, знакомство с мелодическим и бесконечным каноном. Пение
вокальной группой упражнений и песен с элементами двухголосия ; пение
канонов.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Учить
детей
при
исполнении
упражнения
сопровождать
его
выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения,
тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание
чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные
дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и
формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.2.
Работа
с
солистами.
Развитие
показателей
певческого
голосообразования как осознанного умения произвольно включать
отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их
на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение
музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи
образа песни.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.

Тема VI. Воспитываем и познаём. Беседы на темы: «Герб, флаг, гимн
России»; «Моё Отечество»; «Национальные традиции».
Тема VII. Итоговое занятие.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
2. «Балалайка» Татьяна Морозова
3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
9. «Новый год» Ал. Ермолов
10.«Облака» В.Шаинский, сл.М.Пляцковского
11.«Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12.«Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13.«Рождественская песенка»
14.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
15.«Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
16.«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

1.3.7 Учебно-тематический план (4-й год обучения)
Количество часов
№
I.
1.1
1.2

Раздел/Тема

Теория

Практика Всего

Пение как вид музыкальной деятельности
Вокально-певческая
1
16
установка.
Певческая установка в
различных ситуациях
1
14
сценического действия.

1.3.

Распев. Звуковедение.

II.

Совершенствование вокальных навыков
Пение с сопровождением
и без сопровождения
10
16
музыкального
инструмента.
Вокальные упражнения.
7
15
Артикуляционный
6
11
аппарат.
Речевые игры и
упражнения (по принципу
1
10
педагогической
концепции Карла Орфа).
Дирижёрские жесты.
1
4
Работа над певческим репертуаром
Произведениями
современных
10
10
отечественных
композиторов.

2.1
2.2
2.3

2.4
2.5
III.
3.1

3.2

Сольное пение

IV.

Элементы хореографии
Концертноисполнительская
деятельность
Воспитываем и познаём
Итоговое занятие
Итого

V.
VI.
VII.

5

1
1

16

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

53
17

Педагогическое
наблюдение

15

Педагогическое
наблюдение

21

Педагогическое
наблюдение

82
26

Педагогическое
наблюдение

22

Опрос

17

Тест-игра

11

Тест-игра

5
38

Опрос

20

Опрос

17

18

Педагогическое
наблюдение

5

6
29

6
2

6
2
216

1.3.8. Содержание программы четвёртого года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные
упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в
положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за
певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического
действия. Певческая установка и пластические движения: правила и
соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и
«стоя».
Максимальное
сохранение
певческой
установки
при
хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах.
Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Распев. Звуковедение. Пение упражнений на различные приемы
звуковедения: прием прикрытия – пение слогами лё, му, гу, ду, пение
ёотированных гласных – йэ, йа, йо, йу,способствующих выработке головного
звучания, пение закрытым ртом звука «м». Закрепление и усложнение
приобретенных навыков приобретенных .
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
(фортепиано). Работа над развитием вокального, мелодического и
гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.
Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического
строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих
навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения
пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по
усилению резонирования звука при условии исключения форсирования
звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Упражнения второго уровня, закрепление певческих навыков у
детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном
выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное
движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного
удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими
движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и
согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука.

Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии
свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и
низкой певческой форманты. Совершенствование навыков.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Учить
детей
при
исполнении
упражнения
сопровождать
его
выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Дирижёрские жесты. Работа с вокальной группой – пение под
дирижирование педагога: Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука. Единовременное дыхание (в определенном темпе и характере).
Единообразное звуковедение. Выравнивание строя. Изменение в темпе,
ритме, динамике. Выполнение упражнений с дирижированием самих детей:
«Дирижируй под музыку», «Дирижер и хор», «Дирижёры».
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Детские
песни Андрея Варламова. Овладение элементами стилизации, содержащейся
в некоторых произведениях современных композиторов .
3.2.
Работа
с
солистами.
Развитие
показателей
певческого
голосообразования как осознанного умения произвольно включать
отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их
на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение
музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи
образа песни.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.

Тема VI. Воспитываем и познаём. Беседы на темы: «Национальные
символы России»; «Я – гражданин России»; «Москва – столица нашего
Отечества».
Тема VII. Итоговое занятие. Подведение итогов реализации программы
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1« Здравствуй осень» сл. и муз. Алексей Воинов
2.«Балалайка» Татьяна Морозова
3.«Весенная» сл. и муз. Алексей Воинов
4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5. «Мама» В.Канищев, А.Афлятунова
6.«Мир земле» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7.«Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8.«Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
9. «Новый год» Ал. Ермолов
10.« Утро» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
11.« Папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13. «Рождественская песенка»
14.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
15.«Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
16.«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

1.4. Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое
индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы
фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего
голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов.
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
К концу четвертого года обучения дети должны
знать/понимать:

• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное
творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы,
мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу четвертого года обучения более ярко проявляются творческие
способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными,
техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем
сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал:
обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы
исполняемых
произведений,
находят
новые
жесты,
движения,
драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во
всех концертах, конкурсах.
1.5. Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования
имеющим высшее педагогическое образование, и постоянно повышающим
уровень профессионального мастерства.
1.5.2. Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из
бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений,

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график по годам обучения размещен в рабочих
программах.
2.2. Формы контроля и аттестации
Контроль над освоением данной программы имеет следующие виды:
Входной контроль - собеседование с детьми и родителями, прослушивание.
Текущий контроль - проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос - ответ», самостоятельная работа.
Периодический контроль - проверяет степень усвоения материала в конце
модуля с помощью итоговых занятий и праздников.
Итоговый - (проверяется в конце каждого года обучения) - основная форма
подведения итогов обучения совместное
с родителями итоговое
мероприятие (отчетный концерт).
2.3. Диагностический инструментарий
Методы контроля и управления образовательным процессом - это
наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия
воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка
зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных
мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий)
является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении
вокального материала.
Условиями отбора детей в вокальную группу являются: их желание
заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим
занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей,
способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу
различных, в том числе организационных, обстоятельств.
При проведении занятий учитываются возрастные особенности детей.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с
солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
конечных результатов.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

–

занятие-концерт.

2.4. Методическое обеспечение программы
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный
– репродуктивный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников
студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или
сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном
отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении
внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или
актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями,
она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и
воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание
личности в разное время было предметом особой заботы педагогической
общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами
решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь
ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше
познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными
песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?
Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает
человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера
вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась
решить и я при разработке данной программы. В программу заложены
принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в
том, что они являются одной из эффективных форм психологического
переключения во время занятий; развивают двигательные способности,
музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие
музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как
один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей,
подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет
положительный результат для развития здорового, сильного выразительного
голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных
театров.
Интересен и используется в практике работы многолетний опыт Н.Б.
Гонтаренко,
педагога отделения музыки
и пения
Крымского
государственного института им. М.И.Фрунзе. Классические методики,
которые используются при реализации программы, позволяют научить
обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою
певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и
психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть
неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей
психическими, вокальными и прочими особенностями и требует
всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам
их развития
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством
пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности
ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное
отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских
манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
В программе реализуется воспитательный компонент.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.

Воспитательный потенциал программы – это духовно-нравственное, и
патриотическое воспитание. Развитие коммуникативных способностей и
навыков
воспитание
дружелюбия,
общительности,
умения
взаимодействовать и решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного
образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с
каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Индивидуальная работа помогает ребенку адаптироваться в новом детском
коллективе, занять в нем достойное место, формирует в ребенке уверенность
в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию, способствует
удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает
каждому «ситуацию успеха»; создает условия для развития творческих
способностей учащегося.
Формирование детского коллектива происходит через создание
доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог
бы ощутить себя необходимым и значимым; использование различных форм
массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы
приобрести социальный опыт.
Учащиеся программы участвуют в воспитательных мероприятиях внутри как
творческого объединения, так и в мероприятиях МБУ ДО ГДДТ г. Шахты.

2.5 Список литературы для педагога.
1. Программа специального хорового класса хоровых отделений детских
музыкальных школ РСФСР, М-1974 г.
2. Школа хорового пения, составитель В. Попов, Л. Тихеева, Выпуск №1,М1986г.
3.Школа хорового пения. Составитель В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян,
выпуск №2, М-1974 .4. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических
институтов. Составитель Г.П. Стулова
5. Огородов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной
школе. Методическое пособие 1972 г.
6. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : М.,1958 г.
7. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе
: М., Просвещение 1987 г.
8. Соколов В. Работа с детским хором: М., Музыка 1981 г.
9. Матвеева. Дирижерская подготовка к уроку музыки : Свердловск 1990 г.
10. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом : М., 1985 г.
11. Струве Г. Хоровое сольфеджио: М., 1988 г.
12. Немов Р. С. Психология : учебник, кн. 2. Психология образования
М.,1998г.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология : М., 1996 г.
14. Выготский Л. С. Психология искусства : М., 1968 г.
15. Аверин В. А. Психология детей и подростков, 1998 г.
16. Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.:
«Просвещение», 2002.
17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.:
Просвещение, 1989.
18. Т.М.Орлова, С.И.Беркина «Учите детей петь» М.:«Просвещение 1987г.
19. В.Н.Шацкой «Детский голос» М.: «Педагогика» 1990г.
20. Г.С. Ригина «Уроки музыка» М.: «Просвещение» 1994г.
21. Журнал «Музыка в школе» 2004г. №5,6.
Методология
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М.: Народное образование, 1998.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.:
Просвещение, 1989.

2.6 Список литературы для детей.
1.Агамова Н., Слепцова И, Игры для детей М.1995 г
2.Рубцов Ф.Статьи по музыке М - П. 1973 г.
3.Г.С. Ригина «Уроки музыки» М.: «Просвещение» 1994г.
4. Журнал «Музыка в школе»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».