СОДЕРЖАНИЕ №п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 3 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 5 процесса 1.1.8 Режим занятий 5 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 5 1.2.2 Основные задачи программы 5 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 6 1.3.2 Содержание учебного плана 7 9 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 10 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 10 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 11 11 12 13 15 16 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными документами, регламентирующим деятельность организации дополнительного образования. Опираясь на Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления», в программу включены темы по изучению государственных символов Российской Федерации. Знакомство с государственными символами России обеспечивает формирование гражданской идентичности, гражданских качеств, способствует формированию социально ответственной личности. 1.1.1 Направленность и вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая художественной направленности «Мастерская чудес» имеет художественную направленность. 3 Вид программы – модифицированная. 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы Новизна программы заключается в том, что она включает активное использование ИКТ-оборудования. Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию у детей творческий способностей, благотворно влияющих на гармоничное развитие личности ребенка. Педагогическая целесообразность заключается в использовании таких современных методов обучения, как словесный метод (беседа, рассказ, объяснение), метод наблюдения (показ демонстративных материалов), игровой метод (дидактическая игра, появление нового предмета, загадки), практический метод. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является освоение детьми техник работы с различными традиционными и нетрадиционными художественными материалами. 1.1.4 Адресат программы Адресат программы – учащиеся 5 – 7 лет. Дети 5 – 6 лет активно включаются в коллективное творчество и общение по поводу искусства. Развитие словесно –логического мышления, а также накопление художественно – эстетического опыта позволяют детям освоить начальные представления о видах и жанрах искусства, устанавливать вязь между художественным образом и средствами выразительности, формулировать эстетические оценки и суждения, обосновывать личные представления. Для детей этого возраста характерны стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционное решение рисунка, аппликации, повышение вырезывания деталей, детализированность рисунка. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми изобразительновыразительными и техническими умениями. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет учащимся глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении, эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. 4 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень программы – ознакомительный. Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. 1.1.6 Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Количество обучающихся – 15 человек. Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастеркласс, конкурс, беседа, познавательное занятие, аукцион знаний, викторина, игра-путешествие, заочная экскурсия, обучающие занятия и т.д. 1.1.8 Режим занятий Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы Цель обучения: развитие творческих способностей различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 1.2.2 Основные задачи программы Задачи программы: Развивающие: развивать мелкую моторику рук; 5 детей через развивать познавательную и творческую активность, воображение, зрительную память; развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного; способствовать формированию интереса к декоративноприкладному творчеству; способствовать формированию усидчивости и желания работать в команде; способствовать развитию чувства любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны; формировать чувство гордости за свою страну через знакомство с государственными символами и истории России. Обучающие: научить детей создавать картины с помощью традиционных и нетрадиционных техник рисования; познакомить детей с пейзажной живописью и натюрмортом; познакомить с правилами и приёмами безопасной работы с материалами; научить детей создавать картины из пластилина. Принципы построения программы: от простого к сложному; связь знаний, умений с жизнью, с практикой; научность; доступность; системность знаний; воспитательная и развивающая направленность; активность и самостоятельность; учёт возрастных и индивидуальных способностей. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Согласно принципу последовательного обучения, занятия у детей дошкольного возраста не разделяются на теоретические и практические. Теория и практика неотделимы друг от друга. 6 1.3.1 Учебный план Таблица 1 Учебный план № п/п 1.1 Наименование разделов, модулей, тем Блок 1. Осень Введение в образовательную программу Кол-во часов 1 1.2 Цвета и оттенки 1 1.3 Дары осени 6 1.4 Осенние краски 6 1.5 Животные осенью Блок 2. Зима 4 Формы аттестации, диагностики, контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, беседа Анализ работ, беседа. Анализ работ, педагогическое наблюдение Анализ работ, беседа Анализ работ, педагогическое наблюдение Анализ работ, беседа Анализ работ, беседа Анализ работ, педагогическое наблюдение 2.1 Зимняя сказка 4 2.2 2.3 Новогоднее настроение Животные зимой 2 4 2.4 День Защитника Отечества 1 3.1 Блок 3. Весна Весенняя природа Международный день 6 Анализ работ, беседа 1 Анализ работ, беседа Анализ работ, педагогическое наблюдение Анализ работ, опрос 3.2 женский 3.3 Животные весной 4 3.4 Цветочный натюрморт Блок 4. Лето 5 4.1 Летние пейзажи 5 4.2 4.3 Скоро на море Вкусные натюрморты 6 5 Воспитываем и познаем 6 Резервные часы 4 7 Анализ работ, педагогическое наблюдение Анализ работ, беседа Анализ работ, беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Итоговое занятие 1 72 Всего Анализ работ 1.3.2 Содержание учебного плана Блок 1. Осень 1.1. Введение в образовательную программу Знакомство с образовательной программой. Беседа по правилах техники безопасности. 1.2. Цвета и оттенки Цвета и оттенка. Экспериментирование с красками. 1.3. Дары осени Рисование штампами «Осенние букет». Пластилинография «Виноград». Рисование карандашами «Груша». Пластилинография «Спелые яблоки». Аппликация «Свёкла». Рисование красками «Овощи». 1.4. Осенние краски Рисование красками «Золотая осень». Рисование карандашом «Я на прогулке». Аппликация «Пестрая поляна». Е.И. Зверьков «Ноябрь». Монотипия «У озера». Рисование карандашами «В осеннем лесу». 1.5. Животные осенью Аппликация из листьев «Ежик». Рисование красками «Запасливый хомяк». Аппликация «Поросенок». Рисование карандашами «Медведь». Блок 2. Зима 2.1. Зимняя сказка Аппликация из салфеток «Снеговик». Пластилинография «Шапочка». Рисование красками «А у нас за окном». Рисование карандашами «Кружатся снежинки». 2.2. Новогоднее настроение Пластилинография «Новогодний шар». Рисование карандашами «Мой подарок мечты». 2.3. Животные зимой Аппликация из ватных дисков «Заяц-беляк». Пластилинография «Снегирь на рябине». Рисование красками «Волк». Оригами «Лиса». 2.4. День Защитника Отечества Рисование карандашом «Я –будущий защитник». Блок 3. Весна 3.1. Весенняя природа Рисование красками «Пробуждение природы». Рисование карандашами «Первые проталины». Пластилинография «Верба». Аппликация из ватных дисков «Подснежники в лесу». Рисование красками «Весенний ледоход». Оригами с элементами рисования «Птицы прилетели». 3.2. Международный женский день Создание поздравительной открытки «С 8 марта!» 3.3. Животные весной 8 Рисование красками «Утка». Оригами «Лягушка». Рисование красками «Пчела». Рисование карандашами «Гусеница». 3.4. Цветочный натюрморт Рисование красками «Одуванчик». Пластилинорафия «Примула». Рисование карандашами «Тюльпаны». Рисование ватными палочками «Фиалка». Рисование красками «Сирень». Блок 4. Лето 4.1. Летние пейзажи Рисование красками «Ромашковое поле». Рисование красками «Пляж». Рисование карандашами «Я на качелях». Пластилинография «Воздушные шары». Рисование красками «Клубничная поляна». 4.2. Скоро на море Рисование красками «Морское царство». Пластилинография «Осьминог». Рисование карандашами «Краб». Аппликация «Морская ракушка». Рисование красками «Кит». Рисование красками «Необитаемый остров». 4.3. Вкусные натюрморты Пластилинография «Мороженое». Рисование красками «Арбуз». Рисование карандашами «Вишня». Аппликация из ватных дисков «Спелые абрикосы». Рисование ватными палочками «Смородина». Воспитываем и познаем Познавательное занятие «День народного единства». Викторина «Символы России». Мастер-класс «Семикаракорская роспись». Конкурс «Лучшая новогодняя открытка». Викторина «День Защитника Отечества». Выставка «К Международному женскому дню». Резервные часы Повторение пройденного материала. Работа с отстающими детьми. Итоговое занятие Подведение итогов работы. Выставка работ. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: развитие мелкой моторики рук; развитие познавательной и творческой активности, воображения, зрительной памяти; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. Личностные результаты: формирование художественного вкуса, потребности в познании прекрасного; формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству; формирование усидчивости и желания работать в команде; развитие чувства любви к Родине, родному краю через знакомство с культурой своей страны; 9 формирование чувства гордости за свою страну через знакомство с государственными символами и историей России. Предметные результаты: создание картин с помощью традиционных и нетрадиционных техник рисования; знакомство детей с пейзажной живописью и натюрмортом; знакомство с правилами и приёмами безопасной работы с материалами; создание картины из пластилина. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение Для успешной реализации программы у педагога должно быть среднее профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование, художественное образование. 1.5.2 Материально-техническое обеспечение комната со столами и стульями; цветная бумага, картон, альбомные листы, салфетки; ножницы, клей, кисточки, краски гуашь, стаканы –непроливайки на каждого ребенка; вата, ватные диски, листья деревьев, манная крупа. ПК, проектор; пластилин, доски для пластилина, стеки, клеёнки, влажные салфетки; простые карандаши, цветные карандаши, ластики, тарелки для раздаточного материала, тарелки для клея ПВА, кисти для клея ПВА. Информационное обеспечение Видео: «Золотая осень», «Скалярия», «На дне морском». Изображения: И. Левитан «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», В.Д. Поленов. «Золотая осень», Е.И. Зверьков «Ноябрь»., образцы каждой работы. 10 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график размещен в Приложении 1. 2.2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Так как учащиеся – дошкольники, то аттестация не проводится. Формы контроля у дошкольников должны учитывать их возрастные особенности. Как формы контроля для детей 5-7 лет можно использовать: педагогическое наблюдение, беседу, игру, анализ продуктов детской деятельности, выставки, портфолио, конкурс. Таблица 2 Виды контроля: Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале учебного Определение уровня Беседа, игра года развития детей, их творческих способностей Текущий контроль В течение всего Определение степени Педагогическое учебного года усвоения обучающимися наблюдение, анализ учебного материала. продуктов детской Определение готовности деятельности. детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени Выставка, конкурс. изучения темы или усвоения обучающимися раздела. В конце учебного материала. полугодия. Определение результатов обучения. В конце учебного года или курса обучения В конце учебного Определение изменения Выставка, 11 года или обучения курса уровня развития детей, их портфолио творческих способностей. Определение результатов обучения. 2.3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам дополнительного образования формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность. Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. В качестве диагностического инструментария для отслеживания усвоения программы можно использовать: 1. Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) Анализ процесса деятельности включает в себя 4 критерия: характер линий, регуляция деятельности, уровень самостоятельности и творчество. В каждой категории выделяются 3 подпункта, каждый из которых оценивается отдельно. 2. Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.) Анализ продукта деятельности включает в себя: содержание изображения, передача формы, строение предмета, передача пропорции предмета в изображении, композиция, передача движений и цвет. 3. Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. Данный диагностический комплекс включает в себя следующие показатели: рисование, лепка, аппликация, эстетическая компетентность, креативность, эмоциональность, общий показатель. Помимо критериев оценивания в данном комплексе есть список рекомендуемых вопросов для наблюдения за детьми. 4. Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н.А.) В данную методику включены следующие критерии для оценивания: отношения, интересы, показатели способов творческих действий, показатели качества результатов творчества: Нахождение адекватных выразительноизобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям: 12 5. «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.) В данную диагностическую методику входят следующие показатели: Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности. Характеристика качества способов творческой деятельности. Характеристика качества продукции. Общий вывод. С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать, как и чем бы он хотел заняться — лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется: выбор ребенка, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка. 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Организация образовательного процесса осуществляется в очной форме. Методы обучения: словесный, наглядный, игровой практический. Методы воспитания: поощрение, соревнование, упражнение, мотивация, одобрение. Форма организации образовательного процесса: групповая. В процессе обучения используется здоровьесберегающая технология. Структура занятия: I. Вводная часть Мотивационно-побудительный этап деятельности II. Основная часть Организационно-поисковый этап деятельности III. Заключительная часть Рефлексивно-корригирующий этап деятельности В программе реализуется воспитательный компонент. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему 13 поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитательный потенциал программы – это духовно-нравственное, и патриотическое воспитание. Развитие коммуникативных способностей и навыков воспитание дружелюбия, общительности, умения взаимодействовать и решать конфликтные ситуации со сверстниками. Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Индивидуальная работа помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место, формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию, способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»; создает условия для развития творческих способностей учащегося. Формирование детского коллектива происходит через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт. Учащиеся программы участвуют в воспитательных мероприятиях внутри как творческого объединения, так и в мероприятиях МБУ ДО ГДДТ г. Шахты. Формы и виды воспитательных мероприятий: 1) Мастер-класс «Семикаракорская роспись». 2) Познавательное занятие «День народного единства». 3) Конкурс «Лучшая новогодняя открытка». 4) Викторина «День Защитника Отечества», «Символы России». 5) Выставка «К Международному женскому дню». Педагог ведет работу с родителями по вопросам организации и реализации образовательного процесса. Основные формы Родительские собрания. На первом собрании родители знакомятся непосредственно с педагогом, с программой объединения, обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы объединения, определяются пути сотрудничества семьи, объединения и дворца творчества, рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На собраниях в январе и конце года анализируются учебные достижения учащихся. Индивидуальные беседы помогают выяснить, какие вопросы волнуют родителей в процессе обучения. Анкетирование помогает получить мнение родителей об образовательном процесс и об организации в целом. 14 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 3. «Концепция развития дополнительного образования детей» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Доронова Т. И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст; Просвещение - М., 2018. - 64 c. 7. Кетова В. Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 50-53. 8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2016. 9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2015. 10. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа - М., 2016. - 202 c. 11. Савушкин С.Н. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества. – М.: Карапуз, 2018. 12. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5—7 лет; Просвещение - М., 2016. - 96 c. Электронные ресурсы: 1. Диагностика изобразительной деятельности детей [https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2011/11/15/diagnostika-izobrazitelnoydeyatelnosti-detey ]. Режим доступа – свободный 2. Осень в картинах художников [https://www.maam.ru/detskijsad/osen-v-kartinah-hudozhnikov.html]. Режим доступа – свободный. 3. Особенности изготовления посуды из семикаракорской керамики. [https://dedpodaril.com/interesno/semikarakorskaya-keramika.html] 4. Семикаракорская роспись [ https://aksinia.ru/]. Режим доступа – свободный. 15 2.6 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Дата по плану Дата по факту Тема занятия I полугодие Введение в образовательную программу Цвета и оттенки. Экспериментирование с красками. Рисование штампами «Осенние букет». Пластилинография «Виноград». Рисование карандашами «Груша». Пластилинография «Спелые яблоки». Аппликация «Свёкла». Рисование красками «Овощи». Рисование красками «Золотая осень». Рисование карандашом «Я на прогулке». Аппликация «Пестрая поляна». Е.И. Зверьков «Ноябрь». Монотипия «У озера». Рисование карандашами «В осеннем лесу». Аппликация из листьев «Ежик». Рисование красками «Запасливый хомяк». Аппликация «Поросенок». Рисование карандашами «Медведь». Аппликация из салфеток «Снеговик». Пластилинография «Шапочка». Познавательное занятие «Мой город Шахты». Рисование красками «А у нас за окном». Рисование карандашами 16 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 «Кружатся снежинки». Аппликация из ватных дисков «Заяц-беляк». Пластилинография «Снегирь на рябине». Рисование красками «Волк». Оригами «Лиса». Викторина «Символы России». Рисование красками «Утка». Оригами «Лягушка». Рисование красками «Пчела». Рисование карандашами «Гусеница». Пластилинография «Новогодний шар». Рисование карандашами «Мой подарок мечты». Конкурс «Лучшая новогодняя открытка». II полугодие Рисование красками «Пробуждение природы». Рисование карандашами «Первые проталины». Пластилинография «Верба». Аппликация из ватных дисков «Подснежники в лесу». Рисование красками «Весенний ледоход». Оригами с элементами рисования «Птицы прилетели». Рисование красками «Одуванчик». Пластилинорафия «Примула». Рисование карандашами «Тюльпаны». Рисование ватными палочками «Фиалка». Рисование карандашом «Я –будущий защитник». Познавательное занятие «Буду Родину я защищать». Рисование красками 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 «Сирень». Рисование красками «Ромашковое поле». Конкурс рисунков «Наши прекрасные мамы». Создание поздравительной открытки «С 8 марта!» Рисование красками «Пляж». Рисование карандашами «Я на качелях». Пластилинография «Воздушные шары». Рисование красками «Клубничная поляна». Рисование красками «Морское царство». Пластилинография «Осьминог». Рисование карандашами «Краб». Аппликация «Морская ракушка». Рисование красками «Кит». Аукцион знаний «Вот бы в космос полететь». Рисование красками «Необитаемый остров» Пластилинография «Мороженое». Рисование красками «Арбуз». Рисование карандашами «Вишня». Аппликация из ватных дисков «Спелые абрикосы» Рисование ватными палочками «Смородина». Повторение пройденного материала Повторение пройденного материала Работа с отстающими детьми Работа с отстающими детьми Итоговое занятие 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)