Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей
с самого раннего возраста. Организация прикладной художественно-творческой
деятельности детей – одно из условий успешности в формировании
любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по
декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное
развитие учащихся.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения
проблем личностного развития детей; развивается эмоциональная сфера ребенка,
развивается пространственное и наглядно - образное мышление, воображение,
память, формируются инициатива, самостоятельность, любознательность, умение
концентрировать внимание.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного
интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в
творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей
развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская» была разработана в 2019 году.
Программа разработана согласно методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо
Минобрнауки
России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242), соответствует
положениям Конвенции «О правах ребенка», закону РФ «Об образовании»,
Приказу Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», Федеральному закону от
31 июля 2020г. №304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Методическим рекомендациям «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в
образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их
оздоровления».
3
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы «Волшебная мастерская» - художественная.
Вид программы – модифицированная.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы
Актуальность данной программы заключается в следующем. В детстве
особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика
пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа
руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо
организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная
ребенком работа обладает интересным и ярким содержанием, то это приносит
маленькому мастеру удовольствие и пользу. А положительные эмоции при
выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу,
развивают фантазию, познавательные интересы.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения
объема знаний. Центральное место на занятиях занимает практическая работа.
Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на
приобретение учащимися знаний познавательного характера, они изучают
технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям
ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и
коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам
ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и
удивительное своими руками. Коллективные же работы объединяют детей и
взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе
нужную и красивую поделку.
Новизной программы является развитие у детей дошкольного возраста
творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений,
познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами
практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний и умений на
занятиях используется дидактические и словесные игры, упражнения.
Вся работа образовательной программы построена на желании детей
научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее - быть
немного
волшебниками.
Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и
находить применение создаваемым поделкам. Темы занятий спланированы так,
что большая часть поделок находят применение в игре, на различных занятиях,
служат украшением дома.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в
том, что групповые занятия по представленным видам декоративно-прикладного
творчества, способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного
4
возраста, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние
детей, формируют основы патриотизма. Используемые в программе виды труда
способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли,
дисциплинированности, желания трудится. Данная программа предусматривает
увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального подхода к каждому ребенку.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети
занимаются не одним видом творчества, а разными видами рукоделия, которые
соответствуют их возрастным возможностям.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий
уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и
комбинируя их, ребенок получает возможность создавать яркие и интересные
изделия с применением различных техник. Важная роль отводится формированию
культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и
времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами,
соблюдению правил безопасной работы.
Освоение содержания учебного материала строится с учётом необходимости
индивидуализации и дифференциации обучения. Распределение часов в
программе не является строго регламентированным, поэтому с учётом текущих
результатов деятельности обучающихся возможно изменение количества часов в
рамках общего учебного времени, а также включение дополнительного
материала, имеющего определённую значимость для реализации программных
задач.
1.1.4 Адресат программы
Программа разработана для детей 5-7 лет.
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными
психологическими возможностями и особенностями ребят данного возраста:
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы – ознакомительный
Объём программы - 72 часа
Сроки реализации программы - 1 год
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а
также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация
программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в
форме самообразования.
5
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся 1 раз в неделю в утренний или вечерний отрезок
времени. Количество детей в группе не менее 15 человек.
Состав группы постоянный. Учебные занятия проводятся по группам,
подгруппам, всем составом объединения одновременно.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе
ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего
народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших
дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития
художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе
деятельности.
Использование художественной литературы и сюрпризных моментов
делают занятия еще более увлекательными, и помогают преодолевать
возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет
положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на
развитие творчества дошкольников.
1.1.8 Режим занятий
Занятия проводятся по 2 часа в неделю - 72 часа в год.
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы - развивать познавательные, творческие и художественные
способности дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества.
1.2.2 Задачи программы:
Образовательные:
познакомить с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства;
обучать различным техникам и приёмам декоративно – прикладного творчества;
формировать умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе.
Развивающие:
развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное
мышление, зрительную память;
расширять словарный запас;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать умение выполнять работу по образцу, самостоятельно дополняя её
деталями, делая работу более выразительной.
6
Воспитательные:
формировать
у
детей
умение
трудится
в
коллективе;
воспитывать
усидчивость,
терпение,
внимательность,
старательность,
самостоятельность;
воспитывать бережливость к материалам, оборудованию;
воспитывать любовь к Родине, родному краю через знакомство с разнообразием
декоративно-прикладного творчества, историей, символикой.
1.3 Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебно – тематический план
Таблица 2
Количество часов
№
Наименование разделов и
тем
1
Вводное занятие
2
Удивительный мир
аппликации
Аппликация из бумаги
2.1
Теория
Практик
а
2
Всего
2
4
12
16
Практические
задания
Педагогическое
наблюдение
2.3
Аппликация из ткани и
ниток
3
7
10
2.4
Торцевание
2
6
8
3
Волшебство оригами
4
Пластилиновая сказка
5
Сувенирное царство
2
8
1
5
10
6
Педагогическое
наблюдение
10
12
3
6
Воспитываем и познаём
3
7
Итоговое занятие
2
8
Всего
21
2
51
7
Беседа
Практические
задания
2
6
Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
72
Педагогическое
Наблюдение
Беседа
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Знакомство с группой детей. Игры на знакомство. Беседа о видах декоративно
- прикладного искусства. Организация рабочего места. Правила безопасности труда
и личной гигиены на занятиях.
2. Удивительный мир аппликации.
2.1Аппликация из бумаги.
ТЕОРИЯ. Понятие аппликация, её виды. Ознакомление с историей появления
бумаги, её видах и свойствах. Знакомство с цветовым кругом. Понятие «Декор»,
применение в творчестве. Технология изготовления плоскостной и объёмной
аппликации.
Подбор бумаги.
Инструменты и материалы.
Составление
композиции, подбор цветовой гаммы.
Способы соединения деталей.
Рассматривание образцов, иллюстраций. Техника безопасности.
ПРАКТИКА. Изготовление объёмных и плоскостных аппликаций. Мозаика из
бумаги. Работа по образцу, по шаблонам и самостоятельное изготовление деталей.
Оформление готовых работ. Викторина «Эта чудесная бумага». Пословицы о труде
(чтение и заучивание наизусть).
ИЗДЕЛИЯ: «Наливное яблоко», «Кленовый лист», «Весёлый клоун», «Паучок»,
«Мишкин сон», «Весёлый клоун», «Зимняя шапка», «Зимний лес», «Открытка к 9
мая», «Весенние цветы».
2.3 Аппликация из ткани и ниток.
ТЕОРИЯ. Работа с тканью и нитками. Рассматривание и анализ образцов
поделок. Способы оформления. Техника безопасности.
ПРАКТИКА. Выбор тканей и ниток для аппликации. Составление эскиза
(работа по шаблонам, самостоятельное изготовление деталей). Выполнение
работы. Самостоятельное декорирование и оформление изделий. Дидактическая
игра «Составь узор». Пальчиковая гимнастика.
ИЗДЕЛИЯ. «Ситцевые петушки», «Цыплёнок Пи», «Котята», «Солнышко»,
«Матрёшка».
2.4 Торцевание
ТЕОРИЯ. Что такое торцевание. Виды бумаги, технология изготовления.
Рассматривание образцов, иллюстраций. Инструменты и приспособления. Техника
безопасности.
ПРАКТИКА. Составление эскиза композиции. Выбор цветовой гаммы
бумаги. Выполнение работы, совершенствование ранее изученных приемов.
Оформление изделия. Упражнения на развитие зрительной памяти.
ИЗДЕЛИЯ. «Корзина с цветами», «Пушистик», «Ёжик».
8
3. Волшебство оригами.
ТЕОРИЯ. Понятие оригами. История появления оригами. Знакомство с
основными геометрическими понятиями и базовыми формами.
Способы
изготовления поделок и соединения деталей.
ПРАКТИКА. Изучение базовых форм – заготовок («двойной треугольник»,
«блинчик»). Изготовление поделок по объяснению. Самостоятельное изготовление
дополнительных деталей и украшений. Игра « Рыбы, птицы, звери».
ИЗДЕЛИЯ. «Мой дом», «Разноцветные птички», «Воздушный змей»,
«Рыбки», «Конь», «Кораблик».
4. Пластилиновая сказка.
ТЕОРИЯ. Знакомство с приёмами аппликации пластилином. Технологические
приёмы. Необходимые инструменты и материалы. Способы изготовления
отдельных элементов. Инструктаж по технике безопасности.
ПРАКТИКА. Выбор темы изделия. Составление эскиза. Подбор цветовой
гаммы бумаги и пластилина. Работа по образцу. Самостоятельное изготовление
дополнительных элементов.
ИЗДЕЛИЯ. «Платок для бабушки», миниатюры, «Улитка», «Жирафик Гоша».
5. Сувенирное царство.
ТЕОРИЯ. Рассказ о разнообразии материалов для всевозможных поделок,
сувениров. Рассматривание образцов поделок, иллюстраций, фото. Ознакомление с
техникой изготовления поделок. Способы соединения деталей. Правила техники
безопасности.
ПРАКТИКА. Изготовление поделок из бросового материала по образцам,
рисункам, иллюстрациям, по замыслу. Использование в работе смешанных техник
декоративного искусства. Работа по шаблонам, схемам, рисункам. Самостоятельное
декорирование и оформление поделок. Сказка про пуговицы.
ИЗДЕЛИЯ. «Чайная чашка», сувениры к праздникам, открытки из серии
«Просто так!».
6. Воспитываем и познаём
ТЕОРИЯ. Познавательный час «Сказки Тихого Дона». Беседа «Кто защищает
нашу Родину»
ПРАКТИКА. Сувениры для папы и мамы к праздникам.
ИЗДЕЛИЯ. Сувенир для папы «Галстук». Изготовление сувенира для мамы
«Корзина с цветами». Сувенирная открытка к 9 мая.
7. Итоговое занятие
9
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
познакомится с техниками декоративно-прикладного творчества;
будет обучен различными техниками и приёмами декоративно – прикладного
творчества;
будут сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе.
Метапредметные:
будет развита познавательная и творческая активность, фантазия, образное и
логическое мышление, зрительная память;
будет расширен словарный запас;
будет уметь соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при
работе с различными материалами и инструментами.
Личностные:
будет сформировано умение трудиться в коллективе;
будут воспитаны усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
будет привита бережливость к материалам, оборудованию;
будет воспитана любовь к Родине, родному краю через знакомство
с
разнообразием декоративно-прикладного творчества, историей, символикой.
1.5 Условия реализации программы
1.5.1 Кадровое обеспечение
Реализовывать программу «Волшебная мастерская»
может педагог,
имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями
в области декоративно-прикладного творчества и опытом работы с детьми
дошкольного возраста.
1.5.2 Материально – техническое обеспечение программы
Комната, в которой проводятся занятия, просторная, светлая, оснащенная
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту и
количеству детей.
Для ведения занятий по декоративно-прикладному творчеству необходимо
методическое и дидактическое обеспечение:
Дидактический и раздаточный материал:
Образцы готовых изделий
Альбомы с иллюстрациями, рисунками
Наглядные пособия
Технологические карты по изучаемым техникам
Раздаточный материал (схемы, шаблоны, эскизы, текстовые описания)
10
Выкройки и шаблоны для изготовления изделий.
Наглядные пособия:
Альбом «Игрушки из бумаги»
Альбом «Дымковские игрушки»
Интернет-ресурсы
Презентационные материалы по тематике модулей.
Материалы и инструменты:
Бумага белая и цветная
Ножницы
Клей ПВА, клей – карандаш
Картон
Карандаши, фломастеры
Гофрированная бумага
Нитки для вязания
Ткань белая, цветная
Крупа (рис, пшено, гречка и т.д.)
Палочки для суши
Пластилин
Пайетки, пуговицы, бисер
Клей «Силач»
Синтепон, вата
Шёлковые ленты
Канцелярский нож
Магнитная доска
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного
из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график вынесен в приложение №1
2.2 Формы контроля и аттестации
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на
получение информации о знаниях, умениях и навыках детей. Так как учащиеся –
дошкольники, то аттестация не проводится.
Для их проверки будут использованы следующие виды и методы контроля:
- педагогическое наблюдение
11
- беседа
- практические задания
- выставки
- дидактические игры
2.3. Диагностический инструментарий
Таблица 2
Критерии
Показатели критерия по уровням освоения программы
Высокий
Средний
Низкий
Образователь
ный
результат
Знает,
практически,
все термины, имеет
необходимый уровень
теоретических знаний,
самостоятельно
выполняет
практические задания с
элементами творчества,
умело
работает
с
бумагой
и
др.
подручными
материалами
для
декоративных
изделий.
Имеет небольшой
объем
необходимых
теоретических
знаний
и
практических
умений,
иногда
проявляет
творческую
активность.
В
практической
работе
часто
требуется помощь
педагога.
Практически
не
владеет
теоретическими
знаниями
по
разделам.
Не
владеет
специальной
терминологией.
В
практической
работе испытывает
серьезные
затруднения,
без
педагога задание не
выполнит
Метапредмет
ный
результат
Умеет
применить
знания; демонстрирует
развитие
мелкой
моторики,
фантазии,
воображения, интереса
к
декоративному
творчеству, соблюдает
правила
техники
безопасности,
аккуратен
и
ответственен
в работе.
Умеет применить
знания, показать
умения, но идеи
высказывает
редко, проявляет
познавательную
активность,
фантазию редко,
соблюдает
правила техники
безопасности
с
напоминания
педагога
Не
умеет
применить знания
и
умения
на
практике,
не
проявляет
познавательную и
творческую
активность,
фантазию,
нарушает правила
техники
безопасности
Личностный
результат
Проявляет готовность
к
самостоятельному
творчеству
и
к
творческому
взаимодействию;
терпим к успеху и
неудачам как своим,
так и других ребят;
Проявляет
готовность
к
самостоятельном
у и взаимному
творчеству,
может адекватно
Не
проявляет
готовность
к
самостоятельност
и
и
взаимодействию в
творчестве,
оценки
своего
труда и труда
12
способен к диалогу в
творческой
деятельности,
к
рефлексии
итогов
освоения программы и
демонстрации
ее
результатов
оценить
свою и
ребят
работу
других
ребят
неадекватные
Итоговая оценка результативности освоения программы каждым
ребёнком проводится путем вычисления среднего показателя, основываясь на
суммарной составляющей по итогам освоения учебного материала.
Критерии оценки вынесены в Приложении №2
2.4 Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы «Волшебная
мастерская» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое
оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При
подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации
учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип
наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 5-7 лет, на который
рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.
Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при
осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы
изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные
пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что
достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом
зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом
соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и
навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебнотематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое
внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении,
методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и
умениями.
Для достижения поставленных целей программы предлагаются
использование методов: наглядный, словесный, игровой.
Приемы:
прием показа способов деятельности, совместной деятельности;
объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение;
игровые приемы;
создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между
различными видами искусств;
поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного
труда и изобразительного искусства;
13
создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия
художественного образа.
Для достижения цели и задач образовательной общеразвивающей
программы «Волшебная мастерская» применяются следующие педагогические
технологии:
Групповые технологии
Технология игрового обучения
Коллективного взаимообучения
Здоровьесберегающие технологии
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные
обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение,
создание положительной мотивации, выставки работ, конкурсы .
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию,
формам и методам осуществления.
Очень сильное влияние на детей оказывают поощрения. Одобрение,
похвала, награда, признание достижений товарищами за короткое время
изменяют у детей мотивы поведения, отношение к труду, стимулируют детей на
положительные поступки.
Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе
игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться в кружковой работе.
Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к
будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого
интереса к новой технике.
Исходя из содержания программы, проводятся различные познавательные игры:
дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, конкурсы, соревнования и др.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный
запас, развивающие зрительную память, фантазию и воображение. Занятия
включают в себя регулярные проведения физминуток, игр, которые снимают
напряжение глаз, рук, плеч.
Результативность и успешность применения
методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию
самостоятельности и творческой активности обучающихся.
Формы проведения занятий в объединении очень разнообразны и интересны:
сюжетно – ролевая игра
посиделки
викторина
игра – путешествие
соревнование
сказка
викторина
выставка.
14
2.5 Список литературы
Нормативная база:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Методические пособия для педагогов:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. СПб:ООО»СЗКЭО», 2018г, «Оригами. 337
схем от простых до сложных»
2. Музалевская Ю.В., Серия «Занимательный досуг», издательство Лабиринт
2016г.
3. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль. Академия
Холдинг .2001 г.
4.Большая энциклопедия поделок М. Росмен. 2014 г.
5.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебнометодическое пособие», М., «Цветной мир», 2018г.
Использованы ресурсы
1. Дидактический интернет – сайт «Страна мастеров». – Режим доступа:
https://stranamasterov.ru/- дата обращения 10.08.2022;
2.Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс). Режим
доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanieruchntrud/2018/02/21/programma-kruzhkovoy-raboty-po-shityu-i - дата обращения
12.08.2018;
3. Международный образовательный портал МААМ
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-vpodgotovitelnoi-grupe-chto-takoe-yekologija.html
15
Фамилия, имя ребёнка
№
п/п
1
2
3
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
18
Усидчивость, терпение,
внимательность, старательность
Умение работать в коллективе
Словарный запас
Самостоятельность и умение вносить
в работу дополнительные элементы
Соблюдение техники безопасности
Познавательная и творческая
активность
Умение правильно и аккуратно
выполнять работу
Теоретические и практические знания
и умения
Приложение №2