№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность программы 4 1.1.3 1.1.4 1.1.5 1.1.6 1.1.7 Отличительные особенности программы Адресат программы Уровень программы, объем и сроки реализации Форма обучения Особенности организации образовательного процесса 4 5 5 5 6 1.1.8 Режим занятий 6 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 7 1.2.2 Основные задачи программы 7 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 7 1.3.2 Учебный план 1 год обучения 7 1.3.3 Содержание 1 год обучения 8 1.3.4 Учебный план 2 год обучения 11 1.3.5 Содержание 2 год обучения 11 1.3.6 Учебный план 3 год обучения 14 1.3.7 Содержание 3 год обучения 15 1.3.8 Учебный план 4 год обучения 17 1.3.9 Содержание 4 год обучения 18 1.3.10 Учебный план 5 год обучения 20 1.3.11 Содержание 5 год обучения 21 23 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 24 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 24 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 24 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 25 25 26 27 28 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и направлена на мотивацию подрастающего поколения к познанию и творчеству, создание условий для самореализации и развития талантов, приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности, укрепление здоровья. На каждом этапе обучения дается материал по разделам: азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы эстрадного танца, азы актерского мастерства. Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория танца» разработана в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 № 212—ФЗ); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 3 1.1.1 Направленность и вид программы Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория танца» носит художественную направленность. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, формирование индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, развитие и поддержку учащихся, проявивших интерес и определенные способности к художественному творчеству. Вид программы - модифицированная 1.1.2 Новизна, актуальность программы Новизна программы заключается в непрерывности и преемственности образовательного процесса в области танцевального творчества, в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса: урок-сказка, урок-спектакль, видео-урок. Преемственность программы базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы от уровня к уровню обучения. Таким образом, учащиеся имеют возможность непрерывного и полноценного обучения хореографии. В группе встречаются одаренные учащиеся, которые легко и быстро усваивают материал. Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся): формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает учащихся к творчеству. 1.1.3 Отличительные особенности программы Полученные знания, умения, навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают личность ребенка. В ходе освоения данной программы обучающиеся развивают потребности к самостоятельному получению новых знаний, к физическому самосовершенствованию, самостоятельности и способности к самореализации и самоопределению. 1.1.4 Адресат программы Программа «Лаборатория танца» рекомендована детям от 10 до 18 лет. В реализации программы дети объединяются в группы с учетом психологических особенностей и физических данных. 4 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы - углублённый Объем программы: 1224 ч Срок реализации программы - 5 лет 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. Формы занятий : традиционное занятие; комбинированное занятие; практическое занятие; выступления, конкурс, фестиваль; мастер-классы; репетиция; концерт, открытое занятие. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора и хореографической подготовки, по возрастному признаку – учащиеся младшего, среднего школьного возраста. Главным условием является желание учащегося заниматься танцевальным искусством. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического и современного танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских эстрадных танце и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой, анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе. 5 1.1.8 Режим занятий Год обучения 1-й обучения 2-й обучения 3-й обучения 4-й обучения 5-й обучения Кол-во часов неделю год 4 год 6 год 8 год 8 год 8 Режим в занятий Кол-во часов Кол-во в год обучающихся 2 раза в неделю по 1 ч., 1 раз внеделю 2 ч. 3 раза в неделю по 2 ч. 4 раза в неделю по 2ч. 4 раза в неделю по 2ч. 4 раза в неделю по 2ч. 144 не менее 15 216 не менее 12 288 8 человек 288 8 человек 288 8 человек 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства, создание условий для формирования творческой, инициативной и целеустремленной личности в процессе обучения искусству хореографии и освоения основ здорового образа жизни. 1.2.2 Основные задачи программы Образовательные: обучать основам хореографии, ее пластическиобразной природе, стилевом многообразии, еѐ взаимосвязь с другими видами искусства; -обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой, танцевальной и исполнительской деятельности. Развивающие: развивать у учащихся выразительность исполнения и формировать художественнообразное восприятие и мышление; -развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности; -развивать личность учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии; -развивать психофизические качества, способствующие успешной самореализации. Воспитательные: воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 6 -воспитывать культуру общения учащихся; -воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; -воспитывать волевые качества учащихся: целеустремленность, выдержка, дисциплинированность; - воспитывать культуру здорового образа жизни; -способствовать приобщению подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства; -способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; - формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Учебный план программы № п/п Разделы программы 1. 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 1 1 1 1 1 2 3 Классический танец Азбука музыкального движения 30 33 36 - 39 - 40 - 45 - 4 Музыкальные игры, задания, этюды на воображение 28 30 - - - 5 6 7 8 9 Ритмико-гимнастические упражнения Современный танец Народный танец Уроки актерского мастерства Воспитываем и познаём 4 12 24 30 4 32 36 36 40 4 70 40 40 4 75 45 45 4 10 11 12 Концертная деятельность Участие в конкурсах Тренировочно - постановочная деятельность Итоговое занятие Всего часов: Итого 46 - 37 20 20 48 30 20 2 144 2 216 2 2 288 288 2 13 7 288 1224ч 1.3.2. Учебный план 1-го года обучения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел программы и темы занятий Вводное занятие Классический танец Азбука музыкального движения Музыкальные игры, задания, этюды на воображение. Воспитываем и познаём Концертная деятельность. Итоговое занятие Всего часов В том числе Теория 1 10 10 8 2 - Всего часов Практика 20 23 20 2 46 2 1 30 33 28 4 46 2 144 1.3.3. Содержание учебного плана 1 года обучения Тема № 1. Ведение в образовательную программу. Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности студии. Техника безопасности. Тема №2. Классический танец Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – по 1,2, 3-й. Позиции рук – подготовительная 1,2,3 (разучивание на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Деми плие – складываем, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2,3 –й позициям. Post de bras. Battement Перевод и значение понятия в хореографии терминов Post de bras, Battement. Теория. Батман тандю – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года назад). Практика. Деми рон де жамб пор тер – круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава, изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам – вперед в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Исполнение классического экзерсиса. Теория. Значение термина экзерсис в классическом танце. Практика. Положение ноги, сюр лек у де пье – «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной. 8 Тема №3. Азбука музыкального движения. Основные шаги хореографии: шаг с носка, хореографический шаг, приставной шаг. Теория. Виды шагов в хореографии, принцип их выполнения. Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Упражнения по кругу: шаги, бег, подскоки. Теория. Виды шагов в хореографии, принцип их выполнения. Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Упражнения по кругу: шаги, бег, подскоки. Теория. Виды кругов в хореографии, принцип их выполнения в геометрическом рисунке. Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Упражнения на координацию: синкопированный шаг, подскоки с хлопками, поочередный вынос ног на носок и пятку. Теория. Что такое координация, синкопирование. Практика. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4\4, 2\4, 3\4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и лево. Понятие «разминка», «растяжка». Теория. Значение и использование терминов «Разминка», «Растяжка». Практика. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Соотнесение пространственных перестроений с музыкой. Музыкальнопространственные упражнения. Упражнения на развитие музыкального слуха. Практика. Музыкальные размеры 4\4, 2\4, 3\4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и лево. Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Соотнесение пространственных перестроений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения. Тема №4. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение. Изучение музыкально ритмических игр: «Мы едем, едем, едем», «Как мы пляшем, покажи», «Зайка, попляши», «Если нравится тебе, то делай так». Теория. Объяснение правила игр и правильность исполнения заданий. Практика. Изучение музыкально-ритмических игр: «Мы едем, едем, едем», «Как мы пляшем, покажи», «Зайка, попляши», «Если нравится тебе, то делай так». 9 Этюды на воображение: «раннее утро», «танцуем галопом», «прогулка по лесу», «давай дружить», «море волнуется раз». Теория. Что такое «Воображение»? Как работать с воображаемыми предметами. Практика. Этюды на воображение: «раннее утро», «танцуем галопом», «прогулка по лесу», «давай дружить», «море волнуется раз». Тема №5. Воспитываем и познаём. Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Создание патриотической постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном. Тема №6 Концертная деятельность Практика: Участие в различных мероприятиях ,концертах разного уровня, очень важный этап, который имеет большое значения для творческого роста учащегося. Подбор репертуара немало важен для организации выступления. Дети, которые постоянно участвуют в концертах ,знают как работать на сцене, получают неоценимый опыт сценического мастерства. Тема № 7.Итоговое занятие. Открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений. Анализ работы. 1.3.4. Учебный план 2 года обучения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. Раздел программы и темы занятий Вводное занятие Классический танец Народный танец Современный танец Музыкальные игры, задания, этюды на воображение Ритмико-гимнастические упражнения Тренировочно - постановочная деятельность Воспитываем и познаём Концертная деятельность В том числе Теория Практика 1 10 26 10 20 10 14 10 20 10 Всего часов 1 36 30 24 30 - 12 12 - 20 20 2 - 2 37 4 37 10 11 Участие в конкурсах Итоговое занятие Всего часов - 20 2 20 2 216 1.3.5. Содержание учебного плана 2 год обучения Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу. Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности студии. Техника безопасности. Тема № 2. Классический танец. Passe par terr (проведение ног вперед и назад через 1 позицию). Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Изучая уровень подъема ног, на пример положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена. Понятие направлений en dehors et en dedans. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывающие руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация рук, ног, головы в движении – тан релеве пар тэр. Rond de jambe par terr en dehors et en dedans. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. Releves на полупальцах в 1,2 и 5 позициях, с вытянутых ног. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Battements tendu jete, rund de jambe, par terre. Исполнение лицом к станку, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку, освоение направлений en dehrs et en dedans и движений классического танца. Исполнение классического экзерсиса. Теория. Значение термина экзерсис в классическом танце. Практика. Положение ноги, сюр лек у де пье – «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной. 11 Тема № 3. Народный танец. Pas польки. Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип выполнения. Практика. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Галоп. Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип выполнения. Практика. Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Русские народные танцы. Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип выполнения. Практика. Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка», «присядка», «Кадриль», «Хороводная», «Метелица». Разучивание элементов танцев, связок. Танцевальная композиция «Кадриль». Теория. Значение и использование терминов в хореографии и принцип выполнения. Практика. Хороводные шаги, переменный ша, шаг с подскоком, шаг с притопом, галоп, припадания. Тема № 4 .Современный танец. Импровизация на темы современной музыки. Практика. Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя. Техника прыжков и вращений. Испанский танец. Этюд в современных ритмах. Теория. Изучение музыкальных новинок. Практика. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорнодвигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца. Тема № 5. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение. Практика. Этюд на воображение «Под дождем» - с использованием элементов pas польки, гопока, прыжков, «Кукла» - с использованием элементов классического танца. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения. 12 Элементы партерной гимнастики. Теория. Правила безопасного выполнения гимнастических элементов в хореографии. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на укрепления мышц спины, живота, ног. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц. Тема № 7. Тренировочно – постановочная деятельность. Техника исполнения движения (темп, ритм, повторяемость) Теория. Правила безопасного выполнения гимнастических элементов в хореографии. Практика. Работа над постановкой танцевальных этюдов. Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем быстром темпе. Подготовка танцевальных номеров. Освоение исполнительского мастерства танцора. Тема № 8. Воспитываем и познаём. Беседа о воспитании самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном. Тема № 9. Концертная деятельность Практика: Участие в различных мероприятиях ,концертах разного уровня, очень важный этап, который имеет большое значения для творческого роста учащегося. Подбор репертуара немало важен для организации выступления. Дети, которые постоянно участвуют в концертах ,знают как работать на сцене, получают неоценимый опыт сценического мастерства. Тема № 10. Участие в конкурсах. Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить рамки своего репертуара. Участие в конкурсах разного уровня городских, областных и всероссийских и международных, это прекрасная возможность проявить себя в саморазвитии и совершенствовании, так же это развивает дисциплинированность и ответственность перед своей командой. Атмосфера соревнования позволяет раскрыть новые возможности, а главное это шанс победить и показать свой уровень мастерства. 13 Итоговое занятие. Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений. Анализ работы. 1.3.6. Учебный план 3 года обучения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10 11 Раздел программы и темы занятий Вводное занятие Классический танец Народный танец Современный танец Уроки актерского мастерства Ритмико-гимнастические упражнения Тренировочно постановочная деятельность Концертная деятельность Участие в конкурсах Итоговое занятие Всего часов: В том числе Теория Практика 1 10 29 10 26 10 26 10 30 10 22 Всего часов 1 39 36 36 40 32 - 20 20 - 48 30 2 48 30 2 288 1.3.7. Содержание учебного плана 3 года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу. Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности студии. Техника безопасности. Тема № 2. Классический танец. Demi grand plie в различных сочетаниях Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre. Изучение battement tendu по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Изучение battement jete по всем позициям. 14 Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Изучение grand battement по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Pas attitude. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Прыжки: assemble, glissade и их сочетания. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Тема № 3. Народный танец. Русские народные танцы. Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону, дроби на 1\8, гармошка, ёлочка. Танцевальный Болгарский этюд. Теория. Рассказ и показом народных элементов. Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и движений народных танцев. Тема № 4. Современный танец. Стили, стилизации. Теория. Понятие стиль и стилизация. Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно. Импровизация на темы современной музыки. Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Элементы диско-танца. Теория. Что такое диско, история создания диско-танца. Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца. Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного танца. Тема № 5. Уроки актерского мастерства. Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики. 15 Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела. Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над позами и жестами. Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения. Маховые движения ногами. Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног. Упражнения на развитие гибкости. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на укрепление мышц спины. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на растягивание. Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики. Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность. Постановка, изучения танца. Работа над техникой исполнения,координации движений. Тема № 8. Воспитываем и познаём. Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном. Тема № 9. Концертная деятельность Практика: концертная деятельность включает в себя выступления различного уровня, а также открытые занятия и отчетный концерт, концертная деятельность является очень важной в деятельности творческого коллектива для творческого роста его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива. Его признание. Тема № 10. Участие в конкурсах. Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить рамки своего репертуара. Участие в городских фестивалях – конкурсах. 16 Тема № 11. Итоговое занятие. Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений. Анализ работы. 1.3.8. Учебный план 4 года обучения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10 11 Раздел программы и темы занятий Вводное занятие Классический танец Народный танец Современный танец Уроки актерского мастерства Ритмико-гимнастические упражнения Тренировочно постановочная деятельность Концертная деятельность Участие в конкурсах Итоговое занятие Всего часов: В том числе Теория Практика 1 10 29 10 26 10 26 10 30 10 22 Всего часов 1 39 36 36 40 32 - 20 20 - 48 30 2 48 30 2 288 1.3.9. Содержание учебного плана 4 года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу. Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности студии. Техника безопасности. Тема № 2. Классический танец. Demi grand plie в различных сочетаниях Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre. Изучение battement tendu по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. 17 Изучение battement jete по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Изучение grand battement по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Pas attitude. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Прыжки: assemble, glissade и их сочетания. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Тема № 3. Народный танец. Русские народные танцы. Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону, дроби на 1\8, гармошка, ёлочка. Танцевальный Болгарский этюд. Теория. Рассказ и показом народных элементов. Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и движений народных танцев. Тема № 4. Современный танец. Стили, стилизации. Теория. Понятие стиль и стилизация. Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно. Импровизация на темы современной музыки. Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Элементы диско-танца. Теория. Что такое диско, история создания диско-танца. Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца. Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного танца. 18 Тема № 5. Уроки актерского мастерства. Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики. Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела. Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над позами и жестами. Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения. Маховые движения ногами. Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног. Упражнения на развитие гибкости. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на укрепление мышц спины. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на растягивание. Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики. Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность. Постановка, изучения танца. Совершенствования хореографического мастерства. Работа над техникой исполнения, координации движений. Подготовка танцевального номера для сценического исполнения. Тема № 8. Воспитываем и познаём. Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном. Тема № 9. Концертная деятельность Практика: концертная деятельность включает в себя выступления различного уровня, а также открытые занятия и отчетный концерт, концертная деятельность является очень важной в деятельности творческого коллектива для творческого роста его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива. Его признание . 19 Тема № 10. Участие в конкурсах. Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить рамки своего репертуара, повысить уровень исполнения, достичь новых высот .Участие в городских, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах. Тема № 11. Итоговое занятие. Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений. Анализ работы. Подведение итогов. 1.3.10. Учебный план 5 года обучения № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10 11 Раздел программы и темы занятий Вводное занятие Классический танец Народный танец Современный танец Уроки актерского мастерства Ритмико-гимнастические упражнения Тренировочно постановочная деятельность Концертная деятельность Участие в конкурсах Итоговое занятие Всего часов: В том числе Теория Практика 1 10 29 10 26 10 26 10 30 10 22 Всего часов 1 39 36 36 40 32 - 20 20 - 48 30 2 48 30 2 288 1.3.11. Содержание учебного плана 5 года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Ведение в образовательную программу. Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности. Пожарная безопасность. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи работы хореографической студии «Непоседы». Основные направления деятельности студии. Техника безопасности. Тема № 2. Классический танец. Demi grand plie в различных сочетаниях 20 Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Battement tendu jete, rond de jambe, par terre. Изучение battement tendu по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Изучение battement jete по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Изучение grand battement по всем позициям. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Pas attitude. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Прыжки: assemble, glissade и их сочетания. Теория. Значение и использование терминов в хореографии, принцип выполнения заданий. Практика. Подготовка к прыжкам. Исполнение лицом к станку по всем позициям, держась двумя руками. Исполнение боком, за одну руку. Тема № 3. Народный танец. Русские народные танцы. Практика. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону, дроби на 1\8, гармошка, ёлочка. Танцевальный Болгарский этюд. Теория. Рассказ и показом народных элементов. Практика. Работа над этюдами (Болгарский этюд). Освоение поз и движений народных танцев. Тема № 4. Современный танец. Стили, стилизации. Теория. Понятие стиль и стилизация. Практика. Ритмические построения комбинаций. Понятие «Танцевальный образ», зависимость его от музыки. Исполнение по группам и самостоятельно. 21 Импровизация на темы современной музыки. Практика. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Элементы диско-танца. Теория. Что такое диско, история создания диско-танца. Практика. Познакомить воспитанников с особенностями диско танца. Простейшие поддержки. Композиция из простейших элементов эстрадного танца. Тема № 5. Уроки актерского мастерства. Упражнения на развитие мимики лица, пантомимной пластики. Практика. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела. Упражнения для развития мышц лица. Упражнения для передачи внутреннего состояния. Упражнения на воображение. Практика. Упражнения работы над позами и жестами. Тема № 6. Ритмико-гимнастические упражнения. Маховые движения ногами. Практика. Комплекс упражнений направленный на развитие пластики ног. Упражнения на развитие гибкости. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на укрепление мышц спины. Практика. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнения на растягивание. Практика. Комплекс упражнений с элементами гимнастики. Тема № 7. Тренировочно - постановочная деятельность. Постановка, изучения танца. Работа над техникой исполнения,координации движений. Тема № 8. Воспитываем и познаём. Беседа о воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Патриотизм в постановке танцевальных номеров. Вовлечение по возможности каждого обучающего в воспитательные мероприятия МБУ ДО ГДДТ, постановка концертных номеров. Просмотр видео материала, беседы - разговоры о важном. 22 Тема № 9. Концертная деятельность Концертная деятельность включает в себя выступления различного уровня, а также открытые занятия и отчетный концерт, концертная деятельность является очень важной в деятельности творческого коллектива для творческого роста его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива. Его признание. Тема № 10. Участие в конкурсах. Практика: возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, услышать и увидеть уровень других, расширить рамки своего репертуара, повысить уровень исполнения, достичь новых высот .Участие в городских, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах. Тема № 11. Итоговое занятие. Практика: открытое занятие для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся) с демонстраций полученных знаний и умений. Анализ работы. 1.4 Планируемые результаты Планируемые результаты реализации программы «Лаборатория танца» Развитие личности учащихся, еѐ духовной и эстетической направленности, творческих способностей и физических данных обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественно-творческой деятельностью, в которую они включены. Личностные - у учащихся в процессе занятий появятся волевые качества : целеустремленность, выдержка, дисциплинированность, будет сформировано уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, а так же к ценностям здорового и безопасного образа жизни. Предметные – у учащихся будут сформированы навыки в различных видах музыкально-творческой, танцевальной и исполнительской деятельности, включающие освоенный в ходе изучения данной программы опыт специфической для данной предметной области деятельности. Метапредметные результаты – сформируются у учащихся в ходе реализации данной программы нравственно-эстетические, духовные и физические качества, учащегося к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. 23 1.5 Условия реализации программы 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа «Лаборатория танца» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. 1.5.2 Материально- техническое обеспечение занятий Занятия проводятся в хореографическом классе, свободном для перемещения. В распоряжении коллектива: - раздевалка для воспитанников и педагога; - подсобное помещение для хранения ковриков (работа в портере); - хореографические станки, зеркала; - атрибуты и аксессуары, используемые в танце; - гимнастический мат для акробатических упражнений; - шкаф для хранения дидактических материалов, учебных пособий, костюмов для концертных номеров, грамот, дипломов и наград воспитанников; - цифровой носитель со специально подобранной музыкой для занятий; - медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи. Для репетиционной деятельности коллектива имеется актовый зал с необходимой музыкальной аппаратурой и театральным освещением. 24 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения. 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа педагогического мониторинга включает три этапа: первичный – диагностика (в начале учебного года), промежуточный – контроль (декабрь) и итоговая аттестация в конце учебного года (май). Для фиксации результатов усвоения программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы оценочные материалы. Виды контроля - для полноценной используются разные виды контроля: реализации данной программы Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий, а так же проводится контрольный урок в виде практического задания; Промежуточный - праздники, конкурсы, проводимые в детского творчества . Городском Доме Итоговый - конечным результатом программы является открытые занятия, отчетный концерт. Реализация программы аттестацию обучающихся. предусматривает промежуточную и итоговую Цель промежуточной аттестации – определение оценки степени и уровня освоения обучающимися программы по итогам учебного года. Формы проведения промежуточной аттестации: открытое занятие, отчетный концерт. Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательных общеразвивающих программ по всему курсу обучения. Формы проведения итоговой аттестации: открытое занятие, отчетный концерт. Показатели оценки аттестации: 25 - личностные результаты: получение опыта самостоятельного общественного действия, готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные качества; метапредметные результаты: освоение базисного уровня знаний, связанных с различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а также современной картиной мира; освоение обучающимися технологий и навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих достигать общественно признаваемых результатов; целенаправленное формирование навыков, позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами; предметные результаты: теоретические знания по программе, практические умения предусмотренные программой. По результатам итоговой аттестации обучающимся вручается свидетельство об окончании обучения в объединении по программе дополнительного образования выдается обучающимися в соответствии с правилами определенными «Положением о документе, подтверждающем освоение программы дополнительного образования». 2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще всего наиболее успешно используется метод тестирование. Тесты разделяются на два вида - индивидуальные и групповые, что дает возможность диагностировать динамику какого - либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом ,что даёт более развёрнутую картину исследуемой проблемы. Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического коллектива, несколько отличается от общепринятой. Кроме тестов на бумаге здесь применяют тест - игра, тест – движение, тест – импровизация. Показателями эффективности, выявления и развития таланта у учащихся можно считать: Высокий уровень мотивации к танцам (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации); Активность и результативность участия в конкурсах, фестивалях; Активность участия в социально – значимых мероприятиях, концертах; Положительная динамика достижений учащихся. Показатели критериев достигают максимального уровня успешности к концу обучения . 26 2.4 Методическое обеспечение программы Содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется. -аудио материалы с фонограммами; -DVD материалы с записями выступлений творческого объединения; -DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов. -альбом с фотографиями выступлений творческого объединения Методы организации деятельности: репродуктивный, наглядный. Методы воспитания: положительный пример, соревновательный. Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах. Методы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. Методы используемые на занятиях - научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. Привить учащимся культуру общения между собой паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, концертов, конкурсов. 27 2.5 Список литературы 1.Базарова Н.Мей В. «Азбука классического танца» 2015г. 2.Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри-Пресс» 2017г. 3.Базарова Н Классический танец. Методика обучения в 4-5 классе. Из-во "Искусство" 2015г. 4.Базарова Н.,Мей В. Азбука классического танца. Методика обучения в 1-3 кл. Из-во «Искусство» 2018 г. 5.Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс» 2017г 6.Ваганова А. Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство»2017г. 7.Васильева - Рождественская М .Историко-бытовой танец. Из-во «Искусство» 2015г. 8.Горшкова Е.В. От жеста к танцу: «Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце». 2015г. 9.Костровицкая В. «100 уроков классического танца» (1-8 кл.) Учебно-методическое пособие. Из-во «Искусство»2015г. 10.Полятков С. «Основы современного танца» 2015 г. 11.Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство» 2017г. 28