Сценическая хореография

№п/п

Раздел

Страницы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и вид программы
Новизна, актуальность и целесообразность программы
Отличительные особенности программы

3
4
4
5

1.1.4 Адресат программы
6
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
6
1.1.6 Форма обучения
6
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
7
1.1.8 Режим занятий
7
7
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
7
1.2.2 Основные задачи программы
8
8
1.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
8
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года
9
1.3.3 Учебный план 2 года обучения
11
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года
12
1.3.5 Учебный план 3 года обучения
15
1.3.6 Учебный план 3 года обучения
16
18
1.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
19
1.5.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
19
1.5.2 Материально-техническое обеспечение
19
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
20
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
20
2.2.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ
20
2.3.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
28
2.4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
32
2.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

I.Комплекс основных характеристик дополнительного образования
1.1 Пояснительная записка
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных,
образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной
выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В
том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия
других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие
личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные
в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или
мотивами. На характерно-выразительных пластических мотивах, которые,
опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений,
обогащаются и организуются по законам ритма, композиции и драматургии
основывается хореографическое искусство.«Сценическая хореография»
помогает актерам и вокалистам правильно и свободно чувствовать себя на
сцене. Правильно управлять своим телом, жестами и мимикой. Актер должен
уметь побороть физический зажим тела, с помощью специального курса
упражнений на освобождение своего тела. А так же дает возможность человеку
не только красиво и правильно двигаться, и управлять своим телом на
сценической площадке, но также и в повседневной жизни.
Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» содержание программы направлено на развитие мотивации
подрастающего поколения, реализация задач этнокультурного воспитания и
сохранения народного творчества, традиций, культурного наследия регионов
через содержание программ дополнительного образования детей и
социокультурной деятельности детских творческих объединений;
А так же выявление, поддержка и продвижение одаренных детей в разных
видах искусств и жанрах творчества, создание условий для зачета творческих
достижений и бесшовного перехода к освоению специальностей среднего
профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для
победителей всероссийских конкурсов художественного творчества; создание
условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и
продвижения одаренных и талантливых детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без
попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, через систему
всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного
творчества.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
программ
(включая
разноуровневые
программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до
2030, в содержание программы введен воспитательный компонент,
направленный на формирование у детей и молодежи общероссийской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности,
чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнациональногообщения.
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность
общеобразовательной,
общеразвивающей
программы«Сценическая хореография» – художественная.Вид программы –
модифицированная.
Программа направлена на ознакомление обучающихся с сущностью
исполнительского
театрального
творчества,
выразительностью
и
содержательностью «языка» действий и движений, с возможностями его
использования на сцене и подиуме. Овладевая им, учащиеся выявляют и
развивают свой творческий потенциал, овладевают приёмами индивидуального
самовыражения.
1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность программы.
Новизна данной программы в интенсивном совершенствовании
пластики, двигательной координации и сценической выразительности, ведущих
через комплекс упражнений и танцевальных движений.Программа
обеспечивает развитие не только физических способностей, но и таких
личностных качеств обучающихся, как благородство, рассудительность,
честность, доброта, вежливость; а также воспитание чувства патриотизма,
уважения друг к другу и к старшим.
4

Актуальность программы.
Для художественного осмысления и материализации сценических
образов и чувств посредством танцевального языка необходимо, развитие
артистических способностей и приобретение актерских навыков. Дети учатся
формировать, воплощать пластические интонации, создавая художественный
образ с ярко выраженной эмоциональной окраской, а так же развивают
способность импровизировать, что способствует художественному воспитанию
учащихся. Поэтому ведущий мероприятия, актёр, вокалист должен владеть
разнообразным
пластическим
языком,
сценическим
пространством;
комплексом выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть основную
идею своего действия. Он также должен привлечь, изумить, заставить поверить
зрителя в творческий замысел.
Педагогическая целесообразность. Театр и хореография тесно
взаимосвязаны между собой. Танцевальное искусство обладает огромной силой
в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия
хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают
художественный вкус. Танцевальное обучение является неотъемлемой частью
подготовки современного актёра. Программа нацелена на то, чтобы научить
ребёнка управлять своим телом через развитие и раскрытие эмоций и волевых
импульсов. Известно, что такие разные гении отечественного театра, как
Станиславский и Мейерхольд большое внимание уделяли взаимосвязи между
чувствами и пластикой. На сегодняшний день это направление остаётся
актуальным, так как помогает развить глубоко гармоничную личность.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы состоят том, что в ней
активно используются современные технические средства, просмотр
видеоматериалов, концертных выступлений, прослушивание музыкального
материала, что позволяет развивать творческие исполнительские способности,
эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и
концертного материала. Программа помогает соединить пластические
возможности обучающегося и выразительность его тела, руководствуясь
главным правилом - единством психического и физического начал. Ведь
хореография – это искусство сочинения танца. Но спецификой данных театров
не является показ танцев. Итоговым результатом программы является
самостоятельное создание (сочинение) учащимися совместно с педагогом
спектакля или пластическо - танцевального этюда, тематического спектакля .В
последнее время в танцевальном мире появляется много пластических техник,
объединяющих в себе различные виды движенческой культуры и философии.
Современный подход преподавания хореографии требует обязательного
внедрения в программу элементов этих пластических техник для полноценного
развития современного юного актёра.
5

1.1.4 Адресат программы.
Адресат программы. Программа «Сценическая хореография»
рассчитана для обучения детей от 13 до 17 лет. Большое внимание уделяется
компонентам актёрского мастерства через пластическую выразительность.
Программа гибко реагирует на специфику учебных групп, за счёт подбора,
упражнений, репертуара, насыщенности и темпо-ритма проведения занятий,
анализа полученных навыков. Система обучения выстраивается по принципу
«от простого к сложному». С учетом всех необходимых приобретенных
навыков, при условии многократного повторения заданий.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы - базовый.
Уровень общекультурный (базовый). На этом этапе особое внимание
уделяется целенаправленному развитию специальных двигательных и
эстетических качеств юных дарований средствами «Сценическая хореография».
Происходит переход от ознакомительных и развивающих занятий к более
специализированным занятиям, а также приобщение к концертной
деятельности и формирование чувства ответственности за результативность,
как своей деятельности, так и коллектива в целом.
Основные задачи:
1. дальнейшее развитие и закрепление специальных координационных навыков
и умений.
2. улучшение качественных и количественных характеристик концертных
действий.
3. воспитание целеустремленности, ответственности.
Объем программы –432 часа.
Срок реализации программы - 3 года.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий
обучающимися по неблагоприятным условиям, по болезни или в период
карантина, а так же в другие периоды особых режимных условий, возможна
реализация программы с использованием дистанционных образовательных
технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с применением
дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося
одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета ,компьютера или
ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет
реализовываться с помощью интернет сервисов: SberJazz, Сферум и др.
6

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Форма организации деятельности.
Результативная форма организации занятия:
1.Физическая (хореография);
2.Бинарные уроки (хореография + вокал и хореография + театр),
с малым и переменным составом группы;
3.Три в одном (театр + вокал + хореография).
1.1.8 Режим занятий
Год обучения
1-й
обучения

год

Кол-во часов
в неделю
2

2-й
обучения

год

4

3-й
обучения

год

6

Режим
Кол – во
занятий часов в год
1 раз
72
неделю –
2ч
2 раза
144
неделю –
2ч
2 раза
216
неделю –
2ч

Кол-во
обучающихся
Не менее 15
Не менее 12
Не менее 8

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цель программы
Цель программы
Цель программы «Сценическая хореография» - Раскрыть творческий
потенциал. И развить природные способности учащихся средствами
хореографии в процессе обучения в театральной студии. А также
формирование у обучающихся комплекса навыков, позволяющих выполнять
задачи различной степени сложности, что позволит им воплощать на сцене
яркие и неповторимые образы.
Для выполнения целей и задач программы в своей работе основываюсь на
принципымультикультурного и гуманистического образования:
1. Персонификация – учет задатков и возможностей каждого ребенка в
процессе обучения и воспитания, социализации. Ориентация на
самоопределение и самовоспитание личности.
2. Толерантность – учет мнений других людей, интересов, традиций, культур. 3.
Принцип демократизма – признание равных прав и обязанностей,
представление ребенку максимальной свободы и создании эмоционально комфортного климата.
7

4. Сотрудничество – объединение целей детей и взрослых, общая деятельность
и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая
целеустремленность в будущее и взаимная поддержка.
1.2.2 Основные задачи программы
Развивающие задачи:
- Развить умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать
задачи, планировать пути их достижения;
- Совершенствовать приемы музыкально-двигательной выразительности,
развить двигательное воображение;
- Совершенствовать навыки и технику пластического движения, пробудить
образное мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитать чувство ответственности;
- Воспитать организованность, активность, внимательность;
- Сформировать осознанное отношение к занятиям.
- Развить личностные качества обучающихся: целеустремленность,
рассудительность, доброжелательность.
Обучающие задачи:
- Обогатить детей новыми выразительными средствами;
- Совершенствовать творческие способности;
- Решать постановочные и художественные задачи средствами сценической и
пластической выразительности.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план 1-го года обучения
№
Раздел, тема
П/П
1

2

3

количество часов
теория практика

всего

Формы диагностики,
контроля

Введение
в 1
образовательную
программу
Воспитываем
и 0
познаем

0

1

Педагогическое
наблюдение

5

5

Упражнения
баланс
координацию.

6

6

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос

на 0
и

8

Элементы
классического
танца
Импровизация

1

8

9

1

10

11

6

Сценическое
мастерство

1

13

14

7

Партерная
гимнастика

1

6

7

8

Бинарные уроки

1

8

9

9

Три в одном

1

8

9

10

Итоговое занятие

0
7

1
65

1
72

4

5

Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Открытое занятие

1.3.2 Содержание учебного плана 1-го года обучения
Раздел, тема
Введение
в
образовательную
программу

Тема занятия
Теория
1. Введение в программу
2. Знакомство с понятиями: «Сценическая хореография»
Практика
1. Диагностика умений, навыков и особенностей физического
развития учащихся.
2. Координация движений, равновесие, баланс
Воспитываем и Практика
1.Беседы
познаем
2.Викторины
3.Квесты
4.Круглый стол
5. Экскурсии
6. Посещение театра
7. Участие в мероприятиях образовательного учреждения.
8. Обучающие игры
Упражнения на Практика
Упражнения:
баланси
1 «Веер»
координацию
9

Элементы
классического
танца

Импровизация

Сценическое
мастерство

Партерная
гимнастика

2 «Ласточка»
3 «Ласточка вбок»
4 «Ласточка назад»
Упражнения на координацию
Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех
плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой,
горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к
другу в пространстве могут быть: одноименными - движения
совпадают по направлению, разноименными - выполняются в
разных направлениях. Движения, выполняемые руками или
ногами,
могут
быть
однонаправленными,
разнонаправленными. Движения ног и рук относительно
времени могут быть: одновременными и поочередными.
Практика
1.Постановка корпуса, изучение позиций ног и рук;
2.Подготовительные упражнения у опоры (демиплие, гранд
плие, релеве, пор де бра, батмантандю, батманжете, ронд де
жамб);
3.Основные упражнения на середине зала
в
не
усложнённых вариантах
(разновидности ходьбы и бега, равновесия на полупальцах,
пружинные движения руками, простейшие прыжки в
позициях и повороты ( вращения).
Теория
Понятие «Импровизация»
Практика
1.Сочинение этюдов на заданные преподавателем темы.
2. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
Теория
Расширение представлений о сценическом мастерстве.
Практика
Закрепление навыков сценического поведения, движений.
Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск
собственного сценического образа. Работа над репертуаром,
используя сценическую технику. Создание собственного
сценического стиля.
Теория
1. Прослушивание целей урока и темы занятия.
2. Напомнить о технике безопасности.
Практика
1. Построение, поклон.
2. Разминка в движении и статике.
3. Комплекс упражнений партерной гимнастики.
10

Бинарные уроки

Три в одном

Итоговое занятие

4. Упражнения на растяжку и расслабление.
Теория
1.Понятие « Бинарное занятие»
Практика
1. Хореография +вокал (разбор отдельных элементов во
время исполнения репертуара)
2. Хореография + театр (разбор отдельных элементов в
эпизодах)
Теория
1.Расширение представления о сводных репетициях
Практика
1.Сводная
репетиция
(соединение
воедино
хореографические, вокальные и театральные умения –
репетиция спектакля)
Проведение открытого занятия для детей и родителей.
1.3.3 Учебный план 2-го года обучения

№
П/П

Тема

количество часов
теория практика всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Воспитываем и
познаем

0

8

8

3

Развитие
выразительности
рук

1

10

11

4

Упражнения на
координацию и
баланс

1

8

9

5

Пластические
волны

1

10

11

6

Упражнения на
правильную осанку

0

8

8

11

Формы аттестации,
диагностики,
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение
Педагогическое
наблюдение
Опрос

7

Импровизация

1

9

10

8

Партерная
гимнастика

0

15

15

9

Сценическое
мастерство

0

18

18

10

Элементы
классического танца

1

15

16

11

Бинарные уроки

1

16

17

12

Три в одном

1

16

17

13

Итоговое занятие

0

2

2

8

136

144

Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Открытое занятие для
детей и родителей.

1.3.4 Содержание учебного плана 2-го года обучения
Раздел, тема

Тема занятия

Вводное занятие

Теория
1. Введение в программу
Практика
1. Диагностика умений, навыков и особенностей физического
развития учащихся.
Воспитываем и
Практика
1.Беседы
познаем
2.Квесты
3.Презентации
4.Круглый стол
5.Экскурсии
6.Посещение театра
7.Участие в мероприятиях образовательного учреждения.78.
8.Обучающие игры
Развитие
Теория
выразительности Задача – развитие внутреннего ощущения движения.
12

рук

Упражнения на
координацию и
баланс

Пластические
волны

Упражнения на
правильную
осанку

Импровизация

Практика
Упражнения:
 на напряжение и расслабление;
 на подвижность и выразительность рук;
 на подвижность и ловкость;
 на чувство непрерывного движения, формы, жеста,
пространства;
Практика
Упражнения:
1 «Веер»
2 «Ласточка»
3 «Ласточка вбок»
4 «Ласточка назад»
Упражнения на координацию.
Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех
плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой,
горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к
другу в пространстве могут быть: одноименными - движения
совпадают по направлению, разноименными - выполняются в
разных направлениях. Движения, выполняемые руками или
ногами,
могут
быть
однонаправленными,
разнонаправленными. Движения ног и рук относительно
времени могут быть: одновременными и поочередными.
Теория
Подробный рассказ о технике выполнения действий.
Практика
- Волна с руки на руку.
- Волна с руки на ногу. Вниз. Наверх.
- Волна тела снизу-вверх, сверху вниз при поднятых руках
вверх.
- Волна на полу вперед и назад.
- Волна боковая в плоскости тела фронтальная.
- Волна передняя. Тело в профиль.
- Спиральная волна снизу-вверх - сверху вниз.
Практика
Упражнения
- стоя
- лежа на спине
-ходьба по кругу с предметом на голове
- лежа на животе
- у стены
Теория
Понятие «Импровизация»
13

Партерная
гимнастика

Сценическое
мастерство

Элементы
классического
танца

Бинарные уроки

Три в одном

Итоговое
занятие

Практика
1.Сочинение этюдов на заданные преподавателем темы.
2. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
Практика
1. Построение, поклон.
2. Разминка в движении и статике.
3. Комплекс упражнений партерной гимнастики.
4. Упражнения на растяжку и расслабление.
Практика
Закрепление навыков сценического поведения, движений.
Упражнения
на
вокально-двигательную
координацию.
Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск
собственного сценического образа. Работа над репертуаром,
используя сценическую технику. Создание собственного
сценического стиля.
Теория
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика
Упражнения:
1.Подготовительные упражнения у опоры (батман фраппе,
батман фондю, батман сотеню, ронд де жамб партер, пассе,
девелопе);
2.Растяжка в положении лицом к опоре.
3.Равновесия (пассивные – с удержанием рукой);
4.Вращения (переступанием – шенэ, скрещиванием);
5.Прыжки – на двух ногах в I,II,III свободных позициях,
прыжки со сменой ног
впереди и сзади, скачки с одной ноги на другую.
Теория
1.Понятие « Бинарное занятие»
Практика
1. Хореография +вокал (разбор отдельных элементов во время
исполнения репертуара)
2. Хореография + театр (разбор отдельных элементов в
эпизодах)
Теория
1.Расширение представления о сводных репетициях
Практика
1.Сводная репетиция (соединение воедино хореографические,
вокальные и театральные умения – репетиция спектакля)
Практика
Проведение открытого занятия для детей и родителей.
14

1.3.5 Учебный план 3-го года обучения
№
Тема
П/П

количество часов
Формы аттестации,
теория практика всего диагностики,
контроля

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Воспитываем и
познаем

0

10

10

3

Импровизация

0

20

20

4

Партерная
гимнастика

0

22

22

5

Сценическая
акробатика

1

11

12

6

Иллюстративные
движения

1

11

12

7

Сценические падения

1

11

12

8

Пантомимические
движения

1

11

12

9

Сценическое
мастерство

0

26

26

10

Элементы
классического танца

1

25

26

11

Бинарные уроки

1

29

30

15

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
исполнение,
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

12

Три в одном

1

29

30

13

Итоговое занятие

0

2

2

8

208

216

наблюдение
Контрольный урок
Педагогическое
наблюдение
Контрольный урок
Открытое занятие для
детей и родителей.

1.3.6 Содержание учебного плана 3-го года обучения
Раздел, тема

Тема занятия

Вводное занятие

Теория
1. Введение в программу
Практика
1. Диагностика умений, навыков и особенностей физического
развития учащихся.
Практика
1.Беседы
2.Квесты
3.Круглый стол
4.Викторины
5. Экскурсии
6. Посещение театра
7. Показ спектаклей
8. Участие в мероприятиях образовательного учреждения
Теория
Понятие «Импровизация»
Практика
1.Сочинение этюдов на заданные преподавателем темы.
2. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуар.
Практика
1. Построение, поклон.
2. Разминка в движении и статике.
3. Комплекс упражнений партерной гимнастики.
4. Упражнения на растяжку и расслабление.

Воспитываем и
познаем

Импровизация

Партерная
гимнастика

Сценическая
акробатика

Практика
Упражнения:
- «Кувырок». Вперед. Назад. Боковой.
- «Танк» (Трактор).
- «Колесо». Боковое. Переднее.
- «Промокашка».
16

- «Мостик»
- «Свечка»
Иллюстративные Теория
- Объяснение темы.
движения
Практика
- Перевоплощения.
Сценические
Теория
- Объяснение темы.
падения
Практика
Упражнения по освоению основных принципов различных
схем сценических падений:
 падение на бок;
 падение «скручиваясь»;
 падение вперед;
 падение назад;
 падения через препятствия;
 падения с предметом в руках;
 падения во взаимодействии с партнером;
Пантомимические Теория
- Объяснение темы.
движения
Практика
- Мои эмоции
- Печаль
- Радость
- Гнев
- Удивление
Сценическое
Практика
Закрепление навыков сценического поведения, движений.
мастерство
Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск
собственного сценического образа. Работа над репертуаром,
используя сценическую технику. Создание собственного
сценического стиля.
Элементы
Практика
Основные упражнения на середине:
классического
1.Равновесия (передние, боковые, задние, пассивные и
танца
активные);
2.Вращения (шенэ в быстром темпе, одноименные,
разноименные повороты);
3.Прыжки (со сменой ног, подбивной, перекидной, в шпагат с
двух ног).Движения свободной пластики:
4.Волны (вперед руками, руки в стороны);
5.Волны (корпусом вперед, боковые, обратные);
6.Сжатия и расслабления корпуса.
17

Бинарные уроки

Теория
1.Понятие « Бинарное занятие»
Практика
1. Хореография +вокал (разбор отдельных элементов во время
исполнения репертуара)
2. Хореография + театр (разбор отдельных элементов в
эпизодах)

Три в одном

Теория
1.Расширение представления о сводных репетициях
Практика
1.Сводная репетиция (соединение воедино хореографические,
вокальные и театральные умения – репетиция спектакля)

Итоговое занятие

Практика
Проведение открытого занятия для детей и родителей.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Особенности 1 и 2 года обучения.
Особенностями базового уровня являются формирование навыков общения и
работы в коллективе, развитие физических, театральных и вокальных навыков,
практическое ознакомление с репертуаром, развитие навыков эмоционального,
артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей
учащихся.
Для учащихся 1-го года обучения происходит закрепление сценических
навыков, освоение пластичности, практическое ознакомление с репертуаром,
активная концертная деятельность, работа с малыми спектаклями.
Для учащихся на 2-м году обучения программа предусматривает закрепление
динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки
должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением стилистических особенностей произведения.
Особенности 3 год обучения.
На этом этапе на занятиях происходит переход к более
дифференцированным методам подготовки, направленных на повышение
специализации развития двигательных, физических и эстетических качеств
обучающихся средствами сценической хореографии, увеличением количества
занятий. Технические и исполнительские навыки должны быть доведены до
автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над
18

словом,
раскрытием
художественного
содержания
и
выявлением
стилистических особенностей произведения.
Основные задачи:
1. изучение сложных технических упражнений, развитие и закрепление
специальных координационных навыков и умений;
2.развитие умения анализировать свою деятельность, стремление к социальной
самореализации;
3. пропаганда театральной культуры;
4.профессионально ориентированное обучение, активная концертная
деятельность, работа с малыми спектаклями.
Личностные результаты:
- Научатся определять цели своего обучения, формулировать задачи и
планировать пути их достижения;
- Научаться организованности, активности, внимательности;
- Будут сформированы личностные качества: целеустремленность,
рассудительность, доброжелательность.
Метапредметные результаты:
- Овладеют музыкально-двигательной памятью;
- Усовершенствуют приемы музыкально-двигательной выразительности и
двигательного воображения;
- Будут сформированы навыки и техника пластического движения, образного
мышления.
Предметные результаты:
- Приобретут умения владеть выразительными средствами;
-Научаться усовершенствовать творческие способности;
- Будут уметь решать постановочные и художественные задачи средствами
сценической и пластической выразительности.
1.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1 Кадровое обеспечение
Программа «Сценическое движение» реализуется педагогом
дополнительного образования первой квалификационной категории, имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
1.5.2Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1. Хореографический зал.
2. Хореографическое оборудование (гимнастические коврики и др. реквизит).
3. Музыкальная аппаратура.
3. USB-флеш-накопитель.
4. Компьютер.
19

II. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в рабочих программах.
2.2. Формы контроля и аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на
всех занятиях. Необходимым условием обучения сценическому движению
является последовательное, детальное освоение обучающимися всех этапов
учебной работы.
- Вводный контроль — это оценка начального уровня образовательных
возможностей обучающихся при поступлении в объединения впервые, а также
обучающихся осваивающих программы 2-го и последующих лет обучения,
ранее не занимавшихся по данной дополнительной общеобразовательной
программе (приложение 3).
- Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения учащимися
учебного материала дополнительных общеобразовательных программ в
течение учебного года.
- Итоговый контроль осуществляется, как правило, в апреле-мае, в
соответствии с графиком. Результаты итогового контроля фиксируются в карте
педагогического мониторинга и оформляются в информационной справке.
Формами контроля могут быть следующие: Опрос, визуальное наблюдение,
анализ работы на занятии. Открытое занятие, контрольное занятие,
показательные занятия для родителей, концерт, просмотр, участие в конкурсах,
спектаклях, концертных программах. Анализ и самоанализ проделанной
работы.
2.3. Диагностический инструментарий
В течение всего учебного года с целью определения степени усвоения
учащимися учебного материала, определения их готовности к восприятию
новой учебной информации осуществляется текущий контроль. Главным
источником получения информации о достижении учащимися образовательных
результатов является педагогическое наблюдение, осуществляемое в ходе
образовательного процесса. Наряду с этим, используются такие формы
контроля как опрос, тестирование, практическое задание и пр.
20

Для определения степени усвоения учащимися учебного материала в процессе
реализации программы «Сценическое движение» проводится аттестация
учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого
полугодия в форме итогового занятия, творческого показа, концертного
выступления, а также мониторингового исследования (фиксация уровня
достижения планируемых результатов по всем критериям на момент
проведения аттестации). Итоговая аттестация проводится в конце освоения
образовательного модуля форме отчётного концерта.
В ходе мониторинга достижения учащимися образовательных результатов
используются три группы критериев: достижение личностных результатов,
достижение
метапредметных
результатов,
достижение
предметных
результатов. Каждый критерий оценивается по 3х -балльной шкале.
Уровни оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету
«Сценическое движение »:
Высокий уровень – качественное, осмысленное исполнение упражнений и
освоение сценических навыков.
Средний уровень – грамотное исполнение с небольшими недочетами.
Низкий уровень – исполнение с большим количеством недостатков, слабая
физическая подготовка.
Необходимым условием обучения сценическому движению является
последовательное, детальное освоение обучающимися всех этапов учебной
работы
.
Критерий

Баллы

Степень выраженности

Достижение личностных результатов
Обладает устойчивым
интересом к театральному
искусству, имеет
предпочтения внутри
3
направления
деятельности, имеет
представление о месте
театра в собственной
жизни. Активно
проявляет творчество,
Самоопределение в
стремится к признанию
области театрального
своего творческого
21

Формы
аттестации,
диагностики,
контроля

искусства,
направленность на
творческую
самореализацию и
самовыражение

2

1

3

2
Самооценка

продукта широким
кругом (имеет внешнее
признание).
Обладает устойчивым
интересом к театральному
искусству, предпочтений
внутри направления
деятельности не
демонстрирует. Стремитс
я к творческим
проявлениям, признанию
своего творческого
продукта близким кругом
проявляет инициативу,
однако качество продукта
нуждаются в развитии.
Интерес к театральному
искусству не устойчив,
направляется извне.
Мотив самореализации в
театральном искусстве не
выражен, не стремится к
признанию творческого
продукта, инициативы не
проявляет.
Адекватно оценивает
свои возможности и
способности, личностные
качества, положительно
относится к себе как к
личности; отличается
активностью,
стремлением к
достижению успеха в
учебной деятельности.
Уровень самооценки в
рамках возрастной
нормы.
В
целом
адекватно
оценивает
свои
возможности,
способности
и
личностные
качества,
положительно относится
22

Педагогическое
наблюдение,
Опрос,
Тестирование.

Педагогическое
наблюдение,

1

3

2
Отношение к другим
людям,

к себе как к личности,
однако,
очень
чувствителен к внешней
оценке,
самооценка
ситуативна, негативные
проявления в поведении
фиксируются, но не носят
устойчивый характер.
Уровень самооценки не
критично выходит за
рамки возрастной нормы.
Обладает низкой/
завышенной
самооценкой, не
адекватно оценивает свои
способности и
возможности, негативно
относится к себе как к
личности; в поведении
наблюдаются устойчивые
негативные проявления.
Уровень самооценки
значительно выходит за
рамки возрастной нормы.
Проявляет уважительное
и доброжелательное
отношение к другим
людям и их мнению,
эмоциональнонравственную
отзывчивость, понимание
и сопереживание
чувствам других людей. В
своём поведении
руководствуется
культурными и
нравственными
ценностями, имеет
альтруистические
установки
Как правило, проявляет
уважительное отношение
к
другим
людям;
недостаточно отзывчив,
23

Опрос,
Тестирование.

Педагогическое
наблюдение,
Опрос,
Тестирование.

сформированность
культурных и
нравственных
ценностей

1

3

Личностная
активность,
самостоятельность

2

1

не
всегда
учитывает
другие мнения.
В своём поведении, как
правило, руководствуется
культурными и
нравственными
ценностями, иногда
нуждается в помощи со
стороны педагога.
Проявляет безразличное,
иногда негативное
отношение к другим
людям, не учитывает
мнения других. Не имеет
сформированных
культурных и
нравственных установок,
постоянно нуждается в
коррекции поведения со
стороны педагога.
Активно участвует в
образовательных
событиях коллектива и
ДДТ, является их
инициатором и
организатором, участвует
в ученическом
самоуправлении,
социально-значимой
деятельности, является
наставником.
Участвует в
образовательных
событиях коллектива и
ДДТ, при внешней
мотивации участвует в
их организации.
Участвует в
образовательных
событиях коллектива и
ДДТ эпизодически,
нейтрально или негативно
относится к совместной
деятельности.
24

Педагогическое
наблюдение,
Опрос,
Тестирование.

Достижение метапредметных результатов
Принимает и сохраняет
цель/ задачи
деятельности, участвует в
их формулировке,
3
находит пути и средства
достижения, способен
планировать,
контролировать и
оценивать процесс и
результат собственной
Сформированность
деятельности, способен к
регулятивных умений
мобилизации сил и
(умение определять
энергии, волевому
цели своего обучения,
усилию и преодолению
ставить и
2
препятствий
формулировать задачи,
Принимает цель и задачи
планировать пути их
деятельности, нуждается
достижения,
в значительной помощи
контролировать
при планировании,
собственную
поиске средств и путей
деятельность)
осуществления
деятельности, при
поддержке педагога
1
способен контролировать
и оценивать процесс и
результат собственной
деятельности, способен к
волевому усилию, иногда
нуждается во внешней
мотивации
Отвлекается, «упускает»
поставленную перед ним
цель деятельности, не
участвует в работе по
постановке целей,
выполняет деятельность
по заданному плану,
испытывает затруднения
в оценке процесса
результата собственной
деятельности.
Сценический образ
3
узнаваем, точно создан и
25

Индивидуально
е исполнение,
педагогическое
наблюдение,
Контрольный
урок.

Индивидуально

доступно передан
Передача сценического
2
Сценический образ
образа
создан, но не очень
1
узнаваем
Передача сценического
образа не соответствует
заданным исходным
параметрам
Движения и позиции тела
правильно подобраны,
отражают характер
3
музыкального
сопровождения.
Сценический рисунок
гармоничный, имеет
плавные переходы от
одного движения к
другому
Использование
Движения и позиции тела
технических приёмов в
2
подобраны правильно,
управлении
отражают характер
физическим аппаратом
музыкального
сопровождения, но
1
несколько однообразны.
Переходы от одного
движения к другому
сильно заметны
Движения и позиции тела
не соответствуют
заданным параметрам и
музыкальному
оформлению. Переходы
от одного движения к
другому сильно заметны,
наблюдаются
необъяснимые остановки
во время сценического
показа.
Достижение предметных результатов
Освоил практически весь
3
объём знаний,
предусмотренных
Соответствие знаний
программой в конкретный
планируемым
2
период.
26

е исполнение,
педагогическое
наблюдение,
Контрольный
урок.

Индивидуально
е исполнение,
педагогическое
наблюдение,
Контрольный
урок.

Индивидуально
е исполнение,
педагогическое

результатам
1

3

2
Художественнотворчес
кие способности.
Пространственная
ориентировка и
взаимопонимание

1

Освоил знания в объёме
более ½ объёма знаний,
предусмотренных
программой.
Овладел менее чем ½
объёма знаний,
предусмотренных
программой.
Предельная собранность.
Сознательное изучение
новых движений. Ребенок
умеет их исполнять и
самостоятельно
использовать в
импровизации.Хорошо
ориентируется на
площадке,
самостоятельно
выполняет перестроения.
Недостаточно владеет
умением концентрировать
свое внимание, часто
отвлекается.Ориентирует
ся на площадке, но иногда
теряется. Не достаточное
взаимодействие с
партнером.

наблюдение,
Контрольный
урок.

Индивидуально
е исполнение,
педагогическое
наблюдение,
Контрольный
урок.

Ребенок не собранный ,не
умеет концентрировать
свое внимание на
запоминание
движений.Плохая
ориентация в
пространстве. Не
значительное
взаимодействие с
партнером.
3
Соответствие
практических
умений и навыков

2

Освоил практически весь
объём умений и навыков,
предусмотренных
Индивидуально
программой в конкретный е исполнение,
период.
педагогическое
27

планируемым
результатам
1

Освоил более ½ объёма
умений,
предусмотренных
программой.
Овладел менее чем ½
объёма умений,
предусмотренных
программой.

наблюдение,
Контрольный
урок.

2.4 Методическое обеспечение программы
Необходимым условием подготовки актера и эстрадного исполнителя, всегда
было всестороннее хореографическое развитие.
Театр для детей – источник особой детской радости, где человек
открывает для себя волшебный сказочный мир прекрасного, возвышенного
искусства. Юные артисты должны иметь первое представление о средствах
актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения
(купания в чувствах по Станиславскому).
Методику театральной работы с детьми можно сравнить с незаметной
постепенностью роста зерна. Игровой, энергетически затратной, весёлой
постепенностью роста. Мы не имеем права передавать детям свои
предрассудки, нести на занятие свои штампы восприятия искусства,
эстетические пристрастия и свои внутренние проблемы, которые, так или
иначе, отражаются на стиле нашего общения с детьми. Необходимое условие
творчества – свобода.
Хореография – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело
не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту,
эмоциональной сфере человека. Занятия хореографией направлены, прежде
всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого
отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром. О значении
хореографического образа писали виднейшие деятели театра: К.С.
Станиславский, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, М.П. Чехов и др.
Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы,
которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, и в
частности для дисциплины «Сценическая хореография»:
 метод полных нагрузок;
 метод ступенчатого повышения нагрузок;
 метод игрового существования.
Естественно, что гармоническое развитие только тогда полноценное, когда
ребёнок ориентируется на подлинные духовно-эстетические ценности,
созданные человечеством. Надо помнить, что ребёнок, воспитанный
искусством, формирует в себе всесторонне развитую личность. Формирование
такой личности – есть цель и важнейшая задача учреждения системы
дополнительного образования.
28

Сценическая хореография неразрывно связана с актерским мастерством и
помогает обучающимся максимально эффективно использовать свои телесные
навыки в театральной деятельности.
В ходе изучения предмета дети развивают и тренируют психофизический
аппарат с помощью обширного комплекса упражнений. В начале занятий
рекомендуется использовать упражнения чисто моторного типа; затем,
постепенно создавая ситуации, упражнения, близкие ксценической задаче, –
они приближают эти упражнения к простейшим физическим действиям; и,
наконец, поставив перед обучающимися конкретную сценическую задачу,
превращает эти упражнения в сценические этюды – тот или иной действенный
эпизод. Благодаря этому обучающиеся уже в тренировочном предмете
способны пользоваться приобретенными навыками для решения задач
драматического искусства. Так уничтожается разрыв между тренировочным
предметом и драматическим искусством, между техническими умениями и
воплощением «жизни человеческого Духа роли».
Внешняя техника при наличии творческой одаренности всегда способна
создать высокий сценический результат. Но для того, чтобы понять
возможности актера в процессе физического воплощения, необходимо познать
«законы тела на сцене».
У детей подросткового возраста достаточно развиты двигательные
навыки: они умеют ритмично ходить, бегать, реагировать на музыку –
выполнять какие-либо танцевальные движения. В возрасте 13-17-и лет у
подростков быстрая реакция, пластичное и легко поддающееся обучению тело,
податливое восприятие окружающего мира. Это благоприятный возраст, когда
можно пытаться посредством движений «лепить» различные ритмические
рисунки, строить сценические образы.
Одной из основных задач предмета является выработка общих
двигательных навыков: конкретности, точности движения, правильности
распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности. Важным
является и изучение частных двигательных навыков – технических приёмов
выполнения заданий повышенной сложности, а так же ознакомление с
исторической стилистикой движения.
Одной из существенных задач является развитие классического
воображения, что достигается систематической и целенаправленной
тренировкой. Программа так же даёт обучающимся необходимые знания в
области законов сценического творчества и умение их использовать по
назначению.

29

Воспитываем и познаем
Что представляет процесс воспитания средствами театра современных
школьников сегодня?
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского
творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и
находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он –
единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне
зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он
учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми,
способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Театральное искусство является важным фактором нравственного,
эстетического, гражданского воспитания личности. Основной приметой
взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная,
чувственная основа этого процесса. В искусстве, художественной практике
доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На
их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание
содержания искусства.
Театр обладает огромным благожелательным воздействием на эмоциональный
мир ребёнка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни
ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его
заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во
время
занятий
театрализованной
деятельностью
развивается
любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается
новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность.
Драматическая форма передачи жизненных впечатлений, лежит глубоко в
природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания
взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и
конкретизируются ребенком в подражательной форме. Для неосознанных
душевных движений (героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и
воображения ребенок создает те положения и обстановку, которые не дает ему
жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых.
Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые
образы и действия. Именно в драматической форме воображаемый образ
воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную;
стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в
самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление.
Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои
представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать
тому, что он видел, и эта драматизация впечатления от увиденного, пережитого
30

и воплощенного им поезда доставляет ребенку огромное наслаждение. Так
часто можно наблюдать игру мальчишек в роботов, супергигантов и т.д.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в
результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что
они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его
воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развязки
драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей, тогда
только драматическое творчество будет для каждого ребенка значимо.
Ценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что
моменты вспомогательные, такие как техническая работа по изготовлению
декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории приобретают
для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра.
При грамотно продуманном обучении ребенок естественным образом
использует все ресурсы своего организма при создании определенного образа.
Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический,
эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего
существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение.
Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего
инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного
развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой,
полноценной жизни. Театр - это игра. Игра - современное средство диагностики
психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и
превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков,
отставания в развитии. Через игру ребенок учится разрешать жизненные
ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с
друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий
язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень
важен показ неоднозначности возможных решений.

31

2.5. Список литературы
1. Березкина-Орлова В.Б. Телесно-ориентированная психотехника актера:
методические рекомендации к проведению тренинга / В.Б. Березкина-Орлова,
М.А. Баскакова // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотехнике. –
Москва: Психотехника, 1993
2. Брук П. Пустое пространство / П. Брук; пер. с англ. ; под ред. О.С Родман,
И.С. Цымбал. – Москва: Прогресс, 1976
3. Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах
Станиславского / М.А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд
актерского мастерства).
4. Вербицкая А.В. Основы сценического движения / А.В. Вербицкая. – Москва:
ГИТИС, 1982
5. Волконский С. Выразительный человек / С. Волконский. – Санкт-Петербург:
Аполлон, 1913
6. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера / Б. Голубовский. - Москва:
Искусство, 1986
7. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера / В.А. Гринер. – Москва: Просвещение,
1966
8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера: методическое пособие / В.А. Гринер. –
Москва: Просвещение, 1966
9. Громов Ю.И. Воспитание пластической культуры актера средствами танца /
Ю.И. Громов. – Москва: профиздат, 1971
10. Дрознин А. физический тренинг актера по методике А. Дрознина / А.
Дрознин // Я вхожу в мир искусств. – 2004. - №4(80)
11. Дрознин А.Б. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по
методике А. Дрознина / А.Б. Дрознин. - Москва: ВЦХТ, 2005. - (Я вхожу в мир
искусств) 47
12. Дрознин А.Б. Дано мне тело… Что мне делать с ним? / А.Б. Дрознин. –
Москва: Навона, 2009.
13.Закиров А.З. Семь уроков сценического движения для самостоятельной
работы: методическое пособие / А.З. Закиров. – Москва: ВГИК, 2009
14.Збруева Н. Ритмическое воспитание актера: методическое пособие / Н.
Збруева. - Москва: ВЦХТ, 2003
15. Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика
для актёра / И.С. Иванов. – Москва: ВЦХТ, 2005. - (Я вхожу в мир искусств)
16.Карпов Н.В. Уроки сценического движения / Н.В.Карпов. – Москва: ГИТИС,
1999
17. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – Санкт-Петербург:
Просвещение, 1976
18. Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля: методическое
пособие / Г.В. Морозова. – Москва: ВЦХТ, 2001. - (Я вхожу в мир искусств)
19.Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Словарь терминов / Г.В.
Морозова. – Москва: ГИТИС, 1999
32

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
1. Театральный web-узел "Тип сцены". – Режим доступа: http://artclub.sarbc.ru
2. Театральная библиотека. – Режим доступа: http://lib.vkarp.com/
3. Все для студента. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/
4. Ассоциация телесно-ориентированных психотерапевтов // В.Б.
БерезкинаОрлова. – Режим доступа: http://ratop.ru/?p=68
5. Блог о саморазвитии 4BRAIN. – Режим доступа: http://4brain.ru/blog
6. Драматешка. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/
7. ЦХО МГДД(Ю)Т // Сценическое движение в детской театральной студии. –
Режим доступа:
http://www.artzentr.ru/load/obrazovatelnye_programmy_ckho_mgdd_ju_t/program
my_tetra_junykh_moskvichej/scenicheskoe_dvizhenie_v_detskoj_teatralnoj_studii/
5-1-0-40
8. Группа актерского мастерства «Гамма». – Режим доступа:
http://www.artgamma.com
9. Театр-студия «Открытие». - http://www.teatr-open.ru/

33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».