Орлята России.Наставники

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на социальную адаптацию детей посредством их
вовлечения в общественную деятельность, на повышение уровня готовности
обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на
формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной
компетентности, формирование педагогических навыков и развитию системы
наставничества.
Детское сообщество наставников позволяет формировать культуру социальной
инициативы и готовность нести за неё ответственность. Участие в программе расширяет
социальные связи и формирует культуру способов современной коммуникации.
1.1.1 Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- ФЗ 304 от 31 июля 2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
-Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 29.03.2024г. № 09-3242;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Методическими рекомендациями по оформлению и содержанию структурных элементов
дополнительных общеобразовательных программ, рассмотрены и утверждены на
заседании методического совета ГАУ ДПО РО "ИРО", Протокол от 29.03.2024 N 3
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года;
 Методическими рекомендациями Минобразования Ростовской области по
использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской № Пр-1845 от 30 сентября 2021 г. «Об
использовании государственных Российской Федерации в государственных и
муниципальных общеобразовательных организациях Минпросвещения России с учетом
рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации;

Методическими
рекомендациями
общеобразовательных программ;

по

проектированию

дополнительных

 Программой развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» национального проекта «Образование»;
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и другими нормативными документами,
регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
2

1.1.2. Направленность и вид программы
Программа разработана на основе программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» имеет социально-гуманитарную
направленность, которая способствует реализации внутреннего потенциала, адаптации и
социализации учащихся в рамках межличностного общения и наставничества.
Вид программы – модифицированная.
1.1.3 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России» была разработана в 2021 году по поручению Министерства Просвещения
РФ и активно реализуется во всех образовательных организациях России, поэтому стоит
уделить особое внимание наставничеству. Наставники старшеклассники в программе
«Орлята России» играют важную роль в жизни молодых людей. Они являются образцом
для подражания и помогают подросткам развиваться как личности. Они способствуют
формированию
молодежного
актива,
развитию
социальной
активности
и
самостоятельности подростков, что является новизной в реализации программы.
Наставники старшеклассники помогают «орлятам» ориентироваться в мире
взрослых, советуют и помогают разобраться в сложных ситуациях. Они становятся
друзьями, на которых можно положиться, и поддержкой в трудные моменты. Наставники
помогают принимать важные решения, развивать свои интересы и таланты, а также
помогают в построении своего будущего. Они помогают ученикам начальной школы найти
свое место в обществе и достичь успеха в своей жизни.
Приоритетными задачами социально-гуманитарного направления являются
социальное и профессиональное самоопределение подростка, формирование его
гражданского самосознания, а также развитие мотивационного, эмоционального и
когнитивного аспектов личности. Становление и закрепление заявленных ресурсов
ориентировано на интеграцию компонентов культурной и образовательной среды. На базе
общероссийских национальных ценностей формируется активная личность, умеющая
жить в социуме, противостоять различным вызовам. На сегодняшний день существует
пять категорий участников программы «Орлята России»:






младшие школьники (1-4 классы);
наставники – старшеклассники;
учителя начальных классов;
родители обучающихся начальных классов;
советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы продиктована
необходимостью развития умений и навыков конструктивного межличностного
взаимодействия подростка с младшими школьниками и подготовки наставниковстаршеклассников для эффективной реализации программы «Орлята России».
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
3

1.1.4 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является использование
модульного подхода организации образовательной деятельности, что позволяет
подготовить школьников, не имеющих предшествующей подготовки, к работе с
постоянным детским коллективом в образовательных учреждениях г. Шахты.
Образовательные модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция
различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения обучающимися
общего положительного результата и достижения цели программы. Для подростков
организован широкий диапазон практической работы. Практические занятия включают в
себя знакомство с треками программы «Орлята России», разработку, подготовку и
проведение итоговых событий треков, а также организацию тематических мероприятий в
каникулярный период. Каждый обучающийся сможет реализовать свой личностный
потенциал, получить и развить знания, умения и навыки в работе с детьми разного
возраста в рамках городских мероприятий и проведения тематических занятий на базе
МБУ ДО ГДДТ г. Шахты.
1.1.5 Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 14–17 лет, разработана с учётом
возрастных особенностей детей старшего школьного возраста, учитывает высокий
уровень их познавательной активности и желание проявлять себя в рамках наставничества
в программе «Орлята России». Программа учитывает необходимость обучения
практической деятельности, которая становится актуальна для школьников в данном
возрасте.
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы – базовый.
Объем программы - 144 часа.
Срок обучения по программе составляет 1 год.
1.1.7 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным
погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды
особых режимных условий возможна реализация программы с использованием
дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из
устройств с выходом в сеть интернет: смартфона, планшета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью
интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса.
Структура программы «Наставники Орлят России» состоит из трех модулей.
Особенности организации модуля «Я - наставник»:
1. Интерактивные методы обучения:
4

- Использование ролевых игр, групповых обсуждений и дискуссий для активного
вовлечения обучающихся;
- Применение кейсовых ситуаций для анализа реальных ситуаций и решения
практических задач.
2. Практико-ориентированный подход:
- Большой акцент на практическую работу, включая проведение тренингов по
эмоциональному интеллекту;
- Организация встреч с реальными наставниками и психологами для передачи опыта и
знаний.
3. Индивидуальное и групповое сопровождение:
- Постоянная поддержка обучающихся через индивидуальные консультации и групповые
обсуждения;
- Оценка прогресса и рефлексия для выявления сильных и слабых сторон ученика.
4. Использование современных образовательных технологий:
- Применение цифровых средств обучения, таких как онлайн-курсы, видео-лекции и
виртуальные тренажёры;
5. Обратная связь и рефлексия:
- Постоянное получение обратной связи от обучающихся для улучшения учебного
процесса;
- Активное внедрение
самосовершенствования.

рефлексии

для

развития

навыков

самооценки

и

Особенности организации модуля «Треки программы «Орлята России»:
1. Знакомство с семью треками программы «Орлята России»:
- Разделение программы на семь специализированных треков: «Орлёнок-Эрудит»,
«Орлёнок – Доброволец», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Спортсмен», «Орлёнок –
Эколог», «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Это
позволяет охватить широкий спектр интересов и навыков, способствуя многогранному
развитию обучающихся.
2. Практическая направленность:
- Обучающиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки
реализации каждого из треков. Это достигается через участие в реальных проектах и
мероприятиях, что способствует закреплению материала на практике.
3. Навыки коммуникации и саморегуляции:
- Усиленное внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и умению
саморегуляции. Это важно для успешного взаимодействия между обучающимися и
младшими школьниками.
4. Организация занятий и сценарное планирование:
- Формирование умений организовывать занятия и проводить их в соответствии со
сценарными планами. Это структурируют образовательный процесс и способствует
лучшему усвоению материала.
5

5. Навыки самопрезентации и преодоления психологических барьеров:
- Обучающиеся учатся эффективной самопрезентации и преодолению психологических
барьеров в общении с младшими школьниками. Это обеспечивает уверенность в своих
силах и способность вести за собой других.
6. Лидерская позиция:
- Программа направлена на формирование лидерских качеств у обучающихся. Они учатся
брать ответственность за младших школьников, организовывать и вести их за собой.
7. Социальная активность:
- Программа также акцентируется на развитии социальной активности, вовлекает
школьников в различные социальные проекты и инициативы, что способствует
воспитанию социально активных и ответственных граждан.
8. Интеграция с другими областями:
- Модуль включает в себя элементы других образовательных дисциплин, таких как
искусство, экология, история, физическое воспитание, что делает образовательный
процесс междисциплинарным и более интересным для обучающихся.
9. Обратная связь и рефлексия:
- В процессе обучения предусмотрено регулярное проведение рефлексий и обмена
обратной связью, что помогает корректировать и улучшать образовательный процесс.
Особенности организации модуля «Содружество Орлят России»:
1. Практико-ориентированный подход:
- Обучающиеся непосредственно участвуют в разработке программы для летнего лагеря,
что позволяет применять теоретические знания на практике и развивать креативность.
2. Разнообразие форм обучения:
- Модуль включает различные формы организации и проведения мероприятий, такие как
мастер-классы, ролевые игры и учебные семинары, что способствует более глубокому
усвоению материала и развитию разнообразных навыков.
3. Работа с разновозрастной аудиторией:
- Участники учатся взаимодействовать с различными возрастными группами, что
развивает их коммуникативные навыки и способности адаптироваться под потребности
разных слушателей.
4. Акцент на развитие социальных навыков:
- В процессе обучения уделяется внимание бесконфликтному общению, управлению
коллективом и самопрезентации, что помогает учащимся формировать эмоциональный
интеллект и навыки работы в команде.
5. Формирование навыков саморефлексии:
- Обучающиеся должны проводить оценку своих действий и давать обратную связь по
усвоенному материалу, что способствует критическому мышлению и личностному росту.
6. Стимулирование креативности:

6

- В процессе создания программы для лагеря учащиеся имеют возможность проявить свою
креативность и уникальный подход к организации мероприятий, что делает обучение
более интересным и увлекательным.
1.1.9 Режим занятий
Количество детей в группе – не менее 15 человек
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Учебные занятия проводятся по группам, подгруппам, всем составом объединения
одновременно.
1.1.10 Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса являются: коллективная работа,
групповые занятия, индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия.
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы являются: итоговое тестирование,
самопрезентация, защита сценария и презентация итогового события трека, проведение
итогового события трека, творческие работы по темам занятий, решение кейсов по темам
занятий, защита портфолио наставника.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
Цель: создать условия для социальной активности учащихся среднего и старшего
звена, обучающихся в образовательных учреждениях г. Шахты, путем формирования
команды наставников программы «Орлята России».
1.2.2 Задачи программы
Обучающие:
 познакомить с содержанием треков программы «Орлята России»;
 учить практическим навыкам реализации треков «Орлята России» через
систему наставничества;
 учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие
качества детей.
 познакомить с методикой организации коллективно-творческих дел;
 познакомить с задачами, которые должен выполнять старшеклассникнаставник;
 учить техникам эффективной коммуникации;
 учить анализировать и решать возникающие конфликтные ситуации в
детском коллективе;
Развивающие:
 развивать коммуникативные способности личности учащегося, а также
навыки саморегуляции;
 формировать умения организовывать занятие и проводить его в
соответствии со сценарным планом;
7



активизировать лидерский потенциал учащихся, их способности
конструктивного управления временем, ситуацией, командой, проектом;

Воспитательные:
 формировать навыки эффективной самопрезентации и преодоления
психологических барьеров в общении с младшими школьниками;
 формировать лидерскую позиции;
 воспитывать бережное отношение к здоровью, безопасному образу жизни;
 воспитывать осознанное отношение к выбору будущей профессии и
возможности реализации собственных жизненных планов.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Модули программы «Наставники Орлят России»
«Я - наставник» - срок реализации 16 часов
«Треки программы «Орлята России» - срок реализации 39 часов
«Содружество Орлят России» - срок реализации 17 часов
1.3.2 Модуль «Я – наставник»
В рамках изучения данного модуля обучающиеся познакомятся с историей
наставничества в России, с образом и смыслами деятельности наставника; узнают, какими
личностными качествами и компетенциями должен обладать наставник, насколько важен в
деятельности наставника эмоциональный интеллект; познакомятся со структурой,
основными смыслами и ценностями программы «Орлята России»; изучат основы
психологии детей младшего школьного возраста и методы работы с ними.
По итогу прохождения данного модуля обучающиеся будут иметь первоначальное
представление о программе «Орлята России» и о роли старшеклассника-наставника в этой
программе.
Образовательные задачи модуля:








Познакомить с ключевыми этапами и значимыми периодами в истории
наставничества в России;
Сформировать понятие о качествах и компетенциях необходимых для успешной
работы наставника;
Объяснить значимость эмоционального интеллекта;
Познакомить с психологическими особенностями и потребностями детей
младшего школьного возраста;
Познакомить с основными целями, задачами, структурой и ценностями
программы «Орлята России»;
Учить планировать и организовывать мероприятия для младших школьников по
программе «Орлята России»;
Совершенствовать навыки самоанализа, саморефлексии и самопрезентации.
1.3.3 Учебный план модуля «Я – наставник»

№

1

Темы занятий
Вводное занятие.

Количество часов
теория
практика всего
1

3
8

4

Форма
диагностики,
аттестации
Игра

2

3

4
5
6

7

8

Игры на знакомство
История
наставничества в
России
Портрет наставника

1

3

4

Тест, игра

1

3

4

Эмоциональный
интеллект
Психология младшего
школьника
Структура, смыслы,
ценности программы
«Орлята России»
Роль
старшеклассниканаставника в
программе «Орлята
России»
Итоговое занятие

1

3

4

Презентация
«Портрет
наставника»
Опрос, игра

1

3

4

Опрос, тест

1

3

4

Тест, игра

1

3

4

Презентация «я наставник»

4

4

Итоговое
тестирование,
самопрезентация

Итого

7

25

32

1.3.4 Содержание модуля «Я – наставник»
1. Вводное занятие. Игры на знакомство
Теория. Правила техники безопасности. Ввод в тематику занятий.
Практика. Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, расписанием.
2. История наставничества в России
Теория. История развития наставничества в России: менторы в Древней Греции,
наставники цесаревичей, мастер и подмастерье, система «1+5», наставники молодежи в
СССР, наставничество и менторство 21 века в различных сферах деятельности человека.
Практика. Созданий таймлайна по теме «Развитие наставничества», кейс-игра «Если бы
рядом был наставник».
3. Портрет наставника
Теория. Качества и компетенции наставника. Преимущества, значимость и актуальность
наставника в современном мире. Примеры известных наставников из жизни, спорта,
литературы и кино. Личное отношение и опыт учеников с наставниками.
Практика. Творческое групповое задание: нарисовать образ наставника, выделить
основные качества и компетенции и презентовать коллективу.
4. Эмоциональный интеллект
Теория. Раскрытие понятия «эмоциональный интеллект». Самопознание: умение
понимать свои эмоции. Какие есть эмоции и как они влияют на нас. Методы управления
своих эмоций. Почему важно понимать эмоции другого человека и как это помогает
выстроить успешную коммуникацию. Конкретные примеры из жизни, когда
эмоциональный интеллект помогает справиться с конфликтной ситуацией.

9

Практика. Упражнение на самосознание: записывать свои ощущения и эмоции за день.
Упражнение на управление собой: дыхательные практики для успокоения. Упражнение
на эмпатию: ролевые игры, где нужно понять чувства другого человека.
5. Психология младшего школьника
Теория. Особенности когнитивного развития: способности к абстрактному мышлению
находятся в стадии формирования; дети часто визуально обучаемы. Социальное
развитие: роли и значимость дружбы и групповой динамики; влияние семьи и
окружения. Эмоциональное развитие: Выражение и управление эмоциями;
необходимость в поддержке и признании. Методы обучения: использование игровых
методов; привлечение внимания через яркие и наглядные материалы; Создание
положительного и поддерживающего учебного пространства: поддержка и поощрение;
индивидуальный подход к каждому ученику. Простота и ясность речи: использование
простого и понятного языка; повторение ключевых моментов для уверенности в
понимании. Эмпатия и внимание: внимательное выслушивание; сопереживание и
понимание эмоционального состояния.
Практика. Разбор кейсовых ситуации, которые могут возникнуть в процессе общения с
младшими школьниками.
6. Структура, смыслы, ценности программы «Орлята России»
Теория. Треки программы «Орлята России». Обзор программы. Структура программы.
Основные смыслы и ценности, которые заложены в программу.
Практика. Игры на командообразование.
7. Роль старшеклассника-наставника в программе «Орлята России»
Теория. Как старшеклассник-наставник может помочь учителю начальных классов в
реализации программы «Орлята России»: организация коллективно творческой
деятельности; соорганизация командных игр; проведение мастер-классов; подготовка
раздаточного материала для занятия; реализация собственных инициатив.
Практика. Регистрация на сайте https://orlyatarussia.ru в роли наставника. Прикрепление
к конкретному классу в образовательном учреждении.
8. Итоговое занятие
Итоговый тест. Самопрезентация «Я – наставник».
1.3.5 Модуль «Треки программы «Орлята России»
В рамках изучения данного модуля обучающиеся познакомятся с семью треками
программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России»: «Орлёнок-Эрудит», «Орлёнок – Доброволец», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок –
Спортсмен», «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти». Обучающиеся получат практические навыки реализации треков
«Орлята России» через систему наставничества; усовершенствуют навыки коммуникации
и саморегуляции; сформируют умения организовывать занятие и проводить его в
соответствии со сценарным планом; научатся эффективной самопрезентации и
преодоления психологических барьеров в общении с младшими школьниками;
сформируют лидерскую позицию по отношению к младшим школьникам.
Образовательные задачи модуля:




Формировать навык создания интеллектуальных игр и викторин для младших
школьников, направленных на расширение кругозора;
Формировать навык представления информации в игровой форме;
Способствовать развитию эмпатии через добровольческую деятельность;
10











Формировать навыки проектного управления и умения работать в команде для
достижения общих целей;
Познакомить с принципами и методами организации коллективно-творческих
дел;
Сформировать умения и навыки по выявлению и развитию лидерских
способностей, активизации качеств, необходимых для успешной деятельности
по руководству и организации коллектива сверстников;
Сформировать навыки и умения организации спортивных мероприятий,
эстафет, физминуток;
Объяснить смысл экологических акций и инициатив и сформировать навык
самостоятельной организации их;
Стимулировать интерес к изучению истории и культуры России, Родного края,
своей семьи;
Совершенствовать навыки коммуникации, саморегуляции и преодоления
психологических барьеров в общении с младшими школьниками;
Учить эффективной самопрезентации и умению организовывать и проводить
занятия в соответствии со сценарным планом;
Формировать критическое мышление и навыки разрешения конфликтов.

1.3.6 Учебный план модуля «Треки программы «Орлята России»
№

Темы занятий

Количество часов
теория
практика всего

Вводное занятие.
Треки программы
«Орлята России»
Трек «Орленок –
Эрудит»

1

3

4

4

8

12

3

Трек «Орленок –
Доброволец»

4

8

12

4

Трек «Орленок –
Мастер»

4

8

12

5

Трек «Орленок –
Спортсмен»

4

8

12

6

Трек «Орленок –
Эколог»

4

8

12

7

Трек «Орленок –
Лидер»

4

8

12

1

2

11

Форма
диагностики,
аттестации
Игра, тест
Защита сценария и
презентация
итогового события
трека
Защита проекта
добровольческой
акции
Защита сценария и
презентация
итогового события
трека
Защита сценария и
презентация
итогового события
трека
Защита сценария и
презентация
итогового события
трека
Защита сценария и
презентация
итогового события
трека

8

9

Трек «Орленок –
Хранитель
исторической
памяти»
Итоговое занятие

4

Итого

29

8

12

4

4

63

92

Защита сценария и
презентация
итогового события
трека
Портфолио
наставника

1.3.7 Содержание модуля «Треки программы «Орлята России»
1. Вводное занятие. Треки программы «Орлята России»
Теория. Знакомство с содержанием треков программы. Техника безопасности.
Практика. Методика работы с группой: игры на сплочение коллектива, снятие
эмоционального напряжения, мотивацию к сотрудничеству.
Форма
контроля.
Тест
«Коммуникативно-организаторские
способности»
(Орешкина Н. Г)
2. Трек «Орлёнок-Эрудит».
Теория. Разбор понятия – эрудит. Виды интеллектуальных игр. Индивидуальные и
командные интеллектуальные игры. Как провести интеллектуальную командную игру,
техника подготовки.
Практика: Разработка и подбор интеллектуальных игр по треку. Проведение
интеллектуальных игр. Изучение основ работы с онлайн платформами «Learning.aps» и
онлайн «Test.pad». Разработка сценария итогового события трека.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Эрудит» (у
каждого обучающегося).
3. Трек «Орлёнок-Доброволец».
Теория. Понятие добровольчество и волонтерство. Зачем заниматься добровольчеством.
Знакомство с функционалом сайта Добро.ру и основными волонтёрскими городскими
мероприятиями. Как организовать добровольческую акцию в образовательной
организации.
Практика. Направления добровольчества. Регистрация на сайте Добро.ру. Планирование
и разработка добровольческой акции в образовательной организации.
Форма контроля. Защита проекта добровольческой акции.
4. Трек «Орлёнок-Мастер».
Теория. Понятие «мастер», «мастерство». Виды искусства. «Россия - мастеровая». Виды
профессий. Какие профессии интересуют обучающихся?
Практика. Подбор и разработка профориентационных онлайн мини-игр для младших
школьников. Мастер-класс «Кошкин Двор», мастер-класс «Ёлочная игрушка», разработка
и организация театральной миниатюры.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Мастер» (у
каждого обучающегося).
5. Трек «Орлёнок-Спортсмен».
Теория. Кто такой спортсмен? Понятие «здоровый образ жизни». Теоретические аспекты
необходимости подвижных игр и физкультминуток для младших школьников.
Практика. Подбор и проведение подвижных игр и физкультминуток для младших
школьников. Разработка материалов по агитации за здоровый образ жизни для младших
школьников.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Спортсмен»
(у каждого обучающегося).
6. Трек «Орлёнок – Эколог».

12

Теория. Разработка онлайн-игр для детей по экологической тематике. Изучение методик,
методов, средств и технологий разработки онлайн мини-игр с учётом возрастных
особенностей младших школьников. Сортировка отходов.
Практика: Подготовка и проведение экологических мини-уроков. Разработка онлайн
мини-игр на экологическую тематику с учётом возрастных особенностей детей.
Организация акции по сортировки отходов.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Эколог» (у
каждого обучающегося).
7. Трек «Орлёнок –Лидер».
Теория. Анкетирование. Теория лидерства, типы и стили лидерства. Лидер и команда.
Портрет лидера.
Практика. Подбор и проведение игр на командообразование для младших школьников.
Организация и проведение встречи с «лидером» в образовательной организации.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Лидер» (у
каждого обучающегося).
8. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Теория. Традиции, история и культура России, родного края, семьи. «Я – хранитель
традиций своей семьи». «Мы (коллектив/класс) – хранители наших достижений», «Я/мы –
хранители исторической памяти нашей страны».
Практика. Создание «Альбома памяти». Поиск интересных фактов о городе Шахты.
Разработка викторины. Подготовка к празднованию Дня Победы.
Форма контроля. Защита и презентация итогового события трека «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти» (у каждого обучающегося).
3.Итоговое занятие
Разработка сценария для проведения занятия или игры по одному из треков. Деловые и
ролевые игры для отработки навыка публичного выступления.
1.3.8 Модуль «Содружество Орлят России»
В рамках изучения данного модуля обучающиеся разработают программу для летнего
пришкольного лагеря с использованием различных форм организации и проведения
мероприятий; будут совершенствовать навыки самопрезентации при работе с
разновозрастной аудиторией, а также навыки бесконфликтного общения и управления
коллективом.
Образовательные задачи модуля:








Формировать навык создания программы для летнего пришкольного лагеря
учитывая возрастные особенности;
Учить проводить мастер-классы;
Совершенствовать навык ораторского искусства и владения аудиторией;
Формировать универсальные учебные действия, определяющие способность
личности к обучению, сотрудничеству, креативности, освоению и
преобразованию творческого пространства;
Учить способам организации коллективной творческой деятельности;
Формировать компетенции по созданию социально-значимых творческих
проектов и досуговых программ;
Сформировать
коммуникативные
компетенции,
умения
и
навыки
межличностного общения.
1.3.9 Учебный план модуля «Содружество Орлят России»
13

№

Темы занятий

1

Вводное занятие
«Содружество Орлят
России»
Тематика смены в
пришкольном лагере
Отрядный уголок
Копилка наставника
Итоговое занятие

2
3
4
5
6

Подведение итогов
реализации
программы
Итого

Количество часов
теория
практика всего
1

3

4

Форма
диагностики,
аттестации
Игра

1

3

4

Опрос

1
1

3
3
2

4
4
2

2

2

Творческая работа
Решение кейсов
Защита и
презентация
Защита портфолио
наставника

16

20

4

1.3.10 Содержание модуля «Содружество Орлят России»
1. Вводное занятие «Содружество Орлят России»
Теория. Знакомство с целями и задачами модуля. Техника безопасности.
Практика. Игры на сплочение и командообразование коллектива.
2. Тематика смены в пришкольном лагере
Теория. Обзор тематик на основе методических рекомендаций ВДЦ «Орлёнок». Разбор
типовых программ для пришкольного лагеря.
Практика. Создание план-сетки для пришкольного лагеря.
3. Отрядный уголок
Теория. Отрядный уголок: тематика смены, девиз, речевка, экран настроения, традиции
отряда, правила отряда, легенды. Материально-техническая база для проведения смены в
пришкольном лагере.
Практика. Создание отрядного уголка.
4. Копилка наставника
Теория. Повторение пройденного материала. Обзор лучших кейсов и практик.
Практика. Подбор и презентация игр, легенд, музыки, реквизита для смены в
пришкольном лагере.
5. Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов модуля «Содружество Орлят России».
Практика. Защита и презентация портфолио и программы для летнего пришкольного
лагеря.
6. Подведение итогов реализации программы
Защита портфолио наставника.
14

1.4 ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом общеразвивающей программы является формирование предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты:








знать содержание треков программы «Орлята России»;
знать и применять практические способы реализации треков по программе «Орлята
России»;
знать методику организации коллективно-творческих дел;
знать задачи, которые должен выполнять старшеклассник-наставник в программе
«Орлята России»;
уметь писать сценарии, разрабатывать презентации, создавать игры на различные
тематики, организовывать и проводить встречи/мастер-классы с интересными
спикерами, организовывать акции различных форматов.
знать принципы и техники эффективной коммуникации;
уметь анализировать и решать возникающие конфликтные ситуации в детском
коллективе.

Метапредметные результаты:






применять оптимальные и эффективные стратегии работы с младшими
школьниками в зависимости от содержания трека, использовать навыки
саморегуляции;
знать и использовать разные формы организации и проведения мероприятий;
уметь работать в команде, распределяя роли и обязанности среди участников;
уметь планировать и организовывать временя для выполнения задач и проектов;
уметь адаптироваться к изменениям в среде и работать в условиях
многозадачности.

Личностные результаты:





владеть навыками самопрезентации при работе с разновозрастной аудиторией;
владеть техниками бесконфликтного общения, знать разные стили управления
коллективом;
владеть навыками социальной ответственности за свои действия и последствия,
которые они могут вызвать;
быть уверенными в себе и своих педагогических навыках при взаимодействии с
детьми и взрослыми;

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график вынесен в приложение №1
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Для организации и осуществления образовательно-воспитательного
необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
15

процесса
















помещение для занятий, оборудованное шкафом для хранения пособий, игр и
методического фонда;
столы и стулья;
магнитно-маркерная доска и магниты для неё;
маркеры;
гелевые ручки;
простые и цветные карандаши;
ножницы;
бумага – А4;
качественное освещение;
персональный компьютер;
аудиосистема (колонки);
мультимедийная система: проектор и экран;
выход в Интернет;
блокнот и ручка для каждого обучающегося.
2.2.2

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим практику
работы по программе развития социальной активности обучающихся начальных
классов «Орлята России», прошедшим курсы в ФГБОУ «Всероссийский детский центр
«Орлёнок» по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации учителей начальных классов по подготовке к реализации программы
«Орлята России».
2.3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой
темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий,
инфографик, презентаций и видеоматериалов по теме.
Практический: индивидуальное и совместное выполнение учащимися
определенных заданий по изучаемым темам (разработка интеллектуальных игр, акций на
различные тематики, составление сценария к мероприятию, разработка презентаций и
др.);
Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную
жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход;
Интерактивный: отражение мнения учащихся и их самоопределение в различных
формах работы − дискуссиях и диспутах, тренингах, деловых играх, КТД.
Технологии:
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые
знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения
жизненных задач.
Технология
коллективного
взаимообучения
(«организованный
диалог»,
«сочетательный диалог», «коллективный способ обучения» (КСО), «работа учащихся в
16

парах сменного состава») позволяет плодотворно
самостоятельность и коммуникативные умения.

развивать

у

обучаемых

Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД является
основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и
организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим
социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающем
жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в
совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской
деятельности».
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к
деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному
сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию
решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает
воображение.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием
снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии
активизируют
творческий
потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний;
формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее то, что нужно для
принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
2.4

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ

Формы и методы контроля —инструменты и стратегии, используемые в
образовательном процессе для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, а также
для оценки эффективности педагогической деятельности. Цель форм и методов контроля в
образовательном процессе многогранна и охватывает несколько ключевых аспектов. Они
направлены не только на оценку знаний учащихся, но и на оптимизацию всего учебного
процесса. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. итоговый контроль (май).
Виды контроля
Время
проведения
В начале
учебного года
В течение
всего
учебного года

Цель проведения

Форма контроля

Вводный контроль
Определение уровня развития
Беседа, опрос, анкетирование,
детей, их творческих способностей тестирование, собеседование
Текущий контроль
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
обучающимися учебного материала опрос (в виде контрольных
(по модулям). Определение
вопросов на теоретических и
готовности к усвоению нового
практических занятиях, в виде
материала. Выявление детей,
тематических викторин и игр по
отстающих и опережающих
отдельным темам), контрольное
17

обучение. Подбор наиболее
занятие, творческие конкурсы,
эффективных методов и средств
игровые методы, анализ
обучения.
творческих работ обучающихся
Итоговый контроль
По итогам
Определение изменения уровня
Контрольное занятие. Защита
года
развития детей, их творческих
творческих работ. Защита
способностей. Определение
Портфолио наставника.
результатов обучения. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы.
Обучающимся, успешно прошедшим годовой курс обучения по программе и
прошедшим итоговую аттестацию выдается «Свидетельство о дополнительном
образовании». Итоговая аттестация обучающихся рассматривается как неотъемлемая часть
образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную
результативность совместной деятельности.
2.5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Вводная диагностика «Выявление организаторских способностей подростка»
Инструкция: определи уровень своих организаторских способностей, т. е. умения активно
влиять на людей. Ответь на вопросы быстро, не задумываясь. Ответы должны быть
утвердительными ("Да") или отрицательными ("Нет"). Отвечая, постарайся
воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
Вопросы:
1. Часто ли тебе удается склонить большинство товарищей на свою сторону?
2. Хорошо ли ты ориентируешься в критической ситуации?
3. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?
4. Легко ли ты отступаешь от своих намерений, если возникают помехи в их
осуществлении?
5. Любишь ли ты придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
6. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить
сегодня?
7. Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим
мнением?
8. Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли в решении важных дел ты проявляешь инициативу?
10. Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой обстановке?
11. Возникает ли у тебя раздражение, если не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
13. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы
твоих товарищей?
14. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
18

15. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не
было сразу принято твоими товарищами?
17. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
18. Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли ты оказываешься в центре внимания?
20. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в обществе большой группы
своих товарищей?
Ключ: ответив на вопросы, посчитай сумму набранных баллов. Каждый утвердительный
ответ на нечетные вопросы и отрицательный ответ на четные оценивается в 1 балл.
Результат: 15 баллов и более свидетельствуют о высоком уровне организаторских
способностей; 13–14 баллов – о среднем; менее 13 баллов – о низком.
Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект)
показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны
эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению;
отношение к жизни и поиски гармонии.
Уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже
более чем классический IQ способствует успеху и психическому и физическому
благополучию человека.
Инструкция.
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные
стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот
столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень
Вашего согласия с высказыванием.
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
Тестовый материал (вопросы):
№ Высказывания
п/п
1
Для меня как отрицательные, так и
положительные эмоции
служат источником знания о том, как поступать в
жизни.
2
Отрицательные эмоции помогают мне понять, что
19

Балл (степень согласия)
-3
-2
-1
+1 +2

+3

3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

я должен изменить в моей жизни.
Я спокоен, когда испытываю давление со
стороны.
Я способен наблюдать изменение своих чувств.
Когда необходимо, я могу быть спокойным и
сосредоточенным, чтобы действовать в
соответствии с запросами жизни.
Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий
спектр положительных эмоций, такие, как
веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
Я слежу за тем, как я себя чувствую.
После того, как что-то расстроило меня, я могу
легко совладать со своими чувствами.
Я способен выслушивать проблемы других
людей.
Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
Я чувствителен к эмоциональным потребностям
других.
Я могу действовать успокаивающе на других
людей.
Я могу заставить себя снова и снова встать перед
лицом препятствия.
Я стараюсь подходить творчески к жизненным
проблемам.
Я адекватно реагирую на настроения, побуждения
и желания других людей.
Я могу легко входить в состояние спокойствия,
готовности и сосредоточенности.
Когда позволяет время, я обращаюсь к своим
негативным чувствам и разбираюсь, в чем
проблема.
Я способен быстро успокоиться после
неожиданного огорчения.
Знание моих истинных чувств важно для
поддержания «хорошей формы».
Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже
если они не выражены открыто.
Я хорошо могу распознавать эмоции по
выражению лица.
Я могу легко отбросить негативные чувства, когда
необходимо действовать
Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые
указывают на то, в чем другие нуждаются.
Люди считают меня хорошим знатоком
переживаний других людей.
Люди, осознающие свои истинные чувства,
лучше управляют своей жизнью.
Я способен улучшить настроение других людей.
Со мной можно посоветоваться по вопросам
отношений между людьми.
Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
20

Я помогаю другим использовать их побуждения
для достижения личных целей.
30 Я могу легко отключиться от переживания
неприятностей.
Ключ к методике Холла на эмоциональный интеллект.
29







Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Управление эмоциями других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов теста EQ.
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем
больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
Интерпретация.
Уровни эмоционального интеллекта (отдельно по каждой шкале) в соответствии со знаком
результатов:
14 и более — высокий;
8–13 — средний;
7 и менее — низкий.
Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом
доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
70 и более — высокий;
40–69 — средний;
39 и менее — низкий.
1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций, а для этого
постоянное пополнение собственного словаря эмоций.
Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие
осведомлены о своем внутреннем состоянии.
2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная
гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями
3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.
4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему
эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это
умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
5. Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное
состояние других людей.

21

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки. −
М.: Эксмо , 2003 − 318 с
2. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Малоземов А.А. Волонтёрские
программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа жизни
российской молодёжи. Научно-методическое пособие. – Тверь. 2012.
3. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные
проекты системной поддержки молодёжного добровольчества. Научнометодическое пособие. – СПб-Тверь. 2009. 2.
4. Беляков Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр. / Ю.Д.
Беляков – ВДЦ «Орленок», 2020. – 80 с.
5. В помощь активу старшеклассников. Методика выявления лидеров в детском
коллективе. РСМ. − Калуга, 2000
6. Виноградов В. Семейные ценности/В. Виноградов – Улан-Удэ: Из-во «ООО
Республиканская типография» -2021,143с.ил.
7. Карта пунктов сбора вторсырья [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://recyclemap.ru/ (Дата обращения: 12.03.2022).
8. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М.:
Издательство «Педагогика», 1972 – 336 с.
9. Матвеев В.Ф. Октябрята – дружные ребята!: Молодому учителю о работе с
октябрятами. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.
10. Методическое пособие «Как сделать школу «зеленой». Экологические практики в
российских школах: успешные примеры и руководство к действию», Москва 2019
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://erafoundation.ru/assets/Metodichka.pdf
11. Спирина Л.В., Дети, здравствуйте всегда!, ч. 3, ВДЦ «Орленок», 2002 г.
12. Фильм «Урок экологии», режиссёр: Иван Соснин, 2019 год [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://youtu.be/CTWua2vsqWU
13. Чадаев А. Путин. Наши ценности/А. Чадаев – М.: Из-во «Эксма»-2018, 216с.ил.
14. Шмаков С.А Игры обучающихся – феномен культуры. / С.А. Шмаков– Москва,
1994 с. – 240 с.

22

2.9

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

Календарный учебный график
№ п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

23

Кол-во
часов

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».