I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка
Программа «Гармония» предусматривает дифференцированный подход
к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей
воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов
обучения позволяет заложить основы для формирования основных
компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать
согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом
возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных
программы в сжатые сроки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы от 7 до 13 лет. В объединение дети принимаются на свободной
основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
заниматься сольным и ансамблевым пением.
Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только
вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и
классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают
навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические
центры организма в целом.
Нормативные документы на основании которых разработана программа
«ГАРМОНИЯ»:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. №
ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ»,
Приказ министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 29.08.2023 № 808 «О внедрении моделей
2
выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных
программ для детей с различными образовательными возможностями и
потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской
местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и
реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме» и др.
Уставом и локальными актами МБУ ДО ГДДТ.
Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития
воображения, мышления, социального взаимодействия, обучающиеся могут
приобрести практические навыки, которые могут использоваться в
повседневной жизни. Социализация детей с ОВЗ происходит в коллективе
сверстников в процессе репетиций, концертной деятельности, в
воспитательных и досуговых мероприятиях.
Несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у
них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных
участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же
закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с
нормативным развитием.
АДОП «Мелодия» учитывает зависимость процесса социальной адаптации
детей с ОВЗ в системе дополнительного образования
не столько от
выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия
специальных образовательных условий.
Данная
программа, предусматривает сочетание образовательных,
коррекционно-развивающих,
психотерапевтических
и
лечебнооздоровительных технологий.
Новизна: за счет реализации АДОП «Мелодия», возможно решать
задачи по преодолению или снижению остроты проблем детей с нозологией
(РАС, ДЦП, ЗПР и др.): развитие речи и коммуникационных способностей,
воображения и эмоциональной сферы. Программа направлена на
удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ в
художественно-эстетическом, интеллектуальном, духовно-нравственном
аспекте, а также нацелена на формирование и развитие творческих
музыкальных способностей юных вокалистов.
К работе с детьми ОВЗ привлекаются специалисты: педагог-психолог,
социальный педагог, педагог-организатор и др.
Отличительные особенности программы:
В работе с детьми ОВЗ применяется личностный и деятельностный подход,
который учит применять в жизни навыки общения, культуру поведения,
бытовые правила.
Занятия построены на основных педагогических принципах:
• дифференцированного подхода к обучающимся с разными
проблемами;
• доступности (от простого к сложному);
• систематичности и последовательности;
3
• учет региональных особенностей и национальных культурных
традиций;
• учет требований гигиены и охраны труда;
• учет возможностей, интересов и способностей обучающихся;
• принцип разнообразия форм обучения;
• принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала
детей с ОВЗ их участие с обучающимися (норма) в совместных
воспитательных мероприятиях, социальных акциях, выставках, конкурсах и в
других мероприятиях.
Интеграция со смежными дисциплинами – историей, литературой,
рисованием – значительно расширяет кругозор обучающихся с ОВЗ и
способствует углублению знаний по предметам и в социальных
взаимодействиях.
1.2. Цель программы:
создание условий для социальной адаптация детей с ОВЗ, развития
потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка
средствами музыкальной деятельности.
Задачи программы:
Личностные (развивающие):
- развитие психологической устойчивости, самостоятельности;
- развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к
познанию;
- развитие социального взаимодействия;
- развитие коммуникативных качеств,
Метапредметные (воспитательные):
- воспитание приоритета общественных ценностей;
- воспитание культурных и эстетических навыков;
- воспитание интереса к предмету и к процессу обучения в целом;
Предметные (образовательные):
- формирование необходимых знаний и навыков,
- формирование устойчивого интереса к пению и занятиям музыкой;
- развитие воображения и творческих способностей;
- обогащение опыта детей через концертную и творческую деятельность
Характеристика программы.
Направленность.
Адаптированная
дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Мелодия»
вокльно-музыкального
направления является модифицированной. Представленная программа
имеет два уровня обучения (ознакомительный и базовый).
Направление деятельности: вокал
Тип программы: многоуровневая
Вид программы: адаптированная.
4
Уровень освоения обучающимися: программа имеет 2 уровня
обучения:
• стартовый уровень: 1-й год обучения;
• базовый уровень: 2 и 3 год обучения;
Срок реализации: всего 3 года – 108 ч.;
Режим занятий: программа составлена с учётом требований
современной педагогики, реализуется в очной форме и рассчитана на 3года
обучения общим объемом 108 часов (1 учебный час = 45 минут), занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 уч. часу.
Из них:
1 год обучения – 36 часов;
2 год обучения – 36 часов;
3 год обучения – 36 часов.
Форма, тип обучения:
Форма занятия – индивидуальная – 1 чел.
Занятия проводятся в традиционной форме в соответствии с
возможностью обучающихся с ОВЗ (лекция, игры-ситуации, объяснение с
привлечением детей, музыкальные игры и т.д.) с применением специальных
методов обучения. Используется словесный метод: беседа, дискуссия с
игровым моделированием, обсуждение, игра. Практическая работа является
основной формой проведения занятия по вокалу.
Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ по АДОП «Мелодия»
зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития,
сколько от наличия специальных образовательных условий. К работе с
детьми ОВЗ по программе привлекаются специалисты: педагог-психолог,
социальный педагог, методисты, педагог-организатор.
Деятельность педагогических работников, реализующих адаптированные
дополнительные образовательные программы, предусматривает сочетание
образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и
оздоровительных технологии.
Во время дистанционной работы (пандемия, ЧС) организуется
самостоятельная работа обучающихся под родительским контролем,
проводятся видеоконференции, мастер-классы в онлайн режиме, видеоуроки
для самостоятельной творческой деятельности, онлайн-конкурсы, онлайнвыставки.
Адресат, наполняемость групп:
Программа «Мелодия» предназначена для детей с ОВЗ от 7 до 10 лет.
Набор в детские объединения осуществляется в начале учебного года по
заявлению родителей, с учетом пожеланий детей, независимо от их уровня
творческих способностей и подготовки, в соответствии с рекомендациями
специалистов ПМПК. Программа рассчитана на индивидуальные занятия с
детьми ОВЗ.
5
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 уч. часу (= 45 мин.)
Индивидуальные занятия осуществляются при наличии рекомендаций
специалистов для работы с ребёнком ОВЗ. Программа доступна для детей с
тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с
расстройством аутистического спектра (РАС), с задержкой психического
развития (ЗПР), с интеллектуальными нарушениями.
Сроки диагностики:
Диагностика освоения образовательной программы проводится три
раза в год:
в сентябре (входящая), в декабре (промежуточная), в мае (итоговая).
Единство диагностики и коррекции в обучении и социальной адаптации
детей с ОВЗ предусматривает возможность эффективности коррекционнопедагогической работы только на основе своевременного выявления
имеющихся отклонений, определения перспектив психического развития и
оценки потенциальных возможностей ребенка. Поэтому к диагностике
обученности и воспитанности детей с ОВЗ привлекаются педагог-психолог и
социальный педагог.
1.3.
Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
АДОП «Мелодия» (наименование программы)
№
п/
п
Название
раздела,
темы
Количество часов
всег теори практик
о
я
а
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации,
диагностики и
контроля
Модуль 1.«Основы музыкально-певческой грамотности»
1.1 Певческая
. установка
5
1
4
индивидуальн
ое
Изучение
нотной
грамоты
Тест,
педагогическо
е наблюдение,
методика
Подвойской
О.А.
1.2 Постановка
. голоса
5
1
4
индивидуальн
ое
Педагогическо
е наблюдение
Модуль 2.«Работа над репертуаром»
2.1 Основы
пения по
5
1
4
индивидуальн
Опрос, беседа
6
.
нотам
ое
2.2 Учебно. тренировочн
ый материал
(распевки,
вокальные
упражнения)
5
2.3 Музыкальны
. е игры
5
2.4 Игра на
инструментах
5
2
1
3
индивидуальн
ое
Зачёт
5
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
4
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
Модуль 3. «Ансамблевое пение»
3.1 Пение в
. ансамбле с
педагогом
2
2
Ансамблевая
Педнаблюден
ие, концерты,
3.2 Концертная
. деятельность
2
2
Ансамбли,
соло,
Концерты,
конкурсы
3.3 Итоговое
занятие
2
2
итоговое
Диагностика
Итого:
36
6
30
Содержание учебного плана 1 года обучения
В качестве основного дидактического средства, отражающего
содержание обучения по программе «Мелодия», используются материалы
программы «Мои ступеньки в музыку», адаптированные к работе с ребенком
ОВЗ.
Используется многократно апробированная в работе с дошкольниками
рабочая тетрадь «Мой первый музыкальный альбом». Конструирование
рабочей тетради производится в присутствии обучающегося и при его
участии (от занятия к занятию), путем вклейки в обычный альбом для
рисования, заранее приготовленных педагогом, заданий в течение 3-х лет
обучения.
Рабочая тетрадь конструируется и применяется в образовательном
процессе с целью визуализировать:
7
1) продукты деятельности ребёнка на занятии, своеобразные «опорные
сигналы» (по Шаталову В.Ф. педагог-новатор, методика);
2) музыкальные явления и образы музыкальных произведений,
песенок, попевок;
3) образы персонажей ладовой сольмизации;
4) персонажей ритмической наглядности;
5) музыкальных понятий; связи музыки с речью, временных
представлений;
6) выполнения заданий на формирование пространственных
отношений;
7) выполнение заданий формирующих графические навыки
(правильно удерживать карандаш; определиться с ведущей рукой; овладение
штриховкой, раскрашиванием в контурах; ориентация на листе);
8) формирования сложных психофизиологических функций «вижуслышу», «слышу-вижу»;
9) терпеливо
и
последовательно
завести
сложный
нейрофизиологический
механизм
зрительно-моторных
координаций
распознавания нотно-графических высотных соотношений.
Рабочая тетрадь «Мой первый музыкальный альбом» строится по
принципу «забегания» вперёд и возвращения к пройденному на новом витке
освоения навыков образовательной деятельности - умения слушать, понимать
и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и
правилу, анализировать, обобщать, классифицировать.
Этапы работы с рабочей тетрадью:
Первый этап - «Копилочка песен и образов».
Начиная с опоры на картинку-образ ребёнок;
запоминает музыкальный образ музыкального произведения, песни,
попевки, потешки;
припоминает, услыхав звучание этого музыкального материала;
запоминает мелодию с помощью пластического интонирования;
исполняет вместе с педагогом;
составляет рассказ по картинке к этому музыкальному произведению,
что предполагает развитие и совершенствование активной речи, словарного
запаса обучающегося;
яркие, понятные детям образы стимулируют спонтанные,
непринужденные индивидуальные проявления музыкальных певческих
способностей (что далее является основой формирования вокальнопевческих навыков).
Учебный план 2-го года обучения
АДОП «Мелодия» (наименование программы)
8
№
п/
п
Название
раздела,
темы
Количество часов
всег теори практик
о
я
а
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации,
диагностики и
контроля
Модуль 1.«Основы музыкально-певческой грамотности»
1.1 Певческая
. установка
5
1
4
индивидуальн
ое
Изучение
нотной
грамоты
Тест,
педагогическо
е наблюдение,
методика
Подвойской
О.А.
1.2 Постановка
. голоса
5
1
4
индивидуальн
ое
Педагогическо
е наблюдение
Модуль 2.«Работа над репертуаром»
2.1 Основы
. пения по
нотам
5
1
4
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2.2 Учебно. тренировочн
ый материал
(распевки,
вокальные
упражнения)
5
2
3
индивидуальн
ое
Зачёт
2.3 Музыкальны
. е игры
5
5
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2.4 Игра на
инструментах
5
3
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2
Модуль 3. «Ансамблевое пение»
3.1 Пение в
. ансамбле с
педагогом
2
3.2 Концертная
. деятельность
2
1
1
Ансамблевая
Педнаблюден
ие, концерты,
2
Ансамбли,
соло,
Концерты,
конкурсы
9
3.3 Итоговое
занятие
2
Итого:
36
2
8
итоговое
Диагностика
28
Содержание учебного плана 2 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения также отражено в работе
с рабочей тетрадью «Мой первый музыкальный альбом».
Второй этап- «Переход к ладовой сольмизации».
Знакомясь с персонажами («Дети-звуки») ладовой сольмизации,
обучающиеся:
возвращаются
к разученному на слух музыкальному материалу,
анализируют с помощью педагога звуковысотность, ритмическую
упорядоченность;
принимают условия и приобретают умение производить знаковосимволические
действия,
кодирование,
декодирование
явлений
звуковысотных соотношений (начиная с простейшей интонации нисходящей
малой терции, на которой строится первоначальный песенный репертуар);
на этом этапе каждая страница альбома дополняется заданием-вклейкой,
которое отображает мелодический рисунок, «зашифрованный» кружками«бусинками» на 2-х линейном нотном стане (линейки выделены разным
цветом; красным и синим);
обучающиеся раскрашивают кружки в соответствующий цвет (такие
условия легко принимаются детьми, т. к. кружки сравниваются либо с
бусинками на ниточке, либо с птичками, прилетевшими и рассевшимися на
проводах, т.е. имеют конкретные образы-замещения);
эта работа в альбоме позволяет исполнить «по детским нотам» простую
песенку-попевку на ксилофоне с помеченными таким же цветом
деревянными пластинами, т.е. достигнуть столь желанного, радостного и
быстрого, не утомительного долгими тренировками, результата, т.к. музыка
эта уже прочно поселилась в их восприятии.
выполненная в альбоме работа становится стимулом для формирования и
совершенствования двигательных способностей:
координации крупных движений обеих рук и владение своим телом;
умений и навыков в манипуляциях различными предметами, для
формирования зрительно-моторных координаций (т.е. для развития
двигательной области коры головного мозга)
при исполнении на музыкальном инструменте - ксилофоне (элементарный
инструментарий Карла Орфа).
Учебный план 3-го года обучения
10
АДОП «Мелодия» (наименование программы)
№
п/
п
Название
раздела,
темы
Количество часов
всег теори практик
о
я
а
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации,
диагностики и
контроля
Модуль 1.«Основы музыкально-певческой грамотности»
1.1 Певческая
. установка
5
1
4
индивидуальн
ое
Изучение
нотной
грамоты
Тест,
педагогическо
е наблюдение,
методика
Подвойской
О.А.
1.2 Постановка
. голоса
5
2
3
индивидуальн
ое
Педагогическо
е наблюдение
Модуль 2.«Работа над репертуаром»
2.1 Основы
. пения по
нотам
5
1
4
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2.2 Учебно. тренировочн
ый материал
(распевки,
вокальные
упражнения)
5
2
3
индивидуальн
ое
Зачёт
2.3 Музыкальны
. е игры
5
5
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2.4 Игра на
инструментах
5
3
индивидуальн
ое
Опрос, беседа
2
Модуль 3. «Ансамблевое пение»
3.1 Пение в
. ансамбле с
педагогом
2
2
Ансамблевая
Педнаблюден
ие, концерты,
3.2 Концертная
2
2
Ансамбли,
Концерты,
11
.
деятельность
3.3 Итоговое
занятие
Итого:
2
36
2
8
соло,
конкурсы
итоговое
Диагностика
28
Содержание учебного плана 3 года обучения
Содержание учебного плана 3 года обучения это третий этап работы по
конструированию самодельного учебника «Накопление интонационного
словаря».
Использование в данной программе «Мелодия» рабочей тетради по
программе автора «Мои ступеньки в музыку» («Мой первый музыкальный
альбом») на этом этапе заключается в закреплении и усовершенствовании
полученных впечатлений, радостных переживаний, удовольствий от
деятельности и движения к новым «открытиям». Цель педагога:
отчленить схему мелодии от образа и дать ей новое название, имеющее
музыкальную «природу»;
подвести детей к слышанию и дифференцированию звуков по высоте и
пониманию различия, начиная с 2-х звуков, затем, добавляя звуки и линейки
к нотному стану;
подвести к узнаванию этих соотношений в новых мелодиях, новых
музыкальных произведениях.
стимулировать пение песенок-попевок, с показом в альбоме, «перебирая»
указательным пальцем левой руки кружочки - «бусинки» (в схематическом
изображении мелодии), при этом правой рукой отображать ручной знак того
звука, который в этот момент звучит.
На этом этапе формируются такие предпосылки формирования
познавательных УУД как:
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
умение находить нужную страницу;
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными
задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных
частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).
В возрасте 5-7 лет дошкольники начинают интересоваться буквами,
запоминать их, проявлять интерес к чтению. Рабочая тетрадь «Мой первый
музыкальный альбом» предлагает задания на игры с буквами:
«Охотники на буквы» («Поймай гласную букву в сачок, обведи букву
кружком – поставь справа палочку»), на первом уровне выполнения этого
задания гласные буквы напечатаны в тексте красным шрифтом; на втором
уровне встречаются «ловушки Чернокраса» - буквы выделенные жирным
шрифтом, но черным цветом; на третьем уровне – все буквы черным
шрифтом.
12
«Обведи буквы по контуру» в словах, которые являются музыкальными
терминами («Помоги буквам стать заметными»).
разучивание и исполнение песни Г.Струве «Алфавит». В рабочей
тетради предлагается раскрасить буквы алфавита: – гласные в красный цвет,
твердые согласные в синий, мягкие согласные в зелёный цвет, твердо-мягкие
в синий и зелёный пополам. При пении водить пальцем по изображению букв
(программа «По дороге к азбуке» Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.).,
«Ищу ошибки» – задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или
отыскать неправильно написанные буквы;
«Выделение гласных букв». В буквенных текстах к песенкам-попевкам
все слова разделены на слоги, дети анализируют длительности звуков в
мелодии («Музыка любит гласные, потому что они поются»), записыватют
ритмический рисунок нотами.
В рабочей тетради отводится место счёту. Разработаны задания на
основе стихов детского поэта Сергея Кузьмина и рисунков художников
Ирины и Владимира Пустоваловых «Цифры и счёт», где представлены
иллюстрации, стихотворения и цифры для раскрашивания. Выполняя это
задание, дети с педагогом напевают стихи на мотив, сочиненный самим
педагогом. Впоследствии эти 10 песенок «малышек» становятся игровым
музыкальным материалом.
Все
перечисленные
предлагаемые
детям
задания
занимают
непродолжительное время занятия и несут мультимодальный характер
взаимодействия детей и педагога.
Таким образом, в рабочих тетрадях по программе «Мелодия» отражен не
только весь образовательный процесс, но и сам обучающийся.
Контролируемы и диагностируемы продукты его деятельности на занятии,
его отношение к обучению, уровень сформированности школьно значимых
психофизиологических функций.
В манипуляциях с «Моим первым музыкальным альбомом» проявляются все
4 блока формирования предпосылок универсальных учебных действий
(УУД)
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
1.4.
Планируемые результаты
Личностные
Помощь обучающимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость в жизни и в
искусстве.
Воспитывать в детях добро, любовь к родным. Учить быть внимательными к
людям. Прививать заботу о семье, неравнодушное отношение к друзьям,
окружающему миру.
Воспитывать культуру поведения в обществе.
Метапредметные
13
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность средствами музыки.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
Развивать мелкую моторику и координацию движения;
Предметные
Изучение данного курса позволит детям получить певческие навыки, развить
речь и мышление.
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации
этих возможностей.
Знакомить детей со специальной терминологией.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график 1 обучения
Срок реализации: 1 год. очно, (по 72 час).
1 год теория: 6 час,
практика: 30 час.
№п/ Дата Кол-во Кол-во КолКол-во
Режим КолДата
п
начала учебн учебн
во каникуляр занятий
во
оконч.
заняти
ых
ых
учеб
ных и
контр. заняти
й
недель дней
.
празд.
заняти
й
часо
й
в
1.09
36
36
36
1 час. в
3
31.05
нед.
Календарно-тематический план 1 год обучения Календарнотематический план
2023-24 уч.г. (1-й год обучения)
№ Дат
Тема занятия
Кол Вре
Форма
Мест Форма
п/ а
-во мя
занятия
о
контроля
п
часо про
пров
в веде
еден
ния
ия
заня
тия
14
1.
2.
3.
4.
06.
09
Инструктаж по технике
безопасности
13.
09
«Музыка - добрая
волшебница, прекрасная
фея - не видна, но слышна,
закрой глаза и увидишь!»
«На что похож
метроном?» «Музыка
живая, в ней тоже бьется
сердце».
«Ладошки умеют
«говорить» слова: имена
детей, названия животных,
птиц и т.д.»
«Волк и зайчик из
волшебного музыкального
леса»
«Музыка «велит» нам
двигаться»
20.
09
27.
09
5.
04.
10
6.
11.
10
7.
18.
10
«История о том, как
дружат Зоя и Витя». «Витя
хочет быть поэтом». «Зоя
хочет быть
композитором».
«Ладошки могут «спеть»
песенку»
1
обучающее
занятие
1
обучающее
занятие
1
занятие
закрепление
1
обучающее 221
занятие
наблюден
ие
обучающее 221
занятие
221
занятиезакрепление
наблюден
ие
обучающее 221
занятие
221
Обучающее
занятие
наблюден
ие
тестзадание
1
1
25.
10
9.
01.
11
«История о том, как дети
посылали песенку в
письме».
1
10. 08.
11
«Какие звуки у осени?»
«Какие краски у осени?»
1
11. 15.
11
«У
Музыки
много
чудесных Помощников, но
самые первые – Ритм и
Мелодия».
«Сказка о злом колдуне
Шуме и вредном карлике
Крике».
«Молчаночка – любимая
внучка бабушки Тишины».
13. 29._
11
14. 06._ «У Зои появляется
подружка Рая»
12
входящая
диагности
ка
1
8.
12. 22.
11
221
вводное
занятие
1
1
1
1
1
наблюден
ие
221
221
Занятие- 221
закрепление
221
занятиезакрепление
обучающее 221
занятие
Обучающее
занятие
221
Занятие- 221
закрепление
наблюден
ие
наблюден
ие
опрос
опрос
опрос
наблюден
ие
тестзадание
опрос
15
15. 13._ «Подбираем к музыке
слова»
12
1
16. 20._ «Здравствуй, матушказима!»
12
1
17. 27._ «Здравствуй, матушказима!»
12
1
18. 10._ «Художник, поэт,
композитор: каждый
01
1
19. 17._
01
1
20. 24._
01
21. 31._
01
говорит с нами своим
особым языком».
«Сколько шагов длилась
песенка?»
«Шаги – доли»
«В каждой доле лишь один
звук».
«В каждой доле по два
звука».
«Сказка
о
царе
Диапазоне».
22. 07._ «У Зои, Вити и Раи новая
знакомая – Нонна».
02
23. 14._ «Сочинение музыки
картинке
«Слон
02
24. 21._
02
к
и
Моська».
«Новое знакомство Лена».
1
1
наблюден
ие
Обучающее
занятие
тестзадание
1
занятиезакрепление
опрос
1
30. 03._ Сочинение музыки:
«Солдаты маршируют».
04
обучающее
занятие
опрос
27. 13._
03
знакомство
опрос
занятиезакрепление
1
29. 27._ «Новое
Даня».
03
Занятиезакрепление
1
26. 06._ «К нам пришел сеньор
Мажор». «К нам пришел
03
28. 20._
03
наблюден
ие
тестзадание
опрос
1
сеньор Минор».
«Сочинение музыки к
сказке
«Красная
Шапочка».
«Если нота белая, значит
нота целая…»
опрос
Занятиезакрепление
1
25. 28._ «Народные обычаи.
Заклички весны».
02
221
занятиезакрепление
обучающее 221
занятие
221
обучающее
занятие
1
–
обучающее
занятие
Обучающее
занятие
наблюден
ие
тестзадание
Занятиезакрепление
опрос
занятиезакрепление
опрос
обучающее
занятие
1
Обучающее
занятие
1
Занятиезакрепление
наблюден
ие
тестзадание
опрос
16
31. 10._ «Новое знакомство –
Биана».
04
1
32. 17._ «Видишь, семеро ребят на
лужайке стали в ряд».
04
1
33. 24._ «Тихо, тихо рядом сядем,
входит музыка в наш дом.
04
1
занятиезакрепление
34. 08._
05
1
Занятиезакрепление
опрос
1
Занятиезакрепление
опрос
1
праздничное
занятие
итоговая
диагности
ка
35. 15._
05
36. 22._
05
В удивительном наряде
разноцветном,
расписном».
«Музыкальные
инструменты
рассказывают сказку».
«Музыкальные
инструменты
рассказывают сказку».
«Здравствуй, славная пора!
Здравствуй, лето!»
занятиезакрепление
занятиезакрепление
опрос
наблюден
ие
тестзадание
2.2. Условия реализации программы
АДОП «Мелодия» может реализовываться в очной, очно-заочной форме, с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (при ЧС, карантине и др. ситуациях по Приказу).
В случае расхождения количества учебных часов, предусмотренных
рабочей программой на проведение учебных занятий, и фактическим
количеством проведённых учебных занятий по причинам: карантин,
природные факторы, болезнь педагога, дополнительные учебные дни, или их
нехватка (в соответствии с праздничными периодами в производственном
календаре РФ), в календарно-тематическое планирование
вносятся
изменения.
При корректировке рабочей программы изменяется количество часов,
отводимых на раздел, или тему. При этом обеспечивается реализация
практической и теоретической части в полном объеме.
В
работе
над
реализацией
программы
используются
следующие методы:
организации
образовательной
деятельности;
дифференцированного обучения; проблемного обучения. Форма организации
образовательного процесса: групповая, мало-групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии при реализации АДОП «Мелодия»:
технология проблемного обучения, здоровьесберегающие
технологии,
технология дифференцированного обучения, технология развивающего
обучения и др.
Кадровое обеспечение: требования к педагогу дополнительного
образования, к уровню образования, квалификации в соответствии с
17
профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
Кадровое обеспечение:
Требования к педагогу дополнительного образования к уровню
образования, квалификации в соответствии с профессиональным стандартом
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
С детьми по адаптированной программе работают, также «социальный
педагог», «педагог-психолог», «педагог-организатор» и др.
Для работы с детьми ОВЗ рекомендуется прохождение курсовой
подготовки по программе «Дополнительное образование детей с ОВЗ:
организация условий и содержательные аспекты» в объеме 108 или 72 час.
2.3. Материально-техническое обеспечение
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от
простейших упражнений до самостоятельно выполненной работы. Особое
внимание обращается на уровень усвоения учащимися получаемых знаний и
навыков, на закрепление их в последующих заданиях, всё это развивает у них
не только практические навыки, но и творческое начало.
Среди дидактических материалов к программе «Мелодия»
используется:
Демонстрационный материал:
картинки к изучаемым попевкам;
картинки, поясняющие музыкальные понятия;
картинки с изображением музыкальных инструментов;
картинки персонажей по образнообозначенным темам программы.
Инструменты:
фортепиано;
элементарный инструментарий Карла Орфа;
детские музыкальные инструменты.
Раздаточный материал:
фланелеграфы и набор коробочек с цветными кружками для
складывания схем мелодий;
набор ритмических карточек;
авторская рабочая тетрадь «Мой первый альбом по музыке».
- конспекты занятий;
- фонотека;
- звуко- и видео- воспроизводящая аппаратура (ноутбук, монитор,
усилительные колонки.
- игрушки;
- расходный материал для работы (личная собственность обучающегося).
18
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические
задания даются индивидуально. Дальнейшая работа ведется, учитывая
возможности ребенка с ОВЗ. Теоретические вопросы включаются в
практическую деятельность и являются каналом для творческой инициативы
ребенка.
2.4.
Формы аттестации
При приеме ребенка в объединение важно зафиксировать его начальный
уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня,
невозможно оценить достигнутый результат (входящая диагностика).
Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного
отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень
в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится
текущий контроль или промежуточная диагностика. Это позволит увидеть
имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с
обучающимися.
И,
наконец,
в
конце
учебного
года
проводится
итоговая
аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы,
изученной за определенный год обучения, или если этот год является
последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в
целом.
Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм
контроля/аттестации, поэтому мы применяем те, которые интересны и
увлекательны для обучающихся. По программе АДОП
«Мелодия»
применяются самые разные формы: стимулирование речи и общения
посредством музыкальных занятий, введение музыкальных игр и
упражнений, как средства развития слухового внимания ребёнка, чувства
ритма, пространственных представлений, координации движений,
коммуникативных навыков
Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые
применяются при диагностике по АДОП:
1.Тестовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных
задач, схемы - головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: открытые занятия для родителей, участие в отчётных
мероприятиях
4. Анкетирование.
5. Педагогическая диагностика.
6. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
7. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
19
8. В качестве основного диагностического средства при обучении по
программе «Мелодия» используется рабочая тетрадь «Мой первый
музыкальный альбом», разработанная автором программы «Мои ступеньки в
музку»
9. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
10. Тематические кроссворды.
11. Собеседование.
12. Музыкальные игры
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Критерии оценки по параметрам диагностики к дополнительной
общеразвивающей программе ДЮВО «Соло сонг» «Прекрасен мир
поющий» применимы в совместной деятельности с ребёнком с ОВЗ.
Диагностика практической подготовки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Уровень эмоционально-субъектных проявлений
Уровень деятелъностно-субъектных проявлений
Уровень развития чувства ритма
Уровень развития звуко-высотного слуха и интонирование мелодии
Музыкальная память
Владение элементарными навыками слухового анализа
Владение элементами пластического интонирования
Диагностика теоретической подготовки
Знания при освоении на интонационной основе элементами музыкальной
грамоты, в частности, средствами музыкальной выразительности выступают
критериями оценки по параметрам теоретической подготовки.
1. Знания о высоте звуков,
2. Музыкальное понятие о метроритме,
3. Освоение понятия о ритме и темпе, тембре, динамике, регистрах
4. Теория построения мажоро-минорного звукоряда.
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российский Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» от 31.07.2020 №304-ФЗ в статье 12 «Общие требования к
организации воспитания» установлено, что воспитание обучающихся
осуществляется на основе рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы, включаемых в образовательную программу.
20
Воспитательный вектор дополнительного образования детей задается
на региональном, муниципальном уровнях, в соответствии с «Концепцией
развития дополнительного образования детей на период до 2030 года».
Рабочая программа воспитания является разделом воспитательной
системы МАУ ДО ДДТ на 2022-2027 год и призван обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов: формирование у обучающихся
основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности.
Характеристика детского объединения
АДОП «Мелодия» реализуется в МАУ ДО ДДТ для обучающихся
младшего и среднего школьного возраста.
По программе занимаются дети с ОВЗ, но в объединение ДЮВО ходят и
дети норма. В коллективе сверстников проходит социализация личности
детей и подростков.
В объединении конфликтных ситуаций, требующих помощи психолога и
других специалистов не возникало. Дети занимаются с интересом,
заинтересованы, как в личных, так и групповых результатах.
В течение обучения дети участвуют в традиционных праздниках, утренниках
МАУ ДО ДДТ,
Целеполагание
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей,
формирования общей культуры, духовно-нравственного развития личности,
гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
- воспитание культурных и эстетических качеств личности дошкольников;
- усвоение правил поведения в детском коллективе;
- активизация познавательного интереса обучающихся к духовнонравственным истокам и ценностям своей Родины и родного края;
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни.
Ожидаемые результаты
Дети, посещающие занятия станут более воспитанными, культурными, с
развитыми качествами: дружелюбие, трудолюбие, терпимость, выдержка.
Программа воспитания предполагает:
создание сплоченного детского коллектива;
проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
наличие положительной динамики роста духовно-нравственных и
гражданско-патриотических качеств личности ребенка;
21
самоопределение детей, склонность к будущей профессии;
профилактику правонарушений.
Приоритетные направления:
- профориентация,
- профилактика,
- гражданско-патриотическое воспитание,
- здоровьесберегающее воспитание,
- культурно-досуговое воспитание,
- работа с родителями.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
- организация и посещение выставок,
-посещение музея, библиотеки,
- воспитательные часы, беседы,
- праздники,
- интеллектуальные и психологические игры,
- игровые и досуговые программы,
- беседы, консультации и др.
Календарный план воспитательной работы
на 2024-2025 учебный год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Название мероприятия,
Срок
форма работы
Работа с родителями обучающихся, семьёй
День открытых дверей
сентябрь
Родительское собрание
сентябрь
Консультация «Безопасность обучающегося при ноябрь
нахождении в ДДТ»
Листовка «Интернет, его плюсы и минусы»
декабрь
Консультация «Развитие вокальных способностей февраль
детей и возможности реализации»
Концертная программа «Праздник Весны и любимой
март
мамы!». Родительское собрание «Семья – ячейка
нашего общества»
Анкета
«Удовлетворенность
образовательными апрель
услугами»
Творческий отчёт объединения
май
Консультирование родителей по итогам обучения
май
Гражданско-патриотическое воспитание
Беседа «Я люблю свой край родной!»
сентябрь
Ответственный и
результат
ДДТ
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
педагог д/о,
педагог-психолог
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
22
11.
12.
13.
14.
Фотоакция, выставка рисунков «Таганрог – родина
А.П. Чехова»
Беседа «Богатыри на защите отечества»
Городская акция «Под флагом добра»
Детям о Гимне России
октябрь
Ляпидевская А.В.
февраль
май
май
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Ляпидевская А.В.
Трудовое и профориентационное воспитание
15.
16.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Помощь педагогу в поддержании порядка в кабинете
сентябрь Ляпидевская А.В.
Оформление кабинета к новому году
декабрь Ляпидевская А.В.
17. Здоровьесберегающее (физкультурно-спортивное) воспитание
День здоровья
сентябрь Ляпидевская А.В.
Беседа «Правильная осанка»
январь
Ляпидевская А.В.
Беседа о правильном питании
февраль Ляпидевская А.В.
Беседа «Я познаю мир»
май
Ляпидевская А.В.
Культурно-досуговое воспитание
Праздник осени «Провожают дети осень»
ноябрь
Ляпидевская А.В.
«Новогодние посиделки» игровая программа для декабрь Ляпидевская А.В.
обучающихся
Экскурсия в Музей космонавтики МОБУ СОШ № 3
апрель
Ляпидевская А.В.
им. Ю.А. Гагарина
Праздник Весны и Любимой Мамы
март
Ляпидевская А.В.
Экскурсионно-концертное мероприятие ДЮВО «Соло май
Ляпидевская А.В.
сонг» в МБУК ЦБС им. А.П. Чехова г.Таганрога «Домик Чайковских»
Праздник «День защиты детей»
июнь
Ляпидевская А.В.
Правовое воспитание
Инструктаж обучающихся по ТБ
сентябрь Ляпидевская А.В.
Беседа о правилах поведения в общественных местах
сентябрь Ляпидевская А.В.
Беседа о ПДД
декабрь Ляпидевская А.В.
Навыки безопасности
февраль Ляпидевская А.В.
Профилактика правонарушений
март
Ляпидевская А.В.
Беседа об антитеррористической безопасности
май
Ляпидевская А.В.
23
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и
множественными нарушениями развития: программно-методические
материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
3. Возрастные особенности психического развития детей //под ред.
Дубровиной И.В., Лисиной М.И. –М., 2000.
4. Горский В.А., Иванченко В.Н., Хацкевич Н.Ф., Родионова Е.П.Влияние
интеграционных процессов на развитие творческого потенциала
учащихся. - Ростов-на-Дону, 2014.
5. Домогацкая Е. Методика диагностики эстетических способностей
детей. М.: Классика-XXI. 2004
6. .Возрастные особенности психического развития детей //под ред.
Дубровиной И.В., Лисиной М.И. –М., 2000.
Список литературы для обучающихся:
1. Казиник М.С. Буравчик в стране света. Что такое культура?- М.:
«Бослен», 2018.
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Музыка», 2001.
Список литературы для родителей:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?. М.; «АСТ – Астрель»,
2008.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?.М.: «АСТ
– Астрель», 2008.
3. Гульян Е.И. Музыкальная грамота для начальной и средней школы. М.,
2017.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: «Детская
литература», 1972.
5. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: «Диамант», «Золотой
век», 2006.
6. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. -М.: «Аквариум»,
2010.
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Музыка», 2001.
Список интернет-ресурсов.
1. Сайт учителей музыки "Созвездие Ориона"http://www.sozvezdieoriona.ru/
2. Сайт "Детям о музыке"- http://www.muz-urok.ru/muz.htm
3. VK- сообщество: Детско-юношеское вокальное объединение "Соло сонг"
МАУ ДО "Дворец детского творчества" г.Таганрога.
4. Группа родителей и детей в «WhatsApp» г. Таганрога.
24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание персонажей ладовой сольмизации («дети-звуки»).
(создано автором для стимулирования эмоционально-образного мышления дошкольников
на основе высказываний, пожеланий обучающихся и при их участии)
I
II
III
IV
V
VI
«Дети-звуки» встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой мажорный, радостный, задорный.
VII
«Видишь семеро ребят, на лужайке встали в ряд
Все готовы вдоль реки побежать вперегонки.
Нонна, Лена, Витя, Даня, Зоя, Рая и Биана.
Все готовы вдоль реки побежать вперегонки».
(Микита Иштван Иштванович «Музыкальный букварь»)
Последовательность изучения обучающимися звуков мажорного звукоряда
(«дети-звуки)
Зоя: девочка – «заводила», организатор музыкальных игр, сочиняет песенки,
мечтает стать композитором, яркая натура, любит красное платье. Умеет дружить.
Конфликтна. V ступень мажора. В миноре (VII ступень) становится «капризным»
изменчивым звуком.
Витя: помладше Зои, возможно, ее брат. Спокойный, не обладает таким
музыкальным слухом как Зоя, хочет стать поэтом, слушается Зою, уступает ей в
первенстве. Любит синий костюм. (III ступень мажора, в миноре становится Доминантой).
Рая: близкая подруга Зои, лиричная, романтичная натура, очень красивый звук,
«вечерний», «отдохновенный», близкий к природе. Любит платье зеленого цвета. Ей
присвоен ручной знак, напоминающий голову и шею лебедушки (в мажоре это VI
ступень, а в миноре это звук, который притягивает к себе остальные звуки как магнит,
называется тоника - I ступень минорного звукоряда).
Нонна: девочка смелая, уверенная в себе, справедливая и строгая, всех строит по
порядку, организует. Все «звуки – дети» сплачиваются вокруг неё, т.к. она Тоника мажора
= I ступень. Там, где звуки к ней притягиваются и на нее равняются, царят улыбки, шутки,
25
смех, успех, оптимизм, мажорное настроение. Носит черное бархатное платье с белым
воротничком. Ей присвоен ручной знак – ладошка, собранная в кулачок.
Лена: девочка застенчивая, неуверенная в себе, светленькая, любит поплакать,
обожает Нонну и притягивается к ней, хотя ближе ей минорное настроение. Поэтому,
когда звуки-дети наклоняются (или преклоняются, тянутся, или притягиваются) к Рае позиции Лены становятся поосновательней. Любит желтое платье. Она напоминает
героиню рассказа Короленко «Дети подземелья». Является 2 ступенью мажора, когда
главный звук Нонна (Тоника) и 4 ступенью, когда главный звук Рая (тоника).
Даня: мальчик обидчивый, неустойчивый, дружит с Витей, и часто на него
полагается. С Даней «дело» не будет завершенным. В мажоре выполняет роль
Субдоминанты (IV ступень)/ Находится в родстве с Нонной, т.к. в созвучии с Раей и
Нонной характеризует и подтверждает главенство и первенство Нонны. В миноре
«капризен» и переменчив. Любит фиолетовую одежду, может потому, что находится
между Витей (синий) и Зоей (красный).
И, наконец, Биана: «девочка-звук» иностранка, приехала из Америки или из
Африки. Любит апельсины. Любит платье оранжевого цвета. Острая, эпотажная, не
устойчивая натура, конфликтна. Притягивается, буквально цепляется за Нонну в мажоре.
Входит в «сомнительную компанию», образуя уменьшенное трезвучие с Леной и Даней,
«наводя тень на белый день» и беспокойство. После чего приходится разбираться сначала
Зое, потом Нонне. Биана - VII ступень мажора, звук, который не свойственен
древнерусской музыке. Пришел из европейского музыкального склада.
26
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧАЕМЫХ ИНТОНАЦИЙ
Приложение 2
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
I четверть:«Зо-Ви»,
«Ви-Зо»
II четверть: «Зо-Ра»,
«Ра-Зо»,
«Ви-Ра»
«Ра-Ви».
III четверть: «Зо-Ви-Но»,
«Зо-Ви-Но-Ле»,
«Зо-Но»,
«Ле-Зо»,
«Ви-Ле-Но»,
«Но-Ле»,
«Ле-Но»,
«Но-Ви-Зо
VI четверть: «Зо-Да-Ви»,
«Ви-Да»,
«Но-Ви-Ра».
Мажорный
Звукоряд.
Приложение 3
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
I четверть: «Ви-Да-Зо»
«Зо-Ви-Но-Ра»
«Но-Ле-Ви-Та-Зо-Ра-Зо»
II четверть:«Ви-Ле-Ра»
«Ви-Ле-Ра»
«Но-Ра»
«Ле-Но-Ра»
III четверть «Но-Би-Но-Ле»
«Но-Би-Ра»
«Но-Ле-Ви-Та-Зо-Ра-Би»
«Ра-Но-Би-Ра»
«Ви-Ле-Но-Би-Ра»
«Ви-Но-Ра»
IV четверть: «Ра-Би-Но-Ле-Ви-Да-Зо-Ра»
«Зо-Но-Зо-Но»
«Но-Но