Приложение №1 к приказу МБУ ДО ГДДТ г.Шахты № 41 от 29.01.2021 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБУ ДО ГДДТ г.ШАХТЫ НА 2021-2025 г.г. «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ» 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Нормативные основы разработки Программы Программа развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г.Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества» на 2021-2025 г.г. «Движение вверх» − Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; − Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; − Национальный проект «Образование» (Паспорт проекта, утвержденный президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16); − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г. № 996-р; − Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; − Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 − Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «О национальной системе профессионального роста педагогического работника»; − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11; − Федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование»; − Государственная программа Ростовской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области 17.10.2017 № 646; Разработчик Программы Назначение программы Цель Программы Задачи Программы Объем финансирования реализации − Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный Губернатором Ростовской области 1 апреля 2019 года. Рабочая группа МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Определить стратегию развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и обеспечить ее реализацию Создание механизмов устойчивого развития новой модели учреждения, обеспечивающей удовлетворение потребностей всех субъектов в качественном, вариативном и доступном дополнительном образовании, соответствующем требованиям современного общества. − Оптимизация управленческого ресурса и обеспечение перехода учреждения в новое качественное инновационное состояние, совершенствуя все виды деятельности: административную, педагогическую, хозяйственную, организационную, правовую. − Активизация воспитательного потенциала учреждения, совершенствование системы воспитательной работы, способствующей решению актуальных задач в области воспитания и дополнительного образования. − Сохранение и развитие кадрового потенциала ГДДТ. Содействие непрерывному повышению профессионального мастерства и развитию профессиональных компетенций педагогических работников. − Оптимизация системы методического сопровождения педагогов в условиях обновления качества учебновоспитательной деятельности. − Развитие инновационной образовательной среды МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. − Создание условий для сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, направленного на повышение эффективности воспитательной деятельности. − Организация сотрудничества между педагогическим коллективом, родителями и обучающимися в интересах творческого и свободного развития личности ребенка. − Расширение спектра образовательных услуг, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. − Обеспечение безопасных и комфортных условий осуществления образовательного процесса. − Персонализация дополнительного образования за счет разработки новых краткосрочных программ, а также программ с учетом модульного принципа представления содержания. Выполнение Программы развития обеспечивается из средств местного бюджета в рамках муниципального задания, а также за счет привлечения внебюджетных поступлений Программы Исполнители Сроки и этапы реализации программы Подпрограммы Ожидаемые результаты Программы Педагогический коллектив МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Период с 2021 по2025 г.г. включительно 1. Диагностико – проектировочный (январь – август 2021г.) 2. Основной / практический (сентябрь 2021– май 2025г.) 3. Заключительный / обобщающий (июнь – декабрь 2025г.) «Успех каждого ребенка» - создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и подростков, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся. «Новое поколение» - обновление содержания воспитательной работы, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента ДООП. «Современному ребенку – современный педагог» повышение эффективности кадровой политики учреждения, уровня квалификации педагогических кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности. «Пространство возможностей» - создание условий для повышения качества образовательного процесса через совершенствование материально-технического оснащения. «Открытое учреждение» - расширение внешних связей, развитие, укрепление партнёрских отношений с социальными партнерами как фактора обогащения условий развития личности учащихся. Создание психолого-педагогических условий для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, формирование отношений сотрудничества и сотворчества, обогащение условий для развития ребёнка в семье «Социальная активность» - создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе развитие РДШ и волонтерства и иных социально ориентированных общественных организаций − Переход МБУ ДО ГДДТ г.Шахты из режима стабильного функционирования в режим инновационного развития в открытой системе образования города Шахты; − Повышение конкурентоспособности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в муниципальном образовательном пространстве. − Повышение профессиональной мотивации сотрудников МБУ ДО ГДДТ г.Шахт. Рост профессиональной компетенции и личных достижений педагогов. − Обновление программно-методического обеспечения ДООП в соответствии с современными требованиями − Сохранение и развитие единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования. − Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей. Контроль за исполнением Программы − Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. − Наличие тесных контактов с учреждениями социума и семьями воспитанников. − Увеличение количества выпускников, продолжающих профессиональное обучение по профилю дополнительного образования. − Увеличение количества обучающихся, охваченных организованными воспитательными мероприятиями. − Совершенствование возможностей использования интернет пространства как информационного ресурса открытости, коммуникации, повышения доступности и качества образовательных услуг. − Расширение системы платных образовательных услуг. Администрация учреждения осуществляет контроль за реализацией Программы развития на основе ежегодного публичного отчёта учреждения, текущего и итогового контроля, проведения своевременной коррекции и регуляции хода реализации Программы развития на основе полученных данных сбора, обработки и интерпретации данных. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В нашей стране сейчас уделяется большое внимание системным преобразованиям в образовании, происходит переоценка роли образования для развития страны, формируется взгляд на то, каким должно быть образование в современной России, чтобы оно способствовало достижению поставленных перед нею задач, обеспечивало развитие страны. Для этого разработаны стратегические документы в области образования и планы по их реализации, определены главные цели и задачи, запущены модернизационные процессы. Программа развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Программа определяет векторы развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты на основе федерального проекта «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», положений Концепции развития дополнительного образования детей и приоритетов развития системы образования г. Шахты. В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определены стратегические ориентиры дополнительного образования. Суть их заключается в том, что в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям. Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Потребность государства в ресурсе дополнительного образования, как развивающейся системы, полноценного образовательного института, имеющиеся преимущества этого типа образования обуславливают разработку программы развития образовательной организации, ориентированной на соответствие происходящим изменениям. Основополагающим становится закладывание механизмов модернизации и устойчивого саморазвития, организация и управление инновационными процессами, качественные изменения в кадровой политике. Программа определяет ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития организации, задает основные способы и механизмы изменений. Она строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты всех заинтересованных в этом граждан и организаций, на принципах государственно-общественного управления. Программа развития дает возможность активной интеграции МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в систему образования города Шахты. Процесс развития образовательной организации, как учреждения дополнительного образования, направлен на создание условий для творческого развития личности детей и взрослых, удовлетворение их социокультурных и образовательных потребностей, адаптацию их в современном обществе, приобщение к его культурным и духовным ценностям. Программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей. В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы образовательной организации. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы разрабатываются как подпрограммы и педагогические проекты. Результатом деятельности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты по направлениям является повышение эффективности работы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты, результатом реализации инициативных подпрограмм и проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дополнительного образования. Основными ориентирами развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты являются федеральные проекты в рамках Национального проекта «Образование»: «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность». Все названные проекты определяют направления и механизмы развития системы дополнительного образования. МБУ ДО ГДДТ г.Шахты посредством Программы развития включается в процессы качественных преобразований всех сфер образовательной деятельности для решения ключевых задач отечественного образования. Программа развития на 2021 -2025 годы является продолжением программы развития на 2016-2020 годы. Программа развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, модернизацию материальнотехнических условий. Новая модель качества образования является компетентностной характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей способность ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности. К новым ресурсам относятся: − компетенции самостоятельной образовательной деятельности обучающихся; − возможности онлайн-образования; − подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений. Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для МБУ ДО ГДДТ г.Шахты выступают: − технологии проектной и исследовательской деятельности обучающихся; − вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, представителей предприятий, социальных институтов, студентов и др.); − проектирование индивидуальных учебных планов учащихся; − формы реализации программы; − система выявления и поддержки одаренных детей; − ранняя профориентация обучающихся; − психолого-педагогическое консультирование родителей 3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ Полное наименование Сокращенное наименование Учредитель Юридический адрес Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества» МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Муниципальное образование «Город Администрации города Шахты 346500 г.Шахты, ул. Советская, 168 Шахты» в лице Фактический адрес Адреса мест осуществления образовательной деятельности 346500 г.Шахты, ул. Советская, 168 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 168 346500, Ростовская область, г. Шахты, пр. Победа Революции, 105 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 94 346504, Ростовская область, г. Шахты, ул. Садовая, 33 а 346500, Ростовская область, г. Шахты, пер. Донской, 37 346519, Ростовская область, г. Шахты, ул. Пограничная, 47 в 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Садовая, 17 346506, Ростовская область, г. Шахты, ул. Мичурина, 11 346535, Ростовская область, г. Шахты, ул. Кошевого, 17 а Телефон, факс (8636) 22-55-05, 22-56-05 E-mail gddt161@mail.ru Сайт https://gddtshakhty.wixsite.com/mysite Лицензия на 05 февраля 2020г. № 7024, выдана региональной службой по образовательную контролю и надзору в сфере образования ростовской области деятельность Устав Устав утвержден Постановлением Администрации города Шахты № 164 от 21.01.2019г. Год основания 1944 Переименования Сведения о создании и переименовании МБУ ДО ГДДТ и реорганизации г.Шахты: учреждения -муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области образовано согласно решению Комитета по управлению имуществом г.Шахты от 13 августа 1998 года, №77 и являлось учреждением, реализующим программы дополнительного образования детей. муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области является правопреемником муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Артемовского Дома детского творчества г.Шахты Ростовской области согласно распоряжению Мэра города Шахты – главы Администрации №2038 от 04.05.2008г в связи с реорганизацией МОУ ДОД ГДДТ г.Шахты в форме присоединения к нему МОУ ДОД АДДТ г.Шахты. муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области является правопреемником муниципального образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г.Шахты Ростовской области согласно распоряжению Администрации города Шахты №134 от 26.01.2010г. в связи с реорганизацией МОУ ДОД ГДДТ г.Шахты в форме присоединения к нему МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г.Шахты Ростовской области. -муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области согласно постановлению Администрации города Шахты от 05.12.2011 г. № 5441. - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области является правопреемником муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Октябрьского Дома детского творчества г.Шахты Ростовской области согласно Постановления Администрации города Шахты №4598 от 25.09.2012 г. в связи с реорганизацией МБОУ ДОД ГДДТ г.Шахты в форме присоединения к нему МБОУ ДОД ОДДТ г.Шахты. - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г.Шахты Ростовской области переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества» согласно постановлению Администрации города Шахты от 30.06.2015 г. № 3667. - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества» согласно постановлению Администрации города Шахты от 21.01.2019г. № 164 переименовано в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества». 4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2016-2020 ГОДЫ Основной целью Программы развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты на 2016-2020 годы являлось обеспечение динамики позитивного развития ГДДТ как эффективной образовательной среды для развития творческого, интеллектуального потенциала, личностного развития, укрепления здоровья детей и подростков, содействие в формировании мотивации к познанию и творчеству, успешной социализации. Для реализации данной целевой установки были определены ряд задач и стратегических направлений деятельности учреждения: − Формирование «открытого учреждения» - развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных программ и проектов. − Информатизация образовательного процесса за счет повышения информационной культуры педагогов, внедрения современных информационнокоммуникационных технологий, дистанционных технологий. − Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей. − Разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих эффективную организацию внеурочной деятельности. − Разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий. − Развитие ГДДТ как ядра воспитательного пространства города. − Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, раннее выявление и сопровождение одаренных детей. − Предоставление равных образовательных возможностей всем детям, в том числе – детям с особенностями в развитии; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям из семей с низким социально-экономическим статусом; детям мигрантов. − Развитие системы социального партнёрства ГДДТ с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественностью, казачьими структурами, общественными и религиозными организациями в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся. − Сохранение и развитие кадрового потенциала ГДДТ. Изменение форм повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющихся в учреждении, обеспечение методической и психологической поддержки личностного роста участников образовательного процесса и создание необходимых условий их деятельности. − Организация инновационно-ориентированной, опытно-экспериментальной деятельности ГДДТ и диссеминация эффективного педагогического опыта. − Развитие вариативного характера финансирования деятельности за счет привлечения средств из внебюджетных источников. − Повышение общественного статуса ГДДТ. В основу стратегии развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в программе был заложен программно-целевой подход. В течение 2016-2020 г.г. были реализованы целевые подпрограммы: «Качество образования – путь к успеху» - обновление содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации образования. «К вершинам профессионального мастерства» - развитие педагогических кадров, направленное на достижение ими новых, качественных образовательных результатов, отвечающих запросам современного общества «Инновации» - организация инновационно-ориентированной, опытноэкспериментальной деятельности ГДДТ и диссеминация эффективного педагогического опыта «Одаренные дети – будущее России» - развитие и реализация потенциальных способностей одаренных детей в интересах личности и общества, развитие системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения и воспитания «Дом, где нас ждут» - формирование единого воспитательного пространства ГДДТ, ориентированного на нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, пропаганду здорового образа жизни, создание условий для творческой самореализации и социализации личности «От сердца к сердцу» - создание условий для инклюзивного образования и вовлечения в образовательную и воспитательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. «Информационное пространство» - дальнейшее развитие информационной среды образовательного учреждения, приведение её к современным требованиям для ещё более эффективного решения актуальных образовательно-воспитательных задач «Мы вместе» - создание психолого-педагогических условий для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, формирование отношений сотрудничества и сотворчества, обогащение условий для развития ребёнка в семье «Содружество» - расширение внешних связей, развитие, укрепление партнёрских отношений с учреждениями образования, культуры как фактора обогащения условий развития личности учащихся. Обеспечение развития договорных отношений: с потребителями образовательных услуг, социальными партнерами, с исполнительными органами власти. «Стратегия роста» - проектирование и построение муниципального ресурсного центра по воспитательной работе и социализации на базе учреждения дополнительного образования детей «Комфортная среда» - создание условий для повышения качества образовательного процесса через совершенствование материально-технического оснащения. Анализ реализации цели, задач и содержательных ориентиров, поставленных в Программе развития на 2016-2020 годы, позволил сделать вывод о том, что в течение последних 5 лет учреждение достигло определенных позитивных результатов. Сохранена лидирующая позиция учреждения дополнительного образования в системе образования города Шахты. В 2017 году на базе МБУ ДО ГДДТ г.Шахты создан Муниципальный ресурсный центр по воспитательной работе и социализации обучающихся. Внедрены в работу профессиональные стандарты: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист в области воспитания», «Бухгалтер». 100% общеобразовательных учреждений включены в партнерское взаимодействие с МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. Увеличилась доля обучающихся, выполняющих проектные и исследовательские работы. С 2014 по 2019 год МБУ ДО ГДДТ г.Шахты работал в статусе федеральной экспериментальной площадки по теме «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинстуционального взаимодействия и сотрудничества». Тема исследования - «Формирование ценностей гражданственности и патриотизма воспитанников ГГДТ г.Шахты в процессе социального проектирования». Успешное внедрение проектов (всего за период экспериментальной работы было реализовано более 40 проектов) является главным показателем результативности экспериментальной деятельности учреждения. Многие наши проекты отмечены на различных конкурсах: − Проект «Память в камне» занял 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Лидер года 2015»; − Социально-образовательный проект «Жизнь без преград» занял 1 место в областном Конкурсе авторских программ экспресс-обучения в рамках проекта «Мир равных возможностей» (реализуемым при поддержке правительства Ростовской области); − Проект «Комсомольская юность моя» был отмечен Грамотой областного конкурса инновационных проектов дополнительного образования Ростовской области и занял 3 место в областном конкурсе социальных проектов «Воля и великодушие» в номинации «Лучшие социальные проекты по развитию межпоколенческих связей»; − Социально-педагогический проект «Выставка одной книги» стал победителем V конкурса общественной палаты Ростовской области «Общественное признание» в номинации «За гражданскую инициативу»; − Социально-инновационный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» стал победителем в областном конкурсе «Мой социальный проект» и был представлен в Москве на Форуме активных граждан «СООБЩЕСТВО» с участием Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Опыт работы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в рамках федеральной экспериментальной площадки «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинстуционального взаимодействия и сотрудничества» был представлен на: − Областной научно-практической конференции по проблеме «Инновационные практики социализации учащихся в сфере дополнительного образования в рамках стратегий ФГОС» (27.03.2015г, Ростов-на-Дону); − Областной практической конференции «Дополнительное образование детей в Ростовской области: инновации и перспективы развития» (28.04.2015г., Новошахтинск); − IV областной ярмарке социально-педагогических инноваций – 2017 «Актуальные проблемы реализации требований ФГОС в контексте современного образования» (29.03.2017г., Таганрог); − V Всероссийской Ярмарке социально-педагогических инноваций – 2018 (научнопрактической конференции) к 100-летию системы дополнительного образования детей «Опыт и эффективные инструменты развития современной системы дополнительного (внешкольного) образования детей» (29.03.2018г, г.Таганрог); − XXI Донском образовательном фестивале «Образование. Карьера. Бизнес» (06 апреля 2018г, г.Ростов-на-Дону); − Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи – вопрос национальной безопасности» (26 апреля 2018г, г.Ростов-на-Дону). Заметно расширился спектр образовательных услуг, появились новые дополнительные общеразвивающие программы различных направлений. Все программы педагогов МБУ ДО ГДДТ г.Шахты были внесены в региональный сегмент программного Навигатора системы дополнительного образования детей. С 2017 года Городской Дом детского творчества является координатором Российского движения школьников на муниципальном уровне. Российское движение школьников (РДШ) — Общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Движение предоставляет детям возможность выбора одного из четырех направлений деятельности: «Личностное развитие», «Военно-патриотическое направление», «Гражданская активность» и «Информационно-медийное направление». В 2020 году на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Шахты Ростовской области «Городской Дом детского творчества» было создано местное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В состав местного отделения по состоянию на 1 января 2021 года входят 8 первичных отделений. Расширен перечень дополнительных образовательных и иных услуг (в том числе, платных), предоставляемых МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ Городской Дом детского творчества является открытой образовательной системой, ориентированной на удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса, взаимодействующей с различными образовательными, административными и общественными организациями. МБУ ДО ГДДТ г.Шахты обеспечивает доступность дополнительного образования для детей всех возрастных групп детей, различных по своим социальным и психологическим индивидуальным характеристикам, с различными образовательными потребностями, а также – детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметом деятельности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты является организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в целях обеспечения единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства. В МБУ ДО ГДДТ г.Шахты могут обучаться дети в возрасте от 5 до 18 лет. Обучающемуся, достигшему 18 летнего возраста до завершения освоения общеобразовательной программы, предоставляется возможность закончить учебный год. В МБУ ДО ГДДТ г.Шахты образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется с учетом возрастных особенностей и с учетом санитарно-гигиенических требований. Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам, а также по программам индивидуальной и коррекционной деятельности с обучающимися с ОВЗ. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, менять их. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. МБУ ДО ГДДТ г.Шахты самостоятельно определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Образовательный процесс в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты осуществляется с учётом принципов добровольности, свободного личностного выбора деятельности, инициативы и самостоятельности ребенка, вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, доступности глобального знания и информации для каждого, адаптивности к возникающим изменениям, обеспечения равных возможностей для всех групп детей. Занятия в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты проводятся в первой и во второй половине дня. Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода: − на этапе дошкольного образования - дошкольная подготовка по направленностям; − на этапе начального образования - помощь в освоении позиции ученика: включение в разные виды творческой деятельности; − на этапе основного общего образования - поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра полученных знаний в различных сферах деятельности и приобретение опыта их реализации; − на этапе среднего полного общего образования - сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение допрофессиональной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При реализации дополнительных общеразвивающих программ МБУ ДО ГДДТ г.Шахты может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ ДО ГДДТ г.Шахты, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. МБУ ДО ГДДТ г.Шахты может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных общеразвивающих программ, в организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов МБУ ДО ГДДТ г.Шахты организует образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-воспитательной деятельности, подготовка их к участию в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня. Результат качества реализации образовательных программ отслеживается педагогическим мониторингом в различных формах: выставки, концертные отчетные выступления, тестирование и другие. Каждый педагог выбирает такие формы, которые максимально позволяют учащимся проявить и показать свои знания, умения и способности. Участие в конкурсных мероприятиях разного уровня, это не только форма развития одаренности обучающихся и успешной самореализации, но и возможность развития их способностей путем вовлечения в активную познавательную, научноисследовательскую и творческую деятельность. Педагоги, совместно с родителями, проводят большую организационную работу по приобретению детьми ценного опыта и пробе своих сил. Победители и призеры являются гордостью учреждения и своего творческого коллектива. Их достижения подтверждаются высоким профессиональным уровнем педагогов - победителей творческих конкурсов, конкурсов профессионального мастерства, которые способствуют обновлению практического содержания вопросов воспитания и дополнительного образования детей. За последние годы в МБУ ДО ГДДТ г. Шахты сформирован стабильный коллектив, отличающийся высоким уровнем профессионализма. Педагоги, имеющие первую и высшую квалификационную категории составляют более 60 %. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды. Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых Домом творчества дополнительных образовательных программ, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их интересы. Для обеспечения оптимального уровня квалификации педагогических работников, необходимого для успешного развития учреждения, администрацией ежегодно составляется план - график прохождения курсов на основе проведенного мониторинга потребностей педагогов в курсовой подготовке. В соответствии с этим планом-графиком педагоги учреждения успешно проходят курсы повышения квалификации. Курсовая подготовка педагогических кадров осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. На сегодняшний день возрастает роль методической службы в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем, в связи с необходимостью более активного включения педагогов в совершенствование образовательного процесса и создания образовательных программ нового поколения. Сегодня в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты образовательный процесс обеспечен программными материалами. Разработаны различные по долговременности, по уровню освоения общеобразовательные общеразвивающие программы. Одной из основных задач методической службы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты является создание и развитие эффективной системы непрерывного образования, профессионального развития и повышение компетентности педагогических и руководящих работников образовательного учреждения. Методическая работа в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты рассматривается, как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Содержание методической работы определяется актуальными задачами МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и направлена на повышение уровня профессиональной компетентности через совершенствование системы методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, повышение квалификации, вовлечение педагогов в конкурсную деятельность. В содержание методической работы входит нормативно-правовое и программное обеспечение образовательного процесса, аналитическая деятельность, информационное обеспечение педагогов, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, методическое сопровождение массовых мероприятий, изучение и распространение результативного педагогического опыта, внедрение новых технологий в образовательный процесс учреждения. На современном этапе развития шахтинского образования активно идет процесс формирования и функционирования социального партнерства – нового типа социально-образовательных отношений, основанного на взаимном участии работников сфер образования, культуры, спорта, общественных организаций в развитии системы дополнительного образования. Опыт взаимодействия ГДДТ с другими организациями убеждает в том, что сотрудничество – это одно из эффективных средств осуществления непрерывного образования и воспитания детей. В МБУ ДО ГДДТ г.Шахты обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется несколькими направлениями: - обеспечение охраны труда работников МБУ ДО ГДДТ г.Шахты; - обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма); - пожарная безопасность; - гражданская оборона; - антитеррористическая защита. Для обеспечения системы противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности в здании установлена АПС и тревожная кнопка, которая постоянно поддерживается в рабочем состоянии. На всех входах и аварийных выходах имеются автономные световые табло, планы эвакуации из здания. Действует контрольно – пропускной режим. В 2015 году установлена видео камера внутреннего наблюдения. В 2018 году установлена система наружного видеонаблюдения (4 камеры). Важным фактором сохранения здоровья учащихся является обеспечение питьевого режима. С этой целью в учебных кабинетах имеются кулеры с водой и разовыми стаканами. Режим занятий предусматривает паузы разгрузки, во время которых дети имеют возможность пить воду. Особенно это касается коллективов с высокой физической нагрузкой, в частности танцевальных групп. В кабинетах имеются инструкции по технике безопасности. 2 раза в год проводятся плановые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности с сотрудниками учреждения. Так же проводятся целевые инструктажи: по пожарной безопасности с сотрудниками учреждения на предмет соблюдения правил пожарной безопасности во время проведения новогодних мероприятий, целевые инструктажи о контроле за системами жизнеобеспечения в условиях низких температур, антитеррористической безопасности, правилах поведения на воде, действия при пожарах. Со всеми вновь принятыми проводятся вводные инструктажи, инструктажи на рабочем месте и инструктажи по пожарной безопасности и проверка знаний по охране труда. Регулярно ведется журнал регистрации посетителей. В оперативном журнале ведется учет выданных и сданных ключей. Принимаются меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание в нерабочее время. Проводятся инструктажи со сторожами, педагогическими и техническими работниками, обучающимися. В течение учебного года педагогами дополнительного образования проводится работа по профилактике дорожного травматизма, безопасности жизнедеятельности: по правилам пожарной безопасности в быту, на природе, действиям в случае пожара, о порядке эвакуации из помещений, формированию у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения, их практической отработки в образовательной деятельности. Важную роль в системе работы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты занимает воспитательная работа, которая охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и разнообразную деятельность в единый процесс взаимодействия по основным направлениям: − Массовые досуговые программы; − Конкурсные мероприятия; − Работа с детьми и родителями в детских коллективах; − Детское общественное движение; − Социально – продуктивная деятельность. В процессе активной деятельности и общения педагогов, детей, родителей, создавались традиции, ключевые дела ГДДТ, направленные на успешную реализации воспитательной системы: − связь поколений, преемственность традиций, воспитывающих гражданина; − поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством; − возможность общения и взаимной поддержки; − возможность проявления себя в созидательном творчестве, сотворчестве; − целенаправленная работа по созданию ситуации успеха для ребенка и взрослого; − многообразие деятельности, как одно из условий реализации свободы выбора; − уникальность жизнетворческой среды Городского Дома детского творчества; − поддержка педагогического мастерства. Индивидуальная воспитательная работа педагогов строится на персональном взаимодействии с каждым учеником. Это условие является обязательным для успешности образовательного процесса: ребенок приходит в творческий коллектив, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально общаться со значимым для него взрослым. Педагог решает целый ряд задач: помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место, развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося, формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию. Ежегодно на летних каникулах в стенах Дома детского творчества проходит летняя оздоровительная кампания для участников пришкольных детских лагерей, в рамках этой кампании коллективы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты организовывают спектакли, игровые программы, дискотеки для детей (в том числе в дистанционном формате). Неотъемлемой, значимой частью системы информационного обеспечения деятельности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты является сайт. Структура и содержание рубрик официального сайта МБУ ДО ГДДТ г.Шахты приведены в четкое соответствие с требованиями законодательства в этой сфере. На сайте представлена документация учреждения (устав, лицензия на образовательную деятельность и пр.), систематически обновляется новостной блок, размещаются актуальные материалы для педагогов, детей и родителей. В социальных сетях В Контакте, Инстаграмм, одноклассники, Fasebook созданы открытые группы. Воспитательная работа в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты соответствует понятию «творческая». Преобладает позитивное настроение, взаимодействие и сотворчество в учебном и воспитательном процессе. В учреждении представлен широкий спектр творческих дел. Одним из основных видов содержательного наполнения свободного времени детей в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты является культурно-досуговая деятельность. Формы досуга, ставшие традиционными для коллектива - конкурсы, интерактивные игры, квесты, новогодние праздники, фестивали, творческие отчеты и др. Ежегодно на летних каникулах в стенах Дома детского творчества проходит летняя оздоровительная кампания для участников пришкольных детских лагерей, в рамках этой кампании коллективы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты организовывают спектакли, игровые программы, дискотеки для детей (в том числе в дистанционном формате). 5. SWOT–АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБУ ДО ГДДТ г. ШАХТЫ S Сильные стороны - Сохранение традиций системы дополнительного образования -Укомплектованность кадрами, позволяющая реализовать программу развития в полном объеме. ‒ Понимание педагогическими работниками важности повышения своей квалификации. ‒ Высокий уровень средней заработной платы педагогических работников. ‒ Наличие в штате сервисных служб, педагогов-организаторов, методистов и педагогов-психологов. ‒ Сложившееся сообщество социальных партнёров, заинтересованных в совместной деятельности. ‒ Наличие опыта инновационной деятельности. ‒ Наличие опыта предъявления собственных достижений педагогами в профессиональных конкурсах. ‒ Наличие опыта предъявления результатов обучения обучающихся на городском, всероссийском, международном уровнях - Проведение отдельных значимых воспитательных мероприятий - Создание имиджевой политики учреждения O Благоприятные возможности Профессиональный рост педагогов, расширение компетенций за счет овладения вариативными образовательными технологиями, в том числе дистанционными. - Увеличение доли молодых педагогов со стажем до 3 лет в педагогическом коллективе - Заинтересованность социальных партнеров во взаимодействии с МБУ ДО ГДДТ г.Шахты W Слабые стороны ‒ Недостаточность материальнотехнического оснащения в связи с постоянно меняющимися современными требованиями и потребностями. ‒ Недостаточность площадей для ведения образовательной деятельности. ‒ Отсутствие единой информационной системы, предполагающей оперативный доступ к информации и базам данных. - Консерватизм педагогов. Преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса. - Недостаточная представленность профориентационных практик в реализации программ. T Риски Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. - Противоречие между спросом на индивидуальное обучение и отсутствие возможности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты - Снижение мотивации педагогов к оказанию платных образовательных услуг. Финансовые трудности родителей, невозможность оплаты платных образовательных услуг. - Привлечение родителей к участию в массовых мероприятиях и проектах МБУ ДО ГДДТ г.Шахты - Готовность педагогов к реализации новых дополнительных общеобразовательных программ - Адресное повышение квалификации педагогических кадров Снижение поступлений от платных образовательных услуг. - Перегрузка учащихся в школе, ее значительное возрастание в старших классах - Низкий уровень цифровизации 6. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МБУ ДО ГДДТ г. ШАХТЫ Концепция развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты ориентирована на основные приоритеты развития образования в городе Шахты в контексте приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», национального проекта «Образование», Концепции развития дополнительного образования. Реализация Концепции зависит от реальных возможностей МБУ ДО ГДДТ г.Шахты, материально-технического, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения. Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе ее реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения Концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов. В связи с этим план, включенный в данную концепцию, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения. Методологической основой реализации Концепции являются следующие научные подходы и принципы: − Гуманистический подход – заключается в безусловном принятии обучающегося, выражающийся в эмпатическом отношении и эмоциональной поддержке воспитанников. − Личностно-ориентированный подход - позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности воспитуемого, развития его неповторимой индивидуальности. − Деятельностный подход в воспитании сходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью, которая непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность в свою очередь осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития. − Системный подход - предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функционально-иерархических связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей. − Комплексный подход - обеспечивает единство и целостность воспитания, отражает главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат - всесторонне гармоническое развитие личности. − Средовой подход ориентирует педагогов дополнительного образования на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий и характеристик окружающей среды. Основными принципами развития дополнительного образования детей в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты являются: − доступность и право выбора направления творческой деятельности для всех категорий детей и подростков предоставляет ребенку и педагогу возможность выбора образовательного маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата; − вариативность и многообразие видов социально-творческой деятельности детей как условие для удовлетворения их интересов, потребностей, развития способностей и творческой самореализации. Творчество рассматривается как цель, средство, ценность и критерий эффективности педагогического процесса; − сотрудничество - отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе деятельностной, живой коммуникации, где дети вместе со взрослыми становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов; − информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве образовательных услуг; − государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и саморегулирования; − принцип целостного подхода к управлению процессом обучения, развития и воспитания для получения синтетических образовательных результатов формирования у детей целостной картины мира, способов освоения действительности и самореализации; − здоровьесберегающий характер образовательного процесса, как условие формирования полноценной личности будущего гражданина. Соблюдение этого принципа предусматривает создание здоровьесозидающей среды в организации, использование как основных, так и проникающих здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; − инновационность образовательного процесса, гибкая, оперативная адаптация его к современным научным достижениям, новым педагогическим и информационным технологиям. Цель программы: Создание механизмов устойчивого развития новой модели учреждения, обеспечивающей удовлетворение потребностей всех субъектов в качественном, вариативном и доступном дополнительном образовании, соответствующем требованиям современного общества. Задачи программы: − Оптимизация управленческого ресурса и обеспечение перехода учреждения в новое качественное инновационное состояние, совершенствуя все виды деятельности: административную, педагогическую, хозяйственную, организационную, правовую. − Активизация воспитательного потенциала учреждения, совершенствование системы воспитательной работы, способствующей решению актуальных задач в области воспитания и дополнительного образования. − Сохранение и развитие кадрового потенциала ГДДТ. Содействие непрерывному повышению профессионального мастерства и развитию профессиональных компетенций педагогических работников. − Оптимизация системы методического сопровождения педагогов в условиях обновления качества учебно-воспитательной деятельности. − Развитие инновационной образовательной среды МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. − Создание условий для сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, направленного на повышение эффективности воспитательной деятельности. − Организация сотрудничества между педагогическим коллективом, родителями и обучающимися в интересах творческого и свободного развития личности ребенка. − Расширение спектра образовательных услуг, в т.ч. для детей с ОВЗ, детейинвалидов, детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. − Обеспечение безопасных и комфортных условий осуществления образовательного процесса. − Персонализация дополнительного образования за счет разработки новых краткосрочных программ, а также программ с учетом модульного принципа представления содержания. 7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Наименование этапа I – этап Диагностико – проектировочный II - этап Основной / практический Сроки январь – август 2021г. Содержание деятельности Диагностика актуального состояния деятельности МБУ ДО ГДДТ г.Шахты по основным направлениям Программы развития - Создание проблемных и творческих групп из числа педагогических работников по проектированию содержания основных направлений Программы развития - Работа проблемных и творческих групп по проектированию основных направлений Программы развития - Внутренняя экспертиза проектов по основным направлениям Программы развития - Погружение педагогического коллектива в содержание основных направлений Программы развития сентябр − Реализация подпрограмм. ь 2021– − Корректировка программных мероприятий. май − Мониторинг результативности выполнения 2025г. мероприятий Программы. − Отработка критериев и показателей III - этап Заключительный / обобщающий эффективности реализации Программы. июнь- − Оценка достигнутых результатов Программы, декабрь уточнение стратегии развития учреждения в 2025 соответствии с государственными приоритетами в области дополнительного образования детей − Разработка Программы развития МБУ ДО ГДДТ г.Шахты на новый период. 8. ПОДПРОГРАММЫ Подпрограмма «Успех каждого ребенка» Цель: создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и подростков, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся. № Направления развития 1. 2. Внедрение системы наставничества в форме «ученик-ученик» Разработка и внедрение новых (модульных, краткосрочных и пр.) образовательных программ для разных категорий учащихся (в том числе для одаренных детей и детей с ОВЗ), в соответствии с их потребностями и запросами их родителей. Персонализация образовательного пространства. Разработка индивидуальных маршрутов для одаренных детей с учетом их личностного роста Организации профориентационной деятельности, в том числе профессиональных и социальных проб для обучающихся совместно с социальными партнерами Привлечение представителей социальных партнеров для проведения тематических занятий, лекций, бесед и других форм учебно-воспитательной деятельности, включая наставничество. Организация участия учащихся в мероприятиях, конкурсах, проектах городского, областного, всероссийского и международного уровней Реализация системных мероприятий, направленных на профориентацию обучающихся Создание условий для обеспечения доступности образовательных услуг для лиц с ОВЗ и инвалидов 3. 4. 5. 6. 7. 8. Подпрограмма «Современному ребенку – современный педагог» Цель: повышение эффективности кадровой политики учреждения, уровня квалификации педагогических кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности. № Направления развития 1. Выявление потребности педагогов в повышении квалификации в соответствии с личностными перспективами и стратегическими направлениями развития учреждения 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Организация корпоративного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий Развитие системы наставничества над начинающими педагогами, молодыми специалистами Организация работы по привлечению молодых специалистов к работе в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Организация участия работников МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в профессиональных конкурсах, в представлении профессионального опыта на различных мероприятиях в области дополнительного образования Профилактика профессиональных деформаций и выгорания педагогических работников Проведение мастер-классов по ДПИ для учителей общеобразовательных организаций и воспитателей дошкольных организаций Организация комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в деятельности РДШ Организация и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства старших вожатых Организация работы методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций Подпрограмма «Социальная активность» Цель: создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе развитие РДШ и волонтерства и иных социально ориентированных общественных организаций № Направления развития 1. Проведение информационной кампании по популяризации РДШ, гражданских патриотических ценностей России, развитие волонтерства и информирование об этом жителей города в социальных сетях и других медиа пространствах Развитие волонтерского движения и вовлечение школьников в добровольческие и волонтерские отряды на базе общеобразовательных организаций и МБУ ДО ГДДТ г. Шахты Организация участия обучающихся ОО города Шахты в федеральных и региональных проектах РДШ Реализация муниципальных проектов РДШ Организация ключевых мероприятий РДШ в общеобразовательных организациях города по воспитанию и социализации школьников 2. 3. 4. 5. Подпрограмма «Открытое учреждение» Цель: расширение внешних связей, развитие, укрепление партнёрских отношений с социальными партнерами как фактора обогащения условий развития личности учащихся. Создание психолого-педагогических условий для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, формирование отношений сотрудничества и сотворчества, обогащение условий для развития ребёнка в семье. № Направления развития 1. Разработка и реализация совместных социально-значимых проектов (акции, выставки, экскурсии и т.д) с социальными партнерами Развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей Включение родителей (законных представителей) в различные формы активного взаимодействия с МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Перманентная актуализация содержания сайта МБУ ДО ГДДТ г.Шахты, освещение деятельности учреждения в социальных сетях (ВК, инстаграмм и т.д.). 2. 3. 4. Подпрограмма «Пространство возможностей» Цель: создание условий для повышения качества образовательного процесса через совершенствование материально-технического оснащения. № Направления развития 1. Расширение перечня платных образовательных услуг в соответствии с запросом родителей и детей Проведение благоустроительных работ на территории МБУ ДО ГДДТ г.Шахты Плановое обновление существующей материально-технической базы: целевое приобретение мебели, компьютерной и оргтехники и специального оборудования Реформирование внутреннего образовательного пространства МБУ ДО ГДДТ г.Шахты. Оптимизация использования кабинетов. 2. 3. 4. Подпрограмма «Новое поколение » Цель: обновление содержания воспитательной работы, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента ДООП. № Направления развития 1. Реализация Программы воспитания МБУ ДО ГДДТ г.Шахты в соответствии с модулями «Знания», «Педагог дополнительного образования», «Работа с родителями», «Детские общественные объединения», «Традиции», «Профориентация», «Концертная и выставочная деятельность», «Организация предметно-эстетической среды» Методическое и информационное сопровождение воспитательной работы 2. 9. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ № Индикаторы п/п 1. Доля обучающихся в МБУ ДО ГДДТ г.Шахты вовлеченых в различные формы наставничества 2. Внедрение новых образовательных программ для разных категорий учащихся (в том числе для одаренных детей и детей с ОВЗ) 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Доля обучающихся МБУ ДО ГДДТ г.Шахты, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, проектах городского, областного, всероссийского и международного уровней Доля педагогов, охваченных системой корпоративного обучения повышения квалификации педагогов Доля педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений различного уровня и мероприятиях по диссеминации педагогического опыта Количество мастер-классов по ДПИ для учителей общеобразовательных организаций и воспитателей дошкольных организаций Доля учащихся ОО, вовлеченных в реализацию муниципальных проектов РДШ Реализация совместных социально-значимых проектов (акции, выставки, экскурсии и т.д) с социальными партнерами Доля родителей, вовлеченных в разнообразные формы взаимодействия с МБУ ДО ГДДТ г.Шахты 10. Удовлетворѐнность родителей содержанием и формами взаимодействия с МБУ ДО ГДДТ г.Шахты 11. Расширение перечня дополнительных образовательных услуг Развитие материально-технической базы МБУ ДО ГДДТ г.Шахты 12. Показатели Не менее 70% Не менее 5 % от общего количества программ Не менее 50% от общего количества обучающихся Не менее 50% Не менее 10% Н менее 3 в год Не менее 10% от общего числа обучающихся в ОО 1 проект в год Не менее 15% от общей численности обучающихся Отсутствие жалоб в администрацию МБУ ДО ГДДТ и вышестоящие органы На 5% В соответствии с финансированием