№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 3 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 4 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 5 процесса 1.1.8 Режим занятий 5 5 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 5 1.2.2 Основные задачи программы 5-6 6 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 год 6-8 1.3.2 Содержание учебного плана 1 год 8 -11 1.3.3 Учебный план 2 год 11 - 13 1.3.4 Содержание учебного плана 2год 13 - 16 1.3.5 Учебный план 3 год 16 - 17 1.3.6 Содержание учебного плана 3 год 17 - 19 19 - 20 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 21 - 22 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 21 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 21 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 23 - 24 24 - 26 26 - 27 27 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Направленность и вид программы. Направленность программы – художественная. Вид программы - модифицированная. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020г. №304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07 декабря 2018 г Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и молодёжи и их оздоровления», Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы. Новизна программы «Куклы и игрушки» заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно – прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа является «Зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Актуальность программы «Куклы и игрушки» в том, что она позволяет освоить несколько смежных направлений декоративноприкладного искусства по принципу «от простого- к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся; В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства; - в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества. В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, что дает мотивировать детей к данному виду творчества. Сейчас в моду входит украшать дома куклами, игрушками - предметами, сделанными своими руками. Педагогическая целесообразность программы «Куклы и игрушки» заключается в том, что большое значение в ней уделяется воспитанию целеустремленности, желанию получить все больше и больше новых знаний и умений. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. Создание на третьем году обучения разновозрастных групп помогает развивать в коллективе наставничество, давая возможность старшим и более опытным рукодельницам передавать свой опыт и знания младшим. 1.1.3. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной программы является то, что она отвечает интересам детей, их потребностям и желаниям. В ней учитываются психологические особенности детей данного возраста, у которых еще много желания играть в куклы. Данная программа так же знакомит их с различными видами кукол- от простой тряпичной до сложной Тильды. 1.1.4. Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 9 до 13 лет. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности детей школьного возраста. Численный состав обучающихся в группах: первый год обучения - 15 чел, второй год обучения -12 человек, третий год обучения - 10 человек. 1.1.5.Уровень программы - общекультурный (базовый). Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей содержание программы ориентировано на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся. 1.1.6.Форма обучения – очная с возможностью применения дистанционных технологий. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Telegram и др. Программа имеет возможность для обновления и модернизации. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся два раза в неделю, что при современной загрузке школьников более целесообразно. В творческое объединение принимаются на любой год обучения, но на 3-й год после собеседования для проверки уровня знаний и возможностей ребенка. Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учетом и соблюдением следующих принципов: - от простого к сложному; - принцип развивающего обучения; -принцип межпредметных связей. При освоении основной программы дети выбирают понравившийся вид декоративно-прикладного искусства (шитье, вышивка, вязание и т. д.) с учётом своих склонностей интересов и возможностей, что даёт возможность сделать работу по душе и получить признание зрителей на выставке декоративно-прикладного творчества. 1.1.8. Режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия групповые. Первый год -4 часа в неделю 144 часа за год (2раза по 2 часа). Второй год 6 часа в неделю -216 часов за год (2 раза по 3 часа). Третий год 6 часа в неделю -216 часа за год (2 раза по 3 часа). Объем программы - 576 часов. 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1. Цель программы – развитие у обучающихся трехмерного восприятия объемной формы и умение передавать изобразительными средствами объем и пространство. 1.2.2 Основные задачи программы. Задачи, решаемые программой Обучающие задачи программы: Познакомить с историей и современными направлениями декоративно – прикладного искусства России, традиционными праздниками, символами государственности. Овладение навыками различных швов для соединения деталей игрушек. Формирование практических умений выполнять крой с учетом экономии материала по лекалам. Формирование практических умений художественно оформить игрушку, сувенир. Развивающие задачи программы: Формировать у учащихся культуры общения и поведения в социуме. Развить систему ценностных ориентаций здорового образа жизни. Формировать эстетический вкус как критерий избирательности восприятия произведений искусства и творческой требовательности. Воспитательные задачи программы. Приобщить к мировым и отечественным культурным ценностям. Создать условия для формирования основ гражданский идентичности, воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой, своей страны, города, культурного наследия своего народа. Включить учащихся в социально значимую общественную деятельность. Развить умения и навыки общения как взаимодействия, взаимоподдержки и сотрудничества. 1.3. Содержание программы. 1.3.1 Учебный план 1 года обучения № 1. 2. Тематика занятий Вводное занятие. Знакомство с программой и планом работы нам год. Правила техники безопасности. История русской игрушки. Народные традиционные тряпичные куклы: обрядовые, обережные, игровые. Количество часов Т П В 2 - 2 1 1 2 Формы аттестации, диагностики, контроля Фронтальный опрос. Беседа. Беседа. Практическая работа. 3. 4. 5. 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 8 Игровая текстильная кукла «Девкина радость». Текстильные куклы и игрушки своими руками. Изучение швов, применяемых в изготовлении игрушки. Выполнение игрушки «Клубничка». Загадка чертежа. Правила раскроя. Изготовление игольницы «Шляпка». Цветовой круг. Роль цвета в лоскутной технике. Прихватка «Осень». Игрушки – малютки из ситца и бязи. Фрукты: яблоки, груши, тыква. Овощи: чеснок, капуста, морковь, перец. Зайка с кармашком. Объемные игрушки из флиса. Мишутка с ягодкой. Котенок или собачка с хвостиком. Игрушка «Мышарик». Новогодние сувениры. Вязание крючком 8.1 Краткие сведения об истории вязания. Изделия, связанные крючком в интерьере. Азбука вязания. Как держать крючок. Эти непослушные нитки. Волшебные петельки. Превращение цепочки в цветочек. Тамбурное вязание. 8.2 Учимся вязать по кругу. Прихватка «Полянка». Работа со схемами вязания. 9. Вязание игрушек Работа со схемами изделия. Мишка «Малютка» или «Лягушка 9.1 Квакушка». «Петушок» или «Курочка». 9.2 «Колобок» или « Котик. 9.3 10 Вывязывание декоративных деталей 1 1 2 1 1 2 1 3 4 2 18 20 1 - 7 8 8 8 1 5 1 1 1 2 2 3 27 3 5 7 12 8 4 32 4 6 8 14 10 1 3 4 1 5 6 - 18 18 - 6 6 1 6 6 5 6 6 6 Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа. Практическая работа Беседа. Тестирование. Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. Практическая работа. Наблюдение. 11 12 13 14 к сшитым игрушкам. Шапочка, юбочка, воротничок. «Свой дом украшу я сама». Вязание декоративных подушек: «Солнышко», «Цветок», «Цветочная поляна» на выбор. Изготовление поделок для выставки по выбору. «Воспитываем и познаем». Итоговое занятие ИТОГО 1 15 16 - 20 20 4 4 8 21 2 2 123 144 Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседы. Встречи. Экскурсии. Выставка работ. 1.3.2 Содержание программы 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие. Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном кабинете и программой обучения учащихся пошиву игрушек. Инструменты и приспособления, материалы для работы (иглы, нитки, ножницы, бумага, карандаши, наперсток, калька, миллиметровка, ткани, мех, пуговицы, бусы и т.д.). Назначение каждого материала и инструмента. Правила безопасности труда и личной гигиены. Практика. Организация рабочего места (Рациональное расположение инструмента, материалов, приспособлений на рабочем месте). Тема 2. История русской игрушки. Народные традиционные куклы: обрядовые, обережные, игровые. Игровая текстильная кукла «Девкина радость». Теория. История игрушки. Знакомство с различными видами народных кукол. Игровые народные куклы для детей младшего возраста. Практика. Изготовление традиционной текстильной куклы «Девкина радость». Подбор ткани, раскрой, изготовление куклы. Тема 3. Текстильные куклы и игрушки своими руками. Изучение швов применяемых в изготовлении игрушки. «Клубничка». Теория. Изучение ручных швов, шов «вперед иголку», шов «назад иголку». Практика. Изготовление образцов выполненных изучаемыми швами. Соединительные швы – которые скрепляют детали вместе. Закрепляющие швы – которые предохраняют ткань от осыпания. Отделочные швы – которые необходимы для оформления игрушки. Изготовление игрушки «Клубничка». Вырезать по лекалу из ткани 2 детали - клубничка и чашелистики. Сметать и сшить боковой шов. Собрать по верхнему срезу, предварительно набив синтепоном. Зашить украсить чашелистиками. Тема 4. Загадка чертежа. Правила раскроя. Изготовление игольницы «Шляпка». Теория. Краткие сведения о правилах раскроя. Практика. Изготовление игольницы «Шляпка». Изготовление лекал, раскрой игольницы из ткани. Изготовление картонной основы игольницы: поля и тулью Отработка шва вперед иголку собираем по краю, закрепляем на картонной основе. Соединяем потайным швом. Выполняем декор Тема 5. Цветовой круг, роль цвета в лоскутной технике. Прихватка «Осень». Теория. Сведения науки о цвете. Распознавание основного и дополнительного, теплого и холодного цветов. Световой и цветовой контрасты. Практика. Запись основных понятий. Выполнение упражнений, таблиц по цветоведению. Техника рисования эскиза прихватки, изготовление лекал фрагментов декора. Крой деталей прихватки. Тема 6. Игрушки - малютки из ситца и бязи . Тема 6.1. Фрукты: яблоки, груши, тыква. Теория. Краткие сведения о сувенирах. Их магическое происхождение. Связь с художественными промыслами. Выбор игрушек урожайной тематики. Подбор ткани. Практика. Изготовление игрушки. Раскрой игрушек , сшивание игрушек, Плотная набивка игрушки , Оформление готового изделия. Тема 6.2. Овощи: Чеснок, Капуста. Морковь, перец. Практика. Тема 6.3 . Игрушка – малютка «Зайка с кармашком». Теория. Роль цвета в игрушках. Подбор материала основы, карманчика, ушек. Правила раскроя, соединения деталей игрушки. Практика. Изготовление выкроек – лекал. Раскрой игрушек .Сшивание деталей, выворачивание изделия и его плотная набивка Пришивание карманчика зайке. Декоративное оформление игрушки, вышивка мордочки, приклеивание глазок. Пришивание пуговок. Тема 7. Объемные игрушки из флиса. Тема 7.1. . Объемные игрушки из флиса. Мишутка с ягодкой. Теория. Правила работы с флисом и его подбор к данной игрушке. Материалы и инструменты. Приспособления для работы. Особенности раскроя деталей .. Материалы, необходимые для изготовления основы игрушки. Подбор ткани по цвету. Знакомство с правилами раскроя изделий из флиса. Декоративное оформление готовых изделий пуговицами, текстилем . Практика. Зарисовка деталей игрушек, разработка лекал. Раскрой деталей из флиса. Оформление глаз, носа. Различные варианты оформления игрушек. Раскрой меха по лекалам. Сметывание и сшивания деталей. Набивка формы, соединение частей и художественное оформление игрушек. Тема 7.2. Котенок или собачка с хвостиком. Практика. Подбор материала. Цветовое решение игрушки . Изготовление лекал. Раскрой игрушки, сшивание деталей , отработка шва позади иголка. Выворачивание изделия, плотная набивка. Зашиваем отверстие для набивки, пришиваем хвостик. Декорируем игрушку. Тема 7.3. Игрушка из флиса «Мышарик». Практика. Изготовление лекал. Подбор материала, раскрой. Сшивание деталей, выворачивание изделия, набивка игрушки. Пришивание носика, хвостика, ушек, лапок. Приклеивание глазок. Тема 7.4 . Новогодние сувениры. Ангелочек, Гномик, Дед Мороз. Практика. Выбор сувенира, подбор материала. Изготовление лекал. Раскрой, сшивание. Вывернуть сшитое изделие наполнение игрушки синтепоном. Декорирование готовой игрушки бисером, пайетками, бусинами Тема 8. Вязание крючком. Тема 8.1. Краткие сведения об истории вязания. Изделия, связанные крючком в интерьере. Азбука вязания. Теория. Изделия, связанные крючком в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. История рукоделия. Практика. Азбука вязания. Как держать крючок. Эти непослушные нитки. Петельки превращаются в цветочек. Тема 8.2. . Тамбурное вязание. Теория. Техники вязания. Различные особенности тамбурного вязания. Прихватка «Полянка». Практика. Провязывание образцов. Технология выполнения различных рисунков. Подбор цветов. Схема вязания Тема 9. Вязание игрушек. Работа со схемами изделия. Тема 9.1. Вязание игрушек: Мишутка или Лягушка – Квакушка. Практика. Работа по схеме изделия. Тема 9.2. Петушок или Курочка. Практика. Работе по схеме изделия. Тема 9.3. Колобок или Котик. Практика. Изготовление лекал согласно форме, размеру желаемой игрушки. Подбор нити и номера крючка. Расчет и цветовое решение образца. Вывязывание деталей игрушек. Сшивание деталей. Набивка формы. Художественное оформление. Тема 10. Вывязывание декоративных деталей к сшитым игрушкам и оформление панно. Теория. Применение различных декоративных деталей для оформления игрушек. Использование бахромы из пряжи для имитации волос. усов, бороды. Применение вязаных воротничков, ушек, деталей мордочки в игрушках. Виды вязания крючком, применяемые для декоративного оформления игрушек. При создании образа и характера . Практика. Изготовление декоративных деталей для данных игрушек. Соединение их с шитыми частями. Художественное оформление игрушки. Тема 11. Свой дом украшу я сама Вязание декоративных подушек «Солнышко», «Цветок», «Цветочная полянка» по выбору. Теория. Ознакомление с различными схемами вязания. Выбор ниток и цветовое решение к данному изделию. Практика. Выполнение образцов по схемам. Вязание выбранного изделия. Тема 12. Изготовление поделок для выставки по выбору. Практика. Работа над изделием по выбору детей. Тема 13 . Воспитываем и познаем. «Безопасная дорога» беседа по правилам поведения на улице «Каждый народ художник» беседа о культуре народов живущих на Дону. Участие в ключевых учрежденческих делах. Экскурсия в городской музей. Праздничная программа «Святки - колядки». Игровая программа «Весеннее настроение». Тема 14. Итоговое занятие. Выставка детских работ. 1.3.3 Учебный план 2год обучения № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 Тематика занятий Вводное занятие. Современное декоративноприкладное искусство в интерьере. План на новый учебный год. Беседа «Правила техники безопасности». История игрушки. Народные традиционные куклы из лоскутов. «Кубышка – травница». Свадебная тряпичная игрушка «Неразлучники». Помощница в хозяйстве тряпичная кукла «Филипповка». Количество часов Т П В 2 1 3 7 14 21 1 1 2 2 3 3 1 2 3 Формы аттестации, диагностики, контроля Беседа. Тестирование. Беседа. Наблюдение Практическая работа. Тестирование. 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 3.2. 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 7.3 8. 8.1. 8.2. 9 Святочная игрушка «Коза». Обрядовая тряпичная кукла «Покосница». Передача семейных традиций. Тряпичная игрушка «Семья». Игровая куколка «Малышок – голышок». «Ситцевая радуга». Старинное искусство лоскутная техника. Лоскутная техника в быту. Прихватка «Хорошее настроение». Виды ручных швов, Подушка – игрушка «Кот Сердечко» из ситца и бязи. Текстильные игрушки своими руками. Веселый зоопарк Игрушки из ситца и бязи. «Лошадка», «Мишка», «Сова», «Слоник» по выбору. Кукла малышка «Пупс». Приданое для куклы: одеяло, подушка, постельное бельё. Куклы и игрушки в домашнем интерьере. Куклы грелки на чайник: «Петушок» или «Курочка». По выбору. «Барыня - Сударыня» кукла на кухню. Новогодние сувениры. Дедушка Мороз и Снегурочка. Рождественский Ангел. Символ года. Техника по выбору. Объёмная игрушка из флиса. Коты и собаки - по выбору. Зайка или Мишутка. Декорирование игрушек. Изготовление сувениров к празднику 8 Марта. Панно «Цветы для мамы». Вышивка лентами. «Кофейные игрушки» Изготовление игрушек к итоговой выставке. Практическая работа в 1 1 2 2 3 3 1 2 3 1 2 3 1 17 18 1 8 9 - 9 9 2 28 30 1 8 9 1 20 21 2 31 33 1 14 15 1 17 18 2 1 1 2 1 1 2 22 8 6 8 22 11 9 2 25 24 9 6 9 24 12 9 3 27 1 11 12 1 2 14 22 15 24 Практическая работа. Наблюдение. Практическая работа. Наблюдение. Беседа. Практическая работа. Тестирование Беседа. Практическая работа. Практическая работа. Наблюдение Тестирование. Беседа. Практическая работа. Беседа. Практическая 1 1 11 11 12 12 10. избранной технике. Игрушки по выбору детей Салфетка или панно. По выбору детей. Воспитываем и познаем. 2 7 9 11. Итоговое занятие. - 3 3 29 184 9.1 9.2 Итого работа. Тестирование. Защита проекта Беседы. Наблюдение Выставка работ. 216 1.3.4 Содержание тематического плана 2года обучения. Тема. 1.Вводное занятие. Современное декоративно – прикладное искусство в интерьере. Правила техники безопасности. Теория. Декоративно – прикладное искусство и интерьер. Техника безопасности, - зачем она нужна. Знакомство с планом работы на год. Практика. Организация рабочего места. 2. История игрушки. Народные традиционные куклы из лоскутов. Народная тряпичная кукла по времени своего создания в основном привязана к народному календарю. Поэтому этот блок разнесен по программе всего учебного года. Тема. 2.1. Тряпичная кукла «Кубышка - травница», Теория. Подбор материалов (ткань на тело и юбку куклы, травяной наполнитель для мешочка). Обсуждение декора очельника и фартука. Практика. Изготовление куклы. Собрать на нитку юбку, засыпать наполнитель. Из белого квадрата формируем голову и руки куклы. Соединяем детали, декорируем одежду куклы. Тема.2.2 Свадебная тряпичная кукла «Неразлучники». Теория. Историческая справка. Значение куклы в свадебном обряде . Варианты кукол. Цветовое решение. Практика. Подбор материала. Выкраивание деталей. Изготовление. Тема 2.3. Помощница в хозяйстве тряпичная кукла «Филипповка». Теория. Многорукие куколки помощницы. Обязательная привязка изготовления кукол к народному календарю. Варианты кукол. Практика. Выбор куклы. Подбор материала. Раскрой куклы. Изготовление. Тема 2.4. Святочная игрушка «Коза». Теория. Зимние Святки – обряды и традиции. «Коза» важная часть народной культуры. Практика. Выбор варианта игрушки. Подбор материала. Изготовление игрушки. Тема 2.5. Обрядовая тряпичная кукла «Покосница». Теория. «Покосница» оберег и помощница в делах. Практика. Подбор материала, цветовое решение. Изготовление игрушки. Тема 2.6. Передача семейных традиций. Тряпичная кукла «Семья». Теория. Варианты куклы «Семья». Значение куклы с младенцами в обрядах. Практика. Подбор материала, цветовое решение. Изготовление куклы. Тема. 2.7. Игровая куколка «Малышок - голышок». Теория. Виды, подбор материала. Подбор материала для декора. Практика. Цветовое решение. Подготовка деталей. Изготовление игрушки. 3. «Ситцевая радуга». Старинное искусство - лоскутная техника. Лоскутная техника в быту. Тема.3.1. Прихватка «Хорошее настроение». Теория. Беседа о лоскутной технике. Материалы и инструменты Практика. Изготовление прихватки «Хорошее настроение» в технике «пицца». Тема.3.2. Подушка – игрушка «Кот - Сердечко» из ситца и бязи. Практика. Выбор материала. Раскрой изделия. Сшивание игрушки Набивка игрушки. Выбор декора. Декорирование игрушки, вышивка мордочки. 4. Текстильные игрушки своими руками. Тема. 4.1. «Веселый зоопарк». Игрушки из ситца и бязи. «Лошадка», «Мишка», «Сова», «Слоник» по выбору. Теория. Знакомство с материалом, правила раскроя, швы ручные и машинные. Практика. Выбор игрушки, подбор ткани, Изготовление. Тема. 4.2. Кукла малышка «Пупс». Приданое для куклы: одеяло, подушка, постельное бельё. Теория. Практика. Шьем куклу малышку. Изготовление одежды для кукол. Выкройка, раскрой, шитьё. 5. Куклы и игрушки в домашнем интерьере. Тема. 5.1. Куклы грелки на чайник «Петушок» или «Курочка. По выбору. Теория. Материалы, используемые в изготовление таких игрушек. Подбор тканей, раскрой. Декоративные швы, рюши. Практика. Подбор ткани к выбранной игрушке. Изготовление лекал и раскрой. Изучение Декоративных швов. Пошив и декорирование игрушки. Тема. 5.2.«Барыня - Сударыня» кукла на кухню. Практика. Раскрой куклы, пошив деталей, сборка игрушки. Декорирование. 6. Новогодние сувениры. Тема. 6.1. Новогодние сувениры Дед Мороз и Снегурочка. Теория. Чудесный праздник «Новый год». История и современность. Традиция изготовления новогодних игрушек и сувениров Практика. Выбор игрушки. Подбор тканей. Изготовление лекал, раскрой и пошив. Работа с набивкой. Декорирование изделия. Тема. 6.2.Рождественский Ангел. Практика. Рождественский Ангел. Подбор тканей, Декорирование. Вышивка лентами. раскрой и пошив. Тема. 6.3. Новогодние сувениры. Символ года Теория. Восточный гороскоп и его символика. Игрушка «Символ года». Практика. Выбираем технику изготовления игрушки (тамбурное вязание, вышивка, шитье). Разбор схем для вязания и вышивки, подбор ниток, изготовление. Выбор игрушки, подбор фетра, выкраивание и изготовление поделки. Декорирование готовых работ. 7. Объемная игрушка из флиса. Тема. 7.1. Коты, собаки из флиса. По выбору. Практика. Выбор игрушки. Изготовление лекал. Подбор тканей , раскрой и пошив изделия. Декорирование игрушек. Тема 7.2. Зайка или Мишутка из флиса. Практика. Выбор игрушки. Изготовление лекала, раскрой игрушки. Сшивание деталей, набивка игрушки. Декорирование игрушки. Тема 7.3. Декорирование игрушек. Практика. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Плотная набивка, декорирование игрушки. 8. Изготовление сувениров к празднику 8 Марта. Тема 8.1. Панно «Цветы для мамы». Вышивка лентами. Теория. История праздника. Традиции, праздничных подарков. Цветовое решение и сюжет. Декоративная салфетка в интерьере. Практика. Выбор подарка. Подбор материалов. Создание эскиза, изготовление лекал, крой. Изготовление панно. Выбор салфетки – малютки, нитки из которых вяжется салфетка. Разбор схемы вязания. Изготовление салфетки. Тема 8.2. Кофейные игрушки. Теория. Откуда пришли к нам кофейные игрушки. Виды декора игрушек. Практика. Выбор игрушки и декора. Раскрой и сшивание игрушек. Набивка и пропитка, просушка. Создание эскиза росписи игрушки. Нанесение узоров 9. Изготовление игрушек к итоговой выставке. Практическая работа в избранной технике. Тема. 9.1. Игрушки по выбору детей. Теория. Изучение отделочных швов. Практика. Выбор игрушки, подбор материалов. Изготовление лекал. Раскрой игрушки. Пошив куклы. Раскрой и пошив одежды для куклы. Декорирование изделия. Теория 9.2. Салфетка или панно. Работа по выбору. Практика. Выбор работы, подбор материала. Подготовка рисунка для вышивки лентами и нитками мулине. Выполнение изделия. 10. Воспитываем и познаём. Октябрь. Беседа о правилах поведения на дороге «Кто придумывает правила?» Ноябрь. Осенины «Королева Осень». Декабрь. Час игр и затей «Новый год стучится в двери». Январь. Конкурсная программа «В гостях у сказки». Февраль. Скоморошина «Зимушка - Зима». Март. Час общения «Мамин день». Апрель. Мульт - викторина. « Мы любим мультики». Апрель. «Салют героям» Конкурс рисунков и поделок ко дню Победы. Май. Выставка детских работ «Здравствуй лето красное!» 11. Итоговое занятие. Поведение итогов. Выставка работ. Награждение победителей. 1.3.5 Учебный план 3 год обучения. № Тематика занятий 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 4.2 Вводное занятие. План работы на новый учебный год. Беседа «Техника безопасности на занятиях». Текстильные игрушки Мишка в сарафанчике. Куколка с игрушкой Зайка Ёлочные игрушки из фетра. Куклы Тильды. Кошка - балерина Дед - Мороз Лось Символ года . Кофейная фея. Народная тряпичная кукла. Народная тряпичная кукла «Десятиручка». Народная тряпичная кукла Количество часов Т П В 3 3 7 2 2 1 2 5 1 1 1 1 1 5 1 56 16 16 7 15 94 20 14 14 17 29 13 1 63 18 18 8 17 99 21 15 15 18 30 18 3 1 2 3 Формы аттестации, диагностики, контроля Беседа тестирование Беседа. Практическая работа. Выставка. Беседа. Практическая работа. Выставка Беседа. Презентация. Практическая работа. 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 6. 7. «Зерновушка» Народная тряпичная кукла «Берегиня» Народная тряпичная кукла «Роща» Народная тряпичная кукла «На выхвалку» шитая. Декоративная отделка предметов быта в Русском стиле. Прихватки «Русские узоры» в стиле лоскутной техники. Чехол на диванную подушку «Пава».. Воспитываем и познаем. Итоговое занятие. Подведение итогов. Выставка работ. ИТОГО 1 1 1 2 2 5 2 19 21 1 5 6 1 3 14 6 3 15 9 3 25 216 191 3 3 Музей народной игрушки 6 Беседа. Практическая работа. Выставка работ 1.3.6 Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения 1. Тема. Вводное занятие. Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой на 3год обучения. Инструменты, приспособления, материалы для работы ( игл, нитки, ножницы, бумага, карандаши, наперсток, калька, ткани, пуговицы, бусы). Практика. Организация рабочего места (рациональное расположение инструмента, материалов, приспособлений на рабочем месте). Просмотр журналов мод и других пособий. 2. Текстильная игрушка. 2.1. Тема. Мишка в сарафанчике. Теория. Виды текстильных кукол. Правила раскроя, подбор ткани. Практика. Зарисовка игрушек, выполнение выкроек – лекал, перевод их на альбомные листы. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Раскрой одежды. Художественное оформление изделия. 2.2. Тема. Кукла с игрушкой. Теория. Беседа об игрушке. Раскрой куклы. Раскрой туфель. Раскрой штанишек, платья куклы. Раскрой игрушки куклы. Практика. Пошив куклы. Набивка, соединение деталей. Пошив одежды куклы, изготовление волос и пришивание их к голове. Пошив игрушки куклы. 2.3. Тема. Текстильная игрушка Зайка или Кошка по выбору. Теория. Беседа об игрушке. Подбор тканей. Раскрой игрушки. Обсуждение декора. Практика. Изготовление выкройки, раскрой игрушки. Сшивание деталей игрушки. Раскрой одежды. Сшивание одежды. Пришивание деталей, одевание куклы. Оформление мордочки игрушки. 2.4. Тема. Елочные игрушки из фетра Теория. Беседа об особенностях работы с фетром. Выбор новогодних игрушек. Швы, применяемые при работе с фетром. Обсуждение декора. Практика. Выбор игрушки. Изготовление выкройки, раскрой. Пошив изделия. Декорирование игрушек бисером, бусинами, пуговицами. 3. Куклы Тильды. 3.1. Тема. Кошка балерина. Теория. Беседа об игрушке. Подбор ткани. Обсуждение декора. Практика. Перевод выкройки. Изготовление лекала . Раскрой игрушки, Сшивание игрушка . Выворачивание деталей (лапки, голова, хвост, тело). Плотная набивка игрушки. Раскрой платья игрушки. Сшивание платья. Изготовление пуант. Декорирование игрушки. 3.2. Тема. Куклы Тильды. Дед Мороз. Теория. Беседа об игрушке. Символ Нового года. Подбор тканей. Обсуждение декора. Практика. Перевод выкройки. Изготовление лекал. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Плотная набивка игрушки. Изготовление одежды. Декорирование игрушки. 3.3. Тема. Кукла Тильда Лось. Теория. Беседа об игрушке, ее символике. Обсуждение декора. Практика. Перевод выкройки. Изготовление лекала. Раскрой Сшивание деталей. Декорирование игрушки. игрушки. 3.4. Тема. Кукла Тильда Зайка. Теория. Беседа об игрушке. Создание эскиза наряда Зайки. Обсуждение декора игрушки. Практика. Создание выкройки. Раскрой изделия. Сшиваем детали. Готовую игрушку одеваем в платье. 3.5. Тема. Кофейная Фея. Теория. Создание эскиза куклы. Подбор материала. Обсуждение декора. Практика. Изготовление лекала куклы. Раскрой игрушки , сшивание деталей. Декорирование готовой работы. 4. Народная тряпичная кукла. 4.1. Тема. Народная тряпичная кукла «Десятиручка». Теория. Беседа «Десятиручка» - многорукая кукла помощница. Цветовая гамма. Подбор ткани. Практика. Раскрой куклы. Изготовление куклы – помощницы. 4.2. Тема. Народная тряпичная кукла «Зерновушка» Теория. Беседа «Зерновушка»- символ благополучия дома. Подбор материала. Обсуждение декора. Подбор тесьмы для декора. Практика. Изготовление куклы. Сшить мешочек, наполнить зерном. Одеваем и оформляем куклу. 4.3. Тема. Народная тряпичная кукла Берегиня. Теория. Беседа о куклах берегинях. Создание эскиза куклы. Подбор материала, подбор декора. Практика. Вышивка фартука. Из подготовленных лоскутков создаем куклу мотанку. 4.4. Тема. Народная тряпичная кукла Роща. Теория. Беседа о традиционных куклах свадебного обряда. Кукла Роща на каравай. Единство семьи. Создание эскиза, подборка материала. Практика. Раскрой детали куклы, подготовка палочки. Собираем куклу. 4.5. Тема. Народная тряпичная кукла «На Выхвалку». Теория. Кукла « На выхвалку» «путевка» на взрослые посиделки. Практика. Кройка деталей. Приготовление лоскутков. Изготовление Куклы на выхвалку в русском костюме. 5. Декоративная отделка предметов быта в русском стиле. 5.1. Тема. Прихватка «Русские узоры» в стиле лоскутной техники. Теория. Беседа о русских орнаментах. Цветовое решение. Создание эскиза. Подбор материала, декора. Практика. Изготовление выкроек. Раскрой изделия. Приметывание деталей оформления. Сшивание изделия. 5.2. Тема. Чехол на диванную подушку « Пава». Теория. Беседа « Фольклорные мотивы в декоративно – прикладном творчестве. России. Птица Пава». Создание эскиза. Изготовление шаблонов. Обсуждение декора. Практика. Раскрой наволочки. Подготовка элементов узора. Оформление лицевой стороны - панно с птицей. Наметка деталей узора. Пришивание деталей узора. Декорирование, сшивание наволочки. 6. Тема. Воспитываем и познаем. План воспитательных мероприятий. Безопасность на улице Беседа «Наша Родина Россия» Осень, осень, в гости просим (Кузьминки). Солнцеворот Святки - колядки Масленица Святые сороки «Весенние голоса» «Волшебники» итоговая выставка 7.Тема. Итоговое занятие. Выставка детских работ. Награждение победителей. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа «Куклы и игрушки» предусматривает разностороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое. 1. 2. 3. 4. Предметные результаты. Будет ознакомлен с историей и современными направлениями декоративно – прикладного творчества России, символами российской государственности. Будет иметь практические умения в различных техниках рукоделия, применять их в одной работе, в соответствии с художественным замыслом. Будет владеть техниками декоративной работы: ручная вышивка, аппликация, шитьё, вязание крючком, вышивка лентами. Будет знать правила и приемы безопасной работы с инструментами и приспособлениями, используемыми во время занятий. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. Метапредметные результаты. Будет самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы. Иметь систему ценностных ориентаций здорового образа жизни. Будут развиты креативные способности, художественное мышление, интерес и любовь к прикладному искусству. Будет сформирована потребность к самостоятельности, ответственности, активности и саморазвитии. Будет умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности. Будет иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Личностные результаты. Будут сформированы такие качества как: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда. Включение в социально-значимую деятельность (участие в благотворительных акциях). Будет грамотно оценивать свою работу, находить достоинства и недостатки. Будут развиты познавательная и творческая активность, фантазия. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности. 1.5. Условия реализации программы. 1.5.1 Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории и соответствующей требованиям «Профессионального стандарта» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №491 от 26 мая 2023 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). Педагог постоянно повышает уровень профессионального мастерства прохождением курсами ИПК и ПРО. 1.5.2 Материально техническое обеспечение Занятия творческого объединения «Теремок» проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении. В кабинете имеются столы, стулья, шкафы для хранения материалов, выставочных работ и инструментов, видеоаппаратура, магнитная доска и набор магнитов. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит детей с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами. Регулярно в ходе занятий проводится физкультминутка с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы учащихся, мышечной системы а так же на релаксацию. 1.5.3. Учебно практическое оборудование Занятия проводятся в светлом, тёплом кабинете, где имеется хорошее верхнее освещение, столы, стулья. Обязательно наличие в кабинете электрических розеток, утюга, клеящего пистолета. В кабинете находятся необходимые материалы и инструменты: - крючки вязальные различных номеров; - ножницы для бумаги и ткани; -различные иголки ( для бисера, для шитья, для сшивания вязаных изделий, для вышивки и т д.); -пяльцы, рамки для ткачества, вилки; -линейки разной длинны, карандаши, альбомы для рисования, -нитки для шитья, пряжа для вязания; -, акварельные краски; -цветная бумага, картон; -различные ткани (ситец, флис, фетр); -схемы для вязания и вышивки. В качестве технических средств обязательно наличие видеомагнитофона для создания настроя на занятии, для прослушивания музыкального фольклора России, просмотра видео материалов и для музыкального оформления праздников, игр, ярмарок и т.д. Для проведения занятий необходимы: - Подборка репродукций и фотографий «Куклы» и «Мягкая игрушка». - Подборка репродукций и фотографий народного костюма «Русская краса» и «История Европейского костюма». - Картотека «Образцы швов» - Папка иллюстративного материала по теме «Куклы и игрушки. Подарки к празднику». - Альбом «Старинная вышивка» - Индивидуальный раздаточный материал по теме «Старинная русская вышивка. Роспись. Крест» - Подборка иллюстраций и фотографий «Россия – Родина моя» - Папка « - Выкройки и лекала. РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график. Календарные учебные графики размещены в рабочих программах по годам обучения 2.2 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ) Для отслеживания образовательного эффекта в группах каждого года обучения предполагаются следующие методы: тестирование и анкетирование (проводится в начале и конце учебного года), наблюдение в процессе занятий (в течение всего периода обучения), участие в выставках, смотрах, конкурсах, итоговый фольклорный праздник. Система диагностики обученности обучающихся включает в себя следующие компоненты: 1. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся (в начале учебного года для программ, рассчитанных на несколько лет обучения) для определения знаний учащимися важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительная проверка сочетается с компенсионным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках. 2. Текущая проверка проводится преподавателем в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. 3. Повторная проверка тематическая: параллельно с изучением нового учебного материала учащиеся повторяют материал пройденный. Повторная проверка, таким образом, способствует упрощению полученных знаний, умений и навыков. Итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений и навыков проводится в конце учебного года. В период обучения дети знакомятся с русским фольклором, участвуют в народных праздниках , работают с бумагой, тканью, пряжей, пластилином, изучают родословную своей семьи. Основные формы обучения: - групповые занятия; - индивидуальные занятия; - творческое задание; - ролевые игры; - практическая работа. Методы обучения: - монологический; - диалогический; - эвристический. Методы преподавания: - объяснительный; - информационно-сообщающий; - иллюстрационный. Методы обучения: - репродуктивный; - исполнительский; - частично-поисковый; - проблемный; Методы воспитания: - убеждения; - упражнения и личный пример 2.3. Диагностический инструментарий Критерии оценки результативности обучения по дополнительной образовательной программе «Куклы и игрушки» Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого (оцениваемые качества параметры) 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические Соответствие Высокий уровень знания теоретических Ребенок полностью овладел знаниями, знаний ребенка умениями и навыками, заложенными в программным программе, имеет высокие достижения требованиям (дипломы, грамоты различного уровня Средний уровень Объем усвоенных знаний составляет более ½. Низкий уровень Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой 1.2.Владение Осмысленность Высокий уровень специальной и правильность Специальные термины употребляет терминологией использования осознанно и в полном соответствии с их специальной содержанием. терминологии Средний уровень Ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. Низкий уровень Ребенок избегает употреблять специальные термины. 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические Соответствие Высокий уровень умения и навыки, практических Ребенок полностью овладел знаниями, предусмотренные умений и умениями и навыками, заложенными в программой навыков программе, имеет высокие достижения программным (дипломы, грамоты по итогам конкурсов). требованиям Средний уровень Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½. Низкий уровень Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков. 2.2. Владение Отсутствие Высокий уровень различными затруднений в Работает различными материалами и художественными использовании инструментами самостоятельно, не материалами и материалов и испытывая трудностей. инструментами инструментов Средний уровень Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога. Низкий уровень Учащийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании. 2.3. Творческие Креативность в Высокий уровень навыки выполнении Творческий уровень выполнение практических практических заданий. заданий Средний уровень В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Низкий уровень Креативность в работах отсутствует. 2.4. Развитие Высокий уровень воображения Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий. Средний уровень. Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь. Низкий уровень Проявления творческого воображения практически незаметны. 3. Общеучебные умения и навыки учащегося 3.1. Учебнокоммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога Адекватность Высокий уровень. восприятия Работает самостоятельно. информации, Средний уровень. идущей от Умеет слушать и выполняет задания, педагога данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости. Низкий уровень. Ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 3.2.Умение Способность Высокий уровень. организовать свое самостоятельно Самостоятельно готовится ко всем рабочее место готовить свое занятиям. Строго соблюдает правила рабочее место к техники безопасности, следит за деятельности и соблюдением техники безопасности убирать его за другими воспитанниками. собой Средний уровень. Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более ½ правил техники безопасности. Низкий уровень. Учащийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для более полной эффективной реализации программы применяется совокупность современных форм и методов обучения и воспитания. Основная форма занятий - групповая, что помогает развивать коммуникативные навыки и навыки социальной адаптации. Нередко занятия проходят в форме игры, соревнования. Для знакомства с культурным наследием предков: урок-музей, урок-лекция, урок-праздник, урок-развлечение, урок-мастерская и т.д. Это помогает развивать у детей интерес к занятиям, самостоятельность, стремление к творчеству. Обязательным является участие детей объединения в мероприятиях Городского Дома детского творчества и школ, сочетание на учебных занятиях и мероприятиях теоретических и практических, исполнительских и творческих, познавательных и развлекательных форм работы и способов деятельности. Использование на всех видах занятий и личностноориентированных технологий, рассматривающих ученика в качестве субъекта в различных видов деятельности, определяющих приоритетным - развитие ученика, позволяют занимать ему активную позицию. Построение взаимоотношений между педагогом и учениками на основе взаимопонимания и доверия, что достигается использованием диалога как основной формы общения при осуществлении любых видов деятельности. Осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей при подборе упражнений и заданий, в выборе предлагаемых мотивов и композиций, игр и инсценировок, в разработке и выполнении композиций по собственному замыслу, при определении темпа освоения программы, в выборе количества, вида и способа помощи ученикам. Использование на занятиях подлинных изделий декоративноприкладного искусства (хохломская посуда, семеновские матрешки и т.д.), старинных изделий конца XIX - начала XX века (домотканой одежды, скатерти, кружев, вышитых полотенец и т.д.) помогают детям более полно погрузиться в атмосферу мира народной культуры, почувствовать эпоху своих прапрабабушек и прапрадедушек, более полно раскрыть преемственность поколений. Для занятий необходим дидактический материал: фотографии, схемы, рисунки, карточки, кроссворды, аудиокассеты, а также подбор и включение в структуру каждого занятия упражнений для снятия усталости мышц рук, спины, глаз. Таким образом, в программе заложены такие виды деятельности, которые, учитывая запросы и интересы детей, позволяют им получать радость от общения, заниматься с увлечением полюбившимся делом, дарить близким радость, любить этот мир и жизнь. 2.5 Воспитательная деятельность Воспитательная работа в творческом объединении имеет две важные составляющие, а именно индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. В ходе их осуществления приходится решать ряд педагогических задач. Среди них помощь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, выявить и развить потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося, Педагог формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию, способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «Ситуации успеха». Очень важно сформировать у учащегося адекватность в оценках и самооценках, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы, создать условия для развития творческих способностей учащихся. Ключевыми особенностями программ художественной направленности является их направленность на ознакомление обучающихся с народными традициями. Культурой, сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного национального наследия, конкретного региона, это способствует формированию гражданской идентичности, национального самосознания Взаимодействие с родителями. 2.6 Список литературы Литература для учителя 1. Войдинова М.Н Куклы в моём доме, М., «Профиздат», 2008 год 2. Гурбина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград. «Учитель» 2008 год 3. Галина и Мария Дайн Русская тряпичная кукла, Изд. Культура и традиции, Москва, 2009 год 4. Делаем куклы, М., Издательство «Ниола-прес», 2010 год 5. Егорова Р.И., Монастырная В.Р. Учусь шить, Москва, «Просвещение»,1989 год 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 7. Журнал «Лена рукоделие» 2011 – 2014 год 8.Журнал «Дарья» 2011 – 2014 год 9. Мерсиянова Г.Н. «Швейное дело» Москва «Просвещение» 1993 год 10. Николкина Т.А., Гуляева Т.С., Попова Г.П. «Уроки труда» Волгоград: Учитель,2007 год 10. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-Пресс, 2011 год Литература для учащихся 1. Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004. 2. Дайн Г. Л. «Русская тряпичная кукла». Культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2008. 3. Додж В. «Шьем одежду для кукол». Минск, ООО «Попурри», 2005. 4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.: 5. Карин Нойшюнц "Куклы - своими руками" и "Оживи куклу". 6. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005. 7. Кононова Е. «Ателье волшебных кукол». «Питер» 2019.