Лучики

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Нормативно-правовая база
1.1.2 Направленность и вид программы
1.1.3 Новизна, актуальность и целесообразность
программы
1.1.4 Отличительные особенности программы
1.1.5 Адресат программы
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
1.1.7 Форма обучения
1.1.8 Особенности организации образовательного
процесса
1.1.9 Режим занятий
1.1.10 Формы организации образовательного процесса
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
1.2.2 Задачи программы
Развивающие
Воспитательные
Образовательные
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года
1.3.3 Учебный план 2 года
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года
1.3.5 Учебный план 3 года
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.2.1
2.2.2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
2

2.3
2.4
2.5
2.6
2.6.1.
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5

2.7
2.8
2.9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Приоритетные направления воспитания
Формы и технологии проведения воспитательных
мероприятий, методы воспитательного
взаимодействия
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

3

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, результат решения которой
оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его
родных. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших
школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной
практической жизни.
Основное содержание занятий направлено на формирование у ребенка
первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и
социальной адаптации. В основу занятий положен интегративный подход, который
предполагает освоение системы жизненно необходимых практических навыков и
умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На занятиях дети
обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью педагога,
а затем и с элементами самостоятельности, развивают мелкую моторику, память.
Раннее начало коррекционных занятий позволит в более полном объеме усвоить
социально значимые умения и навыки.
1.1.1 Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная программа «Лучики» разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от
28.06.2021 N 219-ФЗ);
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации.
 Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».

4

 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 № 3.
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации от 30.11.2016 № 11
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
 Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания,
методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научнотехнологического и культурного развития страны»).
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5

 Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках 9 федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами,
регламентирующим деятельность организации дополнительного образования.
1.1.2 Направленность и вид программы
Направленность программы –социально-гуманитарная.
Вид программы – модифицированная.
1.1.3 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь стать
самим собой, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил
и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости,
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время составной
частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества
жизни населения страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия
социальной адаптации и интеграцию в общество детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Целесообразность программы «Лучики» заключается в обогащение кругозора
детей, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности, обогащение словарного запаса; развитие памяти,
внимания, мышления; развитие эмоционально-волевых качеств личности. В ходе
занятий происходит формирование общей культуры личности обучающихся;
формирование инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность Отличительная особенность программы состоит в
том, что у обучающегося с ОВЗ, в процессе обучения по программе формируется и
происходит коррекция навыков жизненно необходимых функций: двигательной,
коммуникативной, познавательной, мотивационной. Программа ориентирована на
создание условий для всестороннего развития личности учащихся, на повышение
уверенности ребенка в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать
образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей. Детям с ОВЗ
требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Все это
способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм
и методов деятельности.
1.1.5 Адресат программы
Программа «Лучики» рекомендована детям от 6 до 12 лет для социализации,
развития навыков коммуникации и общения, интеллектуальных и творческих
6

способностей, моторики и уверенности в себе. Поэтому в рамках реализуемой
программы необходимо соблюдение охранительного режима, щадящего нервную
систему ребенка; коррекционная направленность учебно-образовательного процесса;
создание
комфортной
психоэмоциональной
обстановки;
поддержка
психоэмоционального состояния; профилактика и снижение конфликтных ситуаций.
Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать
эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства, особенно важно для этой категорий детей.
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы –ознакомительный
Срок реализации программы – 3 года.
Объем программы – 656 часов.
1.1.7 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по болезни или в
период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна
реализация программы с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающего
(родителя/законного представителя) одного из устройств с выходом в сеть интернет:
гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с
помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Учет в программе возрастных психологических особенностей обучающихся
реализуется посредством обилия игровых заданий для детей, а также путем
построения информационной части занятия в виде сказок, рассчитанных на детей 6-12
лет.
Количество учащихся – 1 год обучения – не менее 8 человек.
2 год обучения – не менее 8 человек.
3 год обучения – не менее 8 человек.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс,
конкурс, беседа, познавательное занятие, викторина, обучающие занятия и т.д. В
проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. Занятия носят в основном практический характер.
В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория - практика),
соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия
напряжения и предотвращения утомляемости.

7

1.1.9 Режим занятий
Год обучения

Кол-во часов в
неделю
6
6
6

1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения

Кол-во
часов в год
144
256
256

Кол-во детей в
группе
Не менее 8
Не менее 8
Не менее 8

1.1.10 Формы организации образовательного процесса
Беседа с игровыми элементами, познавательные задания на развитие памяти,
мелкой моторики, речи, обучающие игры.
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
Опрос, собеседование, реализация творческих работ, включенное наблюдение
за обучающимися в процессе занятий.
1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.2.1 Цель программы
Цель: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие
личности
(нравственное,
эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями.
1.2.2. Задачи программы:
Коррекционно-образовательные задачи направлены на формирование у
детей с ОВЗ (по средством специальных приемов и методов) знаний, умений и
навыков, необходимых для обучения и воспитания в системе дополнительного
образования: развивать личностные интегративные качества: наблюдательности,
ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу, творческие
способности учащихся;
 приобретение определенного набора знаний и умений и навыков;
 раскрытие и развитие потенциала ребенка;
 создание благоприятных условий для реализации его природных способностей;
 развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с
помощью педагога.
Коррекционно-воспитательные задачи направлены на развитие и
коррекцию поведенческих отклонений у детей с ОВЗ:
 формирование и совершенствование нравственных качеств личности,
культуры поведения, умения использовать полученные знания в межличностном
общении;

коррекция социальных и коммуникативных умений и навыков,
необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;

привитие прочных навыков самообслуживания;

коррекция поведенческих отклонений.
8


освоение навыков построения перспектив в формировании понятий
жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на коррекцию и
компенсацию нарушений сфер психического развития у детей с ОВЗ:

создание оптимального пространства для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в триаде «педагог-ребенок - родитель»;

развитие и коррекция (до необходимого уровня) психофизических
функций;

коррекция познавательной деятельности.

развитие моторики, тактильно-двигательного восприятия, внимания,
памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы
Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их
психического, интеллектуального и физического развития.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание
адаптированной
дополнительной
общеразвивающей
программы «Лучики» представлено учебно-тематическим планом, имеет свои
разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации
программы, в зависимости от условий, особых образовательных потребностей
контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, материально-технических
ресурсов.
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
Таблица №1
№
п
п/п
1.

2.

Тема

Введение в
образовательную
программу. ПТБ.
Эмоции.

3.

Люди,
которые
окружают.

меня

4.

Путешествие в книжное
царство.

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

3

3

21

12

9

18

9

9

21

12

9

Беседа, работа
с карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, опрос,
работа
с
карточками
Играпутешествие,
опрос,
творческое

9

5.

Я и Отечество.

18

9

9

6.
7.

Я и природа.
Я и культура.

21
18

12
9

9
9

8.

Я и здоровье.

21

12

9

9.

Итоговые занятия. «Мы
сумели! Мы смогли!»
Всего

3

3

144

81

задание.
Беседа, работа
с карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, опрос
Беседа, работа
с карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа
с карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, анализ

63

1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
Введение в образовательную программу. (3 ч.)
Знакомство (3 часа)
Ознакомление с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности.
Ознакомление детей с программой обучения, с организацией труда, подготовкой
рабочего места. Знакомство детей друг с другом, педагогом, с новым предметом.
Развитие активного внимания, интереса; игры на сплочение.
Эмоции (21 ч).
1.
Радуга чувств. (9 ч.)
Раздел включает в себя эмоции радости, обиды, грусти, удивления, страха,
любопытства, гордости и др.
2.
Кто я? (9 ч.)
Раздел направлен на осознание самого себя, отношения к маме, папе, друзьям,
окружающим людям.
3.
Страна Понимания эмоций. (3 ч.)
Раздел включает в себя, упражнения, направленные на формирование навыков
общения со сверстниками, культуры поведения, пониманию друг друга.
Люди, которые меня окружают. (18 ч.)
1.
Моя семья. (6ч.)
10

Состав семьи. Степень родства (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя,
дядя и т.д.) Место ребёнка в ближайшем окружении. Имена членов семьи.
Отношения в семье. Бытовая и досуговая деятельность семьи.
2.
Друзья и соседи – знакомые. (3ч.)
Беседа с использованием визуальных опор. Мои друзья. К каким группам я
принадлежу? (одноклассники, члены спортивной команды).
Игра «Близко-далеко» (социально приемлемая дистанция и прикосновения).
Просмотр и обсуждение социальной истории «Как строить дружеские отношения»,
«Как играть с другими детьми?» (визуальная опора).
3.
Люди помогающих профессий. (6ч.)
Беседа с использованием визуальных опор. Профессиональная помощь. Кто нам
помогает: врач, учитель, полицейский, социальный работник, продавец и т.д. Правила
общения (вежливость, дистанция).
4.
Безопасность. Личное пространство. (3ч.)
Беседа с использованием визуальных опор. Незнакомые люди. «Приемлемые» и
«неприемлемые» незнакомцы. Личное пространство.
Путешествие в книжное царство. (21ч.)
1.
Как пользоваться книгой. (3 ч.)
Правила обращения с книгой. Библиотека – мир книг.
2.
Создание цветочной поляны для Красной шапочки. (3ч.)
В этой сказке ждёт нас Красная шапочка. У неё закончились краски, когда она
рисовала свою цветочную поляну. Нам надо помочь нарисовать, раскрасить цветы.
3.
Путешествие в русскую народную сказку. (9ч.)
Чтение русских народный сказок, анализ положительных и отрицательных
героев, рисунок понравившегося героя.
4.
Узнайте героя. (6 ч.)
Игра-путешествие, знакомство с героями сказок, сюжетом.
Я и Отечество. (18 ч.)
1.
Я и моя малая родина. (3 ч.)
Наша страна, столица, область, город. Достопримечательности
2.
Символы РФ – Флаг, Герб, Гимн. (3 ч.)
Изучение символов страны, рисунок флага Российской федерации. Учим первый
куплет и припев Гимна.
3.
«Голубь – птица Мира». (3ч.)
Голубь - это один из самых узнаваемых символов мира. Изготовление поделки
из подручных материалов.
4.
«Береза – символ России». (3 ч.)
Почему береза считается символом России. Учим стихотворение о березе.
5.
Главные праздники нашей страны. (6 ч.)
Познакомить детей с государственными праздниками Росси, историей их
возникновения. Поделка из пластилина «Символ любимого праздника».
Я и природа. (21 ч).
1.
Растительный мир Ростовской области. (6 ч.)
11

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Птицы и растения
Ростовской области.
2.
Флористика. (3 ч.)
Понятие «Флористика». Правила сбора флористического материала. Насекомые
Ростовской области. Аппликация «Бабочка».
3.
Крупинка к крупинке получается картинка. (3 ч.)
Развитие сельского хозяйства на Дону. Понятие мозаика. Аппликация из крупы
«Улитка».
4.
Охрана природы. (6 ч.)
Значение охраны природы. История охраны природы. Основные направления
природоохранной работы.
5.
Зелёная аптека. (3 ч.)
Травянистые растения леса, съедобные ягоды и грибы, знакомство с
примерными правилами сбора грибов и ягод. Лекарственные растения леса.
Разнообразие травянистых растений луга.
Я и культура. (18 ч).
1.
Мои права и обязанности (6 ч.)
Ребенок, как и любой человек, является личностью. Это значит, что он имеет
права и обязанности, которые должны быть беспрекословно соблюдены.
2.
Культура поведения (3 ч.)
Понятие культуры поведения детей и необходимость её воспитания. Игравикторина «Что такое хорошо, а что такое плохо».
3.
Культура речи. (3 ч.)
Культура речи предполагает наличие у ребёнка необходимого запаса слов,
умения правильно и логично излагать свои мысли, говорить лаконично и сохранять
спокойный тон при общении.
4.
«У меня зазвонил телефон» (3 ч.)
Культурный и воспитанный человек обязательно должен знать, как правильно
разговаривать по телефону. Изучение правил, представление ситуаций.
5.
Правила вежливости (3 ч.)
Правила вежливости – это самые главные правила воспитанного человека. Быть
вежливым – значит, быть хорошим другом, приятным собеседником и желанным
гостем.
Я и здоровье. (21 ч.)
1.
Мы за ЗОЖ (6 ч.)
Что такое ЗОЖ, правила здорового образа жизни.
2.
Спорт нам поможет силы умножить (3 ч.)
Виды спорта, почему нужно заниматься спортом. Кто такие спортсмены.
3.
Режим дня. (3 ч.)
Беседа о том, что такое режим дня, что он включает в себя, благодаря чему
формируется. Рисунок «Мой распорядок дня».
4.
Правильное питание. (3 ч.)
Беседа «Почему важно обеспечить рациональное и сбалансированное питание».
Поделка из пластилина «Полезные продукты».
5.
Привычки (6 ч.)
12

Здоровый образ жизни для детей не менее важен, чем для взрослых. Главное,
чтобы для них это стало повседневной привычкой на всю жизнь, стилем поведения и
мировосприятия.
Итоговое занятие: Беседа: «Мы сумели! Мы смогли!» (3 ч.)
Беседа - подведение итогов за учебный год «Мы сумели, мы смогли!». Проверка
теоретических и практических знаний
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
Таблица №2
№
п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

3
15

1
6

1.

Введение в программу.

2.

Здравствуй, осень!

4
21

3.

Собираем урожай

21

15

6

4.

Животные и птицы.

27

15

12

5.

Времена года.

21

15

6

6.

Зимние забавы и
развлечения.

21

15

6

7.

Новогодние праздники.

21

15

6

8.

Моя семья. Праздники и

21

15

6

13

Формы
контроля
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений,
творческая работа
Беседа, анализ,

традиции моей семьи.

творческая работа

9.

Мой день рождения

21

15

6

10.

Мой внешний вид.

27

15

12

11.

ЗОЖ.

27

15

12

12.

Учим геометрические
формы и цвета

21

15

6

13.

Беседа «Ура! Каникулы!»
Подведение итогов.

3

3

216

171

14.

Всего

Беседа, анализ
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений, анализ
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Итоговая
диагностика

84

1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
Вводное занятие (4 ч.)
Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Ознакомление детей с
программой обучения, с организацией труда, подготовкой рабочего места, с
правилами техники безопасности. Знакомство детей друг с другом, педагогом, с
новым предметом.
Развитие активного внимания, интереса; подвижные игры на знакомство.
Здравствуй, осень! (21 ч.)
1.
Мир растений. (6 ч.)
Цвета мира растений осенью. Первые признаки осени. Рисунок «Осенний
пейзаж»
2.
Осень в литературе. (6 ч.)
Учим стихотворение про осень наизусть. Читаем произведения про осень.
3.
Осень в искусстве (9 ч.)
Рассматриваем осенние картины художников. Составляем рассказ по картине.
Собираем урожай (21 ч).
1.
Овощи. (9 ч.)
Что выросло на грядке? Где они растут? Когда поспевают? Какие овощи знаете?
Нарисуйте ваш любимый овощ.
2.
Фрукты. ( 9 ч.)
14

Какие фрукты вы знаете? Где они растут? Когда поспевают? Нарисуйте ваш
любимый овощ.
3.
Веселые загадки.
Отгадываем загадки на тему овощей и фруктов.
Животные и птицы.
1.
Домашние животные и птицы.
Какие бывают домашние животные. А у тебя есть домашнее животное? Рисуем
своего питомца.
2.
Дикие животные и птицы
Какие бывают дикие животные. Как дикое животное стало домашним? Рисуем
животное.
3.
Игры на внимание: «Что лишнее?»
Выбери из предложенных животных домашнее (дикое).
Времена года.
1.
Осень
Изучаем время года. Учимся вырезать листочки.
2.
Зима
Изучаем время года. Учимся вырезать снежинки.
3.
Весна
Изучаем время года. Учимся делать кораблик.
4.
Лето.
Изучаем время года. Учимся делать цветочек из бумаги.
Зимние забавы и развлечения. (21 ч.)
1.
Лепка снеговика и других фигур ( 18ч.)
Одно из любимых зимних развлечений – лепка снеговика. Создание поделок из
подручных материалов.
2.
Игра в снежки. (3 ч.)
Снежки - подвижная игра на открытом воздухе в зимний период. Рисунок на
тему «Игра в снежки»
Новогодние праздники. (21ч).
1.
Новый год и Рождество(6 ч.)
История праздника, традиции.
2.
Зимние стихотворения (3ч.)
Учим наизусть зимние стихи.
3.
Творческая работа «Елочка» (3 ч.)
Создаем и украшаем елочку из бумаги и пластилина.
4.
Творческая работа «Гирлянда» (3 ч.)
Создаем гирлянду из бумаги.
5.
Зимние истории
Чтение сказок «Два Мороза», «Зимовье зверей», с последующим обсуждением.
(6ч.)
15

Моя семья. Праздники и традиции моей семьи. (21ч.)
1.
Что такое семья. Кто для меня является семьей. (6 ч.)
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и
будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Беседа «Кто для меня семья»
2.
Творческая работа «Традиции моей семьи» (15 ч.)
Творческий проект, состоящий из рисунков и рассказов о семье и ее традициях.
Мой день рождения. (21ч.)
1.
История праздника. Как этот праздник отмечают в разных семьях.
(21 ч.)
Беседа «История возникновения праздника», Рисунок «Традиции моей семьи».
Мой внешний вид. (27ч.)
1.
Личная гигиена
Изучаем правила личной гигиены, рисуем. (18ч).
2.
Уход за одеждой и обувью (9ч).
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Ремонт одежды. Стирка и
сушка одежды. Виды обуви. Способы ухода. Учимся шнуровать ботинки.
Здоровый образ жизни. (27ч.)
1.
«Здоровье человека» (9ч.)
Презентация и беседа «Здоровье – бесценное богатство»
2.
«Режим дня» (9ч.)
«Твой режим дня» - занятие-практикум.
3.
«Питание и здоровье» (9ч.)
Беседа о вкусной и здоровой пище, витаминах. Правила приема пищи.
Правильное питание.
Учим геометрические формы и цвета. (21ч).
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением
объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и
различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям.
(21ч.)
Беседа «Ура! Каникулы!» Подведение итогов.(3 часа)
Беседа с последующим обсуждением «Любимое время года – лето», «Правила
поведения в летний период». Подведение итогов за учебный год.
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
Таблица №3
№
п/п

1.

Тема

Всего

Теория

Введение в программу.

4

3

16

Практика

1

Формы
контроля

2.

Я – это Я

21

15

6

3.

Я имею право
чувствовать и выражать
свои чувства

21

15

6

4.

Я и мой внутренний мир

27

15

12

5.

Кто в ответе за мой
внутренний мир

21

15

6

6.

Я и ты

21

15

6

7.

Мы начинаем взрослеть

21

15

6

8.

21

15

6

9.

Агрессия и ее роль в
развитии человека
Уверенность в себе и её
роль в развитии
человека

27

15

12

10.

Конфликты и их роль в
усилении Я

27

15

12

17

Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений,
творческая
работа
Беседа, анализ,
творческая
работа
Беседа, анализ
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений,
анализ
Беседа, работа с
карточками,

11.

Ценности и их роль в
жизни человека

21

15

12.

Подведение итогов.
Игра «Вспомни все».
Всего

3

3

216

171

13.

6

выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Беседа, работа с
карточками,
выполнение
дидактических
заданий,
упражнений
Итоговая
диагностика

84

1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
Вводное занятие (4 ч)
Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Ознакомление детей с
программой обучения, с организацией труда, подготовкой рабочего места, с
правилами техники безопасности. Знакомство детей друг с другом, педагогом, с
новым предметом.
Развитие активного внимания, интереса; подвижные игры на знакомство.
Я – это Я (21 ч).
1.
Кто я, какой я? Я – могу (12 ч.)
Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение. Элементы
тренинговых упражнений.
2.
Я – это моё прошлое. Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее. (9ч.)
Беседы на тему: «Кем я хочу быть», «Профессии», «Что мне интересно»
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (21 ч).
1.
Что я чувствую (15 ч.)
Изучаем свои чувства.
2.
«Отгадай чувство». (3 ч.)
Игра, где нужно без слов показать, как выглядит человек, испытывающий
чувство, написанное на карточке.
3.
«Чувство плюс поведение» (3 ч.)
Отгадываем загадки на тему овощей и фруктов.
Я и мой внутренний мир (27 ч).
1.
Каждый видит мир и чувствует по- своему. (15 ч.)
Развитие навыков рефлексии и метафорического мышления, выработка
позитивного отношения к себе, тренировка умения расслабляться и снимать
напряжение.
2.
Любой внутренний мир ценен и уникален. (3 ч.)
18

Участникам предлагают совершить путешествие в свой внутренний мир и
представить его образ
3.
«Наш внутренний сад» (3 ч.)
Описать внутренний мир: какой он — большой или маленький, какие запахи и
звуки в нём есть, окружает ли сад забор и бывают ли в нём люди
Кто в ответе за мой внутренний мир. (21 ч)
1. Трудные ситуации (21 час)
Чему могут научить меня трудные ситуации. Пути их решения.
Я и ты (21 ч.)
1.
Я и мои друзья. (6 ч.)
Дружба — одно из самых сокровенных, что есть у нас в жизни, и, чтобы её
сохранить, нужно очень стараться. Рисунок и рассказ на тему «Мой друг».
2.
Я и мои «колючки». (6 ч.)
Формирование позитивного отношения к своим и чужим возможностям и
потребностям; выработка на основе собственного опыта нормы поведения и общения.
3.
Трудности в школе. Трудности дома. (9 ч.)
Какие бывают проблемы и пути их решения.
Мы начинаем взрослеть. (21ч.)
1.
Нужно ли человеку взрослеть (15 ч.)

Взросление необходимо для получения опыта в процессе жизни. Но
также необходима чистота сохранения нравственности и непредвзятости
ума для реализации новых возможностей личности
2.
Взросление и отношения с окружающими. (3 ч.)
Принципы и советы взросления
3.
Игра «Зеркало» (3 ч.)
Цель — проработка эмоций, обучение детей владению и регулированию эмоций.
Агрессия и ее роль в развитии человека (21ч).
1.
Я повзрослел. У меня появилась агрессия. (9 ч.)
Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?
2.
Учимся договариваться. Учимся доверять. (12 ч.)
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и
сверстниками. Учимся решать проблемы. Играем в ситуации.

детьми,

между

Уверенность в себе и её роль в развитии человека (27ч.)
1.
Зачем человеку нужна уверенность в себе? (15 час)
Источники уверенности в себе, Какого человека мы называем неуверенным в
себе? Я становлюсь увереннее.
2. Уверенность и уважение (12 час)
Уверенность и самоуважение. Уверенность и уважение к другим. Уверенность в
себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность.
Конфликты и их роль в усилении Я. (27ч.)
19

1.
Что такое конфликт? (15ч.)
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в
конфликте. Конфликт как возможность развития.
2.
Как разрешить конфликт? (12ч.)
Конструктивное разрешение конфликтов. Готовность к разрешению конфликта.
Ценности и их роль в жизни человека. (21ч.)
1.
«Ценности и жизненный путь человека» (15ч).
Жизненные ценности определяют жизненный путь человека. Это то, во что
человек верит, чем дорожит, без чего ему невозможно прожить. Это его цели,
ориентиры, приоритеты, стремления, идеалы.
2. Мои ценности. (6ч).
Творческий проект «Мои ценности»
Игра «Вспомни все!» (3 часа)
Игра-викторина, подведение итогов обучения.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе у детей формируются следующие
Личностные результаты:

развитие возможностей для самореализации личности учащегося;

развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

развитие творческой активности, проявление инициативы и
любознательности;

развитие творческой индивидуальности, логического мышления;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

формирование первоначальных умений работать с различными
источниками информации;

формирование рефлексивных умений;

формирование интереса к коллективно-творческой деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные результаты:

умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать
выводы;

определять понятия, давать характеристику, искать отличия;

излагать свои мысли, пытаться рассуждать, приводить аргументы;

сформирование навыков ориентировки в пространстве.


20

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график размещен в приложении
2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.2.1 Материально-техническое оснащение
Критерии организация рабочего пространства:

Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста,
соблюдение квалификационных и методических требований.

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа
(режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели ребенка с ОВЗ;
профилактика перегрузок; удовлетворение двигательной активности учащихся,
предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятияигры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих
возрастным особенностям учащихся (уровень сложности, соблюдение возрастного
диапазона игровых пособий и др.)

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих
коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной
на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Организация пространства
- учебная зона
- игровая зона
Учебная зона обеспечивает место проведения подгрупповых занятий и
содержит: 4 стола и 8 стульев в соответствии с численностью в подгруппах,
магнитную доску, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.
Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима
двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное
пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных
упражнений и игр. Также имеется мягкая мебель для проведения релаксации. Зона
использоваться так же для проведения нестандартных по форме занятий,
чередования работы за столом и упражнений на ковре.
Дидактическое обеспечение программы:
- разработки по темам;
- тематические карточки с заданиями и упражнениями по изучаемой теме;
- презентации к занятиям;
- наглядный материал: картинки эмоции, мнемотехнические картинки,
логические игры.
Условия достижения наилучшего результата:
21

1. Профессиональная компетентность педагога;
2. Наличие коррекционно-развивающей среды;
3. Совместная работа с родителями.
2.2.2 Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
навыки практической работы, обладающим достаточными знаниями в области
педагогики.
2.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
На занятиях применяются следующие методы обучения:

индивидуальная работа;

групповая работа;

игровой метод работы;

комбинированные занятия;

метод сказкотерапии;

метод проектов;

участие в мероприятиях.
Охрана здоровья и психологического благополучия детей заключается в
соблюдении норм возрастной нагрузки в чередовании умственной и физической
деятельности во время занятий.
Формы аттестации:
Так как программа предназначена для обучения детей с ОВЗ, то аттестация по
ней не предусмотрена.
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров:
- любознательность;
- уверенность в своих силах;
- положительное отношение к себе и другим;
- инициативность и самостоятельность ребенка;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
1.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Вводный контроль – диагностические задания по критериям с целью
выявления начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится
индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых
заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного
материала корректируется.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса,
игровых упражнений, дидактических игр.
Промежуточный контроль проводится по критериям с целью проверки
качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр,
знания, тестовых заданий и упражнений.
22

Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей по
критериям, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Результативность программы будет проверяться через наблюдение,
диагностику и тестирование, устный опрос, викторины, а также через активность
учащихся на занятиях, их участие в жизни объединения.
После каждой темы проводится текущая диагностическая работа, что позволяет
составить полное представление о психическом развитии детей.
2.5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
(оценочные материалы)
Ввиду особенностей восприятия детей с ОВЗ диагностика уровня освоения
программы должна осуществляться в игровой форме. Рекомендовано проведение
устных опросов, практических заданий с использованием тематических карточек и
иллюстративного материала.
Примерные задания для проведения диагностики:
1. уровень мотивации
Цель: выявить относительную выраженность мотивов учения.
Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я
учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники
учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на
каждой карточке. Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты
учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек
снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет
вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить
лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее
составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На
ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке
лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о
соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые
определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В
случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается
вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива
одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения
(например, социальных).
1. внимание
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Инструкция. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с
группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить
испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за
соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем
квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как
можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в
23

квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб –
точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд.
По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных
испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество
допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

24

Список литературы

25

Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

26

Кол-во
часов

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».