Первые шаги в математику

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
3
1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Направленность и вид программы
3
1.1.2 Новизна,
актуальность
и
целесообразность
4
программы
1.1.3 Отличительные особенности программы
5
1.1.4 Адресат программы
6
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности
организации
образовательного
6
процесса
1.1.8 Режим занятий
7
7
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
7
1.2.2 Основные задачи программы
7
8
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
8
1.3.2 Содержание учебного плана
9
12
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
13
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
13
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

14
14
15
19
20
24

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Направленность и вид программы
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Вид программы – модифицированная.
Современный уровень развития общества определяет новое видение
возможностей и сути человечества в целом, формирует новый взгляд на
человеческую природу как целостную, единую, сложную систему.
Дошкольный возраст - важный период становления и развития личности,
который характеризуется определенным уровнем творческой активности и
самостоятельности. Именно в этом возрасте у ребенка формируется опыт
решения определенных умственных и практических задач, умение понимать
позиции другого человека, вступать в сотрудничество. Именно в этот период
начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку
ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире,
но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает
основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать
занятия по формированию элементарных математических представлений
максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе
обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и
стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

1.

2.
3.
4.

5.

6.

Программа разработана в соответствии с:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 № 3.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
3

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых». 12. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
12.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках 9 федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы
Новизна программы «Первые шаги в математику» заключается в том,
что основной акцент сделан на развивающие функции процесса обучения.
Педагогическая технология, на которой строится математическое образование,
предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе
деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков; на понимание приоритетности воспитательной
работы.
Актуальность программы. Программа способствует формированию
положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию
ребенка к школе.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению начальным
математическим знаниям и навыкам является особо актуальной.
Вторая причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ к
будущим первоклассникам.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в
школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать
определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не
все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому
4

при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами
счета! Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирование его познавательных и творческих способностей.
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание
ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные
действия – разовьет у него память, мышление, творческие способности.
Программа предполагает личностно – ориентированный подход к каждому
ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность
педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои
способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной
творческой деятельности.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
использовании современных методов обучения таких, как словесный (рассказ,
беседа, объяснение), наглядный (демонстрация наглядного материала), игровой
и практический (упражнение, моделирование).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей.
В содержание программы включен воспитательный компонент,
направленный на развитие нравственных качеств и высокого интеллекта, на
формирование у детей патриотизма и потребности ребенка в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет
неоценимую роль в формировании детской личности, воспитание культуры
общения между сверстниками и взрослыми.
1.1.3.Отличительные особенности программы. Дополнительная
общеразвивающая общеобразовательная программа «Первые шаги в
математику» разработана на основе методических рекомендаций Л.Г. Петерсон,
Н.П. Холиной и отличается активным включением в воспитательнообразовательный процесс ИКТ – оборудования. Программа предназначена для
подготовки детей к обучению в школе, как новому для них виду деятельности,
а также к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками.
1.1.4.Адресат программы – учащиеся 5 – 7 лет.
Период 5-6 лет называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для
развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой
материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку
приходится думать и рассуждать.
К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах
предметов ещё более расширяются и углубляются.
5

К 6 годам дети могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг
от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во
временах года, днях недели. Ребёнок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задаётся взрослым.
К 7 годам у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может
правильно определить положение предмета в пространстве. Наиболее
сложными для усвоения являются пространственные отношения «слева –
справа». Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий
между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже",
"больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник может правильно
разложить палочки, ориентируясь на их длину. К 7 годам постепенно
развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять
что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени.
1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень – базовый.
Объем программы – 288 часов.
Срок реализации программы – 2 года.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в
форме самообразования.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса. На первый
год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного отбора,
специальной подготовки не требуется. Возможно зачисление на второй год
обучения - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности и
развитости детей или ребенок уже проходил обучение по программе данного
направления.
Формы организации образовательного процесса - групповые занятия;
при проведении занятий педагог учитывает индивидуальные особенности
каждого ребенка. В процессе обучения применяются здоровьесберегающие
технологии, в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые
позволяют детям расслабиться.
Количество обучающихся. Первый год обучения – не менее 15 человек;
второй год обучения не менее 12 человек.
Занятия у детей дошкольного возраста не делятся на теоретические и
практические. Это обусловлено психофизиологическими особенностями
детей.
6

1.1.8 Режим занятий. Первый год - 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч.);
второй год – 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч.).
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель 1 года обучения: формирование у детей элементарных
математических представлений, развитие интеллектуальных способностей,
познавательной активности.
Цель 2 года обучения: закрепление и расширение элементарных
математических представлений, развитие желания к изучению математики в
начальной школе.
1.2.2.Основные задачи программы:
Обучающие:

познакомить с понятиями множества, числа, величины, формы
пространства и времени;

формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

научить детей решать простейшие арифметические задачи;

научить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

познакомить детей с математическими знаками;

расширить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие:

развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание,
память;

развивать умение ориентироваться в пространстве и времени;

развитие коммуникативных личностных качеств (учиться познавать мир,
выстраивать отношения с другими людьми, как с детьми, так и со взрослыми.
Воспитательные:
- формировать активность, саморегуляцию для выполнения
поставленных
задач и коммуникативные способности;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доводить
дело до конца;
- прививать детям гордость за свою Родину, почитание символики
государства и его истории.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план 1 года обучения
Таблица 1

7

№
п/п
1
2

Наименование разделов,
модулей, тем
Вводное занятие
Свойства предметов

Кол-во
Формы аттестации,
часов диагностики, контроля
2
Беседа
10
Игра, упражнение,
фронтальный опрос
8
Наблюдение, игра,
упражнение, карточки

3

Состав и сравнение чисел

4

Сложение

16

5

Расположение предметов

6

6
7

Вычитание
Число. Цифра

16
32

8

Геометрия

24

9
10
11

Решение задач
Развитие мелкой моторики
Воспитываем и познаем

12
6
6

12
Итоговое занятие
13
Резервные часы
Всего

2
4
144

Игры, упражнения
Упражнения, сюжетноролевые игры
Игра, упражнение
Игра, упражнение,
тестирование
Наблюдение, игра,
упражнение
Упражнение
Игры, упражнения
Беседа, викторина, игра,
экскурсия, конкурс
Викторина

1.3.2. Учебный план 2 года обучения
№
п/п
1

Наименование разделов,
модулей, тем
Вводное занятие

3

Общематематические
представления
Количество и счёт

4
5

Числа и операции с ними
Ориентировка в пространстве

6
7

Ориентировка во времени
Геометрические фигуры и
величины
Графические работы

2

8

Таблица 2
Кол-во
Формы аттестации,
часов
диагностики, контроля
Педагогическое
2
наблюдение, игра
30
Наблюдение, игра,
упражнение
8
Педагогическое
наблюдение, игра,
упражнение
36
Игры, упражнения
16
Наблюдение, упражнения,
игра
10
Игра, упражнение
8
Игра, упражнение
8
8

Наблюдение, игра,

9
10

Задачи. Логические задачи
Воспитываем и познаем

8
12

11
Итоговое занятие
12 Резервные часы
Всего

2
4
144

упражнение
Игры, упражнение
Беседа, акция, конкурс,
игра, экскурсия, конкурс,
самопрезентация
Викторина

1.3.3. Содержание учебного плана I года обучения
1.Введение (2ч.)
Беседа по технике безопасности. Правила поведения на занятиях и переменах.
Игра «Давайте познакомимся».
2.Свойства предметов (10ч.)
Свойства предметов. Нахождение сходств и различий предметов. Составление
множеств по свойствам предметов. Разделение множеств по свойствам
предметов. Установление зависимости между целым множеством и его
частями.
3.Состав и сравнение чисел (8ч.)
Состав числа. Сравнение чисел. Состав числа из единиц. Разложение числа на
два меньших и его составление.
4. Сложение (16ч.)
Целое число и его части. Знакомство с математическими знаками сложения и
равенства. Сложение предметов. Решение примеров на сложение.
5.Расположение предметов (6ч.)
Расположение предметов: на, над, под. Расположение предметов справа, слева.
Расположение предметов между, посередине.
6. Вычитание (16ч.)
Действие вычитание. Знак – Вычитание предметов, фигур. Решение примеров
на вычитание.
7. Число. Цифра (32ч.)
Отличие цифры от числа. Знакомство с цифрой 0. Знакомство с цифрой 1.
Знакомство с цифрой 2. Знакомство с цифрой 3. Знакомство с цифрой 4.
Знакомство с цифрой 5. Знакомство с цифрой 6. Знакомство с цифрой 7.
Знакомство с цифрой 8. Знакомство с цифрой 9. Знакомство с числом 10.
Соотношение количества предметов с цифрой; правила счета. Количественный
счет в пределах 10. Порядковый счет в пределах 10. Понятие числового ряда.
Соседи чисел 1 и 3. Соседи чисел 5 и 7. Соседи числа 9. Знакомство со знаками
больше, меньше; сравнение большего и меньшего чисел. Установление
равенства между числами. Сравнение больших, меньших и равных чисел.
8. Геометрия (24ч.)
Точка; прямая, кривая и ломаная линии. Отрезок и луч. Замкнутые и
незамкнутые линии. Отличия круга и треугольника от квадрата,
прямоугольника; знакомство с овалом. Знакомство с цилиндром. Знакомство с
9

кубом. Сравнение предметов по длине, высоте. Построение сериационного ряда
по длине. Построение сериационного ряда по высоте; построение
сериационного ряда по ширине. Деление круга на две равные части. Деление
квадрата на две части, четыре части. Нахождение геометрических фигур в
пространстве. Измерение предметов с помощью промежуточной мерки.
9. Решение задач (12ч.)
Задача; составные части задачи. Главные слова задачи. Решение и составление
задач на сложение. Решение и составление задач на вычитание. Решение и
составление задач на сложение и вычитание, сопровождаемые иллюстрациями
и воспринимаемые на слух. Логические задачи.
10. Развитие мелкой моторики (6ч.)
Игры и упражнения с использованием математических наборов
(геометрические фигуры, цифры, математические знаки). Упражнения для
развития способности дифференцированию усилий кисти. Упражнения на
развитие выносливости и быстроты мышц кисти рук.
11.Воспитываем и познаем (6 ч.)
- Час общения «1 сентября – День Знаний»;
- Экскурсия к памятным местам и монументам родного города;
- Беседа «Правила безопасного поведения на занятиях и общественных
местах;
- Викторина «Символы России»;
- Конкурс рисунков «Профессии моей семьи»;
- Сюжетно-ролевая игра «Вежливые слова».
12.Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов пройденного материала (викторина).
13.Резервные часы (4ч.)
1.3.4. Содержание учебного плана II года обучения
1. Вводное занятие (2ч.)
Беседа по технике безопасности. Правила поведения на занятиях и переменах.
Игра-диалог «Расскажи, как ты провел лето».
2. Общематематические представления (30ч.)
Свойства предметов - цвет, форма, размер, материал. Классификация предметов
свойств, явлений, фигур по разным признакам. Выделение лишнего. Множества
предметов, фигур, свойств, явлений, обладающих одним признаком. Часть и
целое. Сравнение двух множеств. Соединение множеств (сложение). Решение
примеров на сложение в пределах 10. Удаление частей (вычитание). Решение
примеров на вычитание в пределах 10. Величины и их измерения. Сложение и
вычитание величин. Сантиметр. Килограмм. Повторение.
3.Количество и счет (8ч.)
Состав чисел от 2 до 10. Знаки: +, -, =, >, <, неравно.
Числа – соседи, последующие, предшествующие; последнее, предпоследнее
число. Преобразование неравенства в равенство и наоборот. Решение
арифметических примеров с использованием знаков: +, -, =, >, <, неравно.
4. Числа и операции с ними (36ч.)
10

Число как результат счета и измерения. Цифра как обозначение числа. Поиск
закономерностей.
Составление
закономерностей.
Поиск
нарушения
закономерностей. Количественный счет. Порядковый счет. Прямой счет.
Обратный счет. Таблица - строка, столбик. Разные способы сложения. Разные
способы вычитания. Группировка и перестановка. Состав чисел первого
десятка. Сложение, вычитание, сравнение в пределах первого десятка.
5. Ориентировка в пространстве (16ч.)
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх,
вперед, назад. Ориентировка в тетради в клеточку: левая, правая, верхняя,
нижняя стороны клетки. Ориентировка в тетради в клеточку: верхний, левый,
верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки. Работа в
печатных тетрадях. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции.
Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Правильное использование в речи предлогов: в, на, под, за, перед, между, от, к,
через. Формирование понятий: каждый второй, каждый третий, последующий,
предпоследний, последний.
6. Ориентировка во времени (10ч.)
Закрепление понятий: утро, день, вечер, ночь; дни недели; месяцы; времена
года; год. Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник...).
Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…). Знакомство с
мерами времени: час, получас, минута, часы.
7. Геометрические фигуры и величины (8ч.)
Квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник; конструирование этих фигур
из палочек. Сравнение фигур по площади, длине, высоте, ширине. Точка,
прямая и кривая линии, ломаная линия, многоугольник, угол, замкнутая и
незамкнутая линии, отрезок, луч. Шар, куб, параллелепипед; пирамида, конус,
цилиндр.
8. Графические работы (8ч.)
Штриховка и раскрашивание узоров. Графические диктанты по клеточкам.
Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах.
Рисование недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.
9. Задачи. Логические задачи (8ч.)
Познакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);
составление
и
решение
задач.
Нахождение
логических
связей,
закономерностей;
нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Задания, развивающие
память, внимание, воображение и логическое мышление. Логические загадки,
игры, ребусы.
10.Воспитываем и познаем (12ч.)
- Беседа «Для чего человеку Законы»;
- Участие в акции-подарке «День пожилого человека»;
- Вертуальная экскурсия «Олимпийские чемпионы г.Шахты»;
- Викторина «Правила дорожные – знать каждому положено»;
11

- Культпоход в ЦГБ им.Пушкина «Мир русских народных сказок»;
- Беседа «Я – гражданин России» (символы РФ);
- Конкурс рисунков «Папа – защитник Отечества»;
- Час общения «Первая женщина – космонавт»;
- Самопрезентация «Мир увлечений»;
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери – бабушки»;
- Беседа «Через тернии к звездам» (наставничество);
- Конкурс стихотворений «Салют, Победа!».
11. Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов пройденного материала (викторина).
12.Резервные часы (4ч.)
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Учащиеся научатся:

проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство и аккуратность
в достижении поставленных целей и задач;
- проявлять чувство любви и привязанности к своей семье, дому, друзьям, к
Родине и народным традициям России.
Метапредметные:
У учащихся будут развиты:

мелкая моторика и зрительно-двигательная координация;

познавательный интерес, логическое мышление, внимание и память;

умение ориентироваться в пространстве и времени.
Предметные:
Учащиеся будут знать:

понятия: множество, величина, формы пространства и времени;

количественный и порядковый счет в пределах 10;

решать простейшие арифметические задачи;

соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

математические знаки;

геометрические фигуры.
Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна
корректировка программы. Программа может быть реализована за счет
уплотнения материала.
1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1Кадровое обеспечение
Для реализации программы у педагога должно быть среднее
профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование,
12

знание возрастных и психолого-педагогических особенностей детей 5-7 лет,
умение обучать математике в доступной и понятной для детей форме.
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
-Мебель (столы и стулья по количеству детей в группе);
-набор карточек с цифрами от 0 до 20;
-«Цифры» Марии Монтессори;
-набор дидактических игр;
-набор графических диктантов;
-наборы счетных палочек;
-набор игрушек;
-набор цифр;
-набор геометрических фигур;
-набор математических знаков;
-плакаты правильного написания цифр и математических знаков;
-счетный и раздаточный материал;
-наглядный демонстрационный и дидактический материал к занятиям
(таблицы, картинки для счёта и решения задач; объемные геометрические тела,
модель часов и др.);
-карточки с цифрами;
-канцелярские товары (карандаши – простой и цветные, трафаретные линейки,
тетрадь в клетку, ластик);
-компьютер, сканер и принтер.

13

Раздел II. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график расположен в Приложении 1.
2.2Формы контроля
Освоение программы не сопровождается проведением педагогической
аттестации дошкольников.
Виды контроля:
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение уровня развития Беседа,
викторина,
года
детей,
их
творческих игра
способностей
Текущий контроль
В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое
учебного года
обучающимися
учебного наблюдение,
материала.
Определение упражнение,
игра,
готовности детей к восприятию беседа, конкурс
нового материала. Выявление
детей,
отстающих
и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов
и средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По
окончании Определение степени усвоения Карточки
с
изучения темы или обучающимися
учебного математическими
раздела. В конце материала.
заданиями, игра
полугодия.
В конце учебного года или курса обучения
В конце учебного Определение изменения уровня Викторина
года или курса развития детей, их творческих
обучения
способностей.
Оценочные материалы
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова С.Е., Щербинина С.В.
Диагностические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
- Серия «Умный малыш». Логические задачи.
- Серия «Умный малыш». Классификация.
- Белошистая А.В. Диагностическая ситуация «Войди в избушку»
- Белошистая А.В. Диагностическая ситуация «Что лишнее?»
-Белошистая А.В. Диагностический тест. Первоначальные математические
представления.
14

- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Проверяем
знания дошкольника. Тесты для детей 6-7 лет».
2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой
описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций
наблюдения, которые используются для определения уровня формирования у
ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый
параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими
методами, для того, чтобы достичь определенной точности.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа;
- анализ продуктов (результатов) детской деятельности (игра, упражнение).
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
На основе рекомендаций Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
(программа «От рождения до школы»), результаты формирования
элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
предлагается отслеживать при помощи дидактических игр и упражнений.
1.Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».
Содержание диагностического задания: педагог на полках шкафчика
расставляет игрушки в следующем порядке:
- на одной много игрушек,
- на второй - одна,
- на третьей - ни одной.
Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).
2.Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.
1)Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длины - «шарфики».
Содержание диагностического задания: педагог предлагает рассмотреть
полоски.
Инструкция. Определи длину полоски способом наложения.
- Какая длиннее (короче)?
- Назови цвет полосок (шарфиков).
- Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
2) Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».
Материал: елочки, разные по высоте.
15

Содержание диагностического задания: педагог предлагает ребенку
рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив
способ наложения.
3. Уровень представлений о форме.
Дидактическая игра «Найди домик».
Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики». Набор кругов,
квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания: педагог показывает большие круг,
квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.
Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.
4. Ориентировка в пространстве.
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик,
морковка. Содержание диагностического задания: инструкция ребенку. Возьми
одну морковку и выполни задание зайчика:
- возьми морковку в правую руку;
- переложи морковку в левую руку;
- подними морковку вверх;
- опусти вниз;
- спрячь морковку за спину;
- положи ее перед собой;
- подними над головой;
- положи под стул. И т. п.
5. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5.
1) Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.
Содержание диагностического задания: инструкция.
- Что ты видишь на столе?
- Сколько кубиков на столе всего?
- Чем отличаются кубики друг от друга?
- Посчитай кубики по порядку.
- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д)
- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Вторым, третьим).
- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
- Что можно о них сказать?
2) Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка карточка разделена горизонтальной полосой, в верхнем
ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на
подносе лежат бабочки (больше 5).
Содержание диагностического задания: инструкция.
Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и
разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько
бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем
ряду).
6. Уровень знаний об эталонах величины.
16

1) Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).
Содержание диагностического задания: инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке
убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».
2)Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».
Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.
Содержание диагностического задания: инструкция. Педагог предлагает
сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной
(короткой) дорожке.
7. Уровень знаний о геометрических фигурах.
1) Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у педагога и у ребенка) фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и
маленькие.
Содержание диагностического задания: педагог показывает ребенку какуюлибо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
2) Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и
геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).
Содержание диагностического задания: педагог просит соотнести форму
предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.
8. Ориентировка в пространстве.
1) Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания: ребенок сидит на ковре лицом к
педагогу.
Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди
(относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа.
2) Дидактическая игра «Назови, что видишь».
Содержание диагностического задания: по заданию педагога ребенок встает в
определенном месте группы. Затем педагог просит ребенка назвать предметы,
которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка
показать правую, левую руки.
9. Ориентировка во времени.
1) Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных
частях суток.
17

Содержание диагностического задания: инструкция. Внимательно послушай
потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее
педагог напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи
стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
2) Дидактическая игра «Наш день».
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности
детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели,
гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности
детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели,
гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра.
- Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
3) Дидактическое упражнение «Назови соседей».
Вопросы:
- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?
- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.
10.Уровень знаний о количестве, счет в пределах 10.
1) Дидактическое упражнение "Скажи сколько".
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки,
солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное
(например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).
Задание: ребенок считает количество предметов в любой группе.
Вопросы:
- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?
- Посчитай бабочек. Сколько их? И т.д.
2) Дидактическое упражнение "Скажи, который по счету предмет".
Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить,
разложить картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т.п.).
Задание: ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и
определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т.п.
3) Дидактическое упражнение "Пусть станет поровну".
Материал: мелкий счетный материал.
Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной, их было меньше на
один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек.
Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего солдатиков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
11.Уровень знаний детей о форме.
Дидактическая игра "Что где лежит?"
18

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник,
прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка,
колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной
формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга,
овальный поднос.
Задания:
- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.
- Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их.
- Чем отличаются круг и овал от других фигур?
- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия:
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька…». Математика
для детей 5-6 и 6-7 лет. Части 1, 2.;
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «30 занятий
для успешной подготовки к школе»;
- Шестакова И.Б., Мягких М. А. «Цифры с опорными точками»;
- Шестакова И.Б., Новосельцева А.С. «Пишем по контуру»;
- Степанов В.А., «Учимся считать. Вычитание»;
- Бурдина С.В. «Изучаем математику». Части 1, 2;
- Султанова М.В. «Математика. Запоминаем цифры»;
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Математика для
дошкольников»;
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Прописи для дошкольников»;
- Приходкин И.Н. «Прописи. Пишем цифры».
Информационное обеспечение
-Видео: «Фиксики в школе: Математика», «Лунтик «Считаем до 10», «Детская
геометрия», «Арифметика от тетушки Совы».
-Изображения: цифр от 1 до 10, предметов разной длины, высоты, ширины,
лабиринты, графические диктанты, изображения математических знаков,
математические паззлы, геометрические фигуры, числовые домики,
изображения разных групп предметов.
Воспитательный компонент.
При реализации программы с детьми проводится воспитательная
работа. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи,
вежливости, доброжелательности, рассудительности, честности, воспитание
чувства патриотизма, уважения друг к другу и многие другие личностные
качества. Ежегодно проводятся праздники, творческие конкурсы, сюжетноролевые игры, викторины; индивидуальные консультации с родителями
учебного и воспитательного характера, тематические родительские собрания,
совместные мероприятия.
19

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее –
Концепция).
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
– Приказ №629).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными
возможностями здоровья и
детейинвалидов
на
базе образовательных организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07
«О направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ».
20

13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
17. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября
2015 г. № 09-3242).
18. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» 2014г.
19. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… Математика
для детей 5-6 лет. Часть 1. – 2-е издание, прераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория
изданий, 2018. – 64 с.
20. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… Математика
для детей 5-6 лет. Часть 1. – 2-е издание, прераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория
изданий, 2018. – 64 с.
21. Афанасьева И.П. Парциальная программа "Вместе учимся считать":
Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных
учреждений. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
22. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие
математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79.
23. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями //
Дошкольное воспитание.— 2008.— №№ 9, 12.
24. Белошистая
А.В. Развитие
математических
способностей
у
дошкольников. - URL: http://www.nnmama.ru/content/Razvitie/matemdoshk (дата
обращения 27.08.2016).
25. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников. [Текст].- М.: 2003-179с.
21

26. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у
детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание.— 2008.— N 11.— С.
14-23.
27. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию
познавательных процессов /Составитель С.Е. Гаврина. - Ярославль:
«Академия развития», «Академия Холдинг», 2002.
28. Волина, В. В. Праздник числа : пособие для учителей / В. В. Волина. —
Издательство: Мозаика – Синтез, 2003.
29. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Геометрические игры для детей 6-7
лет. – Издательство: Илекса, 2004.
30. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7
лет. – Издательство: Илекса, 2004.
31. Головнёва Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки
к школе.— СПб.: Дельта, 2000.
32. Доморяд А. П. Математические игры и развлечения. Избранное.
Редактор Копылова А.Н. Техн. раедактор Мурашова Н.Я. Корректор Сечейко
Л.О. Издательство «ВГПУ»,2003.
33. Дошкольное воспитание, № 4, 2014.
34. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10
с. 18-25.
35. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций
в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное
воспитание. 1996 г. с. 17-20.
36. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное
воспитание. – 2001.- №10. - с. 7-17.
37. Житникова Л.М. Учите детей запоминать.— М., 2000.
Электронные ресурсы:
1.
Арифметические
задачи
для
подготовительной
группы
[https://infourok.ru/arifmeticheskie-zadachi-dlya-podgotovitelnoy-gruppi3807454.html]. Режим доступа: свободный.
2.
Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного
возраста
[https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/04/08/kartotekadidakticheskih-igr-po-matematike-dlya-starshego]. Режим доступа: свободный.
Литература, рекомендуемая для родителей и детей
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Учимся считать. - Ярославль: Академия
развития, 2006.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. – Издательство: ТЦ Сфера,
2015.
3. Колесникова Е.В. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. М: Творческий центр, 2009.
22

4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7
лет. - М: Мозаика - Синтез, 2008.
5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз- ступенька, два- ступенька… Математика
для детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2007.
6. Султанова М.Н. Весёлая академия. - М: Махаон, 2007.
7. Усачёв А.А. Считарь. - М: Роосса, 2009.
8. Учимся вычитать. Для младшего школьного возраста. - Тверь: Фламинго,
2004.
9. Черенкова Е. Ф. Учим ребёнка считать: пособие для родителей.— М.: ДОМ.
XXI век, РИПОЛ КЛАССИК, 2007.
10. Энциклопедия обучения и развития дошкольника / А. С. Герасимова, О. С.
Жукова, В. Г. Кузнецова.— СПб.; М., 2001, 2002.

23

2.6.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

№
п/п

1

2

Календарный учебный график I года обучения
Дата по
Дата по
Тема занятия
Кол- Примечание
плану
факту
во
часов
I полугодие
Час общения «1 сентября
2
– День знаний». Игра
«Давайте познакомимся.
Беседа
по
технике
безопасности.
Правила
поведения на занятиях и
переменах.
Свойства предметов
2
2

7

Нахождение сходств и
различий предметов.
Составление множеств по
свойствам предметов
Разделение множеств по
свойствам предметов
Установление зависимости
между целым множеством
и его частями.
Состав числа

8

Сравнение чисел

2

9

Состав числа из единиц

2

10

Разложение числа на два
меньших
и
его
составление.
Целое число и его части.

2

Знакомство
с
математическими знаками
сложения и равенства.
Сложение предметов.

2

Решение примеров
сложение.

2

3
4
5
6

11
12

13
14

24

на

2
2
2

2

2

2

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Викторина
«Символы
России».
Расположение предметов:
на, над, под.
Расположение предметов
справа, слева.
Расположение предметов
между, посередине.
Действие вычитание, знак
–
Вычитание
предметов,
фигур.
Решение примеров на
вычитание.

2
2
2
2
2
2

Цифра и число

2
2
2
2

25

Отличие цифры от числа

2

26

Знакомство с цифрой 0

2

27

Знакомство с цифрой 1

2

28

Знакомство с цифрой 2
Состав числа «2»
Знакомство с цифрой 3
Состав числа «3»
Знакомство с цифрой 4
Состав числа «4»
Знакомство с цифрой 5
Состав числа «5»
Знакомство с цифрой 6
Состав числа «6»
Знакомство с цифрой 7
Состав числа «7»
Знакомство с цифрой 8
Состав числа «8»
Знакомство с цифрой 9
Состав числа «9»
Знакомство с числом 10
Состав числа «10»
Повторение пройденного
материала.
Конкурс
рисунков

2

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

25

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

49

«Профессии моей семьи»
Обобщающее занятие
II полугодие
Соотношение количества
предметов
с
цифрой.
Правила счета.
Количественный счет в
пределах 10. Порядковый
счет в пределах 10.
Понятие числового ряда.
Соседи чисел 1 и 3.
Соседи чисел 5, 7, 9.
Знакомство со знаками
больше, меньше
Сравнение большего и
меньшего чисел. Сюжетноролевая игра «Вежливые
слова»
Установление
равенства
между числами
Сравнение
больших,
меньших и равных чисел.
Экскурсия к памятным
местам и монументам
родного города.
Точка. Прямая и кривая
линии.
Ломаная линия.

50

Отрезок и луч

2

51

2

54

Замкнутые и незамкнутые
линии
Отличия
круга
и
треугольника от квадрата,
прямоугольника.
Знакомство
с
овалом.
Сравнение предметов по
длине, ширине, толщине.
Знакомство с цилиндром.

55

Знакомство с кубом.

2

56

Построение сериационного

2

39

40

41
42
43
44

45
46
47

48

52

53

26

2

2

2
2
2
2

2
2
2

2
2

2

2

2

ряда по длине и высоте.
Построение сериационного
ряда по ширине. Деление
круга на две равные части.
Деление квадрата на две
части,
четыре
части.
Нахождение
геометрических фигур в
пространстве.
Измерение предметов с
помощью промежуточной
мерки
Задача. Составные части
задачи.
Главные слова задачи.

57

58

59

60
61
62
63
64

65
66

67

68

69
70
71
72

2

2

2

2
2

Решение и составление
задач на сложение.
Решение и составление
задач на вычитание.
Решение и составление
задач на сложение и
вычитание,
сопровождаемые
иллюстрациями
и
воспринимаемые на слух.
Логические задачи.

2

Упражнения для развития
способности
дифференцированию
усилий кисти
Упражнения на развитие
выносливости и быстроты
мышц кисти рук
Игры и упражнения с
использованием
сухого
бассейна.
Повторение пройденного
Итоговое занятие
Резервный час
Резервный час

2

ИТОГО:
27

2
2

2

2

2

2
2
2
2
144

Календарный учебный график 2 года обучения
№ п/п

Дата по
плану

Дата
по
факту

Тема занятия

Колво
часов
2

Примечание

2

Игра,
наблюдение.
Упражнения,
фронтальный
опрос
Игра,
наблюдение,
упражнения
Игра,
наблюдение,
упражнения
Игра,
наблюдение,
упражнения
Игра,
наблюдение,
упражнения
Акция

2

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Повторение изученного.

3

Повторение изученного.

2

4

Знакомство с цифрой 6

2

5

Знакомство с цифрой 7

2

6

Знакомство с цифрой 8

2

7

Знакомство с цифрой 9

2

8

Участие
в
акцииподарке
«День
пожилого человека»
Знакомство с числом 10

2

10
11
12
13

Повторение
пройденного материала

2
2
2
2

14

Обобщающее занятие

2

15

Соотношение
количества предметов с
цифрой

2

1

9

28

2

Беседа

Игра,
наблюдение,
упражнения
Игра,
наблюдение,
упражнения,
фронтальный
опрос
Игра,
наблюдение,
упражнения,
фронтальный
опрос
Игра,
наблюдение

2

Беседа

2
2

Наблюдение
Наблюдение

2

Наблюдение

20
21

«Через
тернии
к
звездам»
(наставничество)
Правила счета.
Количественный счет в
пределах 10
Порядковый счет в
пределах 10
Понятие числового ряда
Соседи чисел 1 и 3

2
2

22

Соседи чисел 5 и 7

2

23

Соседи числа 9. Беседа
«Для
чего
нужны
законы»
Знакомство со знаками
больше, меньше
Сравнение большего и
меньшего чисел

2

Наблюдение
Игра,
наблюдение
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос

Установление равенства
между числами
Сравнение
больших,
меньших и равных
чисел
Точка. Прямая, кривая и
ломаная линии
Отрезок и луч

2
2
2

Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос

2
2
2
2
2

Наблюдение

2
2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

16

17
18
19

24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

35
36
37

38

39

Вертуальная экскурсия
«Олимпийские
чемпионы г.Шахты»
Замкнутые
и
незамкнутые линии
Отличия
круга
и
треугольника
от
квадрата,
прямоугольника.
Знакомство с овалом.
Знакомство
с
цилиндром.
Знакомство с кубом.
29

2
2
2

Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос

Наблюдение
Экскурсия

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Сравнение предметов
по
длине,
ширине,
толщине.
Построение
сериационного ряда по
длине.
Построение
сериационного ряда по
высоте.
Построение
сериационного ряда по
ширине.
Сюжетно-ролевая игра
«Дочки – матери –
бабушки».
Деление
круга на две равные
части.
Деление квадрата на
две части, четыре части.
Викторина
«Правила
дорожные
–
знать
каждому положено»
Нахождение
геометрических фигур в
пространстве
Измерение предметов с
помощью
промежуточной мерки

2

Наблюдение

2

Фронтальный
опрос

2

Фронтальный
опрос

2

Фронтальный
опрос

2

Игра.
Фронтальный
вопрос

2

Фронтальный
опрос

2

Фронтальный
опрос

Культпоход в ЦГБ им.
А.С.Пушкина
«Мир
русских
народных
сказок»
Задача.
Составные части задачи
«Я
–
гражданин
России»
Главные слова задачи.

2

Беседавикторина

2
2
2

Наблюдение
Наблюдение
Беседа

2
2
2
2
2
2
2

Наблюдение

Решение и составление
задач на сложение.

30

2

Фронтальный
опрос

Наблюдение

Конкурс
рисунков
«Папа
защитник
Отечества». Решение и
составление задач на
вычитание.
Решение и составление
задач на вычитание.

2

Конкурс

2
2
2
2

Наблюдение

Самопрезентация «Мир
увлечений».
Упражнения
для
развития способности
дифференцированию
усилий кисти.
Решение и составление
задач на сложение и
вычитание,
сопровождаемые
иллюстрациями
и
воспринимаемые
на
слух.

2

Самопрезентация
Игра,
наблюдение

2
2
2

Наблюдение

Час общения «Первая
женщина – космонавт».
Упражнения
на
развитие выносливости
и
быстроты
мышц
кисти рук.
Логические задачи

2

Беседа
Игра,
наблюдение

2

Наблюдение

2

Конкурс
Викторина

71

Конкурс стихотворений
«Салют, Победа!»
Итоговое занятие.
Резервный час

72

Резервный час

2

59

60
61
62
63
64

65
66
67

68

69
70

ИТОГО

2

144 ч.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».