Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31 марта 2022
года № 678 – р;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность
организации дополнительного образования.
Федеральным рекомендации Минобразования Ростовской области по
использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской № Пр-1845 от 30 сентября 2021 г. «Об
использовании государственных Российской Федерации в государственных и
муниципальных общеобразовательных организациях Минпросвещения России с
учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской
Федерации;
Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты;
и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность
организации дополнительного образования.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я –
волонтер!» имеет социально-гуманитарную направленность, призвана внести вклад
в физическое и нравственное оздоровление подрастающего поколения.
Новизна и актуальность программы
Новизна данной программы заключается:
в разнообразии тренинговых занятий, направленных на развитие ценностных
установок и конструктивного общения;
в возможности использовать творческих потенциал при организации
мероприятий, акций и других форм;
в большем количестве практических занятий, и меньше теоретических.
Программа довольно актуальная, так как в условиях постоянных изменений
морально-нравственных и ценностных установок современного общества растет
число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения. Правильная
работа с подрастающим поколением может в разы снизить количество таких
подростков и дать базу правильных ценностных установок, которые посредством
детей пойдут дальше в массы. Так же программа несет и воспитательный характер.
Мы воспитываем в детях любовь к своему краю, сострадание к людям, развиваем
навыки дружелюбия и общительности.
Педагогическая целесообразность
При составлении и реализации программы были подобраны оптимальные методы и
средства обучения, обеспечивающие достижение поставленной цели:
словесные (рассказ, беседа, диспут)
наглядные (видео- и фотоматериалы, карточки с заданиями, иллюстрации,
демонстрация учителем у доски, буклеты, плакаты)
практические (практические занятия, организация мероприятий, тренинги)
Средства обучения были подобраны таким образом:
аудиальные (музыка, звуки)
визуальные (иллюстрации, демонстрация)
-аудиовизуальные (видеоматериалы)
В программе основана на множестве принципов, ни один из них нельзя поставить
во главе всего, ведь они задействованы в процессе обучения в одинаковой мере.
Принцип связи с жизнью помогает учащимся осознать важность и нужность
получаемых знаний и умений, научиться использовать их в повседневной жизни.
В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности, помогающие
построить процесс обучения в соответствии с возрастом и образовательными
потребностями учащихся.
Принцип доступности обеспечивает понимание учащимися получаемой
информации, при чем наравне с ним реализуется принцип научности, где научные
математические термины подаются в упрощенной форме.
Принцип активности и самостоятельности закрепляет за процессом обучения
приоритет самостоятельного выполнения заданий и активная деятельность вне
образовательного учреждения.
Таким образом, заявленная программа поможет обучающимся освоить базу знаний
о волонтерских движениях и успешно применять полученные знания.
Адресат программы
Возрастная категория – подростки от 14 до 18 лет.
Программа рассчитана на школьников, желающих быть волонтерами,
реализовывать свой творческий потенциал. Учащиеся могут быть как участниками
школьных волонтерских движений, так и начинающими волонтерами.
Помимо образовательного процесса, в программе учитывается развивающий
компонент: развитие когнитивной сферы личности, стрессоустойчивости, умения
работать с разными группами людей.
Психологические
особенности
данного
возрастного
периода.
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом
ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском
собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные
представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам
подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом
нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность,
скачкообразность,
дисгармоничность
развития.
Наблюдается
как
интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных
сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и
интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может
достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).
В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста
деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает
наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности. Накопление
опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует
потребность подростков в признании их прав, во включении в общество на
условиях выполнения определенной, значимой роли. Социально значимую
деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо
целенаправленно формировать, что и обуславливает создание данной программы.
Условие зачисления в группы – собеседование.
Вид программы по уровню усвоения: базовый.
Форма обучения: очная с возможностью применения дистанционных технологий
Срок освоения программы и количество обучающихся
Срок обучения по программе составляет 3 года: тренинговые занятия,
направленные на развитие качеств личности, умений общаться с разными типами
людей, не реагировать на провокации и прочие отрицательные проявления.
Количество учащихся:
1 год – 15 человек
2 год – 12 человек
3 год – 10 человек
Объем программы –540 часов
1 год – 144 часа
2 год – 180 часов
3 год – 216 часов
Режим занятий.
Занятия проходят:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
2 год обучения – 2 раза в неделю (2 и 3 часа соответственно);
3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.
Отличительные особенности программы
Программа построена таким образом, чтобы учащийся сначала узнал больше
о себе и своих качествах, научился применять их в волонтерской деятельности.
Здесь важно раскрыть потенциал каждого обучающегося, научить применять его во
благо общества и отряда.
Курс предусматривает в основном практическую деятельность, а также
несколько блоков теории, направленной на закрепление умений общаться с
другими людьми, уметь общаться конструктивно, не поддаваться агрессии. Также
здесь волонтеры учатся самостоятельно готовить мероприятия, отбирать нужный
материал и уметь преподнести подготовленное.
Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для развития волонтерского движения как
одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на
добровольческую деятельность.
Для реализации намеченной цели, были поставлены ряд задач:
Образовательные:
научить реализовывать свой творческий потенциал на занятиях и в
повседневной жизни;
помочь в познании себя и окружающих людей посредством тренинговых
занятий;
обучить формам и методам профилактической деятельности (вредные
привычки, асоциальное поведение)
Развивающие:
развить психические познавательные процессы: память, внимание, мышление,
воображение, речь;
развить любознательность, заинтересованность в процессе добровольческой
деятельности;
развить умение общаться с людьми, легко устанавливать конструктивный
диалог,
Воспитательные:
воспитать уважительное отношение ко всем участникам образовательного
процесса и окружающим людям;
воспитать негативное отношение к пагубным привычкам посредством
проведения тематических мероприятий и конкурсов;
воспитать самостоятельность, чувство ответственности за свои действия;
воспитать активную и гражданскую позицию, основанную на готовности к
участию в общественно-политической жизни страны.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и
групповой работы.
обмениваться
знаниями между одногруппниками для принятия
совместных решений.
Регулятивные:
определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту
деятельности
оценивать уровень владения учебным действием
определять целевые установки образовательной деятельности
прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Познавательные:
выполнять учебные задачи;
работать с информацией и перерабатывать ее;
уметь выделять существенную информацию из текстов;
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
сформировано уважительное
отношение ко
всем участникам
образовательного процесса и окружающим людям;
воспитано негативное отношение к пагубным привычкам;
сформирована гражданская позиция
Предметные:
реализация творческого потенциала каждого учащегося;
познание себя и окружающих людей посредством тренинговых упражнений
получено обучение формами методам профилактической деятельности в
различных направлениях
В ходе реализации
компетенции:
программы
у
детей
формируются
следующие
Информационные компетенции:
умение
искать
и
отбирать нужную
информацию,
из
разных современных источников, преобразовывать, сохранять и передавать ее
при помощи реальных объектов;
навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в
окружающем мире и образовательных областях.
Коммуникативные компетенции:
приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности;
совершенствование речи, как средства общения;
навыки работы в разновозрастной группе детей;
толерантное отношение к другим людям;
овладение культурой общения.
Познавательные компетенции:
способность продолжать самообразование в области выбранного искусства;
способность ответственно относиться к деятельности;
способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную
деятельность по их достижению.
Здоровьесберегающие компетенции:
соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности;
понимание ответственности за своё здоровье и окружающих людей
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
П\
п
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Построение планов на новый учебный год. Вводный
инструктаж по технике безопасности.
Тема 1 Базовые понятия добровольчества
Количество
часов
Теория Практи
ка
Всего
1
1
2
12
12
24
Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
1.1
Нормативно-правовая база волонтёрства
(добровольчества), действующая на
территории Российской Федерации
1
1
2
Проведение
акции
Выполнение
практических
заданий
1.2
История благотворительности. Имена и
культурное наследие российских меценатов
2
-
2
Проведение
мероприятия
1.3
Филантропия — благотворительность в 1
масштабах человечества
1
2
Проведение
мероприятия
1.4
Понятие «волонтёр» и его составляющие
2
2
4
Проведение
анкетирования
1.5
Мотивы добровольческой деятельности и
ценности волонтёров
2
2
4
Проведение
акции
1.6
Принципы волонтёрской деятельности и
признание волонтёрства в обществе
2
2
4
Проведение
мероприятия
1.7
Правила волонтерской деятельности
2
4
6
Собеседование
Тема 2 Психологическая подготовка волонтера
8
24
32
2.1
Тренинг личностного роста
2
6
8
2.2
Тренинг толерантности
2
6
8
2.3
Тренинг коммуникативных навыков
2
6
8
2.4
Лидерство в волонтерском объединении
2
6
8
10
44
54
4
22
26
Тема 3 Технологии организации волонтерских
мероприятий
3.1 Социальная акция.
Проведение
акции
Выполнение
практических
заданий
3.2
Первичная профилактика асоциальных явлений
в молодежной среде и пропаганда здорового
образа жизни
6
22
28
Тема 4 Основы социального проектирования
4.1 Виды проектов. Волонтерские программы и
проекты.
Структура социального проекта.
4.2 Разработка социального проекта
4.3 Организация и участие в социальных проектах
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
4
4
24
4
28
8
-
8
12
2
2
8
12
2
2
Всего
73
137
144
Тематический
контроль
Мероприятия
для разных
целевых групп
Проведение
акции
Опрос
Собеседование
по пройденному
материалу. Итоги
проделанной
работы
Содержание учебно-тематического плана
1 года обучения
Вводное занятие
ТЕОРИЯ. Решение организационных вопросов занятия.
ПРАКТИКА. Построение плана действий на учебный год.
Вводный инструктаж
Инструктаж по правилам поведения на занятиях;
Инструктаж по пожарной безопасности;
Инструктаж по проведению прогулок, экскурсий;
Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
Инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшему
Тема 1. Базовые понятия добровольчества
1.1 Нормативно-правовая база волонтёрства (добровольчества),
действующая на территории Российской Федерации.
ТЕОРИЯ. Нормативно-правовые основы добровольчества, инструктивнометодическое сопровождение развития добровольчества (во- лонтёрства) на
территории РФ, формы организации добровольческого (волонтёрского)
движения в организациях среднего профессионального образования,
локальные
акты,
регламентирующие
работу
добровольческих
(волонтёрских) объединений в организациях среднего профессионального
образования.
ПРАКТИКА. Практическая работа с документами.
1.2 История благотворительности. Имена и культурное наследие российских
меценатов.
ТЕОРИЯ. Многовековая история благотворительности. Меценатство в
России. Культурное наследие известных российских меценатов — музеи
(Третьяковская галерея и др.), театры, храмы, обширные коллекции
произведений искусства.
ПРАКТИКА. Практическая работа с разными источниками информации
(газеты, журналы, справочники, энциклопедии, Интернет); поиск сведений
о российских меценатах; подготовка и представление презентаций о
культурном или художественном наследии этих людей.
1.3 Филантропия — благотворительность в масштабах человечества.
ТЕОРИЯ. Филантропия — любовь к человеку, забота об улучшении
условий его жизни, благотворительность. Имена известных филантропов:
С.Т. Морозов (предприниматель, филантроп), Л. Гуттман (нейрохирург,
основатель Паралимпийских игр), Е. Заппас (общественный деятель,
миллионер, филантроп, организатор спортивных соревнований Олимпий —
предшественниц современных Олимпийских игр) и др.
ПРАКТИКА. Практическая работа с разными источниками информации
(газеты, журналы, справочники, энциклопедии, Интернет); поиск сведений
о филантропах; подготовка и представление презентаций о деятельности
известных филантропов.
1.4 Понятие «волонтёр» и его составляющие
ТЕОРИЯ. Понятие «волонтёр» (наряду с понятием «доброволец»).
Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через
обсуждение основных составляющих понятия «волонтёр».
Беседа о
широком
вовлечении в добровольческую деятельность молодёжи и
пожилых
людей,
сотрудников
различных
компаний,
людей
с
ограниченными возможностями здоровья.
ПРАКТИКА. Обсуждение составляющих понятия «волонтёр», сути
волонтёрской деятельности.
1.5 Мотивы добровольческой деятельности и ценности волонтёров
ТЕОРИЯ. Мотивы добровольческой деятельности. Понятие «мотивация».
Ценности волонтёра, которые лежат в основе его взглядов и поведения
(равенство, социальная справедливость, дружба и т.д.)
ПРАКТИКА. Обучающимся предлагается обосновать мотивацию работы
волонтёром на основе закрепившихся в обществе мнений, выработать свою
позицию. Формируются ценностные ориентации детей, которые
соотносятся с волонтёрской (добровольческой) деятельностью, являются
наиболее важными лично для каждого обучающегося.
1.6 Принципы волонтёрской деятельности и признание волонтёрства в
обществе.
ТЕОРИЯ. Примеры волонтёрской деятельности. Принципы волонтёрской
деятельности. Наиболее распространённые объяснения слова «волонтёр»,
закрепившиеся в сознании людей.
ПРАКТИКА. Формируется осознанное отношение к волонтёрству через
самостоятельное создание образа современного волонтёра. Обучающиеся
аргументируют свою позицию, отвечая на вопросы «Почему я хочу быть
волонтёром?», «Почему я могу быть волонтёром?»; выража- ют
готовность активно участвовать в решении социальной проблемы.
1.7 Правила волонтерской деятельности
ТЕОРИЯ. Самые
популярные
виды
деятельности
добровольцев
(волонтёров). Знакомство с Правилами деятельности волонтёра.
ПРАКТИКА. Обучающиеся объясняют, в чём суть правил волонтёра,
аргументируют свои ответы, при необходимости дополняют список правил.
Тема 2. Психологическая подготовка волонтера
2.1 Тренинг личностного роста
ТЕОРИЯ. Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации.
Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения.
Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.
ПРАКТИКА. Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное
поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
2.2 Тренинг толерантности
ТЕОРИЯ. Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и
чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные
объединения.
ПРАКТИКА. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие
навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.
2.3 Тренинг коммуникативных навыков
ТЕОРИЯ. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы
общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из
конфликта.
ПРАКТИКА. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Коммуникативный тренинг «Сплочение». Тренинговые
«Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
упражнения
2.4 Лидерство в волонтерском объединении
ТЕОРИЯ. Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный
лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.
ПРАКТИКА. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и
формальное лидерство. Тренинг на командообразование. Ролевые игры.
Тема 3. Технологии организации волонтерских мероприятий
3.1 Социальная акция.
ТЕОРИЯ. Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение
социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных
акций.
ПРАКТИКА.
Организация
и
проведение
тематических
акций
(экологических, профилактических, социально-значимых).
Разработка и проведение социальных акций.
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- проведение благотворительных, экологических социальных акций.
Подготовка агитбригады.
3.2 Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной
среде и пропаганда здорового образа жизни»
ТЕОРИЯ. Асоциальное поведение в молодежной среде. Методы первичной
профилактики асоциальных явлений. Учреждения, работающие в
направлении профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.
Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в
соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Формы и
методы пропаганды здорового образа жизни. Привлечение партнеров в
реализацию социально значимых мероприятий. Целевая группа и ее
особенность. Формы мероприятий социального значения.
ПРАКТИКА. Проведение занятий и мероприятий для разных целевых
групп (младших школьников, подростков и молодежь) с учётом
особенностей целевой группы.
Тема 4. Основы социального проектирования
4.1 Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Структура
социального проекта.
ТЕОРИЯ. Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Технология
социального проектирования. Структура социального проекта.
Основные разделы и содержание социального проекта. Этапы реализации
проекта. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества
проекта. Эффективность проекта.
ПРАКТИКА. Разбор одного из успешно реализованных проектов ГДДТ.
Семинар «Основы создания электронной презентации социального
проекта» и «Работа с основным мультимедийным и звуковым
оборудованием».
4.2 Разработка социального проекта.
ПРАКТИКА. Выбор актуальной темы социального проекта. Разработка
социального проекта согласно выбранной темы.
4.3 Организация и участие в социальных проектах.
ПРАКТИКА. Организация и участие в социальных проектах (РДШ, РРДМОО
«Содружество детей и молодежи Дона» и др.)
Промежуточная аттестация
ТЕОРИЯ: собеседование
ПРАКТИКА: Представление информационной продукции (буклета, компьютерной
презентации). Проведение акции или мероприятия. Защита портфлио.
Итоговое занятие.
ПРАКТИКА. Подведение итогов учебного года. Решение организационных
вопросов.
Планируемые результаты реализации программы
первого года обучения
По окончании первого года обучения учащиеся будут знать:
- историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности
в России;
- историю возникновения волонтёрства в странах мира;
- обязанности и права волонтёра;
- структуру волонтёрской организации;
- значение социальной рекламы в профилактической деятельности;
- технологию разработки социальной рекламы;
- виды профилактики асоциальных явлений и новые формы мероприятий,
используемых во всероссийской практике по профилактике асоциальных
явлений в молодежной среде;
- формы профилактической деятельности и пропаганды здорового образа
жизни;
- владеть знаниями психологической подготовки.
По окончании первого года обучения учащиеся будут уметь:
- вовлечь через агитацию в волонтерскую деятельность своих сверстников;
- принимать участие в планировании, организации и проведении
профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
- использовать различные формы социальных мероприятий на практике;
- проводить социальные мероприятия для различных возрастных групп;
- проводить анализ мероприятия, работу над ошибками;
- уметь использовать знания психологической подготовки для
корректировки своего поведения, в работе с социально-незащищенными
слоями населения;
- уметь вести себя в любой ситуации, умением находить правильный и
адекватный выход из представленной ситуации.
По окончании первого года обучения учащиеся будут владеть:
- технологией агитации и привлечения волонтеров;
- технологией создания тематического плаката, рекламы;
- навыками общения со сверстниками;
- навыками оказания социально-бытовой помощи ветеранам, всем, кто в ней
нуждается
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
П\
п
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Построение планов на новый учебный год
Тема 1 Исторические аспекты и нормативно правовые документы волонтёрства»
Количество
часов
Теория Прак
тика
Всего
Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
1
1
2
2
4
6
1.1
Волонтёрство в мировом масштабе и в России 2
2
4
Тематический
контроль
1.2
Нормативно — правовые документы
-
2
2
Собеседование
по темам раздела
16
24
40
2
2
4
Тематический
контроль
2.2
Взаимодействие волонтерского отряда с
государственными и общественными
организациями
Целевые группы волонтерской деятельности
4
4
8
Проведение
мероприятий для
различных
целевых групп
2.3
Основы социального проектирования
4
10
14
Подготовка и
реализация
социального
Тема 2 Организационно – педагогические
аспекты волонтёрской деятельности
2.1
проекта
2.4
PR-кампания социального мероприятия и
волонтерского отряда
4
4
8
2.5
Основы фандрайзинга социальных
мероприятий
2
4
6
8
44
52
Тема 3 Психологическая подготовка волонтёра
3.1
Особенности работы с младшими
школьниками
2
4
6
3.2
Психологические особенности людей
пожилого возраста
2
6
8
3.3
Особенности работы с детьми – сиротами
2
4
6
3.4
Особенности работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
2
6
8
3.5
Тренинг личностного роста
-
6
6
3.6
Тренинг толерантности
-
6
6
3.7
Тренинг коммуникативных навыков
-
6
6
3.8
Лидерство в волонтерском объединении
-
6
6
6
20
26
Тема 4 Информационные технологии в работе
волонтера
4.1
Информационный буклет
2
6
8
4.2
Компьютерная презентация
2
8
10
4.3
Социальный видеоролик
2
6
8
8
42
50
4
22
26
Тема 5 Технологии организации волонтерских
мероприятий
5.1
Социальная акция
Разработка и
проведение
PR-кампании
Проведение
благотворительной
акции
Тематический
контроль
Организация
детских праздников,
игровых программ,
акций
Тематический
контроль,
организация встреч
Тематический
контроль
Собеседование
Тематический
контроль
Организация
досуговых
мероприятий
Создание
информационных
буклетов
Создание
компьютерных
презентаций
Создание видео
роликов
Проведение акций
5.2
Первичная профилактика асоциальных
явлений в молодежной среде и пропаганда
здорового образа жизни
4
20
24
Промежуточная аттестация
1
1
2
Итоговое занятие
-
2
2
Всего
42
138
180
Тематический
контроль
Мероприятия для
разных целевых
групп
Собеседование
по пройденному
материалу;
Представление
Информационной
продукции;
Проведение акции
или мероприятия
Собеседование
по пройденному
материалу. Итоги
проделанной работы
Содержание учебно-тематического плана
2 года обучения
Вводное занятие
ТЕОРИЯ. Решение организационных вопросов занятия.
ПРАКТИКА. Построение плана действий на учебный год. Собеседование по
материалу 1- ого года обучения.
Вводный инструктаж
Инструктаж по правилам поведения на занятиях;
Инструктаж по пожарной безопасности;
Инструктаж по проведению прогулок, экскурсий;
Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
Инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшему.
Тема 1 Исторические аспекты и нормативно - правовые документы
волонтёрства
1.1. Волонтёрство в мировом масштабе и в России
ТЕОРИЯ: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном
обществе. Молодёжные волонтерские объединения мира.
Организации волонтерского движения в России. Социальные навыки, которые
развиваются при активном участии в волонтерской деятельности. Практические
навыки, которые приобретают участники социальных мероприятий.
Формирование лидерских качеств.
ПРАКТИКА: Упражнения на командообразование, развитие лидерских качеств.
1.2. Нормативно - правовые документы
ПРАКТИКА: Изучение нормативно — правовых документов, регулирующих
волонтерскую деятельность: Кодекс волонтёра, Положения об организации
добровольной (волонтёрской) деятельности.
Кодекс добровольцев в России.
Тема 2 Организационно – педагогические аспекты волонтёрской
деятельности
2.1. Взаимодействие волонтерского отряда с государственными и
общественными организациями
ТЕОРИЯ:
Российская книжка волонтера. Использование ее на практике
волонтерской деятельности.
Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные
организации, благотворительный фонд, благотворительное общество. Условия для
успешной реализации задач социальной политики в современном обществе.
Реализация принципа социального партнерства между государственными и
общественными
организациями.
Условия
для
дальнейшего
развития
добровольческой деятельности. Роль государства в развитии волонтерской
деятельности.
ПРАКТИКА: участие в социальной акции.
2.2. Целевые группы волонтерской деятельности
ТЕОРИЯ: Целевые группы, на которые направлена волонтёрская деятельность.
Критерии оценки целевой группы (возраст, социальная группа, пол, увлечения и
т.д.).
Целевые группы, на которые делятся подростки и молодежь. Формы и методы
работы для разных целевых группы. Психологические особенности целевой группы.
Альтернативные способы профилактики в молодежной среде. Анализ и оценка
эффективности.
ПРАКТИКА: подготовка мероприятий для разных целевых групп.
2.3. Основы социального проектирования
ТЕОРИЯ: Виды проектов. Волонтерские программы и проекты.
Технология социального проектирования. Структура социального проекта.
Основные разделы и содержание социального проекта. Этапы реализации проекта.
Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта.
Эффективность проекта.
ПРАКТИКА: Разбор одного из успешно реализованных волонтерских проектов.
Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов (РДШ,
РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона» и др.)
2.4.PR-кампания социального мероприятия и волонтерского отряда
ТЕОРИЯ: структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки
эмблемы мероприятия/проекта.
ПРАКТИКА: Разработка социальной рекламы и составление графика их
распространения. Разработка эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа
мероприятия/проекта/.
2.5. Основы фандрайзинга социальных мероприятий
ТЕОРИЯ: понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые
для проведения мероприятия и реализации проекта (людские, материальные,
финансовые, временные…). Основные источники инвестирования социальных
мероприятий/проектов.
ПРАКТИКА: разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия
в рамках рабочего плана по волонтерской деятельности.
Тема 3 Психологическая подготовка волонтёра
3.1. Особенности работы с младшими школьниками
ТЕОРИЯ: Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Проблемы младших школьников. Особенности работы.
ПРАКТИКА: разработка и организация детских праздников. Проведение детской
игровой программы.
3.2. Психологические особенности людей пожилого возраста
ТЕОРИЯ: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым
в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами.
Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста.
Психологические особенности людей пожилого возраста.
ПРАКТИКА: проведение мероприятий для посетителей ЦСО №1
3.3. Особенности работы с детьми – сиротами
ТЕОРИЯ: Психологические особенности. Основные проблемы детей сирот. Принципы взаимодействия с ними с детьми – сиротами.
ПРАКТИКА: Организация выездов в детский дом. Проведение игровых
программ, мастер-классов.
Трудовая деятельность.
3.4. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
ТЕОРИЯ: Психологические особенности. Отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья в обществе. Основные задачи в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья. Принципы взаимодействия с ними с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ПРАКТИКА: Организация и проведение мероприятий и досуговых программ для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Тренинг личностного роста
ПРАКТИКА. Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное
поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
3.6. Тренинг толерантности
ПРАКТИКА. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие
навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.
3.7. Тренинг коммуникативных навыков
ПРАКТИКА. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Коммуникативный тренинг «Сплочение». Тренинговые упражнения
«Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
3.8 Лидерство в волонтерском объединении
ПРАКТИКА. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и
формальное лидерство. Тренинг на командообразование. Ролевые игры.
Тема 4 Информационные технологии в работе волонтера
4.1.Информационный буклет
ТЕОРИЯ. Понятия: листовка, тематический плакат, информационный
буклет, компьютерная презентация. Информационный буклет. Принципы создания и
оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма,
логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации.
Критерии и оценки качества.
ПРАКТИКА. Анализ имеющихся информационных изданий. Создание собственного
творческого продукта - информационного буклета.
4.2. Компьютерная презентация
ТЕОРИЯ. Понятие «компьютерная презентация». Цели, задачи, назначение,
технология создания компьютерной презентации. Технические и дизайнерские
рекомендации. Критерии и оценки качества.
ПРАКТИКА. Анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием
компьютерной презентации.
4.3. Социальный видеоролик
ТЕОРИЯ. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie
Maker.
ПРАКТИКА. Работа над созданием видеоролика.
Тема 5 Технологии организации волонтерских мероприятий
5.1. Социальная акция
ТЕОРИЯ. Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение
социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных акций.
ПРАКТИКА. Организация и проведение тематических акций (экологических,
профилактических, социально-значимых).
5.2. Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и
пропаганда здорового образа жизни»
ТЕОРИЯ. Асоциальное поведение в молодежной среде. Методы первичной
профилактики асоциальных явлений. Учреждений, работающие в направлении
профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.
Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Целевая группа и ее
особенность.
ПРАКТИКА. Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп
(младших школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой
группы.
Промежуточная аттестация
ТЕОРИЯ. Собеседование
ПРАКТИКА. Защита портфолио.
Итоговое занятие
Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся, торжественное вручение
благодарностей, дипломов, или медалей по итогам проведения мероприятий.
Планируемые результаты реализации программы
второго года обучения
По окончании второго года обучения учащиеся будут знать:
- нормативно-правовую основу волонтерской деятельности;
- нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в
соответствии с социальными нормами поведения в обществе;
- формы и направления волонтерской деятельности в мире;
- знать о Российской книжке волонтера и её применении на практике
волонтерской деятельности;
- роль государства в развитии волонтерской деятельности;
- технологию организации волонтерских групп;
- основы социального проектирования;
- основы фандрайзинга в социальной сфере;
- психологические особенности людей различных социальных
категорий (людьми пожилого возраста, детьми – сиротами, детьми с
ограниченными возможностями здоровья) и особенности работы с ними;
- основы организации и проведения социальных акций;
- формы и методы пропаганды здорового образа жизни;
- виды профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.
По окончании второго года обучения учащиеся будут уметь:
- принимать участие в планировании, организации и проведении
профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни,
акций, детских праздников, игровых программ;
- разрабатывать схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия;
- использовать различные формы социальных мероприятий на практике и
выступать в роли организаторов;
- проводить социальные мероприятия и реализовывать проекты для разных
целевых групп (младших школьников, подростков, молодежи и т.д.);
- подготовить выступления волонтёрских агитбригад перед сверстниками;
- проводить анализ мероприятия и проекта, работу над ошибками;
- организовать и провести тренинг для сверстников.
По окончании второго года обучения учащиеся будут владеть:
- технологией создания и оформления информационных буклетов,
компьютерной презентации, видеоролика;
- владеть определёнными трудовыми навыками;
- владеть современными новейшими технологиями при проведении
социальных мероприятий;
- будут профессионально ориентированы.
Учебно-тематический план 3 год обучения
№
П\
п
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Построение планов на новый учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1 Базовые понятия добровольчества
Количество
часов
Теория Практи
ка
Всег
о
1
2
3
4
8
12
Формы
аттестации,
диагностики,
контроля
1.1
Нормативно-правовая база волонтёрства
(добровольчества), действующая на
территории Российской Федерации
1
2
3
Выполнение
практических
заданий
1.2
Понятие «волонтёр» и его составляющие
1
2
3
Проведение
анкетирования
1.3
Правила волонтерской деятельности
2
4
6
Собеседование
Тема 2 Психологическая подготовка волонтера
12
24
36
2.1
Тренинг личностного роста
3
6
9
2.2
Тренинг толерантности
3
6
9
2.3
Тренинг коммуникативных навыков
3
6
9
2.4
Лидерство в волонтерском объединении
3
6
9
Тема 3 Направления добровольчества
3.1 Социальное волонтерство
27
3
108
12
135
15
3.2
Экологическое волонтерство
3
12
15
3.3
Событийное волонтерство
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.4
Спортивное волонтерство
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.5
Культурное волонтерство
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.6
Волонтерство в медицине и Донорство
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.7
Волонтерство общественной безопасности
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.8
Медиаволонтерство
3
12
15
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
3.9
Патриотическое волонтерство
3
12
15
Тема 4 Основы социального проектирования
4.1 Виды проектов. Волонтерские программы и
проекты.
Структура социального проекта.
6
3
18
3
24
6
4.2 Разработка социального проекта
4.3 Организация и участие в социальных проектах
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
3
-
3
12
3
3
6
12
3
3
Всего
50
166
216
Проведение акции
Выполнение
практических
заданий
Выполнение
практических
заданий
Опрос
Собеседование
по пройденному
материалу. Итоги
проделанной
работы
Содержание учебно-тематического плана
3 года обучения
Вводное занятие
ТЕОРИЯ. Решение организационных вопросов занятия.
ПРАКТИКА. Построение плана действий на учебный год. Собеседование по
материалу 2- ого года обучения.
Вводный инструктаж
Инструктаж по правилам поведения на занятиях;
Инструктаж по пожарной безопасности;
Инструктаж по проведению прогулок, экскурсий;
Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
Инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшему.
Тема 1 Базовые понятия добровольчества
Нормативно - правовая база волонтёрства (добровольчества),
действующая на территории РФ
ТЕОРИЯ: Нормативно - правовые документы, регулирующие волонтерскую
деятельность
ПРАКТИКА: Изучение нормативно — правовых документов, регулирующих
волонтерскую деятельность: ФЗ «О благотворительной деятельности и
добровольчестве», Кодекс волонтёра, Положения об организации добровольной
(волонтёрской) деятельности.
1.1.
Кодекс добровольцев в России
ПРАКТИКА: Упражнения на командообразование, развитие лидерских качеств.
1.2. Понятие «волонтер» и его составляющие
ТЕОРИЯ: Понятие «волонтёрство». Организации волонтерского движения в России.
Социальные навыки, которые развиваются при активном участии в волонтерской
деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных
мероприятий.
ПРАКТИКА: Упражнения на командообразование, развитие лидерских качеств.
1.3 Правила волонтерской деятельности
ТЕОРИЯ: Правила поведения волонтера при проведении мероприятий различной
направленности
ПРАКТИКА: Упражнения на командообразование, развитие лидерских качеств.
Тема 2 Психологическая подготовка волонтера
2.1. Тренинг личностного роста
ТЕОРИЯ: Личностный рост и развитие личности: в чем разница?
ПРАКТИКА. Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное
поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
2.2. Тренинг толерантности
ТЕОРИЯ: Понятия «толерантность» и «толерантная личность», критерии и
социальные проявления толерантности и нетерпимости, значение толерантного
поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах .
ПРАКТИКА. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие
навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.
2.3. Тренинг коммуникативных навыков
ТЕОРИЯ: Общение. Виды общения. Вербальное и невербальное общение
ПРАКТИКА. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Коммуникативный тренинг «Сплочение». Тренинговые упражнения
«Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
2.4. Лидерство в волонтерском объединении
ТЕОРИЯ: Лидерство. Типы лидеров. Неформальное и формальное лидерство.
ПРАКТИКА. Диагностика лидерских способностей. Тренинг на
командообразование. Ролевые игры.
Тема 3 Направления добровольчества
3.1.Социальное волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие социального волонтерства. Цели, задачи социального
волонтерства. Целевые группы. Правила проведения мероприятий социальной
направленности.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий социальной направленности.
3.2. Экологическое волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие «Экологическое волонтерство». Цели, задачи, экологического
волонтерства. Целевые группы. Правила проведения мероприятий экологической
направленности.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
экологической
направленности.
3.3. Событийное волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие «Событийное волонтерство». Цели, задачи, событийного
волонтерства. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.4. Спортивное волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие «Спортивное волонтерство». Цели, задачи, спортивного
волонтерства. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.5. Культурное волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие «Культурное волонтерство». Цели, задачи, культурного
волонтерства. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.6. Волонтерство в медицине и Донорство
ТЕОРИЯ. Понятие медицинского волонтерства. Цели, задачи, медицинского
волонтерства. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.7. Волонтерство общественной безопасности
ТЕОРИЯ. Понятие «Волонтерство общественной безопасности». Цели, задачи,
волонтерства общественной безопасности. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.8. Медиаволонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие медиаволонтерства. Цели, задачи, медиаволонтерства. Целевые
группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
3.9. Патриотическое волонтерство
ТЕОРИЯ. Понятие «Патриотическое волонтерство». Цели, задачи, патриотического
волонтерства. Целевые группы.
ПРАКТИКА. Подготовка и проведение мероприятий
Тема 4 Основы социального проектирования
4.1. Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Структура
социального проекта
ТЕОРИЯ. Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Структура
социального проекта.
ПРАКТИКА. Обсуждение и создание группового проекта. Определение целей и
задач.
4.2. Разработка социального проекта
ТЕОРИЯ.
Этапы социального проекта. Риски в проектной деятельности.
Качественные и количественные результаты проекта. Продукт проекта.
ПРАКТИКА. Разработка группового проекта. Определение этапов реализации,
рисков, результатов.
4.3. Организация и участие в социальных проектах
ПРАКТИКА. Организация и участие в социальных проектах
Итоговая аттестация
ПРАКТИКА. Защита портфолио.
Итоговое занятие
ПРАКТИКА. Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся,
торжественное вручение благодарностей, дипломов, или медалей по итогам
проведения мероприятий.
Планируемые результаты реализации программы
третьего года обучения
По окончании третьего года обучения учащиеся будут знать:
- нормативно-правовую основу волонтерской деятельности;
- нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в
соответствии с социальными нормами поведения в обществе;
- формы и направления волонтерской деятельности в мире;
- знать о Российской книжке волонтера и её применении на практике
волонтерской деятельности;
- роль государства в развитии волонтерской деятельности;
- технологию организации волонтерских групп;
- основы социального проектирования;
- основы фандрайзинга в социальной сфере;
- психологические особенности людей различных социальных
категорий (людьми пожилого возраста, детьми – сиротами, детьми с
ограниченными возможностями здоровья) и особенности работы с ними;
- основы организации и проведения социальных акций;
- формы и методы пропаганды здорового образа жизни;
- виды профилактики асоциальных явлений в молодежной среде;
- технологию организации и проведения волонтерских мероприятий
различной направленности.
По окончании третьего года обучения учащиеся будут уметь:
- принимать участие в планировании, организации и проведении
профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни,
акций, детских праздников, игровых программ;
- разрабатывать схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия;
- использовать различные формы социальных мероприятий на практике и
выступать в роли организаторов;
- проводить социальные мероприятия и реализовывать проекты для разных
целевых групп (младших школьников, подростков, молодежи и т.д.);
- подготовить выступления волонтёрских агитбригад перед сверстниками;
- разрабатывать социальный проект от идеи до воплощения;
- проводить анализ мероприятия и проекта, работу над ошибками;
- организовать и провести тренинг для сверстников.
По окончании третьего года обучения учащиеся будут владеть:
- технологией создания и оформления информационных буклетов,
компьютерной презентации, видеоролика;
- владеть определёнными трудовыми навыками;
- владеть навыками самостоятельного создания проекта;
- владеть современными новейшими технологиями при проведении
волонтерских мероприятий различной напрвленности;
- будут профессионально ориентированы.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
флип-доска и маркеры,
столы для обучающихся,
стол для педагога,
стулья для педагога и обучающихся,
флешки,
музыкальное оборудование,
блокнот,
канцелярские принадлежности (степлер, скобы, ластик, скотч, клей и т.д.),
краски,
ватманы,
цветные карандаши,
письменные принадлежности,
шкафы для методической литературы,
ноутбук,
различный раздаточный материал в виде карточек, кубиков и др.
дистанционные образовательные площадки
Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фотоматериалы,
информационная насыщенность которых помогает в достижении цели занятия, а
также информация с интернет-источников.
Кадровое обеспечение - реализацией программы занимается педагог
дополнительного образования Гадаева Оксана Сергеевна, имеет высшее
педагогическое образование
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из
устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука.
При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться
с помощью интернет-сервисов.
Воспитательный компонент
Волонтерство является интереснейшей формой воспитания. Оно настолько
многогранно, что открывает возможности воспитывать человека с разных сторон.
Event-волонтерство (событийное волонтерство) - это участие в крупных
событиях – фестивалях, форумах, городских проектах (к примеру, День Города).
Профилактическое
волонтерство –
добровольческая
деятельность,
направленная на оздоровление молодежной среды, пропаганду здорового образа
жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек. В рамках
реализации этой деятельности проводятся целенаправленные обучающие семинары,
тренинги, антинаркотические акции, тематические «круглые столы» с
привлечением специалистов, усиливается контроль над возможными каналами
поступления наркотиков в молодежную среду.
Культурное
волонтерство
(арт-волонтерство) ориентировано в
основном на события, связанные с различного вида культурной деятельностью.
Экологическое волонтерство включает в себя уборку и сохранение
парковых территорий города и области, интересные экологические акции,
сотрудничество с различными фондами по защите окружающей среды.
Медицинское волонтерство - добровольческая деятельность, направленная
на помощью медицинскому персоналу в лечебно-профилактических учреждениях,
профориентацией школьников, популяризацией здорового образа жизни и
профилактикой заболеваний. Все это совершается неравнодушными волонтерами,
которые хотят получать навыки и опыт работы в сфере здравоохранения.
Патриотическое волонтерство - это участие в организации государственных
праздников и акций, приуроченных ко дню празднования Победы в Великой
Отечественной войне и других мероприятий. Волонтеры, участвующие в этом
направлении деятельности, призваны сохранить историческую память и воспитать
чувство патриотизма у окружающих их молодых людей.
Спортивное волонтерство – это помощь в организации крупных спортивных
мероприятий, как пример - недавний Чемпионат мира по футболу, где ребята
организовывали работу на стадионах по всей стране.
Социальное
волонтерство это
добровольческие
инициативы,
направленные на оказание помощи одиноким ветеранам, детям, людям с
ограниченными возможностями здоровья, а также работа с категорией людей,
которых принято называть социально незащищенными.
Формы и методы контроля
Подведение итогов обучения имеет большое воспитательное значение. Цель
учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у учащихся
ответственности за результат своего труда, самоконтроля и самонаблюдения, а это
в свою очередь формирует навык самоанализа.
Время
проведения
Цель проведения
Вводный контроль
Формы контроля
В начале
учебного
года
Определение уровня развития
детей, их способностей в работе
волонтером
Текущий контроль
Проведение акции,
анкетирование
В течение
всего
учебного
года
Определение степени усвоения
обучающимися учебного
материала. Определение
готовности к усвоению нового
материала. Выявление детей
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Промежуточный контроль
Педагогическое
наблюдение, выполнение
практических
заданий,
решение проблемной
ситуации, дискуссия
По итогам
первого,
второго года
обучения
Определение степени усвоения Защита портфолио
обучающимися материала.
Определение
промежуточных
результатов обучения.
Итоговый контроль
По итогам
Определение результатов
третьего года обучения. Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы.
Защита портфолио
Методические материалы
Успешное освоение программы возможно при использовании современных
образовательных
методов,
соответствующих
возрастным
особенностям
обучающихся и требованиям современной социокультурной реальности.
В образовательном процессе предполагается использование следующих
методов:
метод развивающего обучения – развивает различные стороны психики
человека и его личностные качества: память, внимание, воображение, речь; - метод
проблемного обучения – организация учебных занятий, предполагающая создание
под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит
овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей;
репродуктивный – является способом организации учебной деятельности,
которая происходит по определенной инструкции с применением (или
воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических
действий;
метод контроля– позволяют педагогу получить информацию о
результативности процесса обучения.
Методическое обеспечение программы включает в себя разработки сценариев
занятий, методические разработки по темам программы, учебники, пособия.
В образовательном процессе планируется использование следующих форм
проведения занятий: теоретические и практические занятия; экскурсия; квест;
праздник; викторина; конкурс; познавательные, развивающие игры; беседа;
презентации.
Примерный алгоритм учебных занятий:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний по изученному материалу.
3.
Работа по теме занятия.
4.
Подведение итогов.
Таким образом, заявленная программа поможет обучающимся освоить программу
без затруднений.
Учебно-информационное обеспечение программы
Литература
1. Арсеньева Т. Н. Служить другим, чтобы найти себя (волонтёрство и
поступление в вуз) / Т. Н. Арсеньева, Х. Т. Загладина, Э. Д. Кондракова //
Образовательная политика. 2015, № 4 (70).
2. Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся
мире / А. Г. Асмолов; Министерство образования и науки Российской Федерации,
Федеральный институт развития образования. М.: Федеральный институт развития
образования, 2012.
3. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к
практике: учебно-методическое пособие / Г. П. Бодренкова; [Российский центр
развития добровольчества]. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.
4. Дружинин В. В. Детское движение в России: историко-теоретический аспект /
В. В. Дружинин. СПб.: Логос, 2004.
5. Загладина Х. Т. Волонтёрство и реализация социального потенциала детей и
молодёжи в контексте российской образовательной политики / Х. Т. Загладина //
Образовательная политика. 2014. № 4 (66).
6. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) и дополнительные
общеразвивающие программы / Х. Т. Загладина //Дополнительное образование
детей в России: историческое наследие и современные проблемы: материалы V
Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию
системы дополнительного образования детей / под общей редакцией Т. А.
Антопольской, Т. В. Якуниной. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018.
7. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) как мощный фактор развития
гражданской активности и успешной социализации детей и молодёжи / Х. Т.
Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. 2018. № 1.
8. Искусство быть волонтёром. От доброй воли — к доброму дел
Добровольческое движение «Даниловцы». М.: Новое небо, 2018.
9. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтёра: учебнометодическое пособие / Л. А. Веретенникова, А. П. Метелев, Е. В. Четошникова и др.
Барнаул: АлтГПУ, 2018.
10.
Социально значимые инициативы детей и молодёжи: научнометодические материалы и рекомендации (региональный опыт) / авт.-сост. Х. Т.
Загладина, И. Н. Попова. М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
11.
Шапка Е. В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная
работа? / Е. В. Шапка, М. О. Семененко, В. Г. Старикова, О. А. Козлова // Волонтёр.
2012. № 1–2.
12.
Школа добрых дел: где и как готовить волонтёров?: сборник статей. М.:
Новое образование, 2016. (Библиотека для учреждений дополнительного
образования детей).
Интернет-ресурсы
1. Ассоциация волонтёрских центров: http://авц.рф. Всероссийское военнопатриотическое
общественное
движение
«Юнармия»:
http://mil.ru/youtharmy/info.htm.
2. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа
безопасности»: http://www.ruor.org/school-ofsafety.
3. Всероссийское
общественное
движение
«Волонтёры-медики»:
http://www.волонтёры-медики.рф.
4. Всероссийское
общественное
движение
«Волонтёры
Победы»:
http://волонтёрыпобеды.рф.
5. Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»:
http://www.ruor.org.
6. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр
гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр):
http://роспатриотцентр.рф.
Список литературы для учащихся
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.
2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград,
2006
3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО
Бонапарт ПС, 2004.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 1984.
5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
6. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006.
7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. - М.: РЦОИТ, 2003.
8. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост.
Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.
10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр
ВИРО, 2006.
Интернет-источники:
1. Доброволец: Делать добро проще, чем кажется http://www.dobrovolno.ru
2. Ильина, И. Волонтерство в России http://www.isovet.ru/