Порядок развития у обучающихся творческих способностей

Приложение №1
к приказу № 40 от 04.02.2019г.

Порядок развития у обучающихся
творческих способностей и работы с одаренными детьми
включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках,
смотрах, физкультурных мероприятиях, в том числе
официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях
1.Общие положения.
1.1. Основные понятия
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети отличаются друг от друга по видам одаренности:
Художественная одаренность. Этот вид одаренности подразумевает высокие
достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства
в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Дети с
одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко
запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки
информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной
характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности
обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в
математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную
успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
Социальная одаренность. Это исключительная способность устанавливать
зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная
одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких
областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с
другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом и пр. Таким образом,
понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений,
характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных
отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять
лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений
социальной одаренности. Существует множество определений лидерской
одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект
выше среднего;
умение принимать решения;
способность иметь дело с
абстрактными понятиями, с планированием, будущего, с временными
ограничениями;
ощущение
цели,
направления
движения;
гибкость;

приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя;
настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в
привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач.
Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении
человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в
различных областях искусства.
1.2. Настоящий Порядок составлен на основании следующих
нормативных документов:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
 Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
года № 1726-р;
 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля
2012 г.
 Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016 N 02-860 "О направлении
Методических
рекомендаций"
вместе
с
"Методическими
рекомендациями по расчету показателей независимой оценки качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность", утв. Минобрнауки России 15.09.2016 N
АП-87/02вн)
1.3. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся
способности, в ГДДТ организуются и проводятся городские (муниципальные)
олимпиады
и
городские
(муниципальные)
и
внутриучрежденческие
интеллектуальные и (или) творческие конкурсы (выставки, фестивали, конференции
и др.), а также физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической
культурой и спортом, интереса к научной, творческой деятельности, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний и творческих и
спортивных достижений.
2. Цели и задачи работы с одаренными обучающимися
Цель – создание условий для развития индивидуальности одаренного ребенка
в различных видах деятельности, его самореализации, профессионального
самоопределения
в
соответствии
с
интеллектуальными,
физическими,
художественными или коммуникативными способностями обучающихся.
Задачи:
 выявление одарённых детей в различных сферах деятельности
(предметно-научное, культура, спорт, искусство, техническое
творчество и др.) с использованием различной диагностики;

 создание условий для поддержания и развития внутренней мотивации
одарённого ребёнка как системообразующего компонента одарённости;
 развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности
в различных областях знания в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями обучающихся;
 сохранение и развитие психического и физического здоровья одарённых
обучающихся;
 отбор средств обучения и воспитания, способствующих развитию
творческой
самореализации,
нестандартности
научного
и
художественного мышления обучающихся;
 разработка системы эффективной подготовки одарённых детей к
участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, викторинах,
смотрах, спортивных соревнованиях, фестивалях и др. состязаниях с
целью увеличения количества победителей и призёров в них;
 организация работы по психолого-педагогическому сопровождению
одарённых детей и их семей;
 создание базы данных одарённых детей;
 подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по
работе с одарёнными детьми;
 поощрение одарённых обучающихся и педагогов за достигнутые
результаты.
3. Принципы работы с одарёнными детьми:













Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип учёта возрастных возможностей.
Принцип опережающего обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей обучающихся.
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип добровольности.
Принцип создания ситуации успеха.
Принцип ранней диагностики одарённости обучающихся.
Принцип расширения образовательного пространства для реализации
способностей обучающихся.
Принцип системности.
4. Критерии оценки признаков одаренности обучающихся:

 Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде
деятельности (быстро и легко усваивает новые способы деятельности);

 Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и
самостоятельность в деятельности);
 Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за
рамки поставленной задачи).
5. Уровни проявления одаренности учащихся
 Высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются
постоянно);
 Уровень выше среднего (все критерии оценки проявляются часто, но не
всегда);
 Средний уровень (все критерии оценки в равной степени как проявляются, так
и не проявляются);
 Уровень ниже среднего (критерии оценки проявляются достаточно редко);
 Низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем).
6.Участники реализации данного положения:





Администрация ГДДТ (директор, заместители)
Методисты, педагоги-психологи
Педагоги дополнительного образования
Родители (законные представители) обучающихся.

7 .Порядок развития у обучающихся
творческих способностей и интересов и работы с одаренными детьми
Формы
Изучение стартовых возможностей детей
Тематические
конкурсы,
выставки,
олимпиады,
фестивали
Мастер-классы педагогов, детей
Портфолио творческих достижений обучающихся
Творческие отчеты
Конкурсы по направленностям деятельности ГДДТ
Проектная деятельность
Предоставление информации о конкурсах и олимпиадах
(в том числе во всероссийских и международных)
обучающимся и родителям (законным представителям)
Создание банка данных одаренных детей
Определение удельного веса численности обучающихся,
принявших участие в различных олимпиадах, смотрах,
конкурсах в общей численности учащихся
Наличие в отчетном году победителей конкурсов,
олимпиад и др. на мероприятиях различного уровня

Периодичность
В начале учебного
года
По годовому плану
По годовому плану
В течение года
По годовому плану
По годовому плану
По годовому плану
В течение года
В течение года
По итогам полугодия
По итогам полугодия

(региональный, всероссийский, международный
8.Организация и функциональное обеспечение положения
8.1.Функции директора.
 Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными
детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
8.2.Функции заместителя директора по УВР
 Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией данного положения (учебный план, расписание, программы).
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
 Координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми.
8.3. Функции заместителя директора по НМР
 Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
 детьми.
 Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
 Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых детей. (По заявкам педагогов дополнительного образования).
8.4. Функции методистов.
 Сбор банка данных по одарённым детям.
 Планирование и проведения мероприятий для одаренных детей.
 Руководство подготовкой творческих отчётов, открытых занятий и пр.
педагогов, работающих с одарёнными детьми.
8.5. Функции педагогов дополнительного образования
 Выявление одаренных детей.
 Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
 Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, выставкам,
фестивалям, конференциям различного уровня.
 Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по направлению работы объединения.
 Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей в портфолио
совместно с детьми.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
 Предоставление необходимой информации методистам.
8.6. Функции педагогов-психологов
 Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
 Психодиагностическая работа.
 Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
 Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.
 Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

 Работа с педагогами дополнительного образования (консультации, тренинги,
просветительская работа).
 Консультирование родителей.
8.7. Функции родителей (законных представителей)
 Раннее выявление одаренности ребенка.
 Создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей
ребенка.
 Определение социального запроса для ГДДТ.
 Сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками
образовательного процесса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».