Калинка

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1

Пояснительная записка

Танцевальное искусство- это мир красоты движения, звуков,
световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно
привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения,
музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами
дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся
благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца:
классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное
искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение
добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме
того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие
способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года» содержание программы направлено на развитие
эстетического,
нравственного,
патриотического,
этнокультурного
воспитания детей путем приобщения к искусству, народному творчеству,
художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного
наследия народов Российской Федерации;
Руководствуясь Методическими рекомендациями «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены
темы по изучению государственных символов Российской Федерации;
1.1.1 Нормативно – правовая база
Программа «Калинка» разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2

 Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года».
 Методическим
рекомендациям
«Об
использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также организациях отдыха детей и их оздоровления».
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
программ
(письмо
Минобрнауки России от 29.03.2024г. № 09-3242).
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и другими нормативными
документами, регламентирующими деятельность организации
дополнительного образования.
1.1.2 Направленность и вид программы
Направленность программы – художественная.
Вид программы – модифицированная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калинка» носит художественную направленность, разработана с
учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к
учебной деятельности с дошкольниками, возрастных особенностях детей.
вводит ребёнка в удивительный мир творчества, фантазии и воображения,
даёт возможность для полноценного эстетического совершенствования
ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Ведь
основой хореографического обучения детей является возможность
способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения.
1.1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
программы.
Известно, что эффективность дополнительного образования детей во
многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного
3

развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волейневолей становится заложником, быстро развивающихся технических
систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит
к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии
здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная
жизнь стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только
физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир,
духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по-настоящему
возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии,
необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья
учащихся.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников.
Педагогическая целесообразность данной программы учитывает
возрастные
и
индивидуальные
особенности
обучающихся
и
предусматривает
индивидуальный
подход
в
хореографическом
образовании детей, способствует созданию условий для психического и
физического развития, художественного образования, эстетического
воспитания, их духовно-нравственного развития.
1.1.3 Отличительная особенность программы
Отличительными особенностями программы «Калинка» является:
активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса – значительная часть практических занятий. Это
позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить
трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в
себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение
друг с другом. Рабочая программа разработана с учетом основных
принципов, требований к организации и содержанию к учебной
деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей и отсутствие
конкурсного отбора обучающихся в коллектив.
1.1.4 Адресат программы
Программа «Калинка» рекомендована для детей от 5 до 7 лет,
желающих заниматься хореографией, независимо от уровня способностей
и не имеющих ограничений по здоровью.
4

1.1.5 Уровень программы, объём и сроки реализации
Уровень программы – ознакомительный.
Срок обучения - по программе составляет 2 года.
Количество детей:
1 года обучения: не менее 15 человек;
2 года обучения: не менее 15 человек;
Объем программы: 360 ч.
1.1.7 Форма обучения.
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина,
а также в другие периоды особых режимных условий возможна
реализация
программы
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий и в форме самообразования.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с календарнотематическим планом-графиком.
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направлен на
развитие у детей природных задатков и интересов.
1.1.9 Режим занятий
Занятия 1 года обучения проводятся по 4 часа в неделю - 144 часа в год.
Занятия 2 года обучения проводятся по 6 часов в неделю - 216 часов в год.
1.1.10 Формы организации образовательного процесса.
Формы проведения занятий: практические занятия, мастер-классы,
открытые занятия.
групповая (основная форма занятий);
по звеньям (отдельно мальчики, отдельно девочки);
индивидуальная (используется индивидуальная форма работы).

5

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям
основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее
многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности
дошкольника посредством хореографического искусства.
1.2.2 Основные задачи:
Образовательные:
 Обучить детей танцевальным движениям.
 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,
характер, передавать их танцевальными движениями.

Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.  Формировать умение ориентироваться в
пространстве.
 Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног,
головы. Воспитательные:
 Развить у детей активность и самостоятельность,
коммуникативные способности.
 Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
 Формировать нравственно-эстетические отношения между
детьми и взрослыми.
 Создание атмосферы радости детского творчества в
сотрудничестве.
Развивающие:
 Развивать творческие способности детей.
 Развить музыкальный слух и чувство ритма.
 Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
 укрепление здоровья детей

6

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Количество часов
№
п/п

1.

Введение в программу

Игроритмика
Элементы
классического танца

1.

2.

3.

Танцевальные игры
Рисунок танца
Народный танец

4.

Бальный танец

5.

Танцевальная мозайка
(репетиционнопостановочная работа)

4.

9

Текущий
контроль

16

Текущий
контроль

22

Текущий
контроль

20

Текущий
контроль

10

Промежуточный
контроль

22

Текущий
контроль

22

Текущий
контроль

20

Текущий
контроль
Итоговый
контроль

Наименование
Практи
разделов, модулей, тем Теория
Всего
ка

Знакомство с танцем

1.

2

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Входной
контроль

Итоговое занятие

Всего часов

2

2

2

2

0

0

2

2

0

0

7

14

20

20

10

20

20

20

0

1

1

12

132

144
7

Учебно-тематический план 2 года обучения.

2

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Входной
контроль

14

Текущий
контроль

29

Текущий
контроль

30

Текущий
контроль

30

Текущий
контроль

20

Промежуточный
контроль

30

Текущий
контроль

29

Текущий
контроль

30

Текущий
контроль
Итоговый
контроль

Количество часов

№ Наименование разделов,
Практи
п/п модулей, тем
Теория
Всего
ка
1.

Введение в программу
Знакомство с танцем

I.

Игроритмика

1.

Элементы классического
танца

2

4

4

4

0

10

25

26

Танцевальные игры
II.

0

30

Рисунок танца
1.

0

20

Народный танец
2.

4

26

Бальный танец
3.

4.

5.

4
Танцевальная мозайка
(репетиционнопостановочная работа)
Итоговое занятие

Итого часов

0

25

30

0

2

2

22

194

216

8

1.3.2 Содержание учебного плана
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.
ТЕМА «Вводное занятие»
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила
проведения занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
ТЕМА « Знакомство с танцем»
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными,
классическими, современными, бальными.
2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их
характерными особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
4. Беседа о любимых танцах.
ТЕМА «Музыкальная грамота» «Игроритмика»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер,
динамика, ритмический рисунок, регистр, строение).
2. Такт, размер 2/4, 4/4.
3. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом,
движением, предметом).
— творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети
начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт;
— выделять сильную долю, слышать слабую долю;
— игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
— прохлопывать заданный ритмический рисунок.
4. Музыкальный жанр
— полька, марш, вальс (устно определить жанр)
— игра: «Марш – полька – вальс
5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Элементы классического танца»
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
9


















2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
Выполнение упражнений на середине (отработка положений и позиций
рук и ног):
постановка корпуса (ноги в свободном положении);
понятия рабочая нога и опорная нога;
позиции ног;
постановка корпуса на полупальцы;
чередование позиций
легкие прыжки;
позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
перевод рук из позиции в позицию;
ТЕМА «Танцевальные игры» (комплексы ритмопластики)
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных
элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой
произведения.
Содержание:
«Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошкимышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино».
Танцевальные этюды на современном материале.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Движение по линии танца.
2. Рисунок танца «Круг»:
замкнутый круг;
раскрытый круг (полукруг);
круг в круге;
сплетенный круг (корзиночка);
лицом в круг, лицом из круга;
круг парами,
круг противоходом.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
10













перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);
перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
3. Понятие «Диагональ»:
перестроение из круга в диагональ;
перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
указав ведущих).
4. Рисунок танца «Спираль».
Игра «Клубок ниток».
5. Рисунок танца «Змейка»:
горизонтальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер
исполнения.
3. Научить основам русского танца.
Содержание:
1. Введение в предмет «Русский танец»;
2. Постановка корпуса;
3. Изучение основ русского народного танца:
— развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
«гармошка», ковырялочка;
— работа рук в русском танце;
— навыки работы с платочком;
— русский поклон;
— подскоки;
— тройные прыжочки
— бег с вытянутыми носочками
— боковой галоп
— шаг с вытянутыми носочками (хороводный)
— хлопки
— движение с выставлением ноги на носок;
— «ковырялочка» вперед и в сторону;
— пружинка с поворотом;
— приставные шаги в сторону;
Ходы:
— простой, на полупальцах,
— боковой, приставной,
— боковой ход «припадание» по VI позиции,
— беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
Подготовка к «дробям»:
11




















— притопы,
— удары полупальцами,
удары каблуком;
Хлопки и хлопушки для мальчиков:
— одинарные по бедру и голенищу.
— каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все
направления;
— присядка с выставлением ноги на пятки
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бального танца.
2. Научить основам танца «Полька».
3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
Содержание:
1. Введение в предмет
2. Изучение основ танца «Полька»:
подскоки, галоп;
комбинирование изученных элементов;
положения в паре:
«лодочка»,
руки «крест- накрест»,
мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на
плечи.
3. Изучение основ танца «Вальс»:
основные элементы:
«качели»,
«вальсовая дорожка»,
«перемена»;
вalance (покачивание в разные стороны)
работа в паре:
положение рук в паре,
вращение «звездочка»;
простые танцевальные комбинации.
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2. Подготовить к показательным выступлениям.
3. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан»
Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля»
Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!»,
«Танец с лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия».
12

Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Стирка»,
«Моряки»
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.





ТЕМА « Знакомство с танцем» (Введение в предмет)
Задачи:
1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального
искусства.
2.Рассказать о пользе занятий танцами.
3. Познакомить детей с разновидностями бальных танцев.
4. Беседа о стилях и направлениях.
ТЕМА « Музыкальная грамота» «Игроритмика»
Задачи:
1. Закрепить знания, навыки, полученные ранее.
2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в
соответствии с музыкой.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер,
динамика, ритмический рисунок, регистр, строение).
2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом,
движением, предметом).
3. Такт, затакт, размер 2/4, 3/4, 4/4.
— уметь выделять сильную долю;
— уметь начинать движение с затакта;
— творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4.
Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт;
— игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
4. Музыкальный жанр
— полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
— игра: «Марш – полька – вальс»
5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Элементы классического танца»
Задачи:
4. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
5. Формировать правильную осанку и координацию движений.
6. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
1. Экзерсис на середине:
постановка корпуса (ноги в свободном положении);
понятия рабочая нога и опорная нога;
позиции ног ;
13





















постановка корпуса в I – II – III позиции;
постановка корпуса на полупальцы;
чередование положений;
легкие прыжки;
перегиб корпуса вперед и в сторону.
позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
перевод рук из позиции в позицию;
повороты головы на 1/2; 1/4.
ТЕМА «Танцевальные игры» (комплексы ритмопластики)
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных
элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой
произведения.
Содержание:
«Разноцветная игра», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем,
сидя», «Стирка», «Ни кола, ни двора», «Кукляндия», «Звериная аэробика»
Танцевальные этюды на современном материале.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
3. Движение по линии танца.
4. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):
замкнутый круг;
раскрытый круг (полукруг);
круг в круге;
сплетенный круг (корзиночка);
лицом в круг, лицом из круга;
круг парами.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний
план);
перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
3. Понятие «Диагональ»:
перестроение из круга в диагональ;
14









перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
указав ведущих).
4. Рисунок танца «Спираль».
Игра «Клубок ниток».
5. Рисунок танца «Змейка»:
горизонтальная;
вертикальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
6. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».
Игра – танец «Бесконечный».
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
4. Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
5. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер
исполнения.
6. Научить основам русского танца.
Содержание:
3. Введение в предмет «Русский танец»;
4. Постановка корпуса;
3. Изучение основ русского народного танца:
— развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
«гармошка», ковырялочка;
— работа рук в русском танце;
— навыки работы с платочком;
— русский поклон;
— подскоки;
— припадания;
— тройные прыжочки
— бег с вытянутыми носочками
— боковой галоп
— шаг с вытянутыми носочками (хороводный)
— хлопки
— движение с выставлением ноги на носок;
— движение «ключик»
— «ковырялочка» вперед и назад
— пружинка с поворотом
— приставные шаги в сторону
Ходы:
— простой, на полупальцах,
— боковой, приставной,
— боковой ход «припадание» по VI позиции,
— беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
15

























Подготовка к «дробям»:
— притопы,
— удары полупальцами,
удары каблуком;
Хлопки и хлопушки для мальчиков:
— одинарные по бедру и голенищу.
— каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все
направления.
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
4. Познакомить детей с историей бального танца.
5. Научить основам танца «Полька».
6. Разучить основные элементы танца «Вальс».
7. Разучить основные движения танца «Вару-вару»
Содержание:
4. Введение в предмет
5. Изучение основ танца «Полька»:
подскоки, шаг польки, галоп;
комбинирование изученных элементов;
положения в паре:
«лодочка»,
руки «крест- накрест»,
мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на
плечи.
6. Изучение основ танца «Вальс»:
основные элементы:
«качели»,
«квадрат»,
«ромб»,
«вальсовая дорожка»,
«перемена»;
вalance (покачивание в разные стороны)
работа в паре:
положение рук в паре,
«ромб» в паре,
вращение «звездочка»;
простые танцевальные комбинации.
7. Изучение основ танца «Вару-вару»
• выброс ног поочередно в прыжке вперед:;
• выброс ног поочередно в прыжке в разные стороны;
• комбинированноые изучение основных элементов;
• рисунок танца:
— положение an face;
16

— положение «лицом друг к другу»
• работа в паре:
— положение рук в паре;
— положение ног в паре;
— вращение в паре «волчок»;
• работа над ритмом:
— похлопывание основного ритма танца;
— работа над ритмом в движении.
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
4. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
5. Подготовить к показательным выступлениям.
6. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы: «Аленушки», «Василек», «Родные просторы»
Сюжетные танцы: «У самовара», «Отдых летом», «На птичьем дворе»
Детские танцы «Барбарики», «Пробуждальный» танец, «Веселые
квадраты», «Зажигай!», «Десантники», «Анастасия», «Весенняя
фантазия».
Танцы народов мира: «Восточный танец», «Сиртаки», «Русский
перепляс», «Еврейский танец», «Казачата», «Ковбои», «Аргентинское
танго», «Танец с тросточками», «Веселый рок-н-рол», «Кармен»
(испанский танец), «Цыганский танец».
Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Гномики», «Бабочки».
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
 Могут проявлять чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия;
 Научатся строить отношения в коллективе;
 Проявлять устойчивый интерес к занятиям танцами;
 Получат
навыки культуры общения в совместной
деятельности учащихся и педагога.
Метапредметные результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать и уметь применять на
практике:
 Координировать движения своего тела;
 Правильно повторять показанные движения;
 Самостоятельно танцевать.
Предметные результаты:
17






По окончании курса учащиеся должны:
Владеть упражнениями на координацию;
Расширить знания о танцевальном искусстве;
Знать основные танцевальные движения;
Иметь общепринятые манеры культуры общения и поведения в
коллективе, быть аккуратными, опрятными, элегантными.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график размещен в приложении
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Необходимые условие реализации программы:
 Материально-техническое обеспечение;
 музыкальный центр,
 Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
 Шумовые инструменты (палочки, ложки, самодельные
инструменты из бросового материала);
 Записи аудио, видео, формат CD, MP3;
 Методическое обеспечение:
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
2.2.2 Кадровое обеспечение программы
Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий
хореографическое образование, владеющий основами методики обучения
хореографическому искусству, широким спектром профессиональных
компетенций. Педагог, работающий по данной программе, должен
проявлять знание сценического мастерства, умение подбирать материал
для занятий и комбинировать его, последовательно вводя в танцевальные
эпизоды элементы актерской подачи и стилистической отделки, а также
обладает личностно-профессиональными качествами, позволяющими
успешно работать с данной возрастной категорией.
18

2.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагогом используются основные методы, направленные на достижение
цели и выполнение задач:
-метод практического обучения, где осуществляется освоение простых
танцевальных элементов, маршировок и перестроений;
-метод наглядного восприятия - способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям;
-метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные
упражнения – образы;
-метод словесный - словесные объяснения должны быть краткими,
точными, образными и конкретными; необходимо обращать внимание на
интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
-метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование,
поощрение, создание ситуации успеха;
-игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее
эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий,
возрасту и подготовленности детей;
-метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании,
самоанализе и осознании собственной ценности в реальной
действительности.
Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему
эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и
самостоятельности, помогая заинтересовать каждого ребенка.
В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог
пробуждает у детей желание к творчеству.
Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются
методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает
детям согласовывать движения с музыкой.
В работе используется импровизационный метод, когда дети свободно и
непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает
себя индивидуально.
По мере обучения используется концентрический метод, который
заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений,
танцевальных композиций, ребенок вновь возвращается к пройденному
материалу, но уже в более усложненных вариантах.
19

Методическое обеспечение направлено на решение программных задач,
которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и
поддерживают социальные новации, формируют развитие личности.
Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые
обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма
самореализации.
Однако, педагог, придерживаясь содержания программы, может
творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего
и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
2.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное
значение. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать
воспитанию у учащихся ответственности за результат своего труда,
самоконтроля и самонаблюдения, а это в свою очередь формирует навык
самоанализа.
Параметры и критерии оценивания
уровня хореографической подготовки:
Параметры

Критерии

Балетные данные

осанка
выворотность
танцевальный шаг
подъем стопы
гибкость
прыжок

Музыкально-ритмические
способности

чувство ритма
координация движений:
нервная
мышечная
двигательная
музыкально-ритмическая
координация

Сценическая культура

эмоциональная выразительность
создание сценического образа

Контролю результатов обучения подлежат:
20

Осанка - для занятий танцами кроме хорошего физического
развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки –
позвоночник и его соединения с тазовым поясом.
Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и
стопе) наружу. Она зависит от двух факторов: от строения
тазобедренного сустава и строения ног. Формирование голени и стопы у
детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема
(высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от
строения стопы и эластичности связок.
Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на
определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном
положении обеих ног.
Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень
подвижность определяется строением и состоянием позвоночных
хрящей.
Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц,
согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов:
тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев).
Координация движений. Среди двигательных функций особое
значение для танца имеет координация движений. Различают три
основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия,
различных поз, осанки, запоминание движения и зависит от работы
зрительного и вестибулярного аппаратов.
Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие
мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и
других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений
тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
Музыкально – ритмическая координация
Это умение согласовывать движения тела во времени и
пространстве под музыку.
Эмоциональная выразительность – это наличие актерского
мастерства, умение свободно держаться на сцене.

21

2.5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
Критерии

Показатели

Индикаторы

Число
баллов

Методы
диагностики

Теоретическая подготовка
Уровень
теоретических
знаний по
основным
разделам учебнотематического
плана программы

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

■ не усвоил теоретическое
содержание программы;
■ овладел менее чем ½ объема
знаний, предусмотренных
программой;
■ объем усвоенных знаний
составляет более 1/2,

■ освоил весь объем знаний,
предусмотренный программой за
конкретный период
Уровень владения Осмысленность ■ не употребляет специальные
специальной
и правильность термины;
использования

0

1

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

2

3

0

Наблюдение,
собеседование

22

терминологией

специальной
терминологии

1
■ знает отдельные специальные
термины, но избегает их
употреблять;
■ сочетает специальную
терминологию с бытовой;

2

3
■ специальные термины употребляет
осознанно и в полно соответствии с
их содержанием.
Практическая подготовка
Уровень умений Соответствие ■ не овладел умениями и навыками;
и навыков,
практических
предусмотренных
умений и
■ овладел менее чем 1/2
программой (по
навыков
предусмотренных умений и навыков;
основным
программным
разделам
требованиям ■ объем усвоенных умений и навыков
учебносоставляет более 1/2,
тематического
плана)
■ овладел практически всеми умениями
и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период
Уровень владения Отсутствие ■ не пользуется специальными
специальными
затруднений в предметами;

0

Наблюдение,
контрольное
задание

1
2
3
0

Наблюдение,
контрольное
23

предметами.

использовании
специальных ■ испытывает серьезные затруднения
предметов. при работе с предметами;

1

задание

2

Уровень
креативности

■ работает с предметами с помощью
педагога;
■ работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей
наличие
■ начальный (элементарный) уровень
творческого развития креативности-ребенок в
подхода при состоянии выполнять лишь
выполнении простейшие практические задания
практических педагога;
заданий
■ репродуктивный уровень - в
основном, выполняет задания на
основе образца;

3

0

Наблюдение,
контрольное
задание

1

2
■ творческий уровень (I) — видит
необходимость принятия
творческих решений, выполняет

24

практические задания с элементами
творчества с помощью педагога;

3

■ творческий уровень (II) - выполняет
практические задания с элементами
творчества самостоятельно.

25

2.6 Список литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: Айрис-пресс, 1999. – 264 с.

- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб,
2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
- Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

26

Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

Колво
часо
в

Примечание

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».