Юные художники +

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
О чём думает ребёнок, когда рисует? Ребёнок рисует не только то, что
видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной
координации недостаточно для объяснения манеры рисования и тех форм
и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках
ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным
внимания.
Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать
следующие основные правила:
Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления
инициативы и необходимое для этого физическое и психическое
пространство.
У ребёнка не должно быть недостатка в принадлежностях и
материалах.
Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время
от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.
Работы, отобранные самим ребёнком, нужно поместить на видном
месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.
Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и
беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Юные художники» была разработана в 2019 году. В
процессе апробации программы в неё ежегодно вносились
корректировки.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации»
 Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»
 Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
 Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.

 Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
 Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных программ;
 Методическими
рекомендациями
«Об
использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях; а
также, организациях отдыха детей и их оздоровления»;
 Уставом МБУ ДО ГДДТ г. Шахты и другими нормативными
документами, регламентирующими деятельность организации
дополнительного образования.
1.1.1 Направленность и вид программы
Направленность программы – художественная
Вид программы – модифицированная
1.1.2. Новизна, актуальность и целесообразность
программы
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и
родителей на программы художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста для развития эстетического вкуса и ручной
умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в
сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются
на неё, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому
важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в
окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний,
замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их
сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и
желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать
творческую способность, учить воспринимать произведения искусства

1.1.3. Отличительные особенности программы
Особенности программы: структурной особенностью программы
является чередование различных видов деятельности: рисование, лепка,
моделирование и конструирование. Теория и практика в рамках каждого
занятия объединены (вначале каждого занятия обучающиеся получают
теоретическую информацию по теме, и затем преступают к
практической деятельности).
Логическим завершением каждого занятий являются выставки
рисунков, поделок.
1.1.4. Адресат программы
Адресат программы. Данная программа рассчитана для детей 5 -6 лет.
Дети принимаются по желанию, без предварительного отбора.
По
форме
проведения
занятия
являются
групповыми
и
индивидуальноориентированные. Занятия направлены на развитие у
ребёнка эстетического воспитания, а также на формирование образного
мышления и творческих способностей, способствует развитию
воображения, фантазии, чтобы ребёнок смог открыть свой внутренний
мир через цвет, форму, линию. Программа должна помочь ребёнку
познать как можно больше элементов прекрасного, гармоничность
красок, лаконичность композиций.
1.1.5 Уровень программы, объем и срок реализации
Уровень – ознакомительный
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы
– 1 год.
Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (2 занятия по 1
часу - 72 часа)
1.1.6

Форма обучения

Форма обучения – очная.
В дни невозможности посещения занятий обучающимися по
неблагоприятным погодным условиям, по болезни или в период
карантина, а также в другие периоды особых режимных условий

возможна реализация программы с использованием дистанционных
образовательных технологий и в форме самообразования.
Условием реализации программы на очном обучении с
применением дистанционных технологий является наличие у педагога и
обучающегося одного из устройств с выходом в сеть интернет: гаджета,
компьютера или ноутбука. При переходе на дистанционное обучение
программа будет реализовываться с помощью интернет-сервисов:
SberJazz, Сферум и др.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах. Наполняемость групп составляет 15
человек.
Основными принципами организации занятий являются
психологическая
комфортность,
реализация
возможности
разноуровневого, личностноориентированного обучения, принципов
деятельности,
творческой
активности,
результативности
и
продуктивности, формирования целостного представления об
окружающем мире и о творчестве.
1.1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, занятие длится по 2
академических часа (45мин.+45 мин. с перерывом). Основной формой
работы является занятие, которое строится на основе индивидуального
подхода к учащимся.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.2.1 Цель программы: создание условий для развития
неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребёнка
на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала;
формирования образного мышления и творческих способностей.
Формирование нравственной и творческой личности, через познания
мировой художественной культуры.
1.2.2. Основные задачи программы:
Образовательные задачи:

Познакомить с различными материалами для творчества.
Формировать умения и навыки владения при работе с различными
художественными материалами.
Способствовать переходу от репродуктивного мышления к
творческому.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть
свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное,
и услышанное.
Развивать творческую активность личности ребенка
формировать потребность к самоутверждению через труд.
Воспитательные задачи :

и

Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям
и природе.
Формировать положительную мотивацию учения (интерес к
освоению курса)
Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру
речи и поведения, трудолюбие и индивидуальные способности
обучающихся
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
Тема
1
2
3
4

Вводное занятие
Радуга-дуга
В гостях у ёжика
Лиса- лисонька

5 Осенние листочки
6 Воспоминание о лете. Цветные
ладошки.
7 Натюрморт
8 Разноцветный орнамент
9 Моя любимая игрушка
10 Наш город
11 Наш пруд
12 В гостях у кляксы (кляксография)

Теория/практика всего Формы диагностики,
контроля
1
1
Беседа, устный опрос
1
1
Беседа, устный опрос
1
1
Беседа, устный опрос
1
1
Беседа, устный опрос
1
1

1
1

Беседа, устный опрос
Педагогическое наблюдение

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

1
1
1
1

1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

17 Сказочный лес-полон чудес

1

1

Беседа, устный опрос

18 Русские матрёшки
19 Кудрявый барашек
20 Портрет для папы
21 Корзиночка с угощением
22 Ветка рябины (примакивание)

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

23 Русская полянка
(набрызг, раздельный мазок)
24 Веселая черепашка
25 Разноцветный орнамент

1

1

Беседа, устный опрос

1
1

1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

26 Современный орнамент. Украшаем
варежку
27 Первые снежинки.
28 Новый год к нам мчится…
29 Зимние забавы
30 Морозные узоры
31 Масленица пришла
32 Весенняя капель
33 Первые цветы
34 Дождик пошел
35 Солнышко
36 Подсолнух-цветок под солнцем
37 Веселая черепашка
38 Зоопарк
39 Звери разных стран. Слон
40 Звери разных стран. Жираф
41 Звери разных стран. Змея
42 Мой парк
43 Мой дворик
44 Совушка-сонная головушка
45 Дымковское чудо
46 Золотая хохлома
47 Городецкая роспись
48 Современный орнамент. Украшаем
варежку
49 Разноцветный орнамент
50 Разноцветные носочки

1

1

Беседа, устный опрос

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Педагогическое наблюдение
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

1
1

1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос

13
14
15
16

Зайчик-зайчишка
Веселые тучки
Зонтики
Грибная полянка

51 Путешествие в мир сказок.
Колобок
52 Путешествие в мир сказок. Маша и
медведь
53 Путешествие в мир сказок. Гадкий
утенок.
54 Русская березка
55 Волшебная бабочка
56 Веселые пингвины
57 Портрет мамы, бабушки
58 Нашей Победе посвящается!
59 Флаг Российской Федерации
60 Вечный огонь в память о Великой
Победе
61 Букет на праздник
62 Штрихи и линии
63 Пятно, фактура
64 Воздушные шарики
65 Веселый ежик
66 Яблочко наливное
67 Гроздь винограда
68 Корзинка с фруктами
69 Ветка сирени
70 Подводный мир
71 Чёрно-белоё
72 Итоговое занятие
Итоговое количество часов

1

1

Беседа, устный опрос

1

1

Беседа, устный опрос

1

1

Беседа, устный опрос

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Беседа, устный опрос
Выставка работ, подведение
итогов за год

72

72

1.3.2 Содержание учебного плана
Тема занятия
1.

Вводное занятие

2.

Радуга-дуга

3.

В гостях у ёжика

Теория/Практика

Рисунок. Впечатления об
окружающем мире, работа с
цветовым спектром, правильно
называть цвета и их
последовательность
Аппликация. Работа с цветной
бумагой, передавать объём через
обрывную технику

Используемые материалы

Альбом, гуашь, кисти

Цветная бумага, клей.
Ножницы, чёрный
фломастер

4.

Лиса- лисонька

5.

Осенние листочки

6.

Воспоминание о
лете. Цветные
ладошки.
Натюрморт
Разноцветный
орнамент

7.
8.

9.

Моя любимая
игрушка

10.

Наш город

11.

Наш пруд

12.

В гостях у кляксы
( кляксография)

13.

Зайчик-зайчишка

14.

Веселые тучки

15.

Зонтики

Лепка. Работа с пластилином,
составление сюжетной
композиции
Рисунок. Работа с природным
материалом, красками в технике
монотипия
Досуговое мероприятие

Пластилин, зелёный
картон, коробочка для
композиции
Листья, гуашь, кисти,
альбом

Рисунок. Учить работать мазками
Рисунок. Научить приёмам работы
с фломастерами, виды штрихов и
линий.
Рисунок. Учить изображать части
тела игрушки- медведя, передавать
форму и цвет
Аппликация. Учить детей
вырезать машины и дома из
согнутой бумаги, создавать
композицию
Лепка. Учить применять
скульптурный способ лепкиработать с целым куском с
помощью оттягивания
Рисунок.
Учить
создавать
образы из абстрактного пятня,
развивать
фантазию
и
воображение
Аппликация. Учить работать с
геометрической фигурой-кругом и
создавать из него композицию
Рисунок. Приёмы работы с
цветными карандашами, виды
штрихов и линий.
Приемы аппликации

Альбом, гуашь, кисти
Альбом, фломастеры

Альбом, гуашь, кисти.
фломастеры
Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры

Пластилин, синий картон,
коробочка для композиции

Альбом, гуашь, кисти.
фломастеры

Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры
Альбом, цветные
карандаши
Цветная бумага, клей,
картон, фломастеры

16.

17.

18.

19.

Грибная полянка

Аппликация. работа с цветной
бумагой и передавать объём через
обрывную технику
Сказочный
Рисунок из песка. Учить работать
лесполон чудес
с новым материалом- песком,
создавать композицию
Русские матрёшки Аппликация. Учить технике
панорамного изображения,
декоративно оформлять работу
Кудрявый
Лепка. Учить работать с тонкими

Цветная бумага, клей.

Песок

Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры,
декоративные элементы
Пластилин, картон

барашек
20.

21.
22.
23.

24.
25.

26.

27.
28.

29.

30.

элементами, закручивать их

Портрет для папы Рисование. Учить составлять
композицию, правильно
располагать части лица на бумаге
Корзиночка с
Лепка. Повторить разные способы
угощением
работы с пластилином
Ветка рябины
Рисунок. Учить новому способу
рисования- примакивание
(примакивание)
Весёлая полянка
Рисунок. Учить новому способу
( набрызг,
рисования- набрызг и раздельный
раздельный
мазок
мазок)
Веселая
Лепка. Использовать различные
черепашка
приёмы лепки из пластилина
Разноцветный
Рисунок. Приёмы работы с
орнамент
фломастерами, виды штрихов и
линий.
Современный
Лепка. Использовать различные
орнамент.
приёмы лепки из пластилина
Украшаем
варежку
Первые
Аппликация. Смешанная техника.
снежинки.
Новый год к нам
Аппликация. Учить технике
мчится…
панорамного изображения,
декоративно оформлять работу
Зимние забавы
Рисунок из песка. Учить работать
с новым материалом- песком,
создавать композицию
Морозные узоры
Рисуем белой гуашью

31.

Масленица
пришла

32.

Весенняя капель

33.

Первые цветы

34

Дождик пошел

35

Солнышко

Досуговое
мероприятие
Русские традиции .Встречаем
весну блинами. Аппликация
Работа с акварельными красками.
Заливка фона акварелью, работа
по-сырому
Работа гуашью на цветном фоне.
Рисунок. Приёмы работы с
цветными карандашами, виды
штрихов и линий.
Рисунок. Работа в технике
смешанная графика (акварель
+фломастеры)

Альбом, гуашь, кисти.
фломастеры
Пластилин, картон
Альбом, гуашь, кисти,
ватные палочки
Альбом, гуашь, кисти,

Пластилин, картон
Альбом, фломастеры

Пластилин, заготовка
«варежка» из картона
Цветная бумага, клей,
фломастеры
Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры,
декоративные элементы
песок

Цветная бумага холодных
оттенков, белая гуашь
Цветная бумага, клей,
фломастеры
Акварель, акварельная
бумага, кисть.
Тонкая кисть, гуашь,
цветной картон
Альбом, цветные
карандаши
Акварель+фломастеры

36

37
38
39

40

41
42
43

Подсолнух-цветок Аппликация. работа с цветной
под солнцем
бумагой и передавать объём через
обрывную технику
Веселая
Лепка. Использовать различные
черепашка
приёмы лепки из пластилина
Зоопарк
Рисунок. Учить приёмам работы с
фломастерами, виды
Звери разных
Рисунок. Приёмы работы с
стран. Слон
цветными карандашами, виды
штрихов и линий.
Звери разных
Рисунок. Работа в технике
стран. Жираф
смешанная графика (акварель
+фломастеры)
Звери разных
Лепка. Использовать различные
стран. Змея
приёмы лепки из пластилина
Мой парк
Рисунок. Учить составлять
композицию, понятия перспектива
Мой дворик
Аппликация. Приемы аппликации

45

Совушка-сонная
головушка
Дымковское чудо

46

Золотая хохлома

47

Городецкая
роспись

48

Современный
орнамент.
Украшаем
варежку
Разноцветный
орнамент

44

49

50

Разноцветные
носочки

51

Путешествие в
мир сказок.
Колобок
Путешествие в
мир сказок. Маша
и медведь

52

Цветная бумага, клей.

Пластилин, картон
Альбом, фломастеры

Акварель+фломастеры

Пластилин, картон
Гуашь, альбом ,кисти

Ножницы, клей, цветная
бумага
Лепка. Использовать различные Пластилин, картон
приёмы лепки из пластилина
Рисунок. Знакомство с видами
Гуашь, кисти,альбом
народного творчества.
Дымковская роспись.
Рисунок. Знакомство с видами
Акварель, альбом, кисти
народного творчества Хохломская
роспись.
Рисунок. Знакомство с видами
Восковые мелки, альбом
народного творчества Хохломская
роспись.
Лепка. Использовать различные Пластилин, заготовка
приёмы лепки из пластилина
«варежка» из картона

Рисунок. Учить приёмам работы с
фломастерами, виды штрихов и
линий.
Рисунок. приёмы работы с
цветными карандашами, виды
штрихов и линий.
Рисунок, аппликация. Учить
контурному вырезанию, работать
в коллективе
Рисунок. Приемы работы с
цветными карандашами.
Закрашивание больших
пространств.

Альбом, фломастеры

Альбом, цветные
карандаши
Цветная бумага, клей.
Ножницы, гуашь, кисти.
губки
Альбом, простой
карандаш, цветные
карандаши

53

54
55

56
57

58

59

60

61

62

63
64
65
66
67
68
69
70

Путешествие в
мир сказок.
Гадкий утенок.
Русская березка

Рисунок, аппликация. Учить
контурному вырезанию, работать
в коллективе
Лепка. Использовать различные
приёмы лепки из пластилина
Волшебная
Рисунок. Применение полученных
бабочка
знаний об орнаменте в процессе
украшения заготовки из картона
Веселые пингвины Аппликация. Приемы отрывной
аппликации
Портрет мамы,
Рисование. Учить составлять
бабушки
композицию, правильно
располагать части лица на бумаге
Нашей Победе
Аппликация, оригами. Учить
посвящается!
создавать объёмную и
тематическую открытку
Флаг Российской
Рисунок. Рассказать о символике
Федерации
России, что означают цвета флага
Российской федерации. Научить
гладкому закрашиванию.
Вечный огонь в
Лепка. Использовать различные
память о Великой приёмы лепки из пластилина
Победе
Букет на праздник Аппликация, оригами. Учить
создавать объёмную и
тематическую открытку
Штрихи и линии
Рисунок. Учить приёмам работы с
фломастерами, виды штрихов и
линий.
Пятно, фактура
Рисунок. Учить приёмам работы с
красками.
Воздушные
Аппликация. Отрывная
шарики
аппликация
Веселый ежик
Рисунок. Учить работе с
восковыми мелками
Яблочко наливное Аппликация. Учить многослойной
аппликации
Гроздь винограда Лепка. Использовать различные
приёмы лепки из пластилина
Корзинка с
Аппликация. Приемы аппликации
фруктами
Ветка сирени
Лепка. Использовать различные
приёмы лепки из пластилина
Подводный мир
Лепка. Учить создавать объёмную
композицию из пластилинабарельеф

Цветная бумага, клей.
Ножницы, гуашь, кисти.
губки
Пластилин, картон
Краски, кисти, заготовка из
картона «Бабочка»
Цветной картон, цветная
бумага, клей, фломастеры
Альбом, гуашь, кисти.
фломастеры
Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры
Гуашь, альбом.

Пластилин, картон

Цветная бумага, клей,
ножницы, фломастеры
Альбом, фломастеры

Альбом, кисти, краски
Цветная бумага, клей,
картон
Альбом, восковые мелки
Цветная бумага, ножницы,
клей, цветной картон
Пластилин, картон
Ножницы, клей, цветная
бумага
Пластилин, картон
Пластилин, синий картон,
коробочка для композиции

71

Чёрно-белоё

72

Итоговое занятие

Аппликация, оригами. Учить
работать с бумагой в технике
оригами, создавать сюжетную
композицию
Выставка работ. Подведение
итогов за год.

Цветная бумага, вырезки
из журналов

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:
освоение
выразительных
возможностей
художественных
материалов, умение пользоваться ими
знание и применение работы с различными инструментами и
материалами;
знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным
материалом;
развитие аккуратности, терпения;
развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.
Метапредметные
будет сформирована потребность в самостоятельности,
ответственности,
активности и саморазвитии;
будет иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
приобретение навыков художественного восприятия различных
видов
искусств,
развитие
фантазии
и
воображения,
проявляющихся в конкретных формах самостоятельной
деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач,
творческое саморазвитие ребёнка;
Личностные
будет умело применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
будут сформированы такие качества как: трудолюбие,
добросовестное
отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение
к чужому труду и результатам труда;
будет грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и
недостатки;
будут развиты познавательная и творческая активность, фантазия;
будут воспитаны навыки ведения здорового образа жизни.

1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.5.1. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
имеющим профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы, профессиональную
переподготовку с
правом
ведения
профессиональной деятельности в сфере
педагогики дополнительного образования и постоянно повышающим
уровень профессионального мастерства.
1.5.2. Материально-техническое обеспечение программы.
- столы, стулья, стеллажи;
- бумага разных сортов (А2, А4) - планшеты, парты, подрамники;
- кисти (беличьи, колонковые, щетина) № 1 – 8;
- доска для показа;
- простые карандаши, ластики;
- слайд-проектор;
- скотч, кнопки;
- видеомагнитофон;
- ткани разных сортов;
- банки для воды;
- клей, ножницы;
- краски (акварель, гуашь, темпера, акрил, витражные, для батика);
- глина, пластилин;
- деревянные и стеклянные заготовки под роспись; - контуры по
стеклу и ткани;
- цветные карандаши, гелевые ручки.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график вынесен в Приложение

2.2. Формы контроля и аттестации.
Осваивая программу «Юные художники»
обучающиеся
знакомятся с понятиями: «изобразительное искусство», «декоративноприкладное творчество», знакомятся с различными художественными
материалами техниками, приемами.
Программа предполагает использование различных видов
проверки усвоенных знаний, умений. Педагогом используется
диагностическая система отслеживания результатов: диагностический
контроль до начала обучения, текущий и итоговый контроль. В
качестве ведущего метода педагогических измерений применяется
метод включённого наблюдения за процессом развития учащегося в
разных ситуациях: в ситуации взаимодействия с другими учащимися и
взрослыми; в ситуации спонтанной игры, дискуссии; в ситуации
разнообразных учебных занятий и т.д.
Критерии оценки результативности обучения по программе «Юные художники»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
знания

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Высокий уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и
навыками, заложенными в программе, имеет
высокие достижения (дипломы, грамоты различного
уровня
Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой

1.2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Высокий уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень
Ребенок сочетает специальную терминологию с
бытовой.
Низкий уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических
умений и навыков
программным

Высокий уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и
навыками, заложенными в программе, имеет высокие
достижения (дипломы, грамоты по итогам конкурсов).

требованиям

2.2. Владение различными
художественными
материалами и
инструментами

Отсутствие
затруднений в
использовании
материалов и
инструментов

2.3. Творческие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

2.4. Развитие воображения

3. Общеучебные умения и навыки учащегося

Средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков составляет
более ½.
Низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных
умений и навыков.
Высокий уровень
Работает различными материалами и
инструментами самостоятельно, не испытывая
трудностей.
Средний уровень
Работает с различными материалами
инструментами с помощью педагога.
Низкий уровень
Учащийся испытывает серьезные затруднения в
выборе художественных материалов и
инструментов, в их использовании.
Высокий уровень
Творческий уровень выполнение практических
заданий. Средний уровень
В работах проявляется начальный (элементарный)
уровень развития креативности. Учащийся в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога.
Низкий уровень. Креативность в работах
отсутствует.
Высокий уровень
Проявляет воображение при выполнении всех
творческих заданий.
Средний уровень.
Проявляет творческое воображение в случае, если
педагог оказывают соответствующую помощь.
Низкий уровень
Проявления творческого воображения практически
незаметны.

3.1.
Учебнокоммуникативные
умения: умение слушать
и слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

3.2.Умение организовать
свое
рабочее место

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

Высокий уровень.
Работает самостоятельно.
Средний уровень.
Умеет слушать и выполняет задания, данные
педагогом.
Обращается за помощью при необходимости.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает затруднения при работе,
нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога.
Высокий уровень.
Самостоятельно готовится ко всем занятиям.
Строго соблюдает правила техники
безопасности, следит за соблюдением техники
безопасности другими воспитанниками.
Средний уровень.
Умеет организовать свою деятельность при
помощи педагога. Освоил более ½ правил техники
безопасности. Низкий уровень.
Учащийся испытывает затруднения в организации
своей деятельности и рабочего места, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога. Освоил
менее чем ½
правил техники безопасности

Комплексный подход к оценке образовательных достижений
реализуется путем оценки трех групп результатов: предметных,
личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий);
Обучающиеся должны знать: особенности художественных
средств различных видов и жанров изобразительного искусства; виды
современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
Должны уметь: Выбрать наиболее выразительный сюжет
тематической композиции и проводить подготовительную работу
(предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы,
поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника
над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое
отношение к персонажам изображаемого сюжета; Использовать
средства художественной изобразительности (формат, свет и тень,
объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия,
штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс,
движение, равновесие, гармония, композиция);

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой
деятельности;
обогащения
опыта
восприятия
произведений
изобразительного искусства.
2.3. Диагностический инструментарий
По окончанию рисования промывает кисточку в воде Умеет
выполнять.
Наблюдение в ходе ИЗО деятельности.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Держит карандаш и кисть свободно (карандаш тремя пальцами, кисть чуть выше
железного наконечника)
Набирает краску на кисть: аккуратно обмакивает ее всем ворсом в баночку с
краской, снимает лишнюю краску о край баночки
Располагает изображения по всему листу
Соотносит предметы по величине
Смешивает краски для получения нужных цветов и оттенков Д/И
«Палитра»
Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных
создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети
смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить
игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные
цвета.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя Н
(1 балл)– не справился с заданием
Закрашивает рисунки проводя линии и штрихи в одном направлении Д/И
«Волшебные линии»
Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и
т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать
простым карандашом (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо,
справа налево)
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Ритмично наносит мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура
Д/И «Волшебные линии»

Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и
т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать
простым карандашом в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные
штрихи, слева направо, справа налево)
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Соблюдает пропорции при изображении сложных предметов
Д/И «Составь портрет»
Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Изображает элементы декоративно – прикладного искусства
Наблюдение в ходе изо деятельности.
Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров изученных росписей.
Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства.
Распиши одну из предложенных форм.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Регулирует нажим карандаша для получения цветового оттенка Наблюдение
в ходе изо деятельности.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
итературных произведений
Задание: «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства
композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей,
есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми
перьями.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя

Н (1 балл)– не справился с заданием
Располагает предмет на листе с учетом его пропорции (вытянут в высоту –
вертикально, в ширину – горизонтально) Наблюдение в ходе изо деятельности.
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Использует различные изобразительные материалы в сюжете одного рисунка
Рисует кистью разными способами (всем ворсом, концом кисти)
Создаёт сюжетные композиции на тему окружающей жизни и на темы
литературных произведений
Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений
природы «Здравствуй, лето».
Задания: - Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки
согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети.
Лето. - Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и
предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».) В (3 балла)– ребенок
справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Изображает элементы регионального (местного) декоративного искусства
Творческое задание.
Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки,
розетки)
В (3 балла)– ребенок справился с заданием самостоятельно
С (2 балла)– справился с незначительной помощью воспитателя
Н (1 балл)– не справился с заданием
Итого баллов:
высший балл - от 55 - до 81 средний балл - от 18 - до 54 низкий балл - от
до 17

2.4. Методическое обеспечение программы.
- фонд работ учащихся;
- фонд методических разработок педагога;
- методическая литература;
- наглядные пособия и таблицы;
- образцы изделий народного прикладного искусства;
- фото- и киноматериалы;

1-

2.5. Список литературы
1.
Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. -М.:ТЦ «Сфера»,
2000.- 80 с.
2.
Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая
деятельность .Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия
с детьми 5-7 лет.-Изд.2-е.Волгоград: Учитель, 2015.-95с.
3.
Лыкова
И.А.Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.Учебнометодическое
пособие.-М.:Издательский
дом
«Цветной мир», 2013.-208с.
4.
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство:1-й кл.:учебник
для нач.
шк.-М.:АСТ:Астрель, 2018.-139 с.

Электронные ресурсы:
1.
Диагностика изобразительной деятельности детей
[https://nsportal.ru/detskiysad/risovanie/2011/11/15/diagnostikaizobrazitelnoy-deyatelnosti-detey ]. Режим доступа – свободный
2.
Осень в картинах художников [https://www.maam.ru/detskijsad/osenv-kartinahhudozhnikov.html]. Режим доступа – свободный. 3.
Особенности изготовления посуды из семикаракорской керамики.
[https://dedpodaril.com/interesno/semikarakorskaya-keramika.html]
4. Семикаракорская роспись [ https://aksinia.ru/]. Режим доступа –
свободный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».