СОДЕРЖАНИЕ №п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 5 процесса 1.1.8 Режим занятий 5 6 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 6 1.2.2 Основные задачи программы 6 6 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года 7 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года 7 1.3.3 Учебный план 2 года 10 1.3.4 Содержание учебного плана 2 года 10 12 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 13 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 13 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14 14 15 17 18 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный уровень развития общества определяет новое видение возможностей и сути человечества в целом, формирует новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. Дошкольный возраст - важный период становления и развития личности, который характеризуется определенным уровнем творческой активности и самостоятельности. Именно в этом возрасте у ребенка формируется опыт решения определенных умственных и практических задач, умение понимать позиции другого человека, вступать в сотрудничество. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты; и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. 3 1.1.1 Направленность и вид программы Направленность программы –социально-гуманитарная. Вид программы – модифицированная. Уровень программы – общекультурный (базовый) 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы в том, что основной акцент сделан на развивающие функции процесса обучения. Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки – в слова, а слова – в предложения. Актуальность - программа способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Если в дошкольном возрасте к речи ребёнка не предъявляются особые требования, она в целом понятна и не вызывает трудностей в общении, то с началом школьного обучения дело резко меняется. Уже на первых порах обучения чтению и письму многие дети испытывают значительные затруднения. Педагогическая целесообразность заключается в использовании таких современных методов обучения, как словесный метод (беседа, рассказ, объяснение), метод наблюдения (показ демонстративных материалов), игровой метод (дидактическая игра, появление нового предмета, загадки), практический метод, репродуктивный метод. Объем и срок освоения программы Программа данного курса рассчитана на 2х-летний срок обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет в объеме 144 часа. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является подготовка детей к обучению в школе, как новому для них виду деятельности, а именно: мотивационной готовности познавательно-речевого развития, а также к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками. 1.1.4 Адресат программы Адресат программы – дети 5 – 7 лет. К возрасту 6-7 лет у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он 4 способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – базовый Срок реализации программы – 2 года. Объем программы – 144 часа. Программа каждого года обучения – 72 часа. 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Данная программа разработана с учетом психофизиологических особенностей и физических данных детей, направлена на выравнивание стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Количество учащихся – 1 год обучения – 12-15 человек; 2 год обучения – 10-12 человек. Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастеркласс, конкурс, беседа, познавательное занятие, аукцион знаний, викторина, игра-путешествие, экскурсии, обучающие занятия и т.д. 1.1.8 Режим занятий Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу; 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу. 5 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы Цель программы – формирование и развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие интеллектуальных и творческих способностей. 1.2.2 Основные задачи программы Задачи программы: 1. Воспитательные: Формирование у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Воспитание гражданско – патриотических чувств посредством изучения государственной символики России. Воспитывать доброжелательное отношение к человеку труда и старшему поколению, сверстникам, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Развивать интерес к литературному творчеству детских писателей. 2. Развивающие: Развивать артикуляционный аппарат; Развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся - развитие монологической и диалогической речи. 3. Обучающие: Обогатить, закрепить и активизировать словарный запас; Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) на материале алфавита; Учить различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Развивать связную речь, обучать рассказыванию; Развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам; Формировать у обучающихся фонематическое восприятие звуков; Развивать способность слияния звуков в слоги, слова, предложения; Обучать умению аналитико-синтетического слияния слоговых сочетаний – чтению. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 Согласно принципу последовательного обучения, занятия у детей дошкольного возраста не разделяются на теоретические и практические. Теория и практика неотделимы друг от друга. 1.3.1. Учебный план 1 год обучения Таблица 1 № п/п 1 2 Наименование разделов, модулей, тем Введение. Ознакомление с окружающим миром. Работа со словами. Формирование грамматически правильной речи. Кол-во часов 4 4 3 Звуковая культура речи. 4 5 6 Описательные картинкам. рассказы 6 по Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне. 10 8 Этапы формирования действия чтения. 32 Воспитываем и познаем 6 Итоговое занятие. 2 7 8 Всего Формы аттестации, диагностики, контроля Педагогическое наблюдение Беседа, практическое занятие Педагогическое наблюдение, игра, практическое занятие Педагогическое наблюдение, беседа, практическое занятие Педагогическое наблюдение, упражнение, практическое занятие Педагогическое наблюдение, упражнение, практическое занятие Педагогическое наблюдение, игра, упражнение, практическое занятие Игра, педагогическое наблюдение 72 1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения 1. Введение. Ознакомление с окружающим миром. 1.1 Знакомство с обучающимися и их интересами. Правила техники безопасности. Игра «Как тебя зовут». 7 1.2 Знакомство с УНТ: Фольклор. Виды фольклора. Чтение прибауток, колядок, дразнилок, потешек. 1.3 Чтение русских народных сказок. Русские народные сказки «Заяц-Хваста», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Волк», «Липунюшка», «Храбрый баран», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и Журавль». 1.4 Работа по текстам устных народных сказок. Пересказ сказок по рисункам, игры по сказкам, лексические упражнения по сказкам, пересказ сказок по ролям, просмотр видеофильмов. Посещение городского театра «Пласт». 2. Работа со словами. Формирование грамматически правильной речи. 2.1 Знакомство с предметами, с явлениями живой и неживой природы, ее свойствами и качествами материалов. Открытие примет времени года, знакомство с новыми словами, знакомство с различными оттенками значения слов, закрепление известных слов. 2.2 Пополнение словаря детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Знакомство с профессиями. 2.3 Этические нормы и правила поведения. Инсценировки. 2.4 Рассмотрение сюжетных картин. 2.5 Формирование грамматически правильной речи. Упражнения на исследование существительных во множественном числе. 2.6 Знакомство с предложениями. Описание своих игрушек, составление мини-рассказов, описание картин, дидактические игры. 3. Звуковая культура речи. 3.1 Рассказы о звуках. Показ, объяснение и артикуляция звуков. Многократное произношение изолированных звуков (отработка речевого дыхания), формирование звуковой и интонационной выразительности речи. 3.2 Проговаривание слогов. Укрепление в произношении звука мягкого и твердого (ро-ре, ла-ля). 3.3 Упражнения в произношении отрабатываемого звука в словах и фразах речи. Встреча с «Веселым язычком», артикуляционные упражнения сопровождаемые пояснениями (вытяните губы, прижмите кончик языка к верхним зубам и т.д); 3.4 Отработка произношения звуков в словах, несложных фразах, стихах загадках. Дидактические игры, игры - инсценировки. 3.5 Формирование интонационной выразительной речи. Чтение стихов И. Михайлова «Как обидно», П. Варонько «Падал снег на порог», Е. Серова «Одуванчик». 4. Описательные рассказы по картинкам. 8 Вводная беседа по картине с использованием вопросов педагога. 4.1 Использование предметных и сюжетных картин. Серии картин: «Наша Таня», «Зимние развлечения» О.И. Соловьевой, Е.Г. Батуриной «Мы играем». 4.2 Составление рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой по сюжетным картинкам. 4.3 Работа с картиной О.И. Соловьевой «Наша Таня». Изучение деталей картины. Фон, пейзаж, состояние погоды. 4.4 Составление описательных рассказов по картине. Рассказ. Примеры рассказов. Работа по картине Е.Г. Батуриной «Мы играем». 4.5 Составление коллективного рассказа. Игра «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем» 4.6 Развитие связной речи по картине. Сочинение рассказов с данным началом. 4.7 Рассмотрение предметной картины. Работа по картине О.И. Соловьевой «Я и мои друзья» 5. Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне. 5.1Чтение стихотворения С.Маршака «Разговор с внуком». Чтение рассказа Л.Кассиль «Сестра», В.Семенцовой «Лист фикуса». По текстам составлять вопросы. Просмотр видеофильма «Сережа на войну ходил» по сказке В.Яковлева. Чтение стихотворения А.Усачева «Что такое День Победы». 6. Этапы формирования действия чтения. 6.1 Фонемный анализ слов. Выяснение порядка следования форм в слове, выяснение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку, дидактические игры. 6.2 Введение в фонемную (звуковую) систему языка. Чтение слов по слогам. 6.3 Формирование ориентировочной основы чтения. Буквы означающие гласные фонемы, буквы означающие согласные фонемы, понятие гласного и согласного звука. 6.4 Формирование основного механизма чтения. Преобразование слов путем механизма чтения, преобразование слов путем изменения согласных, чтение слов с четкой постановкой ударения, чтение текстов. 7. Воспитываем и познаем. Экскурсия в городской музей, посещение выставки шахтинских художников. Мероприятие «День памяти неизвестного солдата». Спортивная эстафета «А ну-ка, мальчики!». Выставка « Я рисую маму», экскурсия в городской парк культуры и отдыха, посещение аллеи Героев Советского Союза. Квест – игра 9 «Подвиг бессмертен». Квиз – игра «Символы государства». Создание уголка « Моя Россия». Беседа «Гимн России». 8. Итоговое занятие «Прощание с букварем». 1.3.3 Учебный план 2 год обучения № п/п 1 2 Наименование разделов, модулей, тем Повторение пройденного материала Формирование грамматической речи. Работа со словами. Кол-во часов 4 8 3 4 5 6 Звуковая культура речи. 10 Описательные рассказы по картинкам. 4 Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне. 4 Развитие творческого мышления у детей. 26 В мире искусства слова. 8 Воспитываем и познаем 6 7 8 Всего Формы аттестации, диагностики, контроля Педагогическое наблюдение Беседа, практическое занятие Педагогическое наблюдение, игра, практическое занятие Педагогическое наблюдение, беседа, практическое занятие Педагогическое наблюдение, упражнение, практическое занятие Педагогическое наблюдение, упражнение, практическое занятие Педагогическое наблюдение, игра, упражнение, практическое занятие Игра, педагогическое наблюдение 72 1.3.4. Содержание учебного плана 2 года обучения 1. Повторение пройденного материала. 1.1 Слитное чтение, чтение детской книги, развитие фонематического слуха, дидактические игры. Игра «Как себя вести, что надо знать». 1.2 УНТ. Чтение и работа по текстам устных народных сказок. Пересказ сказок по ролям, просмотр видеофильма. Посещение городского 10 театра «Пласт». 2. Формирование грамматической речи. Работа со словами. 2.1 Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, знакомство со словами обозначающими качество, свойство, отношение, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 2.2 Рассмотрение сюжетных картин. Этические нормы и правила поведения: игры-инсценировки, работа с предложениями, составление мини-рассказов, описание картин, дидактические игры, лексические упражнения. 3. Звуковая культура речи. 3.1 Закрепление и совершенствование умений и навыков, относящихся ко всему разделу звуковой культуры речи. Особое внимание обратить на дифференциацию следующих групп звуков: - фв, з-с, ш-ж, п-б, д-т, г-к, з-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т-ть. 3.2 Обработка всех разделов звуковой культуры речи. Дидактические игры по средствам использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек, стихотворений. 4. Описательные рассказы по картинам. 4.1 Составление описательных рассказов по картинам. Виртуальная прогулка по Третьяковке - знакомство с картинами В.М. Васнецова «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Автопортрет», «Аленушка». 4.2 Составление рассказов по сюжетным картинам составление рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. 5. Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне. Экскурсия в городской парк. Посещение аллеи Героев Советского Союза. Самостоятельное чтение рассказа А.Митяева «Подвиг солдата». Чтение повести Л.Кассиль «Улица младшего сына». Просмотр видеофильма «Твои защитники» по рассказу Л.Кассиль. Чтение стихотворения В.Шефнера «Победа». 6. Развитие творческого мышления у детей. Развитие наглядно-действенного мышления. Комплекс дидактических игр: «Разложи предметы», «Летает - не летает», «Будь внимателен», «Что тяжелее?». Рассказы загадки: «Что было ночью», «Дождливая погода». 6.2 Развитие причинного мышления. Работа по карточкам: «Раздели предметы на группы», «Кто лишний в каждом ряду». Дидактические игры: «Слова с секретом», «Помоги подобрать недостающую пару». 11 6.3 Развитие эвристического мышления. Работа с карточками-иллюстрациями с изображением растений, животных, игрушек, транспорта. 7. В мире искусства слова. 7.1 «В волшебном зеркале». Сказки русских и зарубежных авторов. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Чтение сказки «Липунюшка», работа по тексту, самостоятельное чтение, пересказ текста, игра - кроссворд. 7.2 Чтение сказки Киселева Э. К. «Мальчик - Огонек». Чтение сказки вслух, составление вопросов к сказке, пересказ по ролям, викторина по сказке. 7.3 Чтение сказок Алмазов Б.А. «Христово воинство», Лебеденко П.В. «Сказки Тихого Дона» Лащилин Б.С. «Донские сказы». Чтение сказок вслух, самостоятельное чтение, выборочное чтение, работа по текстам сказок, пересказ по ролям. 8. Воспитываем и познаем Экскурсия в городской музей, посещение выставки «История моего города». Мероприятие «Вечная память тебе солдат». Беседа «Гимн России». Создание уголка «Моя Россия». Праздник « Бравые солдаты ». Конкурс « Маленькая мисс». Экскурсия в городской музей, посещение выставки «День Победы».Квест – игра «Я помню, я горжусь!» Посещение городского мемориала в ПКиО. Квиз – игра «Символы государства». 9. Итоговое занятие «Что умею покажу, что я знаю, расскажу». 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные: развитие артикуляционного аппарата, мыслительных процессов; развитие звукового слуха; развитие монологической и диалогической речи; Личностные: развитие чувства любви к Родине ; формирование чувства гордости за свой народ, флаг герб; формирование бережного отношения к природе и окружающей среде; формирование уважительного отношения к людям труда и старшему поколению Предметные: знание букв русского алфавита; знание гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих; уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам; уметь читать. 12 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования, дипломированным специалистом, имеющим высшую квалификационную категорию, навыки практической работы. Обладающим достаточными знаниями в области педагогики, психологии детей дошкольного возраста. Должен знать основы этики и эстетики, методику воспитательной работы. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение эстетика помещения, в котором проводится образовательная деятельность детей; оборудованные столики, стулья, соответствующие возрастным данным детей; наличие видеотехники (компьютер, интерактивная доска, телевизора); наличие канцелярских товаров для изготовления реквизитов для дидактических и других игр; наличие реквизита для проведения инсценированных игр по мотивам сказок (краски, карандаши, альбомы, тетради). 13 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарные учебные графики размещены в рабочих программах по годам обучения 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Так как учащиеся – дошкольники, то аттестация не проводится. Формы контроля у дошкольников должны учитывать их возрастные особенности. Как формы контроля для детей 5-7 лет можно использовать: педагогическое наблюдение, беседу, игра, упражнение, практическое занятие. Таблица 3 Виды контроля: Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале учебного Определение уровня Беседа, игра года развития детей, их творческих способностей Текущий контроль В течение всего Определение степени Педагогическое игра, учебного года усвоения обучающимися наблюдение, учебного материала. упражнения, практические занятия. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль 14 По окончании изучения темы или раздела. В конце полугодия. Определение степени усвоения ребенком учебного материала. Определение результатов обучения. Итоговый контроль Познавательные занятия, викторины, практические занятия, игры, праздник. В конце учебного Определение изменения Практическое занятие, квест, года или курса уровня развития детей, их викторины, обучения творческих способностей. праздник Определение результатов обучения. 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Так как дети дошкольного возраста, то ведущим диагностическим инструментарием является игровая деятельность. 1. Предметные и сюжетные картины по временам года. Дидактические игры и задания. «Изменение слова» Дети упражняются в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов. «Отгадай загадки» Дети разгадывают загадки, рассказывают о временах года. 2. Составление предложений. Дидактические игры и задания. «Дополни предложение». Педагог показывает карточку, произносит предложение и предлагает детям дополнить это предложение. «Составь предложение». Дети по схемам на карточках составляют предложения. 3. Формирование грамматического строя речи. Дидактические игры и задания. «Скажи наоборот». Дети упражняются в употреблении антонимов. Например: мелкая речка, глубокая речка и т.д. «Упрямые слова» Дети знакомятся со словами (пианино, пальто, кофе). 4. Пополнение словаря детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже. Дидактические игры и задания. «Пропавшие слова». Педагог говорит предложение, пропуская слово, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшие слово и возвращают его в предложение. «Узнай на вкус». Дети упражняются в употреблении качественных прилагательных ( сладкий, кислый, соленый и т.д.) 15 5. Классификация предметов. Дидактические игры и задания. «Лавина». Детям предстоит называть существительные при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущем участником игры. Например: окунь, окунь карась, окунь, карась, щука и т.д. «Собери корзинки» Дети в разные корзинки должны правильно положить овощи, фрукты, ягоды 6. Звуковая культура речи. Дидактические игры и задания. «Придумай слова». Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком. Например: звук «р» в начале слова, звук «ш» в середине слова, звук «м» в конце слова. «Два домика» В одном домике гласные звуки, в другом домике согласные звуки. Дети составляют слова ( из трех, четырех звуков). «Цепочка слов». Педагог называет слово. На последний звук этого слова дети должны назвать новое слово( кот – торт – туча – апельсин – носик и т.д.) «Веселые стишки». Дети закрепляют произношение определенного звука. Например: «Са – са – са, са – са – са……живет в лесу оса. 7. В мире искусства слова. На занятии дети прослушивают литературные произведения ( рассказ, сказку, стихотворение) . Дети учатся чувствовать образность русского языка. «Расскажи любимое стихотворение» . Дети рассказывают то стихотворение, которое сами захотели выучить . «Моя любимая книга» Дети приносят на занятие любимые книги. Показывают друг другу. Рассказывают о том, что прочитали. Важным является то, что литературные произведения носят воспитательный характер, помогают восполнить недостаточность социально – нравственного и познавательного опыта дошкольника. 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Организация образовательного процесса осуществляется в очной форме. Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, метод поэтапного формирования умственных действий, практический. Методы воспитания: поощрение, игра, упражнение, мотивация одобрение. Форма организации образовательного процесса: групповая. В процессе обучения используются здоровьесберегающие технологии. Структура занятия: I. Вводная часть 16 Мотивационно-побудительный этап деятельности II. Основная часть Организационно-поисковый этап деятельности III. Заключительная часть Рефлексивно-корригирующий этап деятельности Для успешной реализации данной Программы также необходимы: Дидактическое обеспечение: книги из серии: «Русские народные сказки», «Устное народное творчество», «В волшебном зеркале», «Лесовички», «Волшебница», различные карточки с изображением букв гласных и согласных, наглядные модели, картинки «Времена года», «Зимние развлечения» Д.И. Соловьевой. Создание каждому обучающемуся всех необходимых условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. «Чувствовать - познавать творить» - это три взаимосвязанных линии развития ребенка. Линия чувств детей реализуется в результате стабильной, эмоционально-комфортной обстановки, созданной в детском объединении, гуманные отношения между детьми и взрослыми); оптимальная интенсивность двигательных, физических и психических нагрузок. Эмоциональная отзывчивость активно развивается в результате приобщения детей к миру народной культуры, искусству, музыки, литературы. Познание дошкольника основывается на чувстве удивления и восхищения миром (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей). 17 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М. Просвещение 2018 г. 2. Выгодский Л.С. «Детская психология». Собрание сочинений в 16 томов. Т.4. М. Педагогика 2017 г. 3. Глоточкин А. Д. «О формировании психологии первичного коллектива» М. Знание 2016 г. 4. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сложных картинок» Москва, «Новая школа» 2017 г. 5. Лук А.Н. «Эмоции и чувства» М. Знание 2015 г. 6. Лук А.Н. «Эмоции и личность» М. Знание 2018 г. 7. И.С. Лопухина «Звуки, буквы и слова». Санкт-Петербург, «Дельта» 2018 г. 8. Непомнящая Н.И. «Становление личности ребенка 6-7 лет». МА. Педагогика 2020 г. 9. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М. Просвещение «Учебная литература» 2020 г. 10. «Развитие общения дошкольников со сверстниками» М. Просвещение 2021г. 11.А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 2019 г. 12. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» М. Просвещение 2021 г. Электронные ресурсы http://www.lukoshk.ko.net – Детская электронная библиотека в течение года; http://www.prosv.ru/ - «Просвещение» - издательство в течение года; http://www.uchmet.ru/ – Учебно-методический портал; http://www.deribook.info/ http://www.juja.ru/ - Мультимедийный проект. 18