Раздел 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной
личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно,
разно направлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования детей в том,
что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в
базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору
детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально
значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо
больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая
большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии
индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества
обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу
в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных
замыслов и притязаний. В дополнительном образовании детей познавательная активность
личности выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных
социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых
образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт
конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ
профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и
самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
1.1.1 Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с:
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в
Российской Федерации»
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
2
Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ;
Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в
образовательных организациях; а также, организациях отдыха детей и их
оздоровления»;
Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами,
регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
.1.2 Направленность и вид программы
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы –социально-гуманитарная.
Вид программы – модифицированная.
Программа «Клуб юный навигатор» направлена на социальную адаптацию,
социализацию, профориентацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию
с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах
современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития
коммуникативных, лидерских качеств и социально успешной личности в целом, расширение
«социальной практики», воспитание социальной компетентности и формирование
педагогических и лидерских навыков.
1.1.3 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе при обучении
подростков социально значимым навыкам, которые необходимы в современном в обществе, а
также в формировании умений и знаний, являющихся важными для успешного будущего в
профессиональной, творческой и общественной деятельности человека (компетентность,
ответственность, креативность, нравственность, коммуникабельность и т. д.)
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы «Клуб юный навигатор»
заключается в развитии дополнительного персонального образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству; проектирование мотивирующих
образовательных средств как необходимого условия «социальной ситуации развития»
подрастающих поколений.
Целесообразность программы заключается в ее целостности и непрерывности в
течение всего процесса обучения, и позволяет подростку шаг за шагом раскрывать в себе
творческий потенциал, коммуникативную грамотность, лидерские качества и активную
гражданскую позицию.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы - состоят в воспитании «юного
навигатора» - лидера через удовлетворение взаимосвязанных потребностей формирующейся
личности:
3
- Накопление широкого спектра знаний, навыков, умений для осуществления
разнообразной организаторской деятельности, эмоциональных впечатлений, самостоятельных
суждений, способов проживания различных жизненных ситуаций, умения преодолевать себя,
ориентироваться в ситуации, быть хорошим организатором, быстро решать и находить
контакт c людьми, работать в коллективе и c коллективом, а также быть наставником по
отношению к младшим школьникам и ровесникам;
- Самореализации в деятельности, имеющей личностную и социальную ценность,
работу в малых инициативных группах, подготовку и проведение мероприятий из Единого
календаря образовательных событий, а также творческих фестивалей, марафонов; сбoров
актива детских общественных объединeний, лидеpских конференций.
Программа клуба юных навигаторов дает учащимся организаторские и
коммуникативные навыки, навыки ораторского мастерства, знания в сфере эстетики делового
общения, развивает творческие способности и формирует социально значимые личностные
качества и гибкие навыки (Soft skills).
Характерной oсoбенностью являетcя то, что обучающиеся отрабатывают свoи нaвыки
построения коммуникации и дискуссии, умение упорядочить точки зрения, дoстигать
согласия и находить pешения сложных проблем в гpуппе. Участники пpoгpaммы развивают
организаторские навыки, получают общекультурные знания и умения, полyчaет пoддepжку и
уважeние cверcтников, имеет возможность paсширить свой кpугoзор, овладеть практикой
общественной жизни. Программа оказывaет влияние на формирование личностых
особенностей человека, xaрактeра, миpoвoззpeния, сaмoстoятельности, твoрчествa
пoдpостков, способствует личностному pоcту, еe саморазвитию, формированию гибких
навыков (Soft skills), лидерства, a такжe активного и ответственнoго подхoда к жизни.
1.1.5 Адресат программы
Адресат программы - Программа «Клуб юных навигаторов» рекомендована на
возрастную категорию от 15 до 17 лет. Подростки, которые находятся в данной возрастной
категории, требуют к себе особого внимания. Старший подростковый возраст — это один из
самых сложных этапов в жизни человека на пути к формированию гармонично целостной
личности. Испытывая постоянное напряжение, тревожность, связаннyю с возникающими
внутренними пpотиворечиями в поисках самоидентичности, подросток остро нуждается в
поддержке, помощи и понимании со стороны окружающих. Это время являeтся наиболее
сложным, критическим, нo и нaиболее интеpeсным в процессе стaновления и caморазвития
личности. Очень важно в этот момент помочь подросткам найти ресурс внутри самого себя,
который поможет развить и использовать свои способности, задатки в соответствии c
потребностями, желаниями, целями. Эта задача в полной мере способствует социализации
личноcти, a развитие лидерских способностей и качеств повышает возможности личности, ее
становление и самореализацию.
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень усвоения программы – общекультурный (базовый) уровень.
Базовый уровень предполагает развитие общекультурных, учебно-познавательных,
коммуникативных и личностных компетенции обучающихся, обогащает навыками общения и
приобретения умений совместной деятельности в освоении программы. Данная программа
направлена на развитие индивидуальных творческих способностей и коммуникативных
качеств через изучение теории и практическую лидерскую работу в клубе «Юный навигатор».
4
Срок обучения - по программе составляет 3 года.
Количество детей: 1 года обучения: не менее15 человек
2 года обучения: не менее 12 человек
3 года обучения: не менее 8 человек
Объем программы - 684 часа.
1.1.7 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным
погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых
режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных
образовательных технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных
технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в
сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение
программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенности организации образовательного процесса, обеспечивающие реализацию
программы, заключаются в поддержании доброжелательного психологического климата в
группе, открытом общении, природосообразности и культуросообразности, практической
основе образовательного процесса, гуманизации межличностных отношений, педагогической
поддержке, сочетании индивидуальных и коллективных форм деятельности, воспитывающем
обучении, сотрудничестве и ответственности.
1.1.9 Режим занятий
Занятия 1 года обучения проводятся по 4 часа - 2 раза в неделю, по 2 часа в день - 144 часа в
год.
Занятия 2 года обучения проводятся по 6 часов - 3 раза в неделю, по 2 часа в день - 216 часов
в год.
Занятия 3 года обучения проводятся по 9 часов - 3 раза в неделю, по 3 часа в день - 324 часа в
год.
1.1.10 Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса являются: коллективная работа,
групповые занятия, индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные
занятия.
Занятия могут проводиться по группам, подгруппам, всем составом объединения
одновременно или индивидуально. Основная задача индивидуальных занятий – подготовка
ведущих.
5
Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с
индивидуальным подходом к способностям и возрастным психическим особенностям
каждого учащегося.
1.1.11 Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы являются: итоговое тестирование,
самопрезентация, творческие работы по темам занятий, решение кейсов по темам занятий,
тестирование и анализ, интерактивные беседы, викторины, презентации, тренинги.
1.2 Цели и задачи программы
1.2.1 Цель программы
Цель программы - создание условий для развития у учащихся лидерских,
коммуникативных качеств, ораторского мастерства, организаторских навыков, навыков
социального проектирования, а также создание условий для становления социально-активной
личности подростков, их саморазвития в процессе лидерской подготовки.
1.2.2 Основные задачи программы
Задачи программы:
Образовательные:
Сформировать организаторские, коммуникативные навыки, навыки социального
проектирования;
приобщить к нормам этики делового общения;
обучить ораторскому и актерскому мастерству.
Развивающие:
развивать творческие и интеллектуальные способности;
развивать лидерские качества личности;
развивать навыки командообразования.
Воспитательные:
формировать социально значимые личностные качества и гибкие навыки (Soft skills)
(инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;
умение управлять собственным временем);
способствовать воспитанию коммуникативной, толерантной культуры обучающихся.
6
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1 год обучения
№
п/п
Тема занятий
1. Введение
в
программу
Всего Теория Практика
часов
образовательную
Формы
организации
занятий
Беседа
2
2
2. Лидерство:
2.1. Лидерство: особенности и
теоритические аспекты
36
6
16
6
20
-
2.2. Кто такой лидер? Игры на
выявление лидера
6
2
4
Игры
2.3. Основы тимбилдинга. Игры на
сплочение коллектива
6
2
4
Игры
2.4. Мой темперамент и
особенности моего поведения
6
2
4
Тренинг
2.5. Мой характер. Треннинг на определение 6
ведущих характеристик личности
2
4
Тренинг
2.6. Качества лидера.
Психологический треннинг
6
2
4
Тренинг
3. Коллективное целеполагание:
3.1. Чувства, мысли, поведение людей.
29
2
12
2
17
-
3.2. Как создать коллектив
3.3. Делегирование обязанностей в
коллективе
3
4
-
3
4
Тренинг
Интерактивн
ая беседа
3.4. Типы лидеров
4
4
-
Интерактивная
беседа
3.5. Какой я лидер?
4
3.6. Школа ведущих. Практика сценического 4
искусства. Этюды.
3.7. Проблемные ситуации: как себя вести. 4
2
2
2
2
Тренинг
Мастер- класс
4
Тренинг
3.8. Как преодолеть кризис?
2
2
-
Интерактивная
беседа
3.9. Методы релаксации
2
-
2
Тренинг
30
10
20
4
4
-
4. Развитие навыков эффективной
коммуникации
4.1. Фасилитационные практики.
Вербальное и невербальное общение
7
Интерактивн
ая беседа
Интерактивная
беседа
Интерактивная
беседа
4.2. Навыки невербального общения. Позы,
жесты, мимика.
4
4
-
Интерактивн ая
беседа
4.3. Навыки вербального общения. Приемы
убеждения и аргументации.
2
-
2
Тренинг
4.4. Манипулирование в общении.
4
Методы преодоления манипуляций в
общении.
4.5. Межличностные и групповые конфликты. 4
Методы управления конфликтом.
2
2
Тренинг
-
4
Тренинг
4.6. Уверенное поведение в общении.
4
-
4
Тренинг
4.7. Навыки уверенного реагирования на
критику.
4
-
4
Тренинг
4.8. Дебаты лидеров
4
-
4
Тренинг
24
10
14
5.1. Актерское мастерство лидера
4
2
2
Тренинг
5.2. Речь и ораторское мастерство
2
2
-
Интерактивная
беседа
5.3. Коллективные игры в больших
группах.
4
2
2
Игры
5.4. Интеллектуальные игры.
4
2
2
Игры
5.5. Роль игры в работе лидера.
4
-
4
Игры
5.6. Игровые методы в обучении и
воспитании.
2
-
2
Программа
5.7. Игровой практикум.
4
2
2
Практикум
5. Игровое направление:
6 Конкурсные мероприятия
12
7 Итоговое занятие
3
8 Резервные часы
8
Итого: 144
8
Презентация
50
71
1.3.2 Учебный план 2 года обучения
№
Тема занятий
Всего Теория Практик
часов
а
Формы
проведения
занятий
Вводное занятие: Повторение
материала пройденного на втором
году обучения. Техника
безопасности.
2. Профориентация:
2.1. Тесты на профориентацию. Анализ
тестов
2.2. Атлас новых профессий
2.3. Педагогические профессии. Советник
директора по воспитанию.
2
2
20
4
4
2
16
2
4
6
2
2
2
4
2.4. Игра «Кем я себя вижу? В будущем»
6
-
6
3. Азбука Навигатора:
3.1. Всероссийский проект «Навигаторы
Детства»
26
6
10
2
16
4
3.2. Детские общественные движения:
Российское движение детей и
молодежи «Движение первых»,
«Ученическое самоуправление»,
«Орлята России. Наставники»
3.3. Проекты Росмолодежи
4
2
2
Викторина
4
2
2
Интерактивная
беседа
3.4. Конкурс «Лига вожатых»
3.5 Единый календарь образовательных
событий
3.6. Разработка и построение личной
карьерной стратегии
4
4
1
2
3
2
4
1
3
Презентация
Интерактивная
беседа
Игра
8
4
4
4.1. Психологический анализ жизненного 2
пути и методика выработки жизненных
планов.
4.2. Прояснение ценностно2
мотивационной сферы и ее развитие.
2
-
Интерактивная
беседа
-
2
Тренинг
4.3. Самовоспитание и
достижение жизненных целей.
2
2
-
Интерактивная
беседа
4.4. Развитие уверенности в себе и
коррекция агрессивных
манер поведения.
5. Планирование своей жизни и
будущего:
2
-
2
Тренинг
20
10
10
1
4.
Саморазвитие личности:
9
Беседа
Тестирование и
анализ
Лекция
Интерактивная
беседа
Ролевая игра
Интерактивная
беседа
5.1. Самоопределение.
4
2
2
Интерактивная
беседа
5.2. Гибкие навыки (Soft skills).
.4
2
2
Игры
5.3. Ответственность за свое
будущее.
4
2
2
Конкурсы
5.4. Стратегия успеха моей
жизни.
4
2
2
Игры
5.5. Разработка планов
проведения игр, сценариев для
мероприятий.
6. Ораторское искусство:
4
2
2
Мастер- классы
10
4
6
6.1. История ораторского
искусства.
4
2
2
Интерактивная
беседа
6.2. Основные навыки
выступления.
2
-
2
Игра
6.3. Внешний облик оратора.
2
2
-
Интерактивная
беседа
6.4. Тренинг «Юный оратор».
2
-
2
Тренинг
8
4
4
7.1. Креативность и ее развитие.
2
2
-
Интерактивная
беседа
7.2. Воображение и
выразительность.
4
2
-
Интерактивная
беседа
7.3. Необычное в обычном.
2
-
2
Тренинг
7.4. Наш стиль жизни.
2
-
2
Тренинг
12
4
8
8.1. Фасилитационные практики.
2
-
2
Тренинг
8.2. Навыки невербального
общения.
2
-
2
Тренинг
8.3. Навыки вербального
общения.
2
2
-
Интерактивная
беседа
8.4. Межличностные и групповые
конфликты.
2
-
2
Тренинг
8.5. Уверенное поведение в
общении.
2
-
2
Тренинг
7.
8.
Творчество как стиль жизни:
Развитие навыков эффективной
коммуникации:
10
8.6. Навыки общения со
сверстниками и взрослыми.
2
2
-
9. Лидер и общение:
9.1. Виды общения.
20
6
8
4
12
2
9.2. Игра «Пойми меня».
9.3. Конфликт. Формула
конфликта.
4
4
-
4
4
Игра
Тренинг
9.4. Игра «Дебаты».
9.5. Разные пути общения.
2
4
4
2
-
Игра
Интерактивная
беседа
18
4
4
2
8
2
2
-
10
2
2
2
Тренинг
Тренинг
Игры
10.4. Мозговой штурм.
4
2
2
Игра
10.5. Игры «Принимаю решение»,
«Дебаты».
4
2
2
11. Тренинговые упражнения:
6
-
6
11.1. Упражнения Джеффа.
2
-
2
Тренинг
11.2. Тренинги личностного роста.
2
-
2
Тренинг
11.3. Тренинг«Тактика
переговоров».
2
-
2
Тренинг
12
6
6
12.1. Классификация подвижных
игр.
2
2
-
Интерактивная
беседа
12.2. Правила проведения игр.
2
2
-
Интерактивная
беседа
12.3. Коллективные игры в
больших группах.
2
2
Игры
12.4. Интеллектуальные игры.
2
2
Игры
13. Правовая грамотность:
12
13.1. Права и свободы человека:
сходства и различия.
4
13.2. Я и мои права.
2
10.
10.1.
10.2.
10.3.
Навигатор- практика:
Понятие КТД.
Виды КТД.
Коллективные игры в
больших группах.
ведения
12. Игра –инструмент лидера:
4
11
Интерактивная
беседа
Интерактивная
беседа
8
2
Тренинг
2
Тренинг
13.3. Конвенция о правах ребенка.
2
2
-
Интерактивная
беседа
13.4. Основы трудового
законодательства.
4
-
2
Игра
13.5. Основы гражданского
законодательства.
4
2
13.6. Основы административного
и уголовного законодательства.
4
-
2
12
4
8
14.1. Добро и зло- понятия
толерантности.
2
2
-
Интерактивная
беседа
14.2. Ты и риск.
2
2
-
Интерактивная
беседа
14.3. Гармония отношений между
мальчиком и девочкой.
2
-
2
Тренинг
14.4. Деловая игра «Дебаты».
2
-
2
Игра
14.5. Диалог.
2
-
2
Игра
14.6. Деловая игра «Катастрофа на
воздушном шаре».
2
-
2
Игра
15. Тренинговые упражнения:
6
6
Тренинги и игры «Мне нравится в
6
тебе…», деловая игра «Катастрофа на
воздушном шаре», «Конфликтолог»,
«Эмоциональное состояние», основы
НЛП, «Распределение времени», «Я
смогу!», «Эффективное руководство».
16. Если хочешь быть здоровым:
8
6
14. Школа толерантности:
16.1. Беседы о вреде
4
табакокурения, алкоголя, наркотиков.
Спид-чума 21 века.
16.2. Анонимное тестирование на
4
принадлежность к «группе
риска».
17. Конкурсные мероприятия
8
18. Итоговое занятие
2
19. Резервные часы
6
Итого:
Деловая игра
Тренинг
Тренинги, игры
4
4
4
-
Беседа
-
4
Тестирование
Конкурсы
Презентация
216
74
12
142
1.3.3 Учебный план 3 года обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
1
Вводное занятие: Повторение
материала пройденного на
втором году обучения.
Техника безопасности.
Лидерство:
«Навигатор-лидер» во всех
аспектах.
Элементы организаторской
работы. Игры на выявление
лидера.
Правила руководства.
Игры на сплочение коллектива.
Мой темперамент и особенности
моего поведения.
Характер. Методика «Мой
характер».
Портфолио «Лидеранавигатора».
Диагностика саморазвития и
личностных качеств:
Самооценка.
Тесты ДДЧ, РНЖ.
Тесты Айзенка (типология).
Способность управлять собой.
Конфликтность.
Уровень творческого мышления.
2
2
36
6
16
6
20
-
6
2
4
Интерактивная
беседа
Игры
6
2
4
Игры
6
2
4
Тренинг
6
2
4
Тренинг
6
2
4
Тренинг
42
14
28
6
6
6
6
6
6
2
4
4
4
6
6
6
2
2
3.7. Личностный рост.
4. Развитие навыков
эффективной коммуникации:
4.1. Фасилитационные практики.
Вербальное и невербальное
общение.
4.2. Навыки невербального
общения. Позы, жесты, мимика.
6
32
4
10
2
20
4
4
-
Интерактивная
беседа
4
4
-
Интерактивная
беседа
4.3. Навыки вербального общения.
Приемы убеждения и
аргументации.
4.4. Манипулирование в общении.
Методы преодоления
манипуляций в общении.
4
-
4
Тренинг
4
-
4
Тренинг
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
13
Теория Практика
Формы
проведения
занятий
Беседа
Тренинг
Тесты
Тесты
Ролевые игры
Тренинги
Упражнения
Игра
Тренинг
4.5. Межличностные и групповые
конфликты. Методы управления
конфликтом.
4.6. Уверенное поведение в
общении.
4.7. Навыки уверенного
реагирования на критику.
4
2
2
Тренинг
4
-
4
Тренинг
4
-
4
Тренинг
4.8. Навыки общения с ровесниками
и взрослыми.
4
-
4
Тренинг
Планирование своей
жизни и будущего:
5.1. Цели, задачи планирования.
36
14
22
6
4
2
5.2. Принятие решений.
Ответственность.
5.3. Самоопределение.
6
2
4
6
4
2
5.4. Стратегия успеха моей
жизни.
5.5. Ответственность за свое
будущее.
5.6. Тренинги.
6. Школа толерантности:
6.1. Добро и зло- понятия
толерантности.
6.2. Ты и риск.
6
2
4
Интерактивная
беседа
Игры
6
2
4
Мастер-класс
6
42
6
10
4
6
32
2
Тренинги
6
4
2
6
2
4
Интерактивная
беседа
Интерактивная
беседа
Тренинг
5.
Интерактивная
беседа
Тренинги
6.3. Гармония отношений между
мальчиком и
девочкой.
6.4. Деловая игра «Дебаты».
6.5. Диалог.
6.6. Деловая игра «Катастрофа на
воздушном шаре».
6.7. Интеллектуальные игры.
7. Ораторское искусство:
7.1. История ораторского искусства.
6
6
6
-
6
6
6
Игра
Игра
Игра
6
32
8
16
4
6
16
4
Игры
7.2. Основные навыки выступления.
7.3. Внешний облик оратора.
8
8
4
4
4
4
7.4. Тренинг «Юный оратор».
8. Творчество как стиль жизни:
8.1. Креативность и ее развитие.
8
22
6
4
10
4
4
12
2
8.2. Воображение и
выразительность.
8.3. Необычное в обычном.
8.4. Наш стиль жизни.
9. Правовая грамотность:
6
4
2
4
6
30
14
2
12
4
4
18
Интерактивная
беседа
Игра
Интерактивная
беседа
Тренинг
Интерактивная
беседа
Интерактивная
беседа
Тренинг
Тренинг
9.1. Права и свободы
человека: сходства и различия.
9.2. Я и мои права.
9.3. Конвенция о правах
ребенка.
9.4. Основы трудового
законодательства
9.5. Основы гражданского
законодательства.
9.6. Основы административного и
уголовного законодательства.
10. Тренинговые упражнения
11.
12.
13.
14.
Анонимное тестирование на
принадлежность к «группе
риска».
Конкурсные мероприятия
Итоговое занятие
Резервные часы
Итого:
2
-
2
Тренинг
4
6
6
4
-
6
2
4
Тренинг
Интерактивная
беседа
Игра
6
2
4
Деловая игра
6
2
4
Тренинг
24
-
24
4
-
4
Тренинги,
игры
Тестирование
Конкурсы
Тест
8
2
12
324
104
220
1.3.4 Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Введение в образовательную программу.
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Создание доброжелательной
атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель
общения, лидерство.
Практика: Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе.
Упражнения: «Ассоциация», «Звездный час»
2. Лидерство:
2.1. Лидерство: особенности и теоретические аспекты.
Теория: Лидер, как руководитель, лидер, как организатор, лидер, как наставник.
Практика: Задание «Портрет
социальное проектирование.
лидераруководителя,
организатора,
наставника»,
2.2. Кто такой лидер? Игры на выявление лидера.
Теория: Понятие организаторской работы,
особенности.
кто
такой
организатор,
личностные
Практика: Упражнение «Я-организатор», игра «Дрессировщик»
2.3. Основы тимбилдинга. Игры на сплочение коллектива.
Теория: Определение тимбилдинга.
Основные
личностные особенности руководителя.
правила
Практика: Упражнение «Я - руководитель», игра «Теремок»
2.4. Мой темперамент и особенности моего поведения.
15
руководства,
Теория: Виды темпераментов, их характеристики, особенности проявления.
Практика: Тесты на выявление темперамента.
2.5. Мой характер. Тренинг на определение ведущих характеристик лидера.
Теория: Понятие характера, положительные, отрицательные черты характера. Основные
характеристики.
Практика: Тест «Какой я». Упражнение «Мой характер»
2.6. Качества лидера. Психологический тренинг.
Теория: Основные качества настоящего лидера, как развить и раскрыть эти качества в
себе.
Практика: Упражнение «Я себе нравлюсь…». Игра «Убеди меня»
3.
Коллективное целеполагание:
3.1. Чувства, мысли, поведение людей.
Теория: Формирование у подростков способности различать свои чувства, соотносить их с
мыслями и поведением. Основные понятия: личность, воспитание, чувства, эмоции,
поступок, культура поведения.
Практика: Упражнения: «Дыхание», «Горящая свеча», «Наблюдатель», «Поддержка
нужного состояния», «Настроение».
3.2. Как создать коллектив?
Теория: Формирование
у подростков представлений о коллективе, коллективном труде
Практика: Упражнения: «Тренировка эмоциональной устойчивости»,
«Дрессировка», «Коллективная идея».
3.3. Делегирование обязанностей в коллективе.
Теория: Основные правила делегирования обязанностей, раскрытие потенциала членов
команды.
Практика: Упражнения: «Праздник за час», Упражнение «Что ты можешь?»
3.4. Типы лидеров
Теория: Психологический портрет лидера, типы лидеров и способы их деятельности
3.5. Какой я лидер?
Теория: Определение индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Практика: Упражнения: «1 минута», «Кто кого»
3.6. Школа ведущих. Практика сценического искусства.
Теория: Обучение подростков навыкам сценического искусства. Основные понятия:
дикция, мимика, владение собой, управление эмоциями и телом.
Практика: Упражнения на работу с дикцией, правила поведения ведущих на сцене.
3.7. Проблемные ситуации: как себя вести?
16
Теория: Повышение коммуникативной и социально психологической компетентности
подростков, овладение знаниями и способами эффективного управления и разрешение
проблемных ситуаций, перевода деструктивных отношений в
3.8. Как преодолеть кризис?
Теория: Формирование
у подростков навыков борьбы негативными
проблем с самооценкой и кризисными ситуациями в учебе и общении.
эмоциями,
Практика: Упражнения: диагностический тест «Мой уровень самокритичности»,
Психологическое тестирование на уровень стресса и тревожности.
3.9. Методы релаксации:
Теория: Знакомство подростков с
восстановления эмоционального фона.
основными
методами
релаксации,
Практика: Упражнения: «Ключ», «Солнечный тюльпан».
4. Развитие навыков эффективной коммуникации»:
4.1. Фасилитационные практики. Вербальное и невербальное общение.
Теория: Основные понятия: конструктивное межличностное взаимодействие в процессе
общения, вербальное и невербальное общение, эмпатия, ассертивность, культура общения.
Практика: Упражнения: «Слепой и поводырь», «Захват инициативы в диалоге»,
«Просьба».
4.2. Навыки невербального общения. Позы, жесты, мимика.
Теория: Основные понятия: проблемная ситуация, конструктивные
взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
способы
Практика: Упражнения: «Диалог», «Читаем человека как книгу»,
«Интервью», «По одежке встречают...» Позы, жесты, мимика. «Собеседование при приеме
на работу».
4.3. Навыки вербального общения. Приемы убеждения и аргументации.
Практика: Упражнения: «Объявление», «Остров», «Открытие фирмы».
4.4. Манипулирование в общении. Методы преодоления манипуляций в общении.
Практика: Упражнения: тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», игра
«Откажись», памятка «Способы сказать «нет», «Как распознать манипуляцию?»,
«Рекламные ловушки», «Вредные советы», «Психологическое айкидо».
4.5. Межличностные и групповые конфликты. Методы управления конфликтом.
Практика: Упражнения: «Составляющие конфликта», «Работа с ассоциациями к понятию
«конфликт», «Конфликт невербально».
4.6. Уверенное поведение в общении.
Практика: Упражнение: диагностический тест «Насколько я уверен в себе», «Круг силы»,
«Копилка моих успехов».
4.7. Навыки уверенного реагирования на критику.
17
Теория: Развитие у подростков навыков конструктивного реагирования на критику,
ассертивного поведения. Основные понятия: отношение к критике, конструктивные
способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
Практика: Упражнения: «Предложение и отказ», «Имея дело с проблемами», «Два
руководителя».
4.8. Дебаты лидеров
Практика: Подготовка и защита проектов на выбранные темы, Упражнения: «Проверка на
прочность», «Здравствуй друг, враг».
5. Игровое направление:
5.1. Актёрское мастерство лидера.
Теория: Формирование навыка целеполагания, подходы к выбору профессии. Основные
понятия: личность, потребность, самоактуализация, общество, игра и реальность.
Практика: Упражнения: «Моя цель», «Машина времени», «Животное», «Весенний сад».
5.2. Речь и ораторское мастерство
Теория: Основные правила хорошего оратора, постановка речи, принципы построения
хорошей речи и работы с аудиторией.
Практика: Упражнения «Пересказ», «Снежинка», «Зеркало».
5.3. Коллективные игры в больших группах
Теория: Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель. Практика:
Разучивание коллективных игр «Кавбои», «Лошадка», «Зеркало», «Если весело живётся»,
«Модные движения» и т. д.
5.4. Интеллектуальные игры.
Практика: Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор»,
«Презентация проекта».
5.5. Роль игры в работе лидера.
Теория: Основы организаторской деятельности, формы руководства.
Практика:
Игры на
сотрудничество
и
коммуникацию.
Тренинги
«Инопланетяне», «Сердце», «Гонка за лидером», «Остров»
5.6. Игровые методы в обучении и воспитании.
Теория: Разновидности игровых методик. Характеристика.
Практика: Составление методик для дня рождения семейного праздника. Ярмарка идей.
5.7. Игровой практикум.
Теория: привить основное понятие игротетника, работать над созданием условной базовой
модели игрового поведения подростков.
Практика: Упражнения: «Я-актер», «Я-творец», «Выиграй!»
6.Конкурсные мероприятия:
Подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня
18
7.Итоговое занятие:
Подведение итогов курса обучающихся по программе «Лидер». Самопрезентация
обучающихся, защита портфолио.
8.Резервные часы:
Индивидуальная и групповая работа с одаренными подростками.
1.3.5 Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Вводное занятие.
Повторение материала
безопасности.
пройденного на
втором
году
обучения.
Техника
2. Профориентация
2.1. Тесты на профориентацию. Анализ тестов.
Теория: Виды тестов на профориентацию. Познание себя. Как правильно
проанализировать результаты теста.
Практика: Написание тестирований.
2.2. Атлас новых профессий
Теория: Обзор сайта «Атлас новых профессий». Профессии будущего.
Практика: Работа на сайте «Атлас новых профессий». Упражнение «Моя будущая
профессия»
2.3. Педагогические профессии. Советник директора по воспитанию.
Теория: Обзор педагогических профессий. Кто такой «советник»? Советник директора по
воспитанию в «моей школе».
Практика: Мозговой штурм «Чем я могу помочь советнику в школе». Игра «Мои
компетенции».
2.4. Игра «Кем я себя вижу в будущем?»
Практика: Игра «Кем я себя вижу в будущем?», решение кейсов.
3. «Азбука Навигатора»:
3.1. Всероссийский проект «Навигаторы детства»
Теория: Основные цели и задачи Всероссийского проекта «Навигаторы детства».
Практика: Создание школьного клуба «Юный навигатор».
3.2. Детские общественные движения: Российское движение детей и молодежи
«Движение первых», «Ученическое самоуправление», «Орлята России. Наставники»
Теория: Правовые основы деятельности общественных движений, основные понятия
детского и молодежного общественного движения, различия между общественным
объединением, органом ученического самоуправления и образовательным объединением.
Практика: Встречи с активами детских школьных объединений города.
3.3. Проекты РДДМ «Движение первых» и Росмолодежи.
19
Теория: Обзор проектов и сайтов: РДДМ «Движение первых», «Большая перемена», УСУ,
«Больше, чем путешествие», «Росмолодежь», «Твой Ход», «Другое Дело».
Практика: Регистрация на сайте и подача заявок на участие в проектах.
3.4. Конкурс «Лига вожатых».
Теория: Цели и задачи проекта, конкурса «Лига вожатых».
Практика: Регистрация на сайте вожатый. рф, работа на сайте.
3.5. Единый календарь образовательных событий
Теория: Знакомство с единым календарем образовательных событий на текущий учебный
год.
Практика: Мозговой штурм «Формат проведения ближайших памятных дат».
3.5. Разработка и построение личной карьерной стратегии
Теория: Разбор понятия «личная карьерная стратегия». Обзор инструментов для постоения
карьерной стратегии.
Практика: Построение личной карьерной стратегии каждым обучающимся.
4. Саморазвитие личности:
4.1. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных
планов.
Теория: Определение последовательности достижения цели. Знание основных понятий:
Жизненный план. Планирование.
Практика: Тест «Оцените свою жизненную ситуацию». Упражнения
«Идеальная модель», «Три года», «Разработка жизненного личного плана».
4.2. Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.
Теория: Жизненные и профессиональные ценности. Подходы к классификации
социальных ценностей. Потребности по Маслоу. Знание основных терминов: Ценности.
Мотивация. Субличность. Потребности. Характер. Темперамент.
Практика: Тест «Методика Рокича». Упражнения «Круг субличностей», «Диалог
субличностей», «Психодрама субличностей».
4.3. Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Теория: Принцип выполнения творческой работы «Составление
путеводителя жизни». Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание,
направленность личности, самооценка.
Практика: Тест «Я - концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка»,
«Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».
4.4. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.
Теория: Сильные стороны личности. Положительная самооценка. Агрессия.
Виды агрессии, ее причины. Тест «Незаконченные предложения».
20
Практика: Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны»,
«Список претензий», «Мои слабые стороны», «Враги», «Уверенность в себе». Игры «Без
маски», «Чемодан».
5. Планирование своей жизни и будущего:
5.1. Самоопределение.
Теория: Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое,
психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.
Практика: Упражнения: «Лотерея», Проект «2000 дней».
5.2. Гибкие навыки (Soft skills).
Теория: Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.
Рефлексия. Формирование навыков в планировании своей жизни.
Практика: Упражнения: «Я в будущем», «Мой день».
5.3. Ответственность за свое будущее.
Теория: Формирование навыков экологии мышления, уверенного поведения, основанного
на учете своих достижений, признания в каждом человеке его уникальности. Основные
понятия: личность, воспитание, экология мышления, толерантность, эмпатия, культура
общения.
Практика: Упражнения: «Целое или часть», «Я хочу изменить свою жизнь, потому что...»,
дискуссия «Возможно ли себя изменить?».
5.4. Стратегия успеха моей жизни.
Теория: Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать
стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия:
индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.
Практика: Конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни».
5.5. Правила принятия качественных решений. Теория пинятие качественных
решений.
Практика: Тренинги: «Клубок ниток», «Космическое приключение», «Серд- це Донора».
6. Ораторское искусство:
6.1. История ораторского искусства.
Теория: Историческая справка. Развитие риторики в России.
6.2. Основные навыки выступления.
Теория: Устная и письменная речь. Метод коротких предложений. Работа с аудиторией.
Жестикуляция.
Практика: Самостоятельная подготовка материала. Выступление.
6.3. Внешний облик оратора, голос, интонация.
Теория: Как должен выглядеть выступающий. Манеры. Выражение лица.
Контакт со слушателями. Жесты и их назначение. Голос. Темп.
Практика: Применение теоретических знаний на практике.
6.4. Тренинг «Юный оратор!».
Практика: Проигрывание тренинга «Юный оратор!».
6.5. Понятие. Цели, задачи, этапы планирования.
Теория: Понятие. Этапы планирования. Этапы реализации. Методы и приёмы.
Практика: Работа в команде. Составление календаря. Тренинг
«Планирование собственной жизни!»
7. Творчество как стиль жизни:
21
7.1. Креативность и ее развитие.
Теория: Понятие, значение творчества в современной жизни, пути развития.
Практика: Упражнение «Скрепки», «Любопытный».
7.2. Воображение и выразительность.
Теория: Понятие, различия, развитие.
Практика: Упражнение «Что делает буква», «4 буквы», «Мое отражение».
7.3. Необычное в обычном.
Теория: Легко ли увидеть необычное в самых обычных вещах. Взгляд на вещи с другой
стороны.
Практика: Упражнение «Странные отгадки». Игры «Ошибка», «Кругом во- да».
7.4. Наш стиль жизни
Теория: Понятие личностного роста, саморазвития.
Практика: Упражнение «Шведский стол». Упражнение «Рыбалка», «4 возраста».
8. Развитие навыков эффективной коммуникации:
8.1. Фасилитационные практики.
Теория: Основные понятия: конструктивное межличностное взаимодействие в процессе
общения, вербальное и невербальное общение, эмпатия, ассертивность, культура общения.
Практика: Упражнения: «Слепой и поводырь», «Захват инициативы в диалоге»,
«Просьба».
8.2. Навыки невербального общения.
Теория: Позы, жесты, мимика.
Практика: Упражнения: «Зеркало», «Поступь профессионала»,
«Собеседование при приеме на работу»
8.3. Навыки вербального общения.
Теория: Приемы убеждения и аргументы. Манипулирование в общении.
Методы преодоления манипуляций в общении.
Практика: Упражнения: тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», игра
«Откажись», памятка «Способы сказать «нет», «Как распознать манипуляцию?»,
«Рекламные ловушки», «Вредные советы»,
«Психологическое айкидо».
8.4. Межличностные и групповые конфликты.
Теория: Методы управления конфликтом.
Практика: Упражнения: «Составляющие конфликта», «Работа с ассоциациями к понятию
«конфликт», «Конфликт невербально».
8.5. Уверенное поведение в общении.
Практика: Упражнение: диагностический тест «Насколько я уверен в себе»,
«Круг силы», «Копилка моих успехов».
8.6. Навыки уверенного реагирования на критику.
Теория: Развитие у подростков навыков конструктивного реагирования на критику,
ассертивного поведения. Основные понятия: отношение к критике, конструктивные
способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
Практика: Упражнения: «Предложение и отказ», «Имея дело с проблемами», «Два
руководителя».
22
8.7. Навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Практика: Упражнения «Проверка на прочность», «Здравствуй друг, враг» опросчик
«Общаемся с соседями».
9. Лидер – общение:
9.1. Понятие «общение».
Теория: Виды общения. Упражнения «Проверка на прочность», «Здравствуй друг, враг,
опросчик», «Общаемся с соседями».
9.2. Игра «Пойми меня».
Теория: Игра «Пойми меня».
Практика: Разучивание и проигрывание игры.
9.3. Конфликтные ситуации. Деловая этика. Конфликт. Пути выхода из него.
Теория: Понятие конфликта, его составляющие и виды.
Практика:
Упражнения «Составляющие
конфликта», «Работа
ассоциациями к понятию «конфликт», «Конфликт невербально».
с
9.4. Игра «Дебаты».
Практика: Разучивание и проигрывание игры.
9.5. Разные пути общения.
Практика: Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование
идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки
мысли. Бесконфликтное
общение.
Практика: Упражнения,
эффективного общения.
направленные
на
овладение
способами
10. Навигатор-практика:
10.1. Понятие КТД.
Теория: Что такое КТД: стадии, виды, формы. Организация и проведение коллективнотворческих дел. Техника проведения мозгового штурма.
Практика: Техника создания сценария КТД. Игра «Принимаю решение».
10.2. Виды КТД.
Теория: Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые,
познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Практика: Разработка КТД.
10.3. Коллективные игры в больших группах.
Теория: Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.
Практика: Разучивание коллективных игр «Кавбои», «Лошадка», «Зеркало»,
«Если весело живётся», «Модные движения» и т. д.
10.4. Мозговой штурм.
23
Теория: Техника проведения мозгового штурма. Практика: Игра «Ковер идей»
10.5. Игра «Принимаю решение».
Практика: Разучивание и проигрывание игр.
11. Тренинговые упражнения:
11.1. Упражнения Джеффа.
Практика: Разучивание и проигрывание упражнения.
11.2. Тренинги личностного роста.
Практика: Тренинги: «Сердце Донора», «Катастрофа в пустыне», «Вавилонская башня».
11.3. Тренинг «Тактика ведения переговоров».
Практика: Тренинг «Дебаты».
12. Игра- инструмент лидера:
12.1. Классификация подвижных игр.
Теория: Проведение подвижных и малоподвижных игр.
Практика: Проведения жеребьевки. Характеристика сюжетно-ролевых программ,
основные виды. Композиционное построение игрового действия, художественное
оформление сюжетно- ролевых программ. Игровые театрализованные конкурсы и их
виды. Краткая характеристика особенностей игрового общения. Роль ведущего в
организации игрового действия.
Практика: Разучивание игр, проводимых с эстрады. Разработка сценариев и игровых
сюжетных программ. Выступление в роли ведущих (соведущих) мероприятий.
12.2. Правила проведения игр.
Теория: Основные правила проведения игровых программ. Разновидности игр
(развивающие, познавательные, подвижные, групповые и т. п.)
Практика: «Восстанови порядок», «Кто лишний», «Боулинг».
12.3. Коллективные игры в больших группах.
Теория: Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.
Практика: Разучивание коллективных игр «Кавбои», «Лошадка», «Зеркало»,
«Если весело живётся», «Модные движения» и т. д.
12.4. Интеллектуальные игры.
Практика: Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор»,
«Презентация проекта».
13. Правовая грамотность:
13.1. Права и свободы человека: сходства и различия.
Теория: Классификация прав человека. Поколение прав человека. Коллективные и
«солидарные права». Понятие «элективное право». Выборы в Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
24
Практика: Анкетирование на знание основ своих прав и свобод. Деловая игра «Послание
президенту». Игра по Декларации прав человека «Я имею право!»
13.2. Я и мои права.
Теория: Правовая культура, активная гражданская позиция. Позиция человека в
социальном пространстве, гражданские и политические права. Знакомство с законами по
защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право.
Практика: Тренинг «Я в 21 веке»
13.3. Конвенция о правах ребенка
Теория: Изучение Конвенции о правах ребенка.
Практика: Изучение своих прав через игру. Тренинг «Я имею право». Игры
«Слепой, глухой, немой», «Ответственность», «Познай себя».
13.4. Основы трудового законодательства. Деловая игра «Моя будущая профессия».
Теория: Основные понятия: регулирование трудовой деятельности и гражданских прав в
РФ. Трудовой Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ. Практика: Разработка трудового
договора.
13.5. Основы гражданского законодательства.
Теория: Знакомство с основными законами гражданского законодательства.
Практика: Упражнения «Я гражданин», «Имею право».
13.6. Основы административного и уголовного законодательства.
Теория: Основные понятия основы административного и уголовного законодательства в
РФ.
Практика: «Разбойники», «Суд над мышкой».
14. Школа толерантности:
14.1. История возникновения понятия «толерантность»
Теория: Понятие «толерантность». Конфликтное поведение, пути выхода из конфликта.
Конструктивный диалог. 10 правил приятного общения.
Практика: Игра «Мне нравится в тебе…», деловая игра «Катастрофа на воздушном шаре».
15. Тренинговые упражнения:
Практика: Тренинг «Конфликтолог», тренинг «Эмоциональное состояние», основы НЛП,
тренинг «Распределение времени», тренинг «Я смогу!», тренинг «Эффективное
руководство».
16. Если хочешь быть здоров:
Теория: Беседы о вредных привычках, просмотр научных видеофильмов.
Практика: Тренинг «5 рукопожатий», анонимное тестирование на принадлежность к
группе риска.
17. Конкурсные мероприятия:
Подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
25
18. Итоговое занятие:
Практика: Подведение итогов курса обучающихся по программе. Самопрезентация
обучающихся, защита портфолио.
19. Резервные часы:
Индивидуальная и групповая работа с одаренными подростками.
1.3.6 Содержание учебного плана 3 года обучения
1. Вводное занятие:
Повторение материала пройденного на третьем году обучения. Техника безопасности.
2. Лидерство:
2.1. «Навигатор-лидер» во всех аспектах
Теория: Лидер, как руководитель, лидер, как организатор, лидер, как наставник.
Практика: Задание «Портрет
лидераруководителя,
организатора, наставника»,
социальное проектирование.
2.2. Элементы организаторской работы. Игры на выявление лидера.
Теория: Понятие
организаторской
работы,
кто
такой организатор,
личностные особенности.
Практика: Упражнение «Я-организатор», игра «Дрессировщик».
2.3. Правила руководства. Игры на сплочение коллектива
Теория: Основные правила руководства, личностные особенности руководителя.
Практика: Упражнение «Я - руководитель», игра «Теремок»
2.4. Мой темперамент и особенности моего поведения.
Теория: Виды темпераментов, их характеристики, особенности проявления.
Практика: Тесты на выявление темперамента.
2.5. Характер. Методика «Мой характер»
Теория: Понятие характера, положительные, отрицательные черты характера. Основные
характеристики.
Практика: Тест «Какой я». Упражнение «Мой характер»
2.6. Портфолио лидера
Теория: Основные правила составления и оформления портфолио лидера. Практика:
Составление портфолио.
3. Диагностика саморазвития и личностных качеств:
3.1. Самооценка
Теория: Склонность лидеров к соперничеству, сотрудничеству, компромиссу.
Умение избегать конфликтов, способность к адаптации, к каждому члену команды в
процессе совместной деятельности.
Практика: Тренинг «Лидер ли я?»,
3.2. Тесты ДДЧ, РНЖ
Практика: Тест РНЖ. Придумать и нарисовать несуществующее животное.
Тест ДДЧ (Дом, Дерево, Человек). Проектная методика (рисуночный тест).
3.3. Тесты Айзенка (типология).
Практика: Тест Айзенка (типология). Диагностика самооценки по Айценку.
Методика определения темперамента.
3.4. Способность управлять собой
Практика: Ролевые игры «Дискуссия со скрытыми ролями», «Дипломатический прием»,
«Карьера».
26
3.5. Конфликтность
Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Искусство
спора. Что такое конфликт? Основные стили разрешения конфликтов (конкуренция,
уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Анализ ситуаций. Динамика
конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов.
Практика: Тренинг «Как правильно вести себя если вас захватили в заложники?»
3.6. Уровень творческого мышления.
Теория: Ассоциативное мышление. Виды ассоциации. Как развить ассоциативное
мышление.
Практика: Упражнения: «Разгадывание друдлов» (описание картин с многими
интерпретациями), «Составление цепочки ассоциаций», «Необычные ассоциации».
3.7. Личностный рост.
Теория: Определение адекватности, творчества, коммуникабельности, инициативности.
Практика: Упражнения: «Чистка луковицы», «Представление о достигнутом успехе»,
«Планирование будущего».
4. Развитие навыков эффективной коммуникации:
4.1. Фасилитационные практики.
Теория: Основные понятия: конструктивное межличностное взаимодействие в процессе
общения, вербальное и невербальное общение, эмпатия, ассертивность, культура общения.
Практика: Упражнения: «Слепой и поводырь», «Захват инициативы в диалоге»,
«Просьба».
4.2. Навыки невербального общения
Теория: Позы, жесты, мимика.
Практика: Упражнения: «Зеркало», «Поступь
приеме на работу»
профессионала», «Собеседование при
4.3. Навыки вербального общения
Теория: Приемы убеждения и аргументы. Манипулирование в общении. Методы
преодоления манипуляций в общении.
Практика: Упражнения: тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», игра
«Откажись», памятка «Способы сказать «нет», «Как распознать манипуляцию?»,
«Рекламные ловушки», «Вредные советы», «Психологическое айкидо».
4.4. Манипулирование в общении.
Теория: Методы преодоления манипуляций в общении.
Практика: Тренинги.
4.5. Межличностные и групповые конфликты
Теория: Методы управления конфликтом.
Практика: Упражнения: «Составляющие конфликта», «Работа с ассоциациями к понятию
«конфликт», «Конфликт невербально».
4.6. Уверенное поведение в общении
27
Практика: Упражнение: диагностический тест «Насколько я уверен в себе», «Круг силы»,
«Копилка моих успехов».
4.7. Навыки уверенного реагирования на критику
Теория: Развитие у подростков навыков конструктивного реагирования на критику,
ассертивного поведения. Основные понятия: отношение к критике, конструктивные
способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
Практика: Упражнения: «Предложение и отказ», «Имея дело с проблемами», «Два
руководителя».
4.8. Навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Практика: Упражнения «Проверка на прочность», «Здравствуй друг, враг» опросчик
«Общаемся с соседями».
5. Планирование своей жизни и будущего:
5.1. Цели, задачи планирования
Теория: Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её. Рефлексия.
Формирование навыков в планировании своей жизни.
Практика: Упражнения: «Я в будущем», «Мой день». Принятие решений.
5.2. Принятие решений. Ответственность
Теория: Формирование навыков экологии мышления, уверенного поведения, основанного
на учете своих достижений, признания в каждом человеке его уникальности. Основные
понятия: личность, воспитание, экология мышления, толерантность, эмпатия, культура
общения.
Практика: Упражнения: «Целое или часть», «Я хочу изменить свою жизнь, потому что...»,
дискуссия «Возможно ли себя изменить?».
5.3. Самоопределение
Теория: Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое,
психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.
Практика: Упражнения: «Лотерея», «2000 дней».
5.4. Стратегия успеха моей жизни
Теория: Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать
стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия:
индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.
Практика: Конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни».
5.5. Ответственность за свое будущее
Теория: Формирование навыков экологии мышления, уверенного поведения, основанного
на учете своих достижений, признания в каждом человеке
его
уникальности.
Основные
понятия:
личность,
воспитание, экология мышления, толерантность,
эмпатия, культура общения.
Практика: Упражнения: «Целое или часть», «Я хочу изменить свою жизнь, потому что...»,
дискуссия «Возможно ли себя изменить?»
28
5.6. Тренинги:
Практика: Тренинги: «Клубок ниток», «Космическое приключение», «Сердце Донора.
6. Школа толерантности:
6.1. Добро и зло- понятия толерантности
Теория: Конфликтное поведение, пути выхода из конфликта. Конструктивный диалог. 10
правил приятного общения.
Практика: Игра «Мне нравится в тебе…»
6.2. Ты и риск
Теория: Виды общения. Упражнения «Проверка на прочность».
Практика: Опросник «Здравствуй друг, враг», «Общаемся с соседями».
6.3. Гармония отношений между мальчиком и девочкой
Теория: Игра «Пойми меня».
Практика: Разучивание и проигрывание игры.
6.4. Деловая игра «Дебаты»
Практика: Разучивание и проигрывание игры.
6.5. Диалог
Теория: Понятие диалога, его составляющие и виды.
Практика: Разучивание и проигрывание диалога.
6.6. Деловая игра «Катастрофа на воздушном шаре»
Практика: Разучивание и проигрывание игры «На воздушном шаре»
6.7. Интеллектуальные игры
Практика: Игры: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор».
7. Ораторское искусство:
7.1. История ораторского искусства.
Теория: Историческая справка. Развитие риторики в России.
7.2. Основные навыки выступления.
Теория: Устная и письменная речь. Метод коротких предложений. Работа с аудиторией.
Жестикуляция
Практика: Самостоятельная подготовка материала. Выступление.
7.3. Внешний облик оратора, голос, интонация.
Теория: как должен выглядеть выступающий. Манеры. Выражение лица.
Контакт со слушателями. Жесты и их назначение. Голос. Темп.
Практика: Применение теоретических знаний на практике.
29
7.4.
Тренинг «Юный оратор!».
Практика: Проигрывание тренинга «Юный оратор!»
8. Творчество как стиль жизни:
8.1. Креативность и ее развитие
Теория: Понятие, значение творчества в современной жизни, пути развития.
Практика: Упражнение «Скрепки», «Любопытный».
8.2. Воображение и выразительность
Теория: Понятие, различия, развитие.
Практика: Упражнение «Что делает буква», «4 буквы», «Мое отражение».
8.3. Необычное в обычном
Теория: Легко ли увидеть необычное в самых обычных вещах. Взгляд на вещи с другой
стороны.
Практика: Упражнение «Странные отгадки». Игры «Ошибка».
8.4. Наш стиль жизни
Теория: Понятие личностного роста, саморазвития.
Практика: Упражнение «Шведский стол». Упражнение «Рыбалка», «4 возраста».
9. Правовая грамотность:
9.1. Права и свободы человека: сходства и
различия
Теория: Классификация прав человека. Поколение прав человека.
Коллективные и «солидарные права». Понятие «элективное право». Выборы в Российской
Федерации. Конвенция о правах ребенка.
Практика: Анкетирование на знание основ своих прав и свобод. Деловая игра «Послание
президенту». Игра по Декларации прав человека «Я имею право!»
9.2. Я и мои права
Теория: Правовая культура, активная гражданская позиция. Позиция человека в
социальном пространстве, гражданские и политические права.
Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право.
Практика: Тренинг «Я в 21 веке»
9.3. Конвенция о правах ребенка
Теория: Изучение Конвенции о правах ребенка.
Практика: Изучение своих прав через игру. Тренинг «Я имею право». Игры
«Слепой, глухой, немой», «Ответственность», «Познай себя».
9.4. Основы трудового законодательства. Деловая игра «Моя будущая профессия»
Теория: Основные понятия: регулирование трудовой деятельности и гражданских прав в
РФ. Трудовой Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
30
Практика: Разработка трудового договора.
9.5. Основы гражданского законодательства
Теория: Знакомство с основными законами гражданского законодательства.
Практика: Упражнения «Я гражданин», «Имею право».
9.6. Основы административного и уголовного законодательства
Теория: Основные понятия
законодательства в РФ.
основы
административного и
уголовного
Практика: «Разбойники», «Суд над мышкой».
10. Тренинговые упражнения:
Практика: Тренинг «Конфликтолог», тренинг «Эмоциональное состояние», основы НЛП,
тренинг «Распределение времени», тренинг «Я смогу!», тренинг «Эффективное
руководство».
11. Анонимное тестирование на принадлежность к «группе риска».
Практика: Тест.
12. Конкурсные мероприятия
Подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
13. Итоговое занятие: Подведение итогов курса обучающихся по программе
«Лидер». Самопрезентация обучающихся, защита портфолио.
14. Резервные часы
Индивидуальная и групповая работа с одаренными подростками.
1.4 Планируемые результаты
Реализация программы «Клуб Юный Навигатор» — это возможность стать лидером
в избранной сфере деятельности и жизни, а также готовность к созданию собственного
малого социума.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы организаторские, коммуникативные навыки,
навыки социального проектирования
Учащиеся будут проявлять нормы этики делового общения;
Учащиеся овладеют приемами ораторского мастерства.
Метапредметные результаты:
Учащиеся будут проявлять творческие и интеллектуальные способности;
Учащиеся будут проявлять лидерские качества личности;
Учащиеся будут проявлять навыки командообразования.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы социально значимые личностные качества и
гибкие навыки (Soft skills);
31
Учащиеся будут проявлять навыки коммуникативной, толерантной культуры в
общении.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в приложении
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель,
электрические розетки, верхнее освещение, магнитная доска.
Оборудование общего назначения:
-
наличие учебного помещения;
столы – 4 шт.;
стулья – 15 шт.;
шкафы– 2 шт.;
магнитная доска – 1 шт.;
качественное освещение.
Дидактические материалы:
-
презентации;
видеоролики по пропаганде лидерского движения;
разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений.
2.2.2 Кадровое обеспечение
Педагогическая деятельность по реализации программы осуществляется педагогом
дополнительного образования – Специальной Екатериной Владимировной, имеющим
практику работы с детским коллективом, прошедшим курсы в ФГБОУ «Международный
детский центр «Артек», «Деятельность советника директора школы по воспитанию и по
взаимодействию с детскими общественными объединениями
2.3 Методическое обеспечение программы
Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом обучающихся
оказывает решающее влияние на мотивационную среду, способствует формированию у
обучающихся серьезного и заинтересованного отношения к изучению программы.
32
Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой и каждый
последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.
Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий, тренинговых
упражнений, которые воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к
лидерам молодежного объединения.
Методы обучения
Основными методами обучения в программе являются:
-
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
метод контроля и самоконтроля;
стимулирования и мотивации.
Косвенные критерии:
-
создание стабильного коллектива объединения;
заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
развитие чувства ответственности и товарищества, а в итоге - воспитание грамотных
лидеров.
Ведущие педагогические технологии
В реализации программы «Клуб Юный Навигатор» ведущими педагогическими
технологиями выступают:
развивающее обучение
-развивает различные стороны психики человека и его личностные качества: внимание,
память, воображение, умение выделять главное;
-развитие личности - общие умственные способности, которые проявляются не только в
успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими: воля, эстетические, нравственные и
интеллектуальные чувства, познавательные потребности, общая культура;
-развитие целостной личности - как индивидуальности своего познания и своей жизни,
умеющего принимать собственное решение и брать ответственность на себя,
испытывающего потребность в самореализации своих потребностей, склонностей в
творческой деятельности;
технология проблемного обучения
-организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и
развитии мыслительных способностей;
игровая технология
-игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной
деятельности. Педагогическая игра обладает следующими признаками: четко
поставленной целью обучения и соответствующими ее педагогическим результатам,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
33
Типы применяемых игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации. Игровые методики способствуют раскрепощению и творческому развитию
личности. Помогают в более легкой и доступной форме осваивать новые знания, умения,
навыки;
технология групповой творческой деятельности
-в основе технологии -взаимопонимание, организация совместной деятельности, ведущая
к активизации учебно-познавательных процессов, стимулирование творческой
деятельности, развитию креативных способностей, стимулированию поисковой
деятельности.
2.4 Формы контроля и аттестации
Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся являются частью образовательной деятельности. Текущий контроль
успеваемости обучающихся по программе «Клуб Юный Навигатор» осуществляется по
каждой изученной теме без фиксации результатов.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом
контингента обучающихся, уровня обученности обучающихся, содержания учебного
материала, используемых им образовательных технологий и др.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация – определение оценки степени и уровня освоения
обучающимися программы дополнительного образования «Клуб Юный Навигатор» по
итогам учебного года. Формой промежуточной аттестации является тестирование и
анкетирование обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся по программе «Клуб Юный Навигатор»
проводится по завершению полного курса обучения. Сроки проведения: апрель-май.
Форма проведения итоговой аттестации: защита проектов. Для проведения итоговой
аттестации обучающихся формируется аттестационная комиссия. Во время проведения
итоговой аттестации могут присутствовать родители (законные представители).
2.5 Диагностический инструментарий
Для оценки качества работы и результативности деятельности обучающихся
проводится диагностика сформированности предметных знаний и умений после изучения
каждой темы с помощью тестов и опроса (фронтального, индивидуального) и наблюдения
за деятельностью обучающихся.
Образовательные задачи
Задача
Диагностический
инструмент
34
Цель
Сфрормировать организаторские,
коммуникативные навыки,
навыки
социального
проектирования
Тест Л. Михельсона для
Определение уровня
определения уровня
сформированности
коммуникативной
коммуникативных и
компетенции подростков,
организаторских
методика оценки
способностей
коммуникативных и
организаторских способностей
личности (Б.А. Федоришин)
Приобщить к нормам этики
Наблюдение, предметные пробы Определение уровня
делового общения
сформированности
этики делового
общения
Обучить ораторскому мастерству Тест на определение творческих Определение уровня
способностей Х. Зиверта,
ораторского
наблюдение предметные пробы мастерства.
Развивающие задачи
Задача
Диагностический
инструмент
Развивать творческие и
интеллектуальные способности
Анкета «Интеллектуальный
портрет»
Развивать лидерские качества
личности
Тест «Я - лидер» (А.Н.
Лутошкин)
Развивать навыки
командообразования
Предметные пробы, опрос,
тестовые задания
Цель
Определение уровня
творческих и
интеллектуальных
способностей
учащихся
Определение уровня
сформированности
лидерских
способностей
Определение
сформированности
элементарных
знаний по
лидерству
и
командообразованию
Воспитательные задачи
Задача
Диагностический
инструмент
Формировать социально значимые Предметные пробы, опрос,
личностные качества и гибкие
тестовые задания
навыки (Soft skills)
(инициативность,
целеустремленность,
ответственность за себя и
окружающих; умение управлять
собственным временем)
35
Цель
Определение уровня
сформированности
личностных качеств и
гибких навыков
Способствовать воспитанию
коммуникативной, толерантной
культуры обучающихся.
Тест «Коммуникативные и
организаторские склонности»,
предметные пробы, опрос,
тестовые задания
36
Определение уровня
сформированности
коммуникативной и
толерантной
культуры
2.6 Список литературы
1. Аверьянова Т. А. О формировании лидерских качеств. - М.: Вита- Пресс, 2019 г.
2. Анкона Д. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли / Д.
Анкона, Х. Бресман. – М.: Гревцов Паблишер, 2020 г.
3. Бауэр М. Курс на лидрество - / М.: Альпина Паблишер, 2021 г.
4. Максвелл
Д.
Золотые
уроки лидерства/ Джон Максвелл
–
М.: Поппури, 2019 г.
5. Максвелл Д. Лидерство 101/ Джон Максвелл – М.: Поппури, 2020 г.
6. Михайлова Н. И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М.,2021 г.
7. Ньюмен, Б. 10 законов лидерства / Б. Ньюмен. – М.: Поппури, 2020 г.
8. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 5-е изд., исправл. – М.:
Новое знание.,2019г.
9. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.,2018г.
10. Селевко
Г.К., Назарова
И. Г., Левина
О. Г. Утверждай себя. –
М.: Народное образование 2019г.
11. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О. Г. Реализуй себя. – М.: Народное
образование,2018г.
12. Смекалова Е. М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М.,2021гг.
13. Фопель
К.
Создание
команды.
Психологические игры и
тренинги/перевод с нем. – М.2022г.: Генезис.
14. Иванов
И. П. Энциклопедия
коллективных
творческих делМосква,2021г.
15. Фридман М. / Искусство и наука статегии лидерста. / Майк Фридман. Бенджамин
Трегоу. – М.: ФАИР-Пресс, 2021 г.
37
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
38
Кол-во
часов
Примечание