2
Раздел I. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации»
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года
№ 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ;
Методическими рекомендациями «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях; а также, организациях
отдыха детей и их оздоровления»;
Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными
документами,
регламентирующими
деятельность
организации
дополнительного образования.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта
мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный –
не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной
частью общечеловеческой культуры. Мирная шашечная борьба – это
состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть
3
развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у
некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма
легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки –
дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много
трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную
полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях
дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и
логически мыслить.
1.1.2 Направленность и вид программы:
Направленность программы – физкультурно-спортиная
Вид программы –модифицированная.
1.1.3 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы заключается в использования шашечной игры
в качестве средства формирования творческих способностей и воображения
школьников. При этом шашки наиболее доступные по форме, правилам и
скоротечности игры, поэтому они особенно востребованы у ребят.
Обучаясь по программе «Шашки», ребята получат возможность легче и
быстрее адаптироваться в школьном коллективе, увереннее чувствовать себя в
группе, научиться выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика),
что позволит закрепить этические нормы общения и сотрудничества со
сверстниками и старшими.
Проговаривая и анализируя ход игры, отстаивая свой вариант, ребята
учатся слушать и понимать друг друга, договариваться о правилах общения и
поведения на занятиях и вне.
Всё это эффективно формирует
коммуникативные качества личности. Спокойное и уверенное общение,
интерес, увлечение позволяет ориентироваться в своей системе знаний,
используя свой жизненный опыт, перерабатывать полученную информацию и
главное преобразовывать информацию из одной формы в другую, тем самым
определяя и достигая цель деятельности с помощью педагога, предмета,
программы «Шашки».
Педагогическая целесообразность. Данная программа предусматривает
обучение основам знаний по теории и практике игры в шашки, приближает
начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать,
строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы
партнера. Шашечная игра развивает мышление, память, внимание, творческое
воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
Шашки – замечательный повод для общения людей, способствующий
углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Шашечное
творчество научит ребят использовать свою смекалку и в других областях
человеческой деятельности, научит думать.
4
1.1.4 Отличительные особенности программы. Юные шашисты
овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом,
сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки
работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы,
умение пользоваться справочной литературой.
На занятиях изучают историю и теорию шашечной игры, систематически
приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных
соревнованиях, знакомятся с организацией шашечного движения в нашей
стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их
общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной
шашечной школы.
1.1.3 Уровень, объем и сроки освоения программы:
Уровень: базовый
Объем: 216 часов
Срок освоения: 2 года
1.1.5 Адресат программы
Программа предназначена детям от 9 до 14 лет. Состав обучающихся смешанный (разновозрастной). Наполняемость учебных групп составляет:
- 1-й год обучения – не менее 15 человек;
- 2-й год обучения – не менее 12 человек;
Возрастные особенности учащихся
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое
место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит
к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей
начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых.
Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него
возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его
популярность среди сверстников. Подростковый период – время активного
формирования личности, преломления социального опыта через собственную
активную деятельность индивида по преобразованию своей личности,
становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка,
в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие
самосознания.
1.1.6 Режим занятий
Режим занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю)
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю)
5
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы: Раскрытие интеллектуального и волевого
потенциала учащихся в процессе обучения игре в шашки, организация
интересного и содержательного досуга.
1.2.2 Задачи программы:
Образовательные:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры;
- подготовка к участию в соревнованиях.
Воспитательные:
- формирование интереса к шашкам как к игровому виду спорта;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- формирование навыков участия в соревнованиях;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие логического мышления, умения производить расчеты на
несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
- формирование интереса к здоровому образу жизни;
- формирование интереса к содержательному и увлекательному досугу.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1-го года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Разделы и Темы
Вводное занятие
Общие основы теории
шашек
Практическая
подготовка шашистов
Участие в
соревнованиях, анализ
и разбор партий
Тестирование
Психологическая
подготовка
Итоговое занятие
ИТОГО:
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
14
14
-
Форма
контроля
беседа
лекция
34
-
34
12
4
8
текущий
контроль
анализ
4
4
2
2
2
2
тест
беседа
2
2
-
итоговая
аттестация
72
26
46
6
1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися, комплектование группы.
Правила: внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда.
Предмет, задачи, содержание программы.
Выявление уровня подготовленности учащихся.
Организация изучения программного материала.
Основные требования к занимающимся. Основы ТБ и ОТ на занятиях и во
время выезда за пределы школы. Форма одежды и гигиена труда.
Правила игры.
Теория. Действие игроков на доске. Права и обязанности судьи и игроков.
Штрафные санкции.
1.
Общие основы теории русских шашек:
Теория: Место шашек в системе физического воспитания и спорта.
Социальное значение шашек. Исторический обзор развития шашек в России.
Появление шашек на Руси. Упоминания о шашках в былинах. Шашки в
культурной жизни страны. Первая работа о шашках А.Д. Петрова. Роль
литературы и искусства в популяризации русских шашек.
Шашечный кодекс России. Основные правила игры в русские шашки.
Основы спортивной квалификации. Организация спортивных соревнований.
Шашечная нотации.
Дебют (начало) шашечной партий Значение дебюта в русских шашках:
1) стратегическая функция;2) форсированный характер многие дебютных
вариантов.
Важность понимания идеи дебюта и в тоже время - точности при
разыгрывании дебютных вариантов. Цель хода 1. cd4 - развитие левого фланга
белых (cd4, bc3, cb4).
«Отыгрыш» - первые 5-6 ходов. Середина (миттельшпиль) шашечной
партии.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные
шашки.
Определение комбинации. Фланги - недопустимость заметного
ослабления одного из них.
Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением
и ослаблением позиции, порядок введения в игру. «Золотая шашка».
Комбинация. Финальный удар. Простейшие элементы комбинации: устранение
«мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
Эндшпиль (окончание) шашечной партии.
Петля. Четыре дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба
простых. Размен, темп, оппозиция. Скользящий размен.
Запирание,
распутье, вилка (простейшие приемы).
Спортивный режим и физическая подготовка. Значение спортивного
режима. Гимнастические упражнения и водные процедуры. Организация
здорового сна.
7
Правила проведения соревнований. Виды соревнований и определение
победителей. Виды критериев в случае равенства очков. Награждение
победителей. Основы тренировки юного шашиста. Введение в комбинации.
Элементарные Комбинации на выигрыш одной, двух и более шашек.
Комбинации – одноходовки.
3.Практическая подготовка шашистов:
Практика. Применение знаний, полученных в процессе теоретической
подготовки.
4. Участие в соревнованиях, анализ и разбор партий
Теория: разбор шашечных партий и партий победителей
Практика: Квалификационные турниры в секции. Личные соревнования.
Товарищеские поединки.
5. Тестирование
Теория: Рассказ о тестах
Практика: Контрольные вопросы по тактике и стратегии игры
6.Психологическая подготовка
Теория: Рассказ о значимости такой подготовки
Практика: Блок упражнений, направленных на воспитание воли;
самовоспитания; самовнушения, интуиции; упражнения для снятия
напряжения; упражнения, способствующие возникновению возбуждения;
аутогенная тренировка.
7. Итоговое занятие
Теория: Анализ проведённой работы за год. Задание на лето
N
п/п
1.3.3 Учебный план 2-го года обучения
Количество часов
Наименование темы
Теория практика всего
4.
Вводное занятие
История развития шашек
Российская шашечная школа
Шашечный Кодекс
Тактика
5.
Стратегия
6
Эндшпиль
7
Композиция
8.
Дебют
1.
2.
1
1
2
4
6
14
14
28
3
3
6
6
6
12
2
1
3
_
15
15
Форма
контроля
Беседа
Лекция
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
8
9.
10.
11.
12.
Спортивный режим,
психологическая подготовка
Спарринг-тренировки,
конкурсы решений, сеансы
одновременной игры,
консультационные партии
Классификационные
турниры
Другие соревнования
10
20
30
_
30
30
_
15
15
ИТОГО:
39
105
144
1
_
1
Беседа
Анализ
результатов
Анализ
результатов
Анализ
результатов
1.3.4 Содержание программы 2 год обучения
1. Вводное занятие Ознакомление с планом работы кружка, техникой
безопасности.
2. История развития шашек
Теоретический компонент:
Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX в.
(С.Воронцов, братья А. и В. Шошины), их творческий вклад в теорию русских
шашек. Российская шашечная школа. Русские шашки – народная игра, в нашей
стране. Творчество С.Воронцова, А. Шошина, выдающихся дореволюционных
шашечных мастеров.
Практический компонент:
Шашечный Кодекс. Краткая история разработки шашечных правил игры
и соревнований. Организация и судейство соревнований.
3. Тактика.
Теоретический компонент:
Комбинация в партии, её идейное содержание и цели. Вскрытие
дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций.
Практический компонент:
Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций.
Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с
другими тактическими приемами. Разбор тематических упражнений.
4. Стратегия
Теоретический компонент:
Понятие об атаке и защите. Создание атаки, характер её ведения.
Атакующие и защитные тактические средства.
Практический компонент:
Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и
защиты путем отыскания решений, в заданных позициях.
5. Эндшпиль
Теоретический компонент:
Борьба простых шашек/ две против двух, типичные примеры из борьбы
9
двух против трех, три шашки против трех, три против четырех/.
Практический компонент:
Совместная борьба дамок и простых. Отработка приёмов игры в
эндшпиле.
6. Композиция
Теоретический компонент:
Комбинационные концовки и этюды, их связь с практической
партией, понятие о шашечных задачах.
Практический компонент:
Классификация составителей концовок, задач и этюдов.
Разбор
интересных для практической партии концовок и этюдов.
7.
Дебют
Практический компонент:
Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта,
современное состояние дебютной теории. Индивидуальный подход к выбору
дебютного репертуара, общие задачи начала партии. Дебют «Кол», «Колугловик». Дебют
«Обратный кол». Дебют «Городская партия». Дебют
«Отыгрыш», «Старая партия». Дебют «Косяк». Дебют «Обратный косяк».
Дебют «Отказанный косяк». Дебюты: их сложность, главные системы игры.
8.
Спортивный режим, психологическая подготовка
Теоретический компонент:
Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания.
Закаливание организма. Психология шашечной борьбы.
9.
Спарринг-тренировки,
конкурсы
решений,
сеансы
одновременной игры, консультационные партии
Теоретический компонент:
Последовательность перехода от теоретических занятий к спаррингтренировкам.
Практический компонент:
Сеансы
одновременной
игры:
обычные
и
тематические.
Консультационные партии. Контрольные работы.
10. Классификационные турниры
Практический компонент:
Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий
разбор, сыгранных партий. Приобретение навыков в организации соревнований
и проведении судейства.
11. Другие соревнования (по спортивному календарю).
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие абстрактного мышления.
- умение планирования действий и анализа ситуаций
- развитие личных амбиций – как способ достижения наивысших
результатов
10
- формирование дисциплинированности и ответственности.
Предметные результаты:
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
- правила игры в русские шашки;
- ориентироваться в особенностях шашечной доски;
- нотацию, уметь записывать партию;
- важность шашек первого и второго ряда;
- 2-3 простейших дебюта;
- рациональный переход в миттельшпиль.
уметь:
- проводить анализ позиции на один ход вперед;
- решать простейшие задачи: «2» х «2», «3» х «3», «4» х «4».
Принимать участие в тренировочных турнирах.
Метапредметные результаты:
- формирование у обучающихся способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график размещен в приложении
.
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы имеются необходимые условия.
Педагог дополнительного образования, разработавший и реализующий
программу, имеет средне-специальное образование, получил дополнительное
профессиональное образование по программе «Педагогика общего
образования».
2.2.2 Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебной лаборатории.
Для проведения занятий имеются:
- Демонстрационная доска с магнитными фигурами
- Комплекты шашек и досок - 15 комплектов;
- Схемы партий, диаграммы
- Столы, стулья.
11
Наборы демонстрационных магнитных фигур.
Планы проведения соревнований и конкурсов.
Стеллаж с шашечной литературой, таблицами соревнований.
Стенд для размещения информации о достижениях учащихся.
методическая литература: книги, журналы по шашкам, набор учебных
партий, позиций, концовок и этюдов для решения;
- шкаф для хранения вышеперечисленного инвентаря и методической
литературы.
-
2.3 Формы контроля и аттестации
Контроль позволяет определить степень эффективности обучения по
программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный
процесс.
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы,
отслеживаются и фиксируются в формах:
отчёт-анализ за год;
- грамоты;
- дипломы;
- свидетельство (сертификат) об участии в соревнованиях и конкурсах;
- фотоотчёт.
Проверка усвоения программы производится в форме аттестации
(промежуточная и итоговая), а также участием в соревнованиях.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения
за определённый промежуток учебного времени – полугодие. Итоговая
аттестация обучающихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной образовательной программы.
Аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах:
тестирование; собеседование; соревнование; турнир.
2.4 Диагностический инструментарий
Проведение
педагогического
мониторинга
в
образовательновоспитательной деятельности судомодельного объединения представляет собой
использование таблицы показателей диагностики образовательного уровня
воспитанника в течение учебного года. Результаты отслеживаются путем
проведения нулевого, промежуточного и итогового этапа диагностики.
Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда
заканчивается набор обучающихся в группы). Его цель – определение уровня
подготовки учащихся в начале цикла обучения. В ходе проведения нулевого
этапа диагностики прогнозируются возможности успешного обучения на
данном этапе, выбор программы обучения.
Промежуточная диагностика проводится в декабре. Ее цель – подведение
промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения
12
обучающихся. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии
и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов
завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты
обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных
программ. Формами проведения являются контрольные занятия, соревнования,
самостоятельная практическая работа.
2.5 Методическое обеспечение программы
Деятельностный подход в обучении: разнообразие активных видов
детской деятельности. Главная задача: избегать утомительного однообразия и
поддерживать у детей интерес к изучению азов шашечной теории.
Виды учебных занятий:
комбинированное занятие (теория, практика);
-практические занятия (дети играют, анализируют, решают задания на
память, внимание);
соревнования;
турниры;
решение задач, комбинаций и этюдов;
дидактические игры и задания, игровые упражнения;
воспитательные мероприятия, познавательные игры, игры в шашки.
2.5.1 Методы обучения:
словесный: рассказ, беседа, объяснение;
наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на
доске;
практический: упражнение, тренинг, решение шашечных
концовок, задач, этюдов, турнир, работа над ошибками.
Педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- дифференцированного обучения;
- личностно-ориентированного обучение
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 28.02.2023.
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от
29.12.2022г.).
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(далее – Концепция).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
10. Концепция развития дополнительного образования (утвержденная
Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р).
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации». Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
http://www.vidod.edu.ru
2. https://onlineshashki.ru/
14
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Кол-во
часов
Примечание