Лаборатория танца

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1
Направленность и вид программы
4
1.1.2
Новизна, актуальность программы
4
1.1.3
1.1.4
1.1.5
1.1.6
1.1.7

Отличительные особенности программы
Адресат программы
Уровень программы, объем и сроки реализации
Форма обучения
Особенности организации образовательного процесса

4
5
5
5
6

1.1.8
Режим занятий
6
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1
Цель программы
7
1.2.2
Основные задачи программы
7
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1
Учебный план
7
1.3.2
Учебный план 1 год обучения
7
1.3.3
Содержание 1 год обучения
8
1.3.4
Учебный план 2 год обучения
11
1.3.5
Содержание 2 год обучения
11
1.3.6
Учебный план 3 год обучения
14
1.3.7
Содержание 3 год обучения
15
1.3.8
Учебный план 4 год обучения
17
1.3.9
Содержание 4 год обучения
18
1.3.10 Учебный план 5 год обучения
20
1.3.11 Содержание 5 год обучения
21
23
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
24
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1
Кадровое обеспечение
24
1.5.2
Материально-техническое обеспечение
24
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2

25
25
26
27
28

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых
красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен
и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя
на ребенка, формируют
его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и
красивыми.
На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную
память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца:
классического, народного, современного и др. Танцевальное искусство
воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели,
формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает
ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности,
заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно
развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны
педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества
помогут ребенку развить свои творческие способности.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и направлена на
мотивацию подрастающего поколения к познанию и творчеству, создание
условий для самореализации и развития талантов, приобретение опыта
социального взаимодействия и продуктивной деятельности, укрепление
здоровья.
На каждом этапе обучения дается материал по разделам: азбука
музыкального
движения, элементы классического танца, элементы
народного танца, элементы эстрадного танца, азы актерского мастерства.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория танца» разработана
в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах
общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
от 21.07.2014 № 212—ФЗ); приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»; Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p;
Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами,
регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
3

1.1.1 Направленность и вид программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория танца» носит
художественную направленность. Программа направлена на формирование и
развитие творческих способностей учащихся, формирование индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом
развитии, развитие и поддержку учащихся, проявивших интерес и определенные
способности к художественному творчеству.
Вид программы - модифицированная
1.1.2 Новизна, актуальность программы
Новизна программы заключается в непрерывности и преемственности
образовательного процесса в области танцевального творчества, в
использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса:
урок-сказка, урок-спектакль, видео-урок. Преемственность программы
базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы
от уровня к уровню обучения. Таким образом, учащиеся имеют возможность
непрерывного и полноценного обучения хореографии. В группе встречаются
одаренные учащиеся, которые легко и быстро усваивают материал.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе
развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся): формирует социально
значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее,
развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие,
способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности,
приобщает учащихся к творчеству.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Полученные знания, умения, навыки имеют широкую практическую
направленность, применимы в жизни, развивают личность ребенка. В ходе
освоения данной программы обучающиеся развивают потребности к
самостоятельному
получению
новых
знаний,
к
физическому
самосовершенствованию, самостоятельности и способности к самореализации и
самоопределению.

1.1.4 Адресат программы
Программа «Лаборатория танца» рекомендована детям от 10 до 18 лет. В
реализации программы дети объединяются в группы с учетом психологических
особенностей и физических данных.
4

1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы - углублённый
Объем программы: 1224 ч
Срок реализации программы - 5 лет
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также
в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с
использованием дистанционных образовательных технологий и в форме
самообразования.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться
с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
Формы занятий :
 традиционное занятие;
 комбинированное занятие;
 практическое занятие;
 выступления, конкурс, фестиваль;
 мастер-классы;
 репетиция;
 концерт, открытое занятие.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без
специального отбора и хореографической подготовки, по возрастному признаку
– учащиеся младшего, среднего школьного возраста. Главным условием является
желание учащегося заниматься танцевальным искусством. Программа
предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического и современного
танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских эстрадных танце и
воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает
постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и
сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой,
анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть.
Основное место отводится практической репетиционной работе.
5

1.1.8 Режим занятий
Год обучения

1-й
обучения
2-й
обучения
3-й
обучения
4-й
обучения
5-й
обучения

Кол-во
часов
неделю
год 4
год 6
год 8
год 8
год 8

Режим
в занятий

Кол-во часов Кол-во
в год
обучающихся

2 раза в неделю
по 1 ч., 1 раз
внеделю 2 ч.
3 раза в неделю
по 2 ч.
4 раза в неделю
по 2ч.
4 раза в неделю
по 2ч.
4 раза в неделю
по 2ч.

144

не менее 15

216

не менее 12

288

8 человек

288

8 человек

288

8 человек

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами
хореографического искусства, создание условий для формирования творческой,
инициативной и целеустремленной личности в процессе обучения искусству
хореографии и освоения основ здорового образа жизни.
1.2.2 Основные задачи программы
Образовательные: обучать основам хореографии, ее пластическиобразной природе, стилевом многообразии, еѐ взаимосвязь с другими видами
искусства;
-обучать практическими умениями и навыками в различных видах
музыкальнотворческой, танцевальной и исполнительской деятельности.
Развивающие: развивать у учащихся выразительность исполнения и
формировать художественнообразное восприятие и мышление;
-развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества
личности;
-развивать
личность
учащегося,
способного
к
творческому
самовыражению через овладение основами хореографии;
-развивать психофизические качества, способствующие успешной
самореализации.
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям
и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
6

-воспитывать культуру общения учащихся;
-воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-воспитывать волевые качества учащихся: целеустремленность, выдержка,
дисциплинированность;
- воспитывать культуру здорового образа жизни;
-способствовать приобщению подрастающего поколения к ценностям
мировой культуры и искусства;
-способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов
коллективизма и социальной солидарности;
- формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного
развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план программы
№
п/п

Разделы программы

1.

1
год

2
год

3
год

4
год

5
год

1

1

1

1

1

2
3

Классический танец
Азбука музыкального движения

30
33

36
-

39
-

40
-

45
-

4

Музыкальные игры, задания, этюды
на воображение

28

30

-

-

-

5
6
7
8
9

Ритмико-гимнастические упражнения
Современный танец
Народный танец
Уроки актерского мастерства
Воспитываем и познаём

4

12
24
30
4

32
36
36
40
4

70
40
40
4

75
45
45
4

10
11
12

Концертная деятельность
Участие в конкурсах
Тренировочно - постановочная
деятельность
Итоговое занятие
Всего часов:
Итого

46
-

37
20
20

48
30
20

2
144

2
216

2
2
288 288

2

13

7

288
1224ч

1.3.2. Учебный план 1-го года обучения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Раздел программы и темы занятий
Вводное занятие
Классический танец
Азбука музыкального движения
Музыкальные игры, задания, этюды на
воображение.
Воспитываем и познаём
Концертная деятельность.
Итоговое занятие
Всего часов

В том числе
Теория
1
10
10
8
2
-

Всего
часов

Практика
20
23
20
2
46
2

1
30
33
28
4
46
2
144

1.3.3. Содержание учебного плана 1 года обучения
Тема № 1. Ведение в образовательную программу. Цели и задачи работы
хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности
студии. Техника безопасности.
Тема №2. Классический танец Постановка корпуса (в выворотной позиции,
лицом к станку со второго полугодия – держась за станок одной рукой).
Позиции ног – по 1,2, 3-й. Позиции рук – подготовительная 1,2,3 (разучивание
на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя
боком к станку.
Деми плие – складываем, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра,
эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2,3 –й позициям.
Post de bras. Battement Перевод и значение понятия в хореографии
терминов Post de bras, Battement.
Теория. Батман тандю – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в
колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается
лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года назад).
Практика. Деми рон де жамб пор тер – круговое движение, развивает
подвижность тазобедренного сустава, изучается лицом к станку с 1-й позиции по
точкам – вперед в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад.
Исполнение классического экзерсиса.
Теория. Значение термина экзерсис в классическом танце.
Практика. Положение ноги, сюр лек у де пье – «обхватное» (обхватывает
щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги;
«условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

8

Тема №3. Азбука музыкального движения.
Основные шаги хореографии: шаг с носка, хореографический шаг,
приставной шаг.
Теория. Виды шагов в хореографии, принцип их выполнения.
Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм).
Упражнения по кругу: шаги, бег, подскоки.
Теория. Виды шагов в хореографии, принцип их выполнения.
Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение».
Упражнения по кругу: шаги, бег, подскоки.
Теория. Виды кругов в хореографии, принцип их выполнения в
геометрическом рисунке.
Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение».
Упражнения на координацию: синкопированный шаг, подскоки с
хлопками, поочередный вынос ног на носок и пятку.
Теория. Что такое координация, синкопирование.
Практика. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4\4,
2\4, 3\4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и
логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и
лево.
Понятие «разминка», «растяжка».
Теория. Значение и использование терминов «Разминка», «Растяжка».
Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и
воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение».
Соотнесение пространственных перестроений с музыкой. Музыкальнопространственные упражнения.
Упражнения на развитие музыкального слуха.
Практика. Музыкальные размеры 4\4, 2\4, 3\4. контрастная музыка:
быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из
одних рисунков в другие, логика поворота вправо и лево. Практическое освоение
понятия «мелодия и движение». Соотнесение пространственных перестроений с
музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Тема №4. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение.
Изучение музыкально ритмических игр: «Мы едем, едем, едем», «Как
мы пляшем, покажи», «Зайка, попляши», «Если нравится тебе, то делай так».
Теория. Объяснение правила игр и правильность исполнения заданий.
Практика. Изучение музыкально-ритмических игр: «Мы едем, едем, едем»,
«Как мы пляшем, покажи», «Зайка, попляши», «Если нравится тебе, то делай
так».
9

Этюды на воображение: «раннее утро», «танцуем галопом», «прогулка
по лесу», «давай дружить», «море волнуется раз».
Теория. Что такое «Воображение»? Как работать с воображаемыми
предметами.
Практика. Этюды на воображение: «раннее утро», «танцуем галопом»,
«прогулка по лесу», «давай дружить», «море волнуется раз».
Тема №5. Воспитываем и познаём.
Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Создание
патриотической постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности
каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка
концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном.
Тема №6 Концертная деятельность
Практика: Участие в различных мероприятиях ,концертах разного уровня, очень
важный этап, который имеет большое значения для творческого роста
учащегося. Подбор репертуара немало важен для организации выступления.
Дети, которые постоянно участвуют в концертах ,знают как работать на сцене,
получают неоценимый опыт сценического мастерства.
Тема № 7.Итоговое занятие.
Открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей
несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений.
Анализ работы.
1.3.4. Учебный план 2 года обучения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.

Раздел программы и темы
занятий
Вводное занятие
Классический танец
Народный танец
Современный танец
Музыкальные игры, задания,
этюды на воображение
Ритмико-гимнастические
упражнения
Тренировочно - постановочная
деятельность
Воспитываем и познаём
Концертная деятельность

В том числе
Теория
Практика
1
10
26
10
20
10
14
10
20

10

Всего часов
1
36
30
24
30

-

12

12

-

20

20

2
-

2
37

4
37

10
11

Участие в конкурсах
Итоговое занятие
Всего часов

-

20
2

20
2
216

1.3.5. Содержание учебного плана 2 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу.
Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике
безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения.
Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные
направления деятельности студии. Техника безопасности.
Тема № 2. Классический танец.
Passe par terr (проведение ног вперед и назад через 1 позицию).
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Изучая уровень подъема ног, на пример положения работающей
ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена.
Понятие направлений en dehors et en dedans.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывающие
руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
Координация рук, ног, головы в движении – тан релеве пар тэр.
Rond de jambe par terr en dehors et en dedans.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве
соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног,
приземление, положение ног после прыжка.
Releves на полупальцах в 1,2 и 5 позициях, с вытянутых ног.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Battements tendu jete, rund de jambe, par terre. Исполнение лицом
к станку, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку, освоение
направлений en dehrs et en dedans и движений классического танца.
Исполнение классического экзерсиса.
Теория. Значение термина экзерсис в классическом танце.
Практика. Положение ноги, сюр лек у де пье – «обхватное» (обхватывает
щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги;
«условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

11

Тема № 3. Народный танец.
Pas польки.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип
выполнения.
Практика. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в
стороны, вперед, вверх).
Галоп.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип
выполнения.
Практика. Хлопки в ладоши – простые и ритмические.
Русские народные танцы.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип
выполнения.
Практика. Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка»,
«присядка», «Кадриль», «Хороводная», «Метелица». Разучивание элементов
танцев, связок.
Танцевальная композиция «Кадриль».
Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип
выполнения.
Практика. Хороводные шаги, переменный ша, шаг с подскоком, шаг с
притопом, галоп, припадания.
Тема № 4 .Современный танец.
Импровизация на темы современной музыки.
Практика. Танцевальная разминка. Функциональное назначение и
особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя. Техника
прыжков и вращений. Испанский танец.
Этюд в современных ритмах.
Теория. Изучение музыкальных новинок.
Практика. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорнодвигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики
перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п. Освоение поз и
движений, характерных для эстрадного танца.
Тема № 5. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение.
Практика. Этюд на воображение «Под дождем» - с использованием
элементов pas польки, гопока, прыжков, «Кукла» - с использованием элементов
классического танца. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук
Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения.
12

Элементы партерной гимнастики.
Теория. Правила безопасного выполнения гимнастических элементов в
хореографии.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на укрепления мышц спины, живота, ног.
Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц.
Тема № 7. Тренировочно – постановочная деятельность.
Техника исполнения движения (темп, ритм, повторяемость)
Теория. Правила безопасного выполнения гимнастических элементов в
хореографии.
Практика. Работа над постановкой танцевальных этюдов.
Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности
исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем
быстром темпе.
Подготовка танцевальных номеров. Освоение исполнительского мастерства
танцора.
Тема № 8. Воспитываем и познаём.
Беседа о воспитании самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в
постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого
обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка
концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном.
Тема № 9. Концертная деятельность
Практика: Участие в различных мероприятиях ,концертах разного уровня, очень
важный этап, который имеет большое значения для творческого роста
учащегося. Подбор репертуара немало важен для организации выступления.
Дети, которые постоянно участвуют в концертах ,знают как работать на сцене,
получают неоценимый опыт сценического мастерства.
Тема № 10. Участие в конкурсах.
Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем,
оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить
рамки своего репертуара. Участие в конкурсах разного уровня городских,
областных и всероссийских и международных, это прекрасная возможность
проявить себя в саморазвитии и совершенствовании, так же это развивает
дисциплинированность и ответственность перед своей командой. Атмосфера
соревнования позволяет раскрыть новые возможности, а главное это шанс
победить и показать свой уровень мастерства.
13

Итоговое занятие.
Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных
знаний и умений. Анализ работы.
1.3.6. Учебный план 3 года обучения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10
11

Раздел программы и темы
занятий
Вводное занятие
Классический танец
Народный танец
Современный танец
Уроки актерского мастерства
Ритмико-гимнастические
упражнения
Тренировочно постановочная деятельность
Концертная деятельность
Участие в конкурсах
Итоговое занятие
Всего часов:

В том числе
Теория
Практика
1
10
29
10
26
10
26
10
30
10
22

Всего часов
1
39
36
36
40
32

-

20

20

-

48
30
2

48
30
2
288

1.3.7. Содержание учебного плана 3 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу.
Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике
безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения.
Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные
направления деятельности студии. Техника безопасности.
Тема № 2. Классический танец.
Demi grand plie в различных сочетаниях
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre.
Изучение battement tendu по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам.
Изучение battement jete по всем позициям.
14

Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя
руками. Исполнение боком, за одну руку.
Изучение grand battement по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Pas attitude.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Прыжки: assemble, glissade и их сочетания.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Тема № 3. Народный танец.
Русские народные танцы.
Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами,
дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону,
дроби на 1\8, гармошка, ёлочка.
Танцевальный Болгарский этюд.
Теория. Рассказ и показом народных элементов.
Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и
движений народных танцев.
Тема № 4. Современный танец.
Стили, стилизации.
Теория. Понятие стиль и стилизация.
Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный
образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно.
Импровизация на темы современной музыки.
Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в
современном танце.
Элементы диско-танца.
Теория. Что такое диско, история создания диско-танца.
Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца.
Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного
танца.
Тема № 5. Уроки актерского мастерства.
Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики.
15

Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела.
Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего
состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над
позами и жестами.
Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения.
Маховые движения ногами.
Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног.
Упражнения на развитие гибкости.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на укрепление мышц спины.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на растягивание.
Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики.
Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность.
Постановка, изучения танца.
Работа над техникой исполнения,координации движений.
Тема № 8. Воспитываем и познаём.
Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в
постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого
обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка
концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном.
Тема № 9. Концертная деятельность
Практика: концертная деятельность включает в себя выступления
различного уровня, а также открытые занятия и отчетный концерт, концертная
деятельность является очень важной в деятельности творческого коллектива для
творческого роста его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности
коллектива. Его признание.
Тема № 10. Участие в конкурсах.
Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем,
оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить
рамки своего репертуара. Участие в городских фестивалях – конкурсах.

16

Тема № 11. Итоговое занятие.
Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных
знаний и умений. Анализ работы.
1.3.8. Учебный план 4 года обучения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10
11

Раздел программы и темы
занятий
Вводное занятие
Классический танец
Народный танец
Современный танец
Уроки актерского мастерства
Ритмико-гимнастические
упражнения
Тренировочно постановочная деятельность
Концертная деятельность
Участие в конкурсах
Итоговое занятие
Всего часов:

В том числе
Теория
Практика
1
10
29
10
26
10
26
10
30
10
22

Всего часов
1
39
36
36
40
32

-

20

20

-

48
30
2

48
30
2
288

1.3.9. Содержание учебного плана 4 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу.
Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике
безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения.
Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные
направления деятельности студии. Техника безопасности.
Тема № 2. Классический танец.
Demi grand plie в различных сочетаниях
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre.
Изучение battement tendu по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам.
17

Изучение battement jete по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя
руками. Исполнение боком, за одну руку.
Изучение grand battement по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Pas attitude.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Прыжки: assemble, glissade и их сочетания.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Тема № 3. Народный танец.
Русские народные танцы.
Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами,
дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону,
дроби на 1\8, гармошка, ёлочка.
Танцевальный Болгарский этюд.
Теория. Рассказ и показом народных элементов.
Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и
движений народных танцев.
Тема № 4. Современный танец.
Стили, стилизации.
Теория. Понятие стиль и стилизация.
Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный
образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно.
Импровизация на темы современной музыки.
Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в
современном танце.
Элементы диско-танца.
Теория. Что такое диско, история создания диско-танца.
Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца.
Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного
танца.
18

Тема № 5. Уроки актерского мастерства.
Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики.
Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела.
Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего
состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над
позами и жестами.
Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения.
Маховые движения ногами.
Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног.
Упражнения на развитие гибкости.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на укрепление мышц спины.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на растягивание.
Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики.
Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность.
Постановка, изучения танца. Совершенствования хореографического
мастерства. Работа над техникой исполнения, координации движений.
Подготовка танцевального номера для сценического исполнения.
Тема № 8. Воспитываем и познаём.
Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в
постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого
обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка
концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном.
Тема № 9. Концертная деятельность
Практика: концертная деятельность включает в себя выступления различного
уровня, а также открытые занятия и отчетный концерт, концертная деятельность
является очень важной в деятельности творческого коллектива для творческого
роста его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива.
Его признание .

19

Тема № 10. Участие в конкурсах.
Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем,
оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить
рамки своего репертуара, повысить уровень исполнения, достичь новых высот
.Участие в городских, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах.
Тема № 11. Итоговое занятие.
Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных
знаний и умений. Анализ работы. Подведение итогов.
1.3.10. Учебный план 5 года обучения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10
11

Раздел программы и темы
занятий
Вводное занятие
Классический танец
Народный танец
Современный танец
Уроки актерского мастерства
Ритмико-гимнастические
упражнения
Тренировочно постановочная деятельность
Концертная деятельность
Участие в конкурсах
Итоговое занятие
Всего часов:

В том числе
Теория
Практика
1
10
29
10
26
10
26
10
30
10
22

Всего часов
1
39
36
36
40
32

-

20

20

-

48
30
2

48
30
2
288

1.3.11. Содержание учебного плана 5 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу.
Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике
безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения.
Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные
направления деятельности студии. Техника безопасности.
Тема № 2. Классический танец.
Demi grand plie в различных сочетаниях
20

Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre.
Изучение battement tendu по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам.
Изучение battement jete по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками.
Исполнение боком, за одну руку.
Изучение grand battement по всем позициям.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Pas attitude.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Прыжки: assemble, glissade и их сочетания.
Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип
выполнения заданий.
Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем
позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку.
Тема № 3. Народный танец.
Русские народные танцы.
Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами,
дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону,
дроби на 1\8, гармошка, ёлочка.
Танцевальный Болгарский этюд.
Теория. Рассказ и показом народных элементов.
Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и
движений народных танцев.
Тема № 4. Современный танец.
Стили, стилизации.
Теория. Понятие стиль и стилизация.
Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный
образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно.
21

Импровизация на темы современной музыки.
Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в
современном танце.
Элементы диско-танца.
Теория. Что такое диско, история создания диско-танца.
Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца.
Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного
танца.
Тема № 5. Уроки актерского мастерства.
Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики.
Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела.
Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего
состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над
позами и жестами.
Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения.
Маховые движения ногами.
Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног.
Упражнения на развитие гибкости.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на укрепление мышц спины.
Практика. Комплекс
упражнений
направленный
на
улучшение
эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Упражнения на растягивание.
Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики.
Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность.
Постановка, изучения танца.
Работа над техникой исполнения,координации движений.
Тема № 8. Воспитываем и познаём.
Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в
постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого
обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка
концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном.

22

Тема № 9. Концертная деятельность
Концертная деятельность включает в себя выступления различного уровня, а
также открытые занятия и отчетный концерт, концертная деятельность является
очень важной в деятельности творческого коллектива для творческого роста его
участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива. Его
признание.
Тема № 10. Участие в конкурсах.
Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем,
оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить
рамки своего репертуара, повысить уровень исполнения, достичь новых высот
.Участие в городских, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах.
Тема № 11. Итоговое занятие.
Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных
представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных
знаний и умений. Анализ работы.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы «Лаборатория танца» Развитие
личности учащихся, еѐ духовной и эстетической направленности, творческих
способностей и физических данных обеспечивается содержанием программы и
той разнообразной художественно-творческой деятельностью, в которую они
включены.
Личностные - у учащихся в процессе занятий появятся волевые качества :
целеустремленность, выдержка, дисциплинированность, будет сформировано
уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям, а так же к ценностям здорового и безопасного образа
жизни.
Предметные – у учащихся будут сформированы навыки в различных
видах
музыкально-творческой,
танцевальной
и
исполнительской
деятельности, включающие освоенный в ходе изучения данной программы опыт
специфической для данной предметной области деятельности.
Метапредметные результаты – сформируются у учащихся в ходе
реализации данной программы нравственно-эстетические, духовные и
физические качества,
учащегося к творческому самовыражению через
овладение основами хореографии.

23

1.5 Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программа «Лаборатория танца» реализуется педагогом дополнительного
образования,
имеющим
профессиональное
образование
в
области,
соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень
профессионального мастерства.
1.5.2 Материально- техническое обеспечение занятий
Занятия проводятся в хореографическом классе, свободном для перемещения.
В распоряжении коллектива:
- раздевалка для воспитанников и педагога;
- подсобное помещение для хранения ковриков (работа в портере);
- хореографические станки, зеркала;
- атрибуты и аксессуары, используемые в танце;
- гимнастический мат для акробатических упражнений;
- шкаф для хранения дидактических материалов, учебных пособий, костюмов
для концертных номеров, грамот, дипломов и наград воспитанников;
- цифровой носитель со специально подобранной музыкой для занятий;
- медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Для репетиционной деятельности коллектива имеется актовый зал с
необходимой музыкальной аппаратурой и театральным освещением.

24

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам
обучения.
2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для
повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода
обучения.
Программа педагогического мониторинга включает три этапа: первичный –
диагностика (в начале учебного года), промежуточный – контроль (декабрь) и
итоговая аттестация в конце учебного года (май). Для фиксации результатов
усвоения программы обучающимися в зависимости от особенностей группы
могут быть использованы оценочные материалы.
Виды контроля - для полноценной
используются разные виды контроля:

реализации

данной

программы

Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка
в процессе занятий, а так же проводится контрольный урок в виде практического
задания;
Промежуточный - праздники, конкурсы, проводимые в
детского творчества .

Городском Доме

Итоговый - конечным результатом программы является открытые занятия,
отчетный концерт.
Реализация программы
аттестацию обучающихся.

предусматривает

промежуточную

и

итоговую

Цель промежуточной аттестации – определение оценки степени и уровня
освоения обучающимися программы по итогам учебного года. Формы
проведения промежуточной аттестации: открытое занятие, отчетный концерт.
Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
общеобразовательных общеразвивающих программ по всему курсу обучения.
Формы проведения итоговой аттестации: открытое занятие, отчетный концерт.
Показатели оценки аттестации:

25

- личностные результаты: получение опыта самостоятельного общественного
действия, готовность и способность к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные
качества;
 метапредметные результаты: освоение базисного уровня знаний, связанных с
различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а
также современной картиной мира; освоение обучающимися технологий и
навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих
достигать общественно признаваемых результатов; целенаправленное
формирование навыков, позволяющих управлять собственным поведением,
мыслительной и эмоциональной сферами;
 предметные результаты: теоретические знания по программе, практические
умения предусмотренные программой.
По результатам итоговой аттестации обучающимся вручается свидетельство об
окончании обучения в объединении по программе дополнительного образования
выдается обучающимися в соответствии с правилами определенными
«Положением о документе, подтверждающем освоение программы
дополнительного образования».
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
При проведении диагностических мероприятий в хореографическом
коллективе чаще всего наиболее успешно используется метод тестирование.
Тесты разделяются на два вида - индивидуальные и групповые, что дает
возможность диагностировать динамику какого - либо процесса как у одного
тестируемого, так и у группы в целом ,что даёт более развёрнутую картину
исследуемой проблемы. Следует отметить, что специфика тестирования в
условиях
хореографического
коллектива,
несколько
отличается
от
общепринятой. Кроме тестов на бумаге здесь применяют тест - игра, тест –
движение, тест – импровизация.
Показателями эффективности, выявления и развития таланта у учащихся можно
считать:
 Высокий уровень мотивации к танцам (измеряется результатами
промежуточной и итоговой аттестации);
 Активность и результативность участия в конкурсах, фестивалях;
 Активность участия в социально – значимых мероприятиях, концертах;
 Положительная динамика достижений учащихся.
Показатели критериев достигают максимального уровня успешности к концу
обучения .
26

2.4 Методическое обеспечение программы
Содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного
образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки,
тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов.
Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.
-аудио материалы с фонограммами;
-DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;
-DVD и видео материалы с записями выступлений известных
хореографических коллективов.
-альбом с фотографиями выступлений творческого объединения
Методы организации деятельности: репродуктивный, наглядный.
Методы воспитания: положительный пример, соревновательный.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в
праздниках, конкурсах.
Методы работы с родителями: родительские собрания, консультации,
привлечение в подготовке к выступлениям. На занятиях вырабатывается свой
язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид
деятельности, мобилизует внимание.
Методы используемые на занятиях - научить ученика определенным
приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем
способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять
свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. Привить
учащимся культуру общения между собой паре в танце, с окружающими. Эта
задача успешно решается путем организации танцевальных праздников,
концертов, конкурсов.

27

2.5 Список литературы

1.Базарова Н.Мей В. «Азбука классического танца» 2015г.
2.Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри-Пресс» 2017г.
3.Базарова Н Классический танец. Методика обучения в 4-5 классе. Из-во
"Искусство" 2015г.
4.Базарова Н.,Мей В. Азбука классического танца. Методика обучения в 1-3 кл.
Из-во «Искусство» 2018 г.
5.Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс» 2017г
6.Ваганова А. Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство»2017г.
7.Васильева - Рождественская М .Историко-бытовой танец. Из-во «Искусство»
2015г.
8.Горшкова Е.В. От жеста к танцу: «Методика и конспекты занятий по развитию
у детей творчества в танце». 2015г.
9.Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 кл.)
Учебно-методическое пособие. Из-во «Искусство»2015г.
10.Полятков С. «Основы современного танца» 2015 г.
11.Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство» 2017г.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».