Приложение №1 к приказу № 40 от 04.02.2019г. Порядок развития у обучающихся творческих способностей и работы с одаренными детьми включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, в том числе официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях 1.Общие положения. 1.1. Основные понятия Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга по видам одаренности: Художественная одаренность. Этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Социальная одаренность. Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом и пр. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли. Творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства. 1.2. Настоящий Порядок составлен на основании следующих нормативных документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016 N 02-860 "О направлении Методических рекомендаций" вместе с "Методическими рекомендациями по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", утв. Минобрнауки России 15.09.2016 N АП-87/02вн) 1.3. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в ГДДТ организуются и проводятся городские (муниципальные) олимпиады и городские (муниципальные) и внутриучрежденческие интеллектуальные и (или) творческие конкурсы (выставки, фестивали, конференции и др.), а также физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний и творческих и спортивных достижений. 2. Цели и задачи работы с одаренными обучающимися Цель – создание условий для развития индивидуальности одаренного ребенка в различных видах деятельности, его самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с интеллектуальными, физическими, художественными или коммуникативными способностями обучающихся. Задачи: выявление одарённых детей в различных сферах деятельности (предметно-научное, культура, спорт, искусство, техническое творчество и др.) с использованием различной диагностики; создание условий для поддержания и развития внутренней мотивации одарённого ребёнка как системообразующего компонента одарённости; развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся; сохранение и развитие психического и физического здоровья одарённых обучающихся; отбор средств обучения и воспитания, способствующих развитию творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления обучающихся; разработка системы эффективной подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах, смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях и др. состязаниях с целью увеличения количества победителей и призёров в них; организация работы по психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей и их семей; создание базы данных одарённых детей; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными детьми; поощрение одарённых обучающихся и педагогов за достигнутые результаты. 3. Принципы работы с одарёнными детьми: Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Принцип учёта возрастных возможностей. Принцип опережающего обучения. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип добровольности. Принцип создания ситуации успеха. Принцип ранней диагностики одарённости обучающихся. Принцип расширения образовательного пространства для реализации способностей обучающихся. Принцип системности. 4. Критерии оценки признаков одаренности обучающихся: Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности (быстро и легко усваивает новые способы деятельности); Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности); Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за рамки поставленной задачи). 5. Уровни проявления одаренности учащихся Высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются постоянно); Уровень выше среднего (все критерии оценки проявляются часто, но не всегда); Средний уровень (все критерии оценки в равной степени как проявляются, так и не проявляются); Уровень ниже среднего (критерии оценки проявляются достаточно редко); Низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем). 6.Участники реализации данного положения: Администрация ГДДТ (директор, заместители) Методисты, педагоги-психологи Педагоги дополнительного образования Родители (законные представители) обучающихся. 7 .Порядок развития у обучающихся творческих способностей и интересов и работы с одаренными детьми Формы Изучение стартовых возможностей детей Тематические конкурсы, выставки, олимпиады, фестивали Мастер-классы педагогов, детей Портфолио творческих достижений обучающихся Творческие отчеты Конкурсы по направленностям деятельности ГДДТ Проектная деятельность Предоставление информации о конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных) обучающимся и родителям (законным представителям) Создание банка данных одаренных детей Определение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах в общей численности учащихся Наличие в отчетном году победителей конкурсов, олимпиад и др. на мероприятиях различного уровня Периодичность В начале учебного года По годовому плану По годовому плану В течение года По годовому плану По годовому плану По годовому плану В течение года В течение года По итогам полугодия По итогам полугодия (региональный, всероссийский, международный 8.Организация и функциональное обеспечение положения 8.1.Функции директора. Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса. 8.2.Функции заместителя директора по УВР Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, программы). Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми. 8.3. Функции заместителя директора по НМР Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам педагогов дополнительного образования). 8.4. Функции методистов. Сбор банка данных по одарённым детям. Планирование и проведения мероприятий для одаренных детей. Руководство подготовкой творческих отчётов, открытых занятий и пр. педагогов, работающих с одарёнными детьми. 8.5. Функции педагогов дополнительного образования Выявление одаренных детей. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, выставкам, фестивалям, конференциям различного уровня. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по направлению работы объединения. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей в портфолио совместно с детьми. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. Предоставление необходимой информации методистам. 8.6. Функции педагогов-психологов Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. Психодиагностическая работа. Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. Работа с педагогами дополнительного образования (консультации, тренинги, просветительская работа). Консультирование родителей. 8.7. Функции родителей (законных представителей) Раннее выявление одаренности ребенка. Создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка. Определение социального запроса для ГДДТ. Сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательного процесса.