№п/п Раздел Страницы РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1 Направленность и вид программы 4 1.1.2 Новизна, актуальность и целесообразность 4 программы 1.1.3 Отличительные особенности программы 4 1.1.4 Адресат программы 5 1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации 5 1.1.6 Форма обучения 5 1.1.7 Особенности организации образовательного 6 процесса 1.1.8 Режим занятий 6 7 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1 Цель программы 7 1.2.2 Основные задачи программы 7 7 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1 года обучения 7 1.3.2 Учебный план 2 года обучения 8 1.3.3 Учебный план 3 года обучения 9 1.3.4 Учебный план 4 года обучения 9 1.3.5 Учебный план 5 года обучения 10 1.3.6 Содержание учебного плана 1 года обучения 11 1.3.7. Содержание учебного плана 2 года обучения 14 1.3.8. Содержание учебного плана 3 года обучения 17 1.3.9. Содержание учебного плана 4 года обучения 20 1.3.10 Содержание учебного плана 5 года обучения 22 24 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 24 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1 Кадровое обеспечение 24 1.5.2 Материально-техническое обеспечение 24 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 25 26 28 32 Раздел I «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка В новой системе социальных отношений изменился процесс потребительских и культурных норм. Возрастает роль художественно-эстетических взглядов на окружающий нас предметный мир. Повышаются требования не только функционально-потребительского свойства, но и художественного. Потребность в красоте у детей отмечается с первых лет жизни. Способность восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности формирует у детей стремление, готовность и умение вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовывать свою стихию. Им свойственно от природы выражать себя в движении: прыжках, беге, размахивании руками и хаотическом танце. Детство – это уникальный период развития человека. Период, когда дети бесконечно нам верят, искренне раскрывают нам свои чувства, мечты, свою душу. Наша задача – не выпустить детскую ладошку из своих рук, терпеливо, радостно и доброжелательно ввести малышей в огромный, окружающий их мир, дать им увидеть, понять и полюбить самое ценное в этом мире, пробудить в них творческое начало. В учреждениях дополнительного образования с разветвленной сетью детских объединений по интересам, студий, секций формируется та необходимая среда, которая служит ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Указанные педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детских хореографических коллективов. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Язык жеста столь же непереводим на язык вербальных определений, сколь язык музыки, потому что оба эти вида коммуникации являются функцией деятельности правого полушария мозга, ответственного за целостное, эмоционально – образное восприятие мира. Благодаря своей непереводимости язык танца, музыки может проникать, согласно концепции Карла Юнга, в глубокие сферы бессознательного, извлекать и выявлять в нем подавленные влечения, желания и конфликты и делать их доступными для осознания. С медицинской точки зрения часто хореография является своеобразной танцевальной терапией – устранение дефекта осанки. Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху танец стал средством выражения радости людей, их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, был неотделим от обрядов и имел религиозно-магическое значение. В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный, а с конца ХIV века начал формироваться балет. Современное хореографическое искусство объединяет в себе классический танец, народно-характерный, бальный и спортивно-современный. Искусство танца, в настоящее время, превратилось в массовую форму детского творчества. Данная программа «Грация» была разработана в 2011 году. В процессе реализации программы в нее ежегодно вносились корректировки. 1.1.1. Направленность программы Данная программа имеет художественную направленность и направлена на художественное воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие творческого потенциала личности. Вид программы «Грация» - модифицированная. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Приказом Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ; Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях; а также организациях отдыха детей и их оздоровления»; Уставом МБУ ДО ГДДТ г.Шахты и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования. 1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность программы Актуальность программы «Грация». Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение даются учащимся в доступной форме, и адаптированы для детей разных возрастных категорий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных форм. 1.1.3. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является реальная возможность для каждого ребенка найти любимое дело, понять собственные возможности, т.е. обучающиеся участвуют в таких видах танца, как классический, народно- характерный, эстрадный и современный. Кроме этого, в учебно-тематический план программы введен дополнительный раздел - танцевальная импровизация, которая способствует развитию хореографического и музыкального воображения, учит детей создавать хореографические этюды. Экскурс в историю танца развивает детей духовно, интеллектуально, эмоционально, нравственно на примерах высочайших образцов культурного наследия человечества. В процессе освоения материала нужно учитывать принцип «от простого к сложному». Данная программа осуществляется на таких принципах, как: принцип научности; принцип систематичности; принцип наглядности; интеграционный принцип. Согласно этим принципам, образовательный материал, который дается на занятии, соответствует уровню современного научного знания, преподносится обучающимся в определенной последовательности. По принципу систематичности обучающиеся приобретают представления и понятия, которые являются элементами единой целостной системы знаний по предмету. О принципе наглядности писал К.Д.Ушинский «Такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком». Педагогом используется метод показа, рассматривание иллюстративного материала, просмотр видеозаписей. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную сферу обучающихся гармоничным сочетанием музыкальных, литературных, живописных хореографических образов. За период обучения, в объединении обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. В середине года промежуточный контроль, а в конце – итоговое аттестационное занятие. Для этой цели используются следующие методы: устный опрос по теории, наблюдения в процессе занятий, итоговое занятие, творческие отчеты, концерты. 1.1.4. Адресат программы Программа «Грация» рекомендована на разные возрастные категории от 9 до 14 лет. На первый год обучения дети принимаются по желанию, без предварительного отбора при условии, что нет медицинских противопоказаний (наличие справки от врача). Возможно зачисление на второй и последующие года обучения по итогам тестирования по выявлению уровня подготовленности и развитости детей. 1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень – углубленный. Срок реализации программы –5 лет. Объем 1440 часов. 1.1.6. Форма обучения Форма обучения – очная. В дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период карантина, а также в другие периоды особых режимных условий возможна реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме самообразования. Условием реализации программы на очном обучении с применением дистанционных технологий является наличие у педагога и обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета, компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов: SberJazz, Сферум и др. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс представляет собой организованную деятельность педагога и учащихся, имеет развивающий характер, предусматривает групповые и индивидуальные занятия, базируется на развивающих методах обучения детей, основывается на социальном заказе общества и отображает региональные особенности и традиции. Занятия проводятся в группе, по подгруппам, индивидуально (подготовки сольных танцев, разучивание сольных партий). Занятие состоит из 2 частей: первая часть занятия - поклон, разминка, повторение пройденного, вторая часть - разучивание новых движений, партерный класс. 1.1.8. Режим занятий Учебные занятия проводятся по группам, подгруппам, всем составом объединения одновременно. Таблица 1 Год обучения Кол-во Режим Кол-во часов Кол-во часов в занятий в год обучающихся неделю 1-й год обучения 4 2 р. в неделю 144 15 человек по 2ч. 2-й год обучения 6 2 р. в неделю 216 12 человек по 3ч. 3-й год обучения 10 3 р. в неделю 360 8 человек по 3 ч. и 1 р. по 1ч 4-й год обучения 10 3 р. в неделю 360 8 человек по 3 ч.и 1 р. по 1ч 5-й год обучения 10 3 р. в неделю 360 8 человек по 3 ч.и 1 р по 1ч 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.2.1. Цель программы состоит в том, чтобы помочь детям войти в мир музыкально-танцевальной культуры, выявить природные задатки и способности детей, проявляющих повышенный интерес к классическому, народному и эстрадному танцам. 1.1.2. Основные задачи программы: Обучающие: познакомить детей с историей, терминологией и жанрами хореографии; научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; обучить детей танцевальным движениям; освоить необходимый объём движений классического, народного танцев, а также танцев современного направления; формировать пластику, культуру движения, их выразительность; формировать умение ориентироваться в пространстве; Развивающие: пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения в различных жанрах танцевального искусства (народный, эстрадный, классический); приобщать детей к национально-региональным особенностям искусства Дона через хореографию; Воспитывающие: воспитывать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельность выдающихся танцоров; воспитывать детей в гармонии с собой и с миром. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план 1 года обучения № п/п Название темы 1. Ведение в программу. 2. Из истории русской хореографии. Ритмика. Дыхательная гимнастика Азбука музыкального движения Партерный экзерсис 3. 4. 5. Общее кол-во часов 2 Теори я Практ ика 1 1 4 4 - 20 4 16 8 4 4 16 6 10 Таблица 2 Формы диагностики/ контроля Анкетировани е Беседа, опрос. Педагогическо е наблюдение тестирование Анализ выполненных 6. Элементы классического танца 20 8 12 7. Элементы народнохарактерного танца 20 6 14 8. Воспитываем и познаем 12 9. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность 38 - 38 10. Итоговые занятия Итого: 4 144 2 35 2 109 практических заданий Педагогическо е наблюдение, анализ Педагогическо е наблюдение, анализ Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение, просмотр видеоматериал ов, анализ Тестирование 12 1.3.2. Учебный план 2 года обучения № п/п Название темы Общее кол-во часов 3 6 6 Теория Таблица 3 Практика Формы диагностики и контроля 2 Беседа, опрос 3 Вопросы на теоретические задания 16 Наблюдение, анализ 18 Тестирование 1. 2. 3. Вводное занятие. Из истории хореографии. Азбука музыкального движения. 4. Партерный экзерсис. 18 2 Элементы классического танца. 6. Элементы народнохарактерного танца. 7. Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики. 8. Воспитываем и познаем 9. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. 10. Итоговые занятия. Итого: 22 4 28 4 24 Тестирование 40 7 33 Наблюдение, анализ 18 70 - 18 70 5 216 2 29 3 187 5. 1 6 3 Педагогическое наблюдение, анализ Тестирование 1.3.3. Учебный план 3 года обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название темы Вводное занятие. Из истории хореографии. Азбука музыкального движения. Элементы классического танца. Элементы народного танца. Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики. Танцевальная импровизация. Воспитываем и познаем Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. 10. Итоговые занятия. Итого: 9. Таблица 4 Формы диагностики и контроля Общее кол-во часов 3 9 6 Теория Практи ка 1 9 3 2 3 46 6 40 Беседа, опрос Контрольные вопросы Тестирование 46 6 40 Тестирование 70 9 61 Тестирование 50 - 50 24 - 24 100 - 100 Педагогическое наблюдение, анализ Педагогическое наблюдение Просмотр видеоматериал ов, анализ 6 360 3 37 3 323 Тестирование 1.3.4. Учебный план 4 года обучения Таблица 5 № п/п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название темы Вводное занятие. Из истории хореографии. Элементы классического танца. Элементы народнохарактерного танца. Элементы эстрадного танца. Танцевальная импровизация. Воспитываем и познаем. Общее кол-во часов 3 12 39 Теория Практика 1 12 6 2 33 Формы диагностики и контроля Собеседование Опрос Тестирование 42 6 36 Тестирование 78 56 6 3 72 53 Тестирование Тестирование 24 - 24 Педагогическое наблюдение 8. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. 9. Итоговые занятия ИТОГО: 100 - 100 6 3 3 360 37 323 Просмотр видеозаписей, анализирование материала Контрольное тестирование 1.3.5. Учебный план 5 года обучения Таблица 6 № п/п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название темы Вводное занятие. Из истории хореографии. Элементы классического танца. Элементы народнохарактерного танца. Элементы эстрадного танца. Общее Теория Практика кол-во часов 3 1 2 12 12 39 6 33 Формы диагностики и контроля Беседа, опрос Тестирование 42 6 36 Тестирование 90 6 84 Танцевальная импровизация. Воспитываем и познаем 24 3 21 Наблюдение, тестирование Тестирование 24 - 24 Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. Мероприятия в объединении. Итоговые занятия. 120 - 120 6 3 3 ИТОГО: 360 37 323 Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Контрольные вопросы на практические и теоретически е задания 1.3.6. Содержание учебного плана 1 года обучения 1. Введение в программу Теория: Беседа «Танец – это радость». Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Практика: Проверка ритмического слуха. Построение в колонну по одному, по четыре. Изучение поклона. 2. Из истории русской хореографии Теория: Знакомство детей с первыми выдающимися хореографами: Алеонор Аквитанская, Пьер Бошан, Ростислав Захаров, Шарль Луи Дидло и др. Развитие хореографии в России. Творчество Пьера Рамо и Жана Жоржа Новерра. Начало балетного танца в России. 3. Ритмика. Дыхательная гимнастика Теория: Элементы музыкальной грамоты – характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (вступление, основная часть, кода). Практика: Первый этап – упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами: пружинным, плавным. Второй этап – упражнения, помогающие овладеть ходьбой и бегом. Третий этап – упражнения, которые раскрывают выразительность музыкальнопространственных композиций, учат осмыслению, коллективности. Занятия по воспитанию дыхания подразделяются на 3 этапа: 1. Освобождение тела от излишних напряжений в мышечной системе, дающее дыхательному аппарату необходимую настройку: предварительный выдох произнесением звуков «ПФ», сохранить непроизвольную паузу, которая является, как бы переходом к новому вздоху. За паузой новый вздох (носом). Получив, запас воздуха следует выдох. Так образуется цикл трехфазного дыхания. По такой же системе выполняется упражнение на звук «М» (стон) – выдох «ПФ», пауза, вдох носом, выдох через звук «М». Повторить 5 раз. 2. Укрепление мускулатуры дыхательного аппарата. особенно полезно упражняться, произнося числа 1,2,3,4,5,6 и т.д. на протяжении полного удобного выдоха. Счет на выдохе выполняется четко, ясно, в определенном умеренном темпе. Повторяется каждый раз, увеличивая цифру. 3. Практическое сочетание правильного дыхания с движениями: a) Упражнение: выдох «ПФ», вдох – поднять руку, выдох опустить. b) Упражнение: выдох «ПФ», вдох – поднять ногу, согнутую в колене, выдох – опустить. c) Упражнение: выдох «ПФ», вдох – два шага на месте, выдох – четыре шага на месте. d) Упражнение: выдох «ПФ», вдох – голову назад, выдох – наклонить вниз. 4. Азбука музыкального движения Теория: Характер исполнения номера: веселый, грустный, торжественный и т.д. Музыкальные темпы: быстро, медленно, умеренно. Практика: Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Слушание музыки и определение сильной или слабой доли такта хлопком. 5. Партерный экзерсис Теория: Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Практика: партерный экзерсис позволяет достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц: упражнения на вырабатывание выворотности ног и танцевального шага; упражнения на напряжение и расслабление мышц тела; упражнения для развития эластичности стоп. 6. Элементы классического танца Теория: Классический танец, его красота, манера исполнения. Экскурс в историю. Введение терминологии. Практика: Разминка у станка (лицом к палке). Demi nlie – приседание (по 1 позиции) Battement tendu – натянутые движения (по 1 и 5 позициям) Battement tendu jete – натянутые движения с броском (по 1 позиции) Battement fondu – тающий батман (по 1 позиции) Releve – поднимание на полупальцы (по 1 позиции) Grand battement - большие броски (назад и вперед). Изучение позиций рук: подготовительная позиция, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция (приложение) Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция, 4 позиция, 5 позиция (приложение) Шаги и бег в характере классического танца: 1. Естественные бытовые шаги. 2. Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног. 3. Шаркающие шаги (всей подошвой). 4. Легкий бег. 5. Бег с вытянутыми пальцами ног. Позы в классическом танце: 1. Groisee (вперед и назад) 2. Efassee (вперед и назад) Прыжки: 1. Temps leve saute 2. Pas echappe 3. 7. Элементы народно-характерного танца Теория: Народно-характерный танец, его особенности, манера исполнения. Взаимосвязь классического и народно-характерного танцев. Введение терминологии. Практика: В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом, но с небольшим изменением – менее выворотно: 1-я позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я позиция, 2-я параллельная позиция, 2-я обратная позиция; 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная позиция; 5-я позиция; 6-я позиция. При исполнении танцевальных движений используются разные положения стопы и подъема: подъем вытянут (шаг с носка и т.д.) подъем не вытянут (сокращен) (ковырялка и т.д.) подъем свободен («флик-фляк» и т.д.) подъем скошен (характерный rond de jamve) Танцевальные шаги: простой танцевальный шаг с носка; шаг на полупальцы; шаг на пяточках; шаг на внутренней и внешней стороне стопы; переменный шаг с носка; боковой приставной шаг. 8. Воспитываем и познаем Практика: Досуговое мероприятие «Любовь к танцам начинается здесь». Участие в концертной программе ко Дню учителя. Развлекательная программа «В гости к Деду Морозу». Викторина на тему «Традиции, приметы, суеверия». Участие в концерте, посвященному «23 февраля». Соревнование «Мама, бабушка и я». Конкурс «Я – красотка». Экскурсия в музей. Дистанционный конкурс в объединении «День добрых дел». Познавательная викторина «Памятники в нашем городе». Участие в концерте, посвященного Дню Победы. Досуговое мероприятие «Здоровье дороже золота». Викторина «Разговор о важном». 9. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность Практика. На первом году обучения детям предлагается творчески самореализовать себя в этюдах на выбранный или предложенный образ. Просмотр видеозаписей, анализирование, обсуждение. Концертная деятельность включает в себя открытые занятия, отчетный концерт для родителей. 10. Итоговые занятия 1. Урок – викторина «Танец, совершенство, красота». 2. Итоговое занятие «Как хорошо, что мы танцуем». К концу первого года обучения учащиеся должны знать: терминологию классического танца; позиции рук и ног в классическом и народном танце; позы в классическом танце; различать манеру исполнения классического и народно-характерного танцев; знать и соблюдать правила техники безопасности при исполнении упражнений партерного экзерсиса. Уметь: исполнять основные шаги и бег в характере классического и народно-характерного танцев; слышать и понимать значение вступительных аккордов; определять характер исполнения номера. 1.3.7. Содержание учебного плана 2 года обучения 1. Вводное занятие Теория: «Вы хотите стать такими же известными?» - рассказ о звездах хореографии. Задачи на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Работа с техническими средствами. Практика: Ритмические хлопки, слушание музыки. Повторение поклона. 2. Из истории хореографии Теория: Танцевальное искусство Древнего мира. Охотничьи и военные танцы. Обрядовые церемонии. Танцевальные жанры Древнего мира. Театральные представления античных времен. 3. Азбука музыкального движения Теория: Музыкальные размеры (2/4, 3/4, 4/4). Сложные размеры (6/8, 12/8). Измененные размеры. Практика: Слушание, определение характера музыки и музыкального размера. 4. Партерный экзерсис Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений партерного экзерсиса. Практика: 1. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. 2. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. 3. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 5. Элементы классического танца Теория: Культура движений рук, выразительность. Закономерность переходов рук из одного положения в другое. Все движения экзерсиса выполняются в более быстром темпе. К разминке у станка добавляются: demi rond de jambe par terre – круг ногой по полу (вперед и назад) battement fondu – усложняется выходом на полупалец. Практика: Усложненные элементы классического танца разнообразными комбинациями, более быстрым темпом исполнения. В упражнения вводятся повороты. Изучается 1,2,3 и 4 arabesque и прыжки: assemble и pas jete. Изучаются port de bras. 6. Элементы народно-характерного танца Теория: Источник яркости и живописи народных танцев. Быт и нравы людей разных народностей. Особенности народного и казачьего танцев. Костюмы, народные инструменты, сопровождающие танцы. Практика: Изученные элементы усложняются разнообразными комбинациями. Изучаются дробные движения: простая и дробная дробь, простой и сложный ключ, тройной притоп. Так же ко второму году обучения относится изучение «ковырялочки», «моталочки» и поджатого прыжка в комбинациях движений. 7. Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики. Теория: Эстрадный танец. Манера его исполнения. Взаимосвязь с классическим и народным. Практика: Простые шаги с элементами: приставной шаг; приставной шаг с хлопком на 4; приставной шаг с каблуком на 4; приставной шаг с хлопком и каблуком на 4; приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4; приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4. «Уголок» на приставных шагах. «Уголок» с хлопком на 4. «Уголок» с каблуком на 4. «Уголок» с хлопком и каблуком на 4. Изученные элементы выполняются в комбинациях движений и усложняются добавлением рук и головы. Теория: Дискомузыка, дискотанец. Истоки дискотеки. Практика: Упражнения небольшой амплитуды: неглубокие приседания; пружинные шаги; подъем на полупальцы; движения руками. Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание. 8. Воспитываем и познаем Практика: Досуговое мероприятие «Действуй сегодня», посвященное Дню знаний. Участие в концертной программе к Дню учителя. Конкурс «Прощай осень». Проведение дистанционного конкурса в объединении «Мисс Снегурочка». Конкурс «Вкусный блинчик». Викторина «Папа может». Участие в концерте, посвященного дню 8 марта. Проведение творческого конкурса «Война глазами детей». Викторина «Разговор о важном». 9. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность Занятие делится на две части: 1. Разминка 2. Постановочная и репетиционная работа Постановочная часть: 1. Выбор темы и музыки. 2. Определение сюжета танца (танец может быть и бессюжетный). 3. Подбор и изучение характерных комбинаций движений выбранного танца. Репетиционная работа Репетиция – это повторение и отработка танцевальных элементов и рисунка будущего танца. Репетиция начинается с отработки элементов композиции сюжетного танца: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации и развязки. Отработанные элементы композиции объединяются в сюжет. Готовый танец репетируем в костюмах и с реквизитом, если таковой есть. Одни из важных моментов репетиции – обучение детей основам актерского мастерства. Основные качества, которые необходимо развивать у детей – это внимание, свобода и воображение. Нужно добиться того, чтобы ребенок почувствовал суть хореографических постановок – действовать в вымысле. 10. Итоговые занятия 1. Занятие – игра – сюрприз «Ромашка». В каждом лепестке «ромашки» задание (теоретическое и практическое по изученному материалу). 2. Итоговое занятие «Что умеем, то покажем, что узнали, то расскажем». К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: историю народного танца; элементы свободной пластики. Уметь: правильно выполнять экзерсис у станка; владеть манерой исполнения эстрадного танца; исполнять движения, сохраняя осанку и выворотность, владеть движением стопы; уметь согласно правилам исполнять изученные прыжки. 1.3.8. Содержание учебного плана 3 года обучения 1. Вводное занятие Теория: План работы на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Личная гигиена, репетиционная форма. Практика: Слушание музыки с целью выбора музыкального оформления будущих танцевальных композиций. Просмотр фото и видеоматериалов отчетных концертов, выявление видимых недостатков в исполнении и предложение путей их устранения. 2. Из истории хореографии Теория: беседы об искусстве хореографии. Хореографическая культура Средневековья и Возрождения. Парные и фигурные танцы. Понятие о «низких» и «высоких» танцах. 3. Азбука музыкального движения Теория: Выразительные средства и динамические оттенки в музыке: форте, пиано. Синкопированный ритм. Акцентирование. Практика: Слушание музыки в записи, определение ритмов и динамических оттенков. 4. Элементы классического танца Теория: Основные правила смены ног при выполнении движений вперед, назад и в стороны. Закономерности координации движений рук и головы. Практика: Постановка корпуса к станку боком. Рабочая позиция – третья. Demi plie Grand plie – по 1.2.3 позициям Battement tendu – из 3 позиции, крестом Battement tendu jete – крестом Rond de jambe par terre – затакт припарасьон выполняется по точкам и слитно Battement frappe –выполняется крестом Battement releve lend – на 90 градусов крестом Releve – по 1.2.3 позициям Battement fondu – крестом Battement developpe – разворачивающее движение исполняется крестом Grand battement jete – исполняется из-за такта крестом. Изучается pas glissade. 5. Элементы народно-характерного танца Теория: Связь народной хореографии с особенностями народного костюма. Покрой одежды и характерные черты композиции, стиля, характера движений народных танцев. Практика: Введение характерного станка – подготовка к более четкому исполнению народных движений. Demi plie Grand plie – по всем позициям в различных характерах. Battement tendu – носок – каблук в разных характерах в сочетании с маленькими бросками и ударами в пол. Battement tendu jete – маленькие броски, в работе участвует пятка опорной ноги. Флик-фляк – упражнение с ненапряженной стопой. Позиция выбирается по характеру исполняемого движения. Battement fondu – высокие повороты в разных характерах. Battement developpe – раскрывание ног на 90 градусов в различных характерах. Grand battement jete – большие броски с растяжкой в различных народных характерах. СЕРЕДИНА Дроби на месте: обратная дробь и изученные дроби в комбинациях движений. Дроби в продвижении: «трилистник», «дробная дорожка». Подготовка к веревочке. Веревочка. Маятник. ШАГИ: русский ход с ударом «молоточком» ногой сзади русский ход с ударом «молоточком» ногой впереди русский ход с ударом пяткой об пол. 6. Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики Теория: Экскурс в историю. Источник яркости и живописи эстрадного танца. Практика: Изученные элементы исполняются в комбинациях движений. 1. «Треугольник» 2. «Квадрат» 3. Шаг, накрест, в сторону, вперед. 4.Шаг, накрест, назад. 5.Приставной шаг вперед. Теория: Танец «Модерн», его возникновение. Свободный танец. «Новое – это хорошо забытое старое» на примере классической музыки в современной обработке. Айседора Дункан. Практика: Упражняясь в свободной пластике, развиваются физические качества: ловкость, координация, выносливость, сила мышц, гибкость, пластика. Учебный процесс начинается с повторения упражнений второго года обучения в сочетании с новыми: Упражнения небольшой амплитуды: неглубокие приседания; пружинные шаги; подъем на полупальцы; движения руками. Упражнения увеличенной амплитуды и темпа: движения бедер; движения корпуса; подъемы и махи ног; наклоны и повороты. Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание. 7. Танцевальная импровизация На основе изученных элементов разных по стилю танцевальных форм, дети импровизируют самостоятельно, они соединяют движения в комбинации, танцевальные рисунки. Способные дети могут выступать в роли инструктора. 8. Воспитываем и познаем Досуговое мероприятие «Третий раз в любимый класс». День самоуправления. Викторина «Старый, старый новый год». Соревнование «Действуй сегодня». Проведение конкурса в объединении «Бабушкин сундук». Викторина «Военные фильмы». Веселые старты на свежем воздухе: «Здоровье дороже золота». Викторина «О важном надо знать!» 9. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. Готовятся небольшие этюды для будущих постановок. Учащиеся принимают участие в подборе движений. Отрабатывается техника исполнения, продолжается работа над манерой исполнения. Просмотр видеоматериалов. В репертуар включаются сюжетные и бессюжетные постановки. Учащиеся могут подбирать тему. В работе используется характерная и эстрадная музыка. Концертная деятельность происходит путем участия в конкурсах и мероприятиях приуроченных к календарным праздникам. 10.Итоговые занятия 1. Итоговое занятие – импровизация «Мы уже взрослые». 2. Зачетное занятие. К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: особенности костюма народного танца; выразительные средства в музыке. Уметь: слышать и воспроизводить синкопированные ритмы; различать динамические оттенки; принимать активное участие в постановке танца; владеть своим телом, ощущать радость творчества. 1.3.9. Содержание учебного плана 4 года обучения. 1. Вводное занятие Теория: План работы на новый учебный год. Знакомство с видами запланированных номеров. Практика: Просмотр видеоматериала с целью анализа изученных номеров. Повторение разминки, поклона. 2. Из истории хореографии Теория: беседы, видеофильмы по истории хореографии. Хореография Барокко (контраданс, менуэт, гавот и т.д.) Хореография 19 века. Массовые бальные танцы. Танцевальная культура 19 века и бродвейский джаз 20 века. 3. Элементы классического танца Теория: Основные правила выполнения новых элементов у станка и на середине. Ознакомление учеников с новыми выразительными особенностями классического танца. Практика: Постановка корпуса рук, ног, головы. Элементы классического танца (продолжение изучения). Battement tendu jete (в комбинации). Battement pike. Battement fondu (в комбинации). 2 port de bras. Allegro (прыжки) changment de pied Pas Balanse. Исполнение пройденных элементов на середине зала. Работа над ощущением опорной и рабочей ноги в исполнении проученных комбинации. Добиваться легких и плавных движении руками. 4. Элементы народно-характерного танца Теория: Знакомство с истоками различных национальных танцевальных культур, а также условиями жизни и историей той или иной народности. Изучение различных национальных стилей, основ иной национальной народной хореографии. Практика: Упражнения у станка изучаются в комбинации движений. Русский ход, переменный ход, припадание, гармоника, различные виды вращений. Танцевальная комбинация на середине зала. 5. Элементы эстрадного танца Теория: Отличие эстрадного танца от современного. Знакомство с видами современных и эстрадных направлений. Практика: Комбинация движений усложняются. Добавляются вращения в характере эстрадного танца, прыжки. 6. Танцевальная импровизация Теория: Истоки танцевальной импровизации. Принципы работы с импровизацией. Роль импровизации при обучении танцу. Практика. На заданный педагогом образ, учащиеся придумывают движения и соединяют их в комбинации. Самые удачные комбинации разучиваются всей группой. Автор выступает в роли инструктора. 7. Воспитываем и познаем Мероприятия в объединении запланированы согласно календарным праздникам (Масленица, Новый год и т.д.). Досуговое мероприятие «День знаний». Викторина «Приходи ко мне учиться». Новогодний концерт для младших воспитанников объединения. Новогодний квест «Вперед в прошлое». Участие в новогодних концертах ГДДТ. Танцевальный конкурс «Папа Вам не мама». Викторина, посвященная «8 Марта», «Кто в семье главный». Соревнование «Из мечты в реальность». Викторина «Что я знаю о войне». Викторина «Моя Родина – Россия». 8. Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность Разучиваются отдельные комбинации движений, которые в дальнейшем соединяются в номера. Отрабатывается техника, манера, синхронность исполнения. Продолжается работа над манерой задуманной постановки. Просмотр и анализ видеоматериалов. Концертная деятельность включает в себя конкурсы различного уровня, а также открытые занятия для родителей, выступления, приуроченные к календарным праздникам, и отчетный концерт. 9. Итоговые занятия 1. Занятие - импровизация «Я - хореограф». 2. «Путешествие в мир хореографии». К концу 4-го года обучения учащиеся должны знать: основные движения классического танца; правила исполнения движений народно-сценического танца; следующие движения русского танца: русский ход, переменный ход, «припадание», гармошечка. Уметь: исполнять движения на мелодию с затактовым построением; исполнять «дроби» русского танца, сочетающие ударные и безударные движения (синкопы); правильно ответить на вопрос о правильном положении: корпуса; стопы, пятки и носка; работающей ноги по отношению к опорной. 1.3.10. Содержание учебного плана 5 года обучения 2. Вводное занятие Теория: Составление репертуарного плана на предстоящий год. Обсуждение костюмов на выбранные номера. Практика: Повторение изученных номеров. 2.Из истории хореографии Теория: беседы, видеофильмы, рефераты по истории современной хореографии. Виды и жанры хореографического искусства. Развитие и изменение характерного, бального, театрально-сценического и т.д. танцев. Формы сценической хореографии. 3. Элементы классического танца Теория: Знакомство с новыми элементами классического танца. Практика: Классический экзерсис у станка: закрепление материала пройденного на 4 году обучения. На 5 году обучения классический экзерсис выполняется и на середине зала. Основные позы классического танца: attitude craisee,attitude efacee, etcartee.Allegro: pas assaemble, gete 3 port de bras. 4. Элементы народно-характерного танца Теория: Знакомство с новыми элементами народно-характерного танца (у станка и на середине). Практика: Элементы народно-характерного танца-peie, battement tendu в характере русского, украинского, молдавского танца, у палки середина: дроби и дробные ходы, «ключи», прыжки, вращения. «Верёвочка» в характере украинского танца, комбинации дробей. Усложнение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала. 5. Элементы эстрадного танца Теория: Знакомство с элементами современной хореографии, с историей направлений современной хореографии. Практика: Разучивание позиций ног современного танца. Разучивание элементов современной хореографии FUNK, TRANS, HOUSE, HIPHOP.Закрепление и развитие ранее полученных эстрадных хореографических навыков. 6. Танцевальная импровизация Теория: Виды танцевальной импровизации. Техника импровизации. Практика. Продолжается работа, начатая на 4 году обучения. Обучающиеся придумывают образ и соответственно этому образу подбирают пластику. К концу года способные дети могут сдать авторами собственного небольшого этюда. 7. Воспитываем и познаем Досуговое мероприятие «Движение – жизнь». Конкурс «Осенний танцпол». Концерт, посвященный Дню учителя, «Низкий поклон учителям». Конкурс «Мисс Ноябрь». Викторина «Волшебный снежок». Участие в конкурсах РДШ. Новогодний концерт для младших воспитанников объединения. Мастер-класс «Новогодняя игрушка». Виртуальная экскурсия «Зимний лес». Викторина «Приходи ко мне учиться». Онлайн конкурс на лучшую фигуру из снега «А у нас во дворе». Досуговое мероприятие «Зимние виды спорта». Экскурсия по родному городу. Посещение музея. Экскурс в историю «Традиции, приметы, суеверия». Мастеркласс «Подарок для папы». Онлайн конкурс «Юная хозяйка». Коллективное посещение театра. Викторина «Безопасный поворот». Соревнование в объединении «Спорт и труд все перетрут». Досуговое мероприятие «Я и Россия». 8. Постановочная и репетиционная работа. Практика: Разучивание постановок, запланированных в самом начале года. Отрабатывается техника исполнения, синхронность, манера и т.д. Учащиеся участвуют в конкурсах различного уровня. 9. Итоговые занятия 1. Итоговое тестирование 2. Отчетный концерт «Танцевальное ассорти» К концу 5 года обучения учащиеся должны знать: • элементы современной хореографии • элементы народно-характерного танца • элементы классического танца Уметь: владеть основными навыками, требуемые школой классического танца; исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку; уметь правильно исполнять экзерсис у станка (классический и народнохарактерный); эмоциональное восприятие и передача в движении характера музыки; исполнять движения с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно; владеть навыками исполнения русского танца; совершенствование танцевальной техники. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные. В результате освоения программы учащиеся проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного танцев, а также танцев современного направления. Личностные. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения. Предметные. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма и хорошая ориентировка в пространстве. 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.5.1. Кадровое обеспечение Программа «Грация» реализуется педагогом дополнительного образования, прошедшим профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Педагог-хореограф. Преподавание хореографии детям и взрослым» 1.5.2. Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в свободном для перемещения зале. В распоряжении коллектива: 1. Лаборатория технических средств: музыкальная аппаратура, USB-флеш-накопитель; ноутбук, видеоматериалы; 2. Костюмы для концертных номеров. 3. Форма для занятий: купальник, лосины, юбка, шорты, футболка, специальная обувь. Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график размещен в рабочих программах по годам обучения 2.2. Формы контроля и аттестации За период обучения в объединении учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется в течение года с помощью следующих методов: специальные тестовые задания; беседы; наблюдения; анализ открытых занятий; концертные выступления. Наиболее распространенной формой контроля является открытое занятие. Оно проводится в конце первого полугодия и в конце второго, что позволяет сравнивать результаты и сделать заключение об эффективности программы. Концертно-сценическая деятельность коллектива также относится к форме контроля. Концертное выступление позволяет воочию отследить работу педагога и успех учащихся. Получив правильную, систематическую хореографическую подготовку дети показывают хорошие образцы детского танца. В процессе обучения применяются методы диагностики результативности образовательного процесса. Диагностика уровня обученности производится системно (начало года, середина, конец года) в содружестве педагога дополнительного образования и педагога — психолога. В начале первого этапа обучения проводится «срезовая диагностика музыкальных способностей и танцевальных навыков». Данные заносятся в общую таблицу и в результате получаем количественные показатели диагностируемых способностей и наблюдаемых качеств каждого обучающегося. На первом году обучения используется метод наблюдения, т.е. педагог заранее формулирует, что именно он хочет наблюдать у детей, затем все параметры выносятся на разработанную шкалу, и в результате получаем количественные показатели наблюдаемого качества у каждого ребенка. На втором году обучения наиболее приемлем метод тестирования достижений. Тест достижений представляет собой набор вопросов по программе с вариантами ответов, из которых один правильный. По результатам тестирования строится график, который определяет высокий, средний и низкий уровень обученности. На основании полученных данных проводится самокоррекция программы с целью достижения ее максимального эффекта. Виды контроля Время проведения В начале учебного года В течении всего учебного года По итогам первого полугодия Цель проведения Формы контроля Вводный контроль Определение исходного уровня Беседа, опрос, анкетирование, физического развития тестирование, собеседование. учащихся, их творческих способностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, обучающимися учебного опрос (в виде контрольных материала. Определение вопросов на практических и готовности к усвоению нового теоретических занятиях). Оценка материала. Выявление выполнения учащимися базовых учащихся, отстающих и упражнений и элементов, опережающих обучение. правильность исполнения. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль Определение степени усвоения Опрос, контрольное занятие, учащимися учебного материала. выполнение практических Определение промежуточных заданий педагога, участие в результатов обучения. конкурсах и мероприятиях различного уровня. 2.3. Диагностический инструментарий Диагностический процесс предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянное сопровождение образовательного процесса. Мониторинг результатов обучения по программе «Грация» Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Теоретическая подготовка Теоретические Соответствие - практически не усвоил знания по теоретических теоретическое основным знаний содержание программы; разделам программным - овладел менее чем 0,5 учебнотребованиям объема знаний, тематического предусмотренных плана программой; программы - объем усвоенных знаний составляет более 0,5; - освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за контрольный период. Владение Осмысленное специальной и правильное терминологией использование специальной терминологии Практические умения и навыки предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана - не употребляет специальные термины; - знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; - сочетает специальную терминологию с бытовой; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием Практическая подготовка Соответствие -практически не овладел практических умениями и навыками; умений и - овладел менее чем на 0.5 навыков объема предусмотренных программным умений и навыков; требованиям - объем усвоенных умений и навыков составляет более 0.5; - овладел практически всеми умениями и навыками, Число Методы баллов диагностики 0 1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос, игровые методы и др. 2 3 0 Наблюдение, собеседование 1 2 3 0 1 2 3 Наблюдение, анализ выполненных практических заданий программы) Творческие навыки предусмотренными программой за конкретный период Креативность - начальный в выполнении (элементарный) уровень – практических учащийся в состоянии заданий выполнить лишь простейшие задания педагога; - репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе наглядного восприятия; - творческий уровень (1) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с помощью педагога; - выполняет практические задания самостоятельно 2.4. 0 Наблюдение, анализ выполненных практических заданий. 1 2 3 Методическое обеспечение программы Структура программы Программа включает в себя следующие разделы: История хореографии; ритмика; азбука музыкального движения; партерный экзерсис; элементы классического, народно-характерного и эстрадного танца; элементы свободной пластики и импровизацию. Содержание каждого раздела подразумевает реализацию конкретных задач при проведении учебных занятий. Формы организации деятельности детей на занятии: -групповые, - индивидуальные занятия. Методы обучения. При обучении хореографии применяются следующие методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы: - Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. - Методы наглядного восприятия – способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы. - Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. - Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. - Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. - Структурный – последовательное разучивание и усвоение движений. - Метод музыкальной интерпретации - связанный с характером движений и музыки. - Метод усложнения – обеспечивает переход от простых движений к более сложным - Метод сходства – помогает формировать идею простого движения в разнообразные варианты. - Метод блоков – движения не складываются из составных частей, а объединяются в блоке по мере их усвоения. - Фристайл – свободное повторение и выполнение движений под музыку. Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся. В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала. Педагогические технологии: 1. Технология организации коллективной творческой деятельности; 2. Технология коллективного обучения 3. Технология развивающих видов деятельности: побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, всестороннее стимулирование активности и самостоятельности; 4. Технология индивидуального обучения. В программе реализуется воспитательный компонент. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Программа предоставляет широкие возможности для публичной демонстрации учащимися результатов своих творческих достижений через выставки и конкурсы от институциональных, муниципальных, региональных до федеральных и международных. Подготовка и проведение занятий по хореографии. Основные правила: все движения в равной мере выполняют и правой и левой ногой (рукой), в ту или другую сторону; движения классического и народного танцев изучаются сначала у опоры, затем на середине. Необходимо требовать от занимающихся чёткого начала и завершения движений, это дисциплинирует, приучает к точности и законченности в работе. Важным методом правильной организации занятия является размещение занимающихся. Подготовительную часть рекомендуется проводить в движении колонной и по кругу. При выполнении движений у опоры нужно расставить детей так, чтобы они не мешали друг другу, (хореограф находится в центре зала). При выполнении упражнений на середине зала, лучше разминать учеников в шахматном порядке, чтобы педагог мог лучше их видеть. При выполнении упражнений с продвижением (прыжки с разбега, повороты с продвижением), рекомендуется продвигаться от задней линии к лицевой по 3-4 человека и возвращаться по боковым линиям на исходное положение. При выполнении больших прыжков и т.п. — перемещение по диагонали с продвижением от задней линии к передней. При этом педагог находится на противоположной диагонали. Во время занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении нового движения. Показ должен быть технически грамотным и чётким. Каждому возрасту свойственна собственная своя манера выполнения движения. Особенно важно это учитывать при работе с детьми. Показ не должен занимать собой те замечания, которые педагог может сделать лаконичнее, образнее, устно. При возникновении грубых ошибок лучше остановить всю группу и вновь, показывая и рассказывая, объяснить упражнение. Замечания по устранению ошибок могут быть «профилактическими», т.е. до выполнения задания педагог предупреждает о возможных ошибках. Во время выполнения упражнения можно делать попутные замечания, обращаясь как ко всем учащимся, так и к отдельному ребёнку. Замечания, как и объяснения, нужно делать в простой, краткой, убедительной форме. Педагогу нужно не только найти ошибку, сделать замечание, но и добиться выполнения своих указаний, проявляя строгость, взыскательность и доброжелательность. Для самоконтроля за движениями полезно проводить занятия перед зеркалом. Однако их надо чередовать с занятиями без зеркала, чтобы учащиеся учились контролировать свои действия лишь с помощью мышечного чувства. Принципы построения занятия. Для правильного построения занятия принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха. Длительность пауз определяется правильной организацией занятия: правильным размещением занимающихся в зале, использование различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального). Важное место занимает методика составления учебных комбинаций, т.е. различных соединений из движений классического и народного танцев, прыжков поворотов равновесий и т.п., здесь существуют определённые закономерности: 1.Возраст и возможности учащихся, периодизация занятий. 2.Логическую связь движений: положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения следующего; все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь дополнительные (функцию связи). 3.Оптимальную трудность композиции. Не следует умалять или переоценивать возможности учеников. 4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием. Охрана здоровья и жизни детей. Забота о здоровье детей – это, важнейшая задача педагога. «В здоровом теле здоровый дух» - так гласит пословица. Здоровый ребенок бодр и жизнерадостен. Танцевальное движение является важнейшим элементом в хореографической деятельности. Оно направлено на то, чтобы сделать мышцы пластичными, а тело послушным воле исполнителя. 1. Все упражнения тренажа выстраивать с учетом постепенного возрастания физической нагрузки (от простого к сложному). 2. Элементы тренажа без опоры в быстром темпе выполняются на середине зала. 3. Костюм и обувь обучающихся детей должны быть легкими и удобными. 4. Занятия проводятся в просторном помещении, легко проветриваемом и с влажной уборкой. 5. Музыкальное оборудование исправное. 6. Костюмы и реквизит для танцевальных номеров без предметов угрожающих здоровью детей. При выполнении трюков (вращений, прыжков и т.д.) необходимо следить, чтобы дети не растянули и не порвали ни мышцы, ни сухожилия. Начинать занятия необходимо с разогревающих, разминающих упражнений. При исполнении трюков очень важно знать, помнить и соблюдать все правила исполнения для того, чтобы избежать травм. . 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС» - С-Пб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016, 352 с. 2. Н.П. Базарова, В.П. Мей. Азбука классического танца. Лань, 2017,240 с. 3. Н. Дудинская, Жизнь в искусстве. СПбГУП, 2018. 424 с. 4. Г.Г. Портнов, Ну-ка дети, встаньте в круг! Санкт-Петербург, 2016, 491 с. 5. Г. Пожидаев, Повесть о танце, Молодая Гвардия, 2018, 176 с. 6. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс,2006. 7. П.С. Лучникова, И.Г. Ротарь «Ритм + пластика». Из-во Просвещение 2016. 8. Е. Н. Арсенина Музыкальные занятия. старшая группа, издание Учитель-2015 9. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М, МозаикаСинтеэ, 2005-2010. 2