Хендмейд

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Нормативно-правовая база
Программа «Очумелые ручки» разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»,
 методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от
29.03.2024г. № 09-3242),
 приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
 Методическими рекомендациями по оформлению и содержанию
структурных элементов дополнительных общеобразовательных программ,
рассмотрены и утверждены на заседании методического совета ГАУ ДПО
РО "ИРО", Протокол от 29.03.2024 N 3

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, содержание программы направлено этнокультурное воспитание и
сохранение народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия
России и Ростовской области.
Руководствуясь Методическими рекомендациями «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании
детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха
детей и их оздоровления», в
программу включены темы по изучению
государственных символов Российской Федерации
Организация со школьниками творческой деятельности, творческие работы и
задания где школьники могут больше узнать о своей Родине, способствуют
эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с
историей своей семьи, малой родины и страны.
1.1.2. Направленность и вид программы
Направленность программы – художественная.
Вид программы – модифицированная.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного
образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной
самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно
проявлять себя в обществе. Приобщение подрастающего поколения к
различным видам прикладного искусства, связанного с творческими
работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.

Предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах
художественной деятельности будет содействовать воспитанию у детей
оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе,
формированию адекватной самооценки. Непременным условием при
организации занятий является атмосфера творчества. То есть
стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя
свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
1.1.3 Новизна, актуальность программы заключается в соединении игры,
труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение
познавательных, практических и игровых задач. Большинство занятий
проводится в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность,
т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны:
ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно дарить друзьям
и родным. Актуальность программы обусловлена возрастанием внимания к
стилю «Хенд-мейд Новые веяния времени требуют от педагога
дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за
рамки узкого профиля преподавания, находить и использовать новые
технологии, возрождать забытые старые технологии. В связи с этим
возникла необходимость объединить накопленный опыт в рабочей
программе, где учтены детские желания и возможности, а также продуманы
доступность материалов и инструментов. Например: чаще всего не нужные
нам вещи мы выбрасываем в мусорное ведро, забывая, что это прекрасный
материал для поделок. А ведь эти изделия могут не только украсить наш
дом, но и стать прекрасным подарком для друзей и знакомых. Работа по
данной программе повысила творческую активность детей и отразилась на
результативности обучения.
Новизна: программа «Хендмейд» предполагает использование новых
технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания
эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей.
Педагогическая целесообразность: данная программа пробуждает
интерес к декоративно-прикладному искусству, у детей развивается
усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится
ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть
прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия,
нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные
изделия своими руками.
1.1.4. Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы: В современном мире очень
ценятся вещи сделанные своими руками, обладающие индивидуальностью,
неповторимые, они украшают человека. Программа творческого объединения
«Хендмейд» предназначена для обучения детей декоративно-прикладному

творчеству. В каждой стране существуют свои традиции хенд-мейда и
национальные предпочтения. В широком смысле слова Hand-made – это
целый мир, огромная планета, где действуют свои законы природы и
существует определенная атмосфера. Мир хенд-мейда вмещает в себя и
философию, и четкий математический расчет, вдохновение и эрудицию,
полет фантазии и строгие правила, новшества моды сегодняшнего дня и
глубины классики. Творческое объединение «Хендмейд», что в переводе с
английского «Своими руками», развивает творческие способности. Это одна
из возможностей выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по
душе. Создавая подделки собственноручно, ребенок учится не только
определенному виду мастерства, но еще и развивает фантазию, чувство
стиля, вырабатывает творческий подход к решению проблем. Одна из задач
— постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым
условием формирования личности каждого. Отличительной особенностью
данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку
попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Программа предоставляют широкие возможности для публичной
демонстрации обучающимися результатов своих творческих достижений
через выставки, фестивали и конкурсы, от учрежденческих, муниципальных,
региональных, до федеральных и международных.
1.1.5 Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7
до 12 лет.
1.1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Уровень программы - общекультурный (базовый)
Программа базового уровня
(уровень освоения функциональной
грамотности обучающихся в избранном виде деятельности); реализуется
через использование повышенной сложности содержания, при котором
используются формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
Год обучения

Кол-во часов в
неделю

Кол-во часов в
год

1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения

3
3
3

108
108
108

Количество
обучающихся в
группах
15
12
10

4-й год обучения
3
Объем программы – 432 часа

108

8

1.1.7 Форма обучения.
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и
в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или
ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.





1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные
виды деятельности.
2. Повторность и усложнение материала.
3. Вариативность выполнения заданий детьми.
4. Взаимосвязь всех видов деятельности.
На первый год обучения дети принимаются по желанию, без
предварительного отбора. Возможно зачисление на второй и третий года
обучения - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности
и развитости детей.

1.1.9 Режим занятий:
Таблица 1.
Год обучения
1-й
год
обучения

Кол-во
часов в
неделю
3

Режим
занятий

Объем
программы

2 раза в
неделю

432

Количество
обучающихся в
группах
15

1.1.10 Формы организации образовательного процесса
Формой
организации
образовательного
процесса
являются:
Индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, коллективная
работа.

1.1.11Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы являются:
Выставки по итогам изученных тем, итоговые работы по изученной теме,
защита итоговых творческих проектов, открытое занятие.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы - Создание условий для развития творческих
способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства,
воспитание творчески свободной личности.
1.2.2 Основные задачи программы:
Образовательные:
- дать сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить законам и принципам создания композиции и применению их
на практике при разработке и выполнении изделий различных видов
декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с природным материалом;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую
жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и
декорирования их различными способами и приспособлениями;
-научить выполнять импровизации на основе традиционных
особенностей декоративно-прикладного искусства;
Развивающие:
-формировать техническое мышление и конструкторские способности;
-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление,
эстетический вкус;
-развить интерес к творчеству;
-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий
подход к работе.
На первый год обучения дети принимаются по желанию, без
предварительного отбора. Возможно зачисление на второй и третий года
обучения - по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности
и развитости детей.
Воспитательные:
Ключевыми особенностями программы является их направленность на
ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой, сложившейся в
нашей многонациональной стране, а также изучение культурного национального

наследия Ростовской области, это способствует формированию гражданской
идентичности,
национального
самосознания
подрастающего человека,
гражданина своей страны.
воспитать трудолюбие,
бережливость,
усидчивость,
аккуратность,
самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров;
- воспитание любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой
своей страны, культурному наследию своего народа;
формировать
гражданскую
идентичность,
гражданские
качества,
способствующие формированию социально ответственной личности.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Разделы

Введение в программу
Рисование
Цветовые оттенки основных
цветов. Смешивание цветов.
Праздник тёплых и холодных
цветов

Количество часов
теор практи Всего
ия
ка
часов

54
8

1
54
8

8

8

10

10

14

14

14

14

52
12

52
12

2.2

Тень как пример пятна. Теневой
театр. Силуэт.
Создаём красивые узоры из
точек
Рисунок с натуры: рисунок
листьев разной формы
(треугольный, круглый,
овальный, длинный).
Аппликация
Аппликация по технике
«Мозаика»
Объемная аппликация

12

12

2.3
2.4

Техника «Киригами»
Аппликации из бумаги

14
14

14
14

2.5

Итоговое занятие
Итого:

106

1
108

1
1.2
1.3

1.4
1.5
1.6

2
2.1

1

1
2

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Практическая
работа;
Практическая
работа; Устный
опрос
Выставка
Практическая
работа;
Выставка

Групповая
оценка работ
Соревнование
Выставки
Защита работы
Групповая
оценка работ

1.3.2

Содержание учебного плана 1-го года обучения

Введение в программу
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Введение в программу.
Практика: Рассмотрение материала для будущей работы
Раздел: Рисование
Тема 1.1: Цветовые оттенки основных цветов. Смешивание цветов.
Практика: Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на
плоскости;
Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на
основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением;
Тема 1.2: Праздник тёплых и холодных цветов
Практика: Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет
«рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.;
Объяснять, как разное настроение героев передано художником в
иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным
настроением;
Тема 1.3: Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.
Практика: Рассматривать и анализировать иллюстрации известных
художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях;
Тема 1.4: Создаём красивые узоры из точек
Практика: Осваивать последовательность выполнения рисунка;
Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета;
Тема 1.5: Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы
(треугольный, круглый, овальный, длинный).
Практика: Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и
обсуждать характер формы листа;
Осваивать последовательность выполнения рисунка;
Тема 1.6: Тематическая композиция «Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации
или в смешанной технике.
Практика: Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и
объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года;
Раздел: Аппликация
Теория: Ознакомление с бросовым материалом, обзор аналогов поделок.

Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение
материала
Тема 2.1: Аппликация по технике «Мозаика»
Теория: Виды аппликации, подготовка материалов.
Практика: Создание основы, добавление мелких деталей, подготовка
декоративных элементов, предварительный сбор деталей, доработка мелких
элементов, сбор и склеивание готовой работы с последующей презентацией.
Тема 2.2: Объемная аппликация
Теория: Подготовка материалов, обзор аналогов.
Практика: Подготовка, вырезание и наненсение изображения на готовую
основу проработка отдельных элементов, декорирование декоративными
элементами, сбор готовой работы.
Тема 2.3: Техника «Киригами»
Теория: Подготовка аналогов просмотр роликов по технике
Практика: Подготовка и скрепление основы с фоном. Прорезание деталей.
Доработка отдельных элементов
Тема 2.4: Аппликации из бумаги
Теория: Подготовка материалов, обзор аналогов.
Практика: Подготовка, вырезание и наненсение изображения на готовую
основу проработка отдельных элементов, декорирование декоративными
элементами, сбор готовой работы.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов, просмотр работ.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Разделы

Количество часов
теори прак Всего
я
тика часов

1.
1.2
1.3

Вводное занятие
Киригами (вытынанки)
Простые однослойные вытынанки
Объёмные вытынанки

1.4

Вырезанный куб туннель

12

1.5

Объемный фонарь к празднику

12

1.6

Объемная открытка раскрывашка

12

1
60

1
60
12
12

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Защита работы
Беседа Защита
работы
Презентация
работы
Беседа Защита
работы
Выставка

2
2.1
2.2
2.3
2.4

Аппликация с декоративными
элементами
Простая аппликация с элементами
квиллинга
Аппликация с элементами
торцевания
Декорирование аппликации
ракушкой
Аппликация с обрезками ткани
Итоговое занятие
Итого:

46

46
12
12
12

1
2

106

10
1
108

Презентация
работы
Беседа Защита
работы
Выставка
Защита работы

Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.
Дисциплина: Силуэтное вырезание.
Тема 1. 2 Простые однослойные вытынанки
Теория: Ознакомление с новыми видами бумаги.
Практика: Вырезание мелкой работы по образцу
Тема 1. 3 Объёмные вытынанки
Теория: Ознакомление с видами объемных вытынанок, определение темы
работы.
Практика: Вырезание блоков вытынанки, закрепление блоков между собой.
Тема 1. 4 Вырезанный куб туннель
Теория: Ознакомление с макетами кубов для вырезания.
Практика: Вырезание и склеивание сторон куба, вставка декоративных
элементов.
Тема 1. 5. Объемный фонарь к празднику
Теория: Осмотр аналогов. Подготовка шаблонов
Практика: Вырезание по шаблону и свой вариант фонаря.
Тема 1. 6. Объемная открытка раскрывашка
Теория: Осмотр аналогов. Подготовка шаблонов
Практика: Вырезание по шаблону и свой вариант открытки.
Аппликация с декоративными элементами
1.Вводное занятие.

Теория: План работы коллектива на учебный год. Культура труда,
организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила
поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Тема 2.1 Простая аппликация с элементами квиллинга
Теория: Беседа квилинг. Просмотр и ознакомление с простыми формами.
Практика: Изготовление изделия по образцу.
Тема 2.2 Аппликация с элементами торцевания
Теория: Беседа торцевание. Просмотр и ознакомление с простыми работами.
Подготовка материалов и деталей.
Практика: Изготовление изделия по образцу.
Тема 2.3 Декорирование аппликации ракушкой.
Теория: Беседа «Вторая жизнь ракушек». Виды ракушек, их применение в
декоре. Основные этапы декорирование предметов морской ракушкой.
Практика: Изготовление изделия по образцу. Изготовление открытки из
серии «Животный мир», «Корабли».
Тема 2.4 Аппликация с обрезками ткани
Теория: Виды аппликауии. Основные этапы работы. Правила сочетания
бумаги. Подготовка основы. Способы соединения. Выбор инструментов.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№

1.
1.1

1.2
1.3

1.4

Разделы

Вводное занятие
Дисциплина «Силуэтное
вырезание»
Вырезание сложных работ
формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Вырезание 3х блочного
настенного календаря.
Изготовление объемной модели
дома в технике вырезания
формата А4.
Вырезание открыток ко Дню
Победы

Количество часов
Теор прак Всего
ия
тика часов
1

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

26

1
26

6

6

Защита работы

6

6

6

6

Беседа Защита
работы
Презентация
работы

5

6

Беседа Защита
работы

1.5

2
2.1

Смешанная техника вырезания и
расшивка бисером
декоративного элемента одежды.
Дисциплина «Коллажи из
натуральных материалов»
Шар подвесной – топиарий.

2

2

28

28
4
4

2.5

Декорирование предметов
ракушкой.
Изделия из сухих веток.
Коллаж с применением
различных декоративных
приёмов.
Объёмный коллаж.

2.6

Юмористический коллаж.

4

2.7

Бросовые материалы.

4

3
3.1

Дисциплина «Декупаж»
Изготовление и декорирование
шкатулок в технике декупаж.
Изготовление и декорирование
рамки для фотографий в технике
декупаж
Новая жизнь цветочного горшка.

28
6

28
6

6

6

8

8

Изготовление и декорирование
чайного домика в технике
декупаж.
Апликация
Аппликация на тему «Край
родной казачий»
Настольная игра на тему
«Народные костюмы»
Итоговое занятие
Итого:

8

8

24
12

24
12

12

12

2.2
2.3
2.4

3.2

3.3
3.4

4
4.1.
4.2

4
4

4

1
2

Защита работы

Групповая оценка
работ
Соревнование
Выставки
Защита работы
Беседа Защита
работы
Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Соревнование
Выставки
Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Беседа Защита
работы
Групповая оценка
работ
Презентация
работы
Беседа Защита
работы

1
108

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.
Дисциплина: Силуэтное вырезание.

Тема 1.1 Вырезание сложных работ формата А3 в технике силуэтное
вырезание.
Теория: Ознакомление с новыми видами бумаги.
Практика: Вырезание мелкой работы формата А3.
Тема 1.2 Вырезание 3х блочного настенного календаря.
Теория: Ознакомление с видами 3х блочных календарей, определение темы
календаря.
Практика: Вырезание блоков календаря, закрепление блоков между собой.
Тема 1.3 Изготовление объемной модели дома в технике вырезания
формата А4.
Теория: Ознакомление с макетами домов для вырезания.
Практика: Вырезание и склеивание сторон дома, вставка декоративных
элементов.
Тема 1.4 Вырезание открыток ко Дню Победы
Теория: История Великой Победы с фотографиями и презентацией.
Практика: Вырезание по шаблону и свой вариант открытки.
Тема 1.5 Смешанная техника вырезания и расшивка бисером
декоративного элемента одежды.
Теория: Ознакомление с аналогами элементов одежды.
Практика: Вырезание основы, прорисовка деталей с последующей
вышивкой бисером.
Дисциплина: Коллажи из натуральных материалов
Тема 2.1 Шар подвесной – топиарий.
Теория: Беседа «Топиар – искусство ландшафтного дизайна». Виды
топиариев. Показ иллюстраций и образцов. Классический топиарий. Подбор
декоративных материалов. Способы соединения деталей. Техника
безопасности
при
работе
с
термопистолетом.
Практика: Подготовка основы. Подбор декоративных материалов.
Соединение частей в целое. Украшение топиарий, декор.
Тема 2.2 Декорирование предметов ракушкой.
Теория: Беседа «Вторая жизнь ракушек». Виды ракушек, их применение в
декоре. Основные этапы декорирование предметов морской ракушкой.
Материалы и инструменты. Шкатулки из ракушек. Особенности морского
стиля. Сувениры из ракушек. Способы крепления. Виды применяемых
красок и клея. Правила безопасности при работе с клеящим пистолетом.
Практика: Изготовление изделия по образцу. Грунтовка поверхности,
наклеивание ракушек. Декорирование бутылки в морском стиле.
Декорирование
тарелочки,
подсвечников,
цветочных
горшков.
Декорирование, окраска изделий, покрытие лаком. Изготовление сувениров
из серии «Животный мир», «Корабли». Покрытие изделий лаком.
Тема 2.3 Изделия из сухих веток.
Теория: Беседа: Ключница, рамка для фотографий. Подбор материала для
работы. Обработка сухих веток. Виды соединения и крепления. Этапы
декорирования предметов аксессуарами. Техника безопасности при работе с
термопистолетом.

Практика: Выполнение плоскостных, полу объёмных и объёмных работ по
образцу самостоятельно. Покрытие лаком. Сушка изделия. Изготовление
работ из подручных материалов.
Тема 2.4 Коллаж с применением различных декоративных приёмов.
Теория: Виды коллажа. Основные этапы работы. Правила сочетания бумаги.
Подготовка основы. Способы соединения. Изготовления фона в технике
декупаж. Выбор инструментов.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Тема 2.5 Объёмный коллаж.
Теория: Инструменты и приспособления для работы. Материалы.
Технология изготовление фона методом печати и штампов. Основные
приемы работы с различными видами материала. Работа с литературными
источниками.
Практика: Изготовление фона методом печати и штампов. Закрепление
деталей. Соединение и стыковка. Фигурные элементы отделки изделий.
Выполнение полу объемных и объемных работ.
Тема 2.6 Юмористический коллаж.
Теория: Правила композиции. Подбор различных оттенков цвета. Формы
предметов, соотношение по величине, композиционные задачи. Приемы
работы. Вспомогательные материалы и их использование.
Практика: Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание
силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
Тема 2.7 Бросовые материалы.
Теория: Технология изготовления полезных изделий для дома. Вторая жизнь
CD дискам. Доступные способы обработки.
Практика: Изготовление изделий
по образцу. Аппликация, роспись
акриловыми красками.
Дисциплина: Декупаж
Тема 3.1 Изготовление и декорирование шкатулок в технике декупаж.
Теория: История шкатулки, практическое применение шкатулки в интерьере.
Практика: Изготовление шкатулки из: палочек для мороженого,
планшетного картона, коробки для конфет. Декорирование шкатулок
салфетками, нанесение лака, вставка декоративных элементов.
Тема 3.2 Изготовление и декорирование рамки для фотографий в
технике декупаж
Теория: Виды стилей рамок для фотографий, история возникновения рамок
для фотографий.
Практика: Изготовление рамок для фотографий из: палочек для
мороженного, планшетного картона, декорирование старых рамок для
фотографий в технике декупаж.
Тема 3.3 Новая жизнь цветочного горшка.
Теория: Ознакомление с видами цветочных горшков.
Практика: Декорирование цветочных горшков в технике декупаж,
искусственное состаривание кракелюрным лаком.

Тема 3.4 Изготовление и декорирование чайного домика в технике
декупаж.
Теория: Ознакомление с видами чайных домиков.
Практика: Изготовление чайных домиков из: планшетного картона,
декорирование готовых чайных домиков в технике декупаж.
Раздел: Аппликация
Тема 4.1: Аппликация на тему «Край родной казачий»
Знакомство с Донским краем, традициями, культурой, видами ремесел.
Тема 4.2: Настольная игра на тему «Народные костюмы»
Знакомство с карточками с изображением народных костюмов и
народностей. Подбор костюмов к подходящим народам.
Итоговое занятие.
Поведение итогов работы по программе. Презентация творческих работ.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2

Разделы

Вводное занятие
Бумагопластика
Цветы из бумаги.
Осенний букет
Творческая работа
«Природа Донского края»
Мастерская лепки
Резьба по пластилину
Выпуклая аппликация из
пластилина
Лепка украшений. Завитки
и розы.
Мастерская дизайна
Объемная мозаика из
гофрированной бумаги.
Моделирование из цветной
бумаги. Открытка с
сюрпризом.

Количество часов
теория практи Всего
ка
часов
1

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
Беседа

30
10
10

1
30
10
10

10

10

Защита работы
Беседа Защита
работы
Презентация работы

24
8
8

24
8
8

Защита работы
Презентация работы

8

8

Беседа Защита
работы

24
8

24
8

8

8

Соревнование
Выставки
Защита работы

3.3

Вырезание объемных фигур
в технике «киригами»

8

8

Беседа Защита
работы

4
4.1.

Аппликация
Аппликация на тему «Край
родной казачий»
Настольная игра на тему
«Народные костюмы»
Итоговое занятие
Итого:

28
14

28
14

Беседа

14

14

Игра

106

1
108

4.2

1
2

Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на учебный год.
Практика: Рассмотрение материалов для будущей работы.
Раздел: Бумагопластика
Тема 1.1: Цветы из бумаги.
Теория: Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология
изготовления цветов из креповой бумаги.
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам. Вырезание деталей по готовым аналогам, формирование
деталей с построением формы, наклеивание деталей. Декоративное
оформление композиции. Презентация работы.
Цветы: роза, тюльпан, пион.
Тема 1.2: Осенний букет
Теория: Последовательность выполнение работы. Пространственные
представления. Составление композиции.
Практика: Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги, подготовка материала, проработка отдельных деталей основы,
добавление клея ПВА, украшение декоративными элементами, сборка
готовой работы с последующей презентацией.
Тема 1.3: Творческая работа «Природа Донского края»
Теория: Техника безопасности работы с ножницами
Практика: Изучение природы родного края, заготовка шаблонов, вырезание
по готовым аналогам несложной аппликации. Сборка деталей наклеивание
деталей на лист с последующим формированием работы.
Раздел: Мастерская лепки
Теория: Ознакомление с материалом, обзор аналогов поделок.
Практика: Подготовка несложных основ для будущих работ, изучение
материала
Тема 2.1: Резьба по пластилину

Теория: Виды работ, подготовка материала.
Практика:
Изготовление
плоскостных,
рельефных,
объёмных изделий из пластилина, выбор шаблона, наметка форм, лепка
основных деталей с последующим соединением их между собой,
сглаживание краев, проработка мелких деталей, добавление текстур,
украшение декоративными элементами.
Тема 2.2: Выпуклая аппликация из пластилина
Теория: Виды аппликации, подготовка материала.
Практика:
Изготовление
плоскостных,
рельефных,
объёмных изделий из пластилина, лепка отдельных деталей, формирование
предварительных форм, проработка мелких элементов, соединение всех
деталей, работа с текстурами, формирование готовой работы с последующей
презентацией.
Тема 2.3: Лепка украшений. Завитки и розы.
Теория: Виды украшений, подготовка материала.
Практика: Подготовка и прорисовка эскиза, заготовка отдельных деталей и
форм, создание различных текстур и мелких деталей, формирование деталей
в готовое полотно с последующей проработкой деталей. Презентация
готовой работы.
Раздел: Мастерская дизайна
Тема 3.1: Объемная мозаика из гофрированной бумаги.
Теория: Подготовка деталей изучение аналогов
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам, вырезание простых закрытых форм, форм с прорезными
элементами, составление работы из простых силуэтов. Вырезание простых
силуэтов по готовым аналогам.
Тема 3.2: Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом.
Теория: Ознакомление с аналогами, выбор схем и шаблонов.
Практика: Ознакомление с различными схемами поп-арт открыток,
ознакомление с аналогами поп-арт открыток.Вырезание поп-арт открыток по
готовым аналогам, создание эскизов простых поп-арт открыток, вырезание
поп-арт открыток по своим эскизам.
Тема 3.3: Вырезание объемных фигур в технике «киригами»
Теория: Виды работ, выбор формы, выбор шаблона.
Практика: Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по
образцам, рисункам. Декоративное оформление композиции. Соединение
шаблона с чистой цветной бумагой с последующей мелкой вырубкой узора
по видимому силуэту. Отсоединение готовой работы, оформление в рамку.
Раздел: Аппликация
Тема 4.1: Аппликация на тему «Край родной казачий»
Теория: Знакомство с Донским краем, традициями, культурой, видами
ремесел.

Тема 4.2: Настольная игра на тему «Народные костюмы»
Знакомство с карточками с изображением народных
народностей. Подбор костюмов к подходящим народам.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов, просмотр работ.

костюмов

и

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Предметные результаты:
приобретут трудовые навыки и умения, для овладения традиционными
способами
обработки различных материалов.
получат представление о различных видах и техниках декоративноприкладного
искусства;
научатся различать различные техники декоративно – прикладного
творчества;
приобретут практические умения по работе с соленым тестом, глиной и
пластилином, различными изобразительными материалами;
Метапредметные результаты
научаться планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей
научатся адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,
товарища,
родителя и других людей
смогут контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
будут уметь договариваться и приходить к общему решению в
совместной
деятельности
научатся формулировать собственное мнение и позицию
Личностные результаты:
будут проявлять интерес к истории и культуре нашего народа;
научатся видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления,
проявлять
эмоциональное отношение к окружающей действительности и
выражать его через
свое творчество;
будут знать правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом
творческом
процессе.
будут знать правила игрового общения, о правильном отношении к
собственным
ошибкам, к победе, поражению.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график размещен в Приложении 1.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.2.1 Материально-техническое обеспечение:
Занятия творческого объединения проводятся в учебном кабинете или
другом
приспособленном для этих целей помещении. Для организации проведения
занятия по декоративно-прикладному творчеству необходимо следующее
оснащение:
материалы:
• бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, тетрадная;
• открытки, салфетки, фольга;
• картон: цветной, тонкий, упаковочный;
• поролон, вата, проволока;
• природный материал;
• «бросовый» материал (коробки, пластиковые бутылки, кондитерские
упаковки);
• поролон; пенопласт; соленое тесто, пластилин;
• клей «ПВА», плиточный клей «Титан», обойный клей;
• шерстяные нитки;
• соль, крупа, ватные диски;
• опилки;
• ткань.
инструменты, приспособления:
• карандаши;
• фломастеры;
• ластик;
• линейки;
• краски;
• гуашь;
• кисточки;
• ножницы;
• канцелярский нож;
• шило;
• прозрачная калька для перевода рисунков;
• схемы.
оборудование:
• ноутбук;
• проектор;

• фотоаппарат;
• принтер;
• сканер.
2.2.2 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования
имеющий профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы.
Для повышения эффективности занятий педагог регулярно занимается
самообразованием, изучая литературу по декоративно-прикладному
направлению, размещает свои авторские материалы на образовательных
сайтах, в сетевых сообществах и личных сайтах, демонстрируют уровень
своей квалификации на профессиональных конкурсах, фестивалях.
2.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе используются следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ,
беседа,
объяснение,
наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий
народных мастеров.)
Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,
тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических
заданий.)
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности
ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ
творческой деятельности учащегося и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается
необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на
развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях
познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в
постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми
(единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем
наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к
мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению,
повышению уровня самооценки ребенка.
2.4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация: Промежуточная аттестация проводится во
время учебных занятий в рамках учебного расписания.
Цель промежуточной аттестации – определение оценки степени и уровня
освоения обучающимися программы «Сделай сам» по итогам полугодия

Форма промежуточной аттестации: выставка.
Итоговая аттестация:
Итоговая аттестация осуществляется, как правило, в апреле-мае, в
соответствии с графиком.
Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
общеобразовательных общеразвивающих программ по всему курсу
обучения.
Форма промежуточной аттестации: выставка.
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение
уровня Беседа, игра.
года
развития
детей,
их
творческих способностей
Текущий контроль
В
течение
всего Определение
степени Педагогическое
учебного года
усвоения
обучающимися наблюдение, беседа,
учебного
материала. игра, конкурсы.
Определение
готовности
детей к восприятию нового
материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников в обучении.
Выявление детей, отстающих
и опережающих обучение.
Подбор
наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По
окончании Определение
степени Выставки,
изучения темы или усвоения
обучающимися конкурсы.
раздела. В конце учебного
материала.
полугодия.
Определение
результатов
обучения.
В конце учебного года или курса обучения
В конце учебного Определение
изменения Выставки,
года
или
курса уровня развития детей, их конкурсы,
обучения
творческих
способностей. портфолио
с
Определение
результатов работами.

обучения.
2.5 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Таблица 4.
Результаты

Критерий

Показатель

Форма
отслеживания
результата

степень владения
на практике
наблюдение
уровень
техниками и
сформированности
Предметные
приёмами
навыков в области
степень
результаты
декоративноцелесообразности
наблюдение
прикладного
применения
творчества
приёмов и техник в
работе с
различными
материалами
количество
поделок,
журнал, раздел
выполненных по
«Творческие
собственному
достижения»
замыслу и для
выставок
уровень развития
степень развития
фантазии и
фантазии,
наблюдение
Метапредметные
образного
мышления,
результаты
мышления,
воображения
воображения
уровень
Количество
устойчивости
посещённых
журнал
интереса к
занятий
занятиям
уровень
Активность
сформированности
участия в
портфолио
личностных
выставках и
качеств
конкурсах
степень
аккуратности при
изготовлении
наблюдение
поделок

Личностные
результаты

степень
журнал, раздел
увлечённости и
«Массовые
уровень
заинтересованности мероприятия»
сформированности
работой
навыков
кол-во посещённых
наблюдение
коллективного
культурновзаимодействия
массовых
мероприятий
степень
наблюдение
взаимодействия,
сотрудничества с
обучающимися

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайцева А., Объемный квиллинг. Цветы и фигурки животных. Издво Эксмо, 2016.
2. Зайцева А., 75 изумительных снежинок из бумаги. Изд-во Эксмо, 2015.
3. Казак А. А., Казак Н. В. Цветы на платке. Москва, ВЛАДОС, 1995.
4. Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск. Карелия.2009.
5. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. Академия
развития. 2014.
6. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками /пер. с нем. – М.:
Мой Мир Гмб и К о КГ, 2012
7. Cубочева Е. «Жостово». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ, 2015
8. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо,
2012.
9. Сергей Коваченко Большая пластилиновая книга Изд-во Эксмо, 2021.
10. Рони Орен Секреты пластилина Изд-во Махаон, 2014. 2018
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1.
1. Авторы: Людмила Сеньшова, Ольга Чтак «Пластилиновая лаборатория
Чевостика 2» 2019г.
2. Кабаченко С. «Как слепить из пластилина любое животное за 10 минут.
Звери, птицы, насекомые» Издательство ЭКСМО 2022г.
3. Земченок С.О. Лепим из пластилина: смотри и повторяй Издательство АСТ
2022г.
4. М.В. Адамчик Книга Азбука из пластилина, Лепим из пластилина.
Развитие ребенка. Издательство АСТ, Харвест 2022г.
5. Литвинова О. Рисование, лепка, аппликация с детьми младшего
дошкольного возраста с ТНР. с 3 до 4 лет. ФГОС. Методический комплект
программы Нищевой Н. В. Издательство Детство-Пресс 2021г.

6. Маврина Лариса Викторовна Первое творчество. Выпуск 3. Мои первые
аппликации. Издательство Стрекоза 2020г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://stranamasterov.ru/node/1364 «Страна мастеров» (портал) обращение
(19.05.23)
2. https://infourok.ru/ Образовательный портал «Инфоурок» (сайт). обращение
(19.05.23)
3. https://learningapps.org/ Сервис для создания интерактивных упражнений
(обращение 19.05.23)
4. https://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-poplastilinografi-dlja-detei-5-7-let.html Международный образовательный портал
(обращение 19.05.23)
5. https://www.art-talant.org/publikacii/2052-krughkovaya-deyatelynosty-veselyyplastilin Арт - талант Академия развития творчества (обращение 19.05.23)
6. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/20414-rabochaya-programmavolshebnyj-plastilin.html Дошколенок Ру. Сайт для воспитателей детских
садов (обращение 19.05.23)
7. https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-obshchera82.html Образовательная площадка «Мультиурок» (обращение 19.05.23)
8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141934-volshebnyj-mirapplikacii Образовательный портал «Продленка» (обращение 19.05.23)

2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Календарный учебный график
Приложение 1.
п/
п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

Колво Примечания
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».