Импульс

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ
1
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1
Нормативно-правовая база
1
1.1.2
Направленность и вид программы
2
1.1.3
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
2
программы
1.1.4
Отличительные особенности программы
2
1.1.5
Адресат программы
3
1.1.6
Уровень программы, объем и сроки освоения программы
3
1.1.7
Форма обучения
3
1.1.8
Особенности организации образовательного процесса
3
1.1.9
Режим занятий
4
1.1.10 Формы организации образовательного процесса
5
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
5
6
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1
Цель программы
6
1.2.2
Задачи программы
6
Развивающие
Воспитательные
Образовательные
7
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1
Учебный план
7
1.3.2
Содержание учебного плана
8
9
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
9
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
9
2.2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1
Материально-техническое оснащение
9
2.2.2
Кадровое обеспечение
9
10
2.3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
10
2.4
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
11
2.5
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
16
2.8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
17
2.9
ПРИЛОЖЕНИЯ
I.

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
активист» направлена на удовлетворение образовательных потребностей
детей и социального заказа государства. Современный социальный заказ на
образование обусловлен задачами разностороннего развития ребенка.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации»
 Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»
 Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
 Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
 Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ»
 Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ;
 Методическими рекомендациями «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях; а также, организациях
отдыха детей и их оздоровления»;
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными
документами,
регламентирующими
деятельность
организации
дополнительного образования.

1.1.2. Направленность и вид программы
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Вид программы – модифицированная
1.1.3 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
программы
Актуальность программы. Приоритетной задачей государства в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации подчеркивается,
что роль лидера, личности, с позиции гражданской ответственности и
самостоятельности, приобретает особую актуальность. Страна нуждается в
новом поколении активистов, людей, обладающих уверенностью в успехе,
неординарным мышлением. Таким образом, подготовка лидеров,
стимулирование их организаторской деятельности приобрела на
сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.
Новизна программы связана с развитием Российского движения детей и
молодежи и необходимостью подготовки детей, которые будут лидерами
детских общественных объединений в образовательных учреждениях города
Шахты. Сегодня детские объединения включают в себя десятки направлений
деятельности, сотни мероприятий, тысячи интересных идей. Пришло время
объединяться вместе, быть вместе со страной, быть в движении.
Педагогическая
целесообразность.
Программа
предоставляет
дополнительную возможность в создании благоприятных условий для
развития и поддержки лидерских качеств активистов ОО, реализующих
основные направления деятельности Российского движение детей и
молодежи
«Движение
Первых»
в
различных
направлениях
интеллектуальной, творческой и социально значимой деятельности.
1.1.4. Отличительные особенности программы.
Программа «Школа актива» направлена на поддержку и сопровождение
детей в рамках лидерского направления. Группы обучающихся формируются
из детей, которые изъявили желание обучаться, а также из активистов.
Обучающиеся, прошедшие обучение по данному курсу, успешно выступают
на конкурсах лидеров и руководителей детских общественных объединений,
занимаются добровольческой деятельностью.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для
социализации подростка, для формирования коллективизма. Курс занятий
поможет ребенку-активисту более полно и объективно осознать свой
лидерский потенциал и пути его развития в рамках общественно полезной
деятельности. Навыки, полученные в результате прохождения данного курса,

помогут обучающимся в самосовершенствовании через коллективную
деятельность. Следовательно, программа способствует вовлечению
потенциала инициативных подростков в развитие территории, решению
конкретных социально - значимых задач. Логика подачи материала в
программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это
связано с тем, что теоретические знания, необходимо обязательно применить
в практической деятельности для закрепления навыков организаторской
деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет
критерием успешности прохождения данного курса.
1.1.5. Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 9-17 лет.
В подростковом возрасте для ребёнка важно самоопределиться,
подростковый возраст является определяющим в его становлении и развитии.
Необходимо, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий
мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме
необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно
определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в
рамках определённой деятельности.
1.1.6 Уровень, объем, сроки реализации программы
Уровень программы - ознакомительный.
Общий объем программы - 72 часа.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (36
недель)
1.1.7. Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и
в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или
ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса
Отличительной особенностью реализации программы является внедрение
новых форм работы с учащимися - сетевого взаимодействия с организациями
– партнёрами, обладающими ресурсами, необходимыми для обучения,

проведения практических занятий, мастер – классов, реализации проектов,
предусмотренных образовательной программой.
Сторонами образовательного процесса являются:
1.МБУ ДО ГДДТ г.Шахты – базовая образовательная организация.
2. Общеобразовательные организации – ресурсные организации
1.1.9. Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по 3 академических часа/3 раза в
неделю по 1 академическому часу/1 раз в неделю 1 академический час, 1 раз
в неделю 2 академических часа. При обучении с применением
дистанционных
технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30
минут.
Количество обучающихся в группе- 15-25 человек
1.1.10. Формы реализации образовательного процесса
Традиционной формой реализации образовательного процесса по программе
является занятие. Также для реализации программы применяются различные
виды деятельности, направленные на развитие у детей активной жизненной
позиции, лидерских качеств, умения работать в команде и решать
социальные проблемы:
 Проектная деятельность
 Квесты и игры
 Дискуссии и дебаты
 Волонтерская работа
 Семинары и тренинги
 Социальные акции и др.
1.1.11. Формы подведения итогов реализации образовательной
программы
1. Групповые обсуждения: организация общих обсуждений с участниками
программы, где они могут поделиться своими впечатлениями, результатами
своей работы и планами на будущее.
2. Заполнение анкет или написание эссе, где участники описывают свои
успехи, трудности и планы на будущее.
3. Проведение презентаций, где каждый участник рассказывает о своем
участии в программе.
4. Видеоотчеты: создание коротких видеороликов, где участники показывают
результаты своей работы, делятся впечатлениями и рассказывают о своих
планах на будущее.

5. Портфолио: собрание всех работ и достижений участника в рамках
программы в виде портфолио.
1.2. Цель и задачи программы
1.2.1. Цель: создание условий для развития социальной активности детей и
подростков.
1.2.2. Основные задачи программы:
Обучающие
- Дать знания об истории развития мирового и отечественного детского
общественного движения;
- Научить извлекать необходимую информацию о деятельности детских
общественных объединений;
-Научить эффективным формам подготовки и проведения социальнозначимых мероприятий;
-Научить планировать, организовать и проводить коллективные творческие
дела
Развивающие:
- Развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные
умения и навыки межличностного и делового общения;
- Развить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, навыки
ведения дискуссии, публичного выступления;
- Создать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения;
- Развивать и поддерживать инициативу и творческий потенциал подростковактивистов.
Воспитательные:
- Формировать основы социально ответственного поведения, активную
жизненную позицию;
- Формировать положительное эмоциональное восприятие благоприятного
психологического климата в процессе межличностного общения и досуговой
деятельности;
- Воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных
действий в организации общественной деятельности внутри детского
объединения.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п
1.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.

Количество часов
Наименование разделов и тем
Введение в образовательную
программу. Что такое РДДМ?
Хочу быть лидером
Основы лидерства. Общие
понятия лидерства. Стили
лидерства.
Лидер и его команда
Речь и ораторское мастерство
лидера
Личная эффективность лидера.
Тайм-менеджмент

Форма
аттестации
/контроля
Вводная
диагностика

Теория

Практика

Всего
часов

2

1

3

6

24

30

1

2

3

Опрос

2

4

6

Рефлексия по
итогам тренинга

1

5

6

Самоанализ
Контроль
выполнения
упражнений
Рефлексия по
итогам тренинга

1

5

6

-

9

9

1

2

3

5

46

51

1

2

3

1

2

3

Мастерская интересных дел РДДМ

1

5

6

Ярмарка проектов РДДМ

-

3

3

2

7

9

Коллективная
рефлексия

-

27

27

Коллективная
рефлексия

1

17

18

1

5

6

Тест

-

6

6

Педагогическое
наблюдение

-

6

6

Защита проектов

15

3
93

3
108

Игра

Тренинг лидерских качеств
Детское и молодежное движение
в России
Российское движение детей и
молодежи «Движение первых».
Хронология создания движения
Палитра дел РДДМ

Направление медиа и
коммуникации «Расскажи о
главном»
Организация и проведение
мероприятий и акций РДДМ
Социальное проектирование
Интерактивная сессия «Социальное
проектирование».
Работа проектного офиса
Марафон проектов «Лидеры меняют
мир»
Итоговое занятие
Итого:

Опрос

Опрос
Коллективная
рефлексия
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1.3.2. Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу. Что такое РДДМ?
Теория: Предпосылки создания РДДМ, история создания, цели и задачи
деятельности. Детские и молодежные общественные организации на
территории страны и в нашем городе/школе. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Тестирование (вводная диагностика)
2. Хочу быть лидером
2.1. Основы лидерства.
Теория: Общие понятия лидерства. Стили лидерства.
Практика: Определение стилей лидерства на примерах известных личностей
2.2. Лидер и его команда.
Теория: Основы командного взаимодействия. Зачем нужен тимбилдинг.
Практика:
игры
на
сплочение,
на
взаимодействие.
Тренинг
командообразования.
2.3. Речь и ораторское мастерство лидера
Теория Основные правила хорошего оратора, постановка речи, принципы
построения хорошей речи и работы с аудиторией.
Практика Упражения «Пересказ», «Снежинка», «Зеркало». Тренинг «Юный
оратор».
Практикум «Настройся на успех»
2.4. Личная эффективность лидера. Тайм-менеджмент
Теория: Изучение основных вопросов, связанных с формированием системы
эффективного управления временем.
Практика: Упражнения «Распределение времени», «Хронофаги»,
«Секундомер», «Купец и время», «Лягушки», «Помидор» и др.
Тренинг «Время в вашей власти»
2.5. Тренинг лидерских качеств
Практика: задания на выявление лидерских качеств разбор кейсов,
упражнения на развития лидерских качеств: «Слепой художник», «Ты и твое
имя», «Синхронный перевод», «Судоходная линия» Тренинг «Я лидер».
3. Детское и молодежное движение в России
Теория:
понятие
«общественное
объединение»,
«общественная
организация». Знакомство с историей пионерии, общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское
движение школьников» («РДШ»).
Практика: ролевая игра по традициям и обычаям пионерской организации

4. Российское движение детей и молодежи «Движение первых»
4.1 Хронология создания движения
Теория: знакомство с хронологией создания РДДМ. Ценности движения
РДДМ
Практика: Дискуссия «Я в детском движении»
4.2. Палитра дел РДДМ
Теория: знакомство с направлениями деятельности РДДМ
Практика: игровая программа «Найди свое направление»
4.3. Мастерская интересных дел РДДМ
Теория: основы написания сценария мероприятия.
Практика: практикум по разработке мероприятия по одному из направлений
деятельности РДДМ. Проведение мероприятия.
4.4. Ярмарка проектов РДДМ
Практика: подготовка и проведение «Ярмарки проектов РДДМ» для
обучающихся ОО
4.5. Направление медиа и коммуникации «Расскажи о главном»
Теория: активности в направлении «Расскажи о главном». Принципы работы
в социальных сетях. Навыки цифровой гигиены.
Практика: медиасопровождение событий РДДМ на собственной странице и
странице ОО в ВК.
4.6. Организация и проведение мероприятий и акций РДДМ
Практика: участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийских дней
единых действий РДДМ, которые будут проходить в течение года
5.1. Интерактивная сессия «Социальное проектирование».
Теория: Понятие «Социальное проектирование».
Практика: Алгоритм разработки социального проекта.
5.2. Работа проектного офиса.
Практика: Определение темы, сферы реализации проекта; определение
проблемы, на решение которой он направлен. Разработка социальных
проектов в соответствии с выбранными темами.
5.3. Марафон проектов «Лидеры меняют мир»
Практика: Защита проектов.
6. Итоговое занятие
Практика: КВИЗ по РДДМ. Рефлексия.

1.4. Планируемые результаты
Личностные:
‒ приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально
ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях.
Метапредметные:
‒ сформируется умение извлекать необходимую информацию о детском
общественном движении в историческом контексте и на современном этапе
из разных источников информации;
‒ развиваются навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как лидера
первичной организации; отношений, складывающихся с окружающими
людьми.
Предметные:
‒ приобретут знания об истории развития детского общественного движения
и современной деятельности РДДМ (основные понятия, факты, законы,
оценочные знания);
‒ освоят нормы и правила работы деятельности общественных организаций в
правовом поле общеобразовательного учреждения и опыт организации этой
работы;
‒ разовьют личностные и коммуникативные способности
II. КОМПЛЕКС-ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении для занятий,
оборудованном столами и стульями в соответствии с требованиями
санитарных норм и правил.
Необходимо наличие: компьютера, аудиотехники, микрофона, , проектора,
фотоаппарата, видеокамеры и пр.
2.2.2. Кадровое обеспечение:
Программу реализуют педагог, имеющий среднее специальное или высшее
образование и практику работы со школьным ученическим самоуправлением

2.3. Методическое обеспечение программы
Методы обучения, используемые в программе: словесные (устное
объяснение
материала),
наглядные
(презентация),
практические,
аналитические.
С целью стимулирования творческой активности детей будут использованы
следующие формы занятий:
 Метод проектов - способ достижения поставленных дидактических задач
через детальную поэтапную разработку проекта. Это совокупность
приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности
для достижения поставленной цели, предложения решения проблемы,
лично значимой для обучающихся, входящих в круг проблем по профилю
смены.
 Мотивационная сессия - новый формат работы, который позволяет узнать
большее в разных областях жизни.
 Дискуссия — обсуждение, обмен взглядами. Это активный метод,
позволяющий высказать свое мнение и слушать других. Дискуссия
активизирует мышление, обеспечивает сознательное усвоение учебного
материала через рефлексию, отрабатывает умения выражать свои мысли,
четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д.
 Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для
достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых
экологической культуры.
 Творческий конкурс – учебное мероприятие при котором обучающиеся
решают поставленные задачи в соревновательном формате.
 Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать
человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не
только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д.
Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют
расширению поведенческого диапазона, развитию уверенности в себе,
интеллектуальному развитию.
2.4. Формы контроля и аттестации
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года с помощью вводной диагностики «Коммуникативные и
организаторские склонности».
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, разделов
программы. В практической деятельности результативность оценивается
качеством выполнения индивидуальных и совместных творческих проектов,
сценариев, степени самостоятельности в их реализации, выраженности
конструктивности в общении. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль
знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, викторины,

деловые и ситуативно-ролевые игры); взаимоконтроля, самоконтроля и др.
Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно
проявлять полученные знания, умения, навыки.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма
контроля: анализ презентаций творческих проектов учащихся (защита
разработанных мероприятий, творческих продуктов).
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом
наблюдения, анкетирования.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Вводная
диагностика
«Коммуникативные
и
организаторские
склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным
взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых
выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых
не может быть обеспечен успех в работе. По результатам ответов
испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности
егокоммуникативных и организаторских склонностей.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы
затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к
соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших
товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными
людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы
выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за
невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с
новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если
приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам
людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление
в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим
количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам
компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9,
13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10,
14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в
зависимости от набранных баллов по этим параметрам.
Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20.
Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по
организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных
«КОС-2»
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Уровень
Сумма
баллов

Очень
низкий
1-4

Низкий

Средний

Высокий

Высший

5-8

9-12

13-16

17-20

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким
уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские
склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению,
предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или
коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в
установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело
переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия
самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они
стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их
склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая
воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления
коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не
теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить
круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в
общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных
ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17- 20
баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в
коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро
ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом
коллективе. Педагоги инициативны. Принимают самостоятельные решения.
Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят
организовывать игры, различные мероприятия. Проявляют настойчивость и
одержимость в деятельности.
Для диагностики самооценки ребенка рекомендуется использование
модификаций методики Дембо-Рубинштейна.
Обучающегося просят поставить себя на одну из десяти ступенек по
нескольким предлагаемым педагогам качествам, например «общительность»,
«ум», «здоровье». Если ребенок ставит себя на низкие ступени – у него
занижена самооценка по этим качествам (от 0 до 4), норма 5-7 единиц и 8-10
– завышенная самооценка. Можно спросить обучающегося, каким он хотел
бы быть по этим качествам, что будет свидетельствовать об уровне его
притязаний (от 0 до 6 баллов – низкий; от 6-8 средний и 8-9 – высокий
уровень).
Если получится значительная разность между уровнем самооценки и
притязанием, это может вызвать конфликтный ход развития, что
свидетельствует о неадекватном оценивании, слишком высоких амбициях, не
подкрепленных 60 возможностями. Эти дети требуют особого внимания, т.к.
у них часто возникают проблемы в общении с другими обучающимися.
Тест «Капитан – рулевой – пассажир»
1. Я всегда чувствую ответственность за всѐ, что происходит в моей жизни.
2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди
изменили отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.
5. Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.
6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под
влиянием которых я стал таким, каков я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая
к помощи врача.
8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так
раздражают в каком – либо человеке, виноваты другие люди.
9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не
справляется со своими трудностями.
10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что
другие сделали для меня
11. Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ
с себя.

12. Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.
13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен
быть сильным, уверенным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним
снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Обработка результатов:
На 1, 3, 5, 7, 9, 11,13: да-10 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.
На 2, 4, 6, 8, 10,12,14,15: да - 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.
От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете
ответственность за всѐ, что с вами происходит, много берете на себя,
преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг серьѐзных
жизненных проблем. Вы всегда видите перед собой цель и думаете над тем,
как еѐ достичь. Умеете подключить к решению важных для вас задач других
людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в
вашей душе – для окружающих всегда загадка.
От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при
необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин
собственных трудностей вы всегда мыслите реалистично. Гибкость,
рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать
ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать. Вы
умеете жить в согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия
с собой.
49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко
подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства,
судьба. В своих трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому
что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. Настоящая
независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее вы умеете мирно
сосуществовать с другими людьми.

2.6. Список литературы
1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Попова В.Н., Фришман И.И. Историкопедагогический анализ деятельности детских общественных
объединений.-// Дополнительное образование № 3,2004,с.9.
2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров детских объединений в системе
дополнительного образования. – М.: УЦ «Пермпектива», 2011-128 с.
3. Евтихов О. Тренинг лидерства. - СПб: Речь, 2012
4. Игротека. Лидер ХХI века. / Сост. Л.А.Побережная. – Н.Новгород, издво ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с.
5. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у
юношества социальной инициативности и лидерских качеств. /Под.
ред. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007
6. Калиш И.В. Всероссийский детский гражданский форум в ВДЦ
«Орленок»- // Внешкольник № 9, 2004,с.13.
7. Команда нашего двора (Социоигровые технологии деятельности
активиста общественного движения неравнодушных родителей
«Солнечный круг» во дворе)./ сост. А.В.Волохов, М.Р.Мирошкина,
И.И. Фришман, С.Н.Щеглова. - Хочу быть лидером! Выпуск 3. –
Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с.
8. Коробейникова Е.Н. Теоретические основы деятельности детского
общественного объединения» - Ижевск, 2010 г.
9. Лазарев В.М. Лидер-это человек, который уважает себя и других. -//
Внешкольник № 9,2004,с.30.
10.Прутченков А.С. Эта смена в корне изменила мою жизнь. - //
Внешкольник № 9,2004,с.24.
11.Социальное
проектирование.
–
Н.Новгород,
изд-во
ООО
«Педагогические технологии», 2004.-96с.
12.Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004.- 96с.
13.Фришман И.И. Союз и союзники. -// Дополнительное образование №
5,2004,с.21.
14.Хочу быть лидером! Выпуск 3. – Н.Новгород, изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2004.-90с.
15.Хочу быть лидером! Выпуск 2. – Н.Новгород, изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2003.-96с.

2.7.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

Кол-во
часов

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».